Архив журнала

2020-2024


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86

№2 (106) 2016
2016 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
Педагогические науки
Проблемы создания мультимедийной культурной среды на уроке физики
Представлены результаты исследования проблем, связанных с информатизацией физического образования. Обосновано, что решить их возможно только на основе принципов культуросообразной педагогики. С этих позиций рассмотрен современный урок физики как мультимедийная культурная среда. Выделены и описаны ее компоненты, сформулированы основные законы функционирования, определены условия эффективности.
Ключевые слова: информатизация образования; мультимедийная культурная среда урока физики; мультимедийный урок; физическое образование; informatization of education; multimedia cultural environment of a lesson of physics; multimedia lesson; physical education
Загрузить | PDF, 2121 Kb
Современный подросток в образовательном пространстве русской народной культуры
Проанализированы категории «русская народная культура», «образовательное пространство», выявлена роль народной культуры в творческом развитии подростка. Приведены авторские определения понятий «русская народная культура», «образовательное пространство русской народной культуры», «художественно-образная выразительность». Выявлены сущностные характеристики и механизмы функционирования образовательного пространства русской народной культуры. Определены принципы деятельности педагога, направленной на развитие творческих способностей подростка.
Ключевые слова: русская народная культура; образовательное пространство; подросток; творческие способности; художественно-образная выразительность; механизмы функционирования; принципы; Russian folk culture; educational space; teenager; creative abilities; artistic and figurative expressiveness; functioning mechanisms; principles
Загрузить | PDF, 2129 Kb
Проблемы и перспективы реализации гуманитарной модели образования в системе дополнительного профессионального образования
Рассматриваются проблемы реализации гуманитарной модели образования, разработанной на основе гуманитарно-антропологического подхода, в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров.
Ключевые слова: гуманитарная модель образования; дополнительное профессиональное образование; повышение квалификации и профессиональная переподготовка; humanities model of education; additional professional education; further training and professional retraining
Загрузить | PDF, 2120 Kb
Взаимодействие школы и семьи как фактор влияния на формирование фамилистических ценностей подростков
Приведены результаты опроса учащихся старших классов школ г. Волгограда, выявившего необходимость формирования фамилистических ценностей выпускников школ, а также описаны направления работы, позволившие повысить показатели ценностного отношения к семье у подростков.
Ключевые слова: демографический кризис; фамилистика; ценностное отношение к семье; интериоризация ценностей семейных отношений; demographic crisis; family study; value attitude to a family; interiorization of family relations values
Загрузить | PDF, 2121 Kb
Ценности и смыслы психолого-педагогического образования
Проанализирована современная социокультурная ситуация в России и выделены условия, детерминирующие новые ценности психолого-педагогического образования, такие как качество образования, творчество, информационная компетентность, сотрудничество. Для подтверждения теоретических положений использованы данные, полученные в ходе эмпирических исследований, проведенных в ТИ имени А.П. Чехова на факультете психологии и социальной педагогики.
Ключевые слова: психолого-педагогическое образование; ценности; ценностные ориентации; psychological and pedagogic education; values; value guidelines
Загрузить | PDF, 2134 Kb
Личностно-развивающее образование как одна из культурологических образовательных моделей
Показана методологическая роль культурологического и личностно ориентированного подходов в проектировании образовательных систем, обеспечивающих развитие личностной сферы воспитанника, раскрыты условия создания личностно-развивающих ситуаций и пути подготовки педагогов к данной сфере деятельности.
Ключевые слова: культурологический подход; личность; личностно-развивающие ситуации; закономерности развития личности; парадоксы педагогического образования; culturological approach; personality; personality developing situations; mechanisms of personality development; paradoxes of pedagogic education
Загрузить | PDF, 2127 Kb
Гуманитарные практики в профессиональном образовании бакалавров социальной работы
Проанализированы факторы, обусловливающие развитие современной системы высшего образования в области социальной работы. Рассматриваются художественно-творческие технологии как средство формирования профессиональной компетентности студентов направления «Социальная работа». Определены этапы освоения студентом художественно-творческих технологий и факторы оптимизации образовательного процесса.
