Архив журнала
2020-2024
Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)
Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)
Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86
№4 (127) 2018
2018 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
Педагогические науки
Лингводидактические основы процесса формирования социолингвистической компетенции учащихся на основе мультимедийного учебно-методического комплекса
В статье рассматриваются лингводидактические основы процесса формирования социолингвистической компетенции учащихся на основе мультимедийного учебно-методического комплекса. Освещаются подходы и принципы, а также упражнения в составе мультимедийного учебно-методического комплекса как основного средства формирования социолингвистической компетенции.
Ключевые слова: социолингвистическая компетенция; комплекс методических средств; комплекс упражнений; подходы и принципы формирования социолингвистической компетенции; sociolinguistic competence; set of methodological tools; set of exercises; approaches and principles of forming sociolinguistic competence
Загрузить |
PDF,
3632 Kb
Использование прагмалингвистического тренажера для формирования иноязычной социопрагматической компетенции у студентов-филологов
Подробно рассмотрен прагмалингвистический тренажер и его роль в овладении социопрагматическим материалом для формирования социопрагматической компетенции у студентов-филологов. Предложено определение тренажера, выявлены и описаны компоненты прагмалингвистического тренажера, позволяющие осуществить первичную презентацию и комплексную тренировку необходимых социопрагматических знаний, навыков и умений.
Ключевые слова: тренажер; социопрагматическая компетенция; дрилль; обучение студентов-филологов; simulator; sociopragmatic competence; drill; training of philology students
Загрузить |
PDF,
3626 Kb
Формирование коммуникативной тактики в обучении деловому общению на немецком языке
Описывается обучение деловому общению на немецком языке на основе формирования коммуникативной тактики. Рассматриваются основные тактики, которые представляются важными для овладения немецким языком на профессиональном уровне.
Ключевые слова: деловое общение; коммуникативная тактика; прагматическая цель; интенция; языковая реализация; межсубъектное взаимодействие; business communication; communicative tactics; pragmatic goal; intention; language implementation; inter-subject interaction
Загрузить |
PDF,
3691 Kb
Дискурс как объект устной рецептивной переводческой деятельности
Длительное время в качестве объекта аудирования в устном последовательном переводе рассматривался звучащий текст и его формально-структурные характеристики. С позиций современных исследований в области переводоведения, когнитологии, дискурсологии, психологии речевой деятельности объект рецептивной переводческой деятельности расширяется до понятия дискурса как совокупности процесса и результата речемыслительной контекстно-обусловленной деятельности партнеров, включающей лингвистические, паралингвистические, экстралингвистические компоненты.
Ключевые слова: устный перевод; устная рецептивная переводческая деятельность; объект устной рецептивной переводческой деятельности; дискурс; упражнения для обучения устной рецептивной переводческой деятельности; interpretation; oral receptive translation activity; object of oral receptive translation activity; discourse; exercises for training oral receptive translation activity
Загрузить |
PDF,
4034 Kb
Решение переводческих задач как упражнение для повышения качества обучения военно-техническому переводу на начальном этапе
Рассматривается новый формат упражнений для освоения навыков перевода; анализируются основные форматы использования задач, которые позволяют использовать их как тренажер в процессе преподавания военно-технического перевода в военном политехническом вузе; описываются способы применения переводческих задач для успешного обучения профессионально-ориентированному переводу на примере языковой пары (английский - русский) и оцениваются результаты проведенного эксперимента по апробации данного типа упражнений на практических занятиях.
Ключевые слова: методология преподавания перевода; военно-технический перевод; преподавание устного и письменного перевода; решение переводческих задач; перевод военных терминов; methodology of teaching translation; military technical translation; teaching of interpretation and translation; solving translation tasks; translation of military terms
Загрузить |
PDF,
3645 Kb
Теоретические основы построения образовательного модуля, направленного на формирование лингвокультурной компетенции в рамках лингвистического образования
Освещается проблема формирования лингвокультурной компетенции в рамках лингвистической подготовки в условиях реализации ФГОС ВО3++. Предлагаются критерии модульного принципа построения образовательной программы: интеграция аксиологического и культурологического подходов; комплементарность, позволяющая использовать возможности психологических и педагогических дисциплин в процессе обучения; выделение вариативных компонентов.
