Архив журнала

2019


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86

№1 (134) 2019
2019 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
Педагогические науки
Целостный подход в образовании: cовременное видение
Приведены причины невостребованности ключевого в методологии педагогики целостного подхода при всей его фундаментальности и наличии достаточной теоретической базы, созданной ведущими исследователями педагогики с 70-х гг. прошлого века до настоящего времени. Актуальность такого обращения вызвана необходимостью применить целостный подход к новым теоретическим наработкам и современным запросом практики к развитию личности, индивидуальности, субъектности.
Ключевые слова: целостный подход; категории педагогики; тип педагогического процесса; общепедагогические технологии; holistic approach; pedagogy categories; type of pedagogical process; general pedagogical technologies
Загрузить | PDF, 4266 Kb
Вклад Джона Дьюи в осмысление концепции нового учителя и его профессиональной подготовки
Рассматривается педагогическое наследие получившего при жизни титул «учитель учителей» американского ученого Джона Дьюи (1859-1952), которое сохраняет актуальность и в современном философско-педагогическом дискурсе. Доказывается, что идеи Дьюи оказали огромное влияние на образование во многих уголках земного шара. На основе материалов Чикагского архива анализируются содержание курса «История педагогики», записи по организации проблемной лекции, концепция подготовки учителя- исследователя.
Ключевые слова: педагогическое наследие Джона Дьюи; «учитель учителей»; инновационный подход к подготовке учителя; учитель-исследователь; отношение теории к практике; лабораторный подход к практике; John Dewey’s pedagogical heritage; “the teacher of teachers”; innovative approach to teacher training; teacher as researcher; relation oftheory to practice; laboratory approach to practice
Загрузить | PDF, 4223 Kb
Деятельность вожатого в условиях воспитывающей среды детского оздоровительного лагеря
Проанализировано содержание понятия «воспитывающая среда», обоснована целесообразность ее создания в условиях детского оздоровительного лагеря. На основе анализа содержания профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» проведены обобщение и систематизация трех видов деятельности вожатого, объединенных идеей лидерства в детском коллективе: деятельности вожатого в детском оздоровительном лагере, деятельности старшего вожатого и деятельности вожатого детской общественной организации.
Ключевые слова: оспитывающая среда; детский оздоровительный лагерь; виды деятельности и функции вожатого; upbringing environment; children's camp; activities and functions of the counselor
Загрузить | PDF, 4242 Kb
Professional and personal self-development of the prospective teacher as a condition for creating an educational environment in the summer camp
The article highlights educational significance of summer recreation camps. The role of the prospective teachers' professional and personal self-development in the creation of an educative environment in the conditions of the summer camp is revealed. The author demonstrates the influence of the components of the counselors’ professional and personal self-development on the elements of the educational environment of the summer camp. The results of a survey ofstudent counselors are presented showing the stimulating influence of summer camp teaching practice on professional and personal self-development.
Ключевые слова: оздоровительный лагерь; воспитывающая среда; профессионально-личностное саморазвитие будущего учителя; recreation camp; upbringing environment; professional and personal self-development of the prospective teacher
Загрузить | PDF, 4231 Kb
Особенности преподавания немецкого языка в музее краеведения
Поднимается вопрос о том, каким образом краеведческий музей может быть полезен для обучения иностранному языку, в частности немецкому. Освещены как методико-дидактические предпосылки обучения и связанные с ними практические занятия, так и особенности обучения в музее.
Ключевые слова: музей; краеведение; культура; расширение словарного запаса; языковая подготовка; аудирование; чтение; museum; local history; culture; vocabulary expansion; language training; listening; reading
Загрузить | PDF, 4220 Kb
Модели подготовки будущих учителей в Германии
Дается структурное представление об академическом образовании будущих учителей с учетом различий между региональным самоопределением и национальной гармонизацией. Рассматривается также образовательная реформа при подготовке учителей на примере Университета г. Кёльна. Приводятся дискуссионные точки зрения относительно подготовки учителей.
