Архив журнала
2020-2024
Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)
Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)
Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86
№8 (112) 2016
2016 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
Педагогические науки
Социокультурные и историко-педагогические основы профессиональной подготовки и деятельности учителя. Научно-организационные итоги ХХХI сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки Российской академии образования
Подведены научно-организационные итоги Международной научно-практической конференции - ХХХI сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования «Учитель и его формирование: исторический опыт передачи образованности и культуры», которая состоялась 6-7 июня 2016 г. на базе Тверского государственного университета.
Ключевые слова: история педагогики и образования; педагогическое образование; аксиология образования; учитель; педагогическое образование; pedagogy and education history; pedagogic education; axiology of education; a teacher; pedagogic education
Загрузить |
PDF,
2376 Kb
Интерпретация школы: социолингвистический и историко-педагогический аспекты
Предпринята попытка социолингвистического и историко-педагогического анализа концепта «школа», представлены некоторые взгляды на школу как образовательный институт общества, выявлена этимология термина, охарактеризованы основные подходы к его определению.
Ключевые слова: социальный институт; образование; школа; досуг; образовательная среда; пенициарный подход; social institution; education; school; leisure; educational environment
Загрузить |
PDF,
2392 Kb
МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА УНИВЕРСИТЕТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА: К ВОПРОСУ О ПРЕДМЕТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Интеркультурная деятельность - признак современной культуры. Отвечая на социальные, политические и экономические требования современного общества, необходимо решать проблему интеркультурного образования. Его конечная цель -формирование демократической и толерантной интеркультурной личности, сохраняющей собственную культуру, но понимающей и принимающей другие культуры и обладающей достаточной компетенцией, чтобы адекватно действовать в ситуациях межкультурного общения. В условиях молодежной субкультуры университета в процессе интеркультурной деятельности студентов происходит взаимовлияние и взаимопроникновение культур.
Ключевые слова: интеркультурная деятельность; молодежная субкультура; образование; ценности; компетенции; intercultural work; youth subculture; education; values; competences
Загрузить |
PDF,
2352 Kb
Качество человека и качество образования неклассической педагогики в XXI веке
Рассмотрены положения неклассического образования, связанного с переходом к человекоцентристческой парадигме, нацеленной на становление преобразующей и творящей личности в условиях изменяющегося мира. Реализация проекта модели качества человека сочетает целенормативный подход, ориентированный на национальную культуру локальной цивилизации, и системогенетический подход, направленный на экзистенциальные проблемы человека и идеологию ноосферного учения.
Ключевые слова: качество жизни; качество образования; качество человека; русская философия; ноосфера; life quality; education quality; human quality; Russian philosophy; noosphere
Загрузить |
PDF,
2372 Kb
Сочинения гимназистов для литературных бесед в 1840-1860-е гг.: анализ тематики
Представлен анализ тематики сочинений воспитанников гимназий, читавшихся и разбиравшихся на литературных беседах в 1840-1860-х гг. Приведенные статистические данные проиллюстрированы примерами тем письменных работ, найденных в архивных делах. Определены основные тенденции изменения тематики в указанный период; выявлено, какое влияние на них оказывали официальные распоряжения руководства учебных округов.
Ключевые слова: литературные беседы; сочинение; темы сочинений; письменные работы; развитие речи; literature talks; essay; themes for essays; written works; development of speech
Загрузить |
PDF,
2362 Kb
Здоровьесберегающее пространство вуза как условие непрерывного педагогического образования
Показаны возможности здоровьесберегающего пространства вуза как одного из ключевых условий реализации непрерывного педагогического образования.
Ключевые слова: здоровьесберегающее пространство; валеологическое взаимодействие; непрерывное образование; health care space; valeological correlation; continuous education
Загрузить |
PDF,
2345 Kb
Оценка развития методических компетенций в процессе профессионального становления специального педагога
Представлены результаты исследования динамики развития методических компетенций специального педагога в процессе его профессионального становления. На основе методики, разработанной с позиций компетентностного, системно-деятельностного подходов, даются оценка и характеристика специфики развития содержательной и процессуальной сторон методических компетенций на разных этапах профессионализации учителя-олигофренопедагога.