Ключевые слова: ФГОС ВО 3++; образовательная программа; модуль; лингвокультурная компетенция; лингвистическое образование; Federal State Educational Standards of Higher Education 3++; educational programme; module; linguocultural competence; linguistic education
Загрузить |
PDF,
3616 Kb
Реализация субъектно-деятельностного подхода в организации практики будущих бакалавров
Раскрывается сущность субъектно-деятельностного подхода, и обосновывается выбор технологии организации практики будущих педагогов.
Ключевые слова: педагогическая практика; субъектно-деятельностный подход; модульно-рейтинговая технология; pedagogical practice; subject activity approach; module and rating technology
Загрузить |
PDF,
3637 Kb
Готовность студентов Елабужского института Казанского федерального университета к сдаче нормативов комплекса «Готов к труду и обороне»
Рассматривается выявление готовности студентов к сдаче нормативов комплекса «Готов к труду и обороне». На основе данных исследования можно сделать вывод, что для большинства студентов сдача нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» на золотой значок - задача не из легких, для ее решения потребуется не только подготовка самих занимающихся, но внимание и усилие преподавателей физической культуры.
Ключевые слова: студент; норматив; готов к труду и обороне (ГТО); спорт; здоровье; student; standard; ready for labour and defense; sport; health
Загрузить |
PDF,
3643 Kb
Формирование готовности курсантов авиационного вуза к освоению полетных заданий на пилотаж
Приводятся результаты педагогического эксперимента, направленного на формирование готовности курсантов к освоению полетов на пилотаж при изучении дисциплин «Практическая аэродинамика» и «Авиационная тренажная подготовка» с помощью электронных и учебно-тренировочных средств обучения. Рассмотрены вопросы педагогической диагностики уровней сформированности готовности курсантов авиационного вуза, обучающихся по специальности «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов». Разработанный математический инструментарий позволяет определить динамику формирования готовности курсантов к освоению полетных заданий.
Ключевые слова: эксперимент; образ полета; тренажеры; летное обучение; методика; диагностика; experiment; flight image; flight simulators; flight training; techniques; diagnostics
Загрузить |
PDF,
4473 Kb
Содержательный компонент методики обучения учащихся основной школы анализу условия планиметрической задачи
Характеризуется как основополагающий этап анализа условия планиметрической задачи. Рассмотрены умение анализировать условие планиметрической задачи и его структура, состоящая из трех компонентов: статического, преобразующего, графического. Определены этапы формирования умения: адаптационный, ориентационный, стабилизационный. Представлен содержательный компонент методики обучения учащихся анализу условия планиметрической задачи. Содержательный компонент представляет собой систему задач, сконструированную в соответствии со структурой формируемого умения.
Ключевые слова: планиметрическая задача; анализ условия; умение анализировать условие; методика обучения; planimetric task; condition analysis; ability to analyze the condition; teaching methods
Загрузить |
PDF,
3801 Kb
Закономерности социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия
Представлены результаты теоретического анализа становления и эмпирического исследования, цель которого - выявление закономерностей социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия на основе теоретического анализа и эмпирического исследования. Выявленные закономерности позволяют определить оптимальные механизмы подготовки практикующих специалистов и выпускников профильных вузов к реализации социально-культурного партнерства в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: социально-культурное партнерство; закономерности социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия; socio-cultural partnership; regularities of socio-cultural partnership in prevention of children’s troubles
Загрузить |
PDF,
3629 Kb
Концептуальные основы формирования экологически сообразного поведения у детей дошкольного возраста в условиях региональной инновационной площадки
Освещается проблема экологического образования дошкольников в условиях функционирования региональной инновационной площадки в детском саду. Раскрывается понятие экологически сообразного поведения, описываются концептуальные основы его формирования у ребенка, проживающего в условиях города, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Ключевые слова: экологическое образование; региональная инновационная площадка; экологически сообразное поведение; Федеральный государственный образовательный стандарт; концептуальные основы; дошкольный возраст; ecological education; regional innovative platform; environmentally friendly behavior; Federal state educational standard; conceptual framework; preschool age
Загрузить |
PDF,
3627 Kb
Детско-родительские отношения как фактор сотрудничества педагогов с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в системе инклюзивного образования
Рассмотрены особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ. Проанализированы наиболее часто встречающиеся трудности родительства, понимание и осознание которых смогут способствовать процессу социализации и инициативной активности педагогов в максимальном задействовании института семьи в подготовке детей к инклюзивному образованию.
