Архив журнала


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86

№1 (55) 2011
2011 г.
Тема номера: ИЗВЕСТИЯ ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Серия: Педагогические науки
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Синтез методологий как система методов, позволяющая увидеть человека без редукций и упрощений П р о д о л ж е н и е (начало - №10 2010 г.)
Раскрыты специфика и логика категориального моделирования применительно к теории и практике воспитания; обосновываются возможности и границы применения системного подхода в постижении целостности человека как предмета и главной цели воспитания; рассматривается потенциал герменевтического подхода в исследовании воспитательной проблематики; раскрывается педагогический смысл категории «человек» с позиций онтологической педагогики.
Ключевые слова: человек; категориальное моделирование; системный подход; экзистенциалия; целостность; педагогическая рефлексия
Загрузить | PDF, 862 Kb
Духовность как вектор в преодолении гуманитарного кризиса современной цивилизации
Раскрывается методология изучения гуманитарных процессов, что может стать основой для конструктивного включения проблематики «духовность» в педагогику. Особое место занимают факторы обращения к духовности, синергетические подходы к объяснению развития культуры, а также признаки гуманитарного кризиса и вектор в его преодолении
Ключевые слова: гуманитарный кризис; поликультурность; поликонфессиональность; полипарадигмальность; Абсолютные ценности; Бог
Загрузить | PDF, 867 Kb
Эмпирические данные в научно-педагогическом исследовании
Рассматриваются способы получения, применения и представления в диссертационном тексте эмпирических данных, их назначение в научно-педагогическом исследовании, а также альтернативные варианты получения эмпирических данных.
Ключевые слова: опыт; эксперимент; эмпирические данные; исследование
Загрузить | PDF, 872 Kb
ЦЕЛОСТНЫЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Целостный подход в педагогике духовности
Рассматриваются возможности целостного подхода в исследовании проблем духовного воспитания, анализируется категория целостности в контексте педагогики духовности как особого направления в современной педагогической теории.
Ключевые слова: целостный подход; духовность; духовное воспитание; ситуация диалогического понимания
Загрузить | PDF, 851 Kb
Определение парадигмальной принадлежности научно- педагогического исследования: целостный подход
Охарактеризованы признаки, на которые целесообразно ориентироваться при определении парадигмальной принадлежности педагогического исследования: особенности категориального аппарата исследования, исследовательский инструментарий, характер обоснования актуальности исследования. Прослеживается зависимость между парадигмальной принадлежностью исследования и исследовательской проблематикой.
Ключевые слова: целостный подход; парадигма; теория; концепция
Загрузить | PDF, 854 Kb
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Национально-культурная самореализация педагога в условиях глобализации образования
На основе сопоставительного анализа различных национальных образовательных систем сделан вывод о направлениях обоснования концепции развития регионального высшего профессионального педагогического образования с учетом географических, исторических, этнокультурных, конфессиональных, демографических, лингвистических условий территорий России. Выделяются интеграция профессиональной и общекультурной подготовки выпускников вузов в единстве с развитием их личностных качеств, регионализация высшего профессионального образования, мультикультурное образование.
Ключевые слова: самореализация; культура; интеграция; регионализация; мультикультурность
Загрузить | PDF, 871 Kb
Модель подготовки специалистов в агроинженерном вузе
Представлен системный анализ структуры информационной компетентности студентов в среде их будущей профессиональной деятельности; выделены структурные компоненты профессиональной деятельности специалиста АПК; предложена типология профессиональных задач, решаемых с использованием прикладного программного обеспечения; дан сравнительный анализ моделей подготовки специалиста в агроинженерном вузе.
Ключевые слова: информационная компетентность; модель подготовки; профессиональная деятельность; структура деятельности; программные средства
Загрузить | PDF, 871 Kb
Формирование психологических механизмов профессиональной иноязычной компетентности специалиста
Исследованы проблемы языкового образования. На основе конкретизации целей и содержания образования при подготовке специалистов в высшей школе обоснована необходимость учета психологических механизмов формирования профессиональной иноязычной компетентности как необходимого условия становления личности специалиста. Показаны механизмы речевой деятельности как одной из самых сложных форм психических функций.