Ключевые слова: профессиональная подготовка; методические компетенции; специальный педагог; олигофренопедагог; professional training; methodological competences; a specially trained teacher; a teacher working with children with intellectual disabilities
Загрузить |
PDF,
2377 Kb
Special vocational abilities of a physical training teacher
The article deals with the special vocational abilities of a physical education teacher which are necessary for effective work: their physical development, physical training, competitive work, organizational abilities. The research methods that could determine special vocational abilities of a physical training teacher are reflected in the article.
Ключевые слова: physical training teacher; vocational abilities; physical training; competition
Загрузить |
PDF,
2335 Kb
Исследование уровня сформированности мотивационного компонента профессиональной компетентности студента как фактор успешной адаптации к условиям обучения и реализации будущей профессии
Исследуются мотивационный компонент профессиональной компетентности, уровень его сформированности у будущих учителей права. По результатам проведенного исследования предполагаются варианты формирования мотивационной компетентности для обучения студентов и осуществления ими профессиональной деятельности по выбранной специальности.
Ключевые слова: мотивация; компетентность; учитель права; профессиональная компетентность; студент; профессиональная деятельность; уровень сформированности; motivation; competence; teacher of law; professional competence; student; professional work; level of development
Загрузить |
PDF,
2408 Kb
Анализ особенностей восприятия цвета у студентов, обучающихся основам живописи (на примере подготовки дизайнеров)
Рассматриваются две основные задачи, имеющие отношение к развитию восприятия цвета у студентов при обучении основам реалистической живописи. Первая задача заключается в становлении способности к цельному видению тоновых и цветовых отношений, а вторая - в приобретении умения передавать в живописи влияние световоздушной среды на предметные цвета. Анализируется изобразительная деятельность будущих дизайнеров в процессе изучения основ живописной грамоты.
Ключевые слова: живопись; тоновые и цветовые отношения; этюд; восприятие; световоздушная среда; fine arts; tone and colour correlation; sketch; perception; light environment
Загрузить |
PDF,
2334 Kb
Research of self-actualization potential of students studying in various sociocultural environments depending of the nature of achievement motivation
The article deals with the aspects of self-actualization potential of students in small towns and big cities. The objective of the research is to determine sociocultural identity of people in small towns and big cities depending of the nature of achievement motivation. The diagnostic tools are the methodologies: “Personal and social identity” by A.A. Urbanovich, “Achievement motivation tests” by A. Mekhrabian modified by M.Sh. Magomed-Eminov. As the result, four groups were determined: the first subgroup students (positive factors of sociocultural identity and the motivation of success) are characterized by a high level of self-actualization signs; the second subgroup students (positive factors of sociocultural identity and the motivation of avoidance of failures) are characterized by a middle level of self-actualization signs and some lower signs; the fourth subgroup students are characterized by the negative sociocultural identity and some signs of the motivation of avoidance of failures, and the prevalence of low and self-actualization signs. The correlation of the motivation of achievement and the negative sociocultural identity of the third group students has not been found out.
Ключевые слова: sociocultural identity; self-actualization potential; motivation of success achievement; motivation of avoidance of failures; sociocultural environment; a small town; a megalopolis
Загрузить |
PDF,
2336 Kb
Взаимосвязь профессионально-личностной направленности будущих педагогов с их представлениями о профессии
Доказывается необходимость дифференцированного подхода к профессионально-личностной направленности с учетом ее возможных типов и особенностей. Исследование профессиональных представлений студентов-педагогов показало, что респонденты с разным типом направленности ориентированы на разные объекты деятельности, представления о которых также различаются. Полученные данные могут быть использованы в практике подготовки педагогов в вузе.
Ключевые слова: профессионализация; профессиональные представления; профессионально-личностная направленность; типы направленности; образ объекта; professionalization; vocational views; vocational and personal orientation; types of orientation; image of the object
Загрузить |
PDF,
2352 Kb
Исследование психолого-педагогической готовности работников дошкольной образовательной организации к работе в условиях инклюзивного образования
Приводятся результаты исследования психолого-педагогической готовности работников дошкольной образовательной организации к работе в условиях инклюзивного образования, дан анализ уровня знаний о детях с ОВЗ. Выявлены причины, препятствующие созданию инклюзивной образовательной среды в дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: инклюзивное образование; инклюзивная образовательная среда; психолого-педагогическая готовность; inclusive education; inclusive educational environment; psychological and pedagogic readiness
Загрузить |
PDF,
2364 Kb
Организация процесса самообразования преподавателей высшей медицинской школы как условие непрерывного профессионального развития личности специалистов
Описываются технологические и содержательные особенности процесса самообразования преподавателей высшей медицинской школы на основе коучинговых методов обучения, а именно: метод обучения действием, метод управления знаниями, коучинг при освоении программы курсов повышения квалификации в СПбГПМУ. Предлагаются результаты процесса самообразования преподавателей на основе субъективных, нормативных и индивидуально-вариативных критериев.