Ключевые слова: инклюзивное образование; детско-родительские отношения; взаимодействие педагога с семьей в образовательном процессе; семья; воспитывающая ребенка с ОВЗ; inclusive education; parent-child relations; interaction of teachers with families in the educational process; family bringing up a disabled child
Загрузить |
PDF,
3619 Kb
Педагогическое сопровождение эмоционального благополучия ребенка в дошкольной образовательной организации
Раскрывается проблема обеспечения эмоционального благополучия ребенка в дошкольной образовательной организации. На основе анализа существующих подходов к определению эмоционального благополучия дошкольника и его составляющих определены целевые ориентиры и ключевые направления педагогического сопровождения эмоционального благополучия ребенка в дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: эмоциональное благополучие; педагогическое сопровождение; условия эмоционального благополучия дошкольника; компоненты эмоционального благополучия; emotional well-being; pedagogic support; conditions of emotional well-being of preschool children; components of emotional well-being
Загрузить |
PDF,
3638 Kb
Спортивное воспитание в частных школах-пансионах Великобритании как часть традиционного элитарного воспитания
Пристальное внимание к системе образования, поиск новых подходов к воспитанию лидеров будущего России в 2018 г. уже ни у кого не вызывают удивления. Представлено эмпирическое исследование вопроса спортивного воспитания в частных школах-пансионах Великобритании как части традиционного элитарного воспитательного процесса.
Ключевые слова: воспитание; виды воспитания; организация жизнедеятельности; спортивное воспитание; education; types of education; organization of life; sports education
Загрузить |
PDF,
3617 Kb
Филологические науки
Критический анализ понятий «предикация» и «предикативность» в современной лингвистике
Обосновывается актуальность изучения проблематики соотношения терминов «предикативность», «предикативное отношение / связь», «предикация». Описаны и критически рассмотрены основные подходы к исследованию данных понятий в современной лингвистической науке. Предложена авторская трактовка терминов «предикация» и «предикативность» в их взаимосвязи друг с другом.
Ключевые слова: предикация; предикативность; предикативное отношение; вторично-предикативные структуры; предицируемый признак; субъектно-предикатная основа; предмет мысли; predication; predicativeness; predicative relation; secondary predicative structures; predicated sign; subject-predicate basis; subject of thought
Загрузить |
PDF,
3630 Kb
Политические фразеологизмы как средство выражения вербальной агрессии
Описываются разновидности политических фразеологических единиц и их роль в выражении агрессии в политическом дискурсе.
Ключевые слова: политический дискурс; фразеология; вербальная агрессия; political discourse; phraseology; verbal aggression
Загрузить |
PDF,
3608 Kb
Театральная метафора: основные модели и сферы функционирования
Исследуются функционирование театральной метафоры в русском языке и ее роль в формировании картины мира. В частности, рассматриваются виды метафорической модели «Х - ТЕАТР», анализируются причины их многообразия.
Ключевые слова: метафорическая модель; театральная метафора; метафорическая картина мира; metaphorical model; theatrical metaphor; metaphorical picture of the world
Загрузить |
PDF,
3615 Kb
Окказиональная антономасия в коммуникативном пространстве современного языка
Отмечается, что процесс окказиональной номинации лежит в основе формирования изобразительно-выразительных средств языка / речи, что позволяет ввести понятие стилистической окказиональности. Одним из ее проявлений является стилистический прием окказиональной антономасии, который усиливает элокутивность и прагматическую выразительность высказывания, формирует определенную оценку, выступает ярким примером творческого отношения к слову.
Ключевые слова: стилистический прием; окказионализм (окказиональная номинация / лексема); стилистическая окказиональность; антономасия; окказиональная антономасия; stylistic device; occasionalism (occasional nomination / lexeme); stylistic occasionalism; antonomasia; occasional antonomasia
Загрузить |
PDF,
3695 Kb
Судебная лингвистическая экспертиза: проблема корреляции формулировок законодательных норм с соответствующими им лингвистическими терминами и понятиями
Проведен анализ лингвистической составляющей составов преступлений, осуществляемых посредством продуктов речевой деятельности. Поднимается проблема адекватной корреляции законодательных норм с соответствующими им лингвистическими понятиями. Обозначены основные задачи экспертного лингвистического исследования в рамках исследуемой правовой проблемы. Устанавливается необходимый для последующей правовой квалификации набор лингвистических признаков спорных материалов.