Ключевые слова: профессиональное образование; профессиональная подготовка; социальная работа; бакалавр социальной работы; творчество; художественно-творческие технологии; социально-культурный проект; профессиональная компетентность; professional educational; professional training; social work; bachelor of social work; creativity; artistic and creative technologies; socio-cultural project; professional competence
Загрузить | PDF, 2138 Kb
Социокультурный нигилизм в образовании
Обозначена проблема социокультурного нигилизма в образовании, проявляющегося в отказе от позитивного историко-педагогического опыта и механическом заимствовании зарубежных инноваций. Социокультурный подход рассматривается как исследовательский инструмент, позволяющий выявить наиболее эффективные образовательные модели и системы.
Ключевые слова: социокультурный нигилизм; социокультурный подход; традиция; инновация; модернизационные процессы; sociocultural nihilism; sociocultural approach; tradition; innovation; modernizing processes
Загрузить | PDF, 2122 Kb
Актуальность социокультурной адаптации учащихся из малонаселенных пунктов к субкультуре мегаполиса
Рассмотрено понятие социокультурной адаптации учащихся из малонаселенных пунктов к субкультуре мегаполиса, определена роль субкультурной грамотности подростка в процессе социокультурной адаптации учащихся из малонаселенных пунктов.
Ключевые слова: социокультурная адаптация; подростки; субкультура; субкультурная грамотность подростка; sociocultural adaptation; teenagers; subculture; subcultural competence of a teenager
Загрузить | PDF, 2121 Kb
Система педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения студентов-спортсменов высокой квалификации
Актуализируется проблема социально-профессионального самоопределения студентов-спортсменов высокой квалификации. Предлагается педагогическое средство решения данной проблемы через реализацию системы педагогического сопровождения посредством современных стратегий и форм взаимодействия, а также современных образовательных технологий.
Ключевые слова: система педагогического сопровождения; студенты-спортсмены; училище олимпийского резерва; нелинейный образовательный процесс; system of pedagogic support; sports students; Olympic Reserve College; nonlinear educational process
Загрузить | PDF, 2139 Kb
Система средств формирования мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста
Рассматриваются отбор и построение системы педагогических средств формирования мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста. Раскрыто влияние системы средств на формирование личностного качества школьников подросткового возраста.
Ключевые слова: игровая деятельность; кейс-стади; портфолио; проектная деятельность; принцип; системность; система средств; playing activities; case-study; portfolio; project work; principle; consistency; system of means
Загрузить | PDF, 2123 Kb
Метод целочисленного представления теорем геометрии в обучении школьников
Проверку на истинность утверждения теоремы удобно осуществить при помощи фигур с целочисленными сторонами. В учебниках и задачниках по геометрии много заданий, в которых длины сторон треугольника, трапеции выражаются целыми числами либо так называемыми «удобными» иррациональными множителями. В форме таблиц систематизированы треугольники, трапеции с целочисленными сторонами.
Ключевые слова: целочисленное представление теорем; простые и составные числа; составление упражнений; integer representation of theorems; elementary and compound numbers; tasks making
Загрузить | PDF, 2260 Kb
Православная психология - психология пути человека
Рассмотрены мировоззренческие и теоретико-методологические основания христианской психологии в системе психологического знания. Предложен общенаучный - гуманитарно-антропологический подход к изучению человеческой реальности, предполагающий гармонизацию и синтез трех антропологий: педагогической, психологической и христианской. В свете антропологического единства следует различать три типа психологического знания: психологию психики, психологию человека и православную (христианскую) психологию - психологию пути человека. Смыслообразующим центром становления «собственно человеческого в человеке» является его выход на личностный способ бытия в мире.
