Архив журнала
2020-2024
Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)
Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)
Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86
№7 (51) 2010
2010 г.
Тема номера: ИЗВЕСТИЯ ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Серия: Педагогические науки
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
СТАНЕТЛИ ПЕДАГОГИКА
НАУКОЙ? (Размышления
о творческом наследии
В.В. Краевского)
Рассмотрены методологические проблемы
научного обоснования обучения, идеи
В.В.Краевского об условиях выполнения
педагогической наукой прогностической роли по
отношению к практике образования.
Ключевые слова: методологическая рефлексия; научное обоснование обучения; принцип единства содержательного и процессуального
Загрузить |
PDF,
737 Kb
Контексты
функционирования
психологического знания
в педагогике (методологические
проблемы)
Анализируются актуальные для современных
педагогических исследований контексты
функционирования психологического
знания. Обосновывается продуктивность
расширительной философской трактовки
понятия «деятельность» и деятельностного
подхода для выявления специфических
особенностей этих контекстов.
Демонстрируется необходимость различения
объектов педагогики и психологии. Предлагается
вариант методологических ориентиров
для трансформации педагогических объектов
на основе психологического знания.
Ключевые слова: педагогический объект; трансформация педагогических объектов; контексты функционирования психологического знания в педагогике
Загрузить |
PDF,
749 Kb
ФИЛОСОФСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ ,
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ
РЕЛЯТИВИЗМ ИЛИ БАНАЛЬНОЕ
НАУЧНОЕ НЕВЕ ЖЕСТВО?
Утверждается, что под лозунгами философского
плюрализма и гносеологического релятивизма
нередко предстает банальное научное
невежество; приводятся конкретные примеры
«ревизии» специальной теории относительности
на основе искажения исторических
и методологических фактов.
Ключевые слова: философский плюрализм; гносеологический релятивизм; ревизионизм; эффект Доплера
Загрузить |
PDF,
797 Kb
ПРЕПОДАВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО -
НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Описаны методы преподавания естественно-
научных дисциплин (математики) на факультете
открытого образования Финакадемии,
образовательный портал, обобщен опыт работы
с абитуриентами, студентами заочного
и дистанционного отделений.
Ключевые слова: образовательный портал; преподавание естественнонаучных дисциплин; заочное и дистанционное отделения
Загрузить |
PDF,
749 Kb
Российское образование
в поисках ценностных
ориентиров во второй
половине XIX - начале XX в.
Анализ педагогической реальности второй
половины XIX - начала XX в. сквозь призму
ценностного подхода позволяет сделать
следующие выводы: система гуманистических
принципов является сущностной для
антропологической концепции образования;
человек выступает высшей ценностью в
образовании; образование играет важную роль в
становлении ценностного сознания личности.
Ключевые слова: ценность; ценностный подход; антропологическая концепция; образование
Загрузить |
PDF,
737 Kb
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Особенности построения
системы внутрифирменного
обучения, направленной
на развитие внутренней
мотивации
Рассматриваются подходы к построению
системы внутрифирменного обучения.
Проводится обзор имеющихся определений
и концепций к формулировке понятия
«внутрифирменное обучение». Определяется
роль мотивационного компонента в построении
системы обучения взрослых.
Ключевые слова: система внутрифирменного обучения; мотивация обучения; обучение взрослых; функции системы обучения
Загрузить |
PDF,
735 Kb
СУЩНОСТНЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТНО -
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Определены сущностные характеристики,
функции и содержательные аспекты личностно-
профессионального развития будущего учителя.
Уточняется сущность понятия «личностно-
профессиональное развитие будущего учителя».
Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие; мотивационно-ценностный; деятельностно-практический; структурно- содержательный; эмоционально-волевой; рефлексивно-оценочный аспекты
Загрузить |
PDF,
741 Kb
Развитие профессионального
мышления будущих
учителей-логопедов
в процессе анализа
педагогических ситуаций
Педагогическое мышление рассматривается как
непрерывный процесс анализа субъектом учебно-
воспитательных ситуаций, что обусловливает
необходимость формирования такого мышления
путем включения студентов
в квазипрофессиональную деятельность, обучая
анализу профессионально-педагогических
ситуаций. На примере спецкурса представлен
анализ двухлетней опытно-экспериментальной
работы по реализации данной задачи в процессе
подготовки будущих учителей-логопедов.
Ключевые слова: педагогическое мышление; ситуация; учитель; логопед; спецкурс
Загрузить |
PDF,
742 Kb
Сущность адаптации
будущих социальных
работников к рынку
труда как социально-
педагогическая проблема
Представлены теоретические и методологические
основы адаптации будущих социальных
работников к рынку труда. Определены сущность,
функции и структурная модель адаптации как
социально-педагогической проблемы в контексте
высшего профессионального образования.
Ключевые слова: адаптация; социальная работа; рынок труда; выпускник; вуз
Загрузить |
PDF,
774 Kb
Развитие профессиональной
компетентности заместителя
директора школы
по воспитательной работе
в межкурсовой период
повышения квалификации
Раскрываются сущность и структура понятия
Ключевые слова: развитие; профессиональная компетентность; организационно-педагогические условия; заместитель директора школы по воспитательной работе; муниципальная система образования; внутрифирменное обучение
Загрузить |
PDF,
733 Kb
ИННОВАЦИИ В ОБЩЕМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Модернизация
педагогического образования
в инновационном
пространстве федерального
университета
Анализируются особенности модернизации
образования в эпоху глобализации и основные
положения концепции современного образования,
ориентация на которые серьезно блокирует
модернизационные процессы в педагогическом
образовании. Предлагаются концептуальные
идеи модернизации педагогического образования в
России.
Ключевые слова: глобализация; модернизация образования; педагогическое образование
Загрузить |
PDF,
775 Kb
ПРОСТРАНСТВЕННЫ Й ПОДХОД
К РАЗРАБОТКЕ
КОМПЕТЕНТНОСТНО -
ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Поднимается проблема формирования
компетентностно-ориентированных
основных образовательных программ (ООП).
Рассматривается возможность использования
пространственного подхода в качестве
теоретической основы разработки новых ООП.
Предлагается использовать интегральное
образовательное пространство как новую
форму образовательного процесса, в которой
предметные области соотносятся со сферами
компетенции.
Ключевые слова: компетенции; пространственный подход; основная образовательная программа
Загрузить |
PDF,
730 Kb
ВОСПИТАНИЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТИВНЫХ
ТЕХНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ
РЕСУРСОВ ЭТНИЧЕСКОЙ
ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШИХ
ПОДРОСТКОВ
Описана проблема этнической толерантности
и ее выявления у старших подростков. Обоснованы
теоретические основания исследования, изложены
проективные техники, направленные на выявление
отношения подростков к представителям
других этнических групп, а также результаты
исследования. Согласно полученным данным,
педагогическая работа по повышению этнической
толерантности может быть построена на идее
деятельностного опосредствования.
Ключевые слова: этническая идентичность; эго- идентичность; психосоциальный мораторий; толерантность; экспликация; проективные техники
Загрузить |
PDF,
816 Kb
Интегративный потенциал
учреждений дополнительного
образования детей (из опыта
работы ОГОУ ДОД «Областной
центр развития творчества детей
и юношества»)
Предложен авторский подход к анализу
определения понятия «дополнительное
образование детей», выделены особенности
учреждений дополнительного образования детей.
На примере ОГОУ ДОД «Областной центр
развития творчества детей и юношества»
проанализированы запросы субъектов внешней
среды, определены объект и цели процессов
интеграции в учреждениях дополнительного
образования детей, сформулирована сущность
интегративного потенциала.
Ключевые слова: дополнительное образование детей; учреждение дополнительного образования детей; потенциал; интеграция; интегративный потенциал
Загрузить |
PDF,
741 Kb
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Содержание подготовки
магистров физико-
математического
образования по программе
«Информатика в образовании»
в педагогическом вузе
Рассмотрены особенности построения
содержания подготовки магистров физико-
математического образования в педагогическом
вузе по магистерской программе «Информатика
в образовании» на кафедре теории и методики
обучения физике и информатике Волгоградского
государственного педагогического университета.
Ключевые слова: физико-математическое образование; подготовка магистров; информатика в образовании; модульно- компетентностный подход
Загрузить |
PDF,
744 Kb
Наукометрический анализ
исследований в области
теории и методики
профессионального обучения
устных переводчиков
Приведены результаты наукометрического
исследования в области обучения устному
переводу. Выявлен круг цитируемых авторов,
теорий и концепций, получивших наибольшее
распространение в научной среде.
Ключевые слова: устный перевод; методика обучения переводу; наукометрия
Загрузить |
PDF,
750 Kb
ГИПЕРМЕДИЙНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
ОРГАНИЧЕСКО Й ХИМИИ
И РАЗВИТИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Описана гипермедийная технология
интерактивного обучения студентов
педагогического вуза, направленная на
интенсификацию образовательного процесса и
развитие самостоятельной работы студентов.
Ключевые слова: гипермедийная технология; интерактивное обучение; самостоятельная работа; самообразование
Загрузить |
PDF,
737 Kb
ГРУППИРОВКА ТЕКСТОВ ДЛЯ
ИЗЛО ЖЕНИ Й
В ЦЕЛЯХ ОБОГАЩЕНИЯ
ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
УЧАЩИХСЯ
Рассматривается подготовка к написанию
изложения в 9-м классе в аспекте обогащения
грамматического строя речи учащихся.
Анализируются тексты изложений с точки
зрения характера построения, выявляются
синтаксические особенности каждого типа
повествования, исследуется их комбинирование
в рамках одного текста.
Ключевые слова: изложение; обогащение синтаксического строя речи учащихся; тип повествования; грамматическое лицо
Загрузить |
PDF,
737 Kb
Взаимодействие
педагогического коллектива
в процессе развития интереса
к чтению у школьников
Преодоление падения интереса у учащихся
к чтению видится возможным только при
тесном творческом сотрудничестве всех
участников образовательного процесса.
Сформировать потребность в чтении поможет
целенаправленная модель сотрудничества,
которая предполагает определенную программу,
ориентированную как на развитие читательского
интереса, так и на формирование всесторонне
развитой личности школьников.
Ключевые слова: внеучебная деятельность; читательский интерес; руководство чтением; модель сотрудничества; «педагогика сотрудничества»; компонент модели; механизм модели
Загрузить |
PDF,
781 Kb
ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
ФИЗИЧЕСКИЕ ПРАКТИКУМЫ -
ОСНОВЫ организации
ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Описаны опыт создания проблемно-
ориентированных физических практикумов на
кафедре физики МГТУ им. Н.Э. Баумана в условиях
открытого образования и видеообучающая
система допуска к лабораторным работам, ряд
дистанционных лабораторных работ.
Ключевые слова: дистанционные физические практикумы; видеообучающая система допуска; лабораторные работы
Загрузить |
PDF,
748 Kb
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО -ПСИХОЛоГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ШКОЛЬНИКОВ , СТУДЕНТОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
СПЕЦИАЛЬНОСТЕ Й И УЧИТЕЛЕЙ
О ШКОЛЕ БУДУЩЕГО
В отношении к школе отмечается наличие
универсального компонента, тем не менее каждая
социальная группа формирует свой специфический
образ. Исследование социальных представлений
проводилось с применением проективных
методик исследования групповых представлений
личности: рисунок и сочинение на тему «Какой я
представляю себе школу будущего». Дан анализ
особенностей социальных представлений о школе
будущего.
Ключевые слова: социальные представления о школе будущего; учебное и профессиональное групповое сознание
Загрузить |
PDF,
744 Kb
ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ VS
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Описана проблема сходств и различий между
речевой и текстовой деятельностью. Особое
внимание обращено на диалог, контакт
и сотрудничество в процессе межкультурной
коммуникации. Автор отдает предпочтение
лингво(семио)социопсихологии, рассматривает
ее в качестве методологической основы своего
исследования и предлагает свой авторский
фрейм
Ключевые слова: текстовая деятельность; речевая деятельность; речевое поведение; коммуникативно-познавательная модель овладения технологией текстовой деятельности
Загрузить |
PDF,
736 Kb
Формирование критического
мышления студентов
технического вуза
на занятиях
по иностранному языку
В условиях становления демократического
общества очень важно вооружить молодежь
навыками адекватной интерпретации явления
окружающего мира, отбора оптимальных
способов поведения в конкретных жизненных
ситуациях. Поэтому проблема формирования
критического мышления у молодежи является
актуальной и злободневной.
Ключевые слова: критическое мышление; рефлексивное мышление; развитие; личность; познавательные способности; конкурентоспособна
Загрузить |
PDF,
736 Kb
Развивающее значение
модельной формы
опосредствованного
познания в дошкольном
возрасте
Освещается роль модельной формы
опосредствованного познания в достижении
развивающего эффекта обучения в дошкольном
возрасте. Необходимым звеном процесса
усвоения теоретических знаний и формирования
теоретического мышления являются модели.
Развивающее значение дошкольного обучения
может быть существенно усилено, если в ходе
его специально знакомить детей с новыми
видами наглядных моделей, учить их активному
моделированию в разных видах деятельности.
Ключевые слова: теоретическое мышление; модели; моделирование; наглядные представления; обучение; воображение
Загрузить |
PDF,
742 Kb
Марселин Александр Давидович, Бисалиев Рафаэль Валерьевич, Сарафрази Тамилла Тофиковна, Максутова Найля Шамильевна
ТРЕВОЖНОСТЬ У БОЛЬНЫХ
АЛКОГОЛИЗМОМ , СОВЕРШИВШИХ
ПРОТИВОПРАВНЫЕ ДЕЯНИЯ
Рассмотрены результаты исследования
уровня тревожности у больных алкоголизмом,
подвергавшихся уголовному наказанию за
совершение противоправных поступков. Представлены как литературные данные, так и
результаты собственных исследований.
Ключевые слова: психология антисоциального поведения; преступники; тревожность ситуативная; тревожность личностная; методика Спилбергера; больные алкоголизмом; социальное окружение; профилактика аддиктивных форм поведения
Загрузить |
PDF,
808 Kb