Архив журнала
2020-2024
Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)
Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)
Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86
№7 (120) 2017
2017 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
Педагогические науки
Современный педагогический университет как центр пространства инноваций в социальном развитии региона
Рассматриваются теоретико-методологические основания, сложившиеся традиции и современные приоритеты для разработки концепции и программ развития педагогического образования в педагогических университетах как центрах пространства инноваций в социальном развитии регионов в современных условиях.
Ключевые слова: личностно ориентированное образование; университетский комплекс; непрерывное педагогическое образование; модернизация педагогического образования; предметная подготовка учителя; социальное развитие региона; университет как центр пространства инноваций; student oriented education; university complex; continuous pedagogic education; modernization of pedagogic education; teacher training; social development of the region; university as a centre of innovation space
Загрузить |
PDF,
2909 Kb
Возможности педагогических комплексов в совершенствовании непрерывного педагогического образования
Раскрыт исторический опыт совместной деятельности ученых Волгоградского государственного социально-педагогического университета и работников образования Волгоградского региона по разработке и внедрению идей непрерывного педагогического образования. Показана структура научно-производственно-педагогического комплекса, роль университета в нем как структурообразующего компонента.
Ключевые слова: комплексно-целевая программа; научно-производственно-педагогическй комплекс; непрерывное образование; профессиограмма; complex and target programme; scientific; productive and educational complex; continuous education; professiogram
Загрузить |
PDF,
2889 Kb
Особенности профилактической работы с детьми девиантного поведения в Германии
Представлен анализ современных трудов немецких ученых по проблеме профилактики девиантного поведения детей до 14 лет, выявлены особенные характеристики данного направления социально-педагогической работы в Германии на современном этапе.
Ключевые слова: дети с девиантным поведением; помощь детям и молодежи; меры воспитательного характера; профилактика преступного поведения детей; целевые группы; children of deviant behavior; support of children and youth; educational measures; prevention of criminal behavior of children; target groups
Загрузить |
PDF,
2895 Kb
Обучение аудированию как иноязычному взаимодействию на основе видеокурса “Extra English”
Рассматривается формирование аудитивной компетенции у учащихся на материале опытной работы студентов Института иностранных языков Волгоградского государственного социально-педагогического университета в период практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Доказывается положение о том, что аудитивная компетенция является важным фактором иноязычного взаимодействия, к которому можно эффективно готовить с помощью цифровых технологий. В качестве примера используется видеокурс “Extra English”.
Ключевые слова: обучение аудированию; негативные факторы; средства; принципы обучения аудированию; практики студентов; listening practice; negative factors; devices; principles of teaching listening; practice periods of students
Загрузить |
PDF,
2891 Kb
Реализация моделей предметно-языкового интегрированного обучения в российской образовательной практике
Представлены основные модели подхода «предметно-языковое интегрированное обучение». Доказывается эффективность данного подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов и приводятся примеры его реализации российскими университетами. Успешная реализация рассмотренных моделей позволяет сделать вывод о том, что иностранный язык в настоящее время рассматривается в качестве стратегического компонента системы профессиональных компетенций.
Ключевые слова: предметно-языковое интегрированное обучение; цели и содержание профессиональной подготовки; интеграция языкового и предметного содержания; модели предметно-языкового интегрированного обучения; система компетенций; subject and language integrated learning; goals and contents of vocational training; integration of language and subject contents; models of subject and language integrated learning; system of competences
Загрузить |
PDF,
2880 Kb
Образование в области физической культуры как социально-педагогический феномен
С опорой на авторскую трактовку педагогической сущности социально-культурных феноменов «здоровье» и «здоровый образ жизни» раскрывается новое педагогическое содержание социально-культурного феномена «физическая культура» и его составляющих компонентов. Впервые обосновывается необходимость использования нескольких средств в образовании в области физической культуры (двигательная физическая активность и решение жизнеутверждающих ситуаций).
