Архив журнала
2020-2024
Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)
Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)
Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86
№6 (91) 2014
2014 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Современная стратегия модернизации российского образования: историко-педагогический контекст
С позиций историко-педагогического знания обосновывается изменение стратегии развития российского образования, которое осуществляется на традиционно-консервативной основе. Выделены стратегические направления государственной политики в сфере образования, воплощающие механизмы возвратной модернизации. Предложены новая методология адекватной трактовки исторического процесса и многомерная модель трактовки процессов модернизации российского образования.
Ключевые слова: стратегия развития образования; модернизация образования; возвратная модернизация; ретроинновация; ретросказуемость; strategy of education development; modernization of education; reflexive modernization; retroinnovation; retropredicate
Загрузить |
PDF,
309 Kb
Системный подход в довузовской подготовке в современном университете
Рассматривается профессиональная ориентация молодежи в современном университете с позиций системного подхода. Показано, что в систему довузовской подготовки входит ряд подсистем, среди которых в качестве основных, в частности, можно выделить систему профессиональной ориентации и систему профессиональной подготовки, объединенных общей целью, функционально взаимосвязанных и взаимодействующих.
Ключевые слова: профессиональная ориентация; довузовская подготовка; система; подсистема; профилизация; профильный предмет; professional orientation; pre-university training; system; subsystem; core curriculum
Загрузить |
PDF,
302 Kb
ИННОВАЦИИ В ОБЩЕМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ВОИНСКОГО СОЦИУМА
Раскрываются основные направления по обеспечению эффективного формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума. Предназначена широкому кругу читателей, интересующихся вопросами, связанными с использованием педагогического потенциала в воспитательной практике в различных видах социума.
Ключевые слова: профессионализм военнослужащего контрактной службы; педагогический потенциал воинского социума; педагогизация; профессионализация; развитие мотивации; технологизация; professionalism of contract service men; pedagogic potential of military society; pedagogic orientation; professional orientation; motivation development; technology orientation
Загрузить |
PDF,
309 Kb
Научно-исследовательская работа как ресурс репутационной политики вуза: актуальные проблемы, противоречия, перспективы
Анализируются проблемы оптимизации организационных основ научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях, связанной с решением задач репутационного продвижения. Выдвигается гипотеза о целесообразности внедрения сетевой управленческой модели и реализации принципов латерального менеджмента, в том числе формирования фреймовой модели информационно-коммуникативного пространства вуза.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа; инновации; университет; высшее образование; репутация; латеральный маркетинг; менеджмент; сетевая организация; scientific research work; innovations; university; higher education; reputation; lateral marketing; management; network organization
Загрузить |
PDF,
340 Kb
Организация самостоятельной работы студентов творческих вузов в условиях реализации ФГОС ВПО третьего поколения
Рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы студентов в условиях реализации ФГОС третьего поколения. Определяются виды самостоятельной работы студентов творческих вузов. Предлагаются разноуровневые и вариативные проблемные творческие задания, способствующие формированию самостоятельной творческой личности с высоким уровнем профессиональной компетентности.
Ключевые слова: самостоятельность; самостоятельная работа студентов; федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения; independence; students’ independent work; Federal state educational standards of third generation
Загрузить |
PDF,
327 Kb
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Национальное самосознание как критерий эффективности самореализации будущего учителя
Обосновывается, что национальное самосознание может служить критерием для характеристики не только социальных групп, но и эффективности самореализации будущего учителя как процесса и результата становления я-концепции. Соотносятся категории этнического и национального самосознания, выделяются характеристики и показатели национального самосознания как критерия эффективности самореализации будущего учителя.
