Архив журнала

2020-2024


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86

№8 (131) 2018
2018 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
Педагогические науки
Система подготовки будущих педагогов к вожатской практике
Рассматриваются вопросы подготовки будущих педагогов к работе с временными детскими коллективами, изучаются основные аспекты организации производственной (вожатской) практики, которая является неотъемлемой частью профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов. Представлены этапы и основные компоненты подготовки будущих педагогов к работе с временными детскими коллективами и проведения производственной (вожатской) практики.
Ключевые слова: готовность; подготовка будущих педагогов; педагогическая деятельность; производственная (вожатская) практика; детский временный коллектив; формы и методы воспитательной работы; студенческий отряд; readiness; training of future teachers; pedagogical activity; counsellor’s practice; children’s temporary group; forms and methods of educational work; student group
Загрузить | PDF, 3980 Kb
Методические особенности формирования понятия «Информационная безопасность» на разных этапах обучения информатике в школе
Освещаются методические особенности формирования понятия «информационная безопасность» в курсе информатики в школе: обосновывается актуальность изучения данного понятия, выявлена специфика целевого, содержательного и процессуального компонентов адекватной методики формирования данного понятия в зависимости от пропедевтического, базового и профильного этапов обучения информатике в школе.
Ключевые слова: информатика; информационная безопасность; информационные угрозы; методика обучения информатике; computer science; information security; information threats; methods of teaching computer science.
Загрузить | PDF, 4212 Kb
Ключевые методические категории: ретроспективный и перспективный аспекты
Обсуждаются статус и место методики обучения иностранным языкам как науки. Проанализированы базисные методические категории (подход, принцип обучения, цель, содержание обучения, методы и приемы, формы обучения), которые представлены в ретроспективном и перспективном аспектах. Определено, что реформы в системе иноязычного образования обусловливают новые требования к методологическим основам процесса обучения иностранным языкам и его практической реализации, а ключевые методические категории требуют переосмысления и уточнения.
Ключевые слова: методика; базисные категории; языковая личность; подходы; принципы; содержание обучения; методы; приемы; ретроспективный аспект; перспективный аспект; methodology; basic categories; language personality; approaches; principles; content of training; methods; techniques; retrospective aspect; perspective aspect
Загрузить | PDF, 3987 Kb
Формирование грамматической компетенции как составляющей иноязычной коммуникативной компетенции будущего учителя иностранного языка
Рассматриваются трактовки понятия «грамматическая компетенция» в иноязычном образовании, ее компонентный состав и содержание. Разработана процессуальная модель, описывающая этапы, традиционные и альтернативные методы и средства формирования грамматической компетенции студентов педвуза. Представлены критерии, являющиеся показателями сформированности грамматической компетенции.
Ключевые слова: грамматическая компетенция; грамматическое явление; иноязычная деятельность; коммуникативная ситуация; критерий; grammatical competence; grammatical phenomenon; foreign language activity; communicative situation; criterion
Загрузить | PDF, 3986 Kb
Педагогические условия развития иноязычной аудитивной компетенции студентов при обучении иностранному языку (на примере Республики Саха (Якутия))
Предлагаются педагогические условия развития иноязычной аудитивной компетенции студентов при обучении иностранному языку на примере Республики Саха (Якутия). Рассматривается термин «педагогические условия», описано применение индивидуальной образовательной траектории, аудиолингвального и проектного методов в процессе обучения иностранному языку.
Ключевые слова: педагогические условия; аудитивная компетенция; индивидуализация; аудиолингвальный; проектный метод; обучение; иностранный язык; pedagogical conditions; auditive competence; individualization; audio-lingual; project method; teaching; foreign language
Загрузить | PDF, 6124 Kb
Модульная система обучения в российских вузах как условие обеспечения академической мобильности студентов
Представлены теоретическое обоснование проблемы развития академической мобильности студентов и ее актуальность, закрепленная в национальных и международных документах стратегического характера. Научно доказан путь решения данной проблемы через модульную систему образования с опорой на профессиональный стандарт педагога. Описаны различные виды мобильности и их специфика. Предложен авторский профессионально ориентированный образовательный модуль по развитию ИКТ-компетенции будущих учителей, способствующий развитию их мобильности.
