Архив журнала

2020-2024


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86

№10 (85) 2013
2013 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
Философия и методология образования
Общечеловеческие ценности формирования неприятия коррупционных отношений
Рассмотрены общечеловеческие ценности формирования неприятия коррупционных отношений, сформулированные и изложенные в заповедях. Необузданные страсти, пороки и желания показаны как первопричины преступного поведения личности и основа формирования системы коррупционных отношений в современном обществе.
Ключевые слова: бщечеловеческие ценности; страсти; пороки; желания; коррупционные отношения; human values; passions; vices; desires; corruption relations
Загрузить | PDF, 1405 Kb
Теоретико-методологические основы изучения метода эксперимента на примере педагогических исследований украинских ученых(1943–1991 гг.)
Представлена методология комплексного исследования диссертаций, основой которой стали идеи ученых из разных областей знаний: философии, социологии, истории, педагогики, истории педагогики. Это позволило целостно и системно раскрыть методолого-теоретические основы исследования экспериментов, представленных в научно-педагогических работах украинских ученых периода 1943–1991 гг. В контексте методологии уточнялся категориально-понятийный аппарат исследования.
Ключевые слова: методология; методы научного исследования; педагогический эксперимент; диссертация; methodology; methods of scientific research; pedagogic experiment; thesis
Загрузить | PDF, 1419 Kb
Современные подходы к формированию художественного вкуса
В художественном вкусе отражены критерии эстетической оценки всех сфер жизнедеятельности человека, он выступает инвариантной основой для создания уникальных индивидуально-личностных форм поведения, мышления и художественно-творческой деятельности человека. В статье представлена классификация разновидностей художественного вкуса, основанная на взглядах ученых относительно данного вопроса и культурно-исторических условиях его возникновения и развития.
Ключевые слова: эстетический и художественный вкус; искусство; личность; критерии; художественная образованность; художественно-творческая деятельность; aesthetic and artistic taste; arts; personality; criteria; artistic education; artistic and creative work
Загрузить | PDF, 1479 Kb
Целостный учебно-воспитательный процесс
Ценностно-смысловое взаимодействие как педагогическая категория
Раскрывается содержание понятий «ценность», «смысл», показываются объективные основания существования ценностей с точки зрения религиозной философии, описываются сущностные и процессуальные характеристики педагогической категории «ценностно-смысловое взаимодействие» применительно к изучению дисциплин с культурологическим содержанием.
Ключевые слова: ценность; смысл; ценностно-смысловое взаимодействие; диалог; доминанта на Другом; вненаходимость; value; sense; value and sense interaction; dialogue; dominant on the Other; outbeing
Загрузить | PDF, 1398 Kb
Сущностные характеристики ценностного отношения к политическим правам гражданина
Представлена структурно-функциональная модель ценностного отношения к политическим правам гражданина. Выявлены когнитивно-оценочный, мотивационно-смысловой, деятельностно-практический компоненты, определены критерии и уровни сформированности исследуемого личностного новообразования.
Ключевые слова: гражданство; гражданское общество; политические права; ценность; ценностное отношение; citizenship; civil society; political rights; value; value attitude
Загрузить | PDF, 1411 Kb
Предмет педагогики: поиск современного определения
Показана связь между пониманием научного предмета педагогики и эффективностью педагогического исследования и практики воспитания. Приведены результаты анализа определений предмета и сделан выход на проблему соотношения педагогики и социологии.
Ключевые слова: методология; модель; объект; предмет педагогики; субъект; управление; целостный процесс; methodology; model; object; subject of pedagogy; subject; management; integrated process
Загрузить | PDF, 1406 Kb
Непрерывное профессиональное образование
Педагог в профессиональном сообществе Интернета: четыре этапа – от знакомства к творческому сотрудничеству в сообществе
Рассматриваются вопросы становления и развития профессиональных интернет-сообществ педагогов, расширения их состава. Описываются особенности деятельности педагога как нового участника профессионального интернет-сообщества. Приводятся характеристики этапов «погружения» педагога в профессиональное интернет-сообщество: начального знакомства, учебно-пользовательского, эвристического и творческого сотрудничества.
Ключевые слова: Интернет; сетевое сообщество; педагог; субъект; the Internet; network community; teacher; subject
Загрузить | PDF, 1411 Kb
Психолого-педагогическая подготовка начинающих преподавателей технического университета
Выделены специфические особенности условий реализации программы «Преподаватель высшей школы» в техническом университете. Описана созданная в вузе система подготовки преподавателей, обеспеченная комплексом психолого-дидактического сопровождения.