Ключевые слова: самообразование; процесс повышения квалификации преподавателей высшей медицинской школы; коучинговые методы обучения; непрерывное профессиональное развитие; self-education; the process of further training of medical higher school teachers; coaching methods of education; continuous vocational education
Загрузить |
PDF,
2372 Kb
Принцип многоцелевых упражнений и заданий на развитие субъектной позиции в программах дополнительного профессионального иноязычного образования
Система дополнительного профессионального иноязычного образования служит мобильным элементом системы образования, что позволяет эффективно использовать ее как инструмент для развития субъектной позиции слушателей программ. Для этого предложен принцип приоритетности многоцелевых упражнений и разработана цепочка заданий.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное иноязычное образование; принцип многоцелевых упражнений; additional vocational foreign language education; principle of multipurpose exercises
Загрузить |
PDF,
2370 Kb
Филологические науки
ВЫСОКИЙ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ: БАЗИСНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПРИЗНАКИ
Проанализированы базисные категории высокого стиля, выявлены тактики их реализации: 1) приемы, очищающие понятия от ассоциаций, несовместимых с идеей прекрасного; 2) различные виды амплификации, придающие речи пространность. Приемы высокого произносительного стиля образуют систему, органично встроенную в данный механизм возвышения. К числу таких приёмов относятся замедление темпа речи, а также ксенизация произношения за счет орфоэпических заимствований из культурно престижных языков.
Ключевые слова: стилистика; орфоэпия; произносительный стиль; приёмы возвышения стиля; stylistics; orthoepy; pronunciation style; techniques of elevating the style
Загрузить |
PDF,
2435 Kb
РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ И РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ ИНТЕРНЕТ-ЭПОХИ
Анализируются изменения, произошедшие в разговорной речи и разговорном стиле за последние несколько десятилетий: расширение коммуникативного пространства непринужденного общения, в том числе за счет интернет-коммуникации, изменения в лексическом составе разговорной речи, активизация языковой игры, усиление стилистических контрастов.
Ключевые слова: разговорная речь; разговорный стиль; разговорная лексика; интернет-коммуникация; новая разговорность; языковая игра; colloquial speech; colloquial style; colloquial vocabulary; Internet communication; new colloquialism; language pun
Загрузить |
PDF,
2383 Kb
ДВЕ СТОРОНЫ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ
Поднимается проблема соотношения чувственного и рационального в языке. Осознание как устной, так и письменной речи основывается на чувственном восприятии ритмического рисунка того или иного речевого отрезка. Делается предположение о первостепенной значимости ритма для восприятия речи. В прикладном аспекте материалы исследования могут послужить основой для разработки методов преподавания иностранного языка, последовательно учитывающих системную взаимосвязь чувственного и рационального
Ключевые слова: психолингвистика; письменная речь; устная речь; ритм; восприятие речи; методика преподавания иностранного языка; psycholinguistics; written speech; rhythm; speech perception; foreign language teaching methods
Загрузить |
PDF,
2352 Kb
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ОНИМОВ В ЭПИСТОЛЯРИИ В.П. АСТАФЬЕВА
Проанализированы особенности использования прецедентных имен в частных письмах В.П. Астафьева. Дано описание разновидностей прецедентных онимов, используемых писателем. Определены языковые средства, позволяющие актуализировать переносное значение онима, в результате чего имя приобретает свойства прецедентной единицы. Определена специфика употребления прецедентных имен в эпистолярном тексте.
Ключевые слова: интертекстуальность; оним; частное письмо; прецедентное имя; имя собственное; эпистолярный текст; intertextuality; onym; provide letter; precedent name; proper name; epistolary text
Загрузить |
PDF,
2375 Kb
Термин прозвище и его применение в ономастических исследованиях
Анализируется термин «прозвище», его определение и применение в исследованиях антропонимистов, а также в лексикографических источниках. Использованы результаты толкования понятия «неофициальное личное имя», записанные автором от жителей некоторых населенных пунктов Крыма.
