Архив журнала
2020-2024
Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)
Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)
Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86
№9 (53) 2010
2010 г.
Тема номера: ИЗВЕСТИЯ ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Серия: Педагогические науки
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Синтез методологий
как система методов,
позволяющая увидеть
человека без редукций
и упрощений
Раскрыты специфика и логика категориального
моделирования применительно к теории
и практике воспитания, обосновываются
возможности и границы применения системного
подхода в постижении целостности человека
как предмета и главной цели воспитания,
рассматривается потенциал герменевтического
подхода в исследовании воспитательной
проблематики, раскрывается педагогический
смысл категории «человек» с позиций
онтологической педагогики.
Ключевые слова: человек; категориальное моделирование; системный подход; экзистенциалия; целостность; педагогическая рефлексия
Загрузить |
PDF,
828 Kb
Трансформация
педагогических объектов
на основе психологических
знаний (методологические
проблемы)
Обосновывается необходимость
методологического осмысления
трансформации педагогических объектов
на основе философской трактовки понятия
«деятельность» и деятельностного подхода,
что позволяет уточнить содержание понятий
«педагогический объект», «трансформация
педагогических объектов»; выявляются
типы преобразовательной деятельности в
педагогической сфере.
Ключевые слова: деятельность; деятельностный подход; междисциплинарная интеграция; педагогический объект; трансформация педагогических объектов
Загрузить |
PDF,
818 Kb
ЦЕЛОСТНЫЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Особенности целеполагания
в целостном учебно-
воспитательном процессе
Рассматриваются методологические регулятивы
постановки целей в теории целостного учебно-
воспитательного процесса.
Ключевые слова: концепция; критерий; модель; подход; процесс; система; структура; функция; цель
Загрузить |
PDF,
821 Kb
Целостный подход как
система регулятивов
научно-педагогического
исследования
Охарактеризована логика исследования
педагогических феноменов как построение
системы моделей. Обоснованы требования
к моделированию процесса становления
исследуемого феномена, факторов и
педагогических условий развития изучаемого
свойства педагогической деятельности.
Ключевые слова: целостный подход; системный подход; модель педагогического процесса; модель педагогической деятельности; гуманитарность; субъектность
Загрузить |
PDF,
824 Kb
Личность в контексте
целостного процесса
педагогического
исследования
С позиций постнеклассической научной парадигмы
рассматривается проблема соотношения
между позицией исследователя и объектом
педагогического исследования, обосновываются
методологические регулятивы, позволяющие
придать научно-педагогическому исследованию
целостный характер.
Ключевые слова: целостный подход; исследовательский процесс; личность; постнеклассическая парадигма; системные триады
Загрузить |
PDF,
824 Kb
ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД
В ИССЛЕДОВАНИИ ПРОЦЕССА
ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
СМЫСЛОТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Охарактеризована логика исследовательских
действий в контексте целостного
подхода, позволяющая представить
культуру смыслотворческой деятельности
старшеклассника как интегративное качество
его личности, как систему информационной,
ценностно-смысловой и учебно-познавательной
компетентностей, образующих единый механизм
для обработки информации с целью смыслового
самоопределения в процессе решения учебных
проблем.
Ключевые слова: целостный подход; смыслотворческая деятельность; культура личности; компетентность
Загрузить |
PDF,
825 Kb
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Современный университет:
путь к диалогу
Показаны изменения в структуре
и интерпретации миссии вуза на фоне
интернационализации высшего образования,
определяющей диалог как ведущую тенденцию
и необходимое условие существования высшей
школы сегодня. Автор акцентирует внимание
на необходимости перестройки системы
жизнедеятельности университета, в которой
международный компонент выступает как
системообразующий и центральный.
Ключевые слова: глобализация; интернационализация высшего образования; международный проект; проектное пространство университета
Загрузить |
PDF,
819 Kb
Реализация положений
медицинской этики
в процессе духовно-
нравственного воспитания
будущих медицинских
специалистов
Рассматривается духовно-нравственное
воспитание будущих медицинских специалистов
в русле гуманистической педагогики.
