Архив журнала

2020-2024


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86

№7 (111) 2016
2016 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Полипарадигмальные обоснования современного образования
Анализируется состояние современной педагогики, характеризующееся сосуществованием различных парадигмальных установок, выступающих методологическим основанием образования. Полипарадигмальность не предполагает противопоставление педагогических систем различной направленности, а определяет ведущие подходы в теоретических исследованиях и образовательной практике, расценивается как не эклектизм и кризисный фактор, а проявление педагогической мудрости.
Ключевые слова: методологические основания образования; педагогическая парадигма; полипарадигмальность; онтопарадигмальный подход; оппозиционные парадигмы; methodological basis of education; pedagogic paradigm; polyparadigmatic nature; ontoparadigmatic approach; oppositional paradigms
Загрузить | PDF, 2263 Kb
Педагогическое взаимодействие со студентом в условиях новой образовательной парадигмы
Описаны подходы к образованию-обучению в современных условиях. Доказывается, что классические способы взаимодействия с учащимся могут быть использованы только в частных случаях. Предполагается, что феномено-герменевтический подход может быть применен в планировании образовательного взаимодействия с учащимся.
Ключевые слова: феноменология; образовательное взаимодействие; рефлексия; герменевтика; phenomenology; educational cooperation; reflection; hermeneutics
Загрузить | PDF, 2251 Kb
Сущностные характеристики ценностного отношения к героическим традициям
Теоретически обоснована и разработана структурно-функциональная модель ценностного отношения к героическим традициям. Выделены функции, показывающие связь ценностного отношения к героическим традициям и личности школьника. Выявлены компоненты данного личностного образования: когнитивно-оценочный, эмоционально-смысловой и деятельностный.
Ключевые слова: героизм; героические традиции; ценность; ценностное отношение; heroism; heroic traditions; value; value attitude
Загрузить | PDF, 2277 Kb
Культурное самоопределение старшеклассников: диагностический аспект
Приводятся результаты диагностики школьной практики формирования культурного самоопределения старшеклассников. Показаны потенциал социально-гуманитарных дисциплин при формировании данного личностного образования, осознание педагогами задач этого процесса. Выявлены ценностные ориентиры современных старшеклассников. Определены уровни сформированности культурного самоопределения учащихся старших классов.
Ключевые слова: самоопределение; культурный идеал; культурные ценности; старшеклассник; социально-гуманитарные дисциплины; self-determination; cultural ideal; cultural values; senior school pupil; social disciplines and humanities
Загрузить | PDF, 2224 Kb
Развитие духовных ценностей у студентов в учебно-воспитательной деятельности
Описана обновленная система воспитания кафедры теории и методики профессионального образования Донского государственного технического университета. Акцентированы значимость духовно ориентированной парадигмы образования, возможность служения высшему духовному началу в человеке и актуальность развития духовных ценностей у студентов в учебно-воспитательной деятельности.
Ключевые слова: духовные; нравственные ценности; воспитание; духовно ориентированная среда; спецкурс; деятельность; причины экстремизма; педагогическое общение; spiritual; moral values; education; spirit-oriented environment; special course; activities; reasons for extremism; pedagogic communication
Загрузить | PDF, 2247 Kb
Определение понятий «социально безопасное» и «социально опасное» поведение подростков в педагогической науке
СТАТЬЯ ОТОЗВАНА. RETRACTED
Раскрываются специфика феноменов «социально опасное» и «социально безопасное» поведение, содержание основных компонентов готовности к осуществлению того и другого через взаимозависимость двух характеристик: степени владения личностью навыками безопасного поведения (владение / невладение) и характера взаимодействия человека с окружающей средой и самим собой (опасный / безопасный). Охарактеризованы варианты соотношения социально безопасного и социально опасного поведения несовершеннолетних.