Ключевые слова: прозвище; кличка; имя; антропоним; термин; nickname; name; anthroponym; term
Загрузить |
PDF,
2355 Kb
УСТОЙЧИВОСТЬ РУССКОГО НАРОДНОГО ГОВОРА ТЕРРИТОРИИ ПОЗДНЕГО ЗАСЕЛЕНИЯ (по материалам этнолингвистической экспедиции 2016 г.)
Рассматривается современное состояние и истоки говора с. Романовка Ольховского района, обследованного в ходе этнолингвистической экспедиции в 2016 г. По фонетическим и грамматическим признакам диалекта, а также по сохранившимся историческим данным определяется, что первые поселенцы прибыли в Романовку в 1824-1826 гг. из с. Крутицы Мосальского уезда Калужской губернии. Отмечается устойчивость русского народного говора территории позднего заселения.
Ключевые слова: говор; южнорусское наречие; аканье; яканье; дезаффрикация; этимология; протетические звуки; устойчивость; dialect; South Russia dialect; a-pronouncing; ya-pronouncing; disaffrication; etymology; prosthetic sounds; steadiness
Загрузить |
PDF,
2783 Kb
СПЕЦИФИКА ГОВОРА С. БЕЛЯЕВКА СТАРОПОЛТАВСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Анализируется один из говоров заволжской группы, который распространен в с. Беляевка, приводятся черты отличия его от говоров той же группы, распространенных на территории с. Красный Яр, Черебаево, Белокаменка. Дается характеристика основных ЛСГ диалектизмов, освещаются также фонетические и грамматические особенности. Собранный в ходе диалектологической экспедиции материал позволяет отнести данный говор к группе ассимилированных.
Ключевые слова: ассимилированные говоры; диалектизм; лексико-семантическая группа; грамматический; фонетический; assimilated dialects; dialectism; lexico-semantic group; grammar; phonetic
Загрузить |
PDF,
2367 Kb
Фонетические особенности Мещерских говоров Волгоградской области как показатель сохранения архаических черт в переселенческих диалектах
Рассмотрены фонетические особенности «дочерних» цокающих говоров Волгоградской области и «материнских» мещерских говоров Пензенской области. Выделены общие фонетические черты и отличия.
Ключевые слова: цоканье; южнорусские говоры; мещерские говоры; пензенские мещерские говоры; фонетические особенности; clattering; South Russian dialects; Meshchersky dialects; Penza Meshchersky dialects; phonetic features
Загрузить |
PDF,
2349 Kb
ДИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА КАК ОБРАЗНОЕ СРЕДСТВО ПРОЗЫ Б.П. ЕКИМОВА
Исследованы разряды диалектизмов, используемых Б.П. Екимовым в его творчестве, определены их основные функции, введено понятие диалектологической доминанты. Рассмотрены связи смысловых особенностей диалектных единиц с замыслом автора, их роль в речевой характеристике персонажей.
Ключевые слова: диалектная лексика; диалектизм; доминанта; семантика; фразеологическая единица; dialect vocabulary; dialectism; dominating unit; semantics; phraseological unit
Загрузить |
PDF,
2364 Kb
Аллюзивная семантика заглавия и проблема автоперевода рассказа В. Набокова «Адмиралтейская игла»
Освещается проблема эквивалентости перевода заглавий в транслингвальной литературе. Объектом исследования является рассказ В. Набокова «Адмиралтейская игла». Центральный образ, вынесенный в заглавие, аккумулирует множество смысловых потенций, прежде всего, аллюзивного характера, которые находятся за границами герменевтического круга инонационального читателя. Особый интерес представляет анализ семантических связей оригинального и переводного вариантов заглавия с авторской концепцией текста.
Ключевые слова: аллюзия; автоперевод; трансформация; семантическая редукция; В. Набоков; заглавие; жанр; allusion; autotranslation; semantic reduction; V. Nabokov; title; genre
Загрузить |
PDF,
2365 Kb
Кристаллизация концепта “town” в фикциональном мире Р. Брэдбери
Исследуются концепты фикционального дискурса. Художественный текст рассматривается как сложный структурно-содержательный феномен, в который входят индивидуально-авторские концепты. Использованы методы конкорданса, частотного словаря, техника кристаллизации смысла.