Ключевые слова: подготовка учителей; образовательные стандарты; конференция министров образования федеральных земель Германии; компетенции; нехватка учителей; teacher training; educational standards; conference of ministers of education of the federal states of Germany; competences; lack of teachers
Загрузить | PDF, 4208 Kb
Патриотическое воспитание средствами вокального искусства в КНР
Представлено современное состояние проблемы патриотического воспитания средствами вокального искусства в КНР на основе анализа трудов китайских педагогов, исследующих особенности педагогического потенциала вокального исполнения в решении задачи патриотического воспитания современной молодежи. Дополняются разработки отечественных ученых о роли вокального искусства в воспитании учащихся нового тысячелетия патриотами.
Ключевые слова: патриотическое воспитание; вокальное искусство; вокальный коллектив; песенный репертуар; концертная деятельность; patriotic education; vocal art; vocal group; song repertoire; concert activity
Загрузить | PDF, 4216 Kb
Проблема готовности педагогов дошкольного учреждения к недирективному взаимодействию с родителями в рамках воспитательного процесса
Представлен анализ понятия «недирективное взаимодействие», рассмотрены принципы взаимодействия ДОУ и семьи в условиях недирективного подхода; определена мера осведомленности педагогов ДОУ в вопросе недирективного взаимодействия, а также их готовность к такой форме взаимодействия с родителями. Представлен пример использования мобильных приложений с целью оптимизации и создания доверительных отношений между воспитателем и родителями.
Ключевые слова: недерективные формы взаимодействия; семейное воспитание; дошкольное учреждение; non-reactive forms of interaction; family education; preschool institution
Загрузить | PDF, 4266 Kb
Сайт-конструктор учебной документации: реализация принципов организационного и технологического приоритета в электронной информационно-образовательной среде
Анализируются понятие, назначение и структура электронной информационно-образовательной среды вуза. Обосновываются принципы приоритета развития организационного и технологического компонентов электронной информационно-образовательной среды, а также возможности реализации указанных принципов через создание социальной образовательной сети и функционирующих на ее основе инструментальных платформ. Описываются особенности обеспечения технологического приоритета через создание сайта-конструктора учебной документации как инструментального ресурса социальной образовательной сети.
Ключевые слова: электронная информационно-образовательная среда; социальная образовательная сеть; сайт-конструктор; инструментальный ресурс; учебная документация; electronic information and educational environment; socialeducational network; constructor website; tool resource; educational documentation
Загрузить | PDF, 5376 Kb
К вопросу о подготовке вожатских кадров в современном Донбассе
Подготовка вожатых - вопрос актуальный. Сохранение традиций подготовки вожатских кадров в условиях военного конфликта важно для всех участников летней оздоровительной кампании. В пришкольные лагеря должны прийти подготовленные вожатые, чтобы сделать смену яркой и запоминающейся. Рассмотрена подготовка вожатых в ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков» (г. Горловка, Донецкая Народная Республика).
Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь; вожатый; школа вожатского мастерства; children's recreation camp; counselor training; school of leader skills
Загрузить | PDF, 4215 Kb
Развитие системы наставничества в профессиональном воспитании студентов - будущих педагогов
Раскрываются понятия воспитания и профессионального воспитания, а также задачи, на решение которых оно направлено, обосновывается важность развития наставничества в профессиональном воспитании студентов - будущих педагогов и предлагаются к изучению основные направления такой деятельности. Описывается опыт Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта в реализации внеучебных проектов, связанных с развитием наставничества. Делается вывод о дальнейших перспективах развития наставничества в профессиональном воспитании.
