Архив журнала


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86

№2 (97) 2015
2015 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблема деструктивности в культурно-исторической концепции К. Юнга
Статья посвящена философскому анализу проблемы деструктивности в культурно-исторической концепции К. Юнга. Автором рассмотрены значимые культурные образы - архетипы в контексте соотношения бессознательного и сознания. Источник деструктивности определяется как дизгармония бессознательных и сознательных процессов, определенная и, в свою очередь определяющие социокультурную и антропологическую динамику.
Ключевые слова: К. Юнг; деструктивность; сознание; бессознательное; архетип; культура; C. Jung; destructiveness; conscience; the unconscious; archetype; culture
Загрузить | PDF, 1902 Kb
Антропологическое понимание педагогической ситуации в структуре образовательного процесса
В статье рассматриваются характеристики педагогической ситуации с позиций антропологического подхода. Категория ситуации соотносится с категориями среды, процесса, фактора, условия, позиции. На этой основе делается вывод о субъектности обучаемого/воспитанника, становление которой в педагогической ситуации происходит в результате рефлексии собственного опыта, себя и социального окружения.
Ключевые слова: ситуация; среда; фактор; условие; позиция; отношение; самоопределение; рефлексия; situation; environment; factor; condition; position; relation; self-actualization; reflection
Загрузить | PDF, 1880 Kb
Антропологический подход: современная педагогическая теория и опыт применения (в контексте исследований А.Е. Фирсовой, Н.М. Борытко)
Определяется роль и место антропологического подхода в инновационной образовательной практике в историческом контексте, и в современной реальности; пути разрешения противоречий; методологическая и методическая системы продуктивности его применения; подчеркивается универсальность совокупности принципов (интегративность, рефлексивность, целостность) и (непрерывность образования, гуманитарность, социокультурное соответствие), отражающих требование строить образование сообразно законам окружающей ребенка природной и социальной среды и его природы; органическое единство истории и современности, ретроспективы и перспективы исследования.
Ключевые слова: антропологический подход; интеграция антропологического; системного и ценностного подходов; педагогическая теория; инновационная образовательная практика; anthropologic approach; integration of the anthropologic; system and value approaches; pedagogic theory; innovative educational experience
Загрузить | PDF, 1895 Kb
Исследование идеологических основ российского образования: история и современность
В статье предложены основные линии в исследовании идеологических основ российского образования: дефинитивный анализ категорий "идеологизация образования" и "идеология образования"; изучение состояния отечественного образования как объекта влияния идеологии; определение предпосылок, выделение, характеристика и описание процесса реализации идеологических концепций образования в дореволюционный период.
Ключевые слова: идеология; идеологизация образования; идеологические основы образования; ideology; ideologization of education; ideological foundations of education
Загрузить | PDF, 1881 Kb
Феномен русской народной культуры в контексте социокультурной модернизации образования
В статье рассмотрена русская народная культура в контексте социокультурной модернизации образования, проанализированы основные государственные документы по образованию, выявлена педагогическая роль русской народной культуры в художественном образовании и эстетическом воспитании современного подростка. Приведено авторское понимание термина «русская народная культура» как этнопедагогического феномена, даны определения понятиям «педагогический потенциал русской народной культуры», «реализация педагогического потенциала русской народной культуры». Выявлены сущностные характеристики русской народной культуры, компоненты и функции педагогического потенциала русской народной культуры.
Ключевые слова: русская народная культура; педагогический потенциал русской народной культуры; сущностные характеристики русской народной культуры; компоненты; функции педагогического потенциала русской народной культуры; Russian folk culture; pedagogic potential of the Russian folk culture; essential characteristics of the Russian folk culture; components; functions of the pedagogic potential of the Russian folk culture
Загрузить | PDF, 1893 Kb
Мультикультурное образование: равные возможности и равные права
Статья посвящена анализу сущности понятия «мультикультурное образование». Автором рассмотрены основные идеи и принципы мультикультурного образования, роль мультикультурного образования в гармонизации современного общества.