Ключевые слова: здоровье; здоровый образ жизни; физическая культура; образование в области физической культуры; обучение и воспитание физической культуре; индивидуальная физическая культура; health; healthy lifestyle; physical culture; physical education; physical education and training; individual physical culture
Загрузить |
PDF,
2881 Kb
Условия эффективности развития педагогического потенциала физической подготовки в формировании профессионализма военнослужащих
Рассматриваются условия эффективности реализации педагогического потенциала физической подготовки военнослужащих, знание которых будет полезно командирам (начальникам) воинских подразделений, а также другим должностным лицам, организующим и проводящим различные мероприятия физической подготовки
Ключевые слова: педагогический потенциал физической подготовки; профессионализм военнослужащего; педагогическое сопровождение; развитие мотивации; профессионализация; pedagogic potential of physical training; professionalism of a military man; pedagogic support; development of motivation; professionalization
Загрузить |
PDF,
2865 Kb
Факторы влияния на формирование у студентов интереса к будущей профессии и их трудоустройство
Раскрываются факторы, влияющие на формирование интереса студентов к будущей профессиональной деятельности педагога. К ним из таких факторов относится применение педагогических технологий, разновидность которых способствует расширению знаний и умений, что в свою очередь усиливает интерес у студентов и подталкивает к поиску будущей работы по специальности.
Ключевые слова: профессиональная деятельность; интерес; игровые технологии; интерактивное обучение; трудоустройство; professional activity; interest; playing technologies; interactive education; employment
Загрузить |
PDF,
2862 Kb
Внедрение современных электронных средств в практику обучения физике
Рассматривается роль электронно-методических пособий в процессе организации самостоятельной работы студентов. Обсуждаются перспективные возможности информационных технологий в модернизации образовательного процесса по физике, а также в решении ряда методических проблем. Излагается собственный опыт по внедрению информационных технологий в учебный процесс при проведении лабораторных занятий. Наряду с многообразием технологий, форм, методов, приемов обучения, информационно-коммуникационные технологии в обучении позволили добиться гарантированного педагогического результата.
Ключевые слова: физика; информационные технологии; самостоятельная работа; инженерные специальности; physics; information technologies; independent work; engineering specialities
Загрузить |
PDF,
3657 Kb
Проектирование цикла информатических дисциплин для подготовки бакалавров по направлению «Экономика и управление»
Рассматриваются теория и практика проектирования циклов информатических дисциплин для различных профилей подготовки по направлению «Экономика и управление»: представлены этапная методика, образцы проектировочной деятельности, результаты опытно-экспериментальной работы. Спроектирован цикл информатических дисциплин, разработано содержание всех дисциплин цикла и проекты индивидуальных образовательных траекторий освоения блоков содержания.
Ключевые слова: цикл информатических дисциплин; методика проектирования; индивидуальная образовательная траектория; содержание обучения; cycle of computing disciplines; design techniques; individual educational trajectory; learning contents
Загрузить |
PDF,
3029 Kb
Модель профессионального становления педагога в условиях вариативности образования
Предложено поэтапное и обоснованное описание модели профессионального становления педагога начиная с профориентации в школьный период образования будущего учителя и заканчивая формированием ключевой компетенции - потребности в педагогическом самообразовании и самосовершенствовании. Модель профессионального становления педагога в условиях вариативности образования позволит систематизировать профессиональную подготовку современного востребованного педагога, готового к реализации самых современных психолого-педагогических технологий и к системной работе по профессиональному самосовершенствованию.
Ключевые слова: вариативность образования; компетентный педагог; учебно-познавательная компетенция; модель профессионального становления педагога; педагогическая интернатура; методическое управление самообразованием педагогов; variability of education; a competent teacher; learning and cognitive competence; model of professional establishment of a teacher; teaching internship; teaching management of self-education of teachers
Загрузить |
PDF,
2872 Kb
Специфика обучения иностранных студентов физике и математике в вузах России
Описаны проблемы, возникающие в ходе обучения иностранных студентов физике и математике в вузах России. Раскрыта специфика и особенности обучения иностранных студентов физико-математическим понятиям. По результатам исследования специфики обучения физике и математике в российских вузах предложены различные языковые способы и методические приемы обучения, позволяющие преодолевать языковые и коммуникативно-поведенческие барьеры.