Ключевые слова: профессиональное воспитание; наставничество; студенты - будущие педагоги; professional education; mentoring; teacher students
Загрузить | PDF, 4203 Kb
Подготовка будущих педагогов к реализации воспитательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении средствами дисциплины «Детская литература»
Раскрываются воспитательный потенциал детской литературы, особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста, роль дисциплины «Детская литература» в подготовке будущих педагогов к реализации воспитательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Ключевые слова: детская литература; воспитательный потенциал детской литературы; дошкольное образовательное учреждение; дети дошкольного возраста; педагоги дошкольного образования; children's literature; educational potential of children's literature; pre-school educational institution; children of pre-school age; teachers of pre-school education
Загрузить | PDF, 4207 Kb
Подготовка будущих педагогов к обучению детей с особыми образовательными потребностями в условиях дополнительного профессионального образования
Представлен опыт Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева по реализации дополнительного профессионального образования студентов среднего профессионального и высшего образования в аспекте формирования у них готовности к профессиональной деятельности в области инклюзивного образования и обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: подготовка педагогических кадров; педагогическое образование; среднее профессиональное образование; высшее образование; дополнительное профессиональное образование; обучающиеся с особыми образовательными потребностями; teacher training; pedagogical education; secondary vocational education; higher education; additional vocational education; students with special educational needs
Загрузить | PDF, 4201 Kb
Теоретические основы подготовки кадров к реализации дополнительного образования детей средствами искусства в условиях региона
Раскрывается актуальность подготовки кадров к реализации дополнительного образования детей средствами искусства в условиях региона, а также определены теоретические основы данного процесса.
Ключевые слова: подготовка кадров; дополнительное образование; teacher training; additional education
Загрузить | PDF, 4214 Kb
Опыт формирования межкультурной компетенции в процессе обучения русскому языку как иностранному
The article describes the experience of the formation of intercultural competence in the process of learning Russian as a foreign language at the Volgograd State Socio-Pedagogical University. The authors determine the place of intercultural communication in the system of communicative competence formation. The types and forms of work of teachers of Russian as a foreign language are considered.
Ключевые слова: межкультурная компетенция; русский язык как иностранный; региональный компонент; культурный шок; intercultural competence; Russian as a foreign language; regional component; cultural shock
Загрузить | PDF, 4203 Kb
Толерантность как объект современных междисциплинарных гуманитарных исследований
Рассматривается понятие толерантности в современных гуманитарных исследованиях. Пришедший с запада термин «толерантность» становится на сегодняшний день культурно-значимым концептом и предметом изучения многих научных областей, включая лингвистику. Основные аспекты изучения толерантности в лингвистике включают определение данного термина, разграничение смежных понятий, вопросы категориальной природы данного понятия, оппозицию «толерантность - нетолерантность», феномен языковой толерантности и его вербальную репрезентацию.
Ключевые слова: толерантность; нетолерантность; терпимость; терпение; категория; коммуникация; конфликт; tolerance; intolerance; patience; category; communication; conflict
Загрузить | PDF, 4210 Kb
Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений в дополнительном экологическом образовании и воспитании
Рассматривается опыт организации сетевого взаимодействия в образовании. Разработана модель сетевого регионального взаимодействия в ходе реализации дополнительного экологического образования и воспитания учащихся.
Ключевые слова: организация сетевого взаимодействия; organization of network interaction; additional environmental education and training; дополнительное экологическое образование
Загрузить | PDF, 4205 Kb
Эмпирическое исследование по проблеме профессионально-личностной готовности практических работников к реализации ФГОС ДО и его результаты
Раскрывается актуальность исследования совершенствования и модернизации системы подготовки педагогических кадров к реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; поиска новых образовательных практико-ориентированных психолого-педагогических технологий формирования у современных педагогов профессиональных компетенций в сфере организации дошкольного образования с детьми разного уровня развития
Ключевые слова: federal state educational standard of preschool education; professional and personal readiness; professional competences; approaches to professional readiness
Загрузить | PDF, 4264 Kb
Содержание обучения иностранным языкам в контексте реализации ФГОС
Представлен интерпретативный анализ категории «содержание обучения иностранным языкам» в работах отечественных методистов. Проведено описание его компонентного состава, в том числе с учетом реализации стандартов нового поколения.
Ключевые слова: одержание обучения иностранным языкам; федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС); универсальные учебные действия (УУД); предметный и процессуально-деятельностный аспекты содержания обучения иностранным языкам; foreign language teaching; federal state educational standards of the second generation; universal learning activities; the subject and procedural activity orientated aspects of the teaching of foreign languages
Загрузить | PDF, 4248 Kb
О некоторых условиях успешной сдачи ЕГЭ по иностранному языку
Подробно рассмотрена специфика ЕГЭ по иностранному языку. Его особенность заключается в том, что все задания проверяют одновременно и уровень владения отдельными видами речевой деятельности, и объем лексического запаса экзаменуемого. Утверждается, что для успешного выполнения заданий необходимо обладать высоким уровнем сформированности коммуникативных умений и навыков и богатым вокабуляром, что требует серьезной и систематичной подготовки.
