Архив журнала

2020-2024


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86

№6 (119) 2017
2017 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
Педагогические науки
ОПЫТ РЕШЕНИЯ стУДЕНТАМИ учебно-ЛИЧНОСТНЫХ ЗАДАЧ КАК ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования
В статье рассмотрены вопросы профессионального образования в вузе в соотношении с проблемами качества высшего образования и инновационного образования. Уточнено понятие опыта решения учебно-личностных задач с позиции гуманитарного подхода и идей педагогической антропологии. Показаны методы практической работы со студентами вуза по освоению ими опыта решения учебно-личностных задач, способствующего целостному развитию будущих специалистов.
Ключевые слова: инновационное образование; педагогическая антропология; гуманитарный принцип образования; учебная задача; учебно-личностная задача; опыт решения учебно-личностных задач; innovative education; pedagogical anthropology; principle of humanities in education; learning task; learning and personal challenge; experience of solving academic and personal tasks
Загрузить | PDF, 2842 Kb
Зависимость личностных и общественных факторов при внедрении инновации в образовательных организациях
Экспериментально изучается взаимосвязь личностных и общественных факторов при внедрении инноваций в образовательных организациях. Исследуются проекты по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательных организациях Ульяновской области. Результаты анкетирования учителей обрабатываются с помощью канонического анализа и трактуются в рамках системного, процессного, синергетического подходов.
Ключевые слова: инновация; управление; функции управления; личность; образовательная организация; innovation; management; management functions; personality; educational organization
Загрузить | PDF, 2849 Kb
Воспитание чувства благодарности как способ «исцеления» обучающегося с нарушениями в развитии
Представлены результаты изучения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, посвященного анализу актуальности воспитания чувства благодарности как характеристики нравственной воспитанности личности. Уточнена сущность феномена «благодарность» как одного из результатов освоения АООП НОО. Описаны компоненты и показатели ее сформированности, а также авторский диагностический материал. Предложен опыт проектирования и реализации воспитательного проекта «Мультипликация как средство воспитания чувства благодарности».
Ключевые слова: воспитание; благодарность; нравственность; чувство; способность; диагностика; проектирование; education; gratitude; morality; sense; ability; diagnostics; design
Загрузить | PDF, 2838 Kb
Модель постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Отмечается необходимость разработки научно-методологического обоснования социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представлена структурно-функциональная модель постинтернатного сопровождения данной категории детей. Обоснована авторская подпрограмма «On’line Клуб Навигатор», которая составила практическую значимость исследования и позволила обеспечить ее эффективность.
Ключевые слова: постинтернатное сопровождение; выпускники интернатных учреждений; модель; подходы; компоненты; post-residential support; boarding school graduates; model; approaches; components
Загрузить | PDF, 3071 Kb
Ключевые компетентности будущих педагогов по созданию инклюзивной образовательной среды
Рассматриваются структура и содержание инклюзивной образовательной среды, что позволит определить приоритетные задачи и виды деятельности по ее созданию в общеобразовательном учреждении, а также выявить комплекс профессиональных и общекультурных компетенций как результативно-целевую основу проектирования спецкурса для будущих педагогов.
Ключевые слова: образовательная среда; инклюзивное образование; профессиональна компетентность; educational environment; inclusive education; professional competence
Загрузить | PDF, 2819 Kb
Обоснование уровней и экспериментальная работа по формированию социально безопасного поведения подростка
Раскрываются понятия «социальная безопасность», а также «социально безопасное поведение» (как поведение, ведущее к успешной социализации личности, отсутствию напряженности). Охарактеризовано содержание основных компонентов готовности к осуществлению социально безопасного (ценностно-мотивационного, когнитивного, операционально-деятельностного, регулятивного, рефлексивного) поведения. Описаны и даны характеристики уровней социально безопасного поведения несовершеннолетних.
Ключевые слова: социально безопасное поведение; социальная безопасность; уровни; socially safebehaviour; social safety; levels
Загрузить | PDF, 2815 Kb
Роль поликультурного образования в профилактике экстремизма среди студентов на занятиях по иностранному языку в вузе
Рассматривается вопрос профилактики экстремизма в студенческой среде вуза в рамках поликультурного образования. Представлены результаты исследования, проведенного авторами в Елабужском институте Казанского (Приволжского) федерального университета, описан опыт работы со студентами 1-2-х курсов на занятиях по иностранному языку, направленных на формирование у обучающихся отрицательного отношения к экстремистской идеологии.