Ключевые слова: Лингво-коммуникативная безопасность; судебная лингвистическая экспертиза; терроризм; linguistic and communicative security; forensic linguistic expertise; terrorism
Загрузить |
PDF,
3665 Kb
Прием стилизации в современных медиатекстах (на примере молодежных журналов)
Рассматриваются особенности стилизации на страницах современных молодежных журналов. Выявляются основные средства стилизации (арготизмы и единицы специального жаргона), а также те журналы, в которых наиболее часто используется данный прием (молодежные СМИ, адресованных читателям 14-17 лет).
Ключевые слова: медиатекст; молодежный журнал; прием стилизации; media text; youth magazine; stylization technique
Загрузить |
PDF,
3608 Kb
Языковая репрезентация эмоциональных доминант лингвокультуры в современных газетных СМИ
Определяются закономерности языкового ранжирования эмоциональных переживаний в современных газетных текстах, а также анализируется образная символика, лежащая в основе значения эмотивных фразеологизмов. Выявлено, что их внутренняя форма отражает процесс символизации основных составляющих физического облика человека. Приводимая таблица частотности употребления эмотивов в газетных текстах свидетельствует о незначительном превалировании языковых единиц, обозначающих положительные эмоции.
Ключевые слова: эмоции; психологические доминанты; эмотивность; язык СМИ; соматический код; emotions; psychological dominants; emotiveness; mass media language; somatic code
Загрузить |
PDF,
3658 Kb
Жаргонизмы, просторечие и языковая агрессия в телевизионных СМИ
Представлены результаты девятимесячных наблюдений за языком телевизионных СМИ. В телеречи были выявлены проблемные области, связанные с жаргонизацией и криминализацией языка, употреблением грубых просторечных слов и выражений, распространением языковой агрессии. Сделаны выводы о том, что опасность употребления нелитературной лексики, проявление речевого насилия в СМИ не только негативно влияет на отдельного человека, но и отрицательно воздействует на картину мира всего общества, для которого жестокость начинает восприниматься как норма.
Ключевые слова: язык СМИ; телеречь; жаргонизмы; просторечие; языковая агрессия; mass media language; TV speech; jargons; common parlance; language aggression
Загрузить |
PDF,
3620 Kb
Создание медиаобраза политического врага в современных российских и американских СМИ: лексико-грамматический аспект
Рассматривается образ политического врага в российских и американских СМИ. Выявляются и описываются основные лексические и грамматические средства создания медиаобраза политического врага в русской и американской лингвокультурах в XXI веке. Устанавливаются сходства и различия применения российским и американским медиаадресантом вербальных средств для создания образа политического врага в массмедиа России и США.
Ключевые слова: политический враг; образ врага; медиаобраз; медиадискурс; российские и американские СМИ; лексико-грамматические средства; лингвокультура; political enemy; image of an enemy; media image; media discourse; Russian and American media; lexical and grammatical means; linguistic culture
Загрузить |
PDF,
3678 Kb
Сопоставление выражения инструментального значения в русском и китайском языках с когнитивной точки зрения
Сопоставляется выражение инструментального значения в русском и китайском языках. Особое внимание уделено анализу синтаксической позиции выражения инструментального значения в двух языках. Анализируется место выражения инструментального значения в русском и китайском языках с когнитивной точки зрения, а также рассматриваются особенности познания мира и образа мыслей русского и китайского народов с помощью подхода, основанного на выделении фона и фигуры, и аттенционного подхода. По способу выражения инструментального значения видно, что русский язык подчеркивает следование логическому порядку абстракции, а китайский - хронологической последовательности реальности.
Ключевые слова: выражения инструментального значения; сопоставление; синтаксическая позиция; когнитивный анализ; expressions of instrumental meaning; comparison; syntactic position; cognitive analysis
Загрузить |
PDF,
3651 Kb
Номинации песен героя эпоса «Калевала» с семой интеллектуальной деятельности (на материале переводов на русский и английский языки)
Анализируются лексические и синтаксические номинации одного из главных героев карело-финского эпоса «Калевала» песнопевца Вяйнямейнена в параллельных переводах на русский и английский языки. Сопоставляются номинации, характеризующие тип песен исследуемого персонажа и содержащие в своем значении сему интеллектуальной деятельности. На основе проведенного исследования, включавшего в себя формирование метаязыка описания семантики, была предложена характеристика песен Вяйнямейнена в трех параллельных переводах.
