Архив журнала
2020-2024
Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)
Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)
Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86
№8 (121) 2017
2017 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
Педагогические науки
Интерактивные средства обучения как инструментарий современного педагога в формировании метапредметных образовательных результатов обучающихся
Освещаются вопросы проектирования современного учебного процесса с использованием интерактивных средств обучения. Интерактивные средства обучения рассматриваются как инструмент для реализации личностно ориентированного обучения и эффективного формирования у обучающихся метапредметных образовательных результатов. Проанализированы специфические проблемы, возникающие при проектировании урока с использованием интерактивных средств обучения в существующей образовательной практике. Рассматриваются технологические аспекты и методические особенности использования данных ресурсов на примере уроков физики.
Ключевые слова: интерактивность; интерактивный диалог; интерактивные средства обучения; электронные образовательные ресурсы; образовательные результаты; проектирование урока; информатизация образования; мультимедийные технологии; интерактивная доска; interactivity; interactive dialogue; interactive learning tools; e-learning resources; learning outcomes; lesson designing; informatization of education; multimedia technology; interactive whiteboard
Загрузить |
PDF,
3197 Kb
Личностно развивающий потенциал электронного обучения
С позиций ситуационно-средового подхода анализируется сущность личностно развивающего потенциала электронного обучения. Электронное обучение интерпретируется как образовательная среда, а развитие личности - как накопление субъектного опыта в ходе ситуационного взаимодействия с этой средой. Описаны четыре типа ситуаций развития личности, их личностно развивающий потенциал, педагогические риски и специфика педагогической поддержки.
Ключевые слова: электронное обучение; личностно развивающий потенциал
Загрузить |
PDF,
2945 Kb
Профессионально значимые качества как детерминанты формирования имиджа будущих социальных работников
Рассматривается проблема формирования имиджа социального работника. Профессионально значимые качества личности социального работника определяются детерминантами его становления. Коммуникативность, толерантность, эмпатия, профессиональная этика выделены как доминирующие профессиональные качества. Представлены результаты педагогического эксперимента формирования выделенных качеств, показана их взаимосвязь со становлением имиджа социального работника.
Ключевые слова: имидж социального работника; профессионально значимые качества; профессиональная этика; коммуникативность; толерантность; эмпатия; image of social worker; professionally significant qualities; professional ethics; communication skills; tolerance; empathy
Загрузить |
PDF,
2990 Kb
Организационно-педагогические условия инклюзивного начального общего образования
Предлагается авторское видение основных аспектов положения об организации начального общего образования обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью, которые помогут разработчикам четко формулировать миссию общеобразовательной организации по отношению к детям с особыми образовательными потребностями и описывать общие подходы по реализации принятой миссии с учетом специфики функционирования конкретной школы. Дана трактовка личностных и метапредметных результатов инклюзивного образования в начальной школе.
Ключевые слова: инклюзивное образование; личностные и метапредметные результаты инклюзивного образования; организационно-педагогические условия инклюзивного образования; inclusive education; personal and metadisciplinary outcomes of inclusive education; organizational and pedagogical conditions for inclusive education
Загрузить |
PDF,
2978 Kb
Внеаудиторная работа как площадка формирования социокультурной компетенции студентов педвуза
Рассмотрены принципы и функции внеаудиторной работы по иностранному языку в вузе в процессе формирования социокультурной компетенции. Описаны основные характеристики социокультурной компетенции. Разработан алгоритм организации и проведения внеаудиторного мероприятия, выявлены особенности внеаудиторной иноязычной деятельности, способствующие процессу формирования социокультурной компетенции студента педвуза.
Ключевые слова: внеаудиторная работа; иноязычная деятельность; лингвокультура; социокультурная компетенция; extracurricular activities; foreign language activities; linguistic culture; sociocultural competence
Загрузить |
PDF,
2982 Kb
Модель процесса формирования межкультурной коммуникативной компетентности студентов неязыковых специальностей
Теоретически обосновывается модель процесса формирования межкультурной коммуникативной компетентности студентов. Описываются основные этапы исследуемой модели (содержательный, ценностно-целевой и результативно-оценочный), позволяющие сформировать межкультурную коммуникативную компетентность на каждом этапе в процессе профессиональной подготовки в соответствии с новыми образовательными стандартами.