Ключевые слова: обучение физике и математике; иностранные студенты; полиэтнокультурная образовательная среда; язык-посредник; коммуникация и взаимодействие; teaching physics and mathematics; foreign students; polyethnocultural educational environment; intermediary language; communication and interaction
Загрузить |
PDF,
3341 Kb
Разработка системы поддержки открытых конкурсов и олимпиад на сайте образовательной организации
Рассматриваются особенности применения информационных технологий при проведении дистанционных конкурсов и олимпиад. Анализируются возможности применения электронной почты, традиционных сайтов, а также социальных сервисов Интернета на всех этапах проведения дистанционных конкурсов и олимпиад. Обосновываются три подхода к разработке сайтов учебных конкурсов и олимпиад. Описывается разработка программного модуля системы организационной поддержки открытых конкурсов и олимпиад, приводятся данные экспериментальной разработки сайта конкурсов и олимпиад на основе представленного программного модуля.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии; конкурсы и олимпиады; программный модуль; сайт; CMS WordPress; distance educational technologies; contests and Olympiads; software module; website; CMS WordPress
Загрузить |
PDF,
3137 Kb
Интернет вещей и развитие школьного сайта: система интеллектуального доступа к учебным материалам
Анализируются возможности использования технологий Интернета вещей для создания интеллектуальной системы доступа к учебной информации, размещенной на страницах школьного сайта. Уточняются общие понятия Интернета вещей. Описывается концепция «умного класса» и «умной школы» как интеллектуальной информационно-образовательной среды. Раскрываются способы идентификации пользователей в системе «умного класса». Описывается система доступа к информации школьного сайта, учитывающая контекст работы учителя и учеников.
Ключевые слова: сайт школы; Интернет вещей; «умный класс»; «умная школа»; электронная информационно-образовательная среда; school website; the Internet of things; “smart class”; “smart school”; electronic informational and educational environment
Загрузить |
PDF,
2909 Kb
Кафедра педагогики в Ростовском педагогическом университете - от истоков до Евгении Васильевны Бондаревской
Раскрыты основные вехи профессионального пути Евгении Васильевны Бондаревской - великого ученого, педагога, заведующей кафедрой. Особое внимание уделено преемственности традиций, поддерживаемых и развиваемых Евгенией Васильевной: объединяющая роль кафедры педагогики для педагогического университета, тесное сотрудничество со школами Ростова-на-Дону и других городов России, поиск лучших педагогов и привлечение их к работе на кафедре, подготовка студентов к педагогической деятельности на основе их общекультурного развития и др.
Ключевые слова: кафедра педагогики; история образования; педагогическая наука; научная школа; Pedagogy Department; history of education; pedagogical science; scientific school
Загрузить |
PDF,
2886 Kb
Филологические науки
Концепция глобальных языковых сетей и ее эвристический потенциал
Представлен анализ структуры, содержания и эвристического потенциала концепции глобальных языковых сетей, предложенной группой ученых Национальной академии наук США. Особое внимание уделяется характеристике «пользователей» глобального английского языка.
Ключевые слова: межкультурная коммуникация; глобализация языка; английский язык как глобальный; intercultural communication; globalization of language; English as a global language
Загрузить |
PDF,
2947 Kb
«Образы русской речи» в лексикографической интерпретации: к концепции Сводного словаря народной фразеологии
Изложена концепция Сводного словаря народной фразеологии, который объединит материалы отечественных фразеографических источников XIX-XXI в. и новую фразеологию, зафиксированную авторами в разговорной речи и интернет-коммуникации. Рассмотрены особенности макро- и микроструктуры словаря, показаны возможности отражения эволюции культурного фона образных стержней фразеологизмов.
