Архив журнала


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86

№9-10 (104) 2015
2015 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
Педагогические науки
Региональные педагогические журналы как источник самообразования учителей в период становления советской педагогики
Рассмотрены педагогические журналы как источник самообразования учителей в 20-е гг. ХХ в. на Урале. Дан анализ проблематики статей, публикуемых в данный период.
Ключевые слова: педагогическое образование; педагогическая журналистика; самообразование учителей; региональные педагогические журналы; pedagogic education; pedagogic journalism; self-education of teachers; regional pedagogic journals
Загрузить | PDF, 2177 Kb
СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В ТРАКТОВКЕ МЭРИ РИЧМОНД
Рассматривается сущность концепции профессионального образования американских социальных работников, которая была сформулирована М. Ричмонд в первой трети ХХ в., основными направлениями деятельности которой было научное обоснование социальной работы как профессии, формулирование теоретической и практической сущности кейс-работы как основы, объединяющей специализированные области социальной работы, придание нового статуса социально-педагогической деятельности на основе внедрения концепции профессионального образования социальных работников.
Ключевые слова: профессиональное образование; кейс-работа; Мэри Ричмонд; социальная работа; professional education; case-work; Mary Richmond; social work
Загрузить | PDF, 2148 Kb
БОГОСЛОВСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРАВОСЛАВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дан анализ основных течений в реализации права граждан России на религиозную свободу в образовательной сфере. Положения классической образовательной парадигмы соотносятся со святотроичной парадигмой. Исследуется связь понятий образа и подобия Божия как сущностная характеристика личности и духовного образования и воспитания, как раскрытие или становление «образа Божия» в человеке через богоуподобление. Представлены разработки теоретико-методологических основ становления специфического образовательно-воспитательного пространства в границах православного учебного заведения - со-бытийной общности.
Ключевые слова: святотроичная парадигма; образ-подобие Божии; богоуподобление; кинонический (κοινωνία) метод; со-бытийная общность; Holy Trinity paradigm; god similitude; koinonia (κοινωνία) method; co-existence community
Загрузить | PDF, 2202 Kb
Формирование ИКТ-компетентности педагога в процессе профессиональной подготовки будущих учителей
Рассматриваются требования профессионального стандарта к ИКТ-компетентности педагога. Анализируется связь общепользовательских, общепедагогических и предметно-педагогических компонентов ИКТ-компетентности с ключевой, базовой и специальной компетентностями педагога. Описываются этапы формирования компонентов ИКТ-компетентности при подготовке будущих педагогов, целевые установки, содержание, методы и формы реализации каждого этапа.
Ключевые слова: педагогическое образование; профессиональный стандарт педагога; ИКТ-компетентность педагога; профессиональная компетентность педагога; pedagogic education; professional standard of a teacher; ICT competence of a teacher; professional competence of a teacher
Загрузить | PDF, 2165 Kb
Представление студентов учреждений среднего профессионального образования о возможностях использования социальных сетей в образовательном процессе
Даны результаты изучения представления студентов о возможностях использования социальных сетей в образовательном процессе учреждений среднего профессионального образования с целью организации продуктивной образовательной деятельности в новых информационных условиях. Отражены преимущества и трудности использования социальных сетей, которые могут быть учтены при организации учебного процесса в учреждениях среднего профессионального образования.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование; социальные сети; виртуальная среда; сетевые технологии; мультимедиа; медиапедагогика; Интернет; интернет-ресурсы; коммуникация; secondary professional education; social networks; virtual environment; network technologies; multimedia; mediapedagogy; Internet; Internet-resources; communication
Загрузить | PDF, 2195 Kb
Оценивание результатов обучения студентов компьютерному моделированию на основе межпредметных связей информатики и математики
Уточнены цели обучения компьютерному моделированию в соответствии с уровнями мышления по таксономии педагогических целей Б. Блума. Предлагается разработанный автором подход к конструированию содержания задач и оценке достижения ожидаемых результатов обучения компьютерному моделированию на основе межпредметных связей информатики и математики.
Ключевые слова: цели обучения; ожидаемые результаты; компьютерное моделирование; конструирование задач; education goals; anticipated results; computer modeling; tasks constructing
Загрузить | PDF, 2158 Kb
Лингводидактическая (специальная) компетенция бакалавра педагогического образования: специфика, структура, содержание
Рассматривается сущность лингводидактической (специальной) компетенции в процессе методической подготовки учителя иностранного языка. Проведен сопоставительный анализ специальной компетенции, формируемой в процессе подготовки бакалавра педагогического образования, и трудовых функций, представленных в профессиональном стандарте педагога. Предлагается обновленное содержание лингводидактической компетенции.
