Архив журнала

2020-2024


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86

№1 (86) 2014
2014 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
Философия и методология образования
ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА
С позиций полевого подхода дается логико-семантический анализ структуры педагогического дискурса, раскрываются сущностные характеристики гуманитарной образовательной среды вуза, анализируются особенности ценностно-смысловой коммуникации как вида личностного опыта, компонента содержания образования и как особого вида учебно-познавательной деятельности студентов.
Ключевые слова: педагогический дискурс; функционально-семантическое поле; ценностно-смысловая коммуникация; дискурсивная компетентность; образовательная среда вуза; pedagogic discourse; functional and semantic field; value and sense communication; discursive competence; educational environment of a higher school
Загрузить | PDF, 270 Kb
Отказ от фундаментализма и наукоцентризма как эпистемологическая проблема исследования воспитания в современных условиях
Раскрываются эпистемологические проблемы обоснованности и истинности научного знания в сфере воспитания, обусловленные отказом от фундаментализма и наукоцентризма. Намечены пути их решения, связанные с разработкой критериев научности педагогического знания на основе идей диалогизма.
Ключевые слова: методология воспитания; неклассическая эпистемология; методологический подход; вненаучное знание; диалогизм
Загрузить | PDF, 262 Kb
Целостный учебно-воспитательный процесс
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА АНАЛИЗА НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Неформальное образование в России и в мире приобрело особое значение в связи с переходом к экономике и обществу, основанным на знании и является неотъемлемым компонентом «учения длиною в жизнь». Системный подход позволяет представить систему неформального образования во всей ее целостности и многоаспектности ее компонентов в условиях глобализации образовательного пространства
Ключевые слова: формальное образование; неформальное образование; информальное образование; учение длиною в жизнь; formal education; non-formal education; informal education; life-long education
Загрузить | PDF, 274 Kb
Критерии оптимизации системы педагогических средств
Анализируется динамика знания о педагогических средствах в контексте развития системного подхода в педагогическом исследовании. Раскрывается некоторая актуальная проблематика теории средств. Формулируются обобщенные критерии оптимизации системы средств формирования личностных свойств.
Ключевые слова: критерий; модель; оптимальный; оптимизация; процесс; система; систематизация; средство; структура; целостность; criterion; model; optimal; optimization; process; system; systematization; means; structure; integrity
Загрузить | PDF, 262 Kb
Инновации в общем и профессиональном образовании
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Рассматриваются интегративные свойства технологической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства как целостной системы в структуре личности.
Ключевые слова: иерархия; компоненты; структура; технологическая культура; функции; hierarchy; components; structure; technological culture; functions
Загрузить | PDF, 264 Kb
Сущностные характеристики речевой культуры будущего специалиста сферы образования
Обоснованы основные функции речевой культуры будущих специалистов сферы образования, выделены компоненты, обеспечивающие их реализацию.
Ключевые слова: речевая культура; коммуникативная компетентность; речевая профессиональная культура; функции речевой культуры; компоненты речевой культуры; verbal culture; communicative competence; verbal professional culture; functions of verbal culture; components of verbal culture
Загрузить | PDF, 292 Kb
Занятия плаванием как фактор профессиональной подготовки студентов вуза
Представлены структура и содержание основных этапов профессиональной подготовки студентов вуза по плаванию. Цель исследования: определить педагогические условия и модель профессиональной подготовки студентов вуза. Результаты исследования подтверждают эффективность предлагаемой модели, позволяют определить инновационные технологии развития личности студента в процессе профессиональной подготовки по плаванию
Ключевые слова: обучение плаванию; модель профессиональной подготовки; педагогические условия; swimming training; model of professional training; pedagogic conditions
Загрузить | PDF, 340 Kb
Проектное обучение как условие изменения в профессиональной направленности личности научно-педагогических работников вуза
Статья посвящена изучению условий и факторов развития профессиональной направленности личности, влияния проектного обучения на профессиональную направленность научно-педагогических работников вуза.