Ключевые слова: эпос «Калевала»; лексическая номинация; песенное пространство; компонентный анализ; семантическая асимметрия; метаязык; epos “The Kalevala”; lexical nomination; song space; componential analysis; semantic asymmetry; metalanguage
Загрузить |
PDF,
3629 Kb
Ритуализованность речевой агрессии (на материале немецкоязычных сайтов krautchan.net и ernstchan.com)
Освещается такое языковое явление, как ритуализованность речевой агрессии, которое представляет собой антагонистическое речевое поведение, не оскорбляющее адресата. В рамках компьютерной коммуникации ритуализованность вербализуется при помощи различных языковых средств - сокращений, жаргонизмов и меметических выражений.
Ключевые слова: речевая агрессия; вербальная агрессия; перебранка; саундинг; флейминг; speech aggression; verbal aggression; squabble; sounding; flaming
Загрузить |
PDF,
3636 Kb
О языковом своеобразии диалектов Австрии
Проблема определения роли диалектов и дальнейших перспектив их существования в современной языковой ситуации в Австрии продолжает сохранять актуальность и научную значимость. Представлен опыт исследования трех австрийских диалектов: Штирии, Каринтии и Форарльберга. На материале современных диалектологических источников рассматриваются фонетические, лексические и грамматические особенности данных диалектов и делаются выводы о тенденциях их дальнейшего развития.
Ключевые слова: национальная вариативность немецкого языка; австрийский национальный вариант немецкого языка; австрийские диалекты; national variability of the German language; Austrian national variant of the German language; Austrian dialects
Загрузить |
PDF,
3726 Kb
Предложения сигнификативного тождества в современном французском языке
Исходя из положения, что смысловая структура слова и других языковых элементов представляет собой так называемый семантический треугольник, можно выделить три типа предложений тождества: предложения номинативного, сигнификативного и денотативного тождества. Настоящая статья посвящена исследованию предложений сигнификативного тождества.
Ключевые слова: лексико-грамматическая синонимия; предложения тождества; опущение и замена глагола-связки; транспозиция; субъектно-объектная трансформация; lexical and grammatical synonymy; sentences of identity; omission and replacement of linking verbs; transposition; subject-object transformation
Загрузить |
PDF,
3623 Kb
Синергетическая функция глагольных времен французского языка при организации текста в художественном дискурсе
Рассматривается синергетическая функция в категории времени на материале французского художественного дискурса. Описание свойств восприятия и понимания текста указывает на существенные аспекты системной организации художественного дискурса, поскольку устанавливает устойчивые связи между коммуникативной деятельностью реципиента (читателя) и текстом произведения. От задумки отправителя (автора) будет зависеть то, как продукт его коммуникативной деятельности воздействует на читателя.
Ключевые слова: лингвосинергетика; глагольное время; французский художественный дискурс; linguosynergetics; verb tense; French fiction discourse
Загрузить |
PDF,
3629 Kb
Взаимовлияние вербальных и невербальных средств выразительности в видеотекстах французской политической рекламы
Представлен комплексный анализ вербальных и невербальных выразительных средств в креолизованных видеотекстах французской политической рекламы. Описываются варианты сочетания и взаимовлияния вербальных и невербальных выразительных средств в видеороликах разных кандидатов на президентский пост во Франции в 2017 г. Выполнена градация риторических приемов по степени их воздействия на адресата.
Ключевые слова: вербальные средства выразительности; невербальные компоненты; паралингвистические средства; видеотекст; видеоклип; креолизованный текст; политическая реклама; verbal expressive devices; nonverbal components; paralinguistic means; video text; video clip; creolized text; political advertising
Загрузить |
PDF,
3686 Kb
Прагматика отбора содержания экзаменационных текстов для чтения (на примере ЕГЭ по русскому языку в России)
Выявляются критерии отбора экзаменационных текстов для ЕГЭ по русскому языку. На основании анализа 20 текстов авторы выделяют пять критериев, которые включают нормативно-правовую базу Министерства образования Российской Федерации, психолого-педагогические особенности выпускников, жанровую принадлежность текста, тип вспомогательного текста, актуальность темы текста.