Ключевые слова: система подготовки преподавателей высшей школы; психолого-педагогическая подготовка преподавателей; затруднения в области психологической культуры преподавателя вуза; система сопровождения обучения преподавателей; system of higher school teachers training; psychological and pedagogic teacher training; difficulties in the sphere of psychological culture of a higher school teacher; system of teacher training support
Загрузить | PDF, 1411 Kb
Оценка эффективности инновационного образовательного проекта (процесса) в условиях кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами
Представлен подход к оценке эффективности инновационного образовательного проекта (процесса) в условиях кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами. В частности, классифицируются целевые установки, предлагатюся методы и критерии данной оценки.
Ключевые слова: оценка; инновационный образовательный процесс; кластерное взаимодействие колледжей с бизнес-структурами; evaluation; innovative educational project; clustered interaction of colleges and business structures
Загрузить | PDF, 1403 Kb
Анализ и корректировка внеучебной составляющей образовательного пространства вуза как условие повышения уровня сформированности компетенций студентов–будущих педагогов
Доказывается, что наилучшему формированию компетенций студентов способствует не только аудиторная работа, но и внеаудиторная как неотъемлемые составляющие целостного образовательного пространства вуза, включающего пространственно-семантический, коммуникационно-организационный и содержательно-методический компоненты. Внеучебная составляющая образовательного пространства вуза в большей степени влияет на формирование опыта и личностных ценностей в структуре компетенции.
Ключевые слова: бразовательное пространство; педагогический вуз; компетенции; внеучебная деятельность; педагогика; educational space; pedagogic higher school; competences; extracurricular work; pedagogy
Загрузить | PDF, 1417 Kb
Теория и методика обучения и воспитания
Проблемы речевой деятельности обучающихся в процессе формирования коммуникативно-речевых умений
Описаны коммуникативно-речевые умения в анализе, реконструировании готового текста и порождении своего. Установлено, что как коммуникативно-речевые умения, так и сам процесс продуцирования текста предполагает наличие мотива, цели и речевой ситуации, что отражает суть коммуникативных умений, а результатом этого процесса является текст (микротекст).
Ключевые слова: речевая деятельность; коммуника-тивно-речевые умения и навыки; текст; микротекст; speech work; communicative and speech abilities and skills; text; microtext
Загрузить | PDF, 1401 Kb
Оценивание в процессуально-ориентированной технологии автономного обучения лингвистов на основе негоциаций
Рассматривается оценивание в процессуально-ориентированной технологии автономного обучения лингвистов на основе негоциаций. Студенты сами участвуют в принятии решений по выбору, компонентов для включения в оценку, а также о важности или весомости каждого аспекта обучения.
Ключевые слова: процессуально-ориентированная технология обучения; негоциация; автономное обучение; индивидуализированная образовательная траектория; process-oriented technology of education; negotiation; autonomous education; individual educational trajectory
Загрузить | PDF, 1399 Kb
Проблема модернизции процесса иноязычной подготовки будушего специалиста
Показан один из аспектов обучения иностранным языкам – формирование коммуникативных умений. Следуя методическим традициям, накопленным в отечественном и зарубежном опыте, автор представляет новый подход к проблеме обучения иноязычному общению, который исключает репродуктивный компонент и базируется на приоритете продуктивных речевых действий, предполагающих индивидуальные программы, творческие коммуникативные ходы студентов.
Ключевые слова: методика; иноязычное общение; продуктивные речевые умения; methodology; foreign language communication; productive speech actions
Загрузить | PDF, 1410 Kb
Роль физической и аналитической химиив в формировании профессиональной компетентности бакалавра педагогического образования в области базовой науки
Описана структура профессиональной научной компетентности бакалавров по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование (профиль «Химия»)» в области базовой науки, представленная тремя компонентами – когнитивным, операционно-деятельностным и мотивационно-ценностным, что согласуется с известной моделью деятельности по А.Н.Леонтьеву. рассмотрена роль физической и аналитической химии в ее формировании.
Ключевые слова: фундаментальность педагогического образования; профессиональная научная компетентность; синергетический эффект; специальные профессиональные компетенции; физическая химия; аналитическая химия; fundamentality of pedagogic education; professional scientific competence; synergetic effect; special professional competences
Загрузить | PDF, 1411 Kb
Воспитание и дополнительное образование
Становление социальной компетентности подростка в культурно-образовательной среде общеобразовательной организации: модель концепции
Представлена модель гуманитарно-целостной концепции становления социальной компетентности подростка в культурно-образовательной среде общеобразовательной организации. Раскрываются концептуальные и технологические основы опосредованного управления процессом становления социальной компетентности подростка, которое опирается на многообразный опыт использования возможностей среды в осуществлении воспитательных целей.