Ключевые слова: академическая мобильность; профессиональный стандарт педагога; модульная система образования; ИКТ-компетенция; academic mobility; teacher’s professional standard; modular system of education; ICT competence
Загрузить | PDF, 3982 Kb
Исследование особенностей развития образа взрослого в младшем школьном возрасте
Анализируется проблема исследования образа взрослого и его развития в младшем школьном возрасте. Рассматриваются теоретические подходы к изучению различных аспектов развития образа взрослого. Представлены результаты экспериментального исследования содержания образа взрослого у младших школьников.
Ключевые слова: образ взрослого; образ родителя; взрослость; черты взрослого человека; самопознание; образ Я; image of an adult; image of a parent; adulthood; features of an adult; self-knowledge; I-image
Загрузить | PDF, 3981 Kb
Педагогические условия формирования ценностей офицера-преподавателя в процессе внутривузовского повышения квалификации
На основе анализа актуальной научной литературы выявлен и обоснован комплекс педагогических условий продуктивного формирования ценностей инновационной деятельности офицера-преподавателя в процессе внутривузовского повышения квалификации. Раскрыты структура и содержание комплекса, который интегрирует организационные (развитие инновационной профессионально-образовательной среды, применение смысловой дидактики обучения, создание положительных взаимоотношений в воинском коллективе) и личностные (формирование мотивационной готовности к инновационной деятельности, развитие самоценности образования, усиление субъектной позиции) условия.
Ключевые слова: организационные и личностные условия формирования ценностей; organizational and personal conditions of formation of values; innovative activity of an officer teacher; higher school further training; инновационная деятельность офицера-преподавателя; процесс внутривузовского повышения квалификации
Загрузить | PDF, 3989 Kb
Математический бой как способ повышения эффективности обучения математике в вузе (на примере преподавания теории вероятностей)
Анализируется опыт проведения математического боя как интерактивного метода обучения математике в экономическом вузе. При обучении математике студентов экономического направления возникает ряд проблем, таких как низкая мотивация и пассивность на занятиях. Один из способов стимулирования мотивации и активности - это использование интерактивных методов обучения. В их числе - так называемый математический бой, повышающий эффективность усвоения теоретических знаний и практических навыков, познавательный интерес к математике, развивающий навыки работы в группе.
Ключевые слова: математический бой; учебный процесс в вузе; интерактивный групповой метод; теория вероятности; мотивация; mathematical battle; educational process in higher school; interactive group method; probability theory; motivation
Загрузить | PDF, 4003 Kb
Фонетическая игра как разновидность интерактивных методов обучения иностранных военнослужащих русскому языку
Овладение русским произношением является для иностранных обучающихся длительным и трудным учебным процессом. На начальном этапе иностранные обучающиеся уже понимают, что невозможно быстро овладеть русской фонетикой. Интерактивные методы в методике преподавания русского языка как иностранного интенсифицируют межсубъектную коммуникацию. Разновидностью интерактивного метода является фонетическая игра - способ целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и обучающихся по созданию оптимальных условий для хорошего усвоения иноязычного учебного материала.
Ключевые слова: иностранные военнослужащие; РКИ; вводно-фонетический курс; интерактивный метод; фонетическая игра; foreign servicemen; Russian as a foreign language; introductory phonetic course; interactive method; phonetic game
Загрузить | PDF, 3973 Kb
Интеграция как принцип формирования метапредметных умений учащихся в обучении истории
Рассматривается роль принципа интеграции в процессе формирования метапредметных умений учащихся в обучении истории. Анализируются виды метапредметных умений и конкретные умения, формируемые в историческом образовании. Особое внимание уделено принципу интеграции, функциям и реализации межпретметных связей, способствующих эффективному формированию метапредметных умений.