Ключевые слова: проектное обучение; мотивы; профессиональная направленность; технолого-методическая готовность к проектной деятельности; project education; motives; professional orientation; technological and methodological readiness for project work
Загрузить | PDF, 274 Kb
Опыт организации проектной деятельности студентов при разработке электронного учебного пособия для направлений «Туризм» и «Сервис»
Разработка электронного учебного пособия по английскому языку рассматривается как проектная деятельность студентов - будущих специалистов в сфере туризма и сервиса. Проводится анализ того, как на каждом этапе проекта при выполнении определенных видов деятельности преподаватель и студенты создают условия для формирования компетенций, необходимых для изучения и использования иностранного языка в профессиональной среде.
Ключевые слова: иноязычная компетенция; проектная деятельность; электронное учебное пособие; foreign language competence; project work; electronic teaching manual
Загрузить | PDF, 276 Kb
О ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ФГОС
Статья посвящена проблеме становления эколого-педагогической компетентности будущих учителей начальных классов. Показана ее актуальность в соответствии с требованиями новых ФГОС к воспитанию экологической культуры младших школьников. Рассматривается потенциал подготовки студентов к эколого-педагогической деятельности в процессе реализации новых ФГОС ВПО третьего поколения.
Ключевые слова: экологическое образование; эколого-педагогическая компетентность; экологическая культура; Федеральный государственный образовательный стандарт; эколого-профессиональная подготовка; будущий учитель начальных классов; ecologic education; ecological and pedagogic competence; ecologic culture; Federal state educational standard; ecological and professional training; future primary school teacher
Загрузить | PDF, 268 Kb
ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В ВУЗЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Представлены выборочные результаты педагогического эксперимента по определению влияния педагогических условий на динамику мотивационного, когнитивного и деятельностного критериев профессионально ориентированной креативности студентов.
Ключевые слова: профессионально ориентированная креативность; педагогические условия; критерии профессионально ориентированной креативности; professionally oriented creativity; pedagogic conditions; criteria of professionally oriented creativity
Загрузить | PDF, 262 Kb
Развитие интеграции (синтеза) технологий и методов при изучении математических дисциплин студентами естественнонаучных специальностей
Следствием глобализации экономики стала глобализация образования. Интегративный подход определяет условия построения образовательной системы. В результате применения рекомендуемых автором комплексов задач на развитие интеграции в учебном процессе значительно улучшилось формирование многомерной профессионально-творческой компетентности.
Ключевые слова: интеграция (синтез) технологий и методов; межпредметные связи; формирование многомерной профессионально-творческой компетентности студентов; integration (synthesis) of technologies and methods; inter-subject relations; formation of students’ professional and creative competence
Загрузить | PDF, 326 Kb
Формирование ответственности младшего подростка в условиях модульно-рейтинговой системы обучения
Рассматривается проблема формирования ответственности в младшем подростковом возрасте. Обосновываются своевременность и эффективность использования модульно-рейтинговой системы обучения в формировании данного личностного качества. Предлагаются оригинальная система принципов деятельности учителя и методика работы по реализации педагогического потенциала данной системы.
Ключевые слова: ответственность; модульно-рейтинговая система обучения; принцип; методика; младший подросток; responsibility; module and rating system of education; principle; methodology; junior teenager
Загрузить | PDF, 275 Kb
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО СТУДЕНТА В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ
Рассматривается формирование профессионально-языковой компетентности иностранного студента как способ совершенствования обучения иностранца в российском вузе. Приводятся определение и уровни сформированности данного феномена, описывается система принципов, которым должен следовать преподаватель в процессе подготовки иностранных студентов.