Ключевые слова: социальная компетентность подростка; гуманитарное развитие подростка; культурно-образовательная среда общеобразовательной организации; teenager’s social competence; teenager’s humanitarian development; cultural and educational environment of a general educational institution
Загрузить | PDF, 1415 Kb
Факторы и условия формирования субкультурной грамотности современного подростка
Дано научное определение субкультурной грамотности современного подростка, выделены уровни ее сформированности. На основе монографических характеристик для каждого уровня определены факторы и условия становления исследуемого качества, выявлены инвариантные факторы и условия формирования субкультурной грамотности современного подростка.
Ключевые слова: субкультура; подростки; субкультурная грамотность; условие; фактор; subculture; teenagers; subcultural competence; condition; factor
Загрузить | PDF, 1410 Kb
Инновации в общем и профессиональном образовании
Субъект и предмет мониторинга коммуникации в информационной среде вуза
Представлены возможности информационной среды вуза как целостного механизма профессиональной социализации. Раскрываются понятия «субъект мониторинга» и «предмет мониторинга», описывается взаимодействие различных субъектов образовательной деятельности в информационной среде вуза, а также возможности мониторинга для повышения эффективности образовательной деятельности.
Ключевые слова: мониторинг; информационная среда вуза; информация; monitoring; informational environment of a higher school; information
Загрузить | PDF, 1400 Kb
Сетевой медиапроект как средство формирования готовности к профессиональному саморазвитию будущего педагога
Описывается структура медиапроекта как средства формирования готовности к профессиональному саморазвитию, сравниваются компонентный состав готовности к профессиональному саморазвитию и этапы организации медиа-проектов, приводится пример сетевого медиа-проекта.
Ключевые слова: медиапроект; проектная деятельность; готовность к деятельности; готовность к саморазвитию; структура медиапроекта; этапы медиапроекта; media project; project work; readiness for work; readiness for self-development; structure of a media project; stages of a media project
Загрузить | PDF, 1419 Kb
Проектирование оценочных процедур мониторинга результатов освоения основных образовательных программ в педагогическом вузе
Показана логика проектирования оценочных процедур мониторинга результатов освоения основных образовательных программ в педагогическом вузе, определены основные действия преподавателя на каждом из этапов, показана возможность декомпозиции результатов обучения и подбора оценочной процедуры для их комплексной оценки на примере подготовки магистров по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование».
Ключевые слова: мониторинг; компетенции; результаты образования; оценочная процедура; monitoring; competences; results of education; assessment procedure
Загрузить | PDF, 1418 Kb
Кластерный подход как основа построения нового типа взаимодействия дошкольного учреждения с социальными партнерами
Обосновывается актуальность построения модели образовательного кластера, способствующего объединению его участников для повышения качества дошкольных образовательных услуг и совершенствования организационно-экономических механизмов управления дошкольным образовательным учреждением. Выделены уровни и формы социального партнерства в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования; определены механизмы мотивации вовлечения участников рынка в систему социального партнерства.
Ключевые слова: кластерный подход; социальные партнеры; дошкольная образовательная организация; функции образовательного кластера; cluster approach; social partners; preschool educational organization; functions of educational cluster
Загрузить | PDF, 1410 Kb
Возрастные особенности развития образа сверстника у младших школьников
Анализируется проблема развития образа сверстника в онтогенезе. Рассматриваются уровневые характеристики образа сверстника у младших школьников. Представлены результаты исследования возрастных особенностей образа сверстника у младших школьников.
Ключевые слова: образ сверстника; самопознание; субъектные и объектные суждения; уровень развития образа сверстника; младшие школь-ники; a coeval’s image; self-actualization; subject and object judgements; level of development of a coeval’s image; primary school pupils
Загрузить | PDF, 1419 Kb
Концептуальные основы резонансно-синергетической модели (РСМ) экологической социализации личности в условиях поликультурного образовательного пространства
Описываются теоретические и методологические, концептуальные основы резонансно-синергетической модели (РСМ) экологической социализации личности в условиях поликультурного образовательного пространства как самоорганизующейся системы. Раскрываются функциональные и операциональные компоненты, приводящие к эффекту самоорганизации при резонансном их взаимодействии.
Ключевые слова: экологическая социализация личности; резонансно-синергетическая модель (РСМ); поликультурное образовательное пространство; ecological socialization of a personality; resonant and synergetic model (RSM); polycultural educational space
Загрузить | PDF, 1411 Kb
Мониторинг требований работодателей как средство управления качеством образовательного процесса в вузе
Раскрываются функции работодателя как заинтересованной стороны в управлении качеством образовательного процесса в вузе, показаны сущностные характеристики мониторинга требований работодателей, принципы его реализации, а также предложен алгоритм принятия управленческих решений в вузе на основе мониторинговой информации.