Ключевые слова: anthropological crisis; dehumanization of a human; the sin of rationalism; anthropological unity; spiritual establishment; the way of human life; psychology of the way; расчеловечивание человека; грех рационализма; антропологическое единство; духовное становление; путь личности; психология пути; антропологический кризис
Загрузить | PDF, 2231 Kb
Мониторинг качества информационного компонента учебного процесса в вузе
Определены роль информационного компонента учебного процесса, особенности управления его качеством, признаки и показатели качества информационной составляющей учебного процесса. На основе анализа научной литературы разработана мониторинговая процедура «информативность учебного процесса», изложены результаты ее реализации и принятые на их основе управленческие решения по повышению качества информационного компонента учебного процесса.
Ключевые слова: учебный процесс в высшем учебном заведении; информационный компонент учебного процесса; информативность учебного процесса; мониторинг качества информационного компонента учебного процесса; мониторинговая процедура; мониторинговый инструментарий; educational processat a higher school; informational component of the educational process; information value of the educational process; monitoring procedure; monitoring instruments
Загрузить | PDF, 2147 Kb
Познавательные задачи как средство формирования исследовательских умений в обучении биологии
Рассматриваются познавательные задачи как основное средство формирования исследовательских умений. Приводится классификация познавательных задач (по количеству формируемых умений, уровню трудности и форме организации), используемых на различных этапах формирования исследовательских умений (мотивационно-подготовительном, содержательно-деятельностном, оценочном). Описаны результаты, показывающие эффективность использования познавательных задач.
Ключевые слова: познавательные задачи; классификация познавательных задач; исследовательские умения; универсальные учебные действия; cognitive tasks; classification of cognitive tasks; research skills; universal learning activities
Загрузить | PDF, 2154 Kb
Использование интеллектуальных карт как эффективный прием педагогической техники в системе профессионального образования
Рассматриваются перспективы, возможности и особенности применения в обучении интеллектуальных карт как эффективного инновационного инструмента педагогической техники современного педагога. Более подробно освещены аспекты использования интеллектуальных карт в качестве приема, направленного на повышение результативности обучения и формирования ключевых компетенций у обучающихся.
Ключевые слова: педагогическая техника; приемы; мастерство; интеллектуальные карты; эффективность; результативность обучения; ключевые компетенции; pedagogic techniques; methods; skills; intellectual cards; effectiveness; efficiency of education; key competences
Загрузить | PDF, 2909 Kb
Филологические науки
Средства создания образа персонажа как предмет сопоставительного анализа
Рассматриваются средства портретирования образа персонажа в сопоставительном плане через призму содержательных аспектов и разноуровневых языковых средств. Эмпирическим материалом анализа послужил роман современной английской писательницы Розамунды Пилчер «Семейная реликвия» в оригинале и переводе на русский язык.
Ключевые слова: персонаж; лингвопоэтические средства; содержательный аспект; оригинал; перевод; character; linguopoetic devices; content aspect; original version; translation
Загрузить | PDF, 2135 Kb
Исторический дискурс: институциональные характеристики
Исследуется компонентная структура исторического дискурса в парадигме институционального дискурса. Исторический дискурс понимается как самостоятельная разновидность, обладающая специфическими чертами. Рассматриваются такие прагмалингвистические характеристики исторического дискурса, как особенности коммуникативной ситуации, участники коммуникации и их цели, стратегии.
Ключевые слова: дискурс; исторический дискурс; институциональный дискурс; типологические характеристики исторического дискурса; коммуникативные стратегии; дискурсивные формулы; discourse; historicaldiscourse; institutional discourse; typological characteristics of the historical discourse; communicative strategies; discursive formulas
Загрузить | PDF, 2156 Kb
Глобализмы как проблема интерлингвистики и русистики
Вводится термин «глобализм» для обозначения слов, сходных в фонетическом (и/или графическом) отношении и совпадающих по значению (полностью или частично) в глобальном и глобально значимых языках. Анализируется содержание понятия, обозначенного данным термином. Определяются проблемы и перспективы исследования глобализмов в русском языке.
Ключевые слова: глобальная коммуникация; интернациональная лексика в русском языке; global communication; international vocabulary in the Russian language
Загрузить | PDF, 2128 Kb
Типология деструктивных коммуникативных личностей
В рамках теории деструктивного общения анализируется понятие деструктивной коммуникативной личности, предлагается классификация деструктивных коммуникативных личностей, в основу которой положен критерий формы реализации деструктивного поведения. Коммуникативное поведение представителей каждой из выделенных групп (хам, клеветник, шантажист, ревнивец, сплетник) рассматривается с точки зрения типичных коммуникативных тактик и приемов, используемых для реализации поставленной коммуникативной цели.
Ключевые слова: деструктивное общение; коммуникативная личность; коммуникативная тактика; коммуникативный прием; destructive communication; communicative personality; communicative tactics; communicative method
Загрузить | PDF, 2159 Kb
Манипуляция, суггестия, аттракция и фасцинация в креолизованном тексте
Рассмотрены феномены аттракции, манипуляции, суггестии и фасцинации. Приведены основные способы выражения этих феноменов на примере креолизованных текстов. Предложена модель поэтапного воздействия на сознание реципиента сообщения, несущего в себе рассматриваемые феномены.
Ключевые слова: речевое воздействие; креолизованный текст; манипуляция; суггестия; аттракция; фасцинация; verbal influence; creolized text; manipulation; suggestion; attraction; fascination
Загрузить | PDF, 2251 Kb
Современные тенденции в грамматическом строе русского языка (на примере синтаксических конструкций семантики цели, актуальных для печатных СМИ)
Дан анализ современных тенденций в грамматическом строе русского языка. На примере синтаксических конструкций семантики цели выявляются изменения в системе словосочетаний и предложений, объясняются причины их появления. Исследование проводится на языковом материале печатных средств массовой информации.
Ключевые слова: грамматический строй; синтаксические средства; тенденции; семантика цели; современные СМИ; grammar system; syntactic means; tendencies; semantics of goal; modern mass media
Загрузить | PDF, 2147 Kb
Морфологические различия как критерий омонимичности составных терминов и фразеологизмов предметной семантики
Рассматривается проблема разграничения внешних омонимов - составных терминов и предметных фразеологизмов. В качестве объективного критерия разграничения омонимичных единиц данного типа рассматриваются морфологические различия: фразеологизмы и составные термины различаются характером, формой выражения и функционированием грамматических категорий. Отсутствие отдельных грамматических форм, наличие высокочастотных и малоупотребительных форм обусловлены фразеологическим значением и одновременно являются средством различения фразеологизмов и терминов.
Ключевые слова: фразеологизм; предметный фразеологизм; категориальное значение фразеологизма; составной термин; терминоэлемент; омонимия; грамматическая категория; phraseological unit; subject phraseological unit; categorial meaning of a phraseological unit; compound term; term element; homonymy; grammar category
Загрузить | PDF, 2115 Kb
Словотворчество в речи комментаторов спортивных матчей
Рассматриваются примеры спонтанного словотворчества комментаторов спортивных матчей на русском и испанском языках. Проведены параллели с детским словотворчеством, сравнение причин создания инновационных словоформ детьми в период усвоения первого (родного) языка и взрослыми, уже усвоившими родной язык. Приведены наиболее вероятные причины словотворчества взрослых.
Ключевые слова: онтолингвистика; словотворчество; неологизм; креативность
Загрузить | PDF, 2146 Kb
Шантаж в наивно-бытовом сознании носителей русского языка
Предпринята попытка выявить дифференциальные признаки наивно-бытового понятия «шантаж» как коммуникативного феномена, практикуемого в повседневном общении. Проведен опрос русскоязычных респондентов, анализ результатов позволяет уточнить и дополнить дефиниции, зафиксированные в толковых словарях русского языка.
Ключевые слова: шантаж; наивная картина мира; бытовой дискурс; манипуляция; угроза; blackmail; naïve world picture; everyday discourse; manipulation; threat
Загрузить | PDF, 2120 Kb
Экспериментальное исследование роли ритма прозаического текста в процессе его восприятия
Исследуются ритмические особенности прозаических текстов на уровне чередования ударных и безударных слогов, выявляется воздействие ритмического потенциала, а также особенности восприятия читателем текстов разных стилей речи с различным уровнем ритмичности. Описывается разработанная автором методика проведения экспертной оценки ритмичности прозаического текста с помощью компьютерного анализа ритмической структуры текста, позволяющая улучшить качество его восприятия.
Ключевые слова: ритмическая структура прозы; слого-акцентный оберритм; анализ среднеквадратичного отклонения прозы; единицы анализа; автоматизированный анализ текстов; особенности восприятия текста; качество воздействия; rhythmic structure of prose; syllable and accent oberrhythm; analysis of middle-quadratic deviation of prose; units of analysis; automatized analysis of a text; features of text perception; impact quality
Загрузить | PDF, 2474 Kb
Иносказательный диалог как элемент адыгской традиционной речевой культуры
Изучен иносказательный диалог - хъуэрыбзэ (каб.) - одна из этнически обусловленных моделей адыгской традиционной речевой культуры. У реплик-хъуэр выявлены признаки самостоятельно функционирующего фольклорного текста и основная его направленность - коммуникация, обладающая игровой комической экспрессией и актуализирующая речевые приемы перекодировки сообщения, перевода его в иносказательную плоскость
Ключевые слова: паремия; традиция; культура; коммуникативный элемент; фольклор; диалог; игра; paremy; tradition; culture; communicative element; folklore; dialogue; play
Загрузить | PDF, 2137 Kb
Проводится сравнительный анализ возрастных концептов «молодость» и “youth” с точки зрения метафорической диффузности как неотъемлемой характеристики концепта. Данная характеристика рассматривается на материале текстов российских и американских молодёжных журналов и интернет-форумов.
Ключевые слова: метафорическая диффузность; концептосфера «возраст»; возрастной концепт; молодежная лингвокультура; metaphoric diffusion; concept sphere “age”; age concept; youth linguistic culture
Загрузить | PDF, 2128 Kb
Метафорическое моделирование города в профессиональном дискурсе российских и американских архитекторов
Рассматриваются метафорические модели города в профессиональном дискурсе российских и американских архитекторов. Сопоставительный анализ показал, что в дискурсе российских архитекторов наиболее частотны медицинские метафоры, ассоциативно связывающие город с больным организмом; американские архитекторы интерпретируют город как антропоморфную сущность, приписывая ему черты и свойства человека.
Ключевые слова: метафорическая модель города; индивидуальное знание; коллективное знание; антропоморфная метафора; медицинская метафора; спортивная метафора; военная метафора; metaphoric city model; individual knowledge; collective knowledge; anthropomorphic metaphor; medical metaphor; sport metaphor; military metaphor
Загрузить | PDF, 2216 Kb
Лексико-семантические репрезентации концепта «природа» в древнеанглийской загадке
Исследуются особенности наивной картины мира англоязычного этноса на материале древнеанглийских загадок. Рассматриваются номинанты концептов в тематическом поле «Природа» разной частеречевой принадлежности, эксплицирующие специфику этнических представлений об окружающем мире.
Ключевые слова: древнеанглийская загадка; языковая картина мира; концепт; предметные и признаковые имена; old English riddle; language world picture; concept; names based on subjects and features
Загрузить | PDF, 2140 Kb
Концептосфера рассказа Стефана Цвейга «Звезда над лесом»
Изучены ключевые концепты рассказа австрийского писателя С. Цвейга «Звезда над лесом» - любовь, отчаяние и одиночество, которые вербализуются, как правило, посредством выражения и значительно реже посредством обозначения. В концептосфере рассказа значительное место занимает метафора как способ художественной экспликации данных концептов.
Ключевые слова: концепт; индивидуально-авторский концепт; концептосфера; рассказ; метафора; семантический признак; пассаж; протагонист; concept; individual author’s concept; concept sphere; story; metaphor; semantic sign; passage; protagonist
Загрузить | PDF, 2156 Kb
Изучение ассоциативной цветности звуков немецкого языка в синхроническом срезе
Описывается ассоциативная цветность звуков немецкого языка, освещаются результаты ассоциативных экспериментов по установлению звуко-цветовых соответствий, которые были проведены в виде индивидуального анкетирования в период с января 2014-го по июль 2015 г. Выявленные в ходе анализа экспериментальных данных устойчивые ассоциативные связи между звукобуквами и цветами в немецком языке позволили создать матрицу ассоциативной цветности звуков немецкого языка, которая легла в основу компьютерной программы «БЮРГЕР», позволяющей проводить автоматизированный анализ любого слова и текста на немецком языке и делать заключения о характере доминантных цветов вербальной модели.