Акцентируется внимание на воспитании в
процессе обучения таких важных нравственных
качеств, как милосердие, сострадание, эмпатия,
необходимых в профессиональной деятельности
медика, реализующих положения медицинской
этики и составляющих основу подготовки
будущих специалистов.
Ключевые слова: медицинская этика; духовно- нравственное воспитание; будущие медицинские специалисты; субъект-субъектные отношения; эмпатия
Загрузить |
PDF,
821 Kb
МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ
БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ
КУЛЬТУРЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО -
ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗА
Раскрываются основные положения исследования
по проблеме профессионально-творческой
самореализации в условиях вуза; уточнены
сущность и специфика профессиональной
подготовки, обоснована разработанная
автором модель подготовки будущих
специалистов сферы к профессионально-
творческой самореализации.
Ключевые слова: профессиональная подготовка; социально-культурная деятельность (СКД); профессионально-творческая самореализация; готовность к профессионально-творческой самореализации
Загрузить |
PDF,
814 Kb
Формирование
профессионально-субъектной
позиции студентов
Черноярского губернского
колледжа
Освещены вопросы организации профессиональной
ориентации; формирования профессионально-
субъектной позиции учащихся, основные
направления этого процесса; выявлена
активизация самоопределения учащегося
по ценностно-нравственному направлению,
связанному с выбором профессий.
Ключевые слова: профессионально-субъектная позиция; сущность профессионально-субъектной позиции; субъект деятельности; ценностные ориентации
Загрузить |
PDF,
876 Kb
Профессиональное
саморазвитие будущего
педагога-музыканта
в процессе специальной
вокально-методической
подготовки
Концепция модернизации образования РФ на
период до 2010 г. предусматривает решение задач
профессионального образования, направленных
на подготовку не только квалифицированного,
компетентного, конкурентоспособного
работника, но и специалиста, готового к
постоянному профессиональному росту,
социальной и профессиональной мобильности.
Ключевые слова: саморазвитие; педагог- музыкант; вокально-методическая подготовка; компетентность; индивидуальность; рефлексия; интеграция; актуальность; самооценка; самосовершенствование
Загрузить |
PDF,
815 Kb
Роль и место импровизации
в учебно-образовательном
процессе вузов культуры и
искусств (на материале работы
кафедры эстрадно-джазового
искусства)
Раскрываются проблемы импровизации в музыке,
ее роль и место в учебно-образовательном
процессе вузов культуры и искусств, процесс
профессиональной подготовки исполнителей
эстрадно-джазовой музыки. В качестве
приоритетного направления исследования выбрана
проблема формирования умений и навыков
импровизации, содержащая ряд актуальных
теоретико-методических аспектов.
Ключевые слова: импровизация; джазовая импровизация; профессиональный джазовый импровизатор; импровизационные соло; требования к профессиональной подготовке специалистов; спонтанность джазовой импровизации; профессиональная деятельность; условия реализации
Загрузить |
PDF,
810 Kb
Формирование
компетентности во
времени как путь к
профессиональному
саморазвитию будущих
социальных педагогов
Специфика деятельности социального педагога
позволяет рассматривать способность к
саморазвитию как неотъемлемую составляющую
профессиональной готовности данного
специалиста. Мы рассматриваем способность к
саморазвитию через призму времени личности и
выдвигаем компетентность во времени в качестве
необходимого компонента профессиональной
компетентности социального педагога.
Ключевые слова: социальный педагог; саморазвитие; компетентность во времени
Загрузить |
PDF,
808 Kb
ИННОВАЦИИ В ОБЩЕМ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Коммуникации как условие
эфф ективного управления
субмуниципальной
образовательной системой
Эффективность управления функционированием
и развитием образовательной системы
определяется качеством управленческих
решений, их направленностью на поддержание
положительных результатов деятельности,
наращивание возможностей системы,
корректировку недостатков. Качество
принимаемых управленческих решений, в свою
очередь, обеспечивается системой коммуникаций,
сформированной в органе управления на основе
современных достижений науки и практики.