Ключевые слова: самосознание; нация; этнос; культура; самореализация; критерий; показатели; self-consciousness; nation; ethnos; culture; self-actualization; criterion; sign
Загрузить |
PDF,
338 Kb
Принцип непрерывности в профессиональном образовании важнейший фактор в подготовке высококвалифицированного специалиста
Показано, что профессиональное образование XXI в. в качестве приоритетов развития определяет достижение стандартов международного уровня; переход от предметного обучения к межпредметно-модульному на компетентностной основе, обеспечивающему освоение ключевых и профессиональных компетенций, которые позволяют быстро реагировать на изменения рынка труда; непрерывность профессионального образования в течение всей жизни человека
Ключевые слова: среднее профессиональное образование; закон «Об образовании в РФ»; модернизация; бизнес-сообщество; независимая система оценки качества образования; социальное партнерство; secondary professional education; law “Education in Russia”; modernization; business-community; independent system of education quality management; social partnership
Загрузить |
PDF,
313 Kb
УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
С позиций целостного подхода рассматривается уровневая модель технологической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства. Раскрывается диалектический характер развития личностного качества, позволяющий познать технологическую культуру как вид многогранной преобразовательной деятельности с многообразием свойств, связей и отношений.
Ключевые слова: динамическая структура; иерархия уровней; компоненты; критерии; технологическая культура; уровневая модель; dynamic structure; hierarchy of levels; components; criteria; technological culture; level model
Загрузить |
PDF,
302 Kb
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧСЕКОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Экологический подход рассматривается как основной методологический ориентир при формировании экологического сознания будущих специалистов для обслуживания современного производства.
Ключевые слова: формирование экологического сознания; экологический подход; экологический метод; formation of the ecologic conscience; ecologic approach; ecologic method
Загрузить |
PDF,
323 Kb
МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Описывается моделирование ситуаций педагогического общения в вузовской системе подготовки учителя иностранного языка. Представлены основные характеристики педагогического общения и наиболее эффективные технологии конструирования учебно-практических ситуаций, ориентированных на комплекс умений, входящих в структуру профессиональной компетенции будущего педагога и способствующие ее формированию.
Ключевые слова: педагогическое общение; микрообучение; ролевая игра; профессиональная компетенция; pedagogic communication; microeducation; role play; professional competence
Загрузить |
PDF,
302 Kb
Профессионально-нравственная позиция курсанта как образовательный результат подготовки в вузе МВД России
Рассматривается проблема формирования профессионально-нравственной позиции курсанта вузов МВД России. Уточняется понятие профессионально-нравственной позиции курсанта как образовательный результат его подготовки, определяются ее составляющие.
Ключевые слова: профессионализм; нравственность; позиция; составляющие профессионально-нравственной позиции; professionalism; morality; position; components of professional and moral position
Загрузить |
PDF,
308 Kb
ВОСПИТАНИЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Культурно-мировоззренческая палитра православного содержания мира музыки в духовно-нравственном развитии и воспитании школьников
Раскрывается потенциал учебного предмета «Музыка» в духовно-нравственном развитии и воспитании школьников. Дается понимание музыки как целостного образа. Рассматривается культурно-мировоззренческая палитра содержания мира музыки в православной традиции. Выделяется особенность переживания как механизма взаимодействия ребенка с содержанием целостного образа музыки
Ключевые слова: целостный образ музыки; традиции культуры; культурно-мировоззренческая палитра содержания музыки православной традиции; переживание; integral image of music; cultural traditions; cultural and world view variety of the world of music in the Orthodox tradition; sympathy
Загрузить |
PDF,
308 Kb
Социокультурный подход к проектированию гуманитарного пространства культурного самоопределения подростка
Представлены характеристики социокультурного подхода как методологического инструментария для осуществления проектирования гуманитарного пространства культурного самоопределения подростка в рамках гуманитарной парадигмы педагогического знания.
Ключевые слова: культурное самоопределение подростка; гуманитарное пространство; социокультурный подход; социокультурный опыт; гуманитарное развитие подростка; teenager’s cultural self-determination; humanitarian space; sociocultural approach; sociocultural experience; humanitarian development of a teenager
Загрузить |
PDF,
356 Kb
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕЗАДАПТИРОВАННОСТИ ПОДРОСТКА: ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД
Рассматриваются теоретические предпосылки идей педагогической профилактики гендерной дезадаптированности подростка. Обосновывается гендерный подход как методологическая основа исследования проблемы гендерной дезадаптированности подростков на опыте учреждений дополнительного образования.
Ключевые слова: гендерная дезадаптированность; гендерная идентичность; маскулинность; фемининность; андрогинность; гендерный подход; педагогическая профилактика; gender disadaptation; gender identity; masculinity; femininity; androgyny; gender approach; pedagogic preventive measures
Загрузить |
PDF,
295 Kb
Способность к целеполаганию как образовательная компетенция старших дошкольников
Раскрыта сущность способности к целеполаганию как ключевой образовательной компетенции. Обоснована необходимость и возможность ее формирования у старших дошкольников как показателя готовности ребенка к школьному обучению. Эмпирически выделены уровни развития этой способности. Представлены результаты лонгитюдного исследования уровней способности к целеполаганию у детей 6 - 7 лет.
Ключевые слова: целеполагание; способность к целеполаганию; образовательная компетентность; готовность к школе; goal setting; ability for goal setting; educational competence; readiness for school
Загрузить |
PDF,
295 Kb
Модель процесса формирования у старшеклассников отношения к семье как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам
Изложены основы конструирования модели процесса формирования у старшеклассников отношения к семье как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам. В качестве ведущих средств формирования рассматриваемого личностного образования предложены эвристические личностно значимые педагогические ситуации и проблемные ценностно-смысловые задания.
Ключевые слова: семья; социально значимая ценность; ценностное отношение; эвристическая личностно значимая педагогическая ситуация; проблемное ценностно-смысловое задание; family; socially significant value; value attitude; heuristic personally significant pedagogic situation; problem value and sense task
Загрузить |
PDF,
291 Kb
ИСТОРИКО- И СРАВНИТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
СОПЕРНИЧАЮЩИЕ СОЮЗНИКИ: НАСТАВЛЕНИЯ ПЛАТОНА И КСЕНОФОНТА ЗАБОТЯЩЕМУСЯ О СЕБЕ ЧЕЛОВЕКУ
Определено феноменологическое понимание «заботы о себе» как основы древнегреческой педагогики классического периода, заложенной Сократом и активно разрабатываемой его учениками - Платоном и Ксенофонтом. Их наследие рассмотрено через призму отношения человека к собственному образованию в конкретном историко-культурном контексте. Обоснована значимость изучения «заботы о себе» для историко-педагогических и теоретико-педагогических исследований.
Ключевые слова: древнегреческая педагогика; педагогика «заботы о себе»; «забота о себе»; наставления Платона и Ксенофонта; ancient Greek pedagogy; pedagogy of “care about oneself”; “care about oneself”; admonitions of Plato and Xenophon
Загрузить |
PDF,
327 Kb
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ МГСУ
Исследуется взаимосвязь успешности учебной деятельности студентов 1-го и 2-го курсов МГСУ с такими индивидуальными социально-психологическими особенностями, как самооценка и социальный интеллект.
Ключевые слова: успешность учебной деятельности; самооценка; социальный интеллект; successfulness of educational work; self-assessment; social intellect
Загрузить |
PDF,
305 Kb
Воспитание нормально видящих детей раннего возраста незрячими и слабовидящими родителями: сравнительный анализ проблем и рекомендации по их решению
Приводятся данные социологического исследования проблем, возникающих у незрячих и слабовидящих родителей Уральского региона, воспитывающих нормально видящих детей раннего возраста. Предложен перечень рекомендаций по разрешению выявленных проблем.
Ключевые слова: незрячие и слабовидящие родители; родители-инвалиды по зрению; проблемы родителей с нарушениями зрения; blind or visually impaired parents; eye disabled parents; problems of visually impaired parents
Загрузить |
PDF,
304 Kb
Особенности восприятия взрослыми учащимися подходов к преподаванию в дистанционной среде
Рассматриваются особенности дистанционного обучения и образования, обсуждаются результаты исследования восприятия взрослыми учащимися подходов к преподаванию в электронной среде на основе предложенных моделей преподавания в киберпространстве - педагогической и андрагогической.
Ключевые слова: педагогика; андрагогика; киберпространство; электронное обучение; дистанционное обучение; конструктивное обучение; pedagogy; andragogy; cyberspace; electronic education; distant education; distant education; constructional education
Загрузить |
PDF,
302 Kb
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Оккурентный подход к организации языковой переподготовки специалистов
Рассматривается понятие оккурентности в переподготовке специалистов по иностранному языку в системе дополнительного профессионального образования. Представлены принципы организации и правила работы на оккурентных языковых тренингах.
Ключевые слова: переподготовка специалистов; оккурентный подход; овладение иностранным языком; иноязычная коммуникация; тренинг; retraining of specialists; occurrence approach; foreign language mastering; foreign language communication; training
Загрузить |
PDF,
289 Kb
КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ И РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Рассмотрены такие ключевые методические понятия, как «коммуникативный подход», «коммуникативный метод обучения иноязычной коммуникативной компетенции». Сформулированы принципы коммуникативно-ориентированного обучения; дана характеристика некоторых моделей взаимодействия / интеракции; приведены примеры, посредством которых организуется процесс иноязычного обучения и контроля достижений обучающихся в рамках коммуникативного подхода.
Ключевые слова: коммуникативный подход; коммуникативная компетенция; иноязычная коммуникация; принципы коммуникативно-ориентированного обучения; дискурсивная компетенция; модели взаимодействия; communicative approach; communicative competence; foreign language communication; principles of education oriented at communication; discursive competence; models of interaction
Загрузить |
PDF,
295 Kb
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ И НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКАМ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА
Представлена проблема использования интерактивных методов в обучении английскому и немецкому языкам, предлагается классификация современных интерактивных методов. Отражены результаты анкетирования преподавателей английского и немецкого языков по применению интерактивных методов обучения на занятиях.
Ключевые слова: интерактивные методы обучения; коммуникативная компетентность; иностранный язык; мотивация; совместная деятельность преподавателя и обучающихся; interactive teaching methods; communication competence; foreign language; motivation; common activity of teacher and students
Загрузить |
PDF,
697 Kb
РОЛЬ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОПТИМИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Рассматриваются возможности новейших мобильных технологий для обучения иностранным языкам. Описываются мобильные мультимедиа-приложения, пригодные для организации как индивидуальной, так и групповой работы, в аудитории и в рамках самостоятельной подготовки по иностранному языку. Приводятся примеры использования мобильных технологий для осуществления контроля и администрирования учебного процесса.
Ключевые слова: мобильное обучение; мобильные технологии; мобильные сервисы; mobile education; mobile technologies; mobile services
Загрузить |
PDF,
1485 Kb
ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КУРСОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ЭКОЛОГИИНА ОСНОВЕ ТЕЗАУРУСНОГО МЕТОДА
Показано применение тезаурусного метода для анализа структуры понятий образовательных областей информатики и экологии. Представлена система основных понятий интегративного курса информатики и экологии, включая межпредметные понятия. Приведены схемы и таблицы, где показаны группы понятий в их взаимодействии.
Ключевые слова: интеграция знаний; тезаурусный метод; система понятий; учебного курса; информатика; экология; integration of knowledge; thesaurus method; system of notions; training course; informatics; ecology
Загрузить |
PDF,
1598 Kb
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОСНОВ АТОМНОЙ И ЯДЕРНОЙ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Характеризуется комплекс методов и средств формирования экологической культуры учащихся при изучении основ атомной и ядерной физики в средней школе, реализуемых в содержании основного курса физики и курсов по выбору физико-экологического содержания.
Ключевые слова: природа; личность; экологическая культура; атомная физика; радиация; экологические риски; nature; personality; ecology culture; atomic physics; radiation; ecologic risks
Загрузить |
PDF,
307 Kb
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ. РЕЦЕНЗИИ
Модернизация российского и зарубежного образования в XVIII - начале XXI в.: материалы сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО
Ключевые слова:
Загрузить |
PDF,
222 Kb