Ключевые слова: лингводидактическая (специальная) компетенция; методическая компетенция; лингвистическая компетенция; бакалавр педагогического образования; учитель иностранного языка; педагогический контроль; профессиональный стандарт педагога; linguodidactic (special) competence; methodological competence; linguistic competence; bachelor of pedagogic education; teacher of foreign languages; pedagogic control; professional standard of a teacher
Загрузить | PDF, 2163 Kb
Формирование иноязычной аудитивной компетенции как компонента профессиональной подготовки курсантов военного авиационного вуза
Показано профессионально ориентированное аудирование как один из основных каналов информации в учебной и профессиональной деятельности военного лётчика. Дано определение понятия «иноязычная аудитивная компетенция военного лётчика», рассматриваются базовые механизмы её формирования с учетом специфики профессиональной подготовки курсантов военного авиационного вуза.
Ключевые слова: языковые стандарты ИКАО; профессионально ориентированное аудирование военного летчика; иноязычная аудитивная компетенция; профессионально ориентированные аудитивные умения; language standards; professionally oriented audition of a military pilot; foreign language auditive competence; professionally oriented audition skills
Загрузить | PDF, 2153 Kb
Преподавание краткого курса латинского языка посредством вебинаров: опыт и методика
Представлен опыт разработки специального курса латинского языка для гуманитарных специальностей для дистанционного преподавания (объём 20 аудиторных час.). Предлагается методика, основанная на освоении грамматики при воздержании от перевода вплоть до начала изучения базового синтаксиса. В качестве целей курса заявляется приобретение умения при помощи грамматических схем и словаря перевести несложный оригинальный (неадаптированный) текст, изучение языковых механизмов индоевропейских языков на примере латинского, облегчение последующего изучения языков романской группы, знакомство с античной культурой. Описываются возможности дистанционного обучения, а также различные возникающие трудности.
Ключевые слова: дистанционное обучение; латинский язык; методика преподавания; вебинар; distant education; the Latin language; teaching methods; webinar
Загрузить | PDF, 2165 Kb
Специфика обучения экспликации оценки в иностранной аудитории на продвинутом уровне
Рассматриваются вопросы, связанные со спецификой преподавания средств выражения оценки современного русского языка в иноязычной аудитории на продвинутом этапе обучения. Приводятся результаты теоретических изысканий, а также описание авторских методических разработок по данной проблеме, демонстрирующее их актуальность и результативность экспериментального обучения в указанной аудитории.
Ключевые слова: оценка; лингводидактика; методика преподавания; межкультурная коммуникация; assessment; linguodidactics; teaching methods; intercultural communication
Загрузить | PDF, 2147 Kb
Мониторинг качества самообразовательного компонента учебного процесса в вузе
Определены роль самообразовательного компонента учебного процесса в становлении будущих специалистов и особенности управления его качеством каждым из субъектов учебного процесса, признаки и показатели его качества. На основе анализа научной литературы разработана мониторинговая процедура «Уровень развития самообразовательного компонента учебного процесса» и изложены результаты ее реализации.
Ключевые слова: учебный процесс в высшем учебном заведении; самообразовательная деятельность студентов; самообразовательный компонент учебного процесса; мониторинг самообразовательного компонента учебного процесса; learning process at a higher school; self-educational work of students; self-education component of a learning process; monitoring of the self-educational component of a learning process
Загрузить | PDF, 2162 Kb
Значение педагогических ресурсных центров в Эритрее
Рассматривается роль педагогических ресурсных центров, которые служат потенциально эффективной базой для педагогической подготовки. Успешность ресурсных центров во многом зависит от работоспособности человека и вложенных ресурсов; при отсутствии таковых нельзя ожидать улучшений в работе и оставаться системами поддержки.
Ключевые слова: institutionalization; stakeholders; intervention; engagement; continuing professional development Centers; институционализация; заинтересованная сторона; интервенция; обязательство; непрерывное профессиональное развитие центра
Загрузить | PDF, 2171 Kb
Структура профессионализма военнослужащего
Раскрываются структура профессионализма военнослужащего, критерии и показатели его сформированности, что представит интерес для интересующихся вопросами, связанными с формированием и развитием профессионализма в различных видах социума.