Ключевые слова: фразеология; устойчивые сравнения; лексикография; словарная статья; народные говоры; молодежный сленг; коды культуры; phraseology; fixed comparisons; lexicography; dictionary entry; folk dialects; youth slang; the codes of culture
Загрузить |
PDF,
2903 Kb
К вопросу о классификации социальной поддержки как составляющей позитивной коммуникации
Освещается понятие социальной поддержки как феномена, оказывающего благотворное влияние на процесс коммуникации. Социальная поддержка представляет собой сложный коммуникативный процесс, направленный на оказание различного рода помощи, необходимой собеседнику в контексте текущей ситуации. Представлено краткое описание типов поддержки, способствующих при определенных условиях оптимизации общения. Используемые понятия и теоретические положения отражают коммуникативный подход, в рамках которого проводится исследование.
Ключевые слова: социальная поддержка; межличностные отношения; позитивная коммуникация; виды поддержки; social support; interpersonal relationship; positive communication; types of support
Загрузить |
PDF,
2919 Kb
Термины-метафоры в составе экологической терминологии
Рассматриваются различные аспекты метафоры. Большое внимание уделяется ее когнитивной природе. На материале русской, английской и немецкой экологической терминологии исследуется антропоцентрический характер терминов-метафор, выявляется общее и специфическое в языковой картине мира.
Ключевые слова: метафора; термины-метафоры; антропоцентризм; когнитивная метафора; экологическая терминология; metaphor; metaphoric terms; anthropocentrism; cognitive metaphor; environmental terminology
Загрузить |
PDF,
2903 Kb
Трансформации коннотативных значений некоторых слов: опыт лексикографического описания
На примере нескольких слов русского языка представлены результаты выявленных изменений их коннотативных значений, трансформация которых обусловлена динамикой и инверсией лингвокультурных и базовых общечеловеческих ценностей. Сравнительный анализ позволил выявить изменение их актуальной семантики и динамику коннотативного значения, обосновать необходимость лексикографического описания данных феноменов, а также сформулировать общие подходы к их возможной лексикографической презентации.
Ключевые слова: коннотативное значение; ценности; номинация; трансформация; connotative meaning; values; nomination; transformation
Загрузить |
PDF,
2875 Kb
Арабизмы в русской речи (тематическая подгруппа «ткани, материалы»)
Рассматривается одна из подгрупп тематической группы «Одежда и предметы домашнего обихода» лексики арабского происхождения, куда входят арабизмы со значением «ткани, материалы»: атлас, бязь , кармази́н , кумáч , мохе́р , муа́р , нубýк, сатин. Лексикографический анализ позволил показать развитие семантики арабских заимствований в русском языке. На материале текстов Национального корпуса русского языка рассмотрены процессы функционирования арабизмов в русской речи.
Ключевые слова: русский язык; иноязычная лексика; заимствования; арабизмы; лексико-тематическая группа; ткани; материалы; Russian language; foreign language vocabulary; loanwords; Arabic loanwords; lexical and thematic group; fabric; material
Загрузить |
PDF,
2918 Kb
Медиация в тексте отзывов о путешествиях
Рассматривается медиация в текстах отзывов о путешествиях на материале русского и английского языков. Анализируются лингвистические средства медиации на микро- и макроуровне.
Ключевые слова: медиация; медиадискурс; медиатор; mediation; mediadiscourse; mediator
Загрузить |
PDF,
2872 Kb
Коммуникативно-прагматические и структурные особенности делового электронного письма в русском и немецком академических дискурсах
Анализируются особенности оформления современного делового электронного письма в русском и немецком академическом дискурсах. Выделяется ряд коммуникативно-прагматических, стилистических и композиционных особенностей электронных писем преподавателей и студентов, рассматриваются отступления от нормы оформления делового письма в академическом дискурсе, специфика оформления электронного письма при сокращении дистанции между преподавателем и студентом.
