Архив журнала

2020-2024


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86

№7 (71) 2012
2012 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
ЦЕЛОСТНЫЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Средства формирования всесторонне развитой личности как педагогическая категория
Рассмотрены требования к педагогическим средствам формирования личности, функции школы как института воспитания нравственного, разносторонне развитого человека.
Ключевые слова: педагогическое средство; личность; учитель; системность; воспитание
Загрузить | PDF, 293 Kb
СИСТЕМНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ
На основе науковедческих требований и требований системного подхода обосновываются требования к определению педагогической категории.
Ключевые слова: категория; определение; система; функция; структура; элемент
Загрузить | PDF, 317 Kb
Сущностные характеристики антропологического подхода в педагогике
Даны определения категорий «подход», «методологический подход», «антропологический подход». Выделены сущностные характеристики подхода в научном знании: уровни в его структуре, категориальный аппарат, функции, методологические и практические принципы
Ключевые слова: подход; методологический подход; антропологический подход; сущностные характеристики антропологического подхода
Загрузить | PDF, 286 Kb
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО -КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
Постулируются лингводидактические принципы дискурсоцентризма, диалогизма, персуазивности и риторизации, рассматриваются средства реализации данных принципов в текстах современной коммуникации для формирования социальнокоммуникативной компетентности студентов вуза.
Ключевые слова: речевое воздействие; риторика; дискурсоцентризм; персуазивность; социально- коммуникативная компетентность
Загрузить | PDF, 281 Kb
Сущность коммуникативной компетентности будущих педагогов с учетом гендерных особенностей обучающихся
Даны сущностные характеристики коммуникативной компетентности будущих педагогов с учетом гендерных особенностей обучающихся.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность педагога; гендерные особенности обучающихся
Загрузить | PDF, 293 Kb
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ НАУЧНО -ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Раскрывается понятие «социальная адаптивность» и характеризуются основные подходы к развитию адаптационных способностей личности. Особое внимание уделяется рассмотрению развития социальной адаптивности будущих педагогов как собственно педагогической проблеме.
Ключевые слова: адаптация; социальная адаптация; социальная адаптивность; адаптационные способности; будущие педагоги
Загрузить | PDF, 288 Kb
Инновационная готовность педагога как фактор коррекции консерватизма в его профессиональной деятельности
Освещены способы реализации инновационной готовности педагога как фактора коррекции консерватизма в его профессиональной деятельности. Описанный эксперимент является проверкой эффективности технологического обеспечения ресурса образовательной среды школы.
Ключевые слова: консерватизм; инновационная готовность педагога; ресурс образовательной среды; фактор коррекции консерватизма
Загрузить | PDF, 287 Kb
Сущностные характеристики готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся
Определено понятие готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся, выявлены ее функции, структурные компоненты и критерии сформированности.
Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория; готовность будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся; диагностико-проектировочный; содержательно-деятельностный и рефлексивно- аналитический компоненты
Загрузить | PDF, 286 Kb
Особенности профессионально- личностного становления специалиста социальной службы
Охарактеризованы основные стадии профессионально-личностного становления специалиста социальной службы: профессиональной адаптации, самоактуализации в профессии, профессионального мастерства. Особое внимание уделено описанию уровней развития профессиональной компетентности специалиста социальной служ- бы: общепрофессионального, репродуктивного, репродуктивно-творческого, творческого.
Ключевые слова: профессионально-личностное становление; профессиональная компетентность; специалист социальной службы
Загрузить | PDF, 291 Kb
Профессиональная грамотность специалиста экономической сферы как когнитивный компонент профессиональной компетентности
Рассматривается проблема формирования профессиональной грамотности специалиста экономической сферы с позиции компетентностного подхода. Уточняются понятие профессиональной грамотности специалиста экономической сферы как когнитивный компонент профессиональной компетентности, его функции и структура.
Ключевые слова: компетентность; грамотность; функциональная грамотность и профессиональная грамотность
Загрузить | PDF, 285 Kb
ИННОВАЦИИ В ОБЩЕМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Контрольно-экзаменационные стратегии учащихся основной школы: дефиниционный анализ, структура, содержание
Представлен анализ контрольно-экзаменационных стратегий как целевой доминанты в обучении учащихся основной школы и определен их компонентный состав, произведен дефиниционный анализ, рассмотрены ключевые характеристики общеучебных стратегий.
Ключевые слова: стратегия; общеучебные стратегии; контрольно-экзаменационные стратегии; макростратегии; микростратегии; мини-макс- стратегические компоненты
Загрузить | PDF, 305 Kb
Проблемно-проектный метод обучения в дидактике высшей школы
Анализируется методология проблемного и про- ектного методов обучения, рассматривается воз- можность объединения проблемной и проектной составляющих учебных модулей в процессе разра- ботки рабочей программы дисциплины, обусловлен- ная комплексной целью каждого учебного модуля. На примере учебной дисциплины «Физика» вычис- ляется средневзвешенный рейтинг студента в про- цессе проблемно-проектного обучения
Ключевые слова: проблемное задание; проектное задание; проблемно-проектный метод обучения; внутренняя мотивация
Загрузить | PDF, 318 Kb
Технология формирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов
Представлена технология формирования образовательных маршрутов студентов на основе проблемно-проектного метода обучения. Обоснована универсальность ее применения в процессе освоения различных учебных дисциплин в условиях постиндустриальной системы образования.
