Архив журнала

2020-2024


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86

№1 (114) 2017
2017 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
Педагогические науки
Глобализация рынка образовательных ресурсов
Раскрыто понятие глобализации с позиций отечественных и зарубежных ученых. Рассмотрены два направления глобализации на рынке образовательных ресурсов (маркетизация образования и выполнение программы устранения базовой неграмотности как средства борьбы с хронической бедностью и экономическим неравенством) и выделены две основные ее модели. Выявлено, что под глобализацией в сфере высшего образования следует понимать интернационализацию, интеграцию, информатизацию как важнейшие ее составляющие. Сделан вывод о том, что глобализация на исследуемом рынке имеет положительные стороны - универсализацию и распространение естественнонаучных знаний.
Ключевые слова: глобализация; интернационализация; маркетизация; информатизация; информационные технологии; коммерциализация; инновации; globalization; internationalization; marketization; informatization; information technologies; commercialization; innovations
Загрузить | PDF, 2410 Kb
Теоретические подходы к определению потенциала воспитательной деятельности
Раскрываются содержание, цели, задачи и направления воспитательной деятельности в условиях современного вуза, а также понятия «потенциал», «потенциал воспитательной деятельности». Предложены структура потенциала воспитательной деятельности и оценочные показатели.
Ключевые слова: воспитание; воспитательная деятельность; потенциал; потенциал воспитательной деятельности; критерии оценки воспитательной деятельности; education; educational activities; potential; potential of educational work; criteria of assessment of educational activities
Загрузить | PDF, 2398 Kb
РОДИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА В ТРАДИЦИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ XII-XX вв. (в контексте докторского исследования Л.А. Грицай)
Актуализируется родительская культура как система родительской деятельности, направленная на реализацию главной цели воспитания в семье - становление личности ребенка. Раскрывается феномен «парадигма родительской культуры» как определенный уклад социальных стереотипов и совокупность теоретических положений, раскрывающих сущностные основы родительского воспитания детей в конкретный исторический период и оказывающих влияние на практику воспитания.
Ключевые слова: родительская культура; парадигмы родительской культуры; парадигмальный подход; parent culture; paradigms of parent culture; paradigmatic approach
Загрузить | PDF, 2417 Kb
Мониторинг формирования личностных результатов ФГОСа как механизм управления образовательным процессом
Рассматривается управление качеством формирования личностных (воспитательных) результатов образования в аспекте мониторинга. Для этого уточняются характеристики мониторинга в образовании, специфика проявлений воспитательных результатов и роль выделенных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) личностных результатов.
Ключевые слова: воспитание; мониторинг; личностный результат; качество; диагностика; education; monitoring; personal result; quality; diagnostics
Загрузить | PDF, 2442 Kb
Субкультура мегаполиса как фактор социокультурной адаптации учащихся из малонаселенных пунктов
Рассмотрены понятия мегаполиса, креативного класса, социокультурной адаптации учащихся из малонаселенных пунктов к субкультуре мегаполиса, определена роль субкультурной грамотности подростка в процессе социокультурной адаптации учащихся из малонаселенных пунктов.
Ключевые слова: социокультурная адаптация; мегаполис; креативный класс; подростки; субкультура; субкультурная грамотность подростка; sociocultural adaptation; megalopolis; creative class; teenagers; subculture; subcultural competence of a teenager
Загрузить | PDF, 2400 Kb
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СЕТЕВЫХ СЕРВИСОВ
Описаны специфика феномена «социально безопасное поведение»; проблема роли социальной сети в целом и социальных сервисов, в частности, в процессе социализации подрастающего поколения; работа педагогического клуба вуза по формированию социально безопасного поведения подростков средствами сетевых сервисов и результаты итоговой диагностики ее реализации.
Ключевые слова: социально безопасное поведение; степень готовности подростка к осуществлению социально безопасного поведения; социальные сервисы; педагогический клуб; socially safe behaviour; level of teenager’sreadiness for socially safe behaviour; social services; pedagogical club
Загрузить | PDF, 2430 Kb
Формирование экологической культуры учащихся в условиях эколого-образовательной среды учебного заведения
Рассмотрена проблема влияния эколого-образовательной среды учебного заведения на формирование экологической культуры учащихся. Определен и описан алгоритм процесса ее формирования в эколого-образовательной среде учебного заведения. Рассмотрены результаты, показывающие эффективность использования данного алгоритма.