Ключевые слова: воинский труд; профессионализм военнослужащего; military work; professionalism of a military man
Загрузить | PDF, 2189 Kb
Специфика музейно-педагогической деятельности в воспитании сельских школьников
Характеризуются объективные условия сельской среды, определяющие специфику музейно-педагогической деятельности, и особенности музейно-педагогической деятельности в воспитании учащихся сельских школ. Особое место отводится возможностям использования ресурсов агропредприятия, в зоне функционирования которого находится школьный музей.
Ключевые слова: музейно-педагогическая деятельность; сельский социум; воспитание учащихся; ресурсы агропредприятия в развитии музея и воспитании сельских школьников; museum and pedagogic work; country society; education of pupils; resources of agricultural enterprise in development of the museum
Загрузить | PDF, 2171 Kb
Анимационные экскурсии как способ формирования социально значимых качеств у молодёжи
Представлена анимационная экскурсия как способ формирования у молодёжи качеств, недостаток которых отмечают педагоги. Целью выступает разработка серии автобусных экскурсий для школьников по городу, призванных формировать уважительное отношение к месту своего проживания, желание проявлять заботу о нём. Особое внимание обращается на необходимость показа в рамках экскурсии примеров неприемлемого поведения (грубость, сквернословие в заведениях города, пренебрежительное отношение к людям других национальностей, порча зданий граффити и др.). Обосновывается тезис о том, что только нестандартные, творческие технологии, а также новые каналы распространения информации способны сделать эффективным процесс формирования социально значимых качеств у современной молодёжи.
Ключевые слова: культура гражданственности; анимационные технологии; система ценностей; гражданская позиция; culture of citizenship; animation technologies; system of values; civil position
Загрузить | PDF, 2159 Kb
Экологический туризм: компаративный анализ определений
Рассматриваются различные подходы к определению понятия «экологический туризм». Выделены три группы дефиниций экологического туризма по содержательному признаку, а также сделана попытка сформулировать собственное определение понятия.
Ключевые слова: устойчивый туризм; экологический туризм; окружающая среда; бережное природопользование; steady tourism; ecological tourism; environment; careful nature management
Загрузить | PDF, 2160 Kb
Ознакомление дошкольников с неживой природой в процессе экспериментирования в условиях современной дошкольной образовательной организации
Рассматриваются экспериментирование и его реализация в условиях ДОО в процессе ознакомления дошкольников с неживой природой, основные достоинства данного метода, в частности то, что в процессе эксперимента дошкольники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его воздействии на другие объекты и среду обитания.
Ключевые слова: экспериментирование; дошкольник; неживая природа; исследовательская деятельность; experiment; preschool pupil; inanimate nature; research work
Загрузить | PDF, 3433 Kb
Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра
Описываются нарушения в формировании коммуникативной стороны речи у детей с расстройствами аутистического спектра. Представлены группы коммуникативных навыков, описаны характерные особенности их проявления в речи детей с аутизмом. Приводятся данные эмпирического исследования, направленного на изучение уровня сформированности каждой группы коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. Раскрывается поэтапный процесс, направленный на формирование представленных групп коммуникативных навыков в условиях центра реабилитации детей и подростков-инвалидов.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра; коммуникативные навыки; коммуникативный акт; эгоцентричность; автономность; эхолалии; аграмматизмы; мутизм; стереотипии; вокальная аутостимуляция; визуальные вспомогательные материалы; альтернативные методы коммуникации; autism spectrum disorders; communicative skills; communicative act; egocentrism; autonomy; echolalia; agrammatism; mutism; stereotypy; vocal autostimulation; visual auxiliary aids; alternative communication methods
Загрузить | PDF, 2148 Kb
Специфика генезиса системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения
Дано авторское определение понятия «система социальной реабилитации детей с нарушениями зрения», охарактеризована структура этой системы применительно к Уральскому региону, описаны специфические особенности зарождения, становления и развития системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в данном регионе.