Ключевые слова: экзаменационный текст; прагматика текста; ЕГЭ; контрольно-измерительный материал (КИМ); вспомогательный текст; exam text; text pragmatics; unified state exam; testing materials; auxiliary text
Загрузить |
PDF,
3655 Kb
Современная историко-литературная лекция и научные идеи Я.С. Билинкиса
Представлено авторское понимание современной вузовской лекции по истории литературы, должной быть в первую очередь проблемно-заостренной, а не описательно-фактографичной. В качестве возможного научного источника такого подхода к материалу предлагаются труды профессора Я.С. Билинкиса (в частности, его статьи о «Горе от ума» и о «Евгении Онегине»).
Ключевые слова: лекция; Билинкис; проблемный подход; Грибоедов; Пушкин; lecture; Bilinkis; problem approach; Griboedov; Pushkin
Загрузить |
PDF,
3626 Kb
Структура авторского «я» в лирике Глеба Шульпякова и Марии Степановой
Рассматривается субъектная сфера лирики Г. Шульпякова и М. Степановой, а именно определяющий ее принцип полифонии, при котором «я» говорящего распадается на две диалогически связанных ипостаси. Выявляются содержательные возможности и функции данной «оптики» в творчестве обоих авторов, делается вывод о типологической близости их поэтических систем.
Ключевые слова: Г. Шульпяков; М. Степанова; «я» и «другой»; субъектная структура; полифония; диалогические отношения в лирике; G. Shulpyakov; M. Stepanova; “I” and “the other”; subject structure; polyphony; dialogue relations in lyrics
Загрузить |
PDF,
3645 Kb
Исторические науки и археология
Влияние победы в Сталинградской битве на ход Второй мировой войны
Приводятся данные о потерях войск вермахта в Сталинградской битве, раскрываются роль Сталинградской битвы в срыве планов по нападению на СССР Турции и Японии, международное значение битвы на Волге, выразившееся в активизации национально-освободительного и антифашистского движения во всем мире.
Ключевые слова: Сталинградская битва; военное искусство; военная операция; союзники Германии; 6-я армия вермахта; национальное-освободительное и антифашистское движения; международное значение Сталинградской битвы; the Battle of Stalingrad; military art; military operation; allies of Germany; the 6th army of the Wehrmacht; the national liberation and anti-fascist movement; international significance of the Battle of Stalingrad
Загрузить |
PDF,
3621 Kb
Сталинградская битва и вопрос о немецком патриотизме
На основе анализа документов и воспоминаний солдат и офицеров вермахта, принимавших участие в Сталинградской битве, предпринимается попытка доказать, что исход данного сражения является важным (если не первым) шагом немцев к отказу от своей национальной идентичности и к пониманию самоценности человеческой жизни, ответственности за свои действия.
Ключевые слова: Сталинградская битва; Германия; вермахт; капитуляция; патриотизм; проблема выбора; the Battle of Stalingrad; Germany; Wehrmacht; surrender; patriotism; the problem of choice
Загрузить |
PDF,
3628 Kb
Эвакуация детей из прифронтовых районов в годы Великой Отечественной войны (на материалах Сталинградской области)
Раскрываются особенности организации эвакуации детей в тыловые районы страны после начала Великой Отечественной войны. Показана роль центральных и местных органов власти в планировании и проведении данной работы, рассмотрены изменения, коснувшиеся советского законодательства в сфере защиты детства. Особое внимание уделено процессам спасения детей из охваченного войной Сталинграда.
Ключевые слова: дети; эвакуация; детские дома; дети-сироты; семья; Сталинград; Великая Отечественная война; children; evacuation; orphanages; orphans; family; Stalingrad; the Great Patriotic War
Загрузить |
PDF,
3606 Kb
Реализация законодательства о наградах для многодетных матерей в Сталинградской области в 1945 - начале 1950-х гг
Анализируется нормативно-правовая база социальной защиты многодетных и одиноких матерей в 1943 - начале 1950-х гг. Выявлены основные направления работы местных органов власти и общественности Сталинградской области в исследуемый период: выплата государственных пособий и материальной помощи, награждение многодетных матерей, обеспечение продовольствием и жильем, помощь в воспитании детей, обеспечение медицинским обслуживанием.