Ключевые слова: поликультурное образование; экстремизм; экстремистская идеология; высшее образование; студенты вуза; иностранный язык; multicultural education; extremism; extremist ideology; higher education; university students; foreign language
Загрузить | PDF, 2827 Kb
Технология учета индивидуальных психотипологических особенностей студентов при обучении иностранному языку
Описана технология учета индивидуальных психотипологических особенностей студентов неязыкового вуза в контексте коммуникативно-когнитивного подхода при обучении иностранному языку. К наиболее важным характеристикам, определяющим эффективность обучения, авторы относят гендерные (половые) различия, уровень эмоциональной стабильности (нейротизм), уровень интроверсии - экстраверсии, уровень тревожности и лабильности, характеристики внимания. Разработанная технология реализуется в результате последовательного осуществления нескольких этапов.
Ключевые слова: индивидуальные свойства; психотипологический портрет; иноязычная коммуникативная компетенция; микрогруппы; программы обучения; individual characteristics; psycho-typological portrait; foreign languagecommunicative competence; small group; training programmes
Загрузить | PDF, 2839 Kb
Организация самостоятельной работы иностранных студентов подготовительного отделения в рамках изучения дисциплин естественно-математического цикла
Рассматриваются особенности организации самостоятельной работы иностранных студентов подготовительного отделения в рамках изучения дисциплин естественно-математического цикла.
Ключевые слова: самостоятельная работа; иностранные студенты; познавательная деятельность; форма организации учебного процесса; independent work; foreign students; cognitive activity; form of organization of educational process
Загрузить | PDF, 2928 Kb
Лингвистическая составляющая учебных модулей по естественнонаучным дисциплинам для иностранных студентов
Рассматриваются вопросы лингвистической поддержки учебных модулей естественнонаучных дисциплин, которые изучаются иностранными студентами подготовительных факультетов на этапе предвузовской подготовки по соответствующим направленностям обучения.
Ключевые слова: иностранные студенты; русский язык как иностранный; естественнонаучные дисциплины; лингвистическая поддержка; foreign students; Russian as a foreign language; natural sciences; linguistic support
Загрузить | PDF, 2904 Kb
Геоэкологическое образование - вектор инноваций обучения географии в контексте идей устойчивого развития
Изложены актуальные вопросы модернизации школьного географического образования в контексте культуры и идей устойчивого развития. Рассмотрены новые ориентиры экологизации школьной географии, связанные с проникновением экогуманистических идей и идеалов в географию и становлением геоэкологического образования. Представлены и раскрыты методические подходы реализации школьного геоэкологического образования, основанные на системе коэволюционных ценностей и содержании геоэкологии.
Ключевые слова: образование в интересах устойчивого развития; геоэкологическое образование; коэволюционные ценности; экогуманистическое мировоззрение; коэвоюционные ценности; education for sustainable development; geoecological education; the co-evolutional values; ecohumanistic outlook; co-evolutional values
Загрузить | PDF, 2830 Kb
Применение коэффициента значимости ассоциации в исследовании свободных ассоциативных рядов как средства диагностики первичной профессиональной компетентности студентов
В ходе диагностики первичной профессиональной компетентности студентов первого курса факультета историко-правового образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета проведен анализ построенных ими свободных ассоциативных рядов на слово-стимул «история». Кроме частотного метода, был применен экспериментальный метод определения коэффициента значимости ассоциации. Результаты показали эффективность его использования для уточнения данных, полученных частотным методом.
Ключевые слова: профессиональная компетентность; студенты; педагогическое образование; опрос; ассоциативный эксперимент; ассоциативный ряд; коэффициент значимости ассоциации; professional competence; students; pedagogical education; survey; associative experiment; associative array; weighting factor of association
Загрузить | PDF, 2828 Kb
Технологии контекстного обучения при подготовке магистров по направлению «Педагогическое образование»
Рассматриваются технологии контекстного обучения в системе подготовки магистрантов. Представлен опыт реализации магистерской программы «Физическое образование».
Ключевые слова: контекстное обучение; технологии; ситуация; система высшего образования; contextual education; technologies; situation; system of higher education
Загрузить | PDF, 2845 Kb
Технология конструирования приемов организации деятельности обучающихся
Представлены технологические основы конструирования приемов организации деятельности обучающихся, связывающие многоаспектное представление методов обучения и процедуру обогащения субъектного опыта обучающихся. Раскрыто конструирование приемов организации деятельности обучающихся исходя из задания целей по обогащению их субъектного опыта, рассматривая при этом деятельность обучающихся в конкретной учебной ситуации.
Ключевые слова: технология; приемы организации деятельности обучающихся; учебная ситуация; метод обучения; субъектный опыт обучающихся; technology; methods of organizing activities of students; case study; method of study; the subjective experience of students
Загрузить | PDF, 3131 Kb
Филологические науки
ПОЛИЛИНГВАЛЬНАЯ ТОПОНИМИЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ)
В статье рассмотрены различные аспекты формирования топонимического пространства многонационального региона на примере Республики Калмыкия. Отмечены этапы становления топонимикона данной территории, изменения в нём под влиянием социальных факторов. Приведены примеры топонимов с ясной этимологией и трудные случаи поиска этимологических решений. Отмечено, что этнолингвальное многообразие географических названий региона нуждается в систематическом описании, которое может быть реализовано в виде топонимического словаря, над которым осуществляется работа коллективом элистинских и волгоградских ономатологов.
Ключевые слова: регион; топонимия; полилингвальность; многонациональность; этимология; Республика Калмыкия; топонимический словарь; region; toponymy; polylinguality; multinational; etymology; Republic of Kalmykia; toponymic dictionary
Загрузить | PDF, 2852 Kb
Категория этос в структуре риторического портрета
В настоящей статье рассматривается понятие риторического портрета языковой личности. Сопоставлены понятия риторический портрет и образ ритора. Представлен анализ одного их компонентов структуры риторического портрета ─ категории этос. Выделены средства языковой репрезентации этоса.
Ключевые слова: риторический портрет; образ ритора; ключевые риторические категории; этос; языковая репрезентация этоса; rhetorical portrait; image of a rhetorician; key rhetorical categories; ethos; linguistic representation of ethos
Загрузить | PDF, 2818 Kb
Изучение неперсонифицированных образов в смежных филологических науках
В статье проводится обзор неперсонифицированных образов в литературоведении, лингвостилистике и лингвопоэтике. Показано, что неперсонифицированные образы используются как характерологические детали, направленные на более глубокое портретирование того или иного персонажа.
Ключевые слова: неперсонифицированный образ; образ вещного мира; литературоведение; лингвостилистика; лингвопоэтика; общефилологический анализ; non-personalized image; image of the material world; literary criticism; linguostylistics; linguopoetics; philological analysis
Загрузить | PDF, 2806 Kb
МЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОТЦОВСТВА В ОТРАЖЕНИИ НАРОДНОГО ФОНДА ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК
В статье предлагается возможность поиска ментальных основ отцовства в лингвокультурном языковом наследии. Выявлена трёхчастная семантическая декомпозиция пословичного фонда русского народа в поле означенной тематики (изречения дидактической направленности, "изречения-фиксаторы, "изречения - парадоксы"). На основе проведенного анализа предлагается к практическому использованию пример эффективного построения формирующей педагогической работы с отцовскими коллективами.
Ключевые слова: пословица; поговорка; отцовство; отец; дети; воспитание; воспитательный потенциал; proverb; saying; fatherhood; father; children; education; educational potential
Загрузить | PDF, 2832 Kb
Способы лингвокультурологической репрезентации русских паремий иноязычному адресату
В статье рассмотрены лингвокультурологические способы репрезентации студентам-инофонам русских пословиц, представленных в учебниках русского языка как иностранного (УМК «Дорога в Россию»). Предлагаются варианты лингвокультурологического комментария к этнокультурно маркированным компонентам пословиц и тематическим группам паремий.
Ключевые слова: русский язык как иностранный; лингвокультурологический комментарий; пословица; тематическая группа; безэквивалентная лексика; Russian as a foreign language; linguistic and cultural review; proverb; thematic group; lacunas
Загрузить | PDF, 2822 Kb
Аксиологические параметры речевого акта «клятва» в русской и чешской лингвокультурах
Описывается речевой акт «клятва» с точки зрения аксиологии. Освещаются когнитивно-коммуникативные параметры названного речевого акта, позволяющие рассматривать его как источник аксиологической информации. Проводится сопоставительный анализ форм объективации речевого акта «клятва» в русской и чешской лингвокультурах. Выявляются ценности, к которым при объективации данного речевого акта обращаются носители названныхлингвокультур.
Ключевые слова: речевой акт «клятва»; аксиология; ценность; лингвокультура; сопоставительный анализ; speech act; “oath”; axiology; value; linguistic culture; comparative analysis
Загрузить | PDF, 2836 Kb
Аксиологический аспект в сравнительно-сопоставительном анализе лингвокультурных типажей «ГОРЕЦ / HIGHLANDER»
Рассматриваются лингвокультурные типажи «ГОРЕЦ / HIGHLANDER» и предпринимается попытка сравнительно-сопоставительного анализа их ценностно-смысловой составляющей. Обращение к аксиологической парадигме изучаемых лингвокультурных типажей на материале русских и англоязычных литературных текстов М.Ю. Лермонтова и В. Скотта, принадлежащих одному историческому периоду, позволяет сделать вывод об определенной близости двух культурно-языковых и ценностно-смысловых картин мира.
Ключевые слова: аксиология; концепт; лингвокультурный типаж; лингвокультурология; лингвоперсонология; сравнительно-сопоставительный анализ; axiology; concept; linguocultural character type; linguistic culturology; linguistic personality study; comparative analysis
Загрузить | PDF, 2810 Kb
Семантическая аттракция семем глагольных наименований физического восприятия в русском и английском языках
В статье рассматриваются семантические связи значений полисемантичных глагольных наименований физического восприятия в русском и английском языке. Выявляются универсалии содержательных связей для языков сравнения и проводится количественный анализ результатов.
Ключевые слова: импликационные связи; классификационные связи; симилятивные связи; гипо-гиперонимические связи; универсалии; implication relations; classification relations; similative relations; hypo-hyperonymicrelations; universal units
Загрузить | PDF, 2814 Kb
О роли диалектов в современной этнокультуре Австрии
В статье рассматривается проблема влияния диалектов на этнокультуру Австрии. К анализу привлекаются наименования австрийских национально-культурных реалий, обозначения человека по возрастным, поведенческим и физиологическим признакам, принятые в определённых регионах Австрии, а также австрийские диалектные фразеологизмы, пословицы и поговорки, формы приветствия и прощания, которые рассматриваются как компоненты австрийской этнокультуры. Делаются выводы о роли диалектов как средств сохранения национальной идентичности австрийцев и их национальной культуры.
Ключевые слова: этнокультура; этнос; австрийские диалекты; национальная идентичность; ethnic culture; ethnic group; Austrian dialects; national identity
Загрузить | PDF, 2814 Kb
О традициях, проблемах и перспективах перевода европейского силлабо-тонического стиха на китайский язык
В основе перевода европейского силлабо-тонического стиха на китайский язык лежит стопно-паузная теория, позволяющая имитировать деление стиха на «стопы», но для имитации силлабо-тонических размеров можно использовать и чередование тонов, на котором строится китайское традиционное стихосложение. В статье описывается новый стопно-тоновый метод передачи силлабо-тонических ямбов, который можно распространить и на другие силлабо-тонические размеры.
Ключевые слова: стихотворный перевод; рецепция европейской поэзии в Китае; имитация европейской силлабо-тоники; ямб; стопно-паузная теория; стопно-тоновый метод; poetic translation; reception of European poetry in China; imitation of European syllabic tones; iambus; foot pause theory; foot tone method
Загрузить | PDF, 2806 Kb
Дискурсивные характеристики китайской спортивной медиарекламы
В статье выявляются основные дискурсивные характеристики китайской спортивной медиарекламы на материале видеороликов спортивных каналов и печатных изданий журналов. Описываются такие дискурсивные компоненты китайского спортивного медиадискурса, как участники, цель, хронотоп, ценности.
Ключевые слова: дискурс; медиадискурс; дискурсивные характеристики; дискурс-анализ; китайская спортивная медиареклама; ценности; хронотоп; участники; discourse; media discourse; discourse features; discourse analysis; Chinese sports media advertising; values; chronotope; participants
Загрузить | PDF, 2873 Kb
«ФИНАЛЬНАЯ КНИГА» В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ (Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ», Б. Л. ПАСТЕРНАК «ДОКТОР ЖИВАГО»)
Статья посвящена феномену финальной книги (ф.к.), который исследуется в контексте проблем культурной памяти. Жанровый синкретизм ф.к. выражает стремление художников создать «текст текстов», который аккумулирует ответы на все аспекты личной жизни и бытия. Поэтика ф.к. Достоевского и Пастернака соотносится с жанровой интенцией европейской литературы Средних веков, с идеей создания «мирской священной книги».
