Архив журнала


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86

№8 (62) 2011
2011 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
Педагогические, филологические, социально-экономические науки и искусство
Педагогические науки
Волгоградский государственный социально-педагогический университет в современных социокультурных усло- виях (к 80-летию университета)
Раскрываются представления о сущности и специфике педагогического труда, положенные в основу концепции и программы развития Волгоградского государственного социально- педагогического университета на период 2011 - 2015 гг. С позиции принципа непрерывного педагогического образования представлены сущностные характеристики университетского комплекса ВГСПУ, регулятивы его дальнейшего становления как базового центра подготовки учителей.
Ключевые слова: целостность педагогического образования; личностно ориентированный подход; компетентностный подход; принцип непрерывного образования; университетский комплекс непрерывного образования; субъектная позиция учителя; базовый центр подготовки учителей
Загрузить | PDF, 299 Kb
Личностно-развивающее образование: два десятилетия исканий
Рассматриваются проблематика, методологические и концептуальные основы теории и практики личностно-развивающего образования в поле идей и традиций Волгоградской научно-педагогической школы. Раскрыты научные основы проектирования ситуации развития личности в образовательном процессе, дана трактовка основных результатов исследований и перспектив разработки данной теории.
Ключевые слова: содержание и технологии личностно-развивающего образования; ситуация развития личности; личностный опыт; психологические механизмы и педагогические условия развития личности
Загрузить | PDF, 275 Kb
Гуманитарно-целостный подход в педагогическом исследовании*
Обосновывается необходимость гуманитаризации научно-педагогических исследований, раскрываются отличия гуманитарного подхода от традиционного механистического, выявляются способы получения целостного представления о человеке в гуманитарном исследовании.
Ключевые слова: гуманитарное знание; система; целостность; развитие; кризис; педагогическое затруднение; педагогическая помощь; моделирование
Загрузить | PDF, 262 Kb
Принципы управления качеством образования в вузе
Раскрывается система принципов управления качеством образования в вузе на основе становления коллективного субъекта образовательного процесса: творческой активности субъектов образовательного процесса в реализации политики качества в вузе; полилогического самоопределения и диалогического взаимодействия, а также нацеленности на саморазвитие всех субъектов образовательного процесса.
Ключевые слова: управление качеством высшего образования; образовательный процесс; принципы управления качеством; коллективный субъект
Загрузить | PDF, 262 Kb
Управление качеством образования в вузе: от процессного к ценностно- мотивационному подходу
Представлена методология ценностно- мотивационного управления качеством образования в вузе, обоснованы принципы, формы и методы совершенствования действующих внутривузовских систем управления качеством образования. Предлагается управленческий механизм, который обеспечит актуализацию преподавательского и студенческого потенциала как ресурса непрерывного повышения качества образования.
Ключевые слова: внутривузовская система управления качеством образования; компетентностный подход; методология ценностно-мотивационного управления качеством образования в вузе
Загрузить | PDF, 267 Kb
Педагогическая компаративистика в системе современного научного знания
Определяются философское понимание педагогической компаративистики, ее роль и значение в системе современного научного знания. Выделяются и раскрываются функции сравнительной педагогики. Анализируются сущность и содержание некоторых аспектов образования и воспитания за рубежом.
Ключевые слова: компаративистика; компаративный подход к проблемам образования; сравнительная педагогика; международные исследования
Загрузить | PDF, 267 Kb
Становление и развитие национального образования в России: историко- теоретический аспект
Изложены историко-теоретические основания изучения процесса становления и развития национального образования в России; представлена модель структуры национального образования как методологическая призма историко-педагогического исследования данного феномена. Показаны направления реализации этой модели в педагогической науке и практике.
Ключевые слова: нация; национальное образование; национальная школа
Загрузить | PDF, 268 Kb
Регионализация профессионального образования как главное условие развития учебно- научно-педагогического комплекса
Рассматривается потребность общества в совершенствовании региональной системы образования как инструмента своего развития. Постепенно учебные заведения Волгоградского региона осознаются ведущим фактором наращивания интеллектуального потенциала, уровня профессиональной компетентности специалистов во всех отраслях общественного производства.