Ключевые слова: мультикультурное образование; мультикультурная компетеность; «кросскультурная компетенция» «межкультурная компетенция»; «поликультурная компетенция» «этнокультурная компетенция»; multicultural education; multicultural competence; cross-cultural competence; intercultural competence; polycultural competence; ethnocultural competence
Загрузить | PDF, 1879 Kb
Образование матерей как средство развития компетентности в воспитании детей
В статье представлены результаты опытно-экспериментального исследования развития компетентности матерей, воспитывающих детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами образования.
Ключевые слова: компетентность матерей в воспитании; личностные качества матерей; алгоритм педагогической деятельности; mothers’ competence in education; mothers’ personal qualities; algorithm of pedagogic work
Загрузить | PDF, 1950 Kb
ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ
Статья раскрывает методологию деятельностно-ориентированного обучения иностранным языкам в соответствии с новыми российскими образовательными стандартами. Активные формы и методы обучения в сочетании с информационными технологиями и коммуникативно-ориентированными целями переводят обучающегося в режим саморазвития. В данном подходе на современном этапе доминантно интерактивное занятие. Активное обучение, обучение посредством решения проблем самими обучаемыми, подчиняется принципам конструктивистской дидактики. Для дидактики активного обучения характерным является то, что неразумно навязывать учащимся определенные представления о реальности, как это практикуют инструкционные методы обучения.
Ключевые слова: деятельностно-ориентированное обучение; активные методы и приемы; технологии; интерактивное занятие; самодеятельность и самообразование; обучение через действие; конструктивизм; конструктивистская дидактика; эффективная организация занятия; дидактический сценарий; межкультурная коммуникация; the activity focused teaching; active methods and receptions; technologies; interactive lesson; self-action and self-education; training through action; constructivism; constructivist didactics; effective organization of teaching; didactic scenario; intercultural communication
Загрузить | PDF, 1865 Kb
Исследование соотношения характера устойчивости жизненного мира студентов с типом жизненного сценария: на примере студентов малого города и мегаполиса
Представлены результаты эмпирического исследования соотношения устойчивости жизненного мира студентов малого города и мегаполиса. В представленном исследовании у студентов малого города и мегаполиса отмечены различия в показателях устойчивости жизненного мира: конструктивный, неконструктивный, стагнационный характер устойчивости и соответствующий тип жизненного сценария.
Ключевые слова: Устойчивость жизненного мира; тип жизненного сценария; малый город; мегаполис; steadiness of life world; type of life world; town; megalopolis
Загрузить | PDF, 1900 Kb
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Рассматривается анализ возможностей образовательных технологий в процессе формирования толерантности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин.
Ключевые слова: толерантность; высшая школа; геоинформационные технологии; воспитание; tolerance; higher school; geoinformation technologies; education
Загрузить | PDF, 1876 Kb
Функции системы методической подготовки студентов-биологов в условиях гуманитаризации и технологизации высшего педагогического образования
Функции системы методической подготовки студентов-биологов в условиях гуманитаризации и технологизации высшего педагогического образованияТрадиционные и специальные функции системы методической подготовки студентов-биологов в условиях гуманитаризации и технологизации педагогического образования обеспечивают как решение профессиональных задач и проблем в практике образования, так и формирование опыта становления гуманитарной культуры в профессиональной деятельности будущего учителя биологии, в межличностном общении и жизнедеятельности в целом
Ключевые слова: Гуманитаризация и технологизация педагогического образования; гуманитарно-технологический подход; традиционные и специальные системы методической подготовки студентов-биологов; humanitarization and technologization of higher pedagogic education; approach based on humanities and technologies; traditional and special systems of biology students methodological training
Загрузить | PDF, 1893 Kb
Использование образовательных ресурсов вуза в формировании лидерских качеств студентов
Статья посвящена проблеме использования образовательных ресурсов вуза в формировании лидерских качеств студентов. Автором раскрыта специфика образовательных ресурсов вуза, внеучебной воспитательной деятельности, работы органов студенческого самоуправления, позволяющие студентам раскрыть свой творческий и лидерский потенциал. Представлен инновационный опыт Астраханского государственного университета в сфере воспитания и социализации студентов.