Ключевые слова: социальная политика СССР; материнство; Сталинградская область; social policy of the USSR; motherhood; Stalingrad region
Загрузить |
PDF,
3612 Kb
Восстановление и развитие материально-технической базы системы физической культуры и спорта Сталинградской области в 1943 - 1953 гг
Рассматриваются источники финансирования Сталинградского областного комитета по делам физической культуры и спорта. Дается анализ хода восстановления спортивной инфраструктуры г. Сталинграда и рассматривается развитие материально-технической базы Сталинградской области в послевоенный период.
Ключевые слова: физическая культура; спорт; Сталинградская область; Сталинградская битва; Сталинград; материально-техническая база; physical culture; sport; Stalingrad region; the Battle of Stalingrad; Stalingrad; material and technical base
Загрузить |
PDF,
3669 Kb
Сталинградская битва в советском и постсоветском кинематографе
Приводится анализ кинокартин советского и постсоветского периода, посвященных Сталинградской битве. Прослеживается, как военно-исторические художественные фильмы отражают трансформацию коллективной памяти общества о событиях, изменивших ход российской и мировой истории. Раскрываются возможности и значимость данного рода кинофотофонодокументов для сохранения исторической памяти и расширения ее социальных рамок.
Ключевые слова: Великая Отечественная война; Сталинградская битва; аудиовизуальные источники; игровое военно-историческое кино; историческая память; the Great Patriotic War; the Battle of Stalingrad; audiovisual sources; performance military historical cinema; historical memory
Загрузить |
PDF,
6391 Kb
Развитие высшего исторического образования в Нижнем Поволжье в годы Великой Отечественной войны
Предлагается продолжение серии публикаций авторов по истории высшего исторического образования и науки в советский период. Рассматривается эволюция системы высшего исторического образования Нижнего Поволжья в период Великой Отечественной войны. На основе разноплановых источников анализируется роль исторических факультетов и кафедр, историков вузов Саратова, Астрахани и Волгограда в развитии исторического образования данного региона. Отмечается их значение в формировании педагогических кадров региона.
Ключевые слова: историческое образование; Саратовский государственный университет; Сталинградский педагогический институт; Астраханский педагогический институт; historical education; Saratov State University; Stalingrad Pedagogical Institute; Astrakhan Pedagogical Institute
Загрузить |
PDF,
3627 Kb
Сталинградские снайперы в топонимике Волгограда
Раскрывается значение топонима как формы сохранения исторической памяти для молодого поколения, как средства патриотического воспитания. Анализируется топонимическая система Волгограда и место в ней улиц, названных именами сталинградских снайперов. С опорой на наградные документы показана роль снайперов в Сталинградской битве.
Ключевые слова: Сталинградская битва; снайперы; топоним; историческая память; the Battle of Stalingrad; snipers; place name; historical memory
Загрузить |
PDF,
3612 Kb
Роль Сталинградской битвы в развитии народной дипломатии и формировании обществ дружбы
Развитие народной дипломатии в XX в. связано с попыткой Советского Союза выйти из международной изоляции и получить международной признание. Рассматривается деятельность Всесоюзного общества дружбы с заграницей (ВОКС) и зарубежных обществ, которые достигли апогея своей деятельности в период Сталинградской битвы, и работа обществ дружбы, для которых сохранение памяти о Сталинградской битве стало основой взаимодействия и сближения с другими странами.
Ключевые слова: народная дипломатия; общества дружбы; Сталинградская битва; public diplomacy; friendship societies; the Battle of Stalingrad
Загрузить |
PDF,
3607 Kb
Развитие поискового движения: нормативно-правовой аспект
Рассматривается становление и развитие поискового движения в России сквозь призму формирования нормативно-правовой базы. На основе поэтапного анализа региональных и федеральных законов показано изменение отношения государства к феномену поискового движения в советский период, в 1990-е гг. и в XXI в.
Ключевые слова: поисковое движение; поисковый отряд; Вахта Памяти; Великая Отечественная война; закон; search movement; search team; Watch of Memory; Great Patriotic War; law
Загрузить |
PDF,
3628 Kb