Ключевые слова: историческое образование; метапредметные умения; интеграция; межпредметные связи; тексты культуры; historical education; interdisciplinary skills; integration; interdisciplinary connections; culture texts
Загрузить | PDF, 3985 Kb
Мониторинг качества знаний, навыков и умений студентов по иностранному языку как важнейший аспект процесса обучения в вузе
Представлены особенности системы мониторинга качества знаний студентов по иностранному языку. Современный мониторинг рассматривается как инструмент отслеживания степени решения поставленных преподавателем задач и включает постоянный сбор и интерпретацию информации о ходе обучения. Будучи направленным на анализ возникающих у студентов затруднений, мониторинг в вузе предполагает разработку таких документов, как рабочие программы с графиком контрольных точек, критерии оценивания, фонд оценочных средств.
Ключевые слова: мониторинг качества образования; иностранный язык; фонд оценочных средств; критерии оценивания; новые технологии контроля; monitoring of the quality of education; foreign language; fund of evaluation tools; evaluation criteria; new testing technologies
Загрузить | PDF, 4056 Kb
Формирование предпринимательских качеств бакалавров по направлению «Информационные системы и технологии»
Раскрыты сущностные характеристики такого понятия, как «предпринимательские качества инженера», в контексте современных подходов к профессиональной подготовке выпускника технического вуза. Представлены основные направления предпринимательской деятельности будущего инженера (образовательная, организационная, коммуникативная, проектная и управленческая) и предпринимательские качества, соответствующие данным направлениям.
Ключевые слова: предпринимательские качества инженера; основные направления предпринимательской деятельности будущего инженера (образовательная; организационная; коммуникативная; проектная и управленческая); entrepreneurial qualities of an engineer; the main directions of entrepreneurial activity of a future engineer (educational; organizational; communicative; project and management)
Загрузить | PDF, 3983 Kb
К вопросу организации взаимодействия школы и вуза в процессе правового образования
Раскрывается сущность преемственности правового образования в средней школе и вузе, обеспечение которой позволит реализовать подходы к формированию правовой культуры. Определяются структурно-функциональные характеристики правового образования и его роль в контексте социализации личности. Анализ научной литературы позволил выявить существующие тенденции обучения праву в средней школе и правоведению в профессиональных учебных заведениях, а также определить основные препятствия на пути обеспечения непрерывного образования.
Ключевые слова: правовое образование; правовая культура; преемственность в образовании; взаимодействие школы и вуза; legal education; legal culture; continuity in education; interaction between school and university
Загрузить | PDF, 3993 Kb
Сформированность фонетических представлений у современных старшеклассников на пороге школа - вуз
Согласно образовательным стандартам нового поколения, требования к владению фонологической компетенцией сегодня крайне высоки. В связи с этим в высшей школе (в особенности в профессиональных вузах) в качестве одной из основных задач обучения иностранным языкам ставится формирование навыков и умений, необходимых для эффективного устного общения. В то же время введение устной части по ЕГЭ призвано обеспечить последовательность и преемственность образовательного процесса, что в случае языковой подготовки предполагает некоторую осведомленность школьников о фонетической системе языка. Таким образом, цель данной работы - определение степени сформированности фонетических представлений на пороге школа - вуз посредством анализа контрольных измерительных материалов ЕГЭ (устная часть) и результатов опроса среди учащихся 10-11-х классов.
Ключевые слова: обучение фонетике; практическая фонетика; формирование устнопроизносительных навыков; фонологическая компетенция; teaching phonetics; practical phonetics; development of oral pronunciation skills; phonological competence
Загрузить | PDF, 3973 Kb
Филологические науки
Активные процессы в лексике русского языка первой четверти XXI в
Рассматриваются активные процессы пополнения лексического состава русского языка первой четверти XXI в.: появление гиперонимов, гипонимов, синонимов, новых слов в связи с возникновением новых явлений; появление новых лексем вместо словосочетаний; появление новых лексем в результате перехода их из специальной сферы в общеупотребительную; возвращение в активный запас слов, ранее вышедших из него; появление связанных сочетаний.