Ключевые слова: социально безопасное поведение; социально опасное поведение; степень готовности подростка к осуществлению социально безопасного поведения; socially safe behaviour; socially dangerous behaviour; level of teenager’s readiness for socially safe behavior
Загрузить | PDF, 2332 Kb
Методика развития творческих способностей подростка на основе педагогического потенциала русской народной культуры
Приведено авторское определение понятия «творческие способности подростка». Представлена и описана авторская методика развития творческих способностей современного подростка на основе педагогического потенциала русской народной культуры. Выделены ступени развития педагогической ситуации и принципы деятельности учителя по развитию творческих способностей подростка на основе педагогического потенциала русской народной культуры на каждом этапе. Представлены результаты системного формирующего эксперимента.
Ключевые слова: методика; творческие способности; подросток; педагогический потенциал; русская народная культура; индивидуальный образовательно-творческий маршрут; педагогическая ситуация; принцип; этап; methodology; creative abilities; teenager; pedagogic potential; Russian folk culture; individual educational and creative route; pedagogic situation; principle; stage
Загрузить | PDF, 2260 Kb
Познавательные и воспитательные возможности фонетического конкурса на английском языке как формы внеурочной деятельности в процессе иноязычного образования учащихся
Представлены возможности фонетического конкурса на английском языке как формы внеурочной деятельности. Рассмотрены цели, задачи, проведен анализ ежегодного мероприятия на базе школы № 61 г. Волгограда. Отобраны критерии для определения призеров и победителей фонетического конкурса.
Ключевые слова: фонетический конкурс; познавательный аспект; воспитательный аспект; внеурочная деятельность; иноязычное образование; школьники; phonetic contest; cognitive aspect; educational aspect; extracurricular work; foreign language education; school pupils
Загрузить | PDF, 2237 Kb
Дидактический комплекс упражнений по обучению коммуникативному поведению как средству социализации в иноязычной среде
Представлен дидактический комплекс упражнений по обучению коммуникативному поведению в иноязычной среде, основанный на разработанном автором обучающем алгоритме в соответствии с принципами обучения коммуникативному поведению как средству социализации в иноязычной среде.
Ключевые слова: коммуникативное поведение; иноязычная среда; обучающий алгоритм; принципы обучения; этапы обучения; типы упражнений; communicative behavior; foreign language environment; educational algorithm; principles of teaching; teaching stages; types of exercises
Загрузить | PDF, 2230 Kb
Формирование творческого опыта учащихся начальной школы в процессе пропедевтического обучения физике
Раскрываются возможности «опережающего» (пропедевтического) изучения физики для развития интереса учащихся начальной школы к естествознанию и творческого исследовательского опыта.
Ключевые слова: пропедевтический курс физики; становление осознанности и произвольности; сознательное оперирование знаниями; опыт творчества; propaedeutic course of physics; establishment of awareness and arbitrariness; deliberate use of knowledge; creative experience
Загрузить | PDF, 2238 Kb
Специфика контроля сформированности профессиональных компетенций у будущих специалистов
Предлагаются пути решения проблемы контроля сформированности профессиональных компетенций у будущих специалистов. В качестве приоритетных рассматриваются: уточнение сущности и компонентного состава профессиональной компетентности и внедрение инновационных методов контроля, отражающих особый тип взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Ключевые слова: профессиональная компетентность; компоненты профессиональной компетентности; компетенции; инновационные методы контроля; professional competence; components of the professional competence; competences; innovative methods of monitoring
Загрузить | PDF, 2232 Kb
Интеграция гуманитарных и профессиональных знаний курсантов внутренних войск МВД России на занятиях по правовой информатике
Представлена технология интеграции гуманитарных и профессиональных знаний в процессе реализации профессиональной образовательной программы по специальности 40.05.01 - Правовое обеспечение национальной безопасности.