Ключевые слова: управление; эффективное управление; управленческая информация; коммуникация
Загрузить |
PDF,
831 Kb
Соотношение
консервативного
и инновационного подходов
к развитию образовательного
процесса (на примере
Астраханской области)
Дан анализ проведенного исследования отношения
педагогических работников к традициям,
консерватизму, инновациям в образовательной
деятельности в школах Астраханской области.
Рассмотрено соотношение консервативного
и инновационного подходов к развитию
образовательного процесса.
Ключевые слова: консервативно-традиционное направление; инновации; традиции; консерватизм
Загрузить |
PDF,
824 Kb
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ
УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ ВЫПОЛНЕНИЕ
УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ
Эффективным методом формирования
исследовательских умений у младших школьников
является метод проектов. Выполнение учебных
проектов младшими школьниками закладывает у
них основу формирования учебной деятельности,
создаёт условия для проявления детской
любознательности, познавательной активности,
предоставляет возможность осознавать и
оценивать собственные мысли и действия.
Ключевые слова: исследовательские умения; учебный проект; готовность проводить исследование; мотивированность учащихся; проявление креативности и самостоятельности
Загрузить |
PDF,
814 Kb
Функциональное значение
правовой культуры младшего
школьника
Проанализированы особенности формирования
правовой культуры младшего школьника.
Рассмотрены функции правовой культуры
учащихся начальной школы и их социально-
педагогическое значение.
Ключевые слова: культура; правовая культура; школьники; воспитание; функции
Загрузить |
PDF,
815 Kb
Он-лайн-сообщество
как фактор развития
профессиональной
компетентности будущих
менеджеров в сфере туризма
при обучении иностранному
языку
Описывается модель он-лайн-сообщества,
разработанная в рамках контекстного подхода
для уроков иностранного языка в целях повышения
эффективности обучения менеджеров в сфере
туризма. Участие в работе он-лайн сообщества
повысило эффективность формирования
профессионально значимых качеств у студентов
менеджеров по туризму.
Ключевые слова: активные методы обучения; компетенции; английский язык
Загрузить |
PDF,
815 Kb
Гуманитарные основы
уровневой подготовки
бакалавров (магистров)
образования в области наук
о Земле
Исследуется проблема уровневой подготовки
бакалавров (магистров) в области наук о Земле на
основе принципа гуманизации образования. Это
является основанием разработки нового контента
подготовки в аспекте его методологического
обновления, способов обеспечения его усвоения
обучающимися, формирования творческой
личности, готовой к постоянной деятельностной
и поведенческой рефлексии, профессиональному
самосовершенствованию.
Ключевые слова: высшее образование; гуманизация образования; профессиональная компетентность; профессионально-деятельностная адаптация личности; гуманитарная технология
Загрузить |
PDF,
817 Kb
Мониторинг учебных
достижений студентов
педагогического вуза
в системе управления
качеством подготовки
специалистов
Представлена технология мониторинга учебных
достижений студентов педагогического вуза,
спроектированная с позиций гуманитарного
подхода к управлению качеством подготовки
специалистов. Показаны возможности данной
технологии в развитии субъектности студентов
как основного средства повышения качества
профессиональной подготовки. Приводится
описание результатов педагогического
эксперимента, подтверждающих эффективность
технологии.
Ключевые слова: управление качеством профессиональной подготовки; мониторинг; учебные достижения; профессионально- личностная компетентность
Загрузить |
PDF,
831 Kb
ВОСПИТАНИЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
БИОГРАФИЯ ЧЕЛОВЕКА
В ПРОБЛЕМНОМ ПОЛЕ
СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Исследуется проблема целенаправленного
использования биографии в педагогической
деятельности. Рассматривается возможность
конструирования современного процесса
воспитания на основе биографического материала
воспитанника.