Ключевые слова: иностранный студент; профессионально-языковая компетентность; foreign student; professional language competence
Загрузить | PDF, 266 Kb
Воспитание и дополнительное образование
Воспитание патриотизма будущего учителя на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» в педагогическом вузе
Раскрывается понятие «патриотизм будущего учителя». Выделяются его функции и структурные компоненты. Обосновывается модель воспитания патриотизма будущего учителя. Описываются этапы опытно-экспериментальной работы по воспитанию патриотизма будущего учителя в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете на занятиях по дисциплине «Иностранный язык».
Ключевые слова: патриотизм; патриотизм будущего учителя; позиция; система патриотического воспитания; функции патриотизма будущего учителя; структурные компоненты патриотизма будущего учителя; patriotism; future teacher’s patriotism; position; system of patriotic education; functions of future teacher’s patriotism; structural components of future teacher’s patriotism
Загрузить | PDF, 281 Kb
ФУНКЦИИ САМОРАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ В НЕПРЕРЫВНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Представлены функции профессионально-личностного саморазвития современного учителя в непрерывном образовании. Раскрыты особенности функций в деятельности, отношениях и коммуникации учителя
Ключевые слова: саморазвитие; профессиональное саморазвитие; профессионально-личностное саморазвитие; функции; взаимодействие; непрерывное образование; self-development; professional self-development; professional and personal self-development; functions; interaction; continuous education
Загрузить | PDF, 274 Kb
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-СИРОТ
Представлен анализ личностных качеств, выявленных у студентов-сирот, путем изучения личных дел, анкетирования и индивидуального собеседования, влияющих на адаптацию к образовательной среде технического вуза. Разработана внедрена в воспитательный процесс физкультурной деятельности Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС) научно обоснованная структура психодиагностики личностных качеств у студентов-сирот для успешной адаптации к образовательной среде.
Ключевые слова: анкетирование; психодиагностика; качества; адаптация; физическая культура; студент-сирота; survey; psychodiagnostics; qualities; adaptation; physical culture; orphan student
Загрузить | PDF, 312 Kb
ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦЕЛЕПОЛОГАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СУБКУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОДРОСТКА
Рассмотрено понятие субкультурной грамотности подростка, определены ее компоненты и функции. Выявлен педагогический потенциал взаимодействия школы и семьи, способствующий формированию субкультурной грамотности подростка.
Ключевые слова: субкультура; подростки; семья; взаимодействие; субкультурная грамотность; принципы; логика; subculture; teenagers; family; coordination; subcultural competence; principles; logic
Загрузить | PDF, 282 Kb
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РИСКИ СПОРТИВНОГО ТРЕНЕРА
Анализируются актуальные тенденции развития современного спорта, поясняется роль педагогических рисков в профессиональном самосовершенствовании спортивного тренера. Раскрываются структура и виды профессиональных рисков спортивного тренера.
Ключевые слова: cпорт; профессиональное становление; тренер; педагогический риск; sport; professional establishment; sports coach; pedagogic risk
Загрузить | PDF, 275 Kb
Историко- и сравнительно-педагогические исследования проблем образования
Зарождение партнерских отношений вуза и предприятий региона в 80-е годы в СССР (на примере Братско-Усть-Илимского ТПК)
На основе архивных данных рассмотрены формы интеграции вуза и предприятий. Территориально-производственные комплексы 80-х гг. рассматриваются как прототипы современных производственно-образовательных кластеров. Описан накопленный советской высшей школой опыт по заключению договоров о творческом содружестве, выполнению научно-исследовательских хоздоговорных и госбюджетных работ, внедрению результатов НИР в производство, который может быть экстраполирован в новые рыночные условия.
Ключевые слова: cоциальное партнерство; история советской высшей школы; производственно-образовательный кластер; интеграция образования; науки и производства; social partnership; history of the Soviet higher school; production and educational cluster; integration of education; science and production
Загрузить | PDF, 282 Kb
РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ И. КАНТА
На основе архивных данных рассмотрены формы интеграции вуза и предприятий. Территориально-производственные комплексы 80-х гг. рассматриваются как прототипы современных производственно-образовательных кластеров. Описан накопленный советской высшей школой опыт по заключению договоров о творческом содружестве, выполнению научно-исследовательских хоздоговорных и госбюджетных работ, внедрению результатов НИР в производство, который может быть экстраполирован в новые рыночные условия.