Ключевые слова: языковое образование; профессиональная иноязычная компетентность; психологические механизмы; речевая деятельность; стили обучения
Загрузить | PDF, 854 Kb
Формы и методы учебной деятельности в системе подготовки будущих инженеров к исследовательской деятельности
Представлены организационные формы и методы обучения при реализации системы формирования готовности студентов к исследовательской деятельности в процессе обучения в инженерном вузе
Ключевые слова: деятельностный подход; инженерное образование; исследовательская деятельность; лекция; проблемное обучение; обучающая игра
Загрузить | PDF, 861 Kb
Проектирование и реализация модели развития профессиональной компетентности специалиста в практико-ориентированной образовательной среде
Уточнены определение и структура категории «профессиональная компетентность», выявлены сущностные характеристики, функции и признаки практико-ориентированной образовательной среды, обоснована модель развития профессиональной компетентности специалиста. На примере подготовки экономиста показаны процесс и результаты реализации данной модели.
Ключевые слова: профессиональная компетентность; компетентный специалист; практико-ориентированная образовательная среда; модель
Загрузить | PDF, 860 Kb
ИННОВАЦИИ В ОБЩЕМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Комплексный подход к формированию готовности к обучению в школе детей, не посещающих ДОУ
Показана актуальность решения проблемы формирования готовности к обучению в школе детей, не посещающих ДОУ. Понятие «готовность к школе» рассматривается как многокомпонентное образование. Представлены научное обоснование и экспериментальные данные, доказывающие необходимость приоритетного формирования социальной, личностной и эмоциональной готовности к школе у детей, не посещающих ДОУ.
Ключевые слова: готовность к школе; социальный; личностный; эмоциональный компоненты готовности; группы затруднений дошкольников; не посещавших ДОУ; на этапе перехода в статус ученика; факторы формирования готовности детей к школе
Загрузить | PDF, 869 Kb
Модульные технологии развития методологической компетентности научно- педагогических работников в процессе изучения спецкурсов в послевузовском профессиональном образовании
Анализируется экспериментальная работа по применению модульных технологий в процессе развития методологической компетентности научно-педагогических работников в послевузовском образовании.
Ключевые слова: методологическая компетентность; научно-педагогические работники; принципы; технологии обучения; послевузовское образование; спецкурс
Загрузить | PDF, 870 Kb
Формирование исследовательской компетентности студентов бакалавриата средствами дисциплин по выбору (на примере вузовской подготовки по направлению «Туризм»)
Описано формирование исследовательской компетентности бакалавра туризма средствами дисциплин по выбору студента, предусмотренных вариативной частью учебного плана по ФГОС третьего поколения
Ключевые слова: индустрия туризма; бакалавр туризма; научно-исследовательская деятельность; компетенции; исследовательская компетентность; дисциплины по выбору
Загрузить | PDF, 855 Kb
Управление процессом формирования исследовательских умений младших школьников через выполнение учебных проектов
Как эффективный способ формирования исследовательских умений младших школьников представлена организация их деятельности через учебный проект. Грамотное управление такой деятельностью, привлечение родителей к управлению исследовательской деятельностью детей, участие школьников в разнообразных проектах создают условия для обогащения исследовательского опыта детей.
Ключевые слова: учебный проект; роли педагога; исследовательские умения; виды деятельности учителя и ученика
Загрузить | PDF, 860 Kb
Особенности профессиональной деятельности педагога по развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации
Рассматриваются особенности деятельности педагога при организации потребления учащимися медиаинформации в зависимости от поставленных целей этого процесса. Для каждого случая выделены элементы, входящие в структуру культуры потребления медиаинформации.