Ключевые слова: электронная коммуникация; деловое электронное письмо; академический дискурс; эмотивность; нарушение норм; дистанция общения; electronic communication; business email; academic discourse; emotivity; derogations from the standards; the distance of communication
Загрузить |
PDF,
2889 Kb
Роль метафоры в реализации компрессивной и аттрактивной функций заголовков экономических статей на немецком языке
Доказывается, что метафора играет важную роль в оформлении заголовка, т.к. способствует реализации его компрессивной и аттрактивной функций. Метафорические единицы в компактной форме информируют реципиента о содержании экономического текста, пробуждают его интерес к статье и побуждают к дальнейшему восприятию сообщения.
Ключевые слова: метафора; компрессивная функция; аттрактивная функция; заголовок; metaphor; compressive function; attractive function; headline
Загрузить |
PDF,
2906 Kb
Языковая политика во Франции: опыт формирования толерантного сознания
Рассматривается языковая политика Франции в отношении иммигрантов из числа жителей бывших колоний Франции. На фоне негативного отношения французского коренного населения к иммигрантам государство предпринимает попытки формирования толерантного отношения к иностранцам путем внедрения во французский язык политкорректной лексики, характеризующей иммигрантов и их быт.
Ключевые слова: языковая политика; иммигрант; политкорректность; толерантность; language policy; immigrant; political correctness; tolerance
Загрузить |
PDF,
2891 Kb
Научное наследие Д.Н. Медриша: проблемы и перспективы изучения
Дается обзор научного наследия проф. Д.Н. Медриша - одного из крупнейших отечественных исследователей поэтики фольклоризма литературы, категорий художественного пространства и времени в словесном искусстве. Анализируются проблемы и перспективы изучения данного наследия, определяется актуальность теоретических идей и методологических подходов ученого для современной филологической науки.
Ключевые слова: научное наследие; литературный фольклоризм; художественное пространство и время; поэтика; методология; scientific legacy; literary folklorism; artistic space and time; poetics; methodology
Загрузить |
PDF,
2921 Kb
Комедия А.П. Чехова «Вишневый сад»: к вопросу об интерпретации чеховской пьесы в фильме Сергея Овчарова «Сад»
Рассматриваются мотивы пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад» и их трансформация в фильме С. Овчарова «Сад». Показано, как переосмысленные режиссером протяженность времени действия, образ сада, образ усадьбы, звук лопнувшей струны и т.п. позволяют автору экранизации расставить акценты, которые усиливают смыслы чеховского произведения.
Ключевые слова: Чехов; сад; усадьба; мотив; Овчаров; Chekhov; orchard; estate; motif; Ovcharov
Загрузить |
PDF,
2871 Kb
Применение методов статистического анализа в словаре поэтонимов (на материале творчества Н.С. Гумилева)
Применение статистического анализа для описания онимных единиц в языке писателя является важным этапом работы над словарем поэтонимов. Высказано мнение о том, что подходы к количественной систематизации проприальной лексики должны отличаться от подходов к описанию апеллятивных единиц. Предложены варианты подачи статистической информации в словаре поэтонимов.
Ключевые слова: онимная единица; поэтоним; статистический анализ; указатель имен; частотность; язык писателя; onym unit; poetonym; statistical analysis; name list; frequency; writer’s language
Загрузить |
PDF,
2886 Kb
Концепт «безжалостность» в романе Роберта Музиля «Душевные смуты воспитанника Тёрлеса»
Безжалостность относится к числу ключевых концептов романа австрийского писателя Роберта Музиля «Душевные смуты воспитанника Тёрлеса». Основным способом вербализации этого концепта выступает выражение. Средствами его обозначения в произведении австрийского писателя служат следующие слова: tierisch, roh, grausam, wild, Grausamkeit, brutal, viehisch, Rohheit, Gewalt, gewaltig, gewaltsam . Обозначение данного концепта при его речевом воплощении в романе Р. Музиля часто сочетается в ряде контекстов с его выражением.