Ключевые слова: внутренние войска МВД России; национальная безопасность; профессиональная деятельность; информационные технологии; правовая статистика; Internal Troops; Russian Ministry of Internal Affairs; national security; vocational work; information technologies; law statistics
Загрузить | PDF, 2225 Kb
ОСОБЕННОСТИ СИНХРОННОГО КОНТРОЛЯ АЛГОРИТМИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Рассматриваются возможности применения синхронного вида педагогического контроля в развитии умений алгоритмизации самостоятельной работы студентов. В сравнении с традиционными видами контроля подробно анализируются сущность, структура, характеристики и алгоритм этого вида. Детально раскрывается механизм формирования умений алгоритмизации самостоятельной работы в процессе реализации самоконтроля учебно-профессиональной деятельности. Обосновывается необходимость автоматизации функций синхронного контроля.
Ключевые слова: алгоритмизация; самостоятельная работа; синхронный контроль; непрерывность; алгоритм самоконтроля; автоматизация; structuring; independent work; synchronous monitoring; continuity; self-assessment algorithm; automatization
Загрузить | PDF, 2265 Kb
PAIDEIA И HUMANITAS: РЕЦЕПЦИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ В СОЧИНЕНИЯХ ЦИЦЕРОНА
Рассматриваются особенности историко-педагогического изучения наследия Цицерона - проблемы педагогической герменевтики корпуса его сочинений и то, каким образом древнегреческий эталон образованного человека находит отражение в его философско-образовательной концепции. Дана историко-педагогическая оценка принципа «humanitas», оформившегося в сочинениях Цицерона, и охарактеризовано то, в каких именно случаях он обращался за подкреплением к сочинениям Платона и его пониманию образовательного идеала.
Ключевые слова: древнегреческая педагогика; воспитание; образование; humanitas; paidea; Цицерон; Платон; Сократ; old Greek pedagogy; upbringing; education; humanitas; paidea; Cicero; Plato; Socrates
Загрузить | PDF, 2262 Kb
Проблема зарождения и использования методов стимулирования, поощрения и наказания
Исторический подход к изучению данной проблемы дает возможность критически оценить прошлый педагогический опыт и обратиться к поиску гуманистических подходов в современном воспитании и образовании детей, что весьма актуально. Концептуально представлены эволюция поощрения и наказания как ведущих методов нравственного воспитания, своеобразие подходов и особенности использования поощрения и наказания в педагогике разных народов. Объективная оценка исторического опыта использования поощрения и наказания позволит не допустить ошибок в современном воспитании.
Ключевые слова: дисциплина; наказание; поощрение; физическое наказание; жестокое отношение; палочная дисциплина; запрет; упрек; стыд; педагогическая оценка; одобрение; похвала; соревновательность; discipline; punishment; encouragement; physical punishment; violent treatment; cane discipline; prohibition; blame; shame; pedagogic assessment; approval; praise; competitive spirit
Загрузить | PDF, 2260 Kb
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
МЕЖЛИЧНОСТНАЯ АДАПТАЦИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОЗИТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ: ГРАНИЦЫ ДОПУСТИМОСТИ
Межличностная адаптация рассматривается как процесс, при благоприятных условиях выступающий одним из факторов оптимизации общения. Как положительное явление адаптация к собеседнику, тем не менее, имеет границы допустимости, переход которых может отрицательно воздействовать на ход интеракции, приводить к конформизму, утрате собственного «Я», полному подчинению коммуникативной инициативе и стилю общения собеседника. Автор предлагает обзор границ допустимости адаптации, определяемых степенью ее выраженности, оправданности, уместности и, как следствие, оказывающих влияние на исход коммуникации.
Ключевые слова: межличностная адаптация; позитивная коммуникация; границы допустимости; оправданность; уместность; избыточность; недостаточность; interpersonal adaptation; positive communication; borderlines; reason; relevance; excess; lack
Загрузить | PDF, 2267 Kb
Метафорические перифразы в этнографическом дискурсе Л.Н. Гумилёва: семантико-функциональные особенности
Обобщены сведения о природе и разнообразии перифраз в современном русском языке. Рассмотрены три способа включения в контекст перифрастических сочетаний. Подчёркнута роль индивидуально-авторской метафоризации устойчивых выражений, связанных с другими научными областями (свободные атомы). Определены особенности синтагматики внутри метафорических перифраз. В ходе анализа выявлены особенности индивидуального стиля этнографа в использовании метафорических перифрастических сочетаний.