Ключевые слова: cловарный состав русского языка; активные процессы; семантика; значение; неологизм; лексико-семантический вариант; vocabulary of the Russian language; active processes; semantics; meaning; neologism; lexical semantic variant
Загрузить | PDF, 4035 Kb
Военная присяга в Советской армии: когнитивно-коммуникативный аспект
Описывается военная присяга в Советской армии в когнитивно-коммуникативном аспекте. Выделяются параметральные признаки военной присяги, которые обретают коммуникативно-семантический облик в соответствии с системой ценностей, складывающейся в определенный историко-культурный период.
Ключевые слова: военная присяга; адресат; хронотоп; виндиктивная составляющая; комиссивная составляющая; military oath; addressee; chronotope; vindictive component; comissive component
Загрузить | PDF, 3983 Kb
Слово как носитель определенного кванта информации (функционально-когнитивный аспект)
Рассматриваются номинативные средства языка с точки зрения функционально-когнитивного подхода. В качестве основного объекта выступает слово, входящее в функционально-когнитивную сферу, представляющую собой принципиально новый тип организации лексики и передающую различные типы знаний и отношений в процессе речевой коммуникации.
Ключевые слова: слово; номинативность; функции языка; функционально-когнитивная сфера; word; nominativity; language functions; functional and cognitive sphere
Загрузить | PDF, 4003 Kb
Усеченный вопрос: типология
Производится классификация усеченных вопросов (независимых эллиптических предложений) английского языка, подобранных из текстов художественных произведений периода Ренессанса (1480-1660 гг.). Основанием классификации являются лексико-грамматические характеристики рассматриваемых конструкций. Проводятся параллели с произведенной ранее классификацией присоединенных вопросов.
Ключевые слова: синтаксис английского языка; исторический синтаксис английского языка; присоединенный вопрос; независимое эллиптическое предложение; усеченный вопрос; диалогическое единство; syntax of the English language; historical syntax of the English language; attached question; independent elliptical sentence; short question; dialogic unity
Загрузить | PDF, 4019 Kb
Социолингвистический подход к лингвистической экспертизе: преимущества применения
Рассматриваются возможности применения социолингвистического подхода в лингвистической экспертизе. Предлагается методика выявления коммуникативного лидерства в переговорах группы коммуникантов.
Ключевые слова: социолингвистический подход; коммуникативное лидерство; коммуникативная иерархия; sociolinguistic approach; communicative leadership; communicative hierarchy
Загрузить | PDF, 3995 Kb
О мере вовлеченности в коммуникацию
В рамках исследования позитивной коммуникации вовлеченность в коммуникацию представляет особый интерес, являясь ее структурной составляющей и играя ключевую роль в вопросах эффективного общения. Данный феномен трактуется как степень когнитивной и поведенческой задействованности в коммуникативном процессе. Рассматривается градациия степеней вовлеченности в процесс интеракции.
Ключевые слова: вовлеченность в коммуникацию; степени вовлеченности в коммуникацию; коммуникативная компетенция; позитивная коммуникация; межличностное общение; involvement in communication; degree of involvement in communication; communicative competence; positive communication; interpersonal communication
Загрузить | PDF, 3982 Kb
Языковая ситуация в Донбассе: синхрония и диахрония
Анализируется языковая ситуация на территории Донбасса за последние 120 лет с учетом исторических процессов, статуса и коммуникативной нагрузки наиболее употребляемых языков: русского и украинского.
Ключевые слова: языковая ситуация; полилингвизм; билингвизм; родной язык; языковая идентификация; language situation; polylingualism; bilingualism; native language; language identification
Загрузить | PDF, 3995 Kb
О дискурсной стандартизации и языковом варьировании
Описываются феномены универсализации и дифференциации в современном русском и французском языке. Обращается внимание на стилистическую неразборчивость современных средств массовой информации, которые широко используют сниженную лексику. Подчеркивается факт дополнительной кодировки речи в связи с активной дифференциацией современного французского языка. Делается вывод о том, что русскому узусу в большей мере присуща жанровая и стилистическая интеграция, тогда как французскому современному дискурсу - вариативность и дифференциация.
