Архив журнала


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86

№10 (133) 2018
2018 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
Педагогические науки
Теоретико-методологические проблемы непрерывного педагогического образования: к диалектике традиций и инноваций
Рассматриваются существующие традиционные трактовки принципа непрерывного образования и тенденции изменений в понимании этого принципа в современных условиях. Показано, что главной из них является смещение акцентов в понимании сущности непрерывного образования с институциональных характеристик системы образования и образовательной деятельности человека, направленной на освоение сопряженных и преемственных образовательных программ, на актуализацию внутренних стимулов и механизмов личностного (в том числе профессионального) развития и саморазвития, с использованием всех полезных для этого и доступных ресурсов и возможностей.
Ключевые слова: непрерывное образование; непрерывное педагогическое образование; институциональная организация непрерывного образования; университетские комплексы непрерывного педагогического образования; неформальное образование; информальное образование; субъект образовательной деятельности; continuous education; continuous pedagogical education; institutional organization of continuous education; university complexes of continuous pedagogical education; informal education; subject of educational activity
Загрузить | PDF, 4133 Kb
Геронтологическое образование в Российской Федерации в системе непрерывного образования
Анализируется становление геронтологического образования в Российской Федерации в контексте непрерывного образования в модели «образование через всю жизнь». Рассмотрены тенденции, проблемы и перспективы развития геронтологического образования как действенного импульса к личностному развитию граждан на протяжении всей жизни и расширению образовательного пространства для лиц третьего возраста. Уделено особое внимание мировому опыту и выделены ключевые принципы современного образования взрослых в транспарентном образовательном пространстве.
Ключевые слова: непрерывное образование; геронтологическое образование; третий возраст; модели развития системы геронтологического образования; ключевые принципы современного образования взрослых; continuing education; gerontological education; the Third Age; models of development of the system of gerontological education; key principles of modern education of adults
Загрузить | PDF, 4131 Kb
Воспитывающая среда: критерии качества
Представлен аналитический обзор различных трактовок понятия «воспитывающая среда», раскрыто содержание критериев качества воспитывающей среды с позиций целостного подхода.
Ключевые слова: воспитывающая среда; качество воспитывающей среды; критерии качества воспитывающей среды; воспитатели; воспитанники; upbringing environment; quality of upbringing environment; criteria for the quality of upbringing environment; educators; students
Загрузить | PDF, 4122 Kb
Языковая картина мира современного учебника, или Чему мы учим школьников
В рамках педагогической семиологии - педагогического направления, разрабатываемого в Институте стратегии развития образования Российской академии образования, показано, как можно изучать семантику языковых средств учебника, дающих представление школьнику о мире. С этой целью анализируется учебник-хрестоматия по литературе для 5-го класса, последовательно и системно рассматривается содержание имплицитно представленного в нем концепта «Родина», осуществляется диагностика особенностей языкового видения, предлагаемого школьнику в образовательных текстах.
Ключевые слова: педагогика; педагогическая семиология; когнитивно-лингвистический подход; картина мира; языковая картина мира учебника; концепт; школьный учебник; учебник-хрестоматия по литературе; pedagogy; pedagogical semiology; cognitive linguistic approach; the picture of the world; concept; school textbook; textbook reader on literature
Загрузить | PDF, 4128 Kb
Подготовка кадров к методической и преподавательской деятельности в сфере вожатской деятельности в образовательных организациях
Одно из важнейших направлений работы образовательных организаций - создание воспитывающей среды. Существенным потенциалом для этого обладают студенческие педагогические отряды. Однако существует дефицит квалифицированных кадров, способных осуществлять подготовку студентов к этой деятельности, не разработаны развивающие дополнительные образовательные программы для этого. Раскрываются возможные пути решения этой профессиональной задачи.