Ключевые слова: экологическая культура; эколого-образовательная среда; уровни проявления экологической культуры; ecological culture; ecological and educational environment; levels of the ecological culture
Загрузить | PDF, 2421 Kb
Теоретические основы формирования педагогической компетентности специалиста сферы физической культуры и спорта
Педагогическая компетентность специалиста сферы физической культуры и спорта рассматривается как составляющая его профессиональной компетентности, реализуемая в готовности к педагогической деятельности и способности ее осуществлять в условиях единого спортивно-образовательного процесса. Определены компоненты педагогической компетентности названного специалиста и предложены средства ее формирования, разработанные на учебно-тренировочных сборах как специфической форме образовательного процесса, обеспечивающей становление организаторов спортивной деятельности.
Ключевые слова: педагогическая компетентность; профессиональная компетентность; специалист сферы физической культуры и спорта; спортивно-образовательный процесс; pedagogic competence; professional competence; a specialist in the sphere of physical culture and sport; sport and educational process
Загрузить | PDF, 2416 Kb
Социально-педагогическое проектирование в формировании фамилистической культуры воспитателя интернатного учреждения
Обосновывается актуальность социально-педагогического проектирования как важного ресурса формирования фамилистической культуры воспитателя интернатного учреждения; раскрывается потенциал социально-педагогического проектирования, способствующий, с одной стороны, повышению уровня сформированности исследуемой культуры, с другой - обеспечению личностно-профессионального становления воспитателя в контексте социальной компетентности учащегося школы-интерната.
Ключевые слова: потенциал; фамилистическая культура воспитателя интерната; проектирование; социально-педагогическое проектирование; potential; familistic culture of a boarding school teacher; projecting; socio-pedagogic projecting
Загрузить | PDF, 2381 Kb
Педагогическое сопровождение профессионального развития учителя в ресурсном центре
На основе анализа диссертационного исследования Джилия Ф.А. «Ресурсный центр как институт профессионального развития учителя (на материале ресурсных центров Эритреи)» автор выделяет актуальные для современной образовательной практики пути и организационные формы сопровождения профессионального развития учителя, а также определяет перспективные направления исследования этих вопросов.
Ключевые слова: профессиональное развитие учителя; ресурсный центр; дополнительное профессиональное образование; professional development of a teacher; resource centre; additional professional education
Загрузить | PDF, 2433 Kb
Парадигмальные характеристики современного иноязычного образования
Ведущей тенденцией современной методики преподавания иностранных языков в условиях глобализирующегося информационного мира представлен полипарадигмальный подход, ориентированный в рамках антропоцентрической, компетентностной, аксиологической, культурологической и личностно ориентированной составляющих на становление развитой, свободной, ответственной, позитивной личности и субъектности обучающихся.
Ключевые слова: методика обучения иностранным языкам; непрерывное иноязычное образование; полипарадигмальный подход; иноязычное личностно ориентированное образование; foreign language teaching methods; continuous foreign language education; polyparadigmatic approach; foreign language personality-oriented education
Загрузить | PDF, 2429 Kb
Лингводидактическая компетенция будущего учителя иностранного языка: способ определения уровня сформированности
Рассматриваются лингводидактическая компетенция в процессе методической подготовки учителя иностранного языка, дифференциация уровней ее сформированности. Обосновывается необходимость использования профессионально-ориентированных (лингводидактических) задач для проверки уровня сформированности рассматриваемой компетенции как итоговой формы аттестации будущих учителей иностранного языка в рамках компетентностного подхода.
Ключевые слова: лингводидактическая компетенция; будущий учитель иностранного языка; способ определения уровня сформированности; профессионально ориентированная (лингводидактическая) задача; профессиональный стандарт педагога; компетентностный подход; linguodidactic competence; future foreign language teacher; a method to find outthe level of development; profession-oriented (linguodidactic) task; professional standard of a teacher; competence approach
Загрузить | PDF, 2395 Kb
Культурологические аспекты обучения в контексте развития устной речи студентов вузов
Раскрывается важная роль изучения культурологических аспектов в контексте развития устной речи студентов языковых факультетов вузов. Автор детально показывает особенности монолога, различные формы диалога, образцы которых направлены на усвоение культурологических аспектов, что способствует развитию коммуникативных умений студентов в контексте устной речи.