Ключевые слова: дети с нарушениями зрения; социальная реабилитация; социальная реабилитация детей с нарушениями зрения; система социальной реабилитации детей с нарушениями зрения; образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Уральском регионе; visually impaired children; social rehabilitation; social rehabilitation of visually impaired children; education of children with disabilities in the Ural region
Загрузить | PDF, 2152 Kb
Филологические науки
ОБЩЕРЕЧЕВЫЕ ФУНКЦИИ ИНТЕРИОРИЗОВАННОГО ДИСКУРСА
Раскрывается понятие интериоризованного дискурса, который в нашем понимании представляет собой модель внутренней речи героя художественного произведения, создаваемую автором произведения. Анализируются общеречевые функции интериоризованного дискурса, т.е. некоторые глобальные функции, которые присущи языку - речи вообще, и в частности собственно внутренней речи и интериоризованному дискурсу.
Ключевые слова: интериоризованный дискурс; внутренняя речь; мыслеоформляющая функция; номинативная функция; функция объективации; магическая функция; эмотивная функция; функция заклинания; interiorized discourse; inner speech; thought forming function; nominative function; objectivation function; magic function; emotive function; incantation function
Загрузить | PDF, 2177 Kb
Ways to represent the subject of the scientific discourse
Анализируются языковые средства вербализации субъекта дискурса на материале текстов научных статей, опубликованных в англоязычных и русскоязычных журналах. Выделяются три ипостаси субъекта научного дискурса: субъект-исследователь, субъект-аналитик, субъект-представитель. Представлен сравнительный анализ частоты использования языковых маркеров субъекта в англоязычных и русскоязычных научных текстах.
Ключевые слова: научный дискурс; языковая единица; местоимение; субъект дискурса; вербализация субъекта; scientific discourse; language unit; pronoun; discourse subject; verbalization of subject
Загрузить | PDF, 2170 Kb
Статусные характеристики участников судебного дискурса
Рассматриваются статусные характеристики участников судебного дискурса: институциональная позиция и её интенциональные взаимосвязи с другими позициями в институциональном коммуникативном пространстве, жанровая модальность коммуникативного действия, формульная организация дискурса.
Ключевые слова: судебный дискурс; институциональный статус; коммуникативная роль; модальность коммуникативного действия; скрипт коммуникативного поведения; судебный церемониал; court discourse; institutional status; communicative role; modality of communicative action; script of communicative behavior; court ceremonies
Загрузить | PDF, 2158 Kb
Синтагма как основная единица ритма прозаического текста (на материале газетной публицистики)
Показана синтагма как основная единица ритмической организации прозаического текста. Приводится ритмический анализ публицистического текста и выявляются индивидуально-авторские черты ритмической текстовой организации.
Ключевые слова: синтагма; синтагматическое членение; ритмическая модель; ритмический сбой; динамика ударности; syntagma; syntagmatic articulation; rhythmic model; rhythmic fault; dynamic of stresses
Загрузить | PDF, 2178 Kb
Стилевые функции различных типов зевгмы
Рассмотрено употребление зевгмы в литературном языке и текстах СМИ. В частности, проанализирована графическая зевгма и выявлено, с помощью каких наиболее значимых ее типов раскрывается оригинальность прочтения данной фигуры, а также функциональная составляющая зевгмы.
Ключевые слова: языковая игра; эллиптический прием; скорнение; графическая зевгма; телескопия; контаминация; слияние; слова-слитки; сращение; language pun; elliptic method; root joining; graphic zeugma; telescopy; contamination; junction; junction words; union
Загрузить | PDF, 2796 Kb
Модный эргоним в языковом сознании современного горожанина: экспериментальное исследование
Представлены результаты экспериментального исследования эргонимов с точки зрения языковой моды. На основе методики дополнения (экспериментального метода психолингвистики) определяются представления о модных эргонимах, существующие в языковом сознании современных носителей русского языка, и выявляются модные тенденции в эргонимии.
Ключевые слова: эргоним; мода; языковое сознание; модные тенденции; ergonym; fashion; linguistic mind; fashion tendencies
Загрузить | PDF, 2172 Kb
От "selfie" к «селфи»: пути адаптации англицизмов в современном русском языке
Дан анализ адаптации английского слова "selfie" в современном русском языке в контексте интенсификации процессов заимствования и активизации англоязычной лексики в русском языке в начале XXI в.
Ключевые слова: англицизмы в русском языке; адаптация заимствований; Anglicisms in the Russian language; adaptation of borrowings
Загрузить | PDF, 2154 Kb
Наречия и безлично-предикативные слова с семантикой цвета: особенности функционирования в русском языке XXI в. (на примере лексемы )
Группа наречий и безлично-предикативных слов с семантикой цвета в XXI в. становится одной из бурно развивающихся сфер лексики русского языка. Особую активность показывают поздно закрепившиеся в языке периферийные единицы розово, салатово, фиолетово . Приобретая метафорическое значение, эти омоформы устанавливают новые связи между наречием и безлично-предикативным словом и становятся маркерами лингвокреативной деятельности современного человека.