Ключевые слова: подготовка кадров; методическая и преподавательская деятельность; сфера вожатской деятельности; образовательная программа; personnel training; methodological and teaching activities; councelor activities; educational program
Загрузить | PDF, 4134 Kb
Воспитание у младших школьников готовности к осуществлению свободного морального выбора поступка
Описана работа учителя начальных классов по формированию у младших школьников адекватной ретроспективной и прогностической самооценки, действий целеполагания и планирования в условиях учебной деятельности. Полученные в ходе данной работы новообразования создают необходимые предпосылки для их последующего переноса на нравственную сферу и воспитания у младших школьников готовности к осуществлению свободного морального выбора поступка.
Ключевые слова: нравственное воспитание; свободный моральный выбор поступка; адекватная самооценка младших школьников; педагогическая оценка; ситуации свободного выбора в учебном процессе; целеполагание; планирование; moral education; free moral choice of action; adequate self-assessment of younger students; pedagogical assessment; situations of free choice in the educational process; goal-setting; planning
Загрузить | PDF, 4136 Kb
Управление инновационными процессами в дошкольной образовательной организации
Рассматриваются вопросы управления инновационной деятельностью в дошкольном учреждении. Обосновываются подходы к разработке модели управления инновационными процессами. Выделены направления, обеспечивающие реализацию задач инновационного развития образовательного учреждения: реструктуризация содержания дошкольного образования, организация партнерства педагогического коллектива с родителями, методическое сопровождение педагогов.
Ключевые слова: управление инновациями; инновационная деятельность; методическое сопровождение; партнерство; качество дошкольного образования; innovation management; innovation activity; methodological support; partnership; quality of pre-school education
Загрузить | PDF, 4122 Kb
Целевой компонент технологии обучения в системе среднего профессионального образования
Переход к информационному обществу выдвинул систему СПО на передовые рубежи наукоемкой экономики и общества знаний, что потребовало проектирования новых образовательных технологий. Раскрывается механизм формирования целевого компонента технологии обучения на примере предмета «Иностранный язык», а также подробно рассматриваются все его составляющие. Особое внимание уделено дидактической интерпретации и развитию предметной составляющей целевого компонента как наименее конкретизированного.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование; федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования; цели обучения; общие и профессиональные компетенции; иностранный язык; secondary vocational education; federal state educational standard of secondary vocational education; learning objectives; general and professional competencies; foreign language
Загрузить | PDF, 4353 Kb
Портфолио как средство оценки универсальных компетенций студента вуза
Процесс формирования и оценивания универсальных компетенций выпускника вуза не может рассматриваться в отрыве от развития готовности к решению профессиональных задач, следовательно, преподавателю вуза надо выбирать технологии, не только позволяющие оценить результаты подготовки студента, но и способствующие их достижению. Рассматриваются особенности использования технологии портфолио для формирования и оценки универсальных компетенций в процессе реализации основной профессиональной образовательной программы в вузе.
Ключевые слова: высшее образование; образовательные результаты; образовательные технологии; универсальные компетенции; технология портфолио; higher education; educational results; educational technologies; universal competencies; portfolio technology
Загрузить | PDF, 4162 Kb
Особенности подготовки учителей альтернативных школ в США
Дается понятие альтернативной школы в США, предлагается классификация альтернативных школ, рассматриваются основные характеристики чартерных, ваучерных и магнитных школ, анализируются особенности подготовки учителей альтернативных школ в США.
Ключевые слова: среднее образование в США; альтернативная школа; чартерная школа; магнитная школа; ваучерная школа; подготовка учителей в США; secondary education in the USA; alternative school; charter school; magnet school; voucher school; teacher training in the USA
Загрузить | PDF, 4129 Kb
Интерактивные формы повышения квалификации педагогов
Обобщается опыт организации интерактивных очно-дистанционных курсов повышения квалификации педагогов. Представлена модель дистанционного сопровождения КПК в электронной информационно-образовательной среде, состоящая из пяти блоков (ресурсы, форум знакомств, способы организации и проведения контроля, инструменты коммуникации, методики интерактивного взаимодействия). Апробированы и описаны интерактивные формы КПК - тьюториалы, мастер-классы и консультации.