Ключевые слова: межкультурная коммуникативная компетентность; студенты; обучение иностранному языку; intercultural communicative competence; students; foreign language teaching
Загрузить |
PDF,
2965 Kb
Профессионально ориентированные задачи как средство оценки уровня сформированности лингводидактической компетенции бакалавров
Обосновывается актуальность профессионально ориентированных (лингводидактических) задач как объективного способа определения уровня сформированности лингводидактической компетенции будущего учителя иностранного языка. На примере одной из таких задач проиллюстрирована интерпретация уровней сформированности лингводидактической компетенции, определено их соответствие компонентному составу компетенции.
Ключевые слова: профессионально ориентированная задача; лингводидактическая компетенция; будущий учитель иностранного языка; уровень сформированности лингводидактической компетенции; компонентный состав лингводидактической (специальной) компетенции; professionally oriented task; linguodidactic competence; future teacher of a foreign language; level of development of linguodidactic competence; components of linguodidactic (special) competence
Загрузить |
PDF,
2965 Kb
Столярчук Людмила Ивановна, Алёшина Лариса Ивановна, Федосеева Светлана Юрьевна, Столярчук Иван Александрович
Формирование репродуктивной культуры молодежи
Представлены результаты исследований сотрудников научно-методического Центра «Здоровье» (физиологический аспект) и научно-исследовательского Центра гендерных исследований (педагогический аспект) Волгоградского государственного социально-педагогического университета об эффективности формирования репродуктивной культуры студенческой молодежи, способствующей улучшению состояния репродуктивного здоровья молодежи.
Ключевые слова: репродуктивная культура; репродуктивное здоровье; гендерный подход в воспитании; reproductive culture; reproductive health; gender approach in education
Загрузить |
PDF,
2966 Kb
Технология формирования гендерной компетентности будущего педагога
Рассматривается авторская технология формирования гендерной компетентности будущего педагога как важнейшей составляющей профессиональной компетентности. В отличие от ранее известных технологий, описывающих базовые формы деятельности обучающихся, этапы формирования компетентности, предлагаемая технология основывается на образовательных модулях (самостоятельных единицах освоения образовательной программы), позволяющих учесть особенности развития по индивидуальной траектории, обеспечивающих овладение общекультурной, общепрофессиональной и профессиональной компетенциями.
Ключевые слова: гендерная компетентность; технология; модули профессиональной подготовки; будущий педагог; gender competence; technology; modules of professional training; future teacher
Загрузить |
PDF,
2966 Kb
Особенности гендерного подхода в музыкальном образовании школьников
Рассмотрены особенности применения гендерного подхода в процессе музыкального образования в младшей, средней и старшей школе. Описаны применяемые средства и музыкальный репертуар для каждой гендерной группы.
Ключевые слова: музыкально образование; общеобразовательная школа; гендерный подход; music education; secondary school; gender approach
Загрузить |
PDF,
2966 Kb
Педагогические условия формирования гендерной культуры младших школьников на занятиях по хореографии
Обосновываются педагогические условия формирования гендерной культуры младших школьников на занятиях по хореографии в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: гендерная культура; младшие школьники; занятия по хореографии; педагогические условия; gender culture; young learners; choreography classes; pedagogical conditions
Загрузить |
PDF,
2960 Kb
Модель формирования правосознания старшеклассников в проектной деятельности
Представлена модель формирования правосознания старшеклассников в проектной деятельности, построенная на основе личностного, деятельностного и аксилогического подходов. Каждый этап модели соответствует определенной стадии социального проектирования, которое является основным педагогическим средством формирования самосознания старшеклассников. Детально описана методика работы со старшеклассниками на каждом этапе процесса формирования у них правосознания.
Ключевые слова: модель; социальное проектирование; правосознание старшеклассника; model; social planning; legal consciousness of high school students
Загрузить |
PDF,
2991 Kb
Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе (на примере РИП)
Рассматриваются возможности применения инновационных здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной школе, способствующих формированию здорового поколения, прививающих любовь к активному образу жизни, на примере реализации физкультурно-спортивной программы «Юные туристы».
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии; спортивный туризм; физкультурно-спортивная деятельность; формирование; health care technologies; sports tourism; physical culture and sports activities; formation
Загрузить |
PDF,
2989 Kb
Формирование экологической культуры младших школьников в общеобразовательной школе
Рассматривается проблема формирования экологической культуры младших школьников в общеобразовательной школе, раскрываются сущность и содержание понятия «экологическая культура», выделяются компоненты и средства формирования экологической культуры в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: экологическая культура; младшие школьники; окружающий мир; общеобразовательная школа; ecological culture; younger schoolchildren; environmental world; secondary school
Загрузить |
PDF,
2979 Kb
Горшкова Светлана Евгеньевна, Бабушкина Татьяна Владимировна, Мещерякова Лариса Яковлевна, Чибисов Борис Игоревич
Проблемно-диалогическая технология при изучении темы «Крещение Руси» на факультативных занятиях по основам православной культуры
Рассматриваются возможности использования проблемно-диалогической технологии как части эвристического метода обучения при изучении темы «Крещение Руси» с учащимися 10-12 лет. Особое место уделяется работе с разными типами источников, а также процессу организации дискуссии в малых группах.