Ключевые слова: вариативность; унификация; стилевая нивелировка; дискурсные тенденции; языковое поведение
Загрузить | PDF, 3995 Kb
Словесные ярлыки в предвыборном дискурсе: Ксения Собчак
Рассматривается специфика употребления словесных ярлыков (лексических (реже фразеологических) единиц языка, выполняющих уничижительную функцию) на примере предвыборного дискурса кандидата в президенты РФ Ксении Анатольевны Собчак. Языковые особенности предвыборного дискурса находятся в центре внимания современных лингвистов в аспекте их воздействия на избирателей, использование ярлыков отображает политическую позицию и взгляды кандидата по различным вопросам.
Ключевые слова: словесные ярлыки; предвыборный дискурс; кандидат; Ксения Собчак; медийный персонаж; политика; verbal labels; election discourse; candidate; Ksenia Sobchak; media image; politics
Загрузить | PDF, 3992 Kb
К вопросу об использовании интертекстуальных единиц в качестве средства презентации региональной специфики
Интертекстуальные единицы рассматриваются с позиции презентации ими региональной специфики. Материалом исследования послужили тексты астраханского областного общественно-политического еженедельника «Факт и компромат». Обращение к этому материалу дало возможность прийти к определенным выводам в отношении некоторых положений региональной лингвистики (в частности, представление специфических языковых единиц в качестве средства репрезентации ценностей и установок группы людей, проживающих на одной территории).
Ключевые слова: интертекстуальные единицы; локализм; аллюзия; персонификация; перифраза; реалии; самоидентификация; топоним; intertextual units; localism; allusion; personification; periphrasis; reality; identity; toponym
Загрузить | PDF, 3978 Kb
Инвективная зоонимическая лексика русского языка
Рассматривается зоонимическая лексика русского языка, которая может выполнять в речи характеризующую и инвективную функции. Инвективная функция (функция оскорбления) представлена как способ побуждения к действию, т. к. оскорбление ставит своей целью добиться реакции от адресата оскорбления и подтверждения или повышения статуса оскорбляющего. Показано, что критерием инвективности зоонимической лексики может считаться позиция зоонима как обращения.
Ключевые слова: зоонимы; характеризующая функция; инвектив; обращение; zoonyms; characterizing function; invective; addressing
Загрузить | PDF, 4126 Kb
Интернет-мем как современный медиадискурс
Анализируется интернет-мем, полимодальная единица интернет-коммуникации. Интернет-мем рассматривается как современный медиадискурс, функционирующий в интернет-коммуникации. Особое внимание уделено анализу основных дискурсивных характеристик интернет-мема. Главными дискурсивными особенностями интернет-мема являются эмоциональность, анонимность, клиповость, стилистически сниженный характер и медийность.
Ключевые слова: интернет-мем; мем; медиадискурс; интернет-коммуникация; полимодальность; Internet meme; meme; media discourse; Internet communication; polymodality
Загрузить | PDF, 4427 Kb
Особенности дистрибуции единиц паралимпийской лексики
Приводятся данные дистрибутивного анализа полеобразующих единиц паралимпийской лексики в составе современного английского языка: определяется их лексическая и грамматическая сочетаемость и функциональные особенности, позволяющие уточнить информацию о семантическом наполнении каждой лексической единицы.
Ключевые слова: единицы паралимпийской лексики; современный английский язык; дистрибуция; функция; лексическая и грамматическая сочетаемость; units of Paralympic vocabulary; modern English language; distribution; function; lexical and grammatical compatibility
Загрузить | PDF, 4028 Kb
Oxford English Dictionary Online: подготовка к третьему изданию словаря на примере Updates 2016
Анализируется «Оксфордский словарь английского языка» в формате онлайн: история создания крупнейшего академического словаря английского языка, принципы современной редакционной деятельности. Изучаются лексические единицы, опубликованные на сайте в 2016 г. в «Дополнениях» к словарю (Updates). Лексемы анализируются и классифицируются по таким параметрам, как предметная и региональная принадлежность, время появления, тип словообразования.