Ключевые слова: наречие; безлично-предикативные слова; цветообозначения; маркеры лингвокреативной деятельности; adverb; impersonal predicative words; colour marks; markers of linguocreative work
Загрузить | PDF, 2165 Kb
Этикетная модель просьбы в британской и русской лингвокультурах
Описывается этикетная модель просьбы в британской и русской лингвокультурах как речевое действие и лингвокультурный скрипт. Анализируются факторы, влияющие на характер официальной просьбы, разновидности просьбы - спонтанная, заранее подготовленная, шутливая, осложненная. Раскрыта специфика неимпозитивности (отсутствия коммуникативного давления на адресата) как базового ориентира поведения в британской лингвокультуре применительно к скрипту «просьба».
Ключевые слова: формульная модель поведения; коммуникативные шаги; стратегия вежливости; обиходная просьба; официальная просьба; лингвокультурный скрипт; неимпозитивность; formula model of behavior; communicative steps; strategy of politeness; informal request; formal request; linguocultural script; non-impositivity
Загрузить | PDF, 2159 Kb
Типология хронотопа и участников медитативного дискурса
Рассмотрена медитация в рамках теории дискурса. Охарактеризованы следующие критерии: хронотоп, участники дискурса, интенция, каналы восприятия. Определено место медитативного дискурса в типологии дискурса: персональный - бытийный. Выделена и описана специфика хронотопа (время протекания медитации и место протекания медитации) и участников медитативного дискурса (реальные: мастер медитации и медитирующий/ирреальные).
Ключевые слова: дискурс; хронотоп; участники дискурса; интенция; медитация; discourse; chronotop; participants of discourse; intention; meditation
Загрузить | PDF, 2148 Kb
Грамматический статус и аспектуальность отглагольных имен действия в украинском языке (на фоне русского и польского языков)
Рассматриваются проблемные вопросы грамматического статуса отглагольных имен действия в украинском языке на фоне русского и польского языков; исследуется степень сохранения аспектуальных признаков у этой категории слов по материалам словарей и корпусов. Установлено, что украинские имена действия довольно регулярно проявляют в речи аспектуальные признаки, а степень их сохранения більше, чем в русском, но меньше, чем в польском языках.
Ключевые слова: отглагольное имя действия; украинский язык; аспектуальная семантика; verbal noun of action; the Ukrainian language; aspectual semantics
Загрузить | PDF, 2187 Kb
Эмблематические характеристики гостеприимства в калмыцкой лингвокультуре
Представлено эмблематичное осмысление лингвокультурного скрипта «гостеприимство» в коммуникативном поведении калмыков. Рассматриваются его языковые, дискурсивные и ритуальные знаки.
Ключевые слова: эмблематичность; лингвокультурный скрипт; лингвокультура; коммуникативное поведение; калмыцкий этикет; emblematic; linguocultural script; linguistic culture; communicative behavior; Kalmyk etiquette
Загрузить | PDF, 2206 Kb
Категория интертекстуальности в сборниках высказываний председателя КНР Си Цзиньпина
Рассматриваются жанр и характеристики сборника высказываний, анализируется понятие «интертекстуальность» и выявляются интертекстуальные знаки, фигуры и функции в сборниках высказываний председателя КНР Си Цзиньпина.
Ключевые слова: сборник высказываний; интертекстуальность; элитарная языковая личность; интертекстуальный тезаурус; collection of statements; intertextuality; elite language personality; intertext thesaurus
Загрузить | PDF, 2334 Kb
Специфика статусного коммуникативного поведения начальника, отраженная в китайских афоризмах
Показана специфика коммуникативного поведения начальника по отношению к подчиненным. Нормы коммуникативного поведения зафиксированы также и в афоризмах, передающих компетентность начальника в управлении подчиненными, а также понимание своего долга перед подчиненными.
Ключевые слова: норма; коммуникативное поведение; афоризмы; статус; начальник; подчиненный; коммуникант; standard; communicative behavior; aphorisms; status; boss; subordinate; communicant
Загрузить | PDF, 2332 Kb
Модальные частицы в речи мужчин и женщин
Представлены результаты исследования, направленного на выявление гендерных особенностей распределения и функционирования модальных частиц в высказываниях мужчин и женщин на материале газетных текстов.