Ключевые слова: cоциальное партнерство; история советской высшей школы; производственно-образовательный кластер; интеграция образования; науки и производства; education; faith; Christianity; freedom; will; deed; mind; personality; call of duty; categoric imperative
Загрузить | PDF, 271 Kb
Влияние реформ на систему образования в США в XX веке
Рассматриваются и анализируются основные законы и документы, принятые в США в XX в. («Иммиграционный закон», «Закон об образовании в интересах национальной обороны», «Основополагающие принципы среднего образования», «Движение приспособления к жизни», «Отличное качество образования» и др.), показывается их влияние на развитие среднего и высшего образования в США.
Ключевые слова: XX век; образование в США; реформа; национальная ассоциация образования; XX century; education in the USA; reform; national association of education
Загрузить | PDF, 267 Kb
Особенности и основные тенденции развития высшей школы США
Проводится ретроспективный анализ становления и развития системы высшего образования США. На основе выявления предпосылок на различных исторических этапах рассматривается социально-экономическая обусловленность, выделяются структурные особенности высшей школы США, главные тенденции развития высшего образования США на современном этапе.
Ключевые слова: высшее образование в США; структура высшей школы США; тенденции развития; higher education in the USA; structure of the USA higher school; tendencies of development
Загрузить | PDF, 270 Kb
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РЕЛИГИОЗНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ США
Представлены основные подходы к религиозному воспитанию в образовательном процессе, краткая характеристика и оценка современного состояния религиозного воспитания учащихся в средней общеобразовательной школе США.
Ключевые слова: религия; вера; конфессии; традиции; подход к образованию; religion; faith; confessions; traditions; approach to education
Загрузить | PDF, 259 Kb
ИДЕАЛ КАЛОКАГАТИИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ЗДРАВОТВОРЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ
Рассматривается роль идеала калокагатии в процессе формирования здравотворческой культуры субъекта постиндустриальной модернизации России. На основе анализа историко-педагогического материала и требований, предъявляемых к личности постиндустриальной реальностью, автор делает вывод о том, что здравотворческая педагогическая деятельность должна быть сфокусирована на идеале, который является инвариантом античной калокагатии.
Ключевые слова: здравотворческая педагогическая стратегия; субъект постиндустриальной модернизации; калокагатия; здравотворческая культура; идеал; creative pedagogic strategy; subject of post-industrial modernization; kalokagathia; creative culture; ideal
Загрузить | PDF, 254 Kb
Современное состояние и тенденции развития образования в Финляндии
Рассматривается роль идеала калокагатии в процессе формирования здравотворческой культуры субъекта постиндустриальной модернизации России. На основе анализа историко-педагогического материала и требований, предъявляемых к личности постиндустриальной реальностью, автор делает вывод о том, что здравотворческая педагогическая деятельность должна быть сфокусирована на идеале, который является инвариантом античной калокагатии.
Ключевые слова: здравотворческая педагогическая стратегия; субъект постиндустриальной модернизации; калокагатия; здравотворческая культура; идеал; education; modern tendencies; system and structure of education; traditions
Загрузить | PDF, 276 Kb
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ КРИТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Затрагиваются вопросы о происхождении критической педагогики, а также о ее основных принципах, положенных в основу современных концепций поликультурного образования американскими учеными.