Ключевые слова: ЕГЭ по иностранному языку; активный словарь; вокабуляр; решение коммуникативной задачи; письменное высказывание; unified state examin a foreign language; vocabulary; solution of a communicative problem; written statement
Загрузить | PDF, 4216 Kb
Технология использования системы подготовки по служебному биатлону как эффективный механизм повышения профессионального уровня сотрудников органов внутренних дел
Анализируются технологии профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел РФ в зависимости от совокупности механизмов, используемых в целях повышения уровня физической и огневой подготовки, в том числе навыков грамотного применения оружия, высокой психологической устойчивости, повышенного уровня развития физических способностей.
Ключевые слова: огневая подготовка; физическая подготовка; психологическая подготовка; служебный биатлон; тренировочный процесс; оружие; стрелок; fire training; physical training; psychological training; service biathlon; training process; weapon; shooter
Загрузить | PDF, 4213 Kb
Особенности конструирования информационно-компетентностных задач в процессе обучения математике будущих инженеров-технологов
Рассматривается возможность использования при обучении математике будущих инженеров-технологов кейсов, которые представлены в виде информационно-компетентностных задач. Решение данных задач позволяет формировать способность проведения анализа и оценки процессов и явлений, образующих химико-технологический процесс.
Ключевые слова: инженерное образование; кейс-технология; математическое моделирование; химико-технологический процесс; информационно-компетентностные задачи; engineering education; case technology; mathematical modeling; chemical and technological process; information and skill-based tasks
Загрузить | PDF, 4372 Kb
Формирование медиативной компетентности будущих педагогов как психолого-педагогическая проблема
Описывается современное состояние медиации в сфере образования. Рассматривается понятие медиативной компетентности как одного из способов конструктивного урегулирования и разрешения конфликтов в сфере образования. Характеризуются знания и умения, которыми должен владеть педагог для осуществления медиативной деятельности в педагогическом процессе.
Ключевые слова: медиация; медиативная компетентность; будущий педагог; конфликт; mediation; mediative competence; future teacher; conflict management
Загрузить | PDF, 4206 Kb
Обучение употреблению глаголов движения в различных стилях речи
Описываются подходы к выделению глаголов движения как единицы обучения и их реализация в учебниках и учебных пособиях по русскому языку как иностранному в зависимости от условий и этапа обучения. Употребление глаголов движения в различных стилях вызывает трудности у иностранных учащихся. На основе выявленных особенностей глаголов движения в функциональных стилях разработаны системы упражнений, помогающие облегчить усвоение их употребления.
Ключевые слова: этап обучения; функциональные стили; глаголы движения; преподавание РКИ; упражнения; задания; learning stage; functional styles; verbs of movement; teaching Russian as a foreign language; exercises; tasks
Загрузить | PDF, 4222 Kb
Филологические науки
Лингвистика эмоций - наука будущего
Дается анализ современного этапа развития лингвистики эмоций и научного вклада в эту область знания профессора В.И. Шаховского. Отмечается, что с момента своего зарождения до настоящего времени эмоции в науке рассматривались как когнитивно осложненный объект исследования, а эмотиология - как область исследования, тесно связанная с решением приоритетных задач науки. Приведен обзор новых работ в этой сфере, рассматриваются перспективы развития направлений лингвистики эмоций как «федерации дисциплин».
Ключевые слова: эмоция; эмотиология; волгоградская школа лингвистики эмоций; приоритетное направление; новые достижения; перспективы развития; будущее эмотиологии; emotion; emotiology; Volgograd school of linguistics of emotions; priority direction; new achievements; development prospects; future of emotiology
Загрузить | PDF, 4265 Kb
Эмотивность как метод вхождения в пространство межличностной коммуникации
Эмотивность представлена в качестве универсального метода, призванного направлять и корректировать речевое взаимодействие акторов, стремящихся к достижению эффективности межличностной коммуникации. Результативность методологической направленности эмотивности иллюстрируется примерами из художественной коммуникации (литература, живопись, музыка).