Ключевые слова: медиаинформация; цели потребления медиаинформации; развитие у учащихся культуры потребления медиаинформации; профессиональная деятельность педагога
Загрузить | PDF, 854 Kb
Тест как базовая единица уровневого мониторинга сформированности профессионально значимых компетенций
Описывается уровневая модель мониторинга в системе высшего профессионального педагогического образования; обосновывается применение теста как базовой единицы уровневого мониторинга сформированности профессионально значимых компетенций; раскрывается типология тестов и тестовых заданий на каждом уровне сформированности профессиональной педагогической компетентности.
Ключевые слова: профессионально-педагогическая компетентность; профессионально значимые компетенции; контекстное обучение; мониторинг; тест
Загрузить | PDF, 854 Kb
ВОСПИТАНИЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
НАРОДНЫЕ ДОМА КАК ЦЕНТРЫ СИМБИРСКОГО ГУБЕРНСКОГО ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
На основе архивных материалов ОГУ «Государственный архив Ульяновской области» показаны роль народных домов в Симбирской губернии в деле обучения местного населения, сплочения культурных слоев населения; связь между культурными силами и земствами на почве просветительной деятельности, а также роль народных домов в годы советской власти и их новые задачи.
Ключевые слова: народные дома; задачи народных домов; типы народных домов; секция народных домов
Загрузить | PDF, 850 Kb
Духовное воспитание подростка: содержательный и процессуальный аспекты
Представлены структурная и процессуальная модели духовного воспитания с учетом особенностей духовной жизни подростка. Методологической призмой исследования выступает целостный подход в гуманитарном аспекте.
Ключевые слова: духовное воспитание; подростковый возраст; гуманитарная педагогическая парадигма; целостный подход
Загрузить | PDF, 855 Kb
Социализация старших подростков с нарушениями слуха
Рассмотрены вопросы социализации старших подростков с нарушениями слуха. Выявлены затруднения личностного и социально- психологического характера. Как условие успешной социализации представлена организация социального взаимодействия детей с нарушениями слуха со слышащими сверстниками.
Ключевые слова: подростки с ограниченными возможностями здоровья; социализация; нарушение слуха; социальная депривация; специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение
Загрузить | PDF, 861 Kb
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ : РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПОНЯТИИ
Рассматриваются, обобщаются и систематизируются различные подходы к определению «дополнительное образование детей» как важному теоретическому аспекту для формирования научно-методологической базы дополнительного образования как особой образовательной сферы.
Ключевые слова: дополнительное образование детей; сфера образования; научно- методологические основания; интеграция; системный подход
Загрузить | PDF, 861 Kb
Функции этнокультурных знаний в деятельности волонтеров культурно- спортивной направленности
Уточняется понятие «волонтер», раскрывается содержание понятия «волонтеры культурно-спортивной направленности» и обосновывается необходимость развития этнокультурных знаний названных волонтеров для эффективного выполнения добровольческой деятельности в условиях мультикультурности. Описаны функции этнокультурных знаний в деятельности волонтеров культурно- спортивной направленности.
Ключевые слова: волонтер; волонтер культурно- спортивной направленности; этнокультурные знания; функции этнокультурных знаний волонтеров культурно-спортивной направленности
Загрузить | PDF, 857 Kb
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Обучение школьников приёмам информационной переработки текста
Обоснована необходимость обучения школьников осознанному применению способов информационной переработки текста. Описаны некоторые приёмы понимания темы, основной мысли, проблемы текста.
Ключевые слова: функциональная грамотность; приемы (способы) информационной переработки текста; система обучения пониманию прочитанного; определение темы; идеи; проблемы; авторской позиции текста
Загрузить | PDF, 857 Kb
Обучение лексической стороне речи и пути ее совершенствования в условиях средней школы
Излагается проблема обучения лексической стороне иноязычной речи. Успех в обучении лексике обеспечивается учетом закономерностей когнитивной деятельности обучаемых, обобщающих когнитивных процессов (прогнозирование, кодирование и перенос), включением в учебный процесс разных лексико-ориентированных стратегий, реализуемых через систему приемов.