Ключевые слова: культурология; содержание обучения культуре; методическая культура; элементы культуры; межкультурная коммуникация; информативная беседа; групповая беседа; диалог; монолог; коммуникация; культурологические компетенции; culturology; content of culture teaching; methodological culture; elements of culture; intercultural communication; informative talk; group talk; dialogue; monologue; communication; culturological competences
Загрузить | PDF, 2400 Kb
Формирование компетенций учащихся в системе дополнительного образования по физике
Рассмотрена система дополнительного образования учащихся по физике, ее роль в формировании компетенций учащихся. Представлен опыт работы кружка «Физика для всех».
Ключевые слова: физическое образование; дополнительное образование; кружок; компетенция; проект; physics education; additional education; club; competence; project
Загрузить | PDF, 2383 Kb
Филологические науки
Становление понятия «языковая личность»: от «языка в человеке» до «человека в языке»
Рассматривается формирование понятия «языковая личность» от первых попыток исследователей осмыслить язык как неотъемлемую часть человека до становления лингвоперсонологии как отдельной лингвистической дисциплины, направленной на исследование личности в языке. Также анализируются современные подходы к изучению языковой личности как индивидуального, так и типизируемого образования и обсуждается перспективность исследования данного феномена в коммуникативном пространстве Интернета.
Ключевые слова: антропоцентрическая парадигма; языковая личность; лингвоперсонология; коммуникативное пространство Интернета; anthropocentric paradigm; language personality; linguistic personality study; communicative space of the Internet
Загрузить | PDF, 2420 Kb
К вопросу о национальном коммуникативном поведении и его отражении в художественном тексте (прагмалингвистический аспект)
Раскрывается содержание понятий «коммуникативное поведение», «коммуникативная стратегия». В результате прагмалингвистического анализа русского национального коммуникативного поведения героев художественной прозы, реализованного в коммуникативных стратегиях похвалы и порицания, выявлены общие и отличительные черты их функционирования в прозе двух русских писателей, разделяемых столетием: К.Н. Леонтьева и В.М. Шукшина. Основное внимание акцентировано на сопоставлении положительной и отрицательной семантики данных коммуникативных стратегий, для чего проанализированы материалы, содержащие единицы оценочной лексики.
Ключевые слова: коммуникативное поведение; коммуникативная стратегия; похвала; порицание; положительная оценка; отрицательная оценка; оценочная лексика; communicative behaviour; communicative strategy; praise; blame; positive evaluation; negative evaluation; evaluation vocabulary
Загрузить | PDF, 2397 Kb
ЯЗЫКОВАЯ ОЦЕНКА В ОТРАЖЕНИИ ПАРЕМИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ ГРЫЗУНОВ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВ «МЫШЬ» и «КРЫСА»)
Рассматриваются английские паремии, описывающие концепты «мышь» и «крыса». Данные образы отражают оценочные значения. Английские паремии, раскрывающие образы грызунов, исследуются на предмет объективации когнитивно-оценочных признаков. Оценка, выражаемая паремиями, изучается на основании примеров, взятых из англоязычной литературы.
Ключевые слова: английские паремические единицы; оценка; событие; концепт; образ; English paremic units; assessment; event; concept; image
Загрузить | PDF, 2420 Kb
Употребление русских причинных предлогов в разных функциональных стилях речи
Причинные предлоги в русском языке различаются неравномерностью по возможности функционирования в разных стилях речи. В статье уточняется такая возможность, распределяются сферы потребления причинных предлогов, а также выявляется стилистический фактор недопустимости их синонимической замены.
Ключевые слова: причинные предлоги; стилистические различия; разговорная речь; книжная речь; речевое клише; causal prepositions; stylistic difference; colloquial speech; book speech; speech cliché
Загрузить | PDF, 2407 Kb
ОНОМАСИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕШСКИХ И РУССКИХ ГЕОРТОНИМОВ
Описываются чешские и русские геортонимы, образованные по номинативной модели «прилагательное + день»; представляются инвариантные ономасиологические признаки названных ономастических единиц; дается характеристика выражающих эти признаки имен прилагательных.