Ключевые слова: проблемно-проектный метод обучения; индивидуальный образовательный маршрут; образовательная технология
Загрузить | PDF, 289 Kb
МОДЕЛЬ ТВОРЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Описана модель университетской системы методической подготовки преподавателя географии, нацеленной на индивидуально-творческое развитие личности, готовности к продуктивному решению задач общего географического образования
Ключевые слова: университетская подготовка преподавателя географии; модель системы методической подготовки; творческий компонент методической подготовки
Загрузить | PDF, 409 Kb
Мониторинг требований работодателей к качеству подготовки специалистов с высшим образованием: функции и структура
Рассмотрена проблема мониторинга требований работодателей к качеству подготовки выпускников вуза. Выделены функции и структура мониторинга, обеспечивающие получение актуальной и полной информации о мнении работодателей относительно качества подготовки выпускников вуза.
Ключевые слова: мониторинг требований работодателей; качество образования; управление качеством
Загрузить | PDF, 287 Kb
Экспериментальные исследования проблемы организации здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных учреждениях
Приведены результаты социологического опроса врачей-педиатров и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, выявившего сформированность представлений о необходимости создания здоровьесберегающей среды в специализированных группах для детей с аллергопатологией в условиях дошкольных образовательных учреждений.
Ключевые слова: аллергопатология; специализированные группы; дошкольные образовательные учреждения; здоровьесберегающая среда
Загрузить | PDF, 288 Kb
Сущностные характеристики гражданского самоопределения личности старшеклассника
Раскрываются сущностные характеристики гражданского самоопределения личности старшеклассника, выделяются критериальные основания и показатели сформированности гражданского самоопределения.
Ключевые слова: гражданское самоопределение личности; ценность
Загрузить | PDF, 300 Kb
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Развитие математической речи школьников в контексте теории поэтапного формирования умственных действий
Раскрывается суть технологии, позволяющей развивать математическую речь школьников, основанной на теории поэтапного формирования умственных действий при изучении основных дидактических единиц.
Ключевые слова: математическая речь; мышление; дидактические единицы
Загрузить | PDF, 286 Kb
Индивидуализация процесса обучения математике в вузе на основе использования технологий компьютерного тестирования
Описан опыт применения информационных технологий в самостоятельной работе студентов по освоению курса высшей математики в техническом вузе. Приведены примеры использования контрольно-обучающей системы «МЕНТОР», адаптированной на кафедре высшей математики Волгоградского государственного технического университета.
Ключевые слова: индивидуализация обучения; самостоятельная работа студента; контрольнообучающая система; генерация тестов; когнитивная мотивация
Загрузить | PDF, 317 Kb
Система задач по МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКЕ : формирование интеллектуальной компетентности СТУДЕНТОВ
Рассматриваются вопросы построения систем задач. Предлагается система задач по математической логике, направленная на формирование компетентностей, входящих в состав интеллектуальной компетентности.
Ключевые слова: система задач; компетентность; интеллектуальная компетентность
Загрузить | PDF, 311 Kb
Теоретические основы изучения информационной образовательной среды в России
На основе анализа исследований философов, социологов, психологов и педагогов дано определение и раскрыты сущностные характеристики информационной образовательной среды, осуществлен исторический анализ изучения категорий «среда» и «образовательная среда», охарактеризованы этапы становления и развития информационной образовательной среды
Ключевые слова: среда; образовательная среда; информация; информационная образовательная среда
Загрузить | PDF, 302 Kb
Применение компьютерных технологий в рамках проектной деятельности в процессе литературного образования
Показаны возможности применения компьютерных технологий в рамках проектной деятельности с целью формирования коммуникативной компетентности в процессе литературного образования в школе.
Ключевые слова: компьютерные технологии; проектная деятельность; преподавание литературы
Загрузить | PDF, 287 Kb
Интонационно- аналитическая деятельность в исполнительских классах: теория и практика
Освещена проблема познания смысла музыки учениками исполнительских классов. Рассматриваются теоретические и практические аспекты данного обучения в свете интонационно-аналитической деятельности педагога и ученика.
Ключевые слова: смысл; интонация; коллекция интонаций; интонационно-аналитическая деятельность
Загрузить | PDF, 301 Kb
Коммуникативные практики международной социальной коммуникации в высшем образовании
Рассматриваются коммуникативные практикикак упорядоченные совокупности образцов рациональной деятельности по передаче/приему социально значимой информации. Они реализуются в виде коммуникативных практик международной социальной коммуникации высшего образования в рамках следующих направлений: обучение на протяжении всей жизни, дистанционное интернетобучение, межвузовская интернатура, образовательный туризм.