Ключевые слова: эмотивность; актуальные и виртуальные эмотивы; индивидуальная информационная система (ИИС); индивидуальная концептуальная система (ИКС); невербальные и вербальные компоненты; коммуникативно-эмоциональная личность (КЭЛ); обыденная vs художественная коммуникация; emotiveness; actual and virtual emotions; individual information system; individual conceptual system; non-verbal and verbal components; communicative emotional personality; ordinary vs. artistic communication
Загрузить | PDF, 4216 Kb
Эмотивный синтаксис: типология фразеологизированных синтаксических моделей
Обсуждается вопрос о природе фразеологизации в синтаксисе на материале эмотивных синтаксических моделей русского языка. Предлагается применить принципы классификации лексических фразеологизмов, выделенные В.В. Виноградовым, к синтаксическим фразеологизированным конструкциям и, соответственно, выделять синтаксические фразеологические сращения, синтаксические фразеологические единства и синтаксические фразеологические сочетания.
Ключевые слова: эмотивный синтаксис; фразеологизация; синтаксическая фразеология; синтаксическая модель; синтаксические фразеологические сращения; синтаксические фразеологические единства; синтаксические фразеологические сочетания; emotive syntax; phraseologization; syntactic phraseology; syntactic model; syntactic phraseological fusions; syntactic phraseological units; syntactic phraseological combinations
Загрузить | PDF, 4208 Kb
Теория эмоций как междисциплинарная концепция исследования речевой деятельности
Теория эмоций рассматривается с позиции психологии, нейрофизиологии и лингвистики. Обосновывается представление о теории эмоций как одной из составляющих частей междисциплинарной концепции речевой деятельности.
Ключевые слова: речевая деятельность; теория эмоций; междисциплинарность; speech process; theory of emotions; interdisciplinarity
Загрузить | PDF, 4208 Kb
Когнитивная активность читателя как условие успешной интерпретации
С учетом интерпретирующего характера современной научной парадигмы акцентируется значимость интерпретации, которая рассматривается как когнитивная целенаправленная деятельность. Выделяются условия успешной интерпретации художественного текста, в том числе когнитивная активность интерпретатора, семантические приращения художественного слова и особенности художественного воспроизведения эмоций.
Ключевые слова: диалогизм; интерпретация; интенциональность; когнитивная деятельность; когнитивная активность; имплицитные смыслы; эмотивная семантика; dialogism; interpretation; intentionality; cognitive activity; cognitive activity; implicit meanings; emotive semantics
Загрузить | PDF, 4201 Kb
Функциональные особенности пауз в иноязычной речи, реализуемой в состоянии эмоционального напряжения (экспериментальное исследование)
Обсуждаются результаты экспериментального исследования, направленного на выявление вегетативных и лингвистических коррелятов в неподготовленной диалогической речи студентов на иностранном языке. Рассматриваются виды пауз (пауза-семантизатор, пауза в составе ложного повтора, пауза в составе корректирующего повтора), реализуемых в состоянии эмоционального напряжения. Анализируются их структурно-семантические и функциональные особенности.
Ключевые слова: эмоциональное напряжение; пауза; диалог; иностранный язык; emotional stress; pause; dialogue; foreign language
Загрузить | PDF, 4202 Kb
Медиастилистика и эмотивная лингвистика
Поднимается проблема дигитализации языка. Выявлены причины трансформации современного литературного языка, описаны ключевые моменты в истории развития цифровой эпохи, оказывающие влияние на современный литературный язык. Ставится проблема о месте и роли эмотивной лингвистики в интернет-коммуникации.
Ключевые слова: язык; дигитализация; медийный язык; медиакультура; медиастилистика; language; digitalization; media language; media culture; mediastyle
Загрузить | PDF, 4197 Kb
Коммуникативные риски использования эмоциогенных заголовков в российском медиаполитическом дискурсе
Исследуется активно используемый в современном российском медиаполитическом дискурсе новостной формат, основанный на технологии осмеяния. Анализ новостей проводился с помощью психолингвистической теории доминантных сценариев и предполагал выявление способов и средств эмоционального и речевого воздействия на целевую аудиторию. В результате исследования определены коммуникативные риски использования эмоциогенных медиатекстов.