Ключевые слова: эвристический метод; проблемно-диалогическая технология; крещение Руси; Владимир Святославич; основы православной культуры; heuristic method; dialogic technology; Christianization of Rus; Vladimir Svyatoslavich; the fundamentals of the Orthodox culture
Загрузить |
PDF,
2997 Kb
Филологические науки
Когнитивное моделирование семантики ключевых лексем в прогностическом и поэтическом текстах
Рассматриваются когнитивные структуры, лежащие в основе прототипной семантики ключевых слов в прогностическом и поэтическом аллитерационном текстах. Рассмотрена парадигматика и синтагматика ключевых лексем, вскрыты схожие направления концептуализации структур паранаучного и художественного знания, моделируемые с опорой на событийную ситуацию и телесный базис человека.
Ключевые слова: когнитивные структуры; прогностический текст; поэтический текст; аллитерация; прототипная семантика; cognitive structures; predictive text poetic text; alliteration; prototype semantics
Загрузить |
PDF,
3052 Kb
Гидронимы калмыцкого происхождения на территории Юга России
Исследуются гидронимы калмыцкого происхождения, функционирующие на территории Юга России (Астраханской, Волгоградской, Ростовской областей и Ставропольского края), регионы которой граничат с Республикой Калмыкией. Проведен лексико-семантический и словообразовательный анализ названий калмыцких водных объектов (озер, рек и балок), основной причиной появления которых является заселение и освоение калмыками степных просторов Урало-Волжского междуречья.
Ключевые слова: гидронимы калмыцкого происхождения; топонимические единицы; субстратные наименования; однокомпонентные и многокомпонентные наименования; аффиксация; лексико-семантический и словообразовательный анализ; hydronyms of the Kalmyk origin; toponymic units; substrate names; one-component and multicomponent names; affixation; lexical; semantic and derivational analysis
Загрузить |
PDF,
3000 Kb
Эволюция лингвокультурного типажа «прицесса Диснея»
Рассматривается лингвокультурный типаж «принцесса Диснея» в американской лингвокультуре. Анализируется его модификация в период с первого появления на экранах (1937 г.) до настоящего времени. Эволюция типажа «принцесса Диснея» рассматривается в связи с происходящими в американском обществе изменениями социальной, политической и других ролей женщины.
Ключевые слова: лингвокультурный типаж; эволюция типажа; американское общество; произведения Уолта Диснея; linguocultural type; evolution of type; American society; works of Walt Disney
Загрузить |
PDF,
2977 Kb
Прагмалингвистические характеристики глобального английского (на материале нобелевских лекций)
Вводится понятие «глобальный английский», выделяются сферы его употребления, описывается его черты на примере нобелевских лекций, прочитанных на английском языке неносителями языка. Делаются выводы о прагмалингвистических характеристиках глобального английского в научном публичном выступлении на уровне фонетики, лексики и синтаксиса.
Ключевые слова: глобальный английский; нобелевская лекция; публичное выступление; global English; Nobel lecture; public speech
Загрузить |
PDF,
3003 Kb
Аббревиация как способ словообразования неологизмов и развития лексического состава подъязыка компьютерных технологий (на примере английского языка)
Проводится обзор классификаций неологизмов, подробно рассматриваются способы словообразования неологизмов в подъязыке компьютерных и информационных технологий. Материалом для исследований послужили современные онлайн-словари акронимов и аббревиатур. Предлагается авторская классификация неологизмов подъязыка компьютерных технологий.
Ключевые слова: неологизмы; словообразование; аббревиация; акронимы; интернет-коммуникация; neologisms; word-formation; abbreviations; acronyms; Internet communication
Загрузить |
PDF,
2961 Kb
Когнитивные и структурно-семантические особенности образования производных предлогов и союзов в современном английском языке
Определяется специфика деривационных (структурно-семантических) процессов, лежащих в основе образования производных предлогов и союзов, а также описываются когнитивные модели вторичных номинаций, лежащие в основе образования производных предлогов и союзов в современном английском языке. Рассматривается процесс внутреннего и внешнего взаимодействия предлогов и союзов.