Ключевые слова: социальная коммуникация; коммуникативные практики; международная социальная коммуникация в образовании
Загрузить | PDF, 286 Kb
Текст как объект устного перевода (дидактический аспект)
Рассмотрены текстовая компетенция как одна из основных профессиональных компетенций переводчика и методика работы с текстом устного сообщения.
Ключевые слова: текст; категории текста; устный перевод; профессиональные компетенции; качество перевода; дидактика перевода
Загрузить | PDF, 293 Kb
Формирование системы знаний о природных опасностях на основе решения ситуационных задач в курсе ОБЖ
Обосновано использование метода по решению ситуационных задач (кейс-метода) как эффективного для обучения, позволяющего формировать комплексное системное знание о природных опасностях на уроках ОБЖ в 7-м классе.
Ключевые слова: система знаний о природных опасностях; кейс-метод; ситуационные задачи
Загрузить | PDF, 297 Kb
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Особенности проявления свободы жизненного самоосуществления людей, характеризующихся разным типом устойчивости жизненного мира
Показаны результаты эмпирического исследования свободы жизненного самоосуществления людей, характеризующихся разным типом устойчивости жизненного мира. Установлено, что тип устойчивости жизненного мира (конструктивный, неконструктивный, стагнационный) определяет особенности свободного жизненного самоосуществления человека.
Ключевые слова: типы устойчивости жизненного мира; свобода жизненного самоосуществления
Загрузить | PDF, 301 Kb
Развитие мотивации достижения и познавательной активности студентов-психологов в процессе обучения
Обосновывается актуальность развития мотивации достижения и познавательной активности студентов-психологов в процессе обучения, сделана попытка доказать эффективность разработанной модели развития исследуемой мотивации
Ключевые слова: мотивация достижения; познавательная активность; оптимизация; индивидуальная стратегия достижения; синдром достижения; психолого-педагогические условия
Загрузить | PDF, 287 Kb
САМОРАСКРЫТИЕ КАК ФАКТОР ГАРМОНИЧНОСТИ / ДИСГАРМОНИЧНОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Описывается самораскрытие субъектов образовательного процесса как фактор, влияющий на гармоничность / дисгармоничность межличностных отношений. Самораскрытие приводит к изменению социально-психологической дистанции и выражается в степени доверия, понимания, эмоциональной близости, в возможности осуществления совместной деятельности, не вызывающей напряжения и не приводящей к конфликтности.
Ключевые слова: самораскрытие; гармония и дисгармония отношений; социально-психологическая дистанция; субъекты образовательного процесса
Загрузить | PDF, 284 Kb
Особенности формирования ассоциативно-образного мышления студентов художественно-графических специальностей в вузе
Рассматриваются особенности ассоциативнообразного мышления студентов художественнографических специальностей в ходе их профессиональной подготовки в вузе.
Ключевые слова: ассоциативно-образное мышление; художественно-графическая деятельность
Загрузить | PDF, 303 Kb
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Тьюторство в ретроспективе
Представлен исторический анализ возникновения и развития тьюторства как традиционного элемента британской системы образования. Показаны основные принципы тьюторской деятельности, историческая и образовательная значимость тьюторства.
Ключевые слова: ; ;
Загрузить | PDF, 288 Kb
РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТЕЙ МАТЕРИНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ : ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Описаны генезис идей ценностей материнского воспитания в обществе и отечественном образовании, позиции его сторонников и противников, тенденции развития исследуемых ценностей в женском образовании России и их влияние на современное материнство.
Ключевые слова: материнство; девиантное ма- теринство; ценности материнского воспитания; тенденции его развития
Загрузить | PDF, 290 Kb
Категория «элитность» в исследованиях истории семейного воспитания
На основе анализа теорий элит и результатов исследований в области элитопедагогики уточняются сущность и специфика термина «элитность», раскрываются возможности применения элитологического подхода к изучению истории семейного воспитания в России и выявлению генезиса элитности воспитания личности в семье.
Ключевые слова: элита; элитность; элитарность; история семейного воспитания
Загрузить | PDF, 308 Kb
Проблемы дошкольного образования и воспитания на страницах периодической печати России конца XIX - начала XX в.
Анализируется процесс создания периодической печати России в конце XIX - начале XX в., раскрываются основные тенденции ее содержания и организации.
Ключевые слова: дошкольное образование и воспитание; журнал; периодическая печать
Загрузить | PDF, 302 Kb
Эволюция педагогической концепции В. Клафки на фоне модернизации образования в Германии XX в.
Описаны развитие и внедрение в школьную прак- тику педагогических идей В. Клафки и приве- ден анализ результатов внедрения его критико- конструктивной парадигмы.
Ключевые слова: критико-конструктивная пара- дигма; социал-демократическая партия; реформа образования; франкфуртская школа; педагогика; дидактика
Загрузить | PDF, 286 Kb