Архив журнала
2020-2024
Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)
Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)
Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86
№4 (68) 2012
2012 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
к 90-летию со дня рождения профессора В.С. Ильина (СПЕЦВЫПУСК)
ЦЕЛОСТНЫЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
О концепции целостного учебно воспитательного процесса
Раскрываются основы концепции целостного учебно-воспитательного процесса волгоградской научно-педагогической школы профессора В.С. Ильина. Основное внимание уделяется онтологическому аспекту, раскрывающему сущностные характеристики концепции.
Ключевые слова: целостность; методология; учебно-воспитательный процесс; концепция
Загрузить |
PDF,
343 Kb
СУБЪЕКТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Целостный подход представлен как система регулятивов исследования закономерностей и структуры педагогического процесса. Обосновывается необходимость преодоления редукции целостного подхода к естественнонаучной трактовке целостности лишь как организационной формы педагогического процесса и обращения к гуманитарной модели, раскрывающей целостность субъекта организации такого процесса.
Ключевые слова: методологические функции категорий части и целого; целостность субъекта педагогического процесса; целостный человекообразующий процесс; целостность педагогической деятельности
Загрузить |
PDF,
325 Kb
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ: ЭТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Охарактеризованы категории нравственности, морали и духовности в контексте этического (нерелигиозного) воспитания, этическая позиция как цель духовно-нравственного воспитания, эмоциональные механизмы такого воспитания.
Ключевые слова: мораль; нравственность; духовность; этика; позиция; воспитание; совесть; стыд; сострадание
Загрузить |
PDF,
292 Kb
Психолого-педагогические аспекты формирования образа мира у ребенка-дошкольника
Рассматриваются проблемы формирования у дошкольника образа мира как целостного образования познавательной сферы личности. Подчеркивается, что образ мира существует и функционирует на трех уровнях - сенсорно-перцептивном, интеллектуальном, личностном.
Ключевые слова: образ мира; познавательная сфера; сенсорный опыт; обогащенный образ мира; субъектный опыт; системно-деятельностный подход
Загрузить |
PDF,
310 Kb
Социально-педагогические аспекты патриотического воспитания
Анализируются современные педагогические исследования по проблемам патриотического воспитания. На основе современного понимания природы и сущности феномена патриотизма обосновываются методологические проблемы патриотического воспитания.
Ключевые слова: патриотизм; патриотическое воспитание; социальная целостность; компоненты патриотизма; российская гражданская идентичность
Загрузить |
PDF,
291 Kb
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ ВОСПИТАНИЯ В ЗЕРКАЛЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ГЕНЕТИКИ
Рассматривается влияние «культурного генотипа» России на генезис и развитие отечественных идеалов воспитания. Обосновано, что в стране сформировались и ретранслировались три типа идеала: социоцентристского, антропоцентристского и дуалистического характера.
Ключевые слова: идеал воспитания; культурный генотип; ядро культуры; антропоцентризм; социо- центризм; дуалистичность
Загрузить |
PDF,
301 Kb
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматриваются проблемы гендерного подхода в условиях непрерывного образования дошкольников, школьников, студентов и взрослых и перспективы развития педагогической теории и практики в ходе гендерной социализации.
Ключевые слова: гендер; гендерный подход; непрерывное образование; гендерная социализация
Загрузить |
PDF,
348 Kb
Психолого-педагогические идеи буддизма в духовно-нравственном воспитании личности
Раскрываются психолого-педагогические идеи буддизма и возможное их использование в учебновоспитательной работе и становлении духовнонравственной личности. Рассматриваются методы и методики буддийской практики, оказывающие положительное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние человека, способствующие повышению работоспособности, укреплению нравственного здоровья, избавлению от стрессов.
Ключевые слова: буддизм; заповеди; буддийская практика; реинкарнация; медитация; религиозное воспитание; внутренний мир; психолого-педагогические идеи
Загрузить |
PDF,
341 Kb
ИННОВАЦИИ В ОБЩЕМ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Методика применения листов с печатной основой как средства развития автономности младших школьников на уроках математики
Представлена методика применения листов с печатной основой как средства развития автономности младших школьников на уроках математики. Приведены примеры содержания листов с печатной основой, способствующих развитию у младших школьников самостоятельного целеполагания, осознанности поведения, рефлексии, адекватной самооценки, гибкого, дивергентного мышления.
Ключевые слова: автономность; личностная свобода; младший школьник; листы с печатной основой; урок математики
Загрузить |
PDF,
340 Kb
Формирование у учащихся познавательного интереса к краеведческой деятельности в ходе реализации сетевых образовательных проектов
Проводится анализ потенциала сетевых социальных технологий как фактора развития познавательного интереса учащихся при реализации краеведческих проектов. Представлен опыт использования этого потенциала через организацию совместно-распределенной работы по созданию электронных образовательных ресурсов средствами открытой геоинформационной системы «Мирознай».
Ключевые слова: краеведческая деятельность учащихся; сетевые образовательные проекты
Загрузить |
PDF,
318 Kb
Инновационная деятельность педагогов как коллективного субъекта учебно-научно-педагогического комплекса
Рассмотрена важность специальной технологии исследования при работе над авторской программой в структуре учебно-научно-педагогического комплекса, где в инновационном поиске на первом месте стоят задачи развития педагогической культуры и повышения квалификации преподавателей в направлении становления их инновационного потенциала.
Ключевые слова: проектирование инновационной модели педагогического учебного заведения; педагогическая культура; повышение квалификации преподавателей; опытно-экспериментальная работа
Загрузить |
PDF,
347 Kb
СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Показана логика изменения концептуальных оснований трех поколений стандартов высшего профессионального образования в контексте раскрытия их потенциала для управления качеством подготовки специалистов. Приведены результаты анализа их структуры и содержания стандартов. Выделены проблемные области в реализации ФГОС ВПО и показаны возможные пути их преодоления на примере подготовки магистров по направлению 500100 «Педагогическое образование».
Ключевые слова: управление качеством подготовки специалистов; образовательный стандарт высшего профессионального образования; компетентность; критерии качества
Загрузить |
PDF,
326 Kb
Дидактическая переналадка методической системы вуза при переходе на стандарты третьего поколения
Показаны особенности технологического встраивания в методическую систему вуза как дидактических понятий с новыми функциями, так и совершенно новых понятий типа метрики для оценки компетенций, стандартизированные объемы знаний. Описана модель технологического мониторинга, отслеживающего динамику формирования компетенций, необходимый уровень качества и проекта учебного процесса и сам процесс.
Ключевые слова: методическая система; компетенции специалиста; государственные образовательные стандарты
Загрузить |
PDF,
391 Kb
Подготовка учителя к ценностному взаимодействию с семьей в системе вузовского обучения
Показаны актуальность подготовки учителя к ценностному взаимодействию с семьей обучающегося, направления оптимизации процесса такой подготовки, возможности различных форм обучения в вузе, программа подготовки, этапы усложнения диагностической деятельности.
Ключевые слова: затруднения студентов; программа подготовки к ценностному взаимодействию с семьей; этапы усложнения диагностической деятельности
Загрузить |
PDF,
313 Kb
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО государственного ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дается характеристика направления совершенствования содержания, форм организации учебнопрофессиональной деятельности студента - будущего учителя начальных классов в процессе профессиональной подготовки в вузе в условиях введения в массовую педагогическую практику образовательного стандарта начального образования второго поколения.
Ключевые слова: образовательный стандарт начального образования; деятельностный метод обучения; творческая активность
Загрузить |
PDF,
309 Kb
ИДЕАЛЫ ПЬЕРА ДЕ КУБЕРТЕНА И СОВРЕМЕННОЕ ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Раскрываются противоречия, заложенные в организацию Олимпийских игр Олимпийской хартией, которая базируется на принципах, сформулированных Пьером де Кубертеном. Рассматривается тенденция сближения любительского (олимпийского) и профессионального спорта.
Ключевые слова: Олимпийские игры; Международный олимпийский комитет; Олимпийская хартия
Загрузить |
PDF,
307 Kb
ВОПРОСЫ ОБЩЕГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ «ОДИНОЧЕСТВО» В АКСИОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ
Обсуждается проблема ценностных и перцептивно-образных характеристик эмоционального концепта «одиночество» в языковой картине мира. Выявлен аксиологический статус данного концепта в коллективной и индивидуальной картинах мира.
Ключевые слова: картина мира; аксиологическая картина мира; концепт; ценность; образ; символ; архетип; метафора
Загрузить |
PDF,
318 Kb
ПРОСТРАНСТВО КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ЛИНГВИСТИКИ
Рассматривается терминосистема, десигнирующая поле пространственных понятий в лингвистике; показано, что языковые средства их десигнации не носят метафорический характер; описаны роль пространственных понятий в моделировании лингвистических объектов, способы их корректного применения в лингвистике.
Ключевые слова: пространство; измерение; полиметрический; метафора; моделирование
Загрузить |
PDF,
311 Kb
ДИСКУРСИВНАЯ ТАКТИКА ЗЛОПОЖЕЛАНИЯ: ПРЯМЫЕ ФОРМЫ ОБЪЕКТИВАЦИИ В НАЛИЧНОЙ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ
Описаны психический эпицентр, мотив, цель, стратегии и тактики виндиктивного дискурса, освещена тактика злопожелания как структурная составляющая названного вида заковой деятельности. Анализируются прямые формы объективации данной тактики в наличной конфликтной ситуации общения.
Ключевые слова: концепт «месть»; виндиктивный дискурс; стратегия проклятия; тактика злопожелания; прямые формы объективации
Загрузить |
PDF,
325 Kb
Некоторые особенности аргументации в тексте художественных произведений современных французских писателей
На материале французского языка дан анализ некоторых семантико-синтаксических особенностей аргументации в художественном произведении.
Ключевые слова: аргументация; аргументативная функция; художественный текст; сюбжонктив; наклонение
Загрузить |
PDF,
317 Kb
Болгарские народные сказки о змеях как отражение национальной языковой картины мира
Описаны некоторые черты болгарской фольклорной картины мира в сравнении с русской на основе сказочных сюжетов о змеях. Выделяются и анализируются культурные особенности болгарского народа, закрепившиеся в фольклорной картине мира, предпринимается попытка выявить их связь с историей и культурой названного этноса.
Ключевые слова: фольклорная картина мира; национальная лингвокультурная картина мира; народная сказка; сюжет; миф
Загрузить |
PDF,
311 Kb
Иноязычный учебный текст как депозитарий лингвокультурных моделей
Рассмотрен учебный текст как ядро дискурсивного события в ходе иноязычной научающей коммуникации: его специфика, типы, значимость при овладении новым лингвокультурным кодом.
Ключевые слова: дискурсивная деятельность; билингвизм; прецедентность; научающая иноязычная коммуникация; формирующийся билингв; коммуникативная компетенция
Загрузить |
PDF,
309 Kb
МЕТАТЕКСТОВЫЕ И МОДАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ТЕКСТЕ: ОПЫТ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Приведены результаты структурно-функционального анализа компонентов метатекста и модальности, выявленных в текстах современных школьных учебников; определено соотношение этих единиц текста на основании признаков обязательности/необязательности, коммуникативности/некоммуникативности.
Ключевые слова: учебный текст; авторская целеустановка; метатекст; объективная и субъективная модальность; оценочность
Загрузить |
PDF,
312 Kb
ПРОБЛЕМЫ РУСИСТИКИ
СОЛЯРНАЯ СИМВОЛИКА И ЕЕ ТЕКСТООБРАЗУЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ В ПОЭЗИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ К. БАЛЬМОНТА И И. СЕВЕРЯНИНА)
Концепт «солнце» характеризуется как один из важнейших поэтических символов. На материале лирических произведений К. Бальмонта и И. Северянина исследуются стилистические функции данного символа. В центре внимания находятся его текстообразующие возможности.
Ключевые слова: символ «солнце»; концепт «солнце»; поэтический текст; идиостиль; индивидуально-авторская картина мира; стилистические функции; текстообразующая роль
Загрузить |
PDF,
341 Kb
ОБ ОСНОВНЫХ ТИПАХ РЕЧЕВОГО РИТМА
Рассмотрены три типа ритмовки: синтаксическая, силлабо-тоническая и силлабическая, а также связанные с ними основные ритмические стили и тактики русской речи; применительно к риторике и стилистике проанализирован категориальный аппарат теории речевого ритма, представлена краткая критическая ретроспектива вопроса.
Ключевые слова: риторика; ритмика; мерность; период; колон; гомеотелевты; рифмованная проза; изотония; логаэд; ритмическая проза; силлабика
Загрузить |
PDF,
336 Kb
Дериваты с корнем - в донских казачьих говорах Волгоградской области и общенародном языке
Рассматриваются словообразовательные гнезда с корнем вечер- в донских говорах и литературном языке. Проводится сопоставление словообразовательных моделей и семантики языковых единиц.
Ключевые слова: дериват; диалектизм; словообразовательное гнездо
Загрузить |
PDF,
328 Kb
Архивные документы как источник диалектной информации
На основе архивных материалов описан говор с. Горный Балыклей Дубовского района, сохранивший северновеликорусские черты, но в целом не выделенный среди южнорусского наречия, поскольку имеет близкую к соседним говорам морфологическую систему и сходный лексический состав.
Ключевые слова: русская диалектология; аканье; яканье; иканье; эпентеза; гиперизм; ассимиляция; синкопа
Загрузить |
PDF,
339 Kb
Из истории слов , и (по материалам договоров русских с греками X в.)
На материале текстов, представленных под X в. в русских летописях, исследуются лексемы «написание», «харатия» и «пинехроса», обозначавшие понятие «договор» и смежные с ним понятия.
Ключевые слова: летопись; заимствование; написание; харатия; пинехроса; синоним
Загрузить |
PDF,
330 Kb
Микрогрупповые прозвища Н.С. Хрущева и особенности имянаречения в среде высшей политической элиты
Рассмотрен процесс субстандартного имянаречения (наделения прозвищами) в среде высшей политической элиты тоталитарного государства. На материале прозвищ Н.С. Хрущева показана иерархизирующая функция данного процесса.
Ключевые слова: имянаречение; антропоним; прозвище; лингвокультурная концептуализация; политическая элита
Загрузить |
PDF,
312 Kb
ВОПРОСЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
«ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ» И ЦЕНЗУРА 1840 - 1880-х гг.
Рассматриваются цензурные материалы, сопровождавшие издание журнала «Отечественные записки» в 1840-1880-х гг., который в период его редактирования А.А. Краевским пережил время расцвета (1839-1846) и постепенного угасания (1839-1867). Наращивание цензурных выговоров и запретов происходило во все время редактирования журнала Н.А. Некрасовым и М.Е. Салтыковым-Щедриным вплоть до закрытия издания властями (1868-1884).
Ключевые слова: журнал; цензура; либеральное направление; демократия; реакционные взгляды; А.А. Краевский; Н.А. Некрасов; М.Е. Салтыков-Щедрин
Загрузить |
PDF,
320 Kb
ПРОЗА ВАРЛАМА ШАЛАМОВА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ КИНЕМАТОГРАФА АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО
Описывается творческое кредо В.Т. Шаламова прозаика в философско-образном киноконтексте А.А. Тарковского в свете основных положений о соотношении словесного и визуально-словесного видов искусств и нравственно-поведенческих моделей персонажей.
Ключевые слова: художественно-эстетическая система; принципы миропонимания; вербализация и визуализация; кинематографическая составляющая; кинообраз; киноязык
Загрузить |
PDF,
320 Kb
Художественная семантика дачного топоса в русской поэзии второй половины ХХ в.
Рассматриваются различные грани семантики топоса дачи в русской поэзии второй половины ХХ - начала ХХI в.
Ключевые слова: топос; пространство; семантика; национальная картина мира
Загрузить |
PDF,
332 Kb
Идиллический хронотоп дворянской усадьбы и его отражение в автобиографических произведениях С.Т. Аксакова «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука»
Рассматриваются приемы создания идиллического хронотопа в автобиографических произведениях С.Т. Аксакова с позиции воплощения «усадебного мифа».
Ключевые слова: идиллический хронотоп; «усадебный миф»; автобиографические произведения
Загрузить |
PDF,
290 Kb