Ключевые слова: геортоним; номинативная модель; инвариантный ономасиологический признак; имя прилагательное; heortonym; nominative model; invariant onomasiological sign; adjective
Загрузить | PDF, 2409 Kb
ПРИЕМЫ ЯЗЫКОВОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ, СОДЕРЖАЩИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПРАГМАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
Представлен опыт классификации речевых приемов манипулирования в неофициальном межличностном общении, с помощью которых люди хотят облегчить общение или получить выгоду. Такие приемы основаны на психологическом воздействии, при котором манипулятор извлекает необходимую выгоду, сыграв на чувствах самолюбия человека, вины, стыда, страха, и часто приводит собеседника в состояние психологического дискомфорта.
Ключевые слова: непродуктивная манипуляция; интенциональность; манипулятор; психологический прием; манипулятивное высказывание; психологическая уловка; скрытое воздействие; ineffective manipulation; intentionality; manipulator; psychological technique; manipulatingstatement; psychological trick; hidden impact
Загрузить | PDF, 2395 Kb
Актуальное членение предложений с инфинитивными вторично-предикативными структурами в современном английском языке
Описывается актуальное членение семантически осложнённых предложений с инфинитивными вторично-предикативными структурами, которые являются одним из самых распространенных способов оформления вторичной предикативности в английском языке. Показано, что подобные структуры имеют собственное актуальное членение, накладывающееся на актуальное членение матричного предложения, приобретающего в результате дополнительную тему или рему.
Ключевые слова: пропозиция; семантически осложненное предложение; инфинитивные вторично-предикативные структуры; тема; рема; коммуникативный динамизм; актуальное членение; proposition; semantically complex sentence; infinitive secondary predicative structures; theme; rhema; communicative dynamism; actual segmentation
Загрузить | PDF, 2403 Kb
Глаголы с атрибутивной валентностью в современном немецком языке
Рассматривается расширенное понятие «атрибутивная валентность глагола». В ряд глаголов с атрибутивной валентностью в современном немецком языке включаются не только стилистически нейтральные, но и эмоционально окрашенные глаголы с актантом-атрибутом с общей признаковой характеристикой, а также глаголы с инкорпорированным актантом-атрибутом, среди которых выделяются субъектные и объектные типы.
Ключевые слова: немецкий язык; валентность; глагол; актант; атрибут; the German language; valence; verb; actant; attribute
Загрузить | PDF, 2385 Kb
Глаголы с семантикой локативности в эрзянском и финском языках
Раскрывается содержание понятия «локативность» как распространённого явления в языке, имеющего довольно разнообразные средства выражения. Рассматривается одно из основных средств выражения данной категории в эрзянском и финском языках - глагол, выделяются семантические группы глаголов, передающих значение локативности, приводятся примеры из художественной финской и эрзянской литературы.
Ключевые слова: категория; локативность; глагол; средство выражения; местоположение; локализатор; category; locativity; verb; expressive device; location; localizer
Загрузить | PDF, 2392 Kb
«О днях войны, принесших миру мир...»: тема памяти в художественных произведениях ветеранов Великой Отечественной войны
Тема памяти рассмотрена как основная, определяющая и в ХХ, и в начале нового тысячелетия содержание образной системы и структурные особенности в прозе и поэзии художников, прошедших Великую Отечественную войну рядовыми и младшими командирами переднего края.
Ключевые слова: Родина; Сталинградская битва; память; «лейтенантская» проза; «фронтовая» лирика; герой; автор; Motherland; the Battle of Stalingrad; memory; “lieutenant” prose; “frontline” lyrics; hero; character
Загрузить | PDF, 2408 Kb
ТРАДИЦИИ САТИРИЧЕСКОЙ БАСНИ КОЗЬМЫ ПРУТКОВА В ТВОРЧЕСТВЕ ЕГО «СЫНА» ИВАНА ПРУТКОВА
Сопоставляются сатирические басни литературных масок Козьмы и Ивана Прутковых. В процессе выделения жанрообразующих черт ряда произведений анализируемых авторов обнаруживается, что поэтика творчества Ивана Пруткова сформирована под влиянием традиций сатирической и пародийной поэзии Козьмы Пруткова и вместе с тем жанровый канон в творчестве того и другого автора трансформируется.