Ключевые слова: биография как жизнь человека и как компонент процесса воспитания; педагогика бытия; цель воспитания как человек «равный» себе
Загрузить |
PDF,
821 Kb
ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО
ВОСПИТАНИЯ НА СТАНОВЛЕНИЕ
ГЕНДЕРА ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ
В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО
ДЕТСТВА
Первые образы типичного «мужчины» или
«женщины» ребенку дает семья. Что за образ для
подражания будет продемонстрирован, зависит
от типа и вида семьи, представлений членов семьи
о роли и месте женщины и мужчины в обществе,
значимости культурных норм и требований,
которых придерживаются члены семьи и которые
культивируются в ней. Установлению влияния
семейного воспитания на развитие гендера
девочек и мальчиков в период дошкольного
детства посвящены материалы исследования.
Ключевые слова: cтановление гендера; гендерные различия; гендерные предписания; «унисекс» в одежде; гендерные стереотипы; гендерные ролевые позиции
Загрузить |
PDF,
826 Kb
Воспитание у младших
школьников ценностного
отношения к здоровью в
условиях взаимодействия
семьи и школы
Обосновывается идея значимости объединения
усилий всех участников образовательного
процесса (ребёнка, родителей, учителей)
при решении вопроса воспитания у младших
школьников ценностного отношения к здоровью.
Раскрывается роль учителя как инициатора
сотрудничества с родителями учеников.
Предлагается научно обоснованная модель
процесса воспитания у младших школьников
ценностного отношения к своему здоровью.
Ключевые слова: здоровье; ценностное отношение; семья; учитель; совместная деятельность; принципы сотрудничества
Загрузить |
PDF,
820 Kb
ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕЙ
ВЫНОСЛИВОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Исследованы возможности воспитания общей
выносливости и работоспособности младших
школьников с применением дозированных
циклических упражнений в условиях начальной
школы. Получены положительные результаты.
Даны научно-практические рекомендации,
позволяющие воспитывать выносливость и
развивать физическую работоспособность у
детей 6 - 7лет с использованием циклических
упражнений на аэробном режиме.
Ключевые слова: возможность и необходимость воспитания общей выносливости и работоспособности младших школьников; дозированные циклические упражнения; объем; темп; интенсивность и дозировка нагрузок
Загрузить |
PDF,
824 Kb
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Коммуникативная программа
учебного текста
Рассмотрена проблема воздействия учебного
текста. Коммуникативная программа учебного
текста рассматривается как система
его структурно-логических и языковых
свойств, определяющих последовательность
действий читателя и достижение им
проектируемого автором результата. Выделены
идентификационные признаки коммуникативной
программы.
Ключевые слова: гуманитарность; учебный текст; коммуникативная программа
Загрузить |
PDF,
820 Kb
Модульное содержание
информационно-
технологической подготовки
педагогов в системе
повышения квалификации
Показана актуальная проблема построения нового
типа содержания в условиях информационно-
образовательной среды системы повышения
квалификации педагогов. На основе анализа
современных научно-технологических подходов
к определению понятия «модульное содержание
информационно-технологической подготовки
педагога» предложена технология построения
модульного содержания информационно-
технологической подготовки педагогов в системе
повышения квалификации, ориентированной на
профессиональное развитие.
Ключевые слова: модульное содержание профессионального образования; модульная образовательная программа; ситуационно- позиционное обучение взрослых; позиционное самоопределение
Загрузить |
PDF,
957 Kb
Изучение прозы И.С. Шмелёва
в школе с учетом специфики
автобиографического
повествования
Исследуется проблема изучения автобиографических
произведений И.С. Шмелёва в средней школе.
На основе литературоведческих исследований,
посвященных творчеству писателя, названы основные
составляющие понятия об автобиографической
прозе, нашедшие отражение в повествовательной
структуре произведений писателя. Предлагаемая
система изучения его произведений включает в себя
несколько структурных элементов и может быть
использована при анализе произведений других авторов,
в основе которых лежит автобиографическое начало.