Ключевые слова: лексикография; современная английская лексикография; электронные словари; Oxford English Dictionary; словообразование; словообразовательная модель; lexicography; modern English lexicography; electronic dictionaries; Oxford English Dictionary; word formation; word-formative model
Загрузить | PDF, 4007 Kb
Лингвокогнитивный анализ концепта «работа» на материале устойчивых выражений французского, персидского и русского языков
Рассматривается концепт «работа» во французском, персидском и русском языках. Проанализированы и систематизированы устойчивые выражения французского, персидского и русского языков, выражающие концепт «работа». Особое внимание уделено функционированию данного концепта в исследуемых лингвокультурах.
Ключевые слова: концепт; устойчивые выражения; русский; французский; персидский; concept; fixed expressions; Russian; French; Persian
Загрузить | PDF, 3994 Kb
Сопоставительный анализ типологических характеристик китайского и русского языков
Анализируются типологические характеристики китайского и русского языков с точки зрения теории изолирующих языков В.М. Солнцева. Предлагаются критерии сопоставительного анализа китайского и русского языков, делается вывод о том, что различия типологических характеристик обусловливают специфические трудности и ошибки в переводе, что актуализирует проблему разработки дидактической системы обучения китайско-русскому переводу.
Ключевые слова: классификации языков; типологические классификации языков; морфологическая классификация языков; уровни языка и их единицы; сопоставительный анализ типологических особенностей китайского и русского языков; language classifications; typological classifications of languages; morphological classification of languages; language levels and their units; comparative analysis of typological features of the Chinese and Russian languages
Загрузить | PDF, 4114 Kb
Татарско-английския лексикография на рубеже xx-xxi вв
Татарско-английския лексикография на рубеже xx-xxi вв. Описывается татарско-английская двуязычная лексикография рубежа XX-XXI вв. На сегодняшний день существует небольшое количество татарско-английских словарей, составление которых вызвано актуальными требованиями расширения полилингвальной русско-татарско-английской языковой среды на территории Республики Татарстан. Дается общая характеристика всех имеющихся словарей на уровне макро- и микроструктуры
Ключевые слова: двуязычная лексикография; татарский; английский; словарь; словарная статья. макроструктура; микроструктура; bilingual lexicography; Tatar; English; dictionary; dictionary entry; macrostructure; microstructure
Загрузить | PDF, 4112 Kb
Внутренняя форма слов, обозначающих периоды годового цикла эвенков
Рассматривается вопрос о том, как возникли названия периодов годового цикла, какие чувственные образы предметов и явлений эвенки стремились выделить при определении категории времени. В этой связи исследуются лексическое значение и внутренняя форма слов, обозначающих периоды годового цикла эвенков. Обосновывается положение о том, что лексическое значение и внутренняя форма слов, обозначающие периоды годового цикла эвенков, имеют набор таких групп признаков, которые формируют структуру концепта «время».
Ключевые слова: эвенки; годовой хозяйственный цикл; лексическое значение; внутренняя форма слова; образ; представление; периодичность; the Evenks; annual economic cycle; lexical meaning; inner form of a word; image; idea; frequency
Загрузить | PDF, 3983 Kb
The motif of “madness” and “death” in the works by F. Sologub and Lu Xun (“The Little Demon” and “Diary of a Madman”)
Анализируется мотив «безумия» и «смерти» в творчестве русского символиста Ф. Сологуба и китайского писателя Лу Синя. В таких произведениях, как «Мелкий бес» и «Дневник сумасшедшего», данный мотив проявляется наиболее отчетливо, прежде всего, как состояние главных героев и окружающего их мира, который изначально враждебен по отношению к человеку. «Мания преследования», звероподобные люди, мучительная тяжесть бытия, безумие как смерть разума и добра - вот основные образы локального мира, в котором всего одна форма жизни-существования - это «безумие», единственное средство, по мысли А. Шопенгауэра, «к спасению жизни».