Ключевые слова: мониторинг требований работодателей; качество образования; управление качеством; управленческое решение; monitoring of employers’ requirements; quality of education; quality management; management decision
Загрузить | PDF, 1408 Kb
Диагностика готовности школьных учителей к деятельности по созданию и внедрению образовательных новшеств
Рассматриваются основные вопросы, связанные с проблемой готовности школьных учителей к инновационной деятельности в целом и к разработке образовательных новшеств в частности. Приводятся результаты анализа анкетирования, выявляющие отношение учителей к инновационной деятельности, а также основные трудности, связанные с разработкой ими образовательных новшеств.
Ключевые слова: инновационная деятельность школьных учителей; образовательные новшества; innovative work of school teachers; educational innovations
Загрузить | PDF, 1458 Kb
Модель формирования учебно-исследовательской компетентности учащихся основной школы посредством комплекса задач с модулем
Описана структурно-функциональная модель формирования учебно-исследовательской компетентности учащихся основной школы посредством комплекса задач с модулем. Дана характеристика ее основных структурных компонентов.
Ключевые слова: учебно-исследовательская компетентность; модель формирования; задачи с модулем; learning and research competence; development model; tasks with a module
Загрузить | PDF, 1534 Kb
Особенности адаптации иностранных Курсантов к образовательной среде военного вуза
Раскрываются особенности адаптации иностранных курсантов к образовательной среде военного вуза. Особое внимание уделяется характеристике особенностей образовательной среды военного вуза как средового фактора адаптации, а также направлений организации психолого-педагогического сопровождения адаптации будущих военных иностранных армий.
Ключевые слова: адаптация; иностранный курсант; образовательная среда военного вуза; особенности адаптации иностранных курсантов; психолого-педагогическое сопровождение; adaptation; foreign cadet; educational environment of a military higher school; peculiarities of adaptation of foreign cadets; psychological and pedagogic support
Загрузить | PDF, 1392 Kb
Педагогические условия формирования социальных компетенций у обучающихся, получающих начальное профессиональное образование
Рассмотрены педагогические условия, способствующие формированию социальных компетенций у учащихся НПО: субъект-субъектная основа диалогического взаимодействия, ориентация на актуальный уровень развития социальных компетенций, интерактивная деятельность, молодежные социальные инициативы, проектная деятельность, мониторинг сформированности социальных компетенций. Проанализированы результаты формирующего эксперимента в контрольных и экспериментальных группах. Выявлена положительная динамика, свидетельствующая о целесообразности выбранных условий.
Ключевые слова: социальные компетенции; педагогические условия; начальное профессиональное образование; компоненты компетенций; social competences; pedagogic conditions; primary professional education; components of competences
Загрузить | PDF, 1399 Kb
Реализация потенциала системы среднего профессионального образования в формировании профессиональной грамотности специалиста экономической сферы
С позиции целостного подхода описывается педагогический потенциал системы среднего профессионального образования в контексте формирования профессиональной грамотности специалиста экономической сферы: дается определение потенциала системы среднего профессионального образования, выделяются его составляющие, описывается их внутренняя структура.
Ключевые слова: педагогический потенциал; потенциал системы среднего профессионального образования; профессиограммы специалиста экономической сферы; профессиональная грамотность специалиста экономической сферы; pedagogic potential; potential of the system of secondary professional education; profession description of a specialist in the sphere of economics; professional competence of a specialist in the sphere of economics
Загрузить | PDF, 1409 Kb
Система образования как важнейшая основа модернизации общества
Сделана попытка рассмотреть позитивные и негативные аспекты реформы в системе высшего образования России, дан ее анализ с точки зрения современных тенденций развития общества.
Ключевые слова: education; modernization; reform; innovative type of development; fundamental knowledge
Загрузить | PDF, 1393 Kb
Научный потенциал психолого-педагогических исследований как основа формирования инновационной среды национального исследовательского университета
Развитие инновационных процессов в высшей школе предполагает комплекс психолого-педагогических исследований, направленных на изучение человеческих возможностей личности и ее готовности к инновационным преобразованиям. Сформированный на основе достигнутых результатов научный потенциал создает методологическую базу для формирования инновационной образовательной среды.