Ключевые слова: автобиографические произведения И.С. Шмелёва; особенности повествования; система изучения
Загрузить |
PDF,
814 Kb
Формирование креативных
способностей учащихся
в процессе работы над
метафорой
Представлен механизм моделирования метафоры
на уроке литературы как системный подход
к проблеме обучения работе над творческими
заданиями разного уровня сложности. Один из
значимых факторов, обеспечивающих развитие
креативности обучающихся, - метафорическое
творчество, цель которого - решение с помощью
метафор проблемных и познавательных
ситуаций, позволяющих рассматривать процесс
метафоризации как креативный.
Ключевые слова: креативность; креативные способности; креативное мышление; метафора; метафорическое творчество; метафоричность; творческое задание
Загрузить |
PDF,
822 Kb
Концепция подготовки
специалистов в области
межкультурного
взаимодействия в рамках
образовательной программы
«Deutschlandstudien»
Излагается суть концепции специализации
«Deutschlandstudien», раскрывается ее
специфика, обосновываются необходимость и
целесообразность основных содержательных
блоков учебного плана, формулируются основные
компетенции выпускников.
Ключевые слова: межкультурная компетенция; межкультурное взаимодействие; магистерская образовательная программа; содержание образования
Загрузить |
PDF,
823 Kb
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ФУНК ЦИОНАЛЬНО -
ПРАГМАТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ
ЯЗЫКАМ
На материале немецких исследований в области
прагмалингвистики, дидактики и методики
обучения иностранным языкам предлагается
описание основных положений функционально-
прагматического подхода к обучению
иностранным языкам. Выявлены критерии
функционально-прагматической направленности
учебного процесса, а также проблемы,
возникающие в рамках данного подхода.
Ключевые слова: лингвистическая и коммуникативная компетенции; коммуникативная практика; когнитивное обучение; ситуативная обусловленность; ситуативный приём; речевые намерения; промежуточный язык учащихся
Загрузить |
PDF,
813 Kb
Образовательный интернет-
ресурс «электронная
почта» как одно
из средств формирования
социолингвистической
компетенции студентов
неязыкового вуза
Рассматриваются основные характеристики
феномена «социолингвистическая компетенция»,
а также эффективность использования
информационно-коммуникационных технологий,
в частности электронной почты, для повышения
эффективности процесса формирования данного
личностного свойства у студентов неязыкового
вуза.
Ключевые слова: интернет-ресурс; электронная почта; социолингвистическая компетенция
Загрузить |
PDF,
820 Kb
Формирование
лингвокреативного
мышления в контексте
диалога культур
Освещается методический аспект иноязычной
речемыслительной деятельности, что поможет
ответить на вопрос, как формировать
лингвокреативное мышление средствами
иностранного языка и культуры. Как показывает
опыт межкультурного общения и функционирования
в ином культурно-языковом пространстве, при
обучении иностранному языку в контексте диалога
культур стратегическое значение приобретает
учет когнитивных процессов, которые призваны
формировать языковую картину мира, фиксировать
лексические единицы и их основные элементы в
структурах семантической памяти, формировать с
помощью и на основе лексических единиц понятия и
концепты как кванты структурированного знания.
Ключевые слова: лингвокреативное мышление; межкультурное общение; языковая картина мира; конвергентное мышление; дивергентное мышление; диалог культур; иноязычные речемыслительные умения; информационно- имитационное моделирование
Загрузить |
PDF,
828 Kb
ФОРМИРОВАНИЕ
ПРО ФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
There is shown the issue of professional competence
formation at the students of the faculty of economics
by means of foreign language study. There are
regarded the methods of foreign language teaching
and made the conclusion that a foreign language is the
means of personal and professional development of
students and appears to be the necessary condition of
successful professional activity of a specialist.