Ключевые слова: басня; сатира; Иван Прутков; Козьма Прутков; языковая игра; анималистические образы; fable; satire; Ivan Prutkov; KozmaPrutkov; pun; animalistic images
Загрузить | PDF, 2417 Kb
АССОЦИАТИВНО-СМЫСЛОВОЕ ПОЛЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Е.В. ШЕВЕЛЁВОЙ «БЕЛОСНЕЖЬЕ»
Описан способ организации ассоциативно-семантического пространства поэтического текста Е.В. Шевелёвой «Белоснежье» при помощи метода моделирования ассоциативно-смыслового поля. Проведенный анализ подтверждает, что любой художественный текст - это система, элементы которой находятся в определённых структурных связях и отношениях, выражающих творческий замысел писателя. Семантический объём данного произведения задаётся не прямым значением отдельных слов и словосочетаний, а ассоциациями, которые они порождают.
Ключевые слова: поэтический текст; художественная картина мира; ассоциативно-смысловое поле; лексема; зима; poetic text; artistic world picture; associative and semantic field; lexeme; winter
Загрузить | PDF, 2466 Kb
БЫТОВАЯСКАЗКАКАЛМЫКОВ: ПРОБЛЕМЫИЗУЧЕНИЯ
Показаны проблемы изучения бытовых сказок калмыков, представлены классификация и история публикаций этого жанра.
Ключевые слова: калмыцкие сказки; бытовые сказки; классификация; сюжеты; Kalmyk tales; household tales; classification; plots
Загрузить | PDF, 2414 Kb
Речевая партия персонажа как характерологическое средство создания его образа (на материале пьесы Б. Шоу «Цезарь и Клеопатра»)
Рассматриваются средства портретирования образа персонажа в драматургическом произведении через призму содержательных аспектов и разноуровневых языковых средств речевой партии Юлия Цезаря в пьесе Б. Шоу «Цезарь и Клеопатра». Эмпирический материал исследуется с учетом широкого вертикального контекста.
Ключевые слова: персонаж; образ; содержательный аспект; речевая характеристика; драма; общефилологический подход; Дж. Б. Шоу; «Цезарь и Клеопатра»; character; image; aspect of contents; verbal characteristics; drama; general philological approach; G.B. Shaw; “Caesar and Cleopatra”
Загрузить | PDF, 2416 Kb
Фоновые знания в китайских нарративных песнях 1924 - 1977 гг
Выявляются фоновые знания в китайских нарративных песнях революционного периода ХХ в., а именно: их историко-культурный, социокультурный, этнокультурный и семиотический фоны. Уделяется внимание описанию роли фоновых знаний, отражённых в текстах песен и музыкальных видеоклипах к ним, в формировании необходимого с идеологической точки зрения образа нарратора и персонажа.
Ключевые слова: китайская нарративная песня; песенный нарратив; нарративный анализ; фоновые знания; революционные песни; Chinese narrative song; song narration; narrative analysis; background knowledge; revolutionary songs
Загрузить | PDF, 2477 Kb
Исторические науки и археология
ТАШАВ-ХАДЖИ АЛ-ИНДИРИ В СУФИЙСКИХ ГЕНЕАЛОГИЯХ ДУХОВНОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ XIX - XX вв
Решается задача по выявлению и рассмотрению суфийских генеалогий духовной преемственности (силсила), в которых фигурирует имя Ташава-хаджи ал-Индири, одного из вождей Кавказской войны. В результате анализа на примере пяти суфийских силсил, три из которых накшбандийские и две кадирийские, автор показывает фигурирование имени ал-Индири в цепочке суфийских наставников. Этот материал может быть использован исследователями суфизма на Кавказе.
Ключевые слова: суфизм; накшбандийа; кадирийа; силсила; Ташав-хаджи; Кунта-хаджи; sufism; nakshbandiya; kadiriya; silsila; Tashav-Haji; Kunta-Haji
Загрузить | PDF, 2422 Kb
Удины как объект изучения в научных и периодических изданиях Российской империи (XIX - начало ХХ вв.)
Анализируются научные и периодические издания, в которых сообщается об удинах, написанные в период их вхождения в состав Российской империи (XIX - начало XX в.). Выявлены интерес и причины обращения ученых разных стран к удинскому этносу. Подробно описываются хозяйственная деятельность удин, жилища, быт, дана классификация. Сделан вывод о значимости указанного периода в истории удин, т.к. именно тогда происходит накопление первичных научных данных об удинах и начинается их изучение.
