Архив журнала


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86

№5 (80) 2013
2013 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
Философия и методология преподавания
Педагогические последствия открытия «детского мира»
Приводятся результаты экспериментальной работы с учителями по формированию ориентации педагогов на работу с индивидуальными проблемами школьников. Описываются условия результативности такой работы –специально подобранные упражнения на «открытие детского мира»;восприятие деятельности по работе с индивидуальными проблемами как безопасной, не подвергающей сомнению образ профессионального Я педагога; значимость воспитательной деятельности для педагогов.
Ключевые слова: «открытие детского мира»; ориентация педагогической деятельности; экспериментальная работа; “discovery of children’s world”; orientation of pedagogic work; experimental work
Загрузить | PDF, 283 Kb
Педагогический основания диагностики и оценки компетентностных результатов обучения
Показана модель компетентностного подхода к школьному обучению, разработанная с позиций научной школы человекосообразного образования.
Ключевые слова: компетенции; компетентности; образовательные стандарты; ключевые; метапредметные; предметные компетенции; competences; educational standards; key; metasubject; subject categories
Загрузить | PDF, 318 Kb
Методологические основы управления качеством проектирования и реализации основных образовательных программ в вузе
Обоснована актуальность проблемы управления качеством проектирования и реализации основных образовательных программ в вузе. Особый акцент сделан на рассмотрении основных положений системного, компетентностного, процессного подходов как методологических основ исследуемой проблемы управления.
Ключевые слова: процессный; системный; компетентностный методологические подходы; качество проектирования и реализации основной образовательной программы; управление качеством; процессная модель; process; systemic; competence methodological approaches; quality of projecting and implementation of the basic educational programme; quality management; process model
Загрузить | PDF, 290 Kb
Непрерывное профессиональное образование
Академические свободы и автономность в современном российском высшем образовании: прикладные аспекты
Рассматриваются возможности практической реализации автономно ориентированного подхода в образовательной среде современных российских вузов. Приведены и проанализированы факторы социокультурного, академического и личностного характера, способные оказать как позитивное, так и негативное влияние на придание вузу академических свобод и формирование и развитие автономности субъектов образовательного процесса.
Ключевые слова: академические свободы; автономность; институциональная автономия; субъекты образовательной среды вуза; автономно ориентированный подход; academic freedom; autonomy; institutional autonomy; subjects of educational environment of a higher school; autonomic oriented approach
Загрузить | PDF, 285 Kb
Возможности различных дидактических теорий для построения исследований профессиональн ого образования
Дан анализ дидактических теорий, ставших стержнем исследования профессионального образования. Определены возможности их применения в инновационной среде образовательного учреждения.
Ключевые слова: новые дидактические теории; построение исследований профессионального образования; взаимное международное обогащение наук об обучении; new didactic theories; structure of research of professional education; mutual international enrichment of sciences about education
Загрузить | PDF, 299 Kb
Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы
Представлены понимание профессиональной деятельности преподавателя высшей школы и ее особенности с позиций формируемой профессиональной компетентности; определена группа задач профессиональной деятельности в соответствии с пониманием профессиональной компетентности; обосновано построение программ повышения квалификации профессорско преподавательского состава на основе компетентностного подхода.
Ключевые слова: преподаватель высшей школы; виды профессиональной деятельности преподавателя высшей школы; профессиональная компетентность преподавателя; группа профессиональных задач; higher school teacher; types of professional work of a higher school teacher; teacher’s professional competence; group of professional tasks
Загрузить | PDF, 4031 Kb
Корпоративная подготовка наставников: закономерности, принципы и механизмы их реализации на практике
Выявлены социально-экономические и социально-педагогические закономерности корпоративной подготовки наставников в условиях современных предприятий, принципы и механизмы их реализации в процессе корпоративного обучения, а также доказана универсальность предложенных принципов корпоративной подготовки наставников применительно к непрерывному процессу корпоративной подготовки специалистов предприятия.
Ключевые слова: корпоративная подготовка; закономерности; принципы; механизмы; наставники; наставническая деятельность; интегративный подход; corporate training; regularities; principles; mechanisms; mentors; mentoring activity; integrative approach
Загрузить | PDF, 292 Kb
Методология и методика исследования педагогического мышления врачей – преподавателей медицинских вузов России
В качестве методологических положений рассматриваются антропологическая теория, положения философии об активной сущности личности,единстве теории и практики в условиях педагогической деятельности; теория о педагогической культуре, положения рефлексивной педагогики и психологии.