Ключевые слова: teacher development; advanced training courses; interactive; tutorials; master classes; consultations; electronic information and education environment
Загрузить | PDF, 4117 Kb
Практика как ресурс развития высшего образования
В современном образовании приоритет должен быть отдан личной инициативе студента, его познавательной самодеятельности, умению воплощать знание в учебно-научном процессе, командным видам работы, творчеству. Такое расширение позиции деятеля в образовательном процессе высшей школы предполагает соответствующие методы, которые должны способствовать расширению образовательного процесса до антропопрактики - практики по развитию «человеческого» в человеке. Рассматриваются теоретические основания воплощения практик в образовательной среде высшей школы.
Ключевые слова: практика; антропопрактика; образовательный процесс; субъектность; практики мышления; practice; anthropological practice; educational process; human agency; thinking practices
Загрузить | PDF, 4128 Kb
Квазипрофессиональные инструктивные сборы как условие качественной подготовки студентов к летней педагогической практике
Представлен подход Волгоградского государственного социально-педагогического университета к организации квазипрофессиональной деятельности студентов в рамках их подготовки к летней педагогической практике. Определена роль инструктивных сборов в такой подготовке. Приведены данные опросов, свидетельствующих о результативности предложенного подхода.
Ключевые слова: вожатый; педагогическая подготовка; квазипрофессиональная деятельность; counselor; pedagogical training; quasi-professional activity
Загрузить | PDF, 4144 Kb
Воспитательная практика студентов в организациях отдыха детей как профориентационная деятельность
Рассматривается профориентационная роль педагогической воспитательной практики в организациях детского отдыха, дается анализ профессионально-педагогической подготовки будущих вожатых для работы с детьми в условиях летнего лагеря.
Ключевые слова: воспитательная практика; вожатый; профессиональный выбор; педагогическая профессия; детский оздоровительный лагерь; educational practice; counselor; professional choice; teaching profession; children's health camp
Загрузить | PDF, 4127 Kb
Проектная деятельность как основа формирования учебно-познавательной компетенции бакалавров по профилю «Иностранный язык» в процессе самостоятельной работы
Рассматриваются вопросы формирования учебно-познавательной компетенции бакалавров педагогического образования в процессе самостоятельной работы как неотъемлемой части образовательного процесса на основе проектной деятельности. Дается понятие учебно-познавательной компетенции, выделяются умения и навыки, обеспечивающие эффективность ее формирования, раскрывается суть проектной деятельности в процессе изучения иностранного языка.
Ключевые слова: учебно-познавательная компетенция; самостоятельная работа; педагогическое образование; проектная деятельность; иноязычная коммуникативная компетенция; творческий проект; learning and cognitive competence; self-study; pedagogical education; project activities; foreign language communicative competence; creative project
Загрузить | PDF, 4123 Kb
Особенности организации работы над типичными лексическими ошибками в письменной речи китайских студентов, изучающих русский язык
Постулируется необходимость организации методической работы по предупреждению лексических ошибок в письменной речи иностранных студентов продвинутого уровня владения русским языком. Проводится анализ лексических ошибок, которые допускаются в письменных текстах китайскими студентами-филологами. На материале работы по подготовке к написанию обучающего сочинения предлагается система работы по усвоению сочетаемости слов, что позволит избежать ошибок в словоупотреблении и сделать письменную речь правильной.
Ключевые слова: лексическая ошибка; лексическая сочетаемость; письменная речь; речевое упражнение; сочинение; редактирование; lexical error; use of lexical collocations; written speech; speech exercise; composition; editing
Загрузить | PDF, 4134 Kb
Модули реализации практического курсa английского языка
Проводится генезис понятия «модульные технологии». Утверждается, что подготовка бакалавров будет более эффективной, если дисциплина «Практический курс английского языка» будет строиться преимущественно на компетентностном и проблемном подходах, базироваться на принципах модульного обучения и технологиях, имеющих своей целью подготовку к речевой коммуникации на английском языке для достижения профессиональных задач.
Ключевые слова: модуль; модульные технологии; принципы реализации; компетенции дисциплины; содержание модулей; иноязычное общение; module; modular technology; principles of implementation; competence of the discipline; content of modules; foreign language communication
Загрузить | PDF, 4128 Kb
Филологические науки
Ключевые проблемы изучения дискурса в современной лингвистике
Рассматриваются понятие «дискурс» и его структура, подробно изучается классификация дискурса, дается представление о соотношении и взаимосвязи терминов «дискурс», «текст», «речь», «диалог». Сделан вывод, что дискурс является сложным языковым явлением, включающим в себя такие компоненты, как текст, речь, диалог, наряду с экстралингвистическими факторами.
Ключевые слова: дискурс; дискурсивный анализ; текст; речь; диалог; типы и виды дискурса; discourse; discourse analysis; text; speech; dialogue; types and types of discourse
Загрузить | PDF, 4143 Kb
Объективность-субъективность: амбивалентность концепта «медиафакт»
Рассматривается проблема взаимообусловленности объективного и субъективного в концептуальной модели медиафакта, который призван содержать независимую информацию, но не обладает желаемой аудиторией степенью объективности. Оппозиционная пара «объективность / субъективность» является показателем амбивалентности в интерпретационном слое концептуального поля медиафакта и обусловила выход его синтаксической структуры за пределы пропозиции.
Ключевые слова: медиадискурс; медиафакт; объективность; субъективность; амбивалентность медиафакта; media discourse; media fact; objectivity; subjectivity; ambivalence of media fact
Загрузить | PDF, 4177 Kb
Социальная поддержкав контексте позитивной коммуникации: условия эффективности
Социальная поддержка как коммуникативный процесс ориентирована на оптимизацию общения. Приводится перечень критериев, позволяющих характеризовать оказанную помощь как эффективную и благотворно влияющую на участников взаимодействия. Предлагается обзор условий, способствующих ее успешной реализации.
Ключевые слова: социальная поддержка; позитивная коммуникация; эффективность; критерии; условия успешности; social support; positive communication; efficiency; criteria; conditions for success
Загрузить | PDF, 4140 Kb
Категория кооперативности в академической коммуникации
На материале университетского устного экзамена в немецкой лингвокультуре рассмотрена коммуникативная категория кооперативности. Выделены наиболее частотные дискурсивные практики конструирования кооперативности для данного жанра. Использован метод критического дискурс-анализа.
Ключевые слова: кооперативность; экзамен; коммуникативный жанр; вежливость; дискурсивная практика; cooperativity; exam; communicative genre; politeness; discursive practice
Загрузить | PDF, 4150 Kb
Интерпретация учения И.А. Мельчука о понятии и маркированности морфологических грамматических значений
Традиционная морфология сосредоточивает больше внимания на исследовании морфологических средств. В отличие от традиционного подхода, И.А. Мельчук творчески содействовал исследованию морфологических значений, внедряя в морфологию теорию маркированности. В последние годы в китайской лингвистике не остается без внимания теория Мельчука «Смысл ⇔ Текст». Были достигнуты большие успехи, но его учение о морфологических значениях недостаточно изучено. Представлены пояснение и комментарии к понятию и маркированности морфологических грамматических значений, предложенным Мельчуком.
Ключевые слова: морфологические грамматические значения; маркированность; интерпретация; morphological grammatical meanings; markedness; interpretation
Загрузить | PDF, 4291 Kb
Особенности категоризации притяжательных прилагательных в русском языке
Рассматривается проблема категоризации прилагательных в русском языке с точки зрения целесообразности выделения притяжательных прилагательных в качестве отдельного разряда.
Ключевые слова: притяжательные прилагательные; качественные прилагательные; относительные прилагательные; относительно-притяжательные прилагательные; принадлежность; посессивность; possessive adjectives; qualitative adjectives; relative adjectives; relative possessive adjectives; belonging; possessiveness
Загрузить | PDF, 4134 Kb
Качественно-количественный анализ конструкций экспрессивного синтаксиса в идиостиле Б.Л. Пастернака
Представлен качественно-количественный анализ конструкций экспрессивного синтаксиса с использованием метода математической статистики, выполненный на материале различных типов текстов творческого наследия Б.Л. Пастернака.
Ключевые слова: экспрессивность; языковая личность; конструкции экспрессивного синтаксиса; expressiveness; linguistic personality; constructions of expressive syntax
Загрузить | PDF, 4159 Kb
Метонимическое развитие образа России в идиостиле А. Аверченко
Представлен анализ метонимической модели пространства в рассказах А. Аверченко. Выявлены способы и средства репрезентации объектов культуры в метонимическом переносе «старая Россия - усадьба, новая Россия - квартира», закономерности отображения в семантике языковых единиц ценностно-смысловых категорий культуры. Метод сопоставления позволил выявить, что основу формирования художественной картины мира писателя представляет контраст, заключенный в противопоставлении старой и новой России. Приведенные языковые факты рассмотрены сквозь призму социокультурной оппозиции «свой - чужой».
Ключевые слова: художественная картина мира; метонимическая модель; художественный образ; культурная информация; контраст; антонимия; artistic picture of the world; metonymic model; artistic image; cultural information; contrast; antonymy
Загрузить | PDF, 4124 Kb
Концептуальная метафора - метафора вместилища в кинотексте (на примере кинофильмов Э. Рязанова)
Рассматривается функционирование метафоры вместилища как одного из ведущих типов онтологических метафор в текстах кинофильмов Э. Рязанова. Выделены и проанализированы модели концептуальных метафор, связанных с понятием «вместилище». Изучение данных метафорических моделей свидетельствует о тесной связи между процессами концептуализации окружающей действительности и пространственной ориентации человека и помогает раскрыть национально-специфическую картину мира.
Ключевые слова: когнитивная теория метафоры; концептуальная метафора; метафора вместилища; кинотекст; языковая картина мира; cognitive theory of metaphor; conceptual metaphor; container metaphor; film text; language picture of the world
Загрузить | PDF, 4144 Kb
Городской ландшафт Волгограда: «китайский след» в эпиграфике
Анализируется изучение городской коммуникации как нового и перспективного направления в современных лингвистических исследованиях. Медиаурбанистика включает изучение эпиграфики конкретного города - совокупности текстов малых форм, ярко демонстрирующих его языковое лицо. Предпринимается попытка проследить «китайский след» в эпиграфике Волгограда на основании данных, полученных путем опроса информантов из России и Китая.
Ключевые слова: городская коммуникация; медиаурбанистика; эпиграфика; Россия; Китай; urban communication; media-urbanism; epigraphy; Russia; China
Загрузить | PDF, 4123 Kb
Репрезентация народной мудрости в языковой картине мира забайкальских казаков (на материале романа К.Ф. Седых «Даурия»)
Впервые рассматриваются пословицы, бытовавшие в говоре забайкальских казаков станицы Орловской в начале XX в. и зафиксированные в романе К.Ф. Седых «Даурия», описывающем жизнь и быт этих казаков. Основная часть рассмотренных пословиц имеет назидательный смысл, остальные представляют собой результаты обобщенных наблюдений над поведением людей и животных.
Ключевые слова: language picture of the world; popular wisdom; proverb; variant of proverb; locally limited or regional proverbs
Загрузить | PDF, 4145 Kb
Роль межкультурной коммуникации в обучении устной речи иранских филологов-русистов
Выявляется связь между языком и культурой, а именно роль межкультурной коммуникации в освоении русского языка как иностранного в вузах Ирана. Особое внимание уделено повышению навыков устной речи в вузах Ирана, а также преобладанию коммуникативного подхода в обучении. Рассматриваются развитие устной речи иранских студентов-русистов с опорой на речевые этикетные формулы, а также речевое поведение представителей русской и иранской лингвокультур.
Ключевые слова: русский язык как иностранный; межкультурная коммуникация; речевая и коммуникативная компетенция; устная речь; персидский язык; Russian as a foreign language; intercultural communication; speech and communicative competence; oral speech; Persian
Загрузить | PDF, 4130 Kb
Коммуникативные риски, связанные с глобальным английским
Распространение английского языка в эпоху глобализации влечет за собой коммуникативные риски, которые оказывают влияние как на локальный язык, так и на сам глобальный английский. Подобные изменения особенно заметны в рамках экономического дискурса. Анализируются примеры из русского и английского языков.
Ключевые слова: глобальный английский; заимствования; экономический дискурс; «глобиш»; global English; borrowings; economic discourse; “globish”
Загрузить | PDF, 4131 Kb
Особенности синтаксиса рекламы в английском языке
Определяются характерные особенности синтаксиса рекламы в исследуемом языке, выявлены функции рекламного текста, проанализированы синтаксические конструкции в рекламном объявлении и установлены их прагматические аспекты. Рассматриваются синтаксические стилистические средства, определяется их роль в построении эффективного рекламного текста
Ключевые слова: синтаксис; реклама; английский язык; функции; синтаксические стилистические средства; syntax; advertising; English; functions; syntactic stylistic tools
Загрузить | PDF, 4153 Kb
Киноэпиграф в англоязычных кинофильмах
Рассматриваются основные разновидности киноэпиграфов, описаны их источники, способы оформления, расположение в кинокадре. Изучаются структура киноэпиграфов, их место в кинофильме и роль в восприятии фильма. Основными методами исследования являются описательный (аналитический) и метод компонентного анализа.
Ключевые слова: эпиграф; киноэпиграф; кинотитры; кинотекст; что эпигра; кинофильм; epigraph; film epigraph; film scrolls; film text; film
Загрузить | PDF, 4131 Kb
К вопросу о классификации образных сравнений в художественном тексте (на примере романа Нэнси Митфорд «Christmas Pudding»)
Рассматриваются образные сравнения для определения их роли в художественном тексте. Разграничиваются понятия «образное сравнение» и «необразное сравнение», анализируется их структура. Делается попытка классифицировать образные сравнения по функционально-семантическим категориям: аналогия, тождество, равенство, соответствие. На основании проведенного исследования приводятся выводы.
Ключевые слова: образное сравнение; художественный текст; сравнение-аналогия; сравнение-равенство; сравнение-соответствие; сравнение-тождество; figurative comparison; literary text; comparison analogy; comparison equality; comparisonconformity; comparison identity
Загрузить | PDF, 4136 Kb
Тавтология как средство формирования коннотации фразеологической конструкции (на материале русских и немецких соматических фразеологических единиц)
Осуществляется попытка выявить (на контекстуальном уровне использования) вероятность усиления различных коннотативных признаков значения устойчивых сочетаний за счет включения в их структуру тавтологических компонентов. Исследование проводится на материале немецких и русских соматических фразеологических конструкций, обладающих высоким удельным весом и способностью отображать основные тенденции, свойственные фразеологической системе.
Ключевые слова: фразеологизмы; коннотативно-прагматический; оценочный; экспрессивно-эмоциональный; бином; тавтология; семантические эквиваленты; dioms; connotative-pragmatic; evaluative; expressive-emotional; binomial; tautology; semantic equivalents
Загрузить | PDF, 4123 Kb
Номинации денежных единиц в «зеркале» немецкой фразеологии
Представлены отобранные из словаря Duden немецкие фразеологические единицы с компонентами-номинантами денежных единиц. Проанализирована внутренняя форма обозначений денежных единиц, рассмотрены особенности значения фразеологизмов в составе семантических групп.