Ключевые слова: роман; концепт; безжалостность; пассаж; обозначение; выражение; novel; concept; ruthlessness; passage; symbol; expression
Загрузить |
PDF,
2865 Kb
Исторические науки и археология
Войлок в материальной культуре аваро-андо-цезских народов Дагестана
Раскрывается роль войлока в материальной культуре в аваро-андо-цезских народов Дагестана. Разрабатываются вопросы типологии и классификации традиционной войлочной одежды - бурок и войлочных сапог по технологии изготовления и по покрою. Даны описание и технология изготовления войлочных курток, пальто и безрукавок и т.д. Рассматриваются особенности войлочной обуви у аваро-андо-цезских народов Дагестана по отделке и вышивке, а также раскрываются виды орнаментов, вышивавшихся на изделиях из войлока.
Ключевые слова: войлок; народы Дагестана; технология производства; орнамент; художественная обработка; felt; nations of Dagestan; production technology; ornament; artistic trimming
Загрузить |
PDF,
3078 Kb
Возникновение Джаро-Белоканских обществ
На территории современного северо-западного Азербайджана более полутора веков (последняя треть XVII - первая треть XIX вв.) располагались Джаро-Белоканские общества, сыгравшие значительную роль в военно-политической истории Кавказа. В кавказоведении преобладает мнение, что возникновение Джаро-Белоканских обществ стало возможным после миграции горцев (в основном аварцев) из Дагестана на низменные районы Южного Кавказа. На основе анализа и обобщения имеющихся источников раскрываются вопросы , связанные с возникновением этих обществ.
Ключевые слова: миграция; возникновение; горцы; Грузия; Джаро-Белоканы; Дагестан; migration; origins; highlanders; Georgia; Dzharo-Belokans; Dagestan
Загрузить |
PDF,
2864 Kb
Развитие Черноморской Екатерино-Лебяжьей Николаевской пустыни и Войсковое казачье управление
Привлечение ранее неопубликованных источников позволило воссоздать историю становление Черноморской Екатерино-Лебяжьей Николаевской пустыни - одного из старейших мужских монастырей на Северном Кавказе. Изначально созданный для иноческого подвига склонных к тому выходцев из казачьей среды, он не смог долгое время достичь истинного монастырского духа по целому ряду субъективных факторов, которые проанализированы в данной статье.
Ключевые слова: Кавказская епархия; Черноморская Екатерино-Лебяжская Николаевская пустынь; казачество; монастырская жизнь; Caucasus diocese; Black Sea; Yekaterino-Lebyazhy Nikolaevsky desert; Cossacks; monastery life
Загрузить |
PDF,
2870 Kb
Рабовладение и работорговля у ногайцев в XVIII- середины XIXв.
Рассматривается рабовладение и торговля людьми в XVIII - середины XIX в. у ногайцев, а также начало его искоренения Российским правительством в связи с вхождением ногайцев в Россию. Описаны критерии выбора «ясырей» при купле-продаже, а также условия, при которых невольник мог обрести свободу.
Ключевые слова: рабовладение; работорговля; ясырь; невольник; раб; ногайцы; slavery; slave trade; yasyr; slave; the Nogais
Загрузить |
PDF,
2872 Kb
Хроника. Рецензии
Городская идентичность в культуре постсоветской провинции (рецензия на монографию: Шипулина Н.Б., Щеглова Л.В., Шипицин А.И., Плужникова Н.Н., Елистратова Е.А. Антропология вещи в городской культуре: концептуальные основы и поиск метода. Волгоград: Изд-во Волгогр. ин-та управления - филиала ФГБОУ ВО «РАНХиГС», 2016. 166 с.)
Ключевые слова:
Загрузить |
PDF,
2790 Kb