Ключевые слова: методология педагогического исследования; педагогическое мышление; педагогическая деятельность; методика исследования; methodology of pedagogic research; pedagogic thinking; pedagogic work; research methods
Загрузить | PDF, 322 Kb
Педагогические стимулы воспитания творца в будущем учителе
Обоснованы педагогические стимулы воспитания творца в будущем учителе (мастерство креативного учителя, творческий стиль деятельности, типы учителей по наличию креативной составляющей их деятельности, ее реальности, механизм управления процессом развития креативного потенциала школы). Приведены результаты экспериментальной работы, свидетельствующие о креативности будущего учителя и стимулировании самоактуализации и творческих способностей студентов.
Ключевые слова: креативный учитель; творческий стиль деятельности; типы учителей по креативной составляющей; мифы о креативной деятельности учителя; creative teacher; creative work style; types of teachers according to creativity; myths about teacher’s creative work
Загрузить | PDF, 301 Kb
Влияние конструкторской грамотности на успешность архитектора в профессиональн ой деятельности
Рассматривается зависимость успешности архитектора в профессиональной деятельности от степени сформированности его конструкторской грамотности. Дано определение конструкторской грамотности архитектора как составляющей его профессиональной грамотности.
Ключевые слова: конструкторская грамотность архитектора; успешная деятельность; инновации; конструктивно-композиционная организация; самоактуализированная личность; ситуативная характеристика; architect’s design competence; successful work; innovations; constructive and compositional organization; self-actualized personality; situational characteristics
Загрузить | PDF, 271 Kb
Инновации в общем и профессиональном образовании
Теоретико-методологические процедуры проектирования учебно-научно-педагогического комплекса как современн ой образовательн ой системы
Раскрываются методологические основы исследования учебно-научно-педагогического комплекса как инновационной системы непрерывного педагогического образования. Методологически обосновывается проектирование модели учебно-научно-педагогического комплекса в концептуальном, организационно-деятельностном и управленческом аспектах, выявляются его функции в развитии системы непрерывного педагогического образования.
Ключевые слова: теоретико-методологические процедуры; проектирование модели учебно-научно-педагогического комплекса; функции развития системы непрерывного педагогического образования; theoretical and methodological procedures; projection of the model of educational scientific pedagogical complex; functions of development of the system of continual pedagogic education
Загрузить | PDF, 289 Kb
Проблематика воспитательной работы в российских высших учебных заведениях
Сделана попытка определить основные проблемы воспитательной работы в высших учебных заведениях. Выявлены причины их возникновения. Рассмотрены способы, уменьшающие остроту ситуации.
Ключевые слова: воспитательная работа; проблема; содержание нравственности; свобода выбора; educational work; problem; content of morality; freedom of choice
Загрузить | PDF, 282 Kb
Толерантность в аспекте внутренней свободы личности
Раскрываются возможности реализации положительной связи между феноменами свободы и толерантности, когда оценка определения толерантности осуществляется с точки зрения категории внутренней свободы личности.
Ключевые слова: безразличие; воля; ответственность; свобода; снисходительность; терпимость; толерантность; indifference; will; responsibility; freedom; leniency; patience; tolerance
Загрузить | PDF, 282 Kb
Школа начинающего исследователя мира личных финансов
Представлена школа начинающего исследователя как технология, активизирующая учащихся, преподавателей, родителей на более активное и самостоятельное изучение основ финансовой грамотности в области личных финансов. Одна из таких школ проводится во время летних молодежных форумов, где участники погружаются в мир личных финансов, получают возможность провести авторское исследование и представить его на конкурс «Человек. Город. Финансы».
Ключевые слова: финансовое просвещение; финансовая грамотность; исследовательская деятельность школьников; financial education; financial competence; pupils’ research work
Загрузить | PDF, 290 Kb
Обеспечение индивидуализации учебной деятельности студента вуза как проблема профессионального образования
Освещается обеспечение индивидуализации учебной деятельности студента как условие повышения эффективности профессионального образования в вузе на современном этапе. С позиций ресурсного подхода выдвигается идея о программно-дидактическом обеспечении индивидуализации учебной деятельности студента, основанном на применении современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе вуза.
Ключевые слова: индивидуализация; учебная деятельность; профессиональное образование; информатизация образования; ресурсный подход; программно-дидактическое обеспечение; individualization; educational work; professional education; informatization of education; resource approach; programme and didactic support
Загрузить | PDF, 289 Kb
Технология реализации процесса самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий
Характеризуется технология реализации процесса самоопределения старших школьников в сфере рабочих профессий, показанная через формирование культуры самоопределения, организацию управления этим процессом. Описаны технологические приемы и методы работы в экспериментальных классах.
Ключевые слова: самоопределение в сфере рабочих профессий; технология процесса самоопределения старшеклассников; дуальное обучение школьников; self-determination in the sphere of labour professions; technology of the process of senior school pupils’ self-determination; dual training of pupils
Загрузить | PDF, 289 Kb
Возрастная динамика показателей силовых способн остей девочек в возрасте 10–15 лет
Дан анализ развития силовых способностей девочек в возрасте 10–15 лет. Силовая подготовка в общеобразовательной школе рассматривается как специализированный процесс, направленный на совершенствование прикладных физических возможностей учащихся и укрепление их здоровья.
Ключевые слова: силовые способности; тестовые задания; школьники; силовые упражнения; методика; статический режим; динамический режим; strength abilities; test tasks; pupils; strength exercises; methods; static condition; dynamic condition
Загрузить | PDF, 277 Kb
Теория и методика обучения и воспитания
Лингводидактическая модель развития образовательной автономности старшеклассников(на материале обучения англоязычному чтению)
Рассмотрена лингводидактическая модель развития и компонентный состав образовательной автономности учащихся старших классов школы, а также номенклатура знаний и умений, необходимых для этого качества при обучении англоязычному чтению.
Ключевые слова: автономная языковая личность; образовательная автономность; стратегии чтения; мотивация; регуляция деятельности; способности; autonomic language personality; educational autonomy; strategies of reading; motivation; regulation of work; abilities
Загрузить | PDF, 386 Kb
Содержательный компонент обучения иноязычным средствам социализации
Рассматривается структура содержания обучения средствам социализации в иноязычной среде. Описываются лингвистический, психологический и методологический компоненты такого обучения.
Ключевые слова: социализация; иноязычное коммуникативное пространство; единицы языка и речи; сферы общения; социокультурная компетенция; иноязычные средства социализации; socialization; foreign language communicative space; language units; communication spheres; sociocultural competence; foreign language means of socialization
Загрузить | PDF, 1326 Kb
Реализация деятельн остного подхода в обучении математике
Освещаются такие вопросы, как обучение математике на основе деятельностного подхода с использованием «учебных карт», регламентирующих учебную деятельность учащихся, проблемное и развивающее обучение как средство оптимизации процесса обучения математической деятельности. Представлена сравнительная характеристика традиционного и деятельностного обучения математике.
Ключевые слова: деятельностный подход в обучении математике; математические знания; математическая деятельность; проблемное; развивающее обучение математике; activity approach in teaching mathematics; mathematical knowledge; mathematical activity; problematic and developing teaching mathematics
Загрузить | PDF, 1334 Kb
Методические аспекты обучения мультимедийным технологиям будущих специалистов эстетико-гуманитарного направления
Рассматриваются значение и сущность мультимедиатехнологий в условиях становления информационного общества, анализируются существующие подходы к их исследованию. Представлена компонентная модель методической системы обучения мультимедийным технологиям в информатических курсах с учетом специфики подготовки будущих специалистов эстетико-гуманитарного направления в системе среднего профессионального образования.
Ключевые слова: мультимедиа; мультимедийные технологии; мультимедийный проект; специалист эстетико-гуманитарного направления; обучение мультимедийным технологиям; multimedia; multimedia technologies; multimedia project; specialist of aesthetic and liberal sphere in the system of secondary professional education
Загрузить | PDF, 1420 Kb
Этапы становления методики изу чения природного и культурного наследия в школьн ой географии России
Изложены актуальные вопросы развития школьного географического образования, связанного с изучением школьниками природного и культурного наследия России; представлены и раскрыты этапы становления методики его изучения в школьной географии России.
