Архив журнала
2020-2024
Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)
Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)
Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86
№6 (60) 2011
2011 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
Педагогические науки
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Становление ценностного
потенциала личности
в условиях гуманитаризации
образования
Обосновывается потребность в становлении
ценностного потенциала личности
в современном образовательном процессе,
раскрывается значение термина «ценностный
потенциал личности». На основе концепций
гуманитаризации образования, представленных
в научных источниках, автор доказывает, что
гуманитаризация образования является важным
условием становления ценностного
потенциала личности.
Ключевые слова: ценностный потенциал личности; ценности; гуманитаризация образования; культура; деятельность; самореализация; становление
Загрузить |
PDF,
244 Kb
Кейс-стади как метод
педагогического
исследования
Рассматриваются особенности кейс-
стади как метода научного исследования,
возможности и ограничения его использования
в педагогических исследованиях. Основные
этапы кейс-стади представлены как в общем,
так и на примере проведенного исследования
динамики национальных стереотипов студентов
факультета иностранных языков в ситуации
учебной поездки за рубеж.
Ключевые слова: кейс-стади; ситуационное исследование; качественные методы; национальные (этнические) стереотипы
Загрузить |
PDF,
255 Kb
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Концепция организации
социальной проектной
деятельности студентов
в вузе
Освещаются вопросы моделирования систем
и процессов инновационного содержания
подготовки специалистов. Разработанная
автором концепция организации процесса
социального проектирования в вузе соотносится
с задачами подготовки специалиста,
соответствующего требованиям современности.
Сфера реализации представленной концепции -
система высшего профессионального образования.
Ключевые слова: социальное проектирование; проектная культура студентов
Загрузить |
PDF,
263 Kb
Профессиограмма как
средство профессионального
самовоспитания будущего
педагога
Исследуется проблема профессионального
самовоспитания будущего преподавателя
иностранного языка; уточняются
структурные компоненты профессиограммы,
отражающие стороны профессии и личности
учителя иностранного языка; образ учителя
рассматривается в качестве «интегральной
цели» профессиональной подготовки на языковом
факультете вуза.
Ключевые слова: профессиографический метод изучения личности; профессиограмма; образ педагога; профессиональная рефлексия; профессиональное самовоспитание
Загрузить |
PDF,
259 Kb
Формирование у будущих
учителей готовности
к созданию ситуаций
диалогического
педагогического общения
Рассматриваются сущность и ситуация
диалогического педагогического общения как
единицы педагогического процесса в гуманитарной
модели образования. Представлены результаты
опытно-экспериментальной работы, связанной с
формированием у будущих учителей готовности к
созданию подобных ситуаций.
Ключевые слова: педагогическое общение; образовательная ситуация; ситуация диалогического педагогического общения; готовность будущих учителей к созданию ситуаций диалогического педагогического общения
Загрузить |
PDF,
259 Kb
Подготовка педагогов
в условиях повышения
квалификации к реализации
текстуально-диалогической
образовательной технологии
Раскрываются текстуально-диалогическая
образовательная технология как один из
типов гуманитарных технологий, а также
представления об их реализации в педагогической
практике, особенности процесса подготовки
педагогов в условиях повышения квалификации
к реализации текстуально-диалогических
образовательных технологий.
Ключевые слова: гуманитарные образовательные технологии; текстуально-диалогический принцип гуманитарного образования; реализация гуманитарных образовательных технологий; система повышения квалификации педагогов
Загрузить |
PDF,
254 Kb
ИННОВАЦИИ В ОБЩЕМ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Теоретико-методологические
основы диагностики
развития учебно-
информационных умений
школьников
Предлагаются разработанные на
методологической базе педагогической
герменевтики теоретические основания для
создания «многомерной» диагностики развития
учебно-информационных умений
в общеобразовательном процессе,
представляющей в единстве оценку овладения
школьниками операционально-технологической
составляющей данных умений и развития таких
личностных качеств, как диалогическое мышление
и рефлексивность.
Ключевые слова: диагностика учебно- информационных умений; педагогическая герменевтика; понимание; взаимообусловленность развития умений и личностных качеств
Загрузить |
PDF,
256 Kb
Сущностные характеристики
квалификации как
образовательной цели работы
с персоналом
Представлено авторское видение понятия
«квалификация» как образовательной цели работы
с персоналом, уточнена современная научная
трактовка данного понятия.
Ключевые слова: квалификация; система повышения квалификации; рабочие кадры; производство; компетентность; профессионализм; мастерство
Загрузить |
PDF,
252 Kb
Особенности становления
личности студентов
в художественно-
образовательной
деятельности с разным
уровнем развития
художественного потенциала
Рассмотрены особенности развития
художественного потенциала личности студента
в художественно-образовательной деятельности,
дана характеристика основных уровней развития.
Ключевые слова: художественный потенциал личности; художественно-образовательная деятельность; становление личности студента
Загрузить |
PDF,
254 Kb
Стиль учебно-
профессиональной
деятельности студента:
содержательные
характеристики
Показана проблема изучения личности студента
как субъекта профессионального образования.
Уточнены понятия «доминантная деятельность
студента», «стиль учебно-профессиональной
деятельности студента». Описаны
структура, критерии и функции стиля учебно-
профессиональной деятельности студента.
Ключевые слова: стиль учебно-профессиональной деятельности студента; доминантная деятельность студента; личностно- профессиональное развитие студента
Загрузить |
PDF,
253 Kb
Сущностная характеристика
профессиональной
ориентации в социально-
педагогическом аспекте
Изложены сущностная характеристика и
структурные элементы профессиональной
ориентации, показано разграничение
профессиональной ориентации как системы и как
процесса.
Ключевые слова: профессиональная ориентация; выбор профессии; компоненты развития профессиональной ориентации
Загрузить |
PDF,
257 Kb
Развитие познавательной
самостоятельности
в профессиональной
подготовке будущих
специалистов
Уточняются понятие познавательной
самостоятельности, принципы ее развития
(проблемность, соответствие учебной
деятельности и содержания образования
характеру профессиональной направленности
студентов, взаимообучение, исследование,
самообучение, индивидуализация обучения).
Представлены результаты эмпирического
исследования сформированности познавательной
самостоятельности у студентов вузов.
Ключевые слова: познавательная самостоятельность; принципы обучения; субъект учебной деятельности; предметно- информационное содержание; методы работы с содержанием; индивидуализация обучения
Загрузить |
PDF,
257 Kb
Личностно ориентированная
технология проектного
обучения иноязычному
общению в сфере
профессиональной
коммуникации
Рассматриваются аспекты организации
обучения профессионально ориентированному
общению на иностранном языке в вузе:
обосновывается выбор личностно
ориентированного подхода, раскрываются
возможности технологии проектного обучения
(ТПО) для воссоздания на занятиях языковой
среды в условиях неконтактного билингвизма,
приводятся примеры использования ТПО
на занятиях по иностранному языку.
Ключевые слова: личностно ориентированное обучение; профессионально ориентированное общение; проектная технология
Загрузить |
PDF,
255 Kb
Модель формирования
гуманистических отношений
учащихся в социокультурной
сфере начальной школы
(средствами фольклора)
Представлена модель формирования
гуманистических отношений учащихся в
социокультурной сфере начальной школы
на основе фольклора. Модель структурно-
функционального типа состоит из блоков и
входящих в них соподчиненных элементов,
отражающих внутреннюю структуру изучаемого
процесса и ресурсы его развития.
Ключевые слова: модель; метод; система; структура; научные подходы; принципы; функции; социокультурная сфера; микросреда; фольклор
Загрузить |
PDF,
243 Kb
Полилогическое общение:
специфика организационных
форм
С позиций лингводидактики обосновываются
некоторые организационные формы
полилогического общения в языковой педагогике.
Дана характеристика дискуссионных/
недискуссионных форм полилогического общения.
Ключевые слова: полилогическое общение; организационные формы полилогического общения; дискуссионные/недискуссионные формы полилогического общения; тематическая беседа; беседа за «круглым столом»; дискуссия
Загрузить |
PDF,
254 Kb
Коммуникативная
компетентность как
объект тестового контроля
(на материале дисциплины
«Иностранный язык»)
Раскрывается проблема лингводидактического
тестирования в неязыковом вузе. В центре
внимания - вопросы проектирования языковых
тестов на базе компетентностного подхода и
концепция создания текстоцентрических тестов,
позволяющая использовать автоматизированную
систему диагностических измерений.
Ключевые слова: система лингводидактического тестирования; коммуникативная компетентность; текстоцентрический тест
Загрузить |
PDF,
256 Kb
Компетентностная модель
выпускника инженерно-
технического вуза
Даны сущностные характеристики оптимизации
обучения инженерных кадров. Для детального
исследования элементов оптимизации, а также
их влияния на студентов, преподавателей
и потенциальных работодателей выделены
функции, способствующие обеспечению качества
образования будущих инженерных специалистов.
Ключевые слова: процессуальность; целесообразность; альтернативность; рациональность; функция координирования образовательных процессов; сравнительно- оценочная функция; функция динамических преобразований; целостная функция оптимизации
Загрузить |
PDF,
254 Kb
Современная технология
организации работы
с домашними заданиями
в обучении математике
учащихся средних
общеобразовательных
учреждений
Раскрывается одна из наиболее актуальных
для современной теории и методики обучения
математике проблем
Ключевые слова: домашнее задание; технология; обучение математике
Загрузить |
PDF,
251 Kb
ВОСПИТАНИЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Концептуальная основа
модели педагогической
поддержки развития
этнокультурных
знаний подростков
в многонациональной школе
Раскрыта концептуальная основа модели
педагогической поддержки развития
этнокультурных знаний подростков в
многонациональной школе, включающая
подходы (аксиологический, синергетический,
личностно ориентированный, деятельностный
и культурологический) и принципы (априорного
уважения воспитанника, взаимодействия
и сотрудничества педагога и учащегося,
этнопедагогической направленности обучения,
субъектности и деятельностный принцип)
данного учебно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: концептуальная основа; модель; подходы и принципы обучения
Загрузить |
PDF,
252 Kb
Семейное воспитание
детей с ограниченными
возможностями как
социально-педагогическая
проблема
Отражены результаты практического
исследования, проведенного автором в 2005 -
2008 гг. в 120 семьях, воспитывающих детей
с ограниченными возможностями в Кабардино-
Балкарской Республике. Актуальность темы
определена, с одной стороны, изменением
отношения к семьям, воспитывающим детей
с ограниченными возможностями, усилением
внимания государства к данной проблеме, с
другой - отсутствием исследований по проблемам
семейного воспитания данной категории детей.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями; семейное воспитание; анкетирование; социально-педагогическая проблема
Загрузить |
PDF,
254 Kb
Влияние семьи
на формирование
девиантного поведения
несовершеннолетних
Рассматриваются вопросы влияния семейных
отношений на зарождение и развитие
девиантного поведения несовершеннолетних.
Обоснована необходимость создания целостной
системы совместной деятельности семьи и
социльно-педагогических учреждений по его
профилактике. Практические выводы могут быть
использованы в организации профилактической
работы с различными типами семей.
Ключевые слова: девиантное поведение; несовершеннолетние; семейные отношения
Загрузить |
PDF,
254 Kb
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Переводческая
семантография
как проявление стиля
профессионального
мышления устного
переводчика
Анализируется проблема стиля
профессионального переводческого мышления
во взаимосвязи с одной из составляющих
профессиональной компетенции - переводческой
семантографией. Описываются такие черты
стиля, как аналитико-синтетический характер,
мультилингвальность, легкость кодовых
переключений, индивидуальность. Предлагаются
рекомендации по организации процесса обучения
устному переводу.
Ключевые слова: обучение переводчиков; переводческая семантография; стиль профессионального мышления
Загрузить |
PDF,
253 Kb
Использование метода сasestudy
в дистанционном
обучении английскому языку
по программе МВА
Рассматриваются дистанционные формы работы
в обучении иностранному языку слушателей
программы МВА. Как инновационный метод
преподавания английского языка описываются
метод case-study, особенности учебной
деятельности в его рамках, приводится
пример работы с кейсом.
Ключевые слова: программа МВА; дистанционные технологии; вертикальная модель обучения; метод case-study
Загрузить |
PDF,
260 Kb
Тестовый контроль
в процессе изучения
иностранного языка
Дан анализ трансформаций системы
тестирования в России, вызванных современными
социальными условиями и быстрым темпом
развития технологий.
Ключевые слова: тестирование; тест; компьютерное тестирование; история создания теста; интеграция; система контроля
Загрузить |
PDF,
255 Kb
Модель развития
профессиональной
иноязычной компетенции
студентов направления
«Лингвистика и новые
информационные
технологии» на базе
технологий Веб 2.0
Раскрываются специфика и компоненты
профессиональной иноязычной компетенции
студентов направления «Лингвистика
и новые информационные технологии».
Описывается трехуровневая модель развития
профессиональной иноязычной компетенции,
основанная на поэтапном развитии
дискурсивно-лингвистического, интерактивно-
социолингвистического и креативно-проектного
компонентов.
Ключевые слова: Веб 2.0; электронные портфолио; Махара; ИКТ; профессиональная иноязычная компетенция
Загрузить |
PDF,
253 Kb
Педагогические
и психолингвистические
предпосылки обучения
грамматике английского
языка на младших курсах
языкового вуза
Дан анализ возрастных, психологических и
психофизиологических особенностей студентов
младших курсов как основополагающих факторов
организации процесса обучения грамматике
иностранного языка в языковом вузе.
Ключевые слова: грамматика; студенты младших курсов; языковой вуз; возрастные; психологические и психофизиологические особенности
Загрузить |
PDF,
253 Kb
Формирование
художественного
восприятия произведений
изобразительного искусства
в процессе обучения
учащихся 5-6-х классов
Описана проблема формирования
художественного восприятия. Выделены три
ключевых блока критериев определения уровня
сформированности художественного восприятия
произведений искусства, представлены
результаты проведенного экспериментального
исследования.
Ключевые слова: формирование художестве
Загрузить |
PDF,
368 Kb
Проблема понимания музыки
на занятиях дирижированием
в музыкальной школе
Представлен спектр воззрений на проблему
понимания музыки, и раскрыта авторская
точка зрения, полагающая под этим осознанно
мотивированное сопереживание и сочувствие
в форме художественно-познавательной
деятельности по восприятию и исполнению
музыкального произведения с опорой на опыт.
Утверждается, что наиболее доступным для
ребёнка способом достижения понимания музыки
на занятиях дирижированием в ДМШ является
пластическое интонирование.
Ключевые слова: понимание; музыка; исполнение; дирижирование; эмоционально окрашенное движение
Загрузить |
PDF,
254 Kb
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проявление возраста
в процессе социальной
перцепции
Рассматривается процесс социальной перцепции
возрастных характеристик. Доказывается, что
проявление возраста в этом процессе имеет
как содержательные, так и функциональные
особенности, что проявляется в обобщенных
перцептивных моделях возраста. В качестве
примера анализируется эффект детской
внешности. Раскрывается взаимосвязь социальной
перцепции возраста с социальными суждениями и
поведенческими стратегиями.
Ключевые слова: возраст; социальная перцепция; перцептивная модель возраста; эффект детской внешности
Загрузить |
PDF,
255 Kb
Становление
профессиональной
ментальности студентов -
педагогов разных
специальностей
Дано авторское определение профессиональной
ментальности, выделяются ее структурные
компоненты, которые объединяются в
психологическую систему. Описываются
результаты исследования специфики становления
профессиональной ментальности студентов
различных педагогических специальностей.
Ключевые слова: профессиональная ментальность; психологическая система; отношения; профессиональное становление студентов
Загрузить |
PDF,
254 Kb
Особенности личностного
потенциала педагогов
общеобразовательных школ
Раскрываются особенности личностного
потенциала педагогов начального, среднего и
старшего звена общеобразовательных школ.
Представлены основные результаты изучения
потенциальных возможностей педагогов в
практике обучения; проведен сравнительный
анализ взаимосвязи уровня личностного
потенциала и переменных личности педагога.
Определено влияние возраста педагогов на уровень
личностного потенциала.
Ключевые слова: личностный потенциал; самоактуализация; креативность; стрессоустойчивость
Загрузить |
PDF,
260 Kb
Психологические
особенности
профессионального
самоопределения учащихся
с нарушенным слухом
Освещаются проблемы изучения профессионального
самоопределения лиц разного возраста с
нарушенным слухом. Представлены особенности
профессионального самоопределения глухих и
слабослышащих учащихся и причины, обусловливающие
необходимость психолого-педагогического
сопровождения процесса выбора профессии. Анализ
развития профессионального самоопределения детей с
сохранным и нарушенным слухом позволил установить
наличие особенностей - отставание в развитии
профессиональной направленности и самосознания,
трудности профессионального выбора.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение; лица с нарушенным слухом; трудности профессионального самоопределения; профориентационная работа; психолого- педагогическое сопровождение
Загрузить |
PDF,
252 Kb
Специфика лидерства
в управлении музыкальным
коллективом: суггестивно-
волевое воздействие
Рассматриваются специфические функции
руководителя художественно-творческого
коллектива, существенно отличающиеся от
обязанностей руководителя в любой другой
отрасли. В контексте педагогики искусства
успешное выполнение руководящих обязанностей
сопряжено с характером профессионально-
личностных качеств и свойств музыканта-
руководителя, что требует специального
научного исследования.
Ключевые слова: профессионально значимые качества дирижера; воля; суггестия; творчество
Загрузить |
PDF,
257 Kb
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И СРАВНИТЕЛЬНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
Европейский
образовательный дискурс:
опыт типологического
исследования
Образование рассматривается как глобальная
дискурсивная практика, сформировавшаяся
на основе идеи «обучающегося общества»
и либеральных западных ценностей. Предложена
типология образовательного дискурса по уровню
его организации и обоснована дифференциация
европейского образовательного дискурса
в рамках данной типологии.
Ключевые слова: образовательный дискурс; типология; иерархическая типология; европейский образовательный дискурс
Загрузить |
PDF,
245 Kb
Провайдеры дополнительного
образования взрослых
в Германии
Как высокоорганизованные учреждения
рассматриваются провайдеры дополнительного
образования взрослых в Германии, успешно
функционирующие на всей территории страны
и удовлетворяющие потребности населения по
основным направлениям: общее, политическое и
профессиональное образование.
Ключевые слова: провайдеры дополнительного образования взрослых; области и содержание дополнительного образования; представители учреждений дополнительного образования
Загрузить |
PDF,
250 Kb
Зарождение науки об
образовании пожилых людей
в Германии
В качестве одной из актуальных тем
современных научных исследований в области
геронтологии, андрагогики и социального
обучения взрослых анализируется необходимость
сохранения активной жизни пожилых людей
посредством их обучения.
Ключевые слова: образование пожилых людей; дополнительное образование; исследования; термины; геронтология; реформа; организация; мотивация; учреждения; теоретический и практический материал
Загрузить |
PDF,
250 Kb
Философское осмысление
проблемы личности
в педагогических течениях
Германии в конце XIX - начале
XX в.
Представлены предпосылки становления
реформаторской педагогики в конце XIX - начале
XX в., показано влияние ведущей философской
мысли на данную теорию. Также обсуждаются
проблемы взаимодействия современной системы
образования и философии.
Ключевые слова: реформаторская педагогика; теория философии жизни; педагогика личности; целостная личность
Загрузить |
PDF,
261 Kb
Ретроспективный анализ
системы образования в США
(XVII-XIX вв.)
Проводится ретроспективный анализ системы
образования в США, рассматриваются
становление и развитие средней и высшей школы
с XVII до XIX вв.
Ключевые слова: система образования в США; латинские грамматические школы; даровые школы; развитие высшей школы; национальная система образования
Загрузить |
PDF,
247 Kb
Франция и Россия в зеркале
исторических, социальных,
культурных и политических
перипетий
Рассмотрено влияние ведущих всемирно известных
французских деятелей науки и культуры
XIX в. на умы и настроения своих современников
в России. Многовековая история противоречивых
отношений России и Франции, взаимная
притягательность и культурное взаимодействие
рассмотрены в русле сближения народов и
интегративных процессов современности.
Ключевые слова: культура; образование; воспитание; Франция; Россия; взаимоотношения; галломания; Возрождение; Дидро
Загрузить |
PDF,
256 Kb
Организация корпоративного
обучения в современной
Австралии
Определены причины усиленного развития
корпоративного обучения в Австралии, показаны
его формы и виды. Выявлена интеграция высшей
школы и бизнеса. Проведен контент-анализ
обучающих программ трех крупных центров
дополнительного образования взрослых в
австралийских вузах. Выявлены теоретические
подходы австралийских андрагогов к оценке и
развитию корпоративного направления.
Ключевые слова: корпоративное обучение; причины развития; формы; виды; программы обучения; теоретические подходы
Загрузить |
PDF,
258 Kb
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ. РЕЦЕНЗИИ
Коллективный взгляд на
проблемы школы
и педагогики за рубежом
(Рецензия на коллективную
монографию: Проблемы школы
и педагогики за рубежом / под ред.
Н.Е. Воробьева, И.С. Бессарабовой.
Волгоград : Изд-во ВГПУ
«Перемена», 2011. 219 с.)
Ключевые слова:
Загрузить |
PDF,
168 Kb