Ключевые слова: лидерство; лидерские качества студентов; общественная деятельность; студенческое самоуправление; педагогические условия; образовательная среда вуза; leadership; students’ leadership qualities; public work; students’ union; pedagogic conditions; educational environment of a higher school
Загрузить | PDF, 1878 Kb
КОРПОРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ IT-СПЕЦИАЛИСТА)
Значимость проблемы корпоративного образования в условиях последипломной подготовки специалиста позволяет сформулировать перед педагогикой вопросы, в ответе на которые автор статьи опирается на наработки компаний, создающих IT-продукт. Типичной для таких компаний задачей определяется необходимость не только адаптировать, но и доучивать выпускников вуза. Предлагая свое видение решения этой задачи, автор определяет субъектов образовательного процесса, формулирует цель, задачи, содержание и средства последипломной подготовки специалиста в соответствии с иерархией ролей в IT-компании.
Ключевые слова: корпоративное образование; последипломная подготовка; IT-компания; IT-специалист; инвариантная компетентность; вариативная компетентность; corporate education; postgraduate education; IT company; IT specialist; invariant competence; variable competence
Загрузить | PDF, 1880 Kb
СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТНОГО КОМПОНЕНТА МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Данная статья посвящена проблеме формирования личностного компонента медиакомпетентности студентов педагогических специальностей. Автором статьи выделено несколько этапов, в каждом из которых определены наиболее эффективные формы и методы организации работы студентов
Ключевые слова: медиакомпетентность; личностный компонент; mediacompetence; personal component
Загрузить | PDF, 1906 Kb
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К КРЕАТИВНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ
Рассматривается проблема формирования готовности будущих учителей к креативно-инновационной деятельности. Рассматриваются компоненты креативно-инновационной компетентности учителя, приводятся результаты констатирующего эксперимента, связанного с изучением уровней сформированности готовности к креативно-инновационной деятельности. Определяются критерии сформированности уровней готовности к креативно-инновационной деятельности.
Ключевые слова: компетентностный подход; креативно-инновационная компетентность; креативная компетенция; креативные качества; компонент; критерий; готовность; competence approach; creative and innovative competence; creative competence; creative qualities; component; criterion; readiness
Загрузить | PDF, 1880 Kb
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Многонациональное и многокультурное образовательное пространство актуализирует сегодня, как никогда раньше, необходимость разработки средств активизации межкультурного взаимодействия детей. Межкультурное взаимодействие школьников предполагает общение детей между собой, их активную познавательную деятельность, в результате чего наблюдается взаимообогащение духовной, эмоционально-ценностной, информационной сфер личности детей. Важным является подготовка учителя, который умеет работать в поликультурном и многоязычном пространстве, владеет современными технологиями организации учебно-воспитательного процесса, в частности, и таком принципиально важном аспекте, как межкультурное взаимодействие школьников. Приоритетной становится необходимость разработки и внедрения педагогических инноваций в подготовке студентов к организации межкультурного взаимодействия школьников.
Ключевые слова: Межкультурное взаимодействие; педагогические условия подготовки будущих учителей; методический инструментарий; педагогические инновации; intercultural cooperation; pedagogic conditions of future teachers training; methodological tools; pedagogic innovations
Загрузить | PDF, 1895 Kb
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Речевой портрет персонажа: синтаксическИЙ АСПЕКТ
Рассматриваются сущность понятия «речевой портрет персонажа» и анализ роли экспрессивных синтаксических конструкций разговорного характера в создании таких портретов.
Ключевые слова: речь персонажа; речевой портрет персонажа; экспрессивный синтаксис; конструкции разговорного синтаксиса; релятивы-коммуникативы; парцеллированные конструкции; personage’s speech; speech portrait of a personage; expressive syntax; constructions of speech syntax; relative communicative; parceling constructions
Загрузить | PDF, 1921 Kb
Когнитивные метафоры растительного мира в языковом сознании транскультурной личности
Анализируются когнитивные метафоры растительного мира в творчестве современного казахстанского писателя А.Жаксылыкова, в сознании которого возникают оригинальные транскультурные образования, органично сочетающие в себе образы казахской и русской лингвокультур.
Ключевые слова: транскультурная личность; словесный образ; языковое сознание; фитоморф; transcultural personality; verbal image; linguistic mind; phytomorph
Загрузить | PDF, 1898 Kb
ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА И ИДЕОЛОГИЯ СТАНДАРТНОГО ЯЗЫКА В США
Исследуется идеология стандартного языка, на которой базируется коммуникативное поведение жителей многонационального государства и которая определяет языковую политику США на современном этапе.