Ключевые слова: Показана проблема формирования профессиональной компетентности студентов экономического факультета посредством изучения иностранного языка. Рассмотрены приемы обучения иностранному языку и сделан вывод о том; что иностранный язык выступает средством личностно-профессионального развития студентов и является необходимым условием успешной профессиональной деятельности специалиста; профессиональная высшая школа; компетентность специалиста; компетенция; иностранный язык; конкурентоспособность
Загрузить |
PDF,
830 Kb
Методика подготовки
будущих учителей физики
к обучению школьников
применению физических
знаний в практической
деятельности
Описаны сложившиеся методы обучения
школьников применению физических знаний в
практической деятельности. Представлены
результаты проведенного констатирующего
эксперимента со школьниками. Предложена
методика обучения учителя в вузе деятельности
по формированию у школьников умений решать
прикладные задачи, с опорой на физические знания.
Ключевые слова: прикладная задача; обобщенный метод; практическая направленность
Загрузить |
PDF,
836 Kb
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО
МИРОВОЗЗРЕНИЯ КУРСАНТОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
МВД РОССИИ
Рассматриваются приоритетные направления
формирования научного мировоззрения курсантов,
исходя из специфики учебно-воспитательного
процесса в вузах МВД России, осуществляющих
подготовку специалистов для правоохранительной
системы.
Ключевые слова: мировоззрение; философский аспект мировоззрения; правовая доминанта мировоззрения; мировоззренческое воспитание
Загрузить |
PDF,
815 Kb
Профессиональное
становление будущих
офицеров как предмет
педагогического
исследования
Рассматривается проблема профессионального
становления в науке, выявлены специфические
черты, характерные для военной деятельности,
сформулирована дефиниция понятия
«профессиональное становление будущих
офицеров».
Ключевые слова: профессиональное становление; гуманизация; воинская деятельность; мотив; долженствование
Загрузить |
PDF,
829 Kb
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И СРАВНИТЕЛЬНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
Виды и формы внешкольного
образования в Симбирской
губернии
Внешкольное образование, а сегодня
дополнительное образование, является важнейшей
составляющей образовательного пространства,
сложившегося в современном российском
обществе. Оно социально востребовано
и органично сочетает в себе воспитание, обучение
и развитие личности ребенка. Автор раскрывает
виды и формы внешкольного образования
в Симбирской губернии на основе архивных
материалов ОГУ «Государственный архив
Ульяновской области».
Ключевые слова: внешкольное образование; семейно-педагогические кружки; кружки трудовой помощи; общество «Майский союз»; музыкальная школа; народные дома; народные библиотеки
Загрузить |
PDF,
816 Kb
Методика преподавания
словесности
в педагогической периодике
начала XX в. (журнал «Родной
язык в школе»)
Значительное влияние на развитие школьного
образования оказывает педагогическая
журналистика. На основе анализа редакционной
политики журнала «Родной язык в школе» и
публикаций в нем определены причины успеха
нового издания, позволившие ему в короткое время
стать основным научно-методическим изданием
для учителя словесности, определяющим своими
публикациями дальнейшее развитие школьного
литературного образования.
Ключевые слова: методика преподавания литературы; педагогическая журналистика; история образования
Загрузить |
PDF,
823 Kb
БАРЬЕРЫ КОРРЕКТНОЙ
ДИАГНОСТИКИ ОДАРЕННОСТИ
УЧАЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
(опыт США)
Представлен анализ наиболее распространенных
барьеров диагностики одаренных учащихся
в американской средней школе. Выявлена
противоречивость в трактовке понятия
«одаренность» и характеристик одаренного
поведения; обобщены социально-педагогические,
национально-этнические и гендерные стереотипы.
Указано на необходимость совершенствования
современных методов диагностики и
дополнительной подготовки учителей школ по
данной проблеме.
Ключевые слова: одаренные дети; барьеры диагностики; средняя школа; зарубежная педагогика
Загрузить |
PDF,
814 Kb
Система подготовки
преподавателей
дополнительного
образования взрослых
в Великобритании
Характеризуется сам преподаватель
дополнительного образования взрослых,
описываются его функции, приводятся
законодательные документы, регулирующие его
подготовку, указываются институты, виды и
формы подготовки.