Ключевые слова: региональная система образования; ступени обучения и воспитания; университетский учебно-научно-педагогический комплекс; интеграция школы и педагогической науки
Загрузить | PDF, 267 Kb
Концепция построения образования в начальной школе на основе принципа свободы
Представлена концепция построения образования в начальной школе на основе принципа свободы. С помощью логико-исторического анализа выделены структурные компоненты личностной свободы, обосновано включение опыта свободной деятельности в содержание начального общего образования, разработаны эффективные механизмы формирования данного опыта у младших школьников.
Ключевые слова: младший школьник; принцип свободы; личностная свобода; личностно ориентированное образование
Загрузить | PDF, 268 Kb
Современные тенденции подготовки специалистов дошкольного образования
Рассматриваются проблемы подготовки специалистов для сферы дошкольного образования в условиях инновационного развития экономики, возрастающих требований общества к качественному образованию.
Ключевые слова: модернизация дошкольного образования; подготовка педагогических кадров; инновационные технологии; образовательные ресурсы; непрерывное образование
Загрузить | PDF, 262 Kb
Личностно-профессиональное развитие учителя начальных классов в системе высшего профессионального образования: опыт, проблемы и перспективы
Анализируются изменения в целевом, содержательном и технологическом аспектах профессиональной подготовки учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования. Ключевой идеей изменений в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов в вузе должна стать разработка образовательных стратегий и технологий включения личностно-профессионального развития будущего учителя начальных классов в логику процесса его обучения и воспитания в вузе.
Ключевые слова: личностно-развивающая парадигма обучения; личностно-профессиональное развитие; стратегии обучения; технологии обучения
Загрузить | PDF, 268 Kb
Эволюция курса информатики в школе: поиск новой парадигмы подготовки будущего учителя информатики в педагогическом вузе
В условиях становления информационного общества рассмотрена актуальность развития новой компетенции учителя информатики, направленной на решение личностно-развивающих, воспитательных задач в школьном курсе информатики, - формирование информационной компетентности учащегося, основ научного мировоззрения, воспитание нравственных, этических норм поведения в информационной среде и др.
Ключевые слова: теория и методика обучения информатике; личностно-развивающие; воспитательные задачи; информационная культура; информационная компетентность; мировоззрение; информационная картина мира
Загрузить | PDF, 272 Kb
Особенности организации взаимодействия субъектов образования в компьютерной среде
Проводится анализ специфики коммуникационного направления учебной деятельности при обучении в компьютерной среде. Описывается на качественном уровне эволюции коммуникативная готовность учащихся к обучению в компьютерной среде.
Ключевые слова: обучение в компьютерной среде; информационные коммуникационные технологии образования
Загрузить | PDF, 265 Kb
Обучение в сетевых сообществах Интернета как направление информатизации образования
Освещаются базовые вопросы теории обучения в сетевых сообществах Интернета. Раскрывается понятие сетевого сообщества как коллективного субъекта социально- информационной деятельности в сети Интернет, описываются образовательные возможности сетевых сообществ, а также особенности реализации учебных проектов в сообществах Интернета.
Ключевые слова: Интернет; сетевое сообщество; сетевой учебный проект; информатизация образования
Загрузить | PDF, 261 Kb
Value and communicative approach in humanist education: essence, results, perspectives
There are given the results and perspectives of the investigation in the frames of the scientific school based on value and communicative approach in humanist education; substantiated the methodological positions of targeting, principles of the content of humanist education, factors of organization of pedagogical correlation in the humanist educational environment. There is revealed the necessity of axiologization of contemporary education content.
Ключевые слова: ценность; ценностно- коммуникативный подход; аксиологическая среда гуманитарного образования; ценностно-смысловая коммуникация; универсальные гуманистические ценности; value; value and communicative approach; axiological environment of humanist education; value and sense communication; universal humanistic values
Загрузить | PDF, 266 Kb
Коммуникативно- прагматические характеристики учебного иноязычного текста
Обосновывается, что для формирования умений работать с текстовой информацией большое значение имеет обучение текстовой деятельности, при которой следует учитывать деятельность не только по восприятию текста, но и по интерпретации текстового материала. Текст обладает определенными законами построения, смыслового и формального соединения и разграничения составляющих его единиц, а также является систематизирующим образцом функционирования иностранного языка и одной из основных учебно-методических единиц обучения.
