Архив журнала

2017


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86

№9 (94) 2014
2014 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Взаимодействие центра и регионов в исследованиях актуальных проблем образования
Круглый стол выездного заседания бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образовани.
Ключевые слова:
Загрузить | PDF, 297 Kb
Актуальные направления научно-методического сопровождения нового законодательства в сфере образования
Рассмотрены три аспекта сопровождения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования: предмет стандартизации в рамках ФГОС, проблемы учительского корпуса, который будет реализовывать ФГОС, стандартизованный образ руководителя образовательной организации.
Ключевые слова: ФГОС; содержание образования; стандартизация; нормативные оценки учителя; профессиональный стандарт руководителя образовательной организации; Federal state educational standard; contents of education; normative assessments of teachers; professional standard of educational institution’s leader
Загрузить | PDF, 274 Kb
Взаимосвязь теории и практики в историко-педагогическом контексте модернизации российского образования
В ходе анализа исторического пути, который прошло отечественное образование со второй половины XIX в. до современности, выделены шесть периодов развития взаимосвязи педагогической теории и практики и обозначены продуктивные формы такой связи, обусловлена актуальность и значимость этих форм на современном этапе.
Ключевые слова: отечественное образование; взаимосвязь педагогической теории и практики; периоды становления и развития; формы взаимосвязи педагогической теории и практики; domestic education; correlation of pedagogic theory and practice; periods of establishment and development; forms of correlation of the pedagogic theory and practice
Загрузить | PDF, 279 Kb
Научно-образовательный центр РАО как форма реализации сетевой модели координации психолого-педагогических исследований
Раскрываются методологические основы исследовательской деятельности и координирующие функции создаваемого при Волгоградском государственном социально-педагогическом университете научно-образовательного центра РАО как звена в структуре сетевой модели организации психолого-педагогических исследований.
Ключевые слова: сетевая модель координации педагогических исследований; регионализация; научно-образовательная политика РАО в регионе; network model of pedagogic research coordination; regionalization; scientific and educational policy of the Russian Academy of Education in the region
Загрузить | PDF, 321 Kb
Философско-концептуальные основы системной модернизации педагогического образования
На примере проекта системной модернизации педагогического образования в ЮФУ обоснована необходимость разработки философских, методологических и онтологических основ педагогического образования. Выделены недостатки педагогического образования в подготовке профессиональных специалистов, подвержена критике чрезмерная и недопустимая абсолютизация компетентностного подхода.
Ключевые слова: философские; методологические и онтологические основы; педагогическое образование; профессионализм выпускников; компетентностный подход; проект системной модернизации; philosophic; methodological and ontological foundations; pedagogic education; professionalism of graduates; competence approach; project of system modernization
Загрузить | PDF, 360 Kb
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Рассмотрена эволюция научно-педагогического потенциала Волгоградского государственного социально-педагогического университета на примере кафедры педагогики, раскрыты основные направления научно-исследовательской деятельности кафедры педагогики на современном этапе.
Ключевые слова: научно-педагогический потенциал; университетский комплекс; непрерывное педагогическое образование; научно-исследовательские лаборатории и центры; scientific and pedagogic potential; university complex; continuous pedagogic education; scientific research laboratories and centres
Загрузить | PDF, 337 Kb
Концепция и технологии подготовки учителя-воспитателя в системе непрерывного педагогического образования
Раскрываются выводы исследований авторов о гуманитарном характере воспитания, ценностно-целевых ориентирах педагога-воспитателя, системе принципов и содержании его профессиональной подготовки в вузе.
Ключевые слова: воспитание; гуманитарнизация образования; цель профессионального воспитания; принципы профессионального воспитания; технологизация воспитания; education; humanitarization of education; goal of professional education; principles of professional education; technologies of education
Загрузить | PDF, 409 Kb
Основные направления историко-педагогических исследований в ВГСПУ
Актуализируются исследования историко-педагогической направленности и характеризуется современный этап развития историко-педагогического знания в России. Выделены основные направления историко-педагогических исследований и охарактеризована научно-педагогическая школа историков педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
Ключевые слова: историко-педагогические исследования; исторический подход; научная школа историков педагогики; historic and pedagogic researches; historic approach; scientific school of historians of pedagogy
Загрузить | PDF, 322 Kb
Проблемы теории педагогических систем с позиций целостного подхода
В статье известного советского педагога-ученого, основателя Волгоградской научно-педагогической школы целостного подхода анализируются характеристики педагогических систем, а также их целостные свойства. Адресуется исследователям в сфере педагогики, а также педагогам-практикам.