Ключевые слова: метафорическая перифраза; эвристическая и объяснительная функции; три способа включения в контекст перифрастических сочетаний, индивидуально-авторская метафоризация; этнографический дискурс Л.Н. Гумилёва; metaphoric periphrasis; heuristic and explanatory functions; three ways to be included in the context of periphrastic combinations; individual author’s metaphorization; ethnographic discourse by L.N. Gumilev
Загрузить | PDF, 2240 Kb
Лексическая инновация «ленинопад» в интернет-текстах политической тематики
Раскрывается специфика вербализации и концептуализации представлений русскоговорящих об актуальной социально-политической реальности на примере инновации «ленинопад» и дериватов, образованных по ее образцу. Определяется роль способа образования, а также словообразовательных и ассоциативных связей указанных единиц в формировании их внутренней формы. Анализируются особенности функционирования этих игровых трансформ в текстах сетевых СМИ и в речевых произведениях рядовых интернет-пользователей.
Ключевые слова: политическая интернет-коммуникация; языковая игра; когнитивная метафора; political Internet communication; pun; cognitive metaphor
Загрузить | PDF, 2375 Kb
ТОПОНИМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО КАЛМЫКИИ КАК ОБЪЕКТ ЛЕКСИКОГРАФИИ
Рассматриваются топонимы Республики Калмыкия, определяются состав топонимического словаря и структура словарной статьи. Приводятся примеры словарных статей планируемого словаря топонимов Калмыкии.
Ключевые слова: топоним; гидроним; топонимический словарь; Калмыкия; словарная статья; toponym; hydronym; toponymic dictionary; Kalmykia; dictionary entry
Загрузить | PDF, 2270 Kb
Сакральное значение топонимов Республики Калмыкия с компонентами «аршан», «цаган» и «хар»: лингвокультурологический аспект
Предпринята попытка рассмотреть сакральное значение топонимов Республики Калмыкия с компонентом «аршан», «цаган» и «хар» в лингвокультурологическом аспекте. Установлено, что топонимы в языковом сознании калмыков употребляются в прямом и переносном значениях.
Ключевые слова: топонимы; гидронимы; оронимы; цветонаименование; языковое сознание; toponyms; hydronyms; oronyms; colour naming; linguistic thinking
Загрузить | PDF, 2236 Kb
К вопросу о развитии лингвистической компетенции студентов направления подготовки «Реклама и связи с общественностью»
В современном обществе особенно востребованы специалисты с высоким уровнем лингвистической компетенции. Анализируя особенности деятельности специалистов по рекламе и PR, современное состояние языковой подготовки абитуриентов, определяя возможные причины их низкой лингвистической компетентности и место лингвистических дисциплин в системе подготовки специалистов по рекламе и PR, автор намечает пути совершенствования речевых навыков студентов.
Ключевые слова: лингвистическая (языковая) компетенция; развитие речевых навыков; реклама; PR; linguistic (language) competence; development of verbal skills; advertisement; PR
Загрузить | PDF, 2245 Kb
«Эхо» Сталинградской битвы в русской прозе нового тысячелетия
Рассматриваются особенности развития темы Сталинградской битвы в русской литературе 2000-х годов, анализируются художественные и документальные произведения, авторы которых были участниками Великой Отечественной войны.
Ключевые слова: автор; герой; рядовой; генерал; мир; дом; Победа; an author; a hero; a soldier; a general; piece; home; Victory
Загрузить | PDF, 2267 Kb
Вариативность как фактор циклизации в лирике (книга стихов)
Описаны различные аспекты вариативности художественного текста, проявляющейся на уровне состава и композиции книги стихов, на материале различных редакций сборника стихотворений О. Мандельштама «Камень».