Ключевые слова: дискурс; фикциональный дискурс; смысл; концепт; художественный концепт; кристаллизация; discourse; fictional discourse; sense; concept; fictional concept; crystallization
Загрузить |
PDF,
2359 Kb
Образование префиксальных и суффиксальных производных от звукоподражательных слов (на материале немецкого языка)
На материале немецкого языка рассматриваются способы образования слов, являющихся производными от звукоподражательных. Установлена высокая степень продуктивности префиксации и суффиксации в данной лексической группе слов. Выявлены наиболее продуктивные для этой группы префиксы, полупрефиксы, суффиксы и полусуффиксы.
Ключевые слова: звукоизобразительная система языка; звукоподражательная система языка; ономатоп; звукоподражание; способ словообразования; суффиксация; префиксация; sound system of a language; onomatopoeic system of a language; onomatopoeic word; onomatopoeia; word formation; suffixation; prefixation
Загрузить |
PDF,
2336 Kb
К вопросу о путях обогащения словарного состава венского диалекта
Дается характеристика основных особенностей словарного состава венского диалекта как постоянно развивающейся системы. Рассматриваются следующие пути его: словообразование, изменение значения слова, заимствование лексики, образование диалектно окрашенных фразеологизмов.
Ключевые слова: венский диалект; пути обогащения словарного состава венского диалекта; словообразование; изменение значения слова; заимствования; диалектно окрашенные фразеологизмы; the Vienna dialect; ways to enrich the vocabulary of the Vienna dialect; word formation; change of the word meaning; loanwords; dialectical phraseological units
Загрузить |
PDF,
2377 Kb
СТРУКТУРНО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КИТАЙСКИХ ЧЕТЫРЕХМОРФЕМНЫХ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ «ЧЭНЪЮЙ»
В данной работе исследуются китайские четырехморфемные фразеологизмы чэнъюй с целью выявления их структурно-грамматических особенностей. Подробно рассматриваются возможные модели чэнъюй, которые построены по субъектно-предикативному, предикатно-объектному, атрибутивному, предикатно-комплементному и сочинительному типам синтаксической связи.
Ключевые слова: китайский язык; фразеологические единицы; четырехморфемные чэнъюй; внутрисинтаксическая связь; структурные модели; the Chinese language; phraseological units; four-morpheme chengyu; innersyntactic relation; structural models
Загрузить |
PDF,
2503 Kb
К ПРОБЛЕМЕ ОПИСАНИЯ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК НЕСТОЙКОГО СЛОЖНОГО СЛОВА (на материале англоязычного медийного дискурса)
Обосновывается тезис об актуальности изучения структуры составных номинативных единиц для раскрытия идиоматизма коллигационного и коллокационного аспектов речи. Предложенный алгоритм анализа позволяет классифицировать нестойкие сложные слова в единстве лексических и синтаксических факторов и определять признаки для рассмотрения лексических синтагм как признака функционально-стилевой принадлежности текста.
Ключевые слова: нестойкое словосложение; лексическая синтагма; синтаксические отношения; медиадискурс; идиоматичность; unstable compounds; lexical syntagmatics; syntactic relations; media discourse; idiomaticity
Загрузить |
PDF,
2359 Kb
ОБРАЗ АНГЛИИ В ТВОРЧЕСКОМ СОЗНАНИИ Н.В. ГОГОЛЯ
Английский контекст творчества Н.В. Гоголя анализируется с позиций имагологии. Выявляются историко-культурные коннотации английских реалий в произведениях писателя, соотношение стереотипов национального сознания и авторского восприятия образа Англии в поэтике писателя.
Ключевые слова: имагология; Гоголь; образ Англии; английский контекст; «свое - чужое»; imagology; Gogol; image of England; English context; “yours - other’s”
Загрузить |
PDF,
2392 Kb
О ДВОЙНОМ ЗНАЧЕНИИ ЭСХАТОЛОГИИ В «ВЕЧЕРАХ НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ» Н.В. ГОГОЛЯ
Анализируется эсхатологический подтекст раннего творчества Н.В. Гоголя, выявляется положение родового мира в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки» между двумя противоположными угрозами: хтонической (поглощение предвечной волшебно-олицетворенной землей) и социокультурной (распад / вымирание коллектива в ходе исторического движения). Устанавливается их связь с образной системой прозаических жанров славянского фольклора и украинских народных дум.
Ключевые слова: эсхатология; Гоголь; раннее творчество; мифологема олицетворенной земли; родовой коллектив; синкретическая связь рода с землей; распад народного целого; предание; быличка; сказка; украинские думы; eschatology; Gogol; early works; mythologeme of the personified earth; generic collective; syncretic connection of the kin and the earth; breakdown of the folk whole; legend; epic; fairy tale; Ukrainian thoughts
Загрузить |
PDF,
2368 Kb
КОМПОЗИЦИОННАЯ РАМКА В ЛИРИКЕ И ПРОЗЕ
Показаны особенности и структурная значимость вступительной и заключительной частей художественного текста. Прослеживается зарождение композиционной рамки в фольклорных текстах и ее эволюция в художественной литературе. Анализируются случаи отсутствия вступления и заключения в различных литературных жанрах, границы и основные функции композиционной рамки как в лирике, так и в прозе.
Ключевые слова: композиционная рамка; вступление; заключение; лирика; проза; жанр; compositional frame; introduction; conclusion; lyrics; prose; genre
Загрузить |
PDF,
2365 Kb
СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ИНТРОДУКЦИИ ПЕРСОНАЖА В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКЕ (НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗКИ Р. ДАЛЯ «МАТИЛЬДА»)
Рассматриваются средства создания интродукции образа персонажа в художественном тексте через призму содержательных аспектов и разноуровневых языковых средств. Эмпирическим материалом анализа послужила англоязычная детская литературная сказка писателя-постмодерниста Роальда Даля «Матильда».
Ключевые слова: литературная сказка; литературоведение; лингвистика; лингвопоэтический метод; художественный текст; художественный образ; интродукция; literary tale; linguistics; linguopoetic method; fictional text; fictional image; introduction
Загрузить |
PDF,
2384 Kb
СВОЕОБРАЗИЕ ТВОРЧЕСКОЙ МАНЕРЫ ВИЛЬГЕЛЬМА РААБЕ В ПОВЕСТИ «ХРОНИКА ВОРОБЬИНОГО ПЕРЕУЛКА» (НА ПРИМЕРЕ ФИГУР РЕЧИ)
На материале повести «Хроника Воробьиного переулка» выявлены языковые особенности индивидуального стиля немецкого писателя В. Раабе. Установлено, что к числу наиболее часто используемых им фигур речи относятся повтор, обособление, парантеза, инверсия, риторический вопрос, обращение, выполняющие художественно-эстетическую и прагматическую функции.
Ключевые слова: идиостиль; образ; повесть; фигура речи; экспрессивная речь; риторический вопрос; парантеза; инверсия; функция; idiostyle; image; story; figure of speech; expressive speech; rhetoric question; parenthesis; inversion; function
Загрузить |
PDF,
2368 Kb
ЛИНГВОПОЭТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ИНТРОДУКЦИИ ОБРАЗА ГЛАВНОЙ ГЕРОИНИ В РОМАНЕ М.МИТЧЕЛЛ «УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ»
Дается лингвопоэтический анализ художественно-композиционных и словесно-речевых средств интродукции образа Скарлетт О’Хара в романе М.Митчелл «Унесенные ветром». Доказывается высокая значимость первичного образа персонажа с точки зрения его дальнейшего раскрытия в произведении.
Ключевые слова: лингвопоэтика; художественный образ; интродукция образа; композиция; сюжет; linguopoetics; fictional image; introduction of the image; composition; plot
Загрузить |
PDF,
2365 Kb
Исторические науки и археология
Россия - диалог культур между Востоком и Западом: историософские аспекты
Рассматриваются историософские аспекты проблемы взаимодействия восточного и западного культурных компонентов в русском историческом сознании. Философское осмысление истории России опирается как на труды отечественных мыслителей конца XIX - начала ХХ в., так и на работы современных историков, политологов и социальных философов. Проблема поиска «русского пути» в истории и культуре и сегодня является актуальной для отечественного и зарубежного социально-гуманитарного знания.
Ключевые слова: историософия; менталитет; ментальные установки; «западники» и «славянофилы»; историческое сознание; национальная идея диалог культур; philosophy of history; mentality; mental guidelines; “Westerners” and “Slavophil”; historic thinking; national idea of the dialogue of cultures
Загрузить |
PDF,
2371 Kb
Маркеры стресса у сарматов I-II вв. н.э. Нижнего Поволжья (палеопатологический аспект)
Исследуется характер проявления маркеров стресса у представителей среднесарматского времени. Костные останки как источник исследования происходят из подкурганных захоронений с территории Нижнего Поволжья и Нижнего Дона. При проведении палеопатологического анализа использовалась методика палеопатологического обследования, разработанная А.П. Бужиловой (1995, 1998).
Ключевые слова: Маркеры стресса; палеопатология; сарматы; Нижнее Поволжье; markers of stress; paleopathology; the Sarmatians; Lower Volga region
Загрузить |
PDF,
3026 Kb
История Нижнего Поволжья в путевых заметках академика Н.Я. Озерецковского (1782-1783 гг.)
Проанализированы сведения по истории Нижнего Поволжья, приведенные в путевых заметках академика Н.Я. Озерецковского, посетившего регион в 1782-1783 гг. На страницах дневника ученого впервые нашли отражение исторические легенды и предания о Петре I, получившие распространение среди местных жителей региона в конце XVIII-XIX в. Документальные материалы путешествия Н.Я. Озерецковского позволяют датировать время зарождения этих историографических сюжетов 1780-ми гг.
Ключевые слова: Н.Я. Озерецковский; научные экспедиции; Нижнее Поволжье; Саратов; Астрахань; Царицын; Камышин; N.Y. Ozeretskovsky; scientific expeditions; Lower Volga region; Saratov; Astrakhan; Tsaritsyn; Kamyshin
Загрузить |
PDF,
2361 Kb
Тепловское имение графа И.И. Воронцова-Дашкова как пример крупного сельского предпринимательского хозяйства Нижнего Поволжья 1880-1890-х годов
Дан анализ хозяйственной жизни Тепловского имения И.И. Воронцова-Дашкова в 1880-1890-е гг. На основе архивных материалов рассматриваются вопросы севооборота, дифференциации выращиваемых культур, рентабельность полеводства. Сделан вывод об эффективном переходе исследуемого имения от барщинно-оброчного хозяйства к крупному сельскохозяйственному предприятию Нижнего Поволжья.
Ключевые слова: сельское хозяйство; Нижнее Поволжье; история; конец XIX в; сельскохозяйственное предпринимательство; agriculture; Lower Volga region; history; end of the XIX century; agricultural entrepreneurship
Загрузить |
PDF,
2358 Kb
Создание санитарно-эпидемиологической службы в Дагестане (20-30-е гг. XX в.).
На основе документальных источников и специальной литературы рассматриваются основные вопросы организации и развития санитарной службы в Дагестане в 20-30-е гг. XX в. Уделяется особое внимание вопросам борьбы с инфекционными заболеваниями, в особенности, малярией. Отмечается важная роль в этой борьбе Дагестанского тропического института, открытого в 1928 г.
Ключевые слова: Дагестан; санитарная культура; санитарное состояние; эпидемия; малярийный отряд; тропический институт; Dagestan; sanitary culture; sanitary condition; epidemic; malaria squad; tropical university
Загрузить |
PDF,
2329 Kb
Использования труда спецконтингента в восстановлении Сталинградской области (1943-1950 гг.): историография проблемы
Анализируется историография проблемы использования труда спецконтингента в восстановлении Сталинградской области в 1943-1950 гг. Раскрывается понятие «спецконтингент», определяются этапы историографии, их ключевые характеристики, круг проблем, изученных на общероссийском и региональном уровнях
Ключевые слова: историография; спецконтингент; государственная проверка; принудительный труд; восстановление Сталинградской области; historiography; special contingent; public monitoring; compulsory labour; restoration of the Stalingrad region
Загрузить |
PDF,
2346 Kb
Рецензия на монографию С.В. Чернышова «Эмоционально-концептный подход в обучении иностранным языкам (лингвопсихологические основы)» (Ниж. Новгород: Изд-во «ПРИОРИТЕТ», 2014. 334 с.)
Ключевые слова:
Загрузить |
PDF,
2305 Kb
ОНОМАСТИКА ПОВОЛЖЬЯ: НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Ключевые слова:
Загрузить |
PDF,
2308 Kb