Ключевые слова: удины; научные издания; периодические издания; обьект изучения; исследование; the Udis; scientific literature; periodicals; object of research; research
Загрузить | PDF, 2412 Kb
ЗАПАДНЫЙ КАЗАХСТАН И АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Освещается вопрос о влиянии аграрной политики царизма на социально-экономическое развитие Западного Казахстана в конце XVIII - начале XX в. Исследованы процессы развития скотоводства, земледелия, оседания кочевого и полукочевого населения. Проводится анализ научных работ историков, посвященных данной проблематике. Отмечены факторы, способствовавшие развитию земледелия и скотоводства в регионе, вовлечению Западного Казахстана во всероссийский рынок.
Ключевые слова: Западный Казахстан; аграрная политика; Российская империя; скотоводство; земледелие; кочевой быт; крестьяне-переселенцы; Western Kazakhstan; agrarian policy; the Russian Empire; cattle; agriculture; nomadic life; peasant settlers
Загрузить | PDF, 2412 Kb
ДИСКУРС ДАГЕСТАНСКИХ БОГОСЛОВОВ ПО ПРОБЛЕМЕ «ЛЖЕШЕЙХСТВА» (краткий экскурс в историю вопроса)
Раскрывается проблема «лжешейхства» в дагестанских арабоязычных богословских полемических сочинениях начала ХХ в. Полемика по данному вопросу, получившая начало в данный период времени, также нашла отражение в работах современных богословов. Рассмотрение данного вопроса является частью изучения истории распространения суфизма в Дагестане.
Ключевые слова: суфизм; шейх; лжешейхство; полемика; Дагестан; Sufism; false sheikhdom,; sheikh; controversy; Dagestan.
Загрузить | PDF, 2404 Kb
Периодическая печать и индустриальное развитие Нижнего Поволжья в конце 1920-х - первой половине 1930-х гг.
На основе анализа документов нижневолжских архивов и сохранившихся периодических изданий 1920-х-1930-х гг. показаны характерные формы освещения промышленного развития региона в местной прессе. Проанализирована роль печатных СМИ в процессе социалистической модернизации промышленности Нижнего Поволжья.
Ключевые слова: индустриализация; пропаганда; периодическая печать; средства массовой информации; Нижнее Поволжье; газеты; промышленное развитие; industrialization; propaganda; periodicals; mass media; Lower Volga region; newspapers; industrial development
Загрузить | PDF, 2390 Kb
Формирование репертуара киносети Сталинградской области и его реализация в 1941-м - начале 1950-х гг
Проанализирован репертуар фильмов, демонстрируемых в кинотеатрах Сталинграда во время Великой Отечественной войны и в восстановительный период. На основе ранее неопубликованных источников сделан вывод о том, что на разных этапах развития Сталинградской области фильмы отражали историческую действительность, были средством воздействия власти на общество и способствовали моральному воодушевлению людей.
Ключевые слова: Сталинград; киносеть; репертуар; досуг; Великая Отечественная война; идеология; Stalingrad; chain of cinemas; repertoire; leisure; the Great Patriotic War; ideology
Загрузить | PDF, 2431 Kb
История становления Сталинградского (Волгоградского) телевидения в середине 1950-х-1960-е гг
Проведено исследование первых десятилетий становления регионального телевещания на примере Сталинградской (Волгоградской) области. Выявлены трудности и достижения в процессе строительства телецентра, формирования сетки передач, изучения отклика на них телезрителей. Подчеркнута роль государственных и партийных органов в организации местного телевещания.
Ключевые слова: история телевидения; СССР; Сталинград; Волгоград; программа передач; TV history; USSR; Stalingrad; Volgograd; TV programme schedule
Загрузить | PDF, 2417 Kb
Воспитательная работа школ Тувы в условиях трансформации российского общества
Анализируется воспитательная работа школ Тувы в условиях трансформации общества. Отмечено, что обновление процесса воспитания в образовательных учреждениях республики проходило на основе традиций и обычаев, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта внедрением новых форм внеучебной работы. Указаны негативные стороны в деятельности общеобразовательных учреждений по воспитанию молодого поколения в рассматриваемый период.
Ключевые слова: школы Тувы; воспитание; реформы образования; кризис общества; Tuva schools; education; educational reforms; crisis if society
Загрузить | PDF, 2398 Kb