Ключевые слова: языковая политика; языковая идеология; идеология стандартного языка; языковая субординация; ассимиляция; потребность идентичности; language policy; language ideology; ideology of the standard language; language subordination; assimilation; identity need
Загрузить | PDF, 1889 Kb
ЯЗЫКОВАЯ ИГРА В ИНТЕРНЕТ-КОМУНИКАЦИИ
Рассматривается языковая игра как один из аспектов лингвокреативной деятельности языковой личности в коммуникативном пространстве Интернета, описываются ее особенности на различных уровнях языка: фонетическом, лексическом, лексико-семантическом, морфологическом и синтаксическом.
Ключевые слова: Интернет; интернет-комуникация; языковая игра; языковая личность; коммуникативное пространство; лингвокреативная деятельность; речетворчество; the Internet; Internet communication; language play; language personality; communicative space; linguocreative work; speech production
Загрузить | PDF, 1897 Kb
Первичные и вторичные средства ритмизации как основа индивидуального авторского стиля
Описываются первичные и вторичные средства ритмизации прозаических публицистических текстов. Выявляются особенности организации ритмических моделей на уровне сверхфразовых единств в разных статьях одного автора. Сделан вывод о том, что в совокупности первичные и вторичные средства ритмизации являются характеристикой индивидуального авторского стиля.
Ключевые слова: ритм; синтагма; ритмическая модель; сверхфразовое единство; текст; rhythm; syntagma; rhythmic model; over-phrasal unity; text
Загрузить | PDF, 1876 Kb
Островные цокающие говоры Волгоградской области: современное состояние
Проанализировано современное состояние цокающих говоров Волгоградской области. Представлены фонетические, грамматические и лексические особенности говоров с. Краишева Еланского района и с. Перещепного Котовского района; выделены традиционные южнорусские черты и признаки, которые обнаруживаются в исходных говорах Рязанской Мещеры.
Ключевые слова: Островные говоры; территориальная изоляция; цоканье; южнорусские говоры; мещерские говоры; insular dialects; territorial isolation; clattering; South Russian dialects; Meshchera dialects
Загрузить | PDF, 1884 Kb
Лингвостатистическое описание омонимичного естественнонаучного термина
There is carried out the statistic analysis of the natural scientific homonymic terms of physics, chemistry and biology to prove the objective reliability of the results of the linguistic descriptive analysis of interscientific homonymity of the term. The author’s aim is to determine the level of the notional commonness of the three terminologies.
Ключевые слова: межнаучная омонимичность; естественнонаучный термин; понятийная общность; лингво-статистический анализ; interscientific homonymity; natural scientific term; notional commonness; linguistic and statistic analysis
Загрузить | PDF, 1930 Kb
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖАНРА «СВЕТСКАЯ СПЛЕТНЯ» В ЖЕНСКИХ ЭЛЕКТРОННЫХ ЖУРНАЛАХ
Рассматриваются стилистические особенности медийного жанра «светская сплетня» в женских электронных журналах на английском языке. Содержанием этого жанра являются комментарии гламурной жизни знаменитостей, его основная тональность - эмоционально маркированное непринужденное шутливо-ироничное общение, для которого характерны смешение разговорной и книжной лексики и использование средств экспрессивного синтаксиса.
Ключевые слова: жанр; светская сплетня; гламур; стилистические характеристики; электронный журнал; genre; society gossip; glamour; stylistic characteristics; electronic magazine
Загрузить | PDF, 1890 Kb
Дискурсивная тактика угрозы: косвенные формы объективации: предупреждения
Описывается тактика угрозы как структурная составляющая виндиктивного дискурса. Получают освещение косвенные формы объективации названной тактики, позволяющие субъекту речи реализовывать стратегию устрашения при формальном соблюдении этических (а в отдельных случаях и юридических) норм общения.
