Архив журнала

2020-2024


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86

Куликова Светлана Вячеславовна
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
д-р пед. наук, проф. каф. педагогики Волгогр. гос. соц.-пед. ун-та.
E-mail svetlana_kulikova@rambler.ru

List of publications: (14)
Проблема целостности воспитательных практик, формирующих национальную идентичность российской молодежи
Актуализируется проблема научного обоснования и применения воспитательных практик, которые могли бы стать эффективным механизмом формирования национальной идентичности и гражданственности российской молодежи. Выявляются и характеризуются факторы, существенно влияющие на решение этой проблемы: обращение к историческому опыту воспитания, ориентация государственной политики на подъем национального самосознания и возвращение воспитанию ведущей роли в образовательном процессе. В качестве предмета историко-педагогического анализа выбраны средства воспитания, прошедшие проверку временем: проективные методики, театральные постановки, детское самоуправление, музейная работа, волонтерское движение.
Download | PDF, 2582 Kb
Социокультурный нигилизм в образовании
Обозначена проблема социокультурного нигилизма в образовании, проявляющегося в отказе от позитивного историко-педагогического опыта и механическом заимствовании зарубежных инноваций. Социокультурный подход рассматривается как исследовательский инструмент, позволяющий выявить наиболее эффективные образовательные модели и системы.
Download | PDF, 2122 Kb
Истоки и источники гуманистической традиции семейного воспитания в России и Китае
Проанализированы источники древней китайской и русской истории, устное народное творчество, в которых раскрываются гуманистическая сущность семейного воспитания, опора на традицию и базовые ценности. Выявлены и охарактеризованы воспитательный идеал семьи, фольклор и природа родного края в Древнем Китае и Руси, составляющие основу гуманистической традиции семейного воспитания.
Download | PDF, 1993 Kb
Исследование идеологических основ российского образования: история и современность
В статье предложены основные линии в исследовании идеологических основ российского образования: дефинитивный анализ категорий "идеологизация образования" и "идеология образования"; изучение состояния отечественного образования как объекта влияния идеологии; определение предпосылок, выделение, характеристика и описание процесса реализации идеологических концепций образования в дореволюционный период.
Download | PDF, 1881 Kb
Основные направления историко-педагогических исследований в ВГСПУ
Актуализируются исследования историко-педагогической направленности и характеризуется современный этап развития историко-педагогического знания в России. Выделены основные направления историко-педагогических исследований и охарактеризована научно-педагогическая школа историков педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
Download | PDF, 322 Kb
Теоретические основы изучения истории школьного самодеятельного театра в России
Обосновывается актуальность проблемы изучения истории становления школьных самодеятельных театров в России как воспитательного средства. Анализируется дореволюционный этап становления и развития школьной театральной педагогики в России. В качестве иллюстрации приведен исторический опыт таких педагогов как, Н.Н. Бахтин, Н.Ф. Бунаков, И.И. Бецкой, Н.А. Рачинский.
Download | PDF, 278 Kb
Взаимодействие центра и регионов в исследованиях актуальных проблем образования
Круглый стол выездного заседания бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образовани.
Download | PDF, 297 Kb
Модернизация российского и зарубежного образования в XVIII - начале XXI в.: материалы сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО
Download | PDF, 222 Kb
Аксиологический подход к изучению феномена «национальное самосознание» в отечественной истории педагогики
Аксиологический подход рассматривается как один из основных методологических инструментов, применяемых отечественными историками педагогики для изучения феномена «национальное самосознание». Семья, традиции народной педагогики, духовность, природа и фольклор выдвигаются в качестве основных ценностей, на которые необходимо опираться, если образование ориентировано на формирование у молодежи национального самосознания.
Download | PDF, 303 Kb
Воспитание национального самосознания россиян в церковно-приходской школе
Описаны особенности воспитания национального самосознания россиян в церковно-приходской школе, реализующей государственную и религиозно-педагогическую концепции национального образования в дореволюционной России; рассмотрен феномен церковно-приходской школы С.А. Рачинского в селе Татев как пример инновационного образовательного учреждения гуманистического типа.
Download | PDF, 1400 Kb
Проблемы и перспективы историко-педагогического образования в современной России
Download | PDF, 345 Kb
Гуманистическая направленность русской школы (вторая половина XIX - начало XX в.)
Дается историко-педагогический анализ процес- сов становления и развития гуманистической па- радигмы в педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. В качестве базовых основ русской школы определены гуманистиче- ские концепции К.Д. Ушинского, С.А. Рачинского, Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля, П.Ф. Лесгафта.
Download | PDF, 1524 Kb
Становление и развитие национального образования в России: историко- теоретический аспект
Изложены историко-теоретические основания изучения процесса становления и развития национального образования в России; представлена модель структуры национального образования как методологическая призма историко-педагогического исследования данного феномена. Показаны направления реализации этой модели в педагогической науке и практике.
Download | PDF, 268 Kb
Коллективный взгляд на проблемы школы и педагогики за рубежом (Рецензия на коллективную монографию: Проблемы школы и педагогики за рубежом / под ред. Н.Е. Воробьева, И.С. Бессарабовой. Волгоград : Изд-во ВГПУ «Перемена», 2011. 219 с.)
Download | PDF, 168 Kb