Ключевые слова: фразеология; фразеологическая единица; внутренняя форма; образное основание фразеологизма; лексическое значение; семантическая группа; phraseology; phraseological unit; internal form; figurative basis of a phraseological unit; lexical meaning; semantic group; currency unit names
Загрузить | PDF, 4124 Kb
Отображение гендерного фактора в немецкой женской прозе второй половины XX в. (на примере произведений Ю. Герман)
Рассматривается художественный текст как носитель стереотипных гендерных речевых характеристик героев произведения, который дает возможность получения информации об изменениях, происходящих в современном обществе. Исследуются проблемы письменного и устного речевого поведения мужчин и женщин, в которых отображены такие явления, как феминность и маскулинность, в немецкой художественной литературе, а именно в женской прозе второй половины XX в.
Ключевые слова: гендерные стереотипы; немецкая женская проза; репрезентация гендерных отношений в художественном тексте; коммуникативные ситуации; особенности речевого поведения мужчин и женщин; gender stereotypes; German female prose; representation of gender relations in a literary text; communicative situations; peculiarities of speech behavior of men and women
Загрузить | PDF, 4129 Kb
К вопросу о национально-культурной специфике межъязыковых фразеологических параллелей (на примере русских и испанских единиц с библейским именем собственным)
Национально-культурная специфика фразеологических единиц русского и испанского языков, содержащих в компонентной структуре библейское имя собственное, рассматривается с точки зрения формирования межъязыковых параллелей.
Ключевые слова: фразеологическая единица; национально-культурная специфика; межъязыковая фразеологическая параллель; phraseological unit; national and cultural specificity; interlanguage phraseological parallel
Загрузить | PDF, 4130 Kb
Метаморфозы китайской городской семиотики
С позиций медиаурбанистики город трактуется как сложная коммуникативная система, находящая отражение в вербальных и невербальных семиотических знаках. Анализ китайской городской семиотики позволяет проследить динамические изменения, связанные с социальными процессами в китайском обществе, и выявить их национально-культурную специфику.
Ключевые слова: медиаурбанистика; Китай; коммуникативная система; городская семиотика; цивилизация; городские надписи; media tourism; China; communication system; urban semiotics; civilization; city signs
Загрузить | PDF, 4199 Kb
Семантический анализ имени Духа огня в текстах якутского фольклора
Рассматриваются и анализируются предполагаемые имена Духа огня у якутов. Сделан вывод, что Дух огня не наделен собственным именем. Все предполагаемые имена (словосочетания) являются эпитетами архаического пласта. Эпитеты дополняют описательную характеристику и дают завершенный образ Духа огня.
Ключевые слова: Дух огня; семантика; устойчивые словосочетания; эпитеты; шаманская лексика; мифологические представления; Yakut folklore; Spirit of fire; semantics; fixed phrases; epithets; shamanistic lexicon; mythological ideas
Загрузить | PDF, 4154 Kb
Художественный образ в пространстве виртуала: «двояковыпуклая линза» Варлама Шаламова и «талант двойного зренья» Георгия Иванова
Рассматривается эстетический аспект виртуала и процесса виртуализации как феноменов, отвечающих современным представлениям о природе творческого процесса в целом и специфических установках отдельных авторов в аспекте поэтики.
Ключевые слова: адекватность; виртуал; виртуализация; теория отражения; фикция; adequacy; virtual; virtualization; theory of reflection; fiction
Загрузить | PDF, 4166 Kb
Поэтическое наследие Бориса Мамайсура в контексте «тихой лирики» украинского шестидесятничества
Раскрываются особенности «тихой лирики» как литературного и художественно-эстетического явления украинского шестидесятничества. Проанализировано творческое наследие украинского поэта Бориса Мамайсура. Сфокусировано внимание на основных темах, мотивах его лирики, исследован поэтический почерк, определены художественно-стилевые особенности творчества автора.
