Архив журнала

2017


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86

№5 (109) 2016
2016 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
Педагогические науки
Тенденции развития современной высшей школы в контексте непрерывного профессионального образования
Рассматриваются тенденции развития высшей школы в Российской Федерации, законодательное изменение статуса подготовки научно-педагогических кадров, инновационные изменения, связанные с переходом на новое поколение федеральных образовательных стандартов, многоуровневое непрерывное профессиональное образование.
Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование; образование взрослых; подготовка научно-педагогических кадров; аспирантура; образовательная программа; ФГОС ВО 44.06.01 «Образование и педагогические науки»; continuous professional education; education of adults; scientific and pedagogic staff training; postgraduate study; education programme
Загрузить | PDF, 2225 Kb
В.М. Бехтерев: видение непрерывного образования глазами учёного конца XIX - начала XX века
В.М. Бехтерев рассматривал непрерывное образование как последовательное чередование ступеней специально организованного обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, школах, университетах. Являясь не только теоретиком, но и практиком в этой области, ученый создавал научные и образовательные учреждения, где реализовывались его прогрессивные для того времени идеи.
Ключевые слова: В.М. Бехтерев; история отечественной педагогики; непрерывное образование; дошкольное образование; школьное образование; высшее образование; V.M. Bekhterev; history of domestic pedagogy; continuous education; preschool education; school education; higher education
Загрузить | PDF, 2209 Kb
Построение целостных концепций в средней школе как открытой системе в условиях глобализации
Для построения целостных концепций, стратегий и программ в средней школе представлена авторская модель на основе трех теорий: 1) Томпсона (1967) - об организациях как открытых системах, взаимодействующих с окружением и изменяющихся под внешним давлением; 2) Эрштейна (2001) - партнерство школы, семьи и местного сообщества для создания системы поддержки обучения школьников; 3) Ечковича (2003) - тройное взаимодействие и предпринимательские университеты. Данные теории предлагается рассматривать в их логической взаимосвязи в условиях глобализации рынка.
Ключевые слова: organizational theory; open systems; school-family-community; partnership; collaboration; Triple Helix; entrepreneurial university; globalization; организационная теория; открытые системы; школьное семейное сообщество; партнерство; сотрудничество; Тройная Спираль; предпринимательский университет; глобализация
Загрузить | PDF, 2669 Kb
Компетентностный и знаниевый подходы в профессиональном образовании: проблемные вопросы понимания и реалии применения
Раскрывается ряд проблемных вопросов в понимании схожести и различий сущностных и практико-применительных основ знаниевой и компетентностной моделей образования. Рассматривается понимание компетентности, прежде всего, как интегративного личностного качества. На основе сопоставления смысловых и структурно-содержательных параметров показаны противоречия в трактовках традиционно выделяемых компонентов компетенции (знать, уметь, владеть).
Ключевые слова: компетенции; компетентность; компетентностный подход; компетентностная модель образования; знания; умения; навыки; опыт; способность; готовность; знаниевая модель образования; competence; competence approach; competence model of education; knowledge; abilities; skills; experience; readiness; knowledge model of education
Загрузить | PDF, 2222 Kb
Теория воспитания в поисках методологических ориентиров
Анализируется процесс методологических преобразований в современной отечественной теории воспитания. Обращено внимание на их зависимость от западных философских и психологических доктрин. Обозначены тенденции вытеснения воспитания из научного дискурса постнеклассической педагогики.
Ключевые слова: классическая парадигма; неклассическая парадигма; постнеклассическая парадигма; воспитание; социализация; индивидуализация; classical paradigm; non-classical paradigm; post-non-classical paradigm; education; socialization; individualization
Загрузить | PDF, 2201 Kb
Маршруты непрерывного образования по социальной работе
Описан маршрут непрерывного образования по социальной работе. Через сравнительный анализ содержания профессионального стандарта «Специалист по социальной работе» и ФГОС ВО по направлению «Социальная работа», анализ результатов исследования актуальных потребностей специалистов Волгоградского региона определены актуальное содержание дополнительного образования по социальной работе и его организационные формы.
Ключевые слова: непрерывное образование; образовательный маршрут; образовательный стандарт; профессиональный стандарт; социальная работа; continuous education; educational route; educational standard; professional standard; social work
Загрузить | PDF, 2374 Kb
Ценностные ориентиры профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства
Выделены ценностные ориентиры профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства. Рассматриваются гуманитарно-антропологическая интерпретация предметного содержания учебной дисциплины «Изобразительное искусство», а также эстетическое мировосприятие школьников, его структурно-содержательные характеристики и уровневая модель.
Ключевые слова: эстетическое мировосприятие; гуманитарно-антропологическая интерпретация произведений искусства; aesthetic world-view; classical and anthropologic interpretation of works of art
Загрузить | PDF, 2209 Kb
Проектирование программы развития ценностных ориентаций будущих психологов в образовательном пространстве педагогического вуза
Обоснована актуальность исследования проблемы ценностных ориентаций будущих психологов, выделены их особенности. Представлены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций будущих психологов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», раскрыто содержание программы развития ценностных ориентаций будущих психологов в образовательном пространстве педагогического вуза.
Ключевые слова: ценности; ценностные ориентации; программа развития ценностных ориентаций; будущий психолог; value; value guidelines; programme of development of value guidelines; future psychologist.
Загрузить | PDF, 2201 Kb
ФАМИЛИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ШКОЛЫ КАК АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ К БУДУЩЕЙ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Формирование фамилистических ценностей выпускников школ представлено одним из факторов создания и сохранения человеческого капитала. Проведенные в ряде школ г. Волгограда исследования выявили недостаточный уровень подготовленности подростков к будущей семейной жизни, что позволило сделать вывод о необходимости развития ориентации выпускников школ на семейные ценности, принятие культурных ценностей фамилизма.
Ключевые слова: фамилистический; ценность; человеческий капитал; институт семьи; когнитивный; социализационный; familistic; value; human fund; family institute; cognitive; socialization
Загрузить | PDF, 2207 Kb
Формирование речевой культуры будущего специалиста сферы образования в медиапространстве вуза
Рассматривается процесс формирования речевой культуры будущих специалистов сферы образования посредством использования ресурсов медиапространства вуза и с соблюдением педагогических принципов, при которых этот процесс наиболее эффективен.
Ключевые слова: речевая культура; федеральный государственный образовательный стандарт; личностный подход; медиапространство; speech culture; Federal state educational standard; personality approach; media space
Загрузить | PDF, 2221 Kb
Метод проектов в последипломном обучении педагогов воспитательной работе
Раскрывается последовательность освоения педагогом гуманитарной стратегии воспитания в системе его последипломного образования. Для этого предлагается вначале актуализировать гуманитарную направленность педагогической деятельности, затем закрепить ее в педагогическом проектировании профессиональной деятельности.
Ключевые слова: гуманитаризация образования; воспитания; саморазвитие учителя; проектный подход; профессиональный стандарт; федеральный государственный образовательный стандарт общего образования; humanitarization of education; self-development of a teacher; project approach; professional standard; Federal state educational standard of general education
Загрузить | PDF, 2225 Kb
Развитие социального мышления студентов педагогического вуза средствами компетентностно-ориентированных заданий
Выявлены особенности проблемности социального мышления студентов педагогического вуза. Представлены примеры компетентностно-ориентированных заданий по его развитию у студентов, обучающихся по психолого-педагогическому направлению подготовки.
Ключевые слова: социальное мышление; категория проблемности; компетентностно-ориентированные задания; social thinking; problematic category; competence-oriented tasks
Загрузить | PDF, 2201 Kb
Диагностика качества методической подготовки будущего учителя по результатам педагогической практики
Обоснована необходимость изменения оценки качества методической подготовки будущих учителей с учетом мнений учителей и самих студентов. Представлен один из вариантов диагностики методической подготовки по результатам педагогической практики, отражающий динамику изменений методической организации урока в результате вовлечения студентов в исследовательскую работу в процессе изучения методических курсов в вузе. Дана характеристика «Экспертной карты качества методической подготовки», основу которой составляют действия студентов при подготовке, проведении и анализе урока, отражающие способы методической организации совместной деятельности.
Ключевые слова: методическая подготовка; качество; готовность; исследование; динамика изменений; совместная деятельность; методическая организация урока; methodological training; quality; readiness; research; dynamics of changes; common work; methodological organization of a lesson
Загрузить | PDF, 2214 Kb
Мониторинг результатов опытно-экспериментальной работы при формировании профессионально-коммуникативной компетентности у студентов аграрного вуза
Подробно рассматривается мониторинг профессионально-коммуникативной подготовки студента аграрного вуза, обеспечивающий достоверную информацию о сформированности у будущего инженера-агрария профессионально-коммуникативной компетентности и позволяющий своевременно вносить коррективы в дидактические условия ее формирования.
Ключевые слова: мониторинг; виды контроля; стартовая диагностика; экспресс-диагностика; финишная диагностика; диагностические материалы; monitoring; types of control; starting diagnostics; express diagnostics; finishing diagnostics; diagnostic materials
Загрузить | PDF, 2207 Kb
Специализированная магистерская программа подготовки менеджеров и лидеров для сферы бизнеса: преимущества для человека и организации
Исторически бизнес-школы в университетах США вносили очень важный вклад в развитие и финансовое благополучие своих университетов. Однако в последние годы в связи с усилением конкуренции на образовательном рынке и урезанием финансирования бизнес-школы столкнулись с проблемой привлечения студентов так же, как и многие другие факультеты. Наряду с программой Магистр Бизнес Администрирования (МБА), которая остается популярной, возникла необходимость предложить специализированную магистерскую программу подготовки менеджеров и лидеров для сферы бизнеса. Данная программа предоставляет широкие возможности для трудоустройства и карьеры выпускников-магистрантов, потому что компетенции, знания и навыки, формируемые в рамках данной программы, несут в себе огромный потенциал для позитивных изменений в организациях и местном сообществе. Специализированная программа может изменить традиционный подход в подготовке специалистов в школах бизнеса.
Ключевые слова: business schools,; MBA; business master’s degree programs,; master students; career; бизнес-школы; МБА,; программы подготовки менеджеров; магистранты,; карьера
Загрузить | PDF, 2216 Kb
Важность дистанционного образования при формировании учительской профессиональной компетенции в Эритрее
Рассматривается важность дистанционного образования, которое практикуется во всех развитых странах мира. После получения независимости государства Министерство образования Эритреи столкнулось с недостатком учителей, как качественным, так и количественным. В этой связи была создана Открытая дистанционная образовательная программа (ОДОП), цель которой - повышение квалификации учителей начальной и средней школы.
Ключевые слова: open distance learning; correspondence,; Education; UNISA,; University of Asmara; открытое дистанционное обучение; заочное обучение.
Загрузить | PDF, 2219 Kb
Филологические науки
Региональные этнолингвистические исследования на кафедре русского языка Волгоградского государственного социально-педагогического университета
Рассматриваются история этнолингвистических исследований в регионе, работа кафедры русского языка Волгоградского государственного педагогического института (университета) по сбору и классификации диалектного материала. Определяется вклад в становление и развитие Волгоградской этнолингвистической школы Л.М. Орлова, Р.И. Кудряшовой и других исследователей.
Ключевые слова: этнолингвистика; лингвокультурология; диалектология; донские говоры; волжские говоры; лексикография; ethnolinguistics; linguistic culturology; dialectology; Don dialects; Volzhsky dialects; lexicography
Загрузить | PDF, 2249 Kb
Коннотация в свете общей теории дискурса
Раскрывается значимость коннотации в аспекте дискурсологии. Особое внимание уделяется коннотативному значению слова с точки зрения адресанта и адресата. Информация, которой обмениваются коммуникатор и коммуникант, передается по денотативному и коннотативному каналам, при этом корректное кодирование / раскодирование информации коннотативного характера требует от участников дискурса наличия особого вида знаний.
Ключевые слова: дискурс; коннотация; коннотативный канал; коннотативный код; коммуникативный акт; адресант; адресат; discourse; connotation; connotative channel; connotative code; communicative act; addresser; addressee
Загрузить | PDF, 2194 Kb
Структурно-лингвистический анализ англоязычного электронного лексикографического гипертекста Википедия
Даны структурные, лексические, грамматические и синтаксические характеристики англоязычного электронного лексикографического гипертекста Википедия, выявляются средний объем информационных единиц, количество внутренних и внешних гипертекстовых ссылок. Теоретические основы исследования подкрепляются примерами из текстовой части исследуемых информационных единиц гипертекста Википедия.
Ключевые слова: лексикографический гипертекст; метод лингвистического зондирования; гипертекстовая ссылка; структура; информационная единица; Википедия; lexicographic hypertext; method of linguistic research; hypertext reference; structure; information unit; Wikipedia
Загрузить | PDF, 2242 Kb
Типы макроситуаций в английских предложениях, осложнённых вторично-предикативными структурами
Описаны основные типы макроситуаций в основе семантически осложнённых предложений с вторично-предикативными структурами в современном английском языке. Макроситуация как элемент объективной реальности объединяет в себе несколько событий. Анализ данных ситуаций ведется по направлению от объективной реальности к пропозиции, а от неё - к предложению.
Ключевые слова: пропозиция; семантически осложненное предложение; вторично-предикативные структуры; макроситуация; объективная действительность; событие; логико-семантический уровень; proposition; semantically complex sentence; secondary predicative structures; macrosituation; objective reality; event; logical and semantic level
Загрузить | PDF, 2218 Kb
Образная семиотика русско- и англоязычной ихтиосферы
Исследуется образное воплощение семиозиса ихтиосферы как одного из важнейших потребностных ресурсов человечества. Показаны образные знаки, метафорически означивающие человеческую жизнедеятельность в двух сопоставляемых лингвокультурах (англо- и русскоязычной), семиотика фразеологических единиц и паремий (пословиц и поговорок) англо- и русскоговорящего этноса. Определяются образные параметры актуализации водного мира в мире человека посредством вторичной номинации (семиотизации).
Ключевые слова: актуализация; знак; идиома; ихтиосфера; паремия; семиотика; семиозис; этнос; actualization; sign; idiom; ichthyosphere; paremy; semiotics; semiosis; ethnos
Загрузить | PDF, 2208 Kb
Эффективность аргументации в межличностной дискуссии (на материале англоязычной художественной литературы)
Сопоставлены современные точки зрения на аргументацию в межличностной дискуссии с позиции ее эффективности. Риторический анализ фрагментов из произведений англоязычной классической и современной художественной литературы позволяет сделать вывод о том, что наиболее наглядно эффективность / неэффективность коммуникации проявляется за пределами дискуссий. Средствами достижения поставленной цели оратора служат эмоциональные аргументы.
Ключевые слова: неориторика; эффективная аргументация; межличностная дискуссия; рациональные аргументы; эмоциональные аргументы; neorhetoric; effective argumentation; interpersonal discussion; rational arguments; emotional arguments
Загрузить | PDF, 2195 Kb
ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПЕРИФЕРИЙНЫХ ОНИМОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ЧЕШСКИХ И РУССКИХ ГЕОРТОНИМОВ)
Рассмотрены взгляды ученых на парадигматические отношения онимов. Описываются синонимия, антонимия и омонимия геортонимов в чешской и русской лингвокультурах.
Ключевые слова: парадигматические отношения; оним; геортоним; синонимия; антонимия; омонимия; paradigmatic relations; onym; geortonym; synonymy; antonymy; homonymy
Загрузить | PDF, 2201 Kb
Метафорический перенос как способ образования мелиоративов в современном немецком языке
Предложено описание мелиоративной лексики современного немецкого языка. Установлено, что одним из основных способов образования немецких мелиоративов, обозначающих человека, является метафорический перенос. Наиболее продуктивными оказались метафорические переносы, основанные на сравнении человека с животными и с мифологическими персонажами.
Ключевые слова: метафора; метафорический перенос; мелиоратив; способ образования; лексическое значение; семантическая деривация; metaphor; metaphoric transfer; meliorative; way to form; lexical meaning; semantic derivation
Загрузить | PDF, 2209 Kb
Структурно-семантические особенности паремиологических и фразеологических единиц в калмыцком и английском языках
Исследуется проблема национально-культурной специфики паремиологических и фразеологических единиц с компонентом «животное» в калмыцком и английском языках. Выявлены семантические схождения, несмотря на различное использование образов животных в паремиях и фразеологических единицах, количество которых с отрицательной оценкой больше, чем с положительной. Синтаксический анализ показал, что наиболее характерным типом для обоих языков являются паремии со структурой сложноподчиненного предложения.
Ключевые слова: этнокультурный; паремиологические единицы; фразеологические единицы; сопоставительное изучение; простое предложение; сложное предложение; сложноподчиненное предложение; ethnocultural; paremiological units; phraseological units; comparative study; simple sentence; complex sentence; compound sentence
Загрузить | PDF, 2212 Kb
Образы и мотивы молитвенной лирики А. Григорьева в аспекте христианской аксиологии
Рассматривается жанр литературной молитвы в контексте лирики А. Григорьева. Представлен сравнительно-сопоставительный анализ поэтических текстов с каноническими образцами православной гимнографии. На основе выявления мотивно-образной доминанты охарактеризованы эстетико-аксиологические ориентиры поэта.
Ключевые слова: религиозная гимнография; жанр; литературная молитва; христианский канон; religious hymnography; genre; literary prayer; Christian canon
Загрузить | PDF, 2200 Kb
Топос литературной среды в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Охарактеризована система художественных приемов изображения литературной среды в романе М.А. Булгакова, показана актуальность изучения темы литературного быта в отечественной прозе ХХ в. Проведенный анализ текста романа обнаружил сходство с текстами средневековых бестиариев, традициями фольклорного театра, а также рядом мифологем, в основе которого лежит использование приемов игрового снижения при создании образов персонажей-литераторов.
Ключевые слова: литературная среда; литературный быт; бестиарий; мифологема; антитеза; топос; literary environment; literary existence; bestiary; mythologeme; antithesis; topos
Загрузить | PDF, 2201 Kb
Иконические мотивы в современной поэзии духовной традиции (на материале лирики С. Кековой, О. Николаевой, О. Седаковой, о. Василия (Рослякова))
Выявляются иконические мотивы в современной поэзии духовной традиции, рассматриваются особенности их функционирования.
Ключевые слова: мотив; современная поэзия; духовная традиция; Кекова; Седакова; Николаева; иеромонах Василий (Росляков); иконические мотивы; motive; modern poetry; spiritual tradition; Kekova; Nikolaeva; Sedakova; Hieromonk Vasily (Roslyakov); iconic motives
Загрузить | PDF, 2207 Kb
Концептосфера новеллы «Приговор» Франца Кафки
На материале новеллы «Приговор» австрийского писателя XX в. Ф. Кафки выявлены и описаны ключевые концепты. К ним относятся жестокость, обвинение, сочувствие и заботливость . Данные концепты в новелле не обозначаются соответствующими одноименными лексемами, а выражаются иными языковыми средствами. Высокочастотная экспликация исследуемых концептов специфична в индивидуальном стиле автора. Определены символы, характеризующие персонажей новеллы, - стена, закрытое окно, одеяло, задняя комната.
Ключевые слова: концепт; концептосфера; слово; пассаж; новелла; символ; сюжет; читатель; речевое воплощение; concept; concept sphere; word; passage; novel; symbol; plot; reader; verbal implementation
Загрузить | PDF, 2238 Kb
Исторические науки и археология
Основные направления внутренней политики тулузских графов в конце XII - начале XIII в
Рубеж XII-XIII вв. - период интенсивных изменений в Лангедоке (в основном по инициативе и под контролем тулузских графов), определивших специфику общественно-политических структур региона. Именно тогда оформились фундаментальные различия между Севером и Югом, что прямым образом повлияло на процесс создания единого централизованного государства во Франции.
Ключевые слова: Лангедок; Окситания; Тулузское графство; средние века; феодализм; Languedoc; Occitania; the Toulouse Shire; the medieval period; Feudalism
Загрузить | PDF, 2209 Kb
Общественно-культурные организации в городах Дагестанской области во второй половине XIX - начале XX в. (к историографии вопроса)
Предложен историографический обзор изучения общественно-культурных организаций в городах Дагестанской области периода второй половины XIX - начала XX в. в работах отечественных исследователей.
Ключевые слова: Дагестанская область; город; общественные и культурные организации; российское общество; дагестанские исследователи; the Dagestan region; a town; social and cultural organizations; Russian society; Dagestan researchers
Загрузить | PDF, 2195 Kb
Польские оппозиционные партии в парламентских выборах 1930 г
Выявляются направления деятельности основных польских политических партий в период избирательной кампании в Сейм осенью 1930 г. как попытки их противодействия авторитарным устремлениям санации. Источниками данного исследования стали неопубликованные материалы польских архивов, прессы и информационного агентства ВИП.
Ключевые слова: история Польши; режим санации (sanacja regime); внутриполитические отношения; парламентские выборы; history of Poland; sanacjaregime; domestic political relations; parliamentary elections
Загрузить | PDF, 2215 Kb
«Большая наука» и ленинградец в 1950-е - начале 1960-х гг
Рассматриваются учреждения и организации, на базе которых проводились мероприятия, направленные на популяризацию среди населения достижений науки и техники. Описывается механизм пропаганды. Отмечается, что в зависимости от аудитории, ее культурного и профессионального уровня выбиралась методика подачи информации.
Ключевые слова: наука; научно-техническая пропаганда; экономика; досуг; парки; дома культуры; science; scientific and technical propaganda; economics; leisure; parks; Culture Houses
Загрузить | PDF, 2200 Kb
Агропропаганда среди сельских тружеников Дагестана в 50-60-е гг. XX в.
Исследуется исторический опыт пропаганды основных форм агротехнического просвещения сельских тружеников, получивших развитие в 50-60-е гг. XX в. Показано, что агропропаганда являлась существенным дополнением и своеобразным продолжением системы подготовки кадров массовых профессий и специалистов сельского хозяйства, способствовала дальнейшему повышению их квалификации и культурно-технического уровня.
Ключевые слова: Дагестан; сельское хозяйство; агротехническая пропаганда; квалификация; культурно-технический уровень; агрополитические школы; курсы; клубы; механизаторы; лектории; передовой опыт; передовики производства; Dagestan; agriculture; agrotechnical propaganda; qualification; cultural and technical level; agropolitical schools; courses; clubs; machine operators; lectures; advanced experience; production leaders
Загрузить | PDF, 2187 Kb