Ключевые слова: текст; текстовая деятельность; коммуникативно-прагматические характеристики; лингвистика текста; лингводидактика
Загрузить | PDF, 263 Kb
Проблемы духовного воспитания: концептуальные основания и направления исследования
Охарактеризованы концептуальные положения разрабатываемой в рамках гуманитарно-целостного подхода теории духовного воспитания. Показана специфика данной теории, базирующейся на интеграции идей педагогической науки и вненаучного (философского, религиозного) знания. Представлены методологические положения, необходимые для исследования феномена духовного воспитания, краткие описания ведущих направлений и перспектив.
Ключевые слова: духовное воспитание; гуманитарно-целостный подход; смыслопоисковая деятельность; воспитывающая ситуация; педагогическая герменевтика
Загрузить | PDF, 270 Kb
Гендерный подход к педагогическому образованию в вузе
Раскрываются проблемы гендерного подхода в педагогогическом образовании в вузе, становления педагогической теории и практики
Ключевые слова: гендер; гендерное образование
Загрузить | PDF, 256 Kb
Профессиональные аспекты подготовки эстрадных исполнителей (вокалистов)
Обоснована актуальность специального обучения эстрадных исполнителей. Представлены основные направления оптимизации процесса профессиональной подготовки эстрадных певцов в современных музыкальных учебных заведениях.
Ключевые слова: эстрада; музыкальная эстрада; эстрадно-джазовая музыка; эстрадный исполнитель; эстрадный певец; педагог; студент- вокалист
Загрузить | PDF, 260 Kb
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Этика научных исследований
Рассматривается влияние этических соображений на выбор методики и характер проведения научных исследований. Этические нормы сводятся к следующим основным категориям: 1) честность и добросовестность при проведении научных изысканий; 2) признание интеллектуального вклада других ученых; 3) взаимоотношения с общественностью; 4) моральные ценности, утверждаемые или опровергаемые научным исследованием. Кроме того, анализируются этические нормы, действующие в пространстве Интернета, а также этические проблемы в межкультурной научной коммуникации.
Ключевые слова: этика; научные исследования; Интернет; плагиат; автоплагиат; межкультурная коммуникация
Загрузить | PDF, 257 Kb
Русский язык в мире и мир в русском языке: язык как будущее
Описываются социальные и когнитивные функции русского языка - русская языковая картина мира, современное состояние и структурная динамика русского языка, его прикладное использование современным обществом; дается прогноз будущего русского языка.
Ключевые слова: геолингвистика; георусистика; когниция; когнитивная лингвистика; прикладные модели языка; тенденции развития русского языка; тайм-менеджмент и интеллектуальные практики; языковая картина мира
Загрузить | PDF, 321 Kb
Языковая личность как предмет изучения антропологической лингвистики
Рассматривается языковая личность - обобщенный образ носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельностных ценностей, знаний, установок и поведенческих реакций. Обсуждаются структура языковой личности и ее лингвистически релевантные типы.
Ключевые слова: языковая личность; антропологическая лингвистика; языковое сознание; коммуникативное поведение; лингвокультурный типаж
Загрузить | PDF, 275 Kb
Дискурсивность эмоций в человеческой коммуникации
Обосновывается тезис о дискурсивности эмоций, связанной с коммуникативными/категориальными эмоциональными ситуациями человеческого общения. Эффективность эмоционального общения зависит от адекватности эмоциональных образов у речевых партнеров и от их искренности/неискренности.
Ключевые слова: дискурсивность; образ; коммуникативная/категориальная эмоциональная ситуация; этнический фактор; рационализация эмоций; коммуникативная игра как компонент дискурсивности эмоций
Загрузить | PDF, 270 Kb
Дискурсивный эфф ект: факторы возникновения
Исследуется появление новых смыслов в дискурсе, т.е. возникновение дискурсивного эффекта вследствие воздействия позиционных факторов (синтагматика дискурсивных отношений) и факторов социального статуса источника (парадигматика дискурсивных отношений).