Ключевые слова: лирика; вариативность; инвариантная модель; целостность; циклизация; lyrics; variety; invariant model; integrity; cyclization
Загрузить | PDF, 2265 Kb
Семантика пространства в рассказе А.П. Чехова «Перекати-поле»
Анализируется пространство в рассказе А.П. Чехова «Перекати-поле». Рассмотрены семантико-функциональные аспекты мотивов ухода и пути/дороги, образа Святогорского монастыря, затронута специфика регионального аспекта в изображении Юга России. Показано, что пространство в рассказе «Перекати-поле» как совокупность ландшафтов и топосов становится существенным способом обобщения и характеристики национальной жизни.
Ключевые слова: Чехов; пространство; Святые горы; провинция; мотив ухода; Chekhov; space; Holy Hills; province; motive to leave
Загрузить | PDF, 2257 Kb
МНЕМОНИЧЕСКИЙ РАКУРС ПОЭТИКИ РОМАНОВ «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ» И «ДОКТОР ЖИВАГО»
Намечен мнемонический ракурс исследования поэтики «итоговых» романов Ф.М. Достоевского и Б.Л. Пастернака. Процессы памяти и забывания рассмотрены в связи с взаимовлияниями виталогического и танатологического дискурсов, формирующих многослойность сюжетов. Категории «живой жизни» противопоставлен метаобраз театра, который формируется семантикой искусственного, фальшивого, ложного.
Ключевые слова: мнемоническое происхождение; философия жизни; виталогический дискурс; танатологический дискурс; «театр памяти»; mnemonic origins; philosophy of life; vitalogic discourse; thanatologic discourse; “theatre of memory”
Загрузить | PDF, 2262 Kb
Автор и герои в рассказе В.П.Некрасова «Девятое мая»
Анализируются особенности организации повествовательной структуры в рассказе В.П. Некрасова «Девятое мая», воссоздающей систему персонажей, за которыми скрыты реальные прототипы, что помогает выявить своеобразие авторской позиции в произведении эмигрантского периода творчества прозаика.
Ключевые слова: автор; герой; Сталинградская битва; афганская война; Победа; Девятое мая; an author; a hero; the Battle of Stalingrad; the Afghan War; the victory; May the Ninth
Загрузить | PDF, 2242 Kb
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ НЭПа (1921-1929 гг.) В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
Рассматриваются основные направления и тенденции в изучении новой экономической политики СССР современной отечественной историографии. Авторы выделяют ключевые проблемы, на которых сконцентрировано внимание исследователей. На основе анализа работ отечественных ученых в статье выражено мнение о недостаточном внимании к социально-психологическим характеристикам советского общества периода нэпа. В результате авторы статьи предлагают обратить внимание на ментальные аспекты начала, развития и свертывания нэпа.
Ключевые слова: социальная история; история России; нэп; нэпман; историография; ментальность; social history; history of Russia; NEP; nepman; historiography; mentality
Загрузить | PDF, 2242 Kb
Рыбо-звериные промыслы Мурманской железной дороги («ЖЕЛРЫБА») в 1922-1929 гг
Приведены архивные материалы по одной из составляющих процесса колонизации Кольского полуострова в советский период истории Мурмана. Проведен комплексный анализ деятельности предприятия «Желрыба». Приведены данные, опровергающие мнение о его неудовлетворительной работе, высказанное в советский период. Впервые вводится в научный оборот ряд архивных данных по деятельности предприятия «Желрыба».
Ключевые слова: желрыба; ЭКОСО; Мурманская железная дорога; скупка; снабжение; zhelryba; the Murmansk railway; buying up; supply
Загрузить | PDF, 2238 Kb
Роль специалистов и сельскохозяйственной науки в развитии аграрного производства Дагестана в 1950-х годах
Характеризуются типичные для советского периода формы подготовки и переподготовки специалистов сельского хозяйства, а также роль их и сельскохозяйственной науки в развитии аграрной отрасли Дагестана в условиях послевоенного укрепления республики.
Ключевые слова: специалисты; подготовка; вузы; техникумы; аграрное производство; сельскохозяйственная наука; specialists; training; higher schools; colleges; agrarian industry; agricultural science
Загрузить | PDF, 2232 Kb