Ключевые слова: новостной медиаполитический дискурс; коммуникация; доминантные сценарии; речевое воздействие; эмоциогенность; news media political discourse; communication; dominant scenarios; speech influence; emotiogenicity
Загрузить | PDF, 4209 Kb
Коммуникативная категория деструктивности: интердискурсивный аспект
Рассматривается реализация коммуникативной категории деструктивности в персональном и институциональном дискурсах. Анализу подвергнуты деструктивные стратегии и тактики в различных дискурсах. Делается вывод, что коммуникативная категория деструктивности интедискурсивна по своей сути и наиболее ярко проявляет себя в периферийных дискурсивных жанрах.
Ключевые слова: коммуникативная категория; деструктивность; дискурс; интердискурсивность; жанр; communicative category; destructiveness; discourse; interdiscursiveness; genre
Загрузить | PDF, 4208 Kb
Селфи как эмотивная перформативная практика в сетевых коммуникациях
Обосновывается коммуникативно-функциональный статус селфи-дискурса как перформативного феномена, который рассматривается с позиций семиотического объекта, обладающего набором перформативных свойств, реализуемых в сетевых коммуникациях с определенными прагматическими установками на социальную самопрезентацию.
Ключевые слова: аутопрезентация; дигитальная коммуникация; селфи-дискурс; инфосфера; перформативность; самопрезентация; самопредъявление; самоподача; сетевое общество; self presentation; digital communication; selfie discourse; infosphere; performativity; network society
Загрузить | PDF, 4222 Kb
Позитивная личность: коммуникативные особенности и поведенческие характеристики
Настоящая статья является частью исследовательского проекта, направленного на рассмотрение конститутивных признаков и базовых механизмов осуществления позитивной коммуникации. Цель работы - составление вербального портрета позитивной личности в контексте современной российской лингвокультуры и описание особенностей ее коммуникативного поведения. Исследование позволяет заключить, что ключевыми чертами, присущими позитивной личности, считаются оптимизм, положительное отношение к окружающим, активность, лидерские качества, неординарность, гармония с собой и интеллект.
Ключевые слова: позитивная коммуникация; конститутивные признаки; дихотомии; позитивная личность; конгруэнтность; positive communication; constituent features; dichotomies; positive personality; congruency
Загрузить | PDF, 4232 Kb
Позитивное общение в соцсетях: тенденции развития
Освещаются вопросы эмотивной лингвоэкологии применительно к коммуникативному пространству социальных сетей. Рассматриваются примеры появления на общем фоне негативного контента текстовых сообщений в социальных сетях, сообщения, характеризующиеся позитивной тональностью, что можно воспринимать как определенную тенденцию восстановления эмотивно-экологического баланса в виртуальном общении интернет-пользователей. Позитивное общение постулируется как значимый компонент гармонизации физического и духовного здоровья человека и как условие оздоровления нации в целом.
Ключевые слова: эмотивная лингвоэкология; виртуальная коммуникация; научающая коммуникация; митигация; коммуникативное пространство; позитивное общение; emotive lingvoecology; virtual communication; teaching communication; mitigation; communicative space; positive communication
Загрузить | PDF, 4196 Kb
Образы обиды в русской лексике и фразеологии
Рассматривается отражение в русской языковой картине мира такого понятия, как обида. Исследуются способы концептуализации эмоции в лексике и фразеологии, проводится семантический анализ основных форм лексемы обида, описываются пути наивного понимания концепта ОБИДА.
Ключевые слова: эмоции; обида; лексика; фразеология; семантика; emotions; grievance; vocabulary; phraseology; semantics
Загрузить | PDF, 4227 Kb
Семантика слова «жалость»
Представлен семантический анализ слова «жалость». Показано, что, помимо традиционно выделяемого значения прототипической жалости, обозначаемой лексемой жалость 1, наличествует еще одно значение, соответствующее лексеме жалость 2. Жалость 2 обозначает сложное чувство, в котором наличествуют элементы снисходительного или презрительного отношения к недостаткам, ограниченности и т. п. объекта, к которому субъект испытывает данное чувство.