Ключевые слова: дискурс; дискурсивный эффект; коммуникация; интертекстуальность
Загрузить | PDF, 267 Kb
Волгоградская диалектологическая школа: традиции, современное состояние и научный потенциал
Описана работа ученых-лингвистов ВГСПУ (СГПИ, ВГПИ, ВГПУ) по исследованию диалектов Волгоградской области с первых лет существования вуза по настоящее время. Выделены основные направления исследования диалектов.
Ключевые слова: говоры Волгоградской области; переселенческие говоры; современные процессы в говорах; лингвокультурология; этнолингвистика; диалектная лексикография; лингвогеография; лингвистическое краеведение; новые информационные технологии
Загрузить | PDF, 263 Kb
Диалог и диалогичность в интернет-коммуникации
Характеризуется сущность диалогичности как одной из базовых коммуникативных категорий, определяется ее место в современной интернет- коммуникации, анализируется специфика реализации данной категории в рамках таких диалогических жанров, как чат и форум.
Ключевые слова: диалог; диалогичность; интернет- коммуникация; чат; форум
Загрузить | PDF, 271 Kb
Размышления над ономастической терминологией
Ономастика как самостоятельное научное направление утвердилась только в середине ХХ в. Решающий вклад в становление и развитие русской ономастической терминологии внес словарь Н.В. Подольской (1978, 2-е изд. - 1988). В новом словаре ономастических терминов, продолжающем традиции Н.В. Подольской, следует дать дефиниции новым терминам, характерным для развития науки XXI в., показать связь ономастики с лингвистикой, историей, географией, обществознанием, культурологией и другими отраслями знания.
Ключевые слова: ономастика; терминология; терминотворчество; терминосочетания; лексикография; дефиниция; ономатолог
Загрузить | PDF, 281 Kb
Прагматика онима: направления исследований и методика анализа
Выделены три основных направления исследования прагматики имени собственного: выявление прагматического компонента в семантике онима; анализ отношений автора и адресата, а также условий, в которых происходит присвоение имени; исследование взаимодействия онима с ближайшим и дальнейшим контекстом.
Ключевые слова: ономастика; прагмалингвистика; ономастическая коннотация; номинативная ситуация; именующий субъект; адресат; именуемый объект; прагматические функции
Загрузить | PDF, 257 Kb
Эколингвистическое исследование языкового пространства полиэтнического региона
Рассматриваются проблемы многоязычного пространства региона с позиций эколингвистики, освещаются некоторые результаты проведения эколингвистического мониторинга в Волгоградской области.
Ключевые слова: эколингвистика; мониторинг; многоязычное пространство; кластеризация языкового пространства; глубинное интервью
Загрузить | PDF, 257 Kb
Концепты «дух» и «душа» в повести Германа Гессе «Сиддхартха»
Обсуждается проблема авторской интерпретации социально важных феноменов для швейцарско-немецкого писателя Германа Гессе - духа и души, выступающих в качестве нравственных инструментов, регулирующих поведение рефлексирующей личности. Интерпретативный анализ повести Г. Гессе «Сиддхартха» выявляет образную и ценностную составляющие концептов «дух» и «душа» в сложно структурированной аксиологической картине мира писателя.
Ключевые слова: концепт; индивидуально- авторский концепт; лингвокультура; образ; ценность; ассоциация
Загрузить | PDF, 273 Kb
Бурлеск в свете античной теории трех стилей
категории уместности (ƒƒέƒƒƒ, aptum) рассмотрены тематико-стилевые разновидности бурлеска, выявлены сферы действия данного стиля, построена парадигма приемов его производства. Проанализированы связи бурлеска и ряда смежных феноменов (таких, как гротеск, пародия, травестия и др.), что дало возможность более четко разграничить эти понятия и уточнить соответствующие дефиниции.