Ключевые слова: структурно-семантические особенности; производные предлоги и союзы; взаимодействие; когнитивная модель; трансформация; structural semantic features; derived prepositions and conjunctions; interaction; cognitive model; transformation
Загрузить |
PDF,
3025 Kb
Немецкие фразеологические единицы с семантикой социальной иерархии
Рассматриваются зафиксированные в словаре Duden немецкие фразеологические единицы с семантикой социальной иерархии. Выявлены стилистически маркированные фразеологические единицы в данной тематической области. Установлено значительное количество фразеологических единиц с семантикой социальной иерархии, обладающих внутренней формой.
Ключевые слова: социальная иерархия; фразеологическая единица; устойчивое выражение; внутренняя форма; стилистическая окрашенность; образное основание; social hierarchy; phraseological units; fixed phrase; inner form; stylistic coloration; figurative base
Загрузить |
PDF,
3010 Kb
Репетиция бурсацкой прозы в аспекте литературы нон-фикшен
На основе дифференцированного подхода к читательской аудитории второй половины XIX в. анализируется рецепция феномена бурсацкой прозы. Восприятие «Очерков бурсы» Н.Г. Помяловского включено в контекст литературы нон-фикшен. Проблема фактической достоверности художественного текста рассматривается в процессе «диалога» с литературной критикой, концепциями литературоведов и религиозных деятелей, а также в свете мемуаров Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Ключевые слова: бурсацкая проза; герменевтика; «горизонт ожидания»; литература нон-фикшен; рецепция; bursa’s prose; hermeneutics; “horizon of expectations”; non-fiction literature; reception
Загрузить |
PDF,
3005 Kb
Концептуальное поле «САКРАЛЬНОЕ» в сказочном дискурсе как отражение наивной картины мира
Сделана попытка интегральной характеристики концептуального поля «сакральное» с точки зрения взаимодействия трех тесно связанных лингвистических наук (лингвоконцептолокии, дискурсологии и учения о языковой картине мира). Рассматриваются аспекты концептуального поля «сакральное», реализуемые в сказочном дискурсе и позволяющие сделать вывод об опорной роли концептуального поля «сакральное» в сказочном дискурсе.
Ключевые слова: языковая картина мира; наивная картина мира; менталитет; ментальность; концепт; концептуальное поле; концептосфера; национальная концептосфера; сакральное; сказки; сказочный дискурс; language world picture; naive world picture; mentality; concept; conceptual field; conceptual sphere; national conceptual sphere; sacred; fairy tales; fairy-tale discourse
Загрузить |
PDF,
2952 Kb
Концепт «клятва» в русских паремиях
Описывается опыт концептуализации речевого акта «клятва» носителями русскоязычного обыденного сознания на материале паремий. Определяется содержание ценностной составляющей клятвы как культурного концепта.
Ключевые слова: речевой акт «клятва»; концептуализация; обыденное сознание; паремия; ценностная составляющая концепта; speech act; “oath”; conceptualization; everyday consciousness; proverb; value component of the concept
Загрузить |
PDF,
2942 Kb
Символические образы как выражение религиозных воззрений автора в романе Д.Ф. Купера «Блуждающий огонь, или Крыло-и-Крыло»
Анализируются символические образы в позднем «морском» романе Ф. Купера «Блуждающий огонь, или Крыло-и-Крыло», служащие выражению христианского мировоззрения писателя. Основное внимание уделяется образам корабля (символизирующего жизненный путь героя), моря (как символа Божественной Воли), а также образу звезды, возвещающей герою о спасении. Рассматриваются другие особенности преломления религиозной тематики в романе.
Ключевые слова: религиозная тематика; символические образы; образы корабля; моря; звезды; Д.Ф. Купер; Блуждающий огонь; или Крыло-и-Крыло; religious theme; symbolic images; images of ship; sea; star; J.F. Cooper; Wing-and-Wing; or Le Feu-Follet
Загрузить |
PDF,
2990 Kb
Ключевые концепты «страх» и «вина» в романе Германа Гессе «Демиан. История юности, написанная Эмилем Синклером»
Исследуются концепты «страх» и «вина», относящиеся к числу ключевых концептов романа немецко-швейцарского писателя Германа Гессе «Демиан. История юности, написанная Эмилем Синклером». Высокочастотное использование номинантов и экспликантов этих концептов обусловлено коммуникативным замыслом автора романа - показать трудный путь социализации человека в детском и подростковом возрасте.