Ключевые слова: финальная книга; «театр памяти»; жанровый синкретизм; «священная мирская книга»; обратная перспектива; the final book; “theatre of memory”; genre syncretism; “sacred holybook”; reverse prospect
Загрузить | PDF, 2892 Kb
Топос детства в рассказе Б.П. Екимова «Фетисыч»
В статье с учётом фольклорно-мифологической традиции рассматривается топос детства в рассказе Б.П. Екимова «Фетисыч», определяется роль пространственных и символических образов в художественном тексте.
Ключевые слова: топос; пространство детства; архетип; мифопоэтика; фольклор; topos; space of childhood; archetype; myth poetics; folklore
Загрузить | PDF, 2801 Kb
«Карнавальность в поэзии В. Гаврильчика»
В статье рассматривается поэзия В. Гаврильчика с точки зрения карнавального начала. Нами предпринимается попытка анализа стихотворений В. Гаврильчика через призму концепции М. Бахтина о трех видах форм народной смеховой культуры.
Ключевые слова: ленинградский андеграунд; В. Гаврильчик; карнавал; материально-телесное начало; скатологические образы; Leningrad underground; V. Gavrilchik; carnival; material and body origins; scatological images
Загрузить | PDF, 2802 Kb
Исторические науки и археология
Исторические источники XIX века о женском здоровье и моде
Авторы рассмотрели примеры влияния научных идей, общественных представлений, модных тенденций, нашедших отражение в исторических источниках XIX века, на женское здоровье. Источниками послужили труды известных российских и зарубежных врачей, литературные произведения Ф.М. Достоевского, М.А. Булгакова, Мопассана. В статье обоснована возможность привлечения художественных текстов в качестве источников для историко-культурологической реконструкции социокультурной реальности.
Ключевые слова: медицинская культура; культура повседневности; женское здоровье; мода; историко-культурологическая реконструкция; health culture; culture of everyday life; women’s health; fashion; historical and cultural reconstruction
Загрузить | PDF, 2822 Kb
Организация учебной работы в высших профессиональных учебных заведениях Нижневолжского края в 1930-е годы
В статье дается оценка организации учебной работы в вузах Сталинграда в период их становления, выявляются достижения и проблемы, возникшие в связи с трудностями этого периода.
Ключевые слова: учебная деятельность; высшие учебные заведения; высшее образование; государственная образовательная политика; Сталинград; educational activity; higher educational institutions; higher education; public educational policy; Stalingrad
Загрузить | PDF, 2805 Kb
Охрана военнопленныхи борьба с побегами в 1944-1949 гг. (на материалах лагеря №204 для военнопленных при УМВД по Астраханской области)
Наоснове отчетов, оперативных донесений и переписки, хранящихся в архивах проводится анализ охраны военнопленных и борьбы с их побегами в 1944-1949 гг. В статье рассматриваются на конкретных примерах работа кадровой службы, организация служебно-боевых занятий сотрудников лагеря и оперативного отдела по предотвращению побегов.
Ключевые слова: Вторая мировая война; охрана военнопленных; лагерь военнопленных; конвойные войска; вахтерская команда; World War II; protection of war prisoners; camp for war prisoners; guard troops; vigil team
Загрузить | PDF, 2840 Kb
Старообрядцы белокриницкой иерархии в условиях хрущевских гонений на религию (на материалах сталинградской (волгоградской) области)
В статье выявлены особенности отношений государства со старообрядцами белокриницкой иерархии в Сталинградской (Волгоградской) области в 1954-1964 гг. Определено, что закрытие общин староверов происходило ввиду упадка церковной жизни в них. Отмечены основные стороны церковной жизни староверов. Выявлено, что атеистическая пропаганда в этот период не привела к ликвидации старообрядчества в регионе.
Ключевые слова: Древлеправославная церковь старообрядцев; приемлющих белокриницкую иерархию; Сталинградское благочиние; молитвенные дома; Н.С. Хрущев; Совет по делам религий; old Orthodox Church of old believers; belokrinitsky hierarchy; Stalingrad deanery; prayer houses; N.S. Khrushchev; the Council for Religious Affairs
Загрузить | PDF, 2834 Kb