Ключевые слова: лексика; лексические единицы; лексическая сторона; лексические навыки; лексическое прогнозирование; кодирование лексики; перенос лексического материала; лексические стратегии; лексическая креативность
Загрузить | PDF, 867 Kb
Педагогические условия применения модульной технологии в системе иноязычной подготовки студентов технического вуза
Рассматриваются вопросы реализации иноязычной подготовки студентов технического вуза с применением технологии модульного обучения, описывается модель ее использования в соответствии с определенными педагогическими условиями.
Ключевые слова: модульное обучение; иноязычная подготовка; иноязычная коммуникативно- культурная компетенция; модель модульного обучения иностранному языку
Загрузить | PDF, 856 Kb
Проблемные задания как прием обучения иностранному языку студентов вуза
Анализируются имеющиеся в отечественной научно-методической литературе подходы к определению проблемных заданий и варианты их классификаций, выделяются типы проблемных заданий, которые можно использовать при обучении студентов иностранному языку.
Ключевые слова: задание проблемное; задача; классификация; термин; ситуация
Загрузить | PDF, 861 Kb
Психолингвистические основы переключения кода при переводе
Рассматривается специфика переключения кода в процессе перевода, анализируются факторы, способствующие его оптимизации, показана специфика различных направлений переключения кода.
Ключевые слова: перевод; переключение кода; направление перевода; билингвальный лексикон
Загрузить | PDF, 857 Kb
Дидактические условия применения концентрированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе
Представлены дидактические условия применения концентрированного обучения в неязыковом вузе с точки зрения повышения эффективности формирования у студентов иноязычной коммуникативной компетенции.
Ключевые слова: концентрированное обучение; интенсификация обучения; иноязычная коммуникативная компетенция; учебный блок
Загрузить | PDF, 856 Kb
Структура системы преподавания академического рисунка
Описывается структура системы преподавания академического рисунка, определяются способ и характер связи составляющих ее компонентов, вычленяются системообразующие связи. Обосновывается положение о том, что главным свойством системы преподавания в процессе взаимодействия ее компонентов является способность системы решать множество воспитательных, развивающих и образовательных задач.
Ключевые слова: академический рисунок; система преподавания; структура системы; системообразующие связи; процесс преподавания
Загрузить | PDF, 870 Kb
Стилевая направленность основных навыков управления автомобилем
Рассмотрены вопросы проявления индивидуального стиля деятельности в подготовке водителей транспортных средств. Показано, что у девушек формирование основных водительских навыков происходит более гармонично; юноши отличаются выраженной стилевой направленностью обучения.
Ключевые слова: индивидуальный стиль деятельности; гендерные различия; основные
Загрузить | PDF, 886 Kb
Изучение автобиографической прозы И.С. Шмелёва через обращение к пасхальному архетипу (на материале рассказа «Весенний ветер»)
Раскрывается актуальность изучения творчества И.С. Шмелёва, приводится фрагмент методики изучения особенностей автобиографического повествования через постижение понятия о пасхальном архетипе, обосновывается выбор методических приемов, позволяющих эффективно организовать работу в классе.
Ключевые слова: автобиографическое повествование; пасхальный архетип; методика изучения
Загрузить | PDF, 854 Kb
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Особенности этнической идентичности молодежи в образовательной среде: психосемантический подход к исследованию
Излагаются результаты психосемантического исследования этнической идентичности молодых людей семи национальностей, проживающих на территории г. Волгограда и Волгоградской области. Анализируется специфика категориальной системы индивидуальных значений, через призму которой молодежь различных этнических групп и разного уровня образования отождествляет себя с представителями той или иной национальности.
Ключевые слова: этническая идентичность; межэтническое взаимодействие; образовательная среда / стадии формирования этнической идентичности; поликультурный регион; семантический дифференциал; семантическое пространство
Загрузить | PDF, 866 Kb
психоэмоциональные особенности алкоголезависимых, подвергшихся уголовному наказанию
Проанализированы результаты исследования отдельных психоэмоциональных особенностей больных алкоголизмом, отбывавших уголовное наказание за совершение противоправных поступков. Рассмотрены данные литературных источников и собственного исследования.
Ключевые слова: алкоголезависимые; антисоциальное поведение; преступники; тревожность; