Архив журнала

2017


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86

№6 (110) 2016
2016 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
Педагогические науки
Методолого-теоретический аспект генерализации феномена коммуникативной культуры в педагогической науке
Представлена систематизированная и упорядоченная информация о генерализации как методе познания феномена коммуникативной культуры; систематизированы основные направления изучения данного феномена и выявлены истоки его зарождения в педагогической науке; раскрыты системообразующая сущность феномена, тенденции и закономерности его развития; дана обоснованная процессная модель генерализации феномена коммуникативной культуры.
Ключевые слова: коммуникативная культура; генерализация; аксиологизация генерализации; методология познания; communicative culture; generalization; axiologization of generalization; methodology of cognition
Загрузить | PDF, 2251 Kb
Феноменология и функциональное предназначение ответственности по регулированию взаимоотношений личности с самой собой и обществом
Через призму философских, религиозных, психологических и педагогических взглядов и подходов рассматривается феномен ответственности в его личностном и социальном ракурсах. Показано, что социальная ответственность выступает ведущим системным регулятором деятельности и поведения человека в обществе. Раскрываются функции ответственности по регулированию взаимоотношений личности с самой собой и обществом.
Ключевые слова: социальное самочувствие; ответственность; социальная ответственность; предназначение ответственности; поведение; деятельность; контроль; свобода; social feeling; responsibility; social responsibility; purpose of responsibility; behavior; activities; control; freedom
Загрузить | PDF, 2236 Kb
Игрофикация как образовательная парадигма обучения
Актуализируются вопросы развития игровой парадигмы в образовании, ориентированной на мотивирование студентов к учебно-научно-познавательной деятельности через игровую обучающую коммуникационную среду. Приводятся характеристики игровой образовательной парадигмы по структуре, временным и пространственным признакам.
Ключевые слова: игрофикация; игровая образовательная парадигма; игровая обучающая коммуникационная среда; мотивация; познавательная деятельность; целостная личность; gamification; playing educational paradigm; playing educational communicative environment; motivation; cognitive activities; integral personality
Загрузить | PDF, 2253 Kb
Субкультурная грамотность как неотъемлемый компонент профессиональной компетентности современного учителя
Рассмотрено понятие субкультуры, определены роль субкультуры в жизни современных подростков и отношение педагогов к данному явлению, рассмотрено понятие субкультурной грамотности как компонента профессиональной компетентности современного учителя.
Ключевые слова: субкультура; субкультурная грамотность; профессиональная компетентность; subculture; subcultural competence; professional competence
Загрузить | PDF, 2226 Kb
Исследование системы ценностных ориентаций старших подростков
Представлены результаты психолого-педагогической диагностики ценностных ориентаций старших подростков. Сформулированы критерии и показатели, позволяющие оценивать уровень сформированности системы исследуемых ориентаций. Представлена уровневая динамика системы ценностных ориентаций старших подростков (уровни адаптации, социализации, индивидуализации).
Ключевые слова: ценность; ценностные ориентации личности; психолого-педагогическая диагностика; терминальные и инструментальные ценности; value; value guidelines of a personality; psychological and pedagogic diagnostics; terminal and instrumental values
Загрузить | PDF, 2270 Kb
Олимпийское воспитание как средство формирования социально значимых качеств у детей
Аргументируется тезис о необходимости создания системы олимпийского воспитания в общеобразовательных заведениях в форме специальных курсов, а для будущих спортсменов - учреждения сети спортивно-реабилитационных полифункциональных комплексов в крупных городах России, где дети могли бы как формировать общие навыки поведения в спорте, так и постигать особенности выбранного ими вида, в частности характерные травмы и пути сбережения собственного здоровья. Предложенные автором меры способствуют организации системной работы с детьми в области олимпийского образования и воспитания.
Ключевые слова: олимпийское воспитание; олимпийские ценности; гуманизм; любительский спорт; профессиональный спорт; спортивная культура личности; спортивно-реабилитационные полифункциональные центры; авторские тренерские детско-юношеские школы; Olympic upbringing; Olympic values; humanism; amateur sports; professional sports; individual sport culture; Sport Rehabilitation multifunctional complexes; author’s Training Schools for children and young people
Загрузить | PDF, 2253 Kb
Формирование общих компетенций у студентов учреждений среднего профессионального образования в процессе воспитательной деятельности
Представлен опыт отечественного воспитания будущего специалиста в учреждениях среднего профессионального образования. Рассмотрены и проанализированы основные формы и методы, используемые в российских колледжах в целях формирования у студентов общих компетенций. Выделены компетенции, лежащие в основе развития личности конкурентоспособного специалиста. Обоснована необходимость поиска инновационных форм и методов в решении задач воспитания выпускника с устойчивыми умениями и навыками выполнения профессиональных обязанностей.
Ключевые слова: общие компетенции; воспитательная деятельность; формы и методы воспитания; компетентность; социальное партнёрство; целевая воспитательная программа; дуальное обучение; general competences; educational activities; forms and methods of education; competence; social partnership; target educational programme; dual education
Загрузить | PDF, 2269 Kb
Социокультурная компетентность как результат воспитания и профессиональной подготовки студентов вуза: опыт разработки модели
Обоснована необходимость формирования у студентов бакалавриата интегративной социокультурной компетентности как результата их воспитания и профессиональной подготовки; представлены модель процесса формирования этой компетентности, цель и структура содержания системы, характеристики содержательных компонентов и стратегия их реализации.
Ключевые слова: социокультурная компетентность; воспитание; профессиональная подготовка бакалавров; модель формирования; концептуальные положения; система; sociocultural competence; education; professional training of bachelors; model of development; conceptual statements; system
Загрузить | PDF, 2653 Kb
Теоретические подходы к разработке критериев и показателей сформированности общепрофессиональных компетенций студентов во внеучебной деятельности вуза
Раскрываются теоретические подходы к разработке проблемы определения критериев и показателей эффективности внеучебной деятельности по формированию общепрофессиональных компетенций студентов вуза. Дана характеристика внеучебной деятельности как инновационного блока системы образовательной деятельности современного вуза. Комплекс критериев-показателей сформированности исследуемых компетенций представлен двумя группами результатов. Дана развёрнутая характеристика каждой группы.
Ключевые слова: Высшее образование; воспитание; внеучебная деятельность; критерии; показатели; общепрофессиональные компетенции; диагностика; higher education; education; extracurricular work; criteria; signs; general professional competences; diagnostics
Загрузить | PDF, 2259 Kb
Основные направления формирования общепрофессиональных компетенций студентов вузов на основе реализации культурологического подхода
Описывается сущность общепрофессиональных компетенций будущих специалистов как инвариантная структура деятельности студентов разных направлений подготовки; даны ведущие компоненты развития молодежи, представлена культуроцентрическая модель воспитания личности как основа культурологического подхода к профессиональному образованию; перечислены и охарактеризованы приоритетные направления формирования общепрофессиональных компетенций студентов вузов.
Ключевые слова: общепрофессиональные компетенции; культуроцентрическая модель; установка; самоопределение; активность; развитие; инициатива; ответственность; руководитель; воспитатель; коллектив; general professional competences; culture-centered model; attitude; self-determination; activity; development; initiative; responsibility; leader; teacher; team
Загрузить | PDF, 2324 Kb
Методика изучения сформированности социальной компетентности будущих кураторов в деятельности куратора студенческой группы
Показан авторский подход к организации воспитательной деятельности куратора по формированию социальной компетентности будущих бакалавров технического вуза гуманитарного факультета. Раскрыта методика формирования социальной компетентности бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью», состоящая из трех взаимосвязанных этапов, соответствующих курсам обучения студентов. Экспериментально доказывается, что итогом реализации данной методики является повышение уровня сформированности социальной компетентности студентов данного направления. Подробно описан диагностический инструментарий исследователя.
Ключевые слова: внеучебная деятельность; куратор; социальная компетентность; критерии; показатели; диагностика; extracurricular work; supervisor; social competence; criteria; signs; diagnostics
Загрузить | PDF, 2253 Kb
Модель развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации
В качестве модели развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации описаны структура и организация повышения квалификации в едином образовательном пространстве Воронежской области. Разработаны и систематизированы научные подходы и базовые принципы, уточнено понятие «развитие профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации», перечислены организационно-педагогические условия, выделены и обоснованы компоненты, критерии и уровни развития познавательно значимых ценностей педагогических работников через проектирование индивидуальной траектории повышения квалификации.
Ключевые слова: модель; развитие; структура; организация; компоненты; критерии; показатели; уровни; условия; этапы; результат; model; development; structure; organization; components; criteria; signs; levels; conditions; stages; result
Загрузить | PDF, 2219 Kb
Роль поощрений и наказаний в системе средств воспитания детей в отечественной педагогике XVIII - первой половине XIX века
Актуальность рассматриваемых вопросов обусловлена тем, что в современной педагогической науке в центре внимания находится ребенок и подготовка его к активной, самостоятельной деятельности, творческому созидательному участию в преобразовании общества. В формировании личности ребенка важное место занимают нравственное воспитание, вопросы дисциплины, поощрения и наказания. В современной педагогике малоизученными остаются упомянутые аспекты и особенно опыт историко-педагогического наследия.
Ключевые слова: нравственное воспитание; дисциплина; поощрение; наказание; правила поведения; разумное воспитание; moral education; discipline; reward; penalty; rules of behavior; reasonable education
Загрузить | PDF, 2261 Kb
Благотворительная деятельность как форма государственно-общественного управления (на материалах Симбирской губернии со второй половины XIX века до 1917 года)
Обосновано влияние благотворительности в Симбирской губернии на становление и развитие системы образования губернии в XIX в. Введены новые архивные материалы, расширяющие содержательное поле историко-педагогической науки. Они, как и извлечения из рукописей государственного архива Ульяновской области, позволили рассмотреть данную проблематику через призму государственного, частного и общественного участия в развитии системы образования Симбирской губернии.
Ключевые слова: образовательная благотворительность; социокультурное развитие; земства; общественно-государственное управление; educational charity; sociocultural development; zemstvo; social and state administration
Загрузить | PDF, 2250 Kb
Содержание и организация учебно-воспитательной работы экологической направленности в сельских школах Ставропольского края в послевоенный период (1945-1954 гг.)
Изложены направления учебно-воспитательной работы экологической направленности на Ставрополье в послевоенный период, описаны ее формы и методы.
Ключевые слова: натуралистическое мировоззрение; охрана природы; юннаты; краеведение; пришкольный участок; natural world view; nature protection; junnats; local lore; school area
Загрузить | PDF, 2237 Kb
Формирование информационно-образовательного пространства в школах России в период с 199-го3 по 2014 г
Изложены особенности и принципы формирования информационно-образовательного пространства в школах России в период с 1993-го по 2014 г.; проанализировано место педагогов, учащихся, администраций школ и родителей как субъектов процесса формирования и развития информационно-образовательного пространства.
Ключевые слова: информационно-образовательное пространство; информационно-образовательная среда; информация; электронная школа; педагог; учащиеся; informational and educational space; informational and educational environment; information; electronic school; teacher; pupils
Загрузить | PDF, 2262 Kb
Филологические науки
Эволюция концепта «Письмо» в русском эпистолярном тексте XIX-XX вв.: опыт лингвокультурологического описания
Представлена методика выявления эволюции содержания концепта «Письмо» в письмах классиков русской литературы XIX-XX вв. Определено контекстуальное окружение ключевого слова, вербализующего концепт, а также типовые ситуации, реализуемые высказываниями с данным словом. Выявлены различия в реализации определенных типовых ситуаций в письмах, относящихся к разным временным периодам, что может свидетельствовать об эволюции содержания концепта.
Ключевые слова: высказывание; ключевое слово; концепт; лингвокультурология; типовая ситуация; эпистолярный текст; statement; key word; concept; linguoculturology; typical situation; epistolary text
Загрузить | PDF, 2269 Kb
Терминологическая вариативность в исследовании вопросов языкового сознания
Описаны проблемы терминологического многообразия и полисемантичности современных исследований в области языкознания. Обоснована нецелесообразность разграничения коммуникативного и когнитивного сознания, предлагается заменить их понятиями коммуникативные и когнитивные функции сознания, имеющего языковую природу.
Ключевые слова: терминологическая многозначность; сознание и мышление; языковое; коммуникативное и когнитивное сознание; структура сознания; функции сознания; terminological variety; consciousness and thinking; linguistic; communicative and cognitive consciousness; structure of consciousness; functions of consciousness
Загрузить | PDF, 2319 Kb
Диалогичность и интертекстуальность в блогах
Рассматриваются интертекстуальность и сущность категории диалогичности и на материале блогов выявляется специфика реализации данных категорий.
Ключевые слова: диалогичность; интертекстуальность; показатели диалогичности; фигуры интертекста; Живой журнал; dialogism; intertextuality; signs of dialogism; figures of intertext; LiveJournal
Загрузить | PDF, 2265 Kb
Речевая стратегия самопрезентации в деловом дискурсе (на материале корпоративных блогов)
Исследуются речевые способы самопрезентации как вида коммуникативной стратегии в корпоративном блоге. Даются определения понятий «деловая интернет-коммуникация», «корпоративный блог». Рассматриваются особенности и типичные семантические тактики самопрезентации, применимые к деловому дискурсу по материалам корпоративных блогов крупнейших компаний Германии, ссылки на которые опубликованы на официальных сайтах. При анализе выделены особенности, специфичные как для представителей крупных фирм, так и для всего делового сообщества.
Ключевые слова: самопрезентация; корпоративный блог; социальная сеть; гипержанр; дивергентность; самономинация; self-presentation; corporate blog; social network; hypergenre; divergence; self-nomination
Загрузить | PDF, 2251 Kb
Особенности перевода категорий интенсивности (на примере спортивных текстов)
Показаны особенности идентификации интенсивных языковых единиц, выделены интенсивные логические категории, выступающие основанием интенсивности, а также приведены особенности перевода высказываний, содержащих в себе интенсивность.
Ключевые слова: интенсивность; категории интенсивности; ядра интенсивности; эксплицитное выражение интенсивности; имплицитное выражение интенсивности; intensity; the category of intensity; the nucleus of intensity; explicit expression of intensity; implicit expression of intensity
Загрузить | PDF, 2231 Kb
Монополизация коммуникативной инициативы в общении супругов как нарушение позитивной коммуникации
Рассматривается монополизация коммуникативной инициативы в межличностном общении на примере супружеского дискурса. Предложен ряд факторов, влияющих на такой тип поведения в межгендерном диалоге. Описаны средства экспликации коммуникативной инициативы в супружеском дискурсе. На основании полученных данных предлагается классификация видов доминирования коммуникативных партнеров в процессе взятия и удержания инициативы в общении.
Ключевые слова: позитивная коммуникация; коммуникативная инициатива; дискурс; межгендерное общение; диалог; positive communication; communicative initiative; discourse; intergender communication; dialogue
Загрузить | PDF, 2255 Kb
Место названий телепередач в системе имен собственных
Определяется лингвистический статус названий телепередач как имен собственных, относящихся к разряду гемеронимов. На примере названий телепередач, выходящих на российском и британском телевидении, демонстрируются возможности их исследования с точки зрения прагмалингвистики и лингвокультурологии.
Ключевые слова: рекламное имя; гемероним; ономастическая коннотация; принципы номинации; способы номинации; advertising title; gemeronym; onomastic connotation; pronciples of nomination; ways of nomination
Загрузить | PDF, 2277 Kb
Ценностный компонент концепта “PUB” в сетевом англоязычном дискурсе
Исследуется компонентная структура концепта “PUB” в сетевом англоязычном дискурсе. Сетевой дискурс трактуется как часть интернет-дискурса, представленная жанром социальных сетей. Анализируется содержание ценностного компонента концепта “PUB”. Приводится классификация оценочных предикатов, выделенных в результате анализа сообщений сети Twitter. Выявлено преобладание предикатов с положительной оценкой.
Ключевые слова: концепт; концепт “PUB”; дискурс; сетевой дискурс; ценностный компонент концепта; оценочный предикат; concept; concept “PUB”; discourse; network discourse; value component of the concept; evaluation predicate
Загрузить | PDF, 2270 Kb
Контекст как инструмент номинации в британском сказочном дискурсе
Объектом изучения выступают номинации человека британской фольклорной сказки на предмет взаимосвязи структуры номинаций и прагматической и коннотативной информации, заключенной в номинативных единицах. Представлена классификация номинаций по структурному признаку и рассмотрены микро- и макроконтексты номинаций на материале лексем, описывающих традицию именования в тематическом поле «Человек».
Ключевые слова: сказочный дискурс; британская сказка; номинация; семантика; прагматика; коннотация; контекст; fairy-tale discourse; British fairytale; nomination; semantics; pragmatics; connotation; context
Загрузить | PDF, 2268 Kb
Документальный факт и его роль в дилогии В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба» (по материалам записных книжек писателя)
Доказывается, что в процессе работы над сталинградской дилогией «Жизнь и судьба» В.С. Гроссман активно обращался к собственным записным книжкам фронтовых лет. Запечатленные в них документальные факты военной эпохи обширно отражены в дилогии и выполняют в ее пространстве ряд художественных функций: идейно-формирующую, образно-стимулирующую, оценочную, сюжетообразующую, эмоционально-воздействующую.
Ключевые слова: документальный факт; художественная функция; дилогия «Жизнь и судьба»; Гроссман; documentary fact; artistic function; duology “Life and Fate”; Grossman
Загрузить | PDF, 2276 Kb
Генеалогические корни А.И. Софронова-Алампы
Исследуются генеалогические корни одного из основоположников якутской литературы А.И. Софронова-Алампы. Изучены легенды и исторические предания о предках писателя, оставивших свой след в истории народа саха. В генеалогических истоках личности классика выявляются основы необычной судьбы, предрасположенность к творческому мышлению
Ключевые слова: биография; генеалогия; Алампа; легендарные герои; художественный дар; biography; genealogy; Alampa; legendary heroes; artistic gift
Загрузить | PDF, 2274 Kb
Китайская очерковая литература баогао вэньсюэ: в пространстве между художественным и публицистическим (Ма Фулинь «Россия. Черное и белое»)
Рассмотрены вопросы функционирования художественных и публицистических элементов современного китайского публицистического дискурса на материале исследования очерка Ма Фулиня «Россия. Черное и белое». Художественный и публицистический модусы исследуются методами традиционного литературоведения и нарратологии. Соотношение объективного и субъективного начал, нарративная система и нарративные стратегии позволяют говорить о баогао вэньсюэ как о сложном литературном явлении с присущими ему художественно-публицистическими особенностями.
Ключевые слова: очерковая литература баогао вэньсюэ; нарративный анализ; фокализация; образ Другого; literary journalism baogaowenxue; narrative analysis; focalization; the image of “the Other”; literary elements; journalistic elements
Загрузить | PDF, 2300 Kb
Исторические науки и археология
Оренбургская губерния как место политической ссылки в середине XVIII - первой трети XIX в
Охарактеризованы основные этапы приобретения Оренбургской губернией статуса местности, предназначенной для размещения политических ссыльных. Названы виды преступлений, считавшиеся во второй половине XVIII - первой четверти XIX в. политическими. Особое внимание уделено случаям массовой высылки лиц, признанных неблагонадежными в политическом отношении.
Ключевые слова: политическая ссылка; Российская империя; тайные общества; декабристы; поляки; political exile; the Russian Empire; secret societies; the Decembrists; the Poles
Загрузить | PDF, 2246 Kb
«Высшее образование - это уже роскошь для народа...». К вопросу об особенностях образовательной политики в оренбургском крае в 30-40-ее гг. XIX в.
Рассматриваются региональные аспекты образовательной политики и практики оренбургских военных губернаторов в 30-40-е гг. XIX в. и их связь с административными реформами.
Ключевые слова: империя; образовательная политика; военные губернаторы; патернализм; инородцы; the Empire; educational policy; military governors; paternalism; foreigners
Загрузить | PDF, 2245 Kb
Митрополит Антоний (Храповицкий) в советской историографии 1920-1930-х годов
Рассматривается процесс возникновения и развития оценок митрополита Антония (Храповицкого) в советской историографии 1920-1930-х гг. Анализируется подход представителей официальной государственной атеистической идеологии к одному из самых известных деятелей Русской церкви первой трети XX в. В это время был сформирован определенный набор характеристик митрополита Антония, сохранившийся на протяжении всего советского периода.
Ключевые слова: митрополит Антоний (Храповицкий); Русская зарубежная церковь; Русская православная церковь; советская историография; идеология; пропаганда; Bishop Antonyi (Khrapovitsky); the Russian Foreign Church; the Russian Orthodox Church; Soviet historiography; ideology; propaganda
Загрузить | PDF, 2250 Kb
Концепция ментальности М. Блока
Раскрывается роль одного из лидеров старшего поколения школы Анналов Марка Блока, стоявшего у истоков изучения «истории ментальностей» как самостоятельного направления исторического познания, в формировании концепции менталитета.
Ключевые слова: менталитет; ментальность; «новая история»; школа Анналов; mentality; “new history”; school of Annals
Загрузить | PDF, 2265 Kb