Ключевые слова: виндиктивный дискурс; стратегия устрашения; тактика угрозы; косвенная форма объективации; предупреждение; vindictive discourse; strategy of intimidation; tactic of threat; indirect form of presentation; warning
Загрузить | PDF, 1903 Kb
Диалогичность как один из механизмов текстообразования в процессе дискурсивной деятельности ученого
Диалогичность рассматривается не только как категория текста, стилеобразующий фактор, но и как текстовой механизм, который в направленности на адресата, его пресуппозиции, интуицию, понимание позволяет проследить процесс актуализации замысла и этапов представления нового знания адресантом.
Ключевые слова: диалогичность научного текста; механизм текстообразования; языковые; речевые; дискурсивные средства выражения диалогичности; dialogical character of a scientific text; mechanism of text formation; linguistic; verbal; discursive means of dialogical character expression
Загрузить | PDF, 1906 Kb
КОНЦЕПТ «ЛЖЕЮРОДСТВО» В СВЕТЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Рассматривается и детализируется концепт «лжеюродство», выделяются конститутивные признаки его понятийной составляющей. При анализе текстового материала устанавливается взаимосвязь понятий «имидж», «роль», «образ» применимо к поведению лжеюродивого. Выявляются ценностные ориентиры лжеюродивых и их типичные коммуникативные стратегии формирование положительного имиджа и манипулирование окружающими
Ключевые слова: концепт; лжеюродство; ценности; имидж; роль; образ; concept; false foolishness for Christ; values; role; image
Загрузить | PDF, 1911 Kb
ПроблемЫ определения дефиниционных характеристик лингвокультурного типажа «бедняга»
Описана понятийная составляющая лингвокультурного типажа «бедняга». Поднимаются вопросы типологии концептов данного вида. Предложена классификация лингвокультурных типажей по названию.
Ключевые слова: лингвокультурный типаж; типажи, мотивированные названием; типажи с интерпретативной активностью; linguocultural type; types motivated by the name; types with interpretive activity
Загрузить | PDF, 1896 Kb
ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ В ПРОЗЕ Ю. КОВАЛЯ (на материале повести «Самая легкая лодка в мире»)
Раскрывается функционирование основных элементов поэтики жанра былички в сюжете повести Ю. Коваля «Самая легкая лодка в мире». Структура былички, ее композиция, система образов, поэтические приемы заимствуются автором и переосмысляются с определенными художественными целями и задачами.
Ключевые слова: фольклорные традиции; быличка; поэтика; фантастика; сказочная традиция; folklore traditions; bylichka; poetics; fantasy; fairy tale tradition
Загрузить | PDF, 1885 Kb
ПЬЕСА-ШУТКА А.П. ЧЕХОВА «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» НА ИРАКСКОЙ СЦЕНЕ
На примере постановок пьесы-шутки А.П. Чехова «Предложение» прослеживается устойчивый интерес к чеховской драматургии в Ираке. Иракский театр, подчеркивая социальный и психологический аспекты в произведениях русского писателя, стремится адаптировать их к собственным традициям, вырабатывает специфику их восприятия в инонациональной культурной среде. Таким образом, пьесы Чехова способствуют становлению профессионального театра в Ираке.
Ключевые слова: Чехов; драматургия; «Предложение»; иракский театр; Chekhov; dramaturgy; “A Marriage Proposal”; Iraq theatre
Загрузить | PDF, 1895 Kb
Повествование Ich Erzahlung в романе М.В. Семёновой «Валькирия»
Рассмотрены особенности повествования Ich Erzahlung в романе М.В. Семёновой «Валькирия»: анализ героиней происходящих с ней событий; суждения, выражающие ее мифологическое мышление; лирические отступления (мечты, размышления об окружающем мире, самоанализ), фольклорная стилизация, сближающая повествование со сказом
Ключевые слова: Ich Erzahlung; мифологическое мышление; метафоричность; стилизация; сказ; Ich Erzahlung; mythological thinking; metaphors; pastiche; tale
Загрузить | PDF, 1873 Kb
Особенности китайских нарративных песен в диахроническом аспекте
Исследуются китайские нарративные песни с начала ХХ в. по настоящее время, выявляются особенности их динамики по различным параметрам: тематике, жанру, сюжета, времени и пространству повествования и действия, а также в бинарных оппозициях, представленных в песнях.