Ключевые слова: безумие; смерть; мелкий бес; дневник; сумасшедший; Передонов; Шопенгауэр; Сологуб; Лу Синь; недотыкомка; людоедство; мания преследования; герой; трагедия; страдание; спасение; враждебный; madness; death; little demon; diary; mad; Peredonov; Schopenhauer; Sologub; Lu Xun; nedotykomka; cannibalism; persecution mania; hero; tragedy; suffering; salvation; hostile
Загрузить | PDF, 4121 Kb
Деформации при переводе романа К. Гамсуна «Голод» на русский и английский язык
Деформации при переводе рассматриваются как отрицательные, искажающие первоначальный текст изменения. Они могут быть осознанным переводческим решением, поскольку в силу разных причин не все воспроизводимо в переводе и достижение глобальной цели неизбежно связано с потерями. В то же время некоторые деформации вызваны недостаточной предварительной работой переводчика по уточнению основных семантических, синтагматических и грамматических моделей, характерных для данного текста и языка автора.
Ключевые слова: художественный перевод; языковая избирательность; трансформации; деформации; авторская картина мира; literary translation; linguistic selectivity; transformations; deformations; author’s picture of the world
Загрузить | PDF, 4016 Kb
Исторические науки и археология
Изучение истории кооперативного движения в контексте формирования в России начала XX в. элементов гражданского общества
Представлены работы современных исследователей, изучающих историю дореволюционного кооперативного движения в контексте проблем формирования в России в начале XX в. элементов гражданского общества. Прослеживается преемственность в оценках кооперации в разные исторические периоды, делается вывод о формировании в 1990-е - 2000-е гг. новых концептуальных подходов при анализе исторического опыта российской кооперации.
Ключевые слова: историография; кооперация; кооперативное движение; гражданское общество; historiography; cooperation; cooperative movement; civil society
Загрузить | PDF, 4000 Kb
Общая полиция в борьбе с революционным движением в Поволжье в 1905-1907 гг
Рассматриваются состояние общей полиции в Поволжье накануне первой российской революции и роль этой структуры в системе местного управления. Основное внимание уделяется анализу борьбы полицейских структур с массовыми революционными выступлениями в регионе в 1905-1907 гг.
Ключевые слова: общая полиция; местное управление; губернаторы; полицейская стража; революционные выступления; general police; local administration; governors; police guards; revolutionary uprisings
Загрузить | PDF, 3994 Kb
Ликвидация безработицы и подготовка кадров как меры социальной политики Советского государства в 20-30-е гг. XX в
Освещаются важнейшие проблемы социальной политики Советского государства в период новой экономической политики и социалистической модернизации. На конкретных примерах рассматриваются меры, направленные на борьбу с безработицей и планомерное развитие системы подготовки рабочих кадров для развивающейся быстрыми темпами промышленности.
Ключевые слова: новая экономическая политика; индустриализация; безработица; биржи труда; демобилизованные красноармейцы; молодежь; подготовка рабочих кадров; школы ФЗУ; квалифицированные рабочие кадры; new economic policy; industrialization; unemployment; labor exchanges; demobilized red army soldiers; youth; staff training; qualified workers
Загрузить | PDF, 3984 Kb
Сравнительно-исторический анализ уставов Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний
Проанализированы уставы Всесоюзного общества «Знание» советского периода. Сделан вывод о том, что общество «Знание» в своем функционировании претерпело некоторые изменения: структура, характер, цели и задачи в разные периоды имеют свои особенности.
Ключевые слова: Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний; общество «Знание»; устав; пропаганда; all-union society for the dissemination of political and scientific knowledge; society “Knowledge”; statute; propaganda
Загрузить | PDF, 3981 Kb
Хроника и рецензии
Административный дискурс как тип институционального дискурса: проблемы и перспективы исследования (рецензия на монографию О.А. Евтушенко «Административный дискурс: типы, субъекты, динамика». Волгоград, «ПринТерра», 2018. 192 с.)
Ключевые слова:
Загрузить | PDF, 3948 Kb