Ключевые слова: система; целостность; компонент; связь; структура; единство; процесс; построение педагогической системы; system; integrity; component; connection; structure; unity; process; construction of a pedagogic system
Загрузить | PDF, 315 Kb
Изучение готовности педагогов дошкольного профиля к профессиональному взаимодействию в условиях сетевых методических сообществ
Представлены результаты исследования готовности педагогов и студентов дошкольного профиля к взаимодействию в условиях интернет-сообществ. Обозначены компоненты готовности, представлен количественный и качественный анализ полученных данных. Дана характеристика сетевого методического сообщества как среды для организации эффективного профессионального взаимодействия.
Ключевые слова: сетевое сообщество; сетевое методическое сообщество; дошкольное образование; профессиональное образование; профессиональное взаимодействие; network community; network methodological community; preschool education; professional education; professional cooperation
Загрузить | PDF, 1280 Kb
Исследовательская культура старшеклассников в контексте гуманитарного образования
Обосновывается специфика гуманитарного исследования, раскрываются сущностные характеристики, а также выделяются критериальные основания и показатели сформированности исследовательской культуры старшеклассников.
Ключевые слова: исследовательская культура; исследовательская деятельность; гуманитарное образование; ценностно-смысловая коммуникация; гуманитарная исследовательская культура; research culture; research work; classical education; value and sense communication; classical research culture
Загрузить | PDF, 299 Kb
МЕСТО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
Проведен анализ существующих методов контроля знаний, прописаны требования и классификации методов контроля знаний, построена модель системы методов контроля (граф-дерево «Методы контроля»), определено место каждого метода (в том числе и педагогического тестирования) в системе оценивания успехов учащегося преподавателем на уроке.
Ключевые слова: тестирование; метод контроля знаний; классификация методов контроля знаний; модель и место метода в системе оценивания успехов; testing; method of knowledge monitoring; classification of methods of knowledge monitoring; model and place of method in the system of success assessment
Загрузить | PDF, 5681 Kb
Уровневая модель формирования ответственности младшего подростка как ориентир в педагогической диагностике и целеполагании
Дано научное определение ответственности младшего подростка, выделены уровни ее сформированности. Представлены типологические особенности проявления функций ответственности в индивидуально-личностном становлении младшего подростка на каждом из уровней и система показателей, позволяющих провести успешную диагностику сформированности каждой из функций.
Ключевые слова: ответственность; младший подросток; функция; компонент; уровень сформированности; responsibility; younger teenager; function; component; level of formation
Загрузить | PDF, 296 Kb
Сущность учебно-информационных умений старшеклассников в информационном подходе
Рассматриваются учебно-информационные умения в рамках современного информационного подхода в образовании.
Ключевые слова: общеучебные умения; информационные умения; учебно-информационные умения; информационный подход; learning skills; informational skills; the learning and informational skills; informational approach
Загрузить | PDF, 266 Kb
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДаГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Приводится анализ имеющихся в науке подходов к организации системы учебных занятий на примере школьных уроков. Раскрываются научные регулятивы, обеспечивающие построение и обусловливающие полноту, оптимальность, целостность и функциональность системы занятий как части целостного учебно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: динамический процесс; критерий; личность; оптимальность; система; структура; уровень; функциональность; целостность; dynamic process; criterion; personality; optimality; system; structure; level; functionality; integrity
Загрузить | PDF, 275 Kb
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Представлено определение интеграции как педагогического процесса. С позиций системно-целостного подхода определены сущностные характеристики, выделены функции и стадии развития интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности студентов.
Ключевые слова: интеграция; учебная деятельность; научно-исследовательская деятельность студентов; педагогический процесс; integration; educational work; scientific research work of students; pedagogic process
Загрузить | PDF, 313 Kb
Современные требования к профессиональной подготовке будущего специалиста аграрного сектора как основание для применения компетентностного подхода в образовании
Рассматривается профессиональная подготовка будущего специалиста аграрного сектора с позиции компетентностного подхода в контексте модернизации содержания образования, оптимизации способов и технологий организации образовательного процесса и переосмысления цели и результата образования, ведущих к повышению его качественной составляющей.