Ключевые слова: нарратив; китайская нарративная песня; диахронический аспект; тематика; жанр; сюжет; бинарные оппозиции; narrative; Chinese narrative song; diachronic aspect; themes; genre; plot; binary oppositions
Загрузить | PDF, 1929 Kb
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Культовая архитектура Волгоградской области: история и современные проблемы изучения, сохранения и использования
Выявлены и рассмотрены этапы формирования и развития памятникоохранительной деятельности властных структур и общественных организаций в отношении объектов культовой архитектуры на территории современной Волгоградской области в XIX- начале XXI в., представлено историографическое осмысление этих проблем в дореволюционных и современных научных исследованиях.
Ключевые слова: охрана культурного наследия; памятники культовой архитектуры Волгоградской области; cultural heritage protection; monuments of cult architecture of the Volgograd region
Загрузить | PDF, 1931 Kb
Россия: история пространств
В истории русского народа миграции играли особую роль, оказывая значительное влияние на объективные и субъективные проявления его жизни и самовыражения. В течение своей истории русский этнос увеличивал территорию расселения, осуществляя историческую миссию «освоения труднодоступного земного пространства». В российской колонизации равноценную роль играли как государство, так и русский этнос.
Ключевые слова: история России; история русского народа; история государства; колонизация; геополитика; Russian history; history of Russian people; history of state; colonization; geopolitics
Загрузить | PDF, 1895 Kb
Проект адриатической экспедиции адмирала П.В. Чичагова в 1812 г
Описывается проект адриатической экспедиции как один из аспектов подготовки России к Отечественной войне 1812 г. и русско-французской борьбы за союзников, в том числе Австрию.
Ключевые слова: Отечественная война 1812 г; внешняя политика России; русско-австрийские отношения; Patriotic War of 1812; foreign policy of Russia; Russian-Austrian relations
Загрузить | PDF, 1885 Kb
Региональные традиции и творческая инициатива в динамике развития театрального искусства Волгоградской области
Расмотрена региональная специфика истории развития театрального искусства в контексте социально-культурной динамики конца XIX - начала XXI в.
Ключевые слова: культура; театральное искусство; традиции; художественное творчество; народный театр; инициатива; culture; dramatic art; traditions; works of art; folk theatre; initiatives
Загрузить | PDF, 1925 Kb
ПРИЧИНЫ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ КАТАСТРОФЫ В ФИЛОСОФСКОЙ И НАУЧНОЙ МЫСЛИ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX в
Изложены представления о причинах цивилизационной катастрофы, определяемой как трагическое завершение локально-цивилизационной, либо глобальной, истории в немецкой классической философии, русской религиозной и этической мысли начала XX в., психоаналитической традиции его первой половины, а также зарубежных историков и философов культуры нового и новейшего времени, обращавшихся к указанной проблематике.
Ключевые слова: цивилизационная катастрофа; история философии; история науки; историография цивилизационных катастроф; civilization disaster; history of science; historiography of civilization disasters
Загрузить | PDF, 1870 Kb
История отечественной авиации в архитектурном наследии Сталинграда
Представлены результаты исследования архитектурного наследия довоенного Сталинграда на примере создания 7-й Сталинградской военно-авиационной школы им. Сталинградского Краснознаменного пролетариата. Исследованы вопросы проектирования и строительства некоторых зданий для авиашколы в центре города и на территории авиагородка. Выявлен вклад архитекторов А. Дроздова, И. Иващенко в решение социокультурных проблем на территории авиагородка
Ключевые слова: архитекурное наследие; социокультурная среда; дом Красной Армии; Сталинградская авиашкола; architectural heritage; sociocultural environment; Red Army home; Stalingrad aviation school
Загрузить | PDF, 27595 Kb
РАЗВИТИЕ КИНОСЕТИ СТАЛИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ КАК СФЕРЫ КУЛЬТУРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В 1946 - начале 1950-х гг
Анализируется развитие киносети Сталинградской области в 1946 - нач. 1950-х гг., на базе качественных и количественных показателей. Показано отношение партийно-государственных органов власти к процессу кинофикации в области в указанный хронологический период, обозначены объемы финансирования и планы капитального строительства кинотеатров.
Ключевые слова: Сталинградская область; киносеть; культурное строительство; восстановительный период; кинофикация; Stalingrad Region; cinema system; culture building; reconstruction period; cinema system building
Загрузить | PDF, 1900 Kb