Ключевые слова: концепт; текст; пассаж; роман; протагонист; эмоция; обозначения концепта; выражение концепта; concept; text; passage; novel; protagonist; emotion; denoting the concept; expressing the concept
Загрузить |
PDF,
2952 Kb
Исторические науки и археология
Деятельность Постоянной комиссии по делам потребительских обществ в конце XIX - начале XX вв.
Рассматривается начальный этап деятельности Постоянной комиссии по делам потребительских обществ как центра содействия развитию потребительской кооперации, определяется состав комиссии, характеризуются основные направления ее работы, ориентированные на взаимодействие с обществами потребителей и оказание им инструкторской помощи в организации деятельности.
Ключевые слова: кооперативное движение; потребительская кооперация; кооперативная печать; кооперативные съезды; cooperative movement; consumer cooperatives; cooperative printed media; cooperative meetings
Загрузить |
PDF,
2972 Kb
Особенности развития монастырской жизни Кизлярской Крестовоздвиженской обители до середины XIX в.
Привлечение ранее неопубликованных источников позволило воссоздать историю Кизлярского Крестовоздвиженского монастыря, являющегося первой монашеской мужской обителью на Северном Кавказе. Показан трудный путь становления монастырского уклада и хозяйственного развития обители в условиях поликонфессионального окружения и Кавказской войны.
Ключевые слова: история РПЦ; Кавказская епархия; Кизлярский Крестовоздвиженский монастырь; монастырская жизнь; history of the Russian Orthodox Church; diocese of the Caucasus; Kizlyar Holy Cross monastery; monastic life
Загрузить |
PDF,
2979 Kb
Литература и искусство автономных республик Северного Кавказа в 1946 - 1950-е гг.: некоторые аспекты развития и взаимодействия
Предпринимается попытка на основе обобщения накопленного региональной историографией опыта, с привлечением нового фактического материала осветить основные аспекты развития одной из важнейших составляющих культурной жизни народов автономных республик Северного Кавказа - художественной культуры - в условиях многонационального региона в период послевоенного восстановления и развития народного хозяйства страны.
Ключевые слова: Северный Кавказ; развитие; взаимодействие; художественная культура; литература; искусство; North Caucasus; development; cooperation; art culture; literature; art
Загрузить |
PDF,
3000 Kb
Вещевое обеспечение японских военнопленных на территории СССР (1945-1956 гг.) (страницы отечественной и зарубежной историографии)
Впервые рассматривается освещение российскими и зарубежными исследователями вещевого обеспечения японских военнопленных в лагерях на территории СССР (1945-1956 гг.). Представлен историографический анализ работ историков России и ряда исследователей Украины, Швейцарии и Японии, опубликованных в 1994-2017 гг., в которых в той или иной степени затрагиваются вопросы вещевого снабжения и обеспечения японских военнопленных на территории Советского Союза.
Ключевые слова: японские военнопленные в СССР; ГУПВИ; лагеря НКВД - МВД СССР; вещевое обеспечение; снабжение; спецодежда; отечественная историография; зарубежная историография; Japanese prisoners of war in the USSR; GUPVI; camps of the NKVD - MIA of the USSR; clothing; logistics; special clothing; domestic historiography; foreign historiography
Загрузить |
PDF,
3016 Kb
Английское законодательство конца XVII - начала XVIII в. и политическая доктрина Джона Локка
Рассмотрены идеи известного английского мыслителя Джона Локка, анализируется связь между законодательством конца XVII - начала XVIII в., формировавшим систему конституционной монархии в Англии, и политической концепцией Д. Локка.
Ключевые слова: Англия; Джон Локк; Славная революция; конституционная монархия; законодательство; England; John Locke; the Glorious revolution; constitutional monarchy; legislation
Загрузить |
PDF,
2953 Kb
Влияние военного министра Л. Уортингтона-Эванса на развитие британских танковых войск межвоенного периода
Рассматривается деятельность военного министра Л. Уортингтона-Эванса и его влияние на развитие британских танковых войск межвоенного периода. Работа построена на архивных материалах Национального архива Великобритании и стенограммах заседаний британского парламента.
Ключевые слова: Великобритания; вооруженные силы; танковые войска; Уортингтон-Эванс; 1920-е гг; межвоенный период; Great Britain; armoured forces; armoured troops; Worthington-Evans; the 1920s; interwar period
Загрузить |
PDF,
2960 Kb