Ключевые слова: гендер; гендерная лингвистика; модальность; модальные частицы; коммуникативная стратегия; gender; gender linguistics; modality; modal particles; communicative strategy
Загрузить | PDF, 2332 Kb
Игра со знакообозначениями растений в русском и азербайджанском языках
Исследована проблема эволюции семантической системы языка. Рассматривается игра со знакообозначениями растений. Анализируются слова «дерево», «цветок» и «роза» в русском языке, “ağac”, “gül”, “qızılgül” - в азербайджанском, что позволяет утверждать, что эти концепты находят в названных языках общие семы для развития. Значительно большее символическое значение имеют названия конкретных деревьев и цветов, занимающих прочное место в картине мира русского и азербайджанского народов.
Ключевые слова: знакообозначения; растения; дерево; цветок; роза; знак; игра; фразеологизация; фразеологизмы; notions; plants; tree; flower; rose; sign; play; phraseology; phraseological units
Загрузить | PDF, 2181 Kb
Бернат Мункачи и начало полевых работ в венгерской лингвистике
Описана подготовка молодого венгерского ученого Берната Мункачи к диалектологической экспедиции 1885 г., целью которой было при помощи полевых исследований собрать эмпирический материал для финно-венгерских студий, осуществляемых на территории Венгрии.
Ключевые слова: Бернат Мункачи; венгерские ученые; удмурты; удмуртский язык; удмуртские диалекты; диалектология; полевые исследования; Bernát Munkácsi; Hungarian scientists; the Udmurt; the Udmurt language; the Udmurt dialects; dialectology; field research
Загрузить | PDF, 2161 Kb
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИГУРЫ РЕЧИ СРАВНЕНИЯ В РОМАНЕ ГЕРМАНА ГЕССЕ «ДЕМИАН. ИСТОРИЯ ЮНОСТИ, НАПИСАННАЯ ЭМИЛЕМ СИНКЛЕРОМ» (НА ПРИМЕРЕ ДЕНОТАТИВНОЙ СФЕРЫ «ПРЕДМЕТЫ И АРТЕФАКТЫ »)
На материале романа «Демиан. История юности, написанная Эмилем Синклером» устанавливаются функции сравнения и способы его выражения в индивидуально-авторской картине мира швейцарско-немецкого писателя Г. Гессе. Выявлен художественно-эстетический и прагматический потенциал сравнения на примере денотативной сферы «Предмет и артефакт».
Ключевые слова: фигура речи; сравнение; сравнительный оборот; оценка; образ; функция; протагонист; читатель; роман; figure of speech; comparison; assessment; image; function; protagonist; reader; novel
Загрузить | PDF, 2175 Kb
Анализ отечественных организаций, издающих лексикографические ресурсы социально-гуманитарной направленности (1985-2014 гг.)
Анализируется отечественная издательская структура в области лексикографии социально-гуманитарной направленности в период 1985-2014 гг. Выделяются основные виды лексикографических серий. Определено ядро издающих организаций и проведено отраслевое распределение лексикографических ресурсов, выпущенных ядерными издательствами. Охарактеризовано текущее состояние отечественных организаций, издающих лексикографические ресурсы социально-гуманитарной направленности.
Ключевые слова: издающая организация; лексикографический ресурс; лексикография; социально-гуманитарные науки; лексикографическая серия; publishing organization; lexicographic resource; lexicography; social sciences and humanities; lexicographic series
Загрузить | PDF, 2177 Kb
Топос детства в поэзии Веры Павловой
В рамках антропологической модели описаны пространства возраста, темы и мотивы детства в лирической поэзии Веры Павловой и способы их художественной актуализации.
Ключевые слова: топос; антропологическое пространство; апперцепция; topos, anthropological; space, apperception
Загрузить | PDF, 2178 Kb
Способы выражения авторской позиции в современном историко-фантастическом романе
Анализируются способы выражения авторской позиции в современной историко-фантастической литературе посредством создания образов славянского пространства.