Ключевые слова: природное и культурное наследие; школьная география России; географическая и экологическая культура учащихся; культурно-экологический подход; nature and cultural heritage; school geography of Russia; geographic and ecological culture of pupils; cultural and ecological approach
Загрузить | PDF, 1323 Kb
Историко- и сравнительно-педагогические проблемы образования
Уникальные и универсальные концепты антропологического дискурса западной педагогической мысли
Антропологический дискурс «забота о себе» западной педагогической мысли конкретизирован через педагогические концепты «наставник», «город», «душа» и «тело», отражающие изменения в педагогической реальности при переходе от премодерна к модерну, а затем к постмодерну.
Ключевые слова: антропологический дискурс; забота о себе; дисциплинирующее образование; педагогический концепт; педагогическая власть; anthropological discourse; care of yourself; disciplinary education; pedagogic concept; pedagogic power
Загрузить | PDF, 1335 Kb
Влияние философии И.Канта на развитие педагогической науки
Со ссылкой на высказывания известных педагогов-ученых показано значение произведений И. Канта для развития педагогической науки. Представлена контекстуализация философско-педагогических идей Канта в разных направлениях педагогической мысли: гуманитарно-научном, скептико-трансцендентально-критическом, а также в педагогике признания.
Ключевые слова: «критика педагогического разума»; метафизическая сущность личности; гуманитарно-научная педагогика; философско-педагогические идеи И. Канта; скептико-трансцендентально-критическая педагогика; педагогика признания; “Criticism of pedagogical mind”; metaphysical essence of personality; Humanities and science pedagogy; philosophical and pedagogical ideas of Kant; skeptical transcendental-critical pedagogy; pedagogy of recognition
Загрузить | PDF, 1334 Kb
Педагогическое наследие адыгского просветителя Т.П. Кашежева
Рассматривается педагогическое наследие адыгского просветителя Т.П. Кашежева, сыгравшего позитивную роль в процессе становления школьного обучения в Кабарде и Балкарии.
Ключевые слова: Кашежев; Северный Кавказ; просвещение; обычаи; традиции; горские школы; Kashezhev; North Caucasus; enlightenment; customs; traditions; mountain schools
Загрузить | PDF, 1326 Kb
Роль педагогической науки в становлении образовательной политики в России во второй половине XIX – начале XX в.
Представлен опыт влияния педагогической науки на становление образовательной политики в России во второй половине XIX – начале XX в. Обосновывается, что педагогическая наука выступала решающим (на стратегическом уровне) фактором становления образовательной политики.
Ключевые слова: педагогическая наука; становление образовательной политики; концепции; политико-образовательная парадигма; pedagogical science, establishment of the educational policy, conceptions, political and educational; paradigm
Загрузить | PDF, 1336 Kb
Психологические проблемы современного образования
Применение вербального и невербального семантического дифференциала в исследовании этнической идентичности молодежи многонационального региона
Раскрыты основные преимущества применения методов психосемантики в изучении этнической идентичности. Произведено качественное и количественное сравнение семантических пространств этнической идентичности молодежи, построенных на материале вербального и невербального семантического дифференциала.
Ключевые слова: этническая идентичность; молодежь; поликультурный регион; вербальный и невербальный семантический дифференциал; семантическое пространство; ethnic identity; the youth; polycultural region; verbal and non-verbal semantic differential; semantic space
Загрузить | PDF, 1319 Kb
Факторы развития спонтанности старшего школьника в образовательном процессе
Доказывается, что развитие спонтанности требует трансформации ценностных оснований образования, пространства внутреннего саморазвития личности.
Ключевые слова: образовательный процесс; эффективность педагогической деятельности; факторы развития спонтанности; спонтанность в развитии личности; educational process; effectiveness of pedagogic work; factors of development of spontaneity; spontaneity in personal development
Загрузить | PDF, 1324 Kb
Научная жизнь. Рецензии
Научный поиск как инновационно-коммерческая деятельность (рецензия на диссертацию: ПАШТАЕВ Б.Д. Теоретические основы подготовки преподавателя современного вуза к инновационно-коммерческой деятельности : дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. Махачкала, 2013)
Ключевые слова:
Загрузить | PDF, 1297 Kb