Ключевые слова: бурлеск; теория трех стилей; пародия; травестия
Загрузить | PDF, 343 Kb
Часы в доме Коробочки (опыт мифопоэтического комментария)
На основе анализа третьей главы поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» дается мифопоэтический комментарий к ее предметно- образной структуре. Соотнесение гоголевского текста с этнографической действительностью и выявление мифологической символики его образов как примет иномирного пространства позволяют установить связь мифопоэтики писателя с поминальными традициями славянской народной культуры.
Ключевые слова: Гоголь; мифопоэтика; обряд; хрононим
Загрузить | PDF, 272 Kb
Типы и модели пространства в русской поэзии второй половины ХХ - начала XXI в.
Показана проблема исследования категории пространства на материале русской поэзии второй половины ХХ - начала XXI в. Охарактеризована работа научно- исследовательской лаборатории «Восток - Запад: пространство русской литературы и фольклора» при кафедре литературы Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
Ключевые слова: пространство; топос; модели пространства; антропологическое пространство
Загрузить | PDF, 265 Kb
Реализация внутрипредметных связей в процессе изучения литературы в школе: современная проза и традиции русской классики
Проблема установления внутрипредметных связей в процессе школьного литературного образования рассматривается на примере сравнительного анализа рассказа В.П. Астафьева «Трофейная пушка» и военной прозы Л.Н. Толстого.
Ключевые слова: внутрипредметные связи; литературное образование; сравнительный анализ; проза о войне
Загрузить | PDF, 262 Kb
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ИСКУССТВ О
Эвристический потенциал культурологии и философии культуры
Вскрывается универсальность предмета «Культурология», его многосторонность, способность открываться разными гранями. Эксплицируется связь культурологии с другими дисциплинами в процессе образования, а также ее практическое значение для различных сторон социальной жизни.
Ключевые слова: культурология; философия культуры; образование; эвристический потенциал; гуманистические идеалы; культурная парадигма
Загрузить | PDF, 275 Kb
Развитие российской экономики в руках молодых ученых
Анализируется проблематика развития университетских научных школ, в частности научной школы экономики, функционирующей на факультете экономики и управления Волгоградского государственного социально- педагогического университета. Обозначены основные направления работы научной школы, ее достижения и перспективы развития.
Ключевые слова: научная школа; научное сообщество; экономика; научное исследование; развитие; научно-исследовательская работа
Загрузить | PDF, 259 Kb
Изучение проблематики бронзового века в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете
Рассматривается история изучения проблем бронзового века Нижнего Поволжья. Предложена периодизация развития научной археологической мысли в регионе, прослежены процессы становления научных археологических школ, ориентированных, в частности, и на изучение эпохи бронзы. Представлены основные научные разработки преподавателей, аспирантов и студентов Волгоградского государственного социально-педагогического университета по проблемам бронзового века Нижнего Поволжья.
Ключевые слова: археология; бронзовый век; археологическая научная школа; археологическая культура; поселение; городище; курганы
Загрузить | PDF, 276 Kb
Нижнее Поволжье в экономическом, политическом, социокультурном пространстве России XIX- XX вв.: опыт региональных исследований
Анализируются основные направления изучения истории Нижневолжского региона, в рамках которых ведут научно-исследовательскую работу преподаватели кафедры истории России ВГСПУ в 2005 - 2011 гг. Отмечается вклад в развитие исторического регионоведения, дана характеристика разрабатываемых научных проектов.
Ключевые слова: Нижнее Поволжье; историография; историческое регионоведение; историко-культурное наследие
Загрузить | PDF, 276 Kb
Музыкознание и музыкальное образование: взаимообусловленность и взаимодействие
Включение музыкального искусства в культурный контекст рассматривается в качестве основной тенденции развития современного музыкознания, что предполагает решение вопроса о взаимосвязи собственных законов развития музыкального искусства с развитием культуры в целом. С этих позиций анализируются интонационная природа музыкального искусства, основные подходы к разработке педагогических технологий, адекватных интонационному опыту музыкальной культуры.
Ключевые слова: интонационный подход; интонационное мышление педагога-музыканта; контекст культуры; профессиональное развитие педагога-музыканта; диалог в практике подготовки музыканта-исполнителя
Загрузить | PDF, 262 Kb