Ключевые слова: «тихая лирика»; шестидесятники; философские мотивы; любовь; природа; художественно-поэтические приемы; “quiet lyrics”; the sixties; philosophical motives; love; nature; artistic and poetic techniques
Загрузить | PDF, 4122 Kb
«Земля Пресвятой Девы» Cомерсета Моэма как литературный травелог
Анализируются стилевые и жанровые особенности произведения У.С. Моэма «Земля Пресвятой Девы; Зарисовки и впечатления в Андалузии» (“The Land of the Blessed Virgin: Sketches and Impressions in Andalusia”), которое авторы публикации относят к жанру литературного травелога, опираясь на опыт исследований отечественных и зарубежных литературоведов.
Ключевые слова: Somerset Maugham; travelogue; literary genre; travel essay; genre heterogeneity; Сомерсет Моэм; травелог; литературный жанр; путевой очерк; жанровая неоднородность
Загрузить | PDF, 4131 Kb
Образ Дон Кихота в испанской национальной картине мира
Образ Дон Кихота рассматривается как исходная точка в русле изысканий испанских философов относительно национальной испанской идентичности. Сервантесу удалось воплотить в Дон Кихоте фундаментальные черты испанского национального характера и ментальности, а также отразить дуализм испанского национального сознания, воплощенный в двуедином образе, объединяющем двух персонажей романа - Дон Кихота и Санчо Пансу.
Ключевые слова: роман «Дон Кихот»; творчество Сервантеса; испанская национальная картина мира; национальное испанское самосознание; национальная испанская ментальность; the novel “Don Quixote”; the works of Cervantes; the Spanish national picture of the world; the national Spanish self-consciousness; the national Spanish mentality
Загрузить | PDF, 4133 Kb
История
Теория либерализма Дж. Локка в истории зарубежной политической мысли
Освещаются идеи известного английского мыслителя Дж. Локка. Анализируются работы зарубежных исследователей политической теории Дж. Локка.
Ключевые слова: Джон Локк; Англия; политическая теория; либерализм; история политической мысли; John Locke; England; political theory; liberalism; history of political thought
Загрузить | PDF, 4123 Kb
Решение кадрового вопроса в сфере правового образования во второй половине XIX в
Рассматривается кадровый вопрос в контексте образовательной политики российского правительства в период либеральных реформ 1860-х - 1870-х гг. Исследуется государственная политика по его реализации. Анализируются нормативно-правовые документы, выявляются механизмы решения кадровой проблемы в сфере правового образования.
Ключевые слова: правовое образование; Российская империя; либеральные реформы 1860-х - 1870-х гг; кадровый вопрос; legal education; Russian Empire; liberal reforms of the 1860s - 1870s; the human resources issue
Загрузить | PDF, 4135 Kb
Оказание помощи беженцам в годы Первой мировой войны в рамках провинциального города: организационный аспект
Массовое передвижение населения в годы Первой мировой войны с западных и юго-западных регионов вглубь страны привело к созданию на местах особых структурных подразделений в рамках губернии, уезда и волости. Законодательно их функции были четко поделены. Фронт работ был достаточно широк. Рассматриваются особенности работы с беженцами в рамках уездного города Новгородской губернии Череповца.
Ключевые слова: Первая мировая война; Череповецкое уездное бюро по оказанию помощи беженцам; волостные комитеты; World War I; Cherepovets District Refugee Aid Bureau; volost committees
Загрузить | PDF, 4123 Kb
Создание и развитие института финансовых инспекторов в первые годы новой экономической политики (на материалах Астраханской губернии)
Описывается сложный процесс организации Астраханского губернского финансового отдела в первые годы нэпа. Анализируются законодательные источники и выявляются причины, тормозившие данный процесс в Астраханской губернии. Рассматриваются в их развитии должностные обязанности финансовых инспекторов и агентов, определяются региональные особенности данного процесса.
Ключевые слова: новая экономическая политика; финансовые инспекторы; фининспектор; губернский финансовый отдел; губфинотдел; Астраханская губерния; new economic policy; financial inspector; provincial financial department; Astrakhan governorate
Загрузить | PDF, 4131 Kb