Ключевые слова: семантика; лексикология; полисемия; предикаты эмоционального отношения; semantics; lexicology; polysemy; predicates of an emotional relationship
Загрузить | PDF, 4208 Kb
Имя собственное как эмотивный феномен
Разработанная В.И. Шаховским теория эмотивности применяется в статье к анализу русских антропонимов. Определяется, что имена собственные способны коннотировать, приобретать дополнительные экспрессивные и оценочные созначения. Личные имена имеют три формы: полную (официальную, паспортную), краткую (домашнюю) и деминутивно-мелиоративную или аугментативно-пейоративную. Методика В.И. Шаховского может быть применена к анализу других видов имен собственных (топонимов, эргонимов и пр.).
Ключевые слова: оним; коннотация; эмотив; эмосема; дериват; краткое имя; мелиоратив; пейоратив; proper name; onym; connotation; emotive; ecosystem; derivative; short name; ameliorative; pejorative
Загрузить | PDF, 4216 Kb
Лингвонекрофилия в современном российском публичном дискурсе
Рассматривается разновидность речевой / языковой агрессии, которая не нашла отражения в дефинициях этого явления, предлагаемых разными авторами. Это такая разновидность речевой агрессии, которая представляет крайний, экстремальный случай негативной эмоциональности и характеризуется ненавистью к объекту оценивания и желанием его уничтожить. Для обозначения этого феномена предлагается термин «лингвонекрофилия».
Ключевые слова: речевая / языковая агрессия; экстремальная негативная эмоциональность; лингвонекрофилия; speech aggression; extreme negative emotionality; linguistic necrophilia
Загрузить | PDF, 4204 Kb
Эмпатия как лингвоэкологический фактор профессии врача
Освещаются взаимоотношения «врач ↔ пациент», необходимость проявления эмпатии как лингвоэкологического фактора в деятельности врача. Представлен взгляд на проблему установления врачом требуемого психологического контакта с пациентом, выстраивания наиболее приемлемых отношений с ним на основе клинических и лингвоэкологических аспектов деятельности, что подтверждается результатами интервьюирования пациентов и лингвистическим анализом телевизионных программ.
Ключевые слова: эмпатия врача; толерантность; эмотивная лингвоэкология; коммуникативное пространство «врач ↔ пациент»; терапевтический эффект; коммуникация «врач ↔ пациент»; doctor's empathy; tolerance; emotive linguoecology; doctor-patient patient communication space; therapeutic effect; doctor-patient communication
Загрузить | PDF, 4217 Kb
Языковая политика Франции в аспекте лингвоэкологии
Анализируется языковая политика Франции, которая в последнее время приобрела новый объект для языкового регулирования - миграционный кризис. В условиях меняющейся ситуации в мире и на фоне растущего недовольства коренного населения страны французские власти через средства массовой информации вынуждены запускать в коммуникативный обиход новые экологичные единицы лексикона, связанные с бытом иммигрантов.
Ключевые слова: глобализация; языковая политика; экология языка; креатема; иммигранты; globalization; language policy; language ecology; converted language unit; immigrants
Загрузить | PDF, 4197 Kb
Эволюция значений «мечты» в русской поэзии конца XVIII - первой трети XIX в.: порождения, столкновения и коррекции
В русском сентиментализме поэтическая «мечта» сначала уводит от иллюзорной земной жизни, но, получив познавательные функции, возвращает к ней. В романтизме «мечта»-уход связывает поэта с другими национально-поэтическими хронотопами. А в поместной анакреонтике поэт по той же логике осознает «родную» природу как национальную духовную «почву». Уход от жизни и приобщение ей предполагают друг друга.
Ключевые слова: мечта; поэзия; бегство от мира; самообман; познание; родовое гнездо; национальная почва; dream; poetry; flight from the world; self-deception; cognition; ancestral home; national spirituality
Загрузить | PDF, 4250 Kb
Отражение ситуации «Преступления и наказания» в рассказе Б.П. Екимова «Теленок»
На материале рассказа Б.П. Екимова рассматривается отношение взрослых и детей к нарушению нравственных норм жизни и преодолению греха как пути к Божественному всеединству.