Ключевые слова: инновационный процесс; инновационный потенциал; научный потенциал; психолого-педагогические исследования; инновационная образовательная среда национального исследовательского университета (НИУ); innovative process; innovative potential; scientific potential; psychological and pedagogic research; innovative educational environment of the National Research University (NRU)
Загрузить | PDF, 1401 Kb
Историко- и сравнительно-педагогические проблемы образования
Концептуальные основы обучения изобразительному искусству студентов педагогических вузов Китая
Характеризуется структура концепции обучения изобразительному искусству, включающая философско-методологический, теоретико-педагогический и инструментально-технологический уровни. Представлены современные тенденции и направления в обучении изобразительному искусству в педагогических вузах Китая.
Ключевые слова: педагогическая концепция; концептуальные основы обучения; диалог культур; pedagogic conception; conceptual foundations of teaching; dialogue of cultures
Загрузить | PDF, 1392 Kb
Категория «добродетельная жизнь» в педагогике В.В. Зеньковского
В теоретико-методологическом и историко-педагогическом ключе рассматриваются трактовки категории «добродетельная жизнь» в педагогике В.В. Зеньковского.
Ключевые слова: категория «добродетельная жизнь»; этико-педагогические представления о добродетельной жизни; category “virtuous life”; ethic and pedagogic notions of virtuous life
Загрузить | PDF, 1400 Kb
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Психологическая характеристика участников судебных споров, связанных с воспитанием детей
Обобщаются результаты изучения личностных особенностей участников судебных споров, связанных с воспитанием детей. Обосновывается необходимость введения обязательной процедуры психологического сопровождения судебных споров о детях.
Ключевые слова: судебные споры; родители; воспитание детей; психологическая характеристика; judicial contests; parents; children upbringing; psychological characteristics
Загрузить | PDF, 1393 Kb
Исследование факторов, влияющих на степень освоения преподавателями вуза профессиональной автономии
Анализируются данные опроса педагогов российских вузов, демонстрирующие влияние различных типов факторов на уровень профессиональной автономности педагогов. Исследование показало, что уровень освоенной преподавателями автономии в большей степени зависит от их профессиональной автономности как интегрального комплекса внутренних факторов.
Ключевые слова: автономия; преподаватель вуза; профессиональная автономность; факторы; autonomy; higher school teacher; professional autonomy; factors
Загрузить | PDF, 1398 Kb
Конфликтологическая компетентность в системе «преподаватель – студент»
Исследуются коммуникативная и конфликтологическая компетентность студентов и преподавателей высшей школы, стратегии разрешения конфликтов, установки на работу в команде. Показано, что активное участие в семинаре по урегулированию конфликта с использованием интерактивных методов обучения повышает уровень знаний, понимания, интерес к способам разрешения конфликта.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность; конфликтологическая компетентность; установки на работу в команде; стратегии разрешения конфликтов; communicative competence; conflictological competence; aims at team work; strategies of conflict settlement
Загрузить | PDF, 1398 Kb
Некоторые аспекты развития вербальной коммуникации слабослышащих детей в процессе сюжетно-ролевой игры
Описываются возможности развития вербальной коммуникации слабослышащих детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры, реализованной в процессе опытно-экспериментальной работы с детьми с нарушениями слуха.
Ключевые слова: вербальная коммуникация; речевая деятельность; сюжетно-ролевая игра; verbal communication; speech work; role play
Загрузить | PDF, 1393 Kb
Вклад психологов в развитие инновационно-творческой деятельности в техническом вузе
На кафедре психологии Московского государственного строительного университета разработана и внедрена модель подготовки кадров к инновационно-творческой деятельности. Представлен опыт реализации этой модели.
Ключевые слова: высшая школа; университет; инновации; творчество; преподаватель; студент; higher school; university; innovations; creative work; teacher; student
Загрузить | PDF, 1400 Kb
Психологические проблемы современного образования
Стандартизация методики «Дифференциальный тест перфекционизма»
Представлены обзор основных теоретических взглядов на природу нормального и патологического типов перфекционизма, результаты конструирования и проверки психометрических показателей методики «Дифференциальный тест перфекционизма»
Ключевые слова: нормальный перфекционизм; патологический перфекционизм; дифференциальная диагностика перфекционизма; normal perfectionism; pathological perfectionism; differential diagnostics of perfectionism
Загрузить | PDF, 1401 Kb
Научная жизнь. Рецензии
От самоопределившегося профессионала – к профессионалу самоопределяющемуся
Ключевые слова:
Загрузить | PDF, 1347 Kb
Педагогические условия развития позитивного «образа Я» подростка. Рецензия на диссертацию: Мантрова М.С. Развитие образа Я современных подростков: дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 2013
Ключевые слова:
Загрузить | PDF, 1306 Kb