Ключевые слова: ассоциативная цветность звука; ассоциативный эксперимент; немецкий язык; компьютерная программа; автоматизированный анализ; associative color of a sound; association experiment; the German language; computer programme; automatized analysis
Загрузить | PDF, 2601 Kb
Языковая личность «немецкоязычный официант» в глюттонической коммуникации
Анализируется языковая личность «немецкоязычный официант», являющаяся базовой категорией лингвокультурологии и характеризующаяся определенными лингвосемиотическими параметрами в глюттонической коммуникации. Описываются коммуникативные стратегии немецкоязычного официанта как агента гастрономического дискурса.
Ключевые слова: языковая личность; глюттоническая коммуникация; гастрономический дискурс; коммуникативные стратегии; семиотические маркеры; language personality; gluttonic communication; gastronomic discourse; communicative strategies; semiotic markers
Загрузить | PDF, 2146 Kb
Проводится исследование специфики семантики фразеологизмов с гендерным компонентом (т.е. обладающим семой пола) в английском и татарском языках. Выделяется национально-культурная, национально-концептуальная и национально-коннотативная специфика семантики фразеологизмов. Выявлено, что специфика не определяется семантикой гендерного компонента, а зависит от образного основания фразеологизма в целом.
Ключевые слова: фразеологизм; семантика; специфика; компонент фразеологизма; национальная и культурная специфика; phraseological unit; semantics; specificity; component of a phraseological unit; national and cultural features
Загрузить | PDF, 2126 Kb
Исторические науки и археология
«Зуйки» мурманских рыбных промыслов (1860-1930-е гг)
Приведены архивные материалы по одной из малоизученных тем Отечественной истории - истории рыбопромысловых объединений мурманских рыбных промыслов в период колонизации Мурмана в 1860-1930-х гг. Проведен анализ одной из производственных категорий промысловых объединений в исторической динамике, социальный, экономический анализ категории «зуек». Представлены данные дореволюционных социологических исследований. Показано, что категория «зуек» является не возрастной, а профессиональной.
Ключевые слова: артель; Мурман; зуй или зуек; Поморье; паевые и единоличные промысловые объединения; Муробластьрыба; Artel; Murman; “auxiliary worker”; Pomorye; one’s and individual trade unions; Muroblastryba
Загрузить | PDF, 2139 Kb
Международный женский день в Советской России (на материалах Нижневолжского региона 20-х гг. XX в.)
Рассматривается история Международного женского дня (Международного Дня работниц) в Советской России на протяжении 20-х гг. XX в. Анализируются формы и методы внедрения «новых» праздников для пропаганды социальных преобразований и вовлечения женщин в «социалистическое строительство».
Ключевые слова: Международный День работниц; женское движение; делегатки; Нижнее Поволжье; International Day of Working Women; women’s movement; delegates; Lower Volga Region
Загрузить | PDF, 2139 Kb
Роль волгоградской молодежи в развитии народной дипломатии и движения породненных городов в 1960-1980-х годах
Анализируются характерные для 1960-1980-х гг. направления взаимодействия и формы участия молодёжи Волгограда в развитии движения городов-побратимов и народной дипломатии в условиях политики «холодной войны»
Ключевые слова: народная дипломатия; города-побратимы; «холодная война»; общества дружбы; people’s diplomacy; twin cities; “cold war”; friendship societies
Загрузить | PDF, 2131 Kb
Хроника. Рецензии
РАЗБУДЯТ ЛИ НАС ГОРНИСТЫ?
Ключевые слова:
Загрузить | PDF, 2124 Kb
Славная дочь адыгейского народа. К юбилею Розы Юсуфовны Намитоковой
Ключевые слова:
Загрузить | PDF, 2210 Kb