Ключевые слова: специалист аграрного сектора; ФГОС ВПО нового поколения; Болонский процесс; компетентностный подход; профессионально-коммуникативная компетентность специалиста аграрного сектора; specialist of the agricultural sector; Federal state educational standard of higher professional education of the new generation; the Bologna process; competence approach; professional and communicative competence of a specialist of the agricultural sector
Загрузить | PDF, 318 Kb
СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СООБЩЕСТВЕ
Доказывается, что постоянное профессиональное развитие является ключевым звеном в работе учителя на сегодняшний момент. Характеризуется работа сообщества «Санкт-Петербургская Мастерская педагогических инноваций» и преподавателей Российского государственного педагогического университета по сопровождению специалистов в этом развитии.
Ключевые слова: профессиональное сообщество; профессиональное развитие; сопровождение профессионального развития; научное и методическое консультирование
Загрузить | PDF, 2669 Kb
Преемственность подготовки в магистратуре и аспирантуре современного вуза как условие развития исследовательской компетентности обучающихся
Рассматривается проблема преемственности образовательных программ магистратуры и аспирантуры. Анализируются результаты констатирующего этапа эксперимента, отражающего представления магистрантов, аспирантов и преподавателей о преемственности образовательных программ подготовки магистров и аспирантов, а также о специфике использования ресурсов научно-образовательной среды в развитии исследовательской компетентности магистрантов и аспирантов.
Ключевые слова: образовательная программа; магистратура; аспирантура; преемственность; научно-образовательная среда вуза; исследовательская компетентность; educational programme; master’s study; postgraduate study; succession; scientific and educational environment of a higher school; research competence
Загрузить | PDF, 298 Kb
Логика профессиональной самореализации будущего учителя в национально-культурной среде вуза
Обосновывается логика оказания помощи в профессиональной самореализации будущего учителя с учетом специфики национально-культурной среды вуза и региона. Выделяется четыре этапа работы со студентами в этом направлении: адаптивный, рефлексивный, ценностно-смысловой и проективный.
Ключевые слова: профессиональная самореализация; будущий учитель; национально-культурная среда вуза; педагогическая помощь; professional self-actualization; future teacher; national and cultural environment of a higher school; pedagogic support
Загрузить | PDF, 340 Kb
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ КУРСАНТА ВУЗА МВД РОССИИ
Рассматриваются аксиологические аспекты формирования профессионально-нравственной позиции курсанта вузов МВД России, уточняются ее функции и составляющие.
Ключевые слова: ценность; ценностное отношение; функции и составляющие профессионально-нравственной позиции; value; value attitude; functions and components of the professional and moral position
Загрузить | PDF, 289 Kb
ПРИНЦИПЫ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассмотрены принципы педагогической помощи при формировании профессиональной грамотности студента экономических специальностей. Приведены примеры проявления принципов в работе преподавателя, представлена этапность реализации данных принципов в образовательном процессе системы среднего профессионального образования.
Ключевые слова: профессиональная грамотность; принципы педагогической помощи; этапы формирования профессиональной грамотности; professional; competence, principles of pedagogic support, stages of professional competence formation
Загрузить | PDF, 300 Kb
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Обосновывается назначение контроля в учебно-воспитательном процессе, заключающееся в диагностике и прогнозировании повышения учебных достижений студентов. К числу приоритетных направлений совершенствования контроля относятся конкретизация цели, определение содержания, функций, требований к его проведению и методическому обеспечению.
Ключевые слова: функции и содержание контроля; инновационные формы и методы; functions and contents of monitoring; innovational forms and methods
Загрузить | PDF, 288 Kb
Практики неформального образования для разновозрастных сообществ: гуманитарно-антропологический аспект
На основании анализа современного состояния неформального общекультурного образования в России выявляется перспективное для налаживания культуры доверия направление - практики для разновозрастных сообществ, включающих представителей поколения «дедов» и «внуков». В рамках гуманитарно-антропологического подхода раскрывается развивающий потенциал такой формы организации взаимодействия в них, как антропопрактики.