Ключевые слова: преподаватель дополнительного образования; непрерывное образование; образование взрослых; подготовка преподавателя; функции преподавателя
Загрузить |
PDF,
818 Kb
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СУБЪЕКТИВНЫЙ ВОЗРАСТ
КАК КАТЕГОРИЯ
САМООЦЕНИВАНИЯ
Рассматривается проблема субъективного
отношения индивида к собственному
хронологическому возрасту. Представлен
теоретический и эмпирический анализ категории
«субъективный возраст». Как многомерная
конструкция субъективный возраст имеет
возрастную и индивидуальную динамику,
специфику проявления в различных психологических
сферах. В этом контексте возраст из
объективного показателя становится категорией
внутреннего мира, категорией самооценивания.
Ключевые слова: субъективный возраст; хронологический возраст; самооценивание; самокатегоризация
Загрузить |
PDF,
816 Kb
Трансдисциплинарная форма
организации социальной
адаптации детей раннего
возраста в ДОУ
Организация социальной адаптации детей в ДОУ
происходит в отношениях «взрослый - ребенок»,
которые отличаются тенденцией развития к
трансдисциплинарной форме командной работы
педагогов, специалистов, родителей с детьми.
Достижение целостности и цикличности
актов взаимодействия «взрослый - ребенок»
в раннем возрасте происходит в смысловом
пространстве их предметных посредников в
предметно-манипулятивной и игровой форме
на уровне мышления, отношений, действий и
эмоций. Апробация трансдисциплинарной формы
в ДОУ позволила достичь ценностно-целевого
единства совокупного «взрослого» и обеспечить
необходимые компоненты деятельности для
успешных актов взаимодействия в процессе
социальной адаптации.
Ключевые слова: акт взаимодействия «взрослый - ребенок»; трансдисциплинарная форма командной работы; смысловое пространство; предметные посредники взаимодействия; ведущий вид деятельности в социальной адаптации
Загрузить |
PDF,
822 Kb
МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЕ
ОТНО ШЕНИЕ СТУДЕНТОВ -
ПЕРВОКУРСНИКОВ
К УКРЕПЛЕНИЮ И СОХРАНЕНИЮ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ
Рассматриваются вопросы оценки мотивационно-
ценностного отношения студентов-
первокурсников Калмыцкого госуниверситета
к укреплению и сохранению индивидуального
здоровья. Показана субъективная оценка
студентами-первокурсниками индивидуального
здоровья, выявлены основные негативные и
позитивные факторы, оказывающие влияние на
здоровье студентов. Показаны пути повышения
мотивации первокурсников к здоровьесбережению,
в том числе через занятия физической культурой.
Ключевые слова: мотивационно-ценностное отношение; студенты-первокурсники; укрепление и сохранение индивидуального здоровья; здоровый образ жизни; здоровьесбережение; физическая культура
Загрузить |
PDF,
893 Kb
Развитие компетентности
в общении у студентов-
психологов
Приводится анализ особенностей профессиональной
деятельности психологов, обосновывается
потребность в разработке структуры, методов
диагностики и развитии компетентности
в общении психологов. Показана структура
компетентности в общении студентов-психологов.
Представлена и обоснована модель развития
компетентности в общении у студентов-психологов
на этапе их обучения в вузе.
Ключевые слова: компетентность в общении; ценностные ориентации; личностные качества психолога; компетентность и компетенция; структура компетентности в общении; модель развития компетентности в общении
Загрузить |
PDF,
989 Kb
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ. РЕЦЕНЗИИ
Целостный подход
в педагогическом
исследовании: возможности,
перспективы, варианты
применения («круглый стол»,
посвященный научному наследию
проф. В.С. И льина)
Ключевые слова:
Загрузить |
PDF,
743 Kb