Ключевые слова: преступление; наказание; образ ребенка; символика; crime; punishment; image of a child; symbolism
Загрузить | PDF, 4235 Kb
Топология вымышленного пространства «Баклужинского цикла»
Рассматривается топология вымышленной Сусловской области, ключевого допущения «Баклужинского цикла» волгоградского фантаста Е. Лукина. В процессе исследования географических образов прослеживается тенденция к их неомифологизации, делается вывод о подчинении хронотопа произведений целям сатиры.
Ключевые слова: пространство; топос; Лукин; мифологизация; Баклужинский цикл; space; literary topos; Lukin; mythologization; Bakluzhinsky Cycle
Загрузить | PDF, 4192 Kb
Исторические науки и археология
Обустройство евреев на Донской земле и их укоренение в деловой элите города Ростова-на-дону в XIX в
Обращено внимание на обстоятельства, вызвавшие появление представителей еврейского народа на территории Области Войска Донского. Указаны причины их высокой деловой активности и успеха на поприще предпринимательской деятельности. Особое внимание обращено на ментальные и духовные основы еврейской нации, сделавшие ее самым предприимчивым народом на земле.
Ключевые слова: евреи; менталитет; предпринимательство; деловая элита; Область Войска Донского; деловой мир России; Jews; mentality; entrepreneurship; business elite; Don Cossack Host; business world of Russia
Загрузить | PDF, 4224 Kb
Путешествия и ихгероизация в ученической субкультуре Зауралья середины XIX - начала XX в
На материалах Зауралья средины XIX - начала ХХ в. проанализированы детские увлечения путешествиями. Нехватка школ вела к привычным дальним поездкам. Приключенческая литература также вызывала обостренный интерес к перемещениям. Впечатления от реальных или воображаемых путешествий расширяли кругозор, раскрепощали сознание. Однако однобокая эмансипация провоцировала девиантные проступки.
Ключевые слова: впечатление; литература; подросток; путешествие; приключение; ученик; школа; impression; literature; teenager; travel; adventure; student; school
Загрузить | PDF, 4230 Kb
«Продовольственный вопрос» в системе первоочередных задач, решаемых губернской администрацией и городским самоуправлением в годы Первой мировой войны (на примере Астраханской губернии)
В годы Первой мировой войны наличие противоположных политических установок у губернской администрации и городского самоуправления делало их совместную работу крайне сложной. Проанализирован ряд эпизодов их совместной работы по решению «продовольственного вопроса». Сделан вывод об отсутствии слаженности в работе губернских властей и городского самоуправления, несмотря на ряд успехов городских властей в борьбе с продовольственным кризисом.
Ключевые слова: Первая мировая война; Астраханская губерния; губернская администрация; городское общественное управление; И.Н. Соколовский; П.С. Кравченко; World War I; Astrakhan Province; provincial administration; city public administration; I. N. Sokolovsky; P. S. Kravchenko
Загрузить | PDF, 4214 Kb
Православие в структуре религиозного ландшафта современного Волгограда
Рассматриваются организации современного православия, представленные в религиозном ландшафте современного Волгограда, отмечается степень влияния разных течений православия на общественно-религиозную жизнь города, прогнозируется перспектива их развития.
Ключевые слова: православные организации; Русская православная церковь; старообрядчество; Российская православная автономная церковь; Православная церковь Божией Матери Державной; Orthodox organizations; Russian Orthodox Church; Old Believers; Russian Orthodox Autonomous Church; Orthodox Church of the Reigning Icon of the Mother of God
Загрузить | PDF, 4204 Kb
Хроника и рецензии
Научный подвиг русского немца: к 90-летию избрания Макса Фасмера иностранным членом-корреспондентом АН СССР, 60-летию выхода в свет его «Этимологического словаря русского языка» на немецком языке и 45-летию публикации русского перевода, осуществленного О.Н. Трубачёвым
Ключевые слова:
Загрузить | PDF, 4259 Kb