Архив журнала
2020-2024
Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)
Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)
Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86
№5 (69) 2012
2012 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
Педагогические науки
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Единство обучения
и воспитания
Обосновывается актуальность единства обучения и воспитания; применительно к педагогическим явлениям раскрывается категория «единство»; выделяются основные характеристики и стадии единства обучения и воспитания, соответствую щие возможности содержания обучения.
Ключевые слова: единство; обучение; воспитание; процесс
Загрузить |
PDF,
291 Kb
Педагогический аспект
понятия «патриотизм»
как методология
патриотического воспитания
Анализируются философские, социологические, психологические аспекты понятия «патриотизм» с точки зрения предмета педагогики. На основе междисциплинарного синтеза определяются методологические проблемы патриотического воспитания через педагогическую интерпретацию исследуемого понятия.
Ключевые слова: патриотизм; патриотическое воспитание; российская гражданская идентич- ность; цели патриотического воспитания
Загрузить |
PDF,
286 Kb
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ : СОВРЕМЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Определяются роль, значение и современное состояние поликультурного образования в российском обществе. Затрагивается вопрос официальной политики в области поликультурного образования в России.
Ключевые слова: поликультурное образование; то- лерантность; мигранты; этнический конфликт
Загрузить |
PDF,
266 Kb
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Непрерывное педагогическое
образование - приоритетное
направление модернизации
профессиональной
подготовки будущего
учителя
Рассматриваются вопросы, ранее находившиеся в стороне от управленческой деятельности и подготовки педагогических кадров в системе непрерывного педагогического образования.
Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование; учебно-научно-педагогический комплекс; модернизация профессиональной подготовки будущего учителя
Загрузить |
PDF,
298 Kb
Готовность
к профессиональной
мобильности бакалавра
специального образования
как условие его социально-
педагогической деятельности
Характеризуются сложившиеся объективные условия формирования готовности к быстрой интеграции будущего педагога в социум, описаны возможности подготовки такого педагога в вузе, требования, предъявляемые бакалавру специального образования современным социумом.
Ключевые слова: профессиональная мобильность; бакалавр специального образования; социально- педагогическая деятельность
Загрузить |
PDF,
286 Kb
влияние этнодизайна
на формирование
нравственных качеств
студентов
Освещена проблема повышения эффективности воспитательного процесса в высшей школе; раскрываются потенциальные возможности дисциплины «Этнодизайн» в процессе формирования у студентов нравственных качеств и мировоззренческих позиций; рассматриваются источники воспитательного потенциала этнического искусства, лежащие в природе данного вида искусства.
Ключевые слова: этническое искусство; этнодизайн; воспитание; нравственные качества личности
Загрузить |
PDF,
289 Kb
Проблема нравственного
воспитания молодых
спортсменов
Поднимается вопрос нравственности и ее роли в воспитании и развитии человека, а также построении общественных норм и законов, формируемых в социуме. Как одна из глобальных проблем современного спорта рассматривается проблема допинга, а именно: актуальность в спортивной среде набора ценностей, основанных на морали, которые важны не менее, чем самые высокие достижения.
Ключевые слова: спорт; допинг; мораль; нравствен- ность; воспитание; ценностные ориентации; моло- дежь
Загрузить |
PDF,
294 Kb
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
Модель формирования
художественно-
эстетического вкуса
будущих специалистов
дизайна костюма в вузе
Рассматривается художественно-эстетический вкус как базовая предпосылка профессиональной успешности специалистов в области дизайна костюма и предлагается педагогическая модель его формирования в образовательном процессе вуза.
Ключевые слова: художественно-эстетический вкус; педагогическая модель; художественно- проектная деятельность; дискурсивно-концептуальная позиция; художественно-эстетическая коммуникация; чувственное суждение; культурно- информационное значение вещи
Загрузить |
PDF,
302 Kb
Формирование
фамилистической культуры
учителя как социально-
педагогическая проблема
Доказывается, что одним из важнейших условий
решения проблемы подготовки молодежи к семей-
ной жизни является формирование фамилистиче-
ской культуры педагогов; предлагается к обсужде-
нию анализ сущности данного понятия.
Ключевые слова: педагогическая культура; фамилистическая культура; подготовка к семейной жизни; молодежь
Загрузить |
PDF,
298 Kb
Концептуальные основы
подготовки учителя
к реализации региональной
семейной политики
На основе анализа региональных документов и существующей практики в сфере семейной политики, а также содержания педагогического образования раскрываются ориентиры подготовки учителя к реализации региональной семейной политики: проблемы, перспективы, цели, содержание, возможности различных форм обучения в вузе.
Ключевые слова: региональная семейная политика; социально-педагогическое проектирование
Загрузить |
PDF,
272 Kb
ИННОВАЦИИ В ОБЩЕМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Физическая культура
как форма первичной
профилактики социально
обусловленных заболеваний
у студентов
Приведены данные, позволяющие определить психоэмоциональную предрасположенность студентов к потреблению ПАВ; дана оценка уровня физической подготовленности студентов, участвующих в исследовании; описана роль физической культуры как формы профилактики социально обусловленных заболеваний у студентов.
Ключевые слова: наркомания; токсикомания; психоактивные вещества; психологическая предрасположенность; физическая культура; физическая активность; группы риска
Загрузить |
PDF,
289 Kb
Образ телесного Я - одна из
составляющих Я-концепции
ребенка
Раскрывается проблема образа телесного Я на его начальном этапе (дошкольный и младший школьный возраст). Выделены этапы воспитания образа телесного Я детей 5 - 7 лет. Обозначены цель, задачи и краткое содержание каждого из этапов.
Ключевые слова: Я; телесное Я; образ телесного Я; музыкальная деятельность; двигательный опыт
Загрузить |
PDF,
311 Kb
Особенности
реализации потенциала
гуманитарных дисциплин
в развитии познавательной
самостоятельности
музыкантов-исполнителей
Рассмотрены возможности гуманитарных дисциплин в развитии познавательной самостоятельности музыкантов-исполнителей. Установлены способы оказания педагогической помощи в преодолении затруднений, испытываемых студентами в процессе развития познавательной самостоятельности, на каждой из стадий развития ситуации.
Ключевые слова: потенциал гуманитарных дисциплин; познавательная самостоятельность; музыканты-исполнители
Загрузить |
PDF,
292 Kb
ИНТЕГРАЦИЯ ЯЗЫКОВОЙ
И ОБЩЕПРО ФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Обоснована необходимость интеграции языковой и общепрофессиональной подготовки студентов технического вуза, рассмотрены элементы применяемых технологий.
Ключевые слова: интеграция; профессиональная компетентность; профессионально-языковая компетентность; профессионально-познавательная активность
Загрузить |
PDF,
287 Kb
Проектирование
рефлексивной технологии
формирования иноязычной
коммуникативной культуры
студентов
Описывается проектирование рефлексивной технологии формирования иноязычной коммуникативной культуры; раскрываются основные классификационные параметры и принципы рефлексивной технологии, а также рефлексивные методики, составляющие основу проектируемой технологии.
Ключевые слова: педагогическое проектирование; рефлексия; рефлексивная технология; классификационные параметры и принципы рефлексивной технологии; рефлексивные методики
Загрузить |
PDF,
285 Kb
Сущность конструкторской
грамотности архитекторов
в профессиональной
деятельности
Охарактеризована конструкторская грамотность как составляющая успешности профессиональной деятельности архитектора. Выделены функции конструкторской грамотности в зависимости от закономерностей протекания процесса обучения: инновационно-творческая, синкретическая, мотивационно-гедонистическая, самоактуализирующая.
Ключевые слова: архитектура; конструкторская грамотность; конструкторские умения; знания; способности; функции
Загрузить |
PDF,
292 Kb
Формирование темпоральной
компетентности будущего
социального педагога
Уточнена сущность темпоральной компетент-
ности как компонента профессиональной компе-
тентности будущего социального педагога, выяв-
лены условия и обоснована модель процесса ее фор-
мирования.
Ключевые слова: темпоральная компетентность будущего социального педагога; социально-педагогическая деятельность
Загрузить |
PDF,
294 Kb
Профессиональный образ
мира в содержании курса
иностранного языка в вузе
Профессиональный образ мира рассматривается как необходимый компонент содержания профессионального образования, которое должно обеспечивать целенаправленное развитие профессионального содержания всех свойственных сознанию мыслительных форм и способствовать формированию дискурсной компетенции личности. Дан пример построения учебного курса в логике овладения гештальтами профессионального образа мира в их статическом и динамическом аспектах.