Ключевые слова: Мазин; Витковский; Семенова; пространство; фантастика; фэнтези; хронотоп; Masin; Vitkovsky; Semenova; space; fantasy; chronotop
Загрузить | PDF, 2154 Kb
Исторические науки и археология
Дискуссии конца XIX - начала ХХ в. о благотворительной деятельности православных монастырей
Представлены дискуссии в церковной и светской среде вокруг проблемы благотворительной деятельности православных монастырей и усиления влияния православной церкви на общественную жизнь конца XIX - начала ХХ в.
Ключевые слова: православная церковь; монастыри; монашествующие; церковная благотворительность; социальное служение церкви; Orthodox Church; cloisters; monks; church charity; social service to church
Загрузить | PDF, 2149 Kb
Формирование модели современного священника в процессе реформирования системы духовного образования Русской православной церкви (по Соборным постановлениям и докладам иерархов Русской православной церкви)
Рассмотрена проблема формирования модели современного священника и повышения качества подготовки священнослужителей Русской православной церковью на разных этапах реформирования ее системы духовного образования в постсоветский период. Обращается внимание на соответствие профессиональных и духовно-нравственных качеств современных священников церковному идеалу клирика.
Ключевые слова: модель современного священника; духовная семинария; концепция духовного образования РПЦ; Болонская система образования; бакалавриат; model of a modern priest; theological seminary; conception of spiritual education of the Russian Orthodox Church; Bologna sysmen of education; bachelor studies
Загрузить | PDF, 2181 Kb
Интернетизация региональных СМИ в конце ХХ - первой трети ХХI в. (на примере Астраханской области): проблемы становления и перспективы развития
Рассматривается процесс становления интернет-представительств СМИ Астраханской области в Интернете.
Ключевые слова: региональная пресса; власть; «четвертая власть»; интернет-СМИ; regional press; authorities; “the fourth authority”; Internet mass media
Загрузить | PDF, 2154 Kb
Развитие добровольных спортивных обществ Сталинграда в 1946-1951 гг. (по материалам Центра документации новейшей истории Волгоградской области)
Представлены материалы фонда Сталинградского комитета ВКП (б) Центра документации новейшей истории Волгоградской области по вопросам развития добровольных спортивных обществ (ДСО) Сталинграда в годы первого послевоенного плана развития народного хозяйства СССР. Приведены статистические данные развития ДСО города и выявлены основные результаты и недостатки в работе, среди которых слабость профессиональных кадров.
Ключевые слова: добровольные спортивные общества; физическая культура и спорт; Сталинград; четвертый пятилетний план развития народного хозяйства СССР; voluntary sports societies; physical culture and sport; Stalingrad; the fourth five-year-plan of the USSR national economy development
Загрузить | PDF, 2178 Kb
Свидетельства земледелия с городища скифского времени у с. Пекшево на р. Воронеж
Анализируются свидетельства земледелия с Пекшевского городища скифского времени на р. Воронеж. Рассмотрены орудия труда на различных этапах земледельческих работ, сведения о хозяйственных сооружениях, использовавшихся для хранения зерна, данные о выращиваемых сельскохозяйственных культурах.
Ключевые слова: орудия труда; палеоэтноботанические данные; земледелие; скифская эпоха; городище Пекшево; лесостепное Подонье; labour equipment; paleoethnobotanic information; agriculture; the Scythian period; Pekshevo settlement; forest and steppe Podonye
Загрузить | PDF, 2341 Kb
Достижения и трудности в подготовке рабочих кадров через систему сталинградских школ фабрично-заводского обучения и ремесленных училищ в 1943-1950 гг
Сопоставлены задачи по возрождению рабочих кадров на разрушенных войной промышленных предприятиях Сталинграда с реальными условиями труда, жизни и быта учащихся школ фабрично-заводского обучения и ремесленных училищ.
Ключевые слова: Сталинград; ФЗО; ремесленные училища; восстановительный период; государственные трудовые резервы; заводы; промышленность; кадры; Stalingrad; trade colleges; rehabilitation period; state labour reserves; plants; industry; staff
Загрузить | PDF, 2156 Kb
Научная жизнь. Рецензии
Волгоградский научно-образовательный центр Российской академии образования: опыт сетевого научного взаимодействия
Ключевые слова:
Загрузить | PDF, 2154 Kb
ПРОБЛЕМЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ рецензия на книгу: Николаева Н.Г., Кузьмин С.И. «Богословие» Иоанна Дамаскина в церковнославянской традиции и рецепции XVI-XVIII вв. Казань: Центр инновационных технологий, 2015. 312 с
Ключевые слова:
Загрузить | PDF, 2140 Kb