Ключевые слова: критическая педагогика; поликультурное образование; поддерживающая педагогика; критическое мышление; педагогическая поддержка; critical pedagogy; polycultural education; supportive pedagogy; critical thinking; pedagogic support
Загрузить | PDF, 259 Kb
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИСТУДЕНТОВ ВУЗА, ФОРМИРУЕМЫЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»
Рассмотрены профессиональные компетенции, которые задаются по федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования, и их трансформация в реальном учебном процессе. Приведен перечень (авторский вариант) профессиональных математических компетенций, трансформированных из профессиональных компетенций стандарта и формируемых при изучении учебной дисциплины «Математический анализ». Показаны задания, с помощью которых профессиональные математические компетенции могут быть сформированы и диагностированы.
Ключевые слова: профессиональные компетенции; профессиональные математические компетенции; матрица компетенций; professional competences; professional mathematical competences; matrix of competences
Загрузить | PDF, 442 Kb
Коммуникативное поведение как иноязычное средство социализации
Исследуется коммуникативное поведение в межкультурном общении как средство социализации в иноязычной среде. Обосновывается, что обучение коммуникативному поведению является необходимым компонентом содержания обучения иностранному языку как средству профессионального общения.
Ключевые слова: коммуникативное поведение; социализация в иноязычной среде; межкультурная коммуникативная компетенция; лингвокультурные особенности; культурные нормы; модели коммуникативного поведения; communicative behavior; socialization in foreign language environment; intercultural communicative competence; linguistic cultural peculiarities; cultural standards; patterns of communicative behavior
Загрузить | PDF, 274 Kb
Теория и методика обучения и воспитания
«Все премудро сотворено...». Символика вербы в романе И. С. Шмелева «Лето Господне» (опыт школьного анализа)
Предлагается методика изучения главы «Вербное воскресенье» романа И. С. Шмелева «Лето Господне» на уроке литературы в пятом классе. Мифологический комментарий, на котором строится анализ ключевого образа вербы, способствует более глубокому постижению текста учениками, повышению уровня их читательской культуры.
Ключевые слова: верба; символика; мифологический подтекст; славянский быт; willow; symbolism; mythological implication; Slavic way of life
Загрузить | PDF, 272 Kb
Методика использования информационно-коммуникационных технологий в элективном курсе «Изучаем свой край средствами ИКТ» для учащихся 8-го класса
Представлена методика использования ИКТ в авторском элективном курсе по географическому краеведению в контексте культурологического, личностно-деятельностного, компетентностного и системного подходов. Сформулированы и обоснованы цели элективного курса - формирование информационно-коммуникативной геокраеведческой компетентности. Осуществлено сопряжение ее формирования с содержанием курса и видами практикумов, предполагающих усложнение видов заданий по использованию ИКТ.
Ключевые слова: информатизация образования; информационно-коммуникативные технологии; информационно-коммуникативная геокраеведческая компетентность; informatization of education; information and communication technologies; information and communicative local geographical competence
Загрузить | PDF, 330 Kb
Принципы создания гротескной действительности в сказках В. Войновича и А. Кабакова (из опыта проведения урока внеклассного чтения в 11-м классе)
Рассматривается логика работы по формированию понятия «гротеск» на заключительном этапе в 11-м классе на материале изучения сатирических сказок В.Войновича и А.Кабакова. В ходе урока внеклассного чтения учащиеся закрепят полученные ранее теоретические и практические знания о гротеске, определят его функцию, рассмотрят данное понятие в культурологическом аспекте.
Ключевые слова: гротеск; сатирические сказки; А.Кабаков; В.Войнович; формирование теоретико-литературных понятий; внеклассное чтение; grotesque; satirical tales; A. Kabakov; V. Voynovich; formation of theoretical and literary concepts; extracurricular reading
Загрузить | PDF, 277 Kb
Проектирование образовательного процесса вуза на основе ментальных характеристик современных российских студентов (Рецензия на диссертацию: Демкина Е.В. Проектирование образовательного процесса вуза на основе ментальных характеристик современных российских студентов : дис.... д-ра пед. наук : 13.00.01. Майкоп, 2013. 515 с.)
Ключевые слова:
Загрузить | PDF, 209 Kb