Ключевые слова: профессиональный образ мира; мыслительные формы сознания; дискурсная компе- тенция личности
Загрузить |
PDF,
287 Kb
ВОСПИТАНИЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Духовно-нравственные
аспекты семейного
воспитания в современных
условиях
Рассматривается духовно-нравственное воспитание в современных условиях. Раскрыты основные подходы к изучению семьи как института становления личности на основе ценностей народного воспитания. Анализируются сущность и содержание некоторых аспектов семейного воспитания калмыков.
Ключевые слова: традиции семейного воспитания; калмыцкая семья; духовно-нравственные ценности; национальная культура
Загрузить |
PDF,
259 Kb
Моделирование процесса
взаимодействия школы
и семьи в экологическом
воспитании учащихся
Доказано, что взаимодействие школы и семьи в экологическом воспитании школьников проходит более успешно при реализации структурносодержательной модели данного процесса, состоящей из четырех блоков: концептуально-целевого, структурно-содержательного, технологического и результативного. Модель успешно внедряется в школах Московского региона.
Ключевые слова: моделирование; экологическое воспитание; взаимодействие школы и семьи; экологическая культура
Загрузить |
PDF,
341 Kb
Функции синтеза искусств
в эстетическом воспитании
младшего школьника
Раскрываются сущность и импровизационная природа синтеза искусств как универсального, целостного явления, как постоянно развивающегося процесса порождения нового в науке, искусстве, образовании; рассматриваются функции синтеза искусств, обеспечивающие эффективность использования интеграции искусств во внеурочной деятельности по эстетическому воспитанию младших школьников.
Ключевые слова: эстетическое воспитание; синтез искусств; функции синтеза искусств
Загрузить |
PDF,
270 Kb
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ЦЕННОСТНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Представлена структурно-функциональная модель ценностного самоопределения старшеклассников. Выявлены когнитивный, эмоционально-оценочный, идентификационный и интернализационный компоненты, определены критерии и уровни сформированности исследуемого личностного новообразования.
Ключевые слова: социально-гуманитарное образование; ценность; самоопределение; ценностное самоопределение личности
Загрузить |
PDF,
268 Kb
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
«СКВОЗНЫЕ » ЗАДАЧИ
КАК СРЕДСТВО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
БАКАЛАВРОВ -ЭКОНОМИСТОВ
Раскрывается проблема совершенствования математической подготовки бакалавров-экономистов. Представлена разработанная автором модель системы «сквозных» задач, способствующих формированию профессиональных компетенций студентов и их интеграции в процесс изучения дисциплин математического и профессионального циклов.
Ключевые слова: математика; задачи; профессиональные компетенции; интеграция; бакалавр; обучение
Загрузить |
PDF,
543 Kb
Методика использования
ситуаций свободного выбора
учебных заданий на уроках
математики в начальной
школе
Представлена методика использования ситуаций свободного выбора учебных заданий на уроках математики в начальной школе. Выделены этапы включения младших школьников в свободный выбор учебных заданий на уроках математики, выявлены методические особенности создания таких ситуаций.
Ключевые слова: ситуации свободного выбора; учебные задания; начальная школа; уроки математики; методические особенности
Загрузить |
PDF,
308 Kb
КАЧЕСТВО МАТЕМАТИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ :
НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Освещена актуальная проблема совершенствования качества математической подготовки старшеклассников. В качестве основных направлений рассматриваются профилизация школьного образования на старшей ступени и создание интегрального образовательного пространства в процессе изучения математики.
Ключевые слова: качество математической подготовки; профилизация школьного образования; интегральное образовательное пространство; системный стиль мышления
Загрузить |
PDF,
307 Kb
Методика проведения
видеокомпьютерного
физического эксперимента
в средней школе
Рассмотрена методика проведения видеокомпьютерного физического эксперимента. Представлены общедидактические и частнометодические требования к отбору содержания учебного материала для проведения данного вида эксперимента, особенности, отличающие его от реального и виртуального экспериментов.
Ключевые слова: видеокомпьютерный эксперимент; методика; моделирование; реальный физический эксперимент
Загрузить |
PDF,
275 Kb
Преподавание физико-
математических дисциплин
в медицинском вузе
Выявляется роль физики и математики в формировании общекультурных и профессиональных компетенций специалистов-медиков; предлагается эффективная методика преподавания физикоматематических дисциплин в медицинском вузе на основе интегративно-модульного обучения. Установлена интеграция физики и математики с теоретическими и клиническими дисциплинами.
Ключевые слова: медицинское образование; физика и математика; интегративно-модульное обучение
Загрузить |
PDF,
264 Kb
Формирование
компетентности проведения
вычислительного
эксперимента у студентов
математического профиля
В современных условиях перехода на новые стандарты высшего профессионального образования предлагается в рамках самостоятельной работы формировать у студентов компетентность проведения вычислительного эксперимента. В этом контексте рассматриваются этапы его организации и проведения.
Ключевые слова: компетентность; вычислительный эксперимент; исследование; самостоятельная работа; математика
Загрузить |
PDF,
414 Kb
Технология разработки
модульных программ
высшего образования
в рамках компетентностного
подхода (на примере программы
курса «Физическая химия»)
программы, основанной на специальных профессиональных компетенциях, по дисциплине «Физическая химия». В основу построения программы положены функциональная карта учителя химии и требования ФГОС ВПО. В состав модульной программы входят структура, спецификация, документация по механизмам оценки и учебно-методические материалы. Рассматривается наполнение каждого из компонентов программы.
Ключевые слова: физическая химия; модульная программа; учитель химии; специальные профессиональные компетенции
Загрузить |
PDF,
349 Kb
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
В ОБУЧЕНИИ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
СОЧИНЕНИЮ -РАССУЖДЕНИЮ
ПОСРЕДСТВОМ УЧЕБНОГО БЛОГА
Рассматривается проблема обучения старшеклассников написанию сочинения-рассуждения посредством упражнений, выполняемых в классной аудитории и самостоятельно в учебном блоге под дистанционным руководством учителя.
Ключевые слова: комплекс упражнений; сочинение- рассуждение; учебный блог; вербальные содержательные и смысловые опоры
Загрузить |
PDF,
289 Kb
ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
В КОНТЕКСТЕ СУБ ЪЕКТНОГО
ПОДХОДА К УЧАЩИМСЯ
Обоснована необходимость новых подходов кпреподаванию русского языка в средней общеобразовательной школе в контексте субъектного подхода к учащимся с позиций интегративной методики. Названы условия преодоления моносубъектности в процессе преподавания русского языка, сформулирована задача определения методического инструментария для становления личности ученика субъектом деятельности.
Ключевые слова: интегративная методика преподавания русского языка; ее методическая составляющая; урок-исследование; ученик и учитель как субъекты деятельности
Загрузить |
PDF,
289 Kb
ТЕЗАУРУС В СТРУКТУРЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОЕКТНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
БУДУЩИХ АРХИТЕКТOРОВ - СТРОИТЕЛЕЙ
Раскрываются вопросы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов архитектурно-строительного вуза, в частности формирование иноязычного тезауруса, необходимого архитектору-строителю для профессиональной деятельности в иноязычной среде.
Ключевые слова: профессионально-ориентированное обучение иностранному языку; межкультурная коммуникация; иноязычная коммуникативная компетенция; тезаурус; архитекторы-строители
Загрузить |
PDF,
281 Kb
Обучение студентов культуре
презентации средствами
предмета «иностранный
язык»
Описано обучение студентов культуре презентации на занятиях иностранным языком. Выделены и систематизированы необходимые коммуникативные и информационные навыки и умения, показаны организационно-педагогические условия, обеспечивающие позитивную динамику развития презентационной культуры будущих специалистов, что в свою очередь создает основу для разработки эф-фективной педагогической технологии.
Ключевые слова: культура презентации; иностранный язык; презентационные навыки и умения; дидактические условия; проектная методика; монологическая и диалогическая речь; мультимедиа-технологии
Загрузить |
PDF,
298 Kb
Лакунарная лексика:
лингводидактический аспект
Представлены дефиниционный анализ понятия «лакуна», попытка обоснования использования сформулированных содержания и принципов обучения лакунарной лексике, руководствуясь которыми обучаемый сумеет овладеть целостной иноязычной картиной мира, позволяющей извлекать из лексики изучаемого иностранного языка примерно ту же информацию, что и его носители, и добиваться тем самым полноценной коммуникации.
Ключевые слова: лакуна; безэквивалентная лексика; фоновая лексика; принцип наличности; принцип симптоматической статистики; принцип социокультурной ценности
Загрузить |
PDF,
289 Kb
Методика профессионально-
иноязычной подготовки
в контексте межкультурной
коммуникации
Рассмотрена методика профессионально-иноязычной подготовки, обусловливающая формирование межкультурной коммуникативной компетенции у будущих экономистов-менеджеров.
Ключевые слова: иноязычная подготовка; методика; межкультурная коммуникативная компетенция; концептуальные подходы; принципы; проблемные и интерактивные методы
Загрузить |
PDF,
298 Kb
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АЭРОБИКА
В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
Описывается влияние оздоровительной аэробики на изменение ценностных ориентаций у студентов.
Ключевые слова: оздоровительная аэробика; здоровый образ жизни; ценностные ориентации; новые виды двигательной активности
Загрузить |
PDF,
255 Kb
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО
И ГУМАНИТАРНОГО ВУЗОВ
Анализируются особенности мотиваций обучения студентов. На основе результатов психологического исследования, проводимого с использованием различных методик, а также данных социологического опроса приводится сравнительный анализ мотиваций студентов гуманитарного и технического вузов
Ключевые слова: мотивация; учебная мотивация; закон «замерзания мотивации»; студенты
Загрузить |
PDF,
267 Kb
Дифф еренцированные
программы психологической
коррекции для пожилых
пациентов с органическим
расстройством головного
мозга
Представлены результаты экспериментальнопсихологического исследования структуры психического состояния пациентов геронтопсихиатрического отделения. На основании полученных данных разработаны дифференцированные программы психологической коррекции для пожилых пациентов.
Ключевые слова: эмоциональные расстройства; пожилой возраст; психическое состояние; психологическая коррекция
Загрузить |
PDF,
265 Kb
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Провиденциалистская идея
воспитания в отечественной
гуманистической
педагогической мысли
(XI - конец XVII вв.)
Раскрывается провиденциалистская идея воспитания в отечественной гуманистической педагогической мысли XI - конца XVII вв. Сделан вывод о том, что в древнерусском педагогическом сознании провиденциалистское представление о человеке имело гуманистический характер и повлияло на цели, принципы воспитания и в целом на развитие древнерусской педагогической мысли.
Ключевые слова: провиденциалистская идея воспитания; древнерусская гуманистическая педагогическая мысль; христианское учение о человеке
Загрузить |
PDF,
286 Kb
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ «НОВОГО
ЧЕЛОВЕКА » СОВЕТСКОЙ
ВЛАСТНОЙ ЭЛИТОЙ 1920-х гг.
Показан процесс разработки модели «нового человека» руководителями советской системы воспитания в условиях социокультурных трансформаций 1920-х гг. Указанная модель в большей степени формировалась под влиянием взятого в СССР курса на форсированную модернизацию общества. Именно такая стратегия породила запрос на личность, готовую подчиняться социальному целому.
Ключевые слова: модель «нового человека»; советская элита; «революция нравов»; ценности; антропоцентризм; социоцентризм
Загрузить |
PDF,
297 Kb
Идея школы-общины
в педагогическом наследии
А.С. Макаренко
Рассматривается деятельность А.С. Макаренко как уникальный педагогический феномен, что позволяет взглянуть на идеи великого педагога с новой для педагогической историографии точки зрения - в контексте теории модернизации - и увидеть в наследии А.С Макаренко новые грани.
Ключевые слова: модернизация; школа-община; трудовая школа; педагогический феномен; трудовое воспитание; самоуправление; сотрудничество
Загрузить |
PDF,
288 Kb
Мать как педагог и ее
педагогическое образование:
историческая ретроспектива
Анализируются взгляды общественных деятелей, философов, психологов, педагогов на деятельность матерей в воспитании детей раннего возраста в исторической ретроспективе. Сопоставляются роли педагогов-профессионалов и «матерейпедагогов» в воспитании детей
Ключевые слова: материнское воспитание; образование; мать ; ранний возраст
Загрузить |
PDF,
272 Kb
Цикл в начальном и среднем
образовании Франции:
историко-педагогический
аспект
Рассмотрены реформирование французской школы и появление термина «цикл» как показателя завершения определенного периода обучения и перехода на следующий этап; характеризуются некоторые реформаторские идеи, касающиеся не только подготовки педагогов начальной и средней школы, но и преобразования учебных планов.
Ключевые слова: цикл; реформа; начальное образование; среднее образование; Франция; начальный цикл; завершающий цикл
Загрузить |
PDF,
287 Kb