Ключевые слова: неформальное образование; образование взрослых; разновозрастные сообщества; межпоколенческий диалог; культура доверия; informal education; education of adults; all-aged communities; intergeneration dialogue; culture of trust
Загрузить | PDF, 305 Kb
ИСТОРИКО- И СРАВНИТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
Жизненный путь и педагогическое наследие В.С. Ильина
Описывается наследие В.С. Ильина, жизнь которого была связана с педагогическим вузом. Рассматриваются теория целостного процесса формирования личности, а также научная школа ученого, успешно разрабатывающая проблемы целостного подхода к учебно-воспитательному процессу, который был воспринят и продолжен в Волгоградской научно-педагогической школе.
Ключевые слова: наследие; педагогика; целостный подход; единство; образовательный процесс; школа; heritage; pedagogy; holistic approach; unity; educational process; school
Загрузить | PDF, 267 Kb
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С АЛЬТЕРНАТИВНЫМ РАЗВИТИЕМ В США
Рассматриваются основные периоды становления и развития системы обучения альтернативных детей в США, а также анализируются факторы, повлиявшие на современное состояние данной системы.
Ключевые слова: альтернативные дети; исключительные дети; поликультурное образование; сегрегация; интеграция; инклюзия; alternative children; exceptional children; polycultural education; segregation; integration; inclusion
Загрузить | PDF, 300 Kb
Позитивный и негативный опыт повышения качества образования в США в XX в
Выявляется и анализируется позитивный и негативный опыт повышения качества среднего и высшего образования в США в XX в.: введение стандартизированного тестирования, выявление стратегий развития образования, принятия реформ и законов.
Ключевые слова: качество образования; США; XX век; финансирование образования; реформы; стратегии в области образования; education quality; the USA; XX century; education financing; reforms; strategies in the sphere of education
Загрузить | PDF, 300 Kb
Теоретические основы изучения истории школьного самодеятельного театра в России
Обосновывается актуальность проблемы изучения истории становления школьных самодеятельных театров в России как воспитательного средства. Анализируется дореволюционный этап становления и развития школьной театральной педагогики в России. В качестве иллюстрации приведен исторический опыт таких педагогов как, Н.Н. Бахтин, Н.Ф. Бунаков, И.И. Бецкой, Н.А. Рачинский.
Ключевые слова: школьная театральная педагогика; детский самодеятельный театр; school theatre pedagogy; children’s amateur theatre
Загрузить | PDF, 278 Kb
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Гендерные особенности самопредъявления девушек-студенток в межличностном общении
Представлены результаты анализа образов самопредъявления фемининных и маскулинных девушек. Выявлены различия в самопредъявлении девушек в соответствии с их гендерной идентичностью.
Ключевые слова: гендер; самопредъявление; межличностное общение; образы Я; gender; self-representation; interpersonal communication; images of “I”
Загрузить | PDF, 497 Kb
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Рассматриваются вопросы теории и методики использования информационно-коммуникативных технологий для устойчивого развития. Показано, что концептуальные основы включают методологические подходы и принципы, целевой, содержательный, процессуальный, технологический и результативно-оценочный компоненты. Методические основы раскрываются в разработанных электронных информационно-коммуникативных модулях, что обеспечивает целостность раскрытия проблемы.
Ключевые слова: культура устойчивого развития; географическое образование; информационно-коммуникативные технологии; информационно-коммуникативная компетентность; culture of steady development; geographic education; information and communication technologies; information and communication competence
Загрузить | PDF, 3887 Kb
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ И ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В СВЕТЕ ПРОЦЕССА ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматриваются подходы к реализации межпредметных и внутрипредметных связей в свете процесса гуманитаризации естественного и математического образования. Показано, что при любом выборе направления вектора гуманитаризации необходимо включать в учебный процесс систему связей.
Ключевые слова: гуманитаризация образования; межпредметные связи; внутрипредметные связи; обучение физике; обучение математике; humanitarization of education; interdisciplinarity; intradisciplinarity; teaching physics; teaching mathematics
Загрузить | PDF, 1013 Kb
Методика формирования понятия «конфликт» в процессе изучения повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» в 7-м классе
Рассматриваются методические приемы, способствующие формированию у учащихся теоретико-литературного понятия «конфликт». Представлена система вопросов и заданий, которая позволит семиклассникам понять взаимосвязь внешних и внутренних конфликтов в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Ключевые слова: внешний конфликт; внутренний конфликт; прием устного словесного рисования; прием комментированного чтения и эвристической беседы; иллюстрация к тексту; external conflict; inner conflict; method of oral verbal drawing; method of commented reading and heuristic conversation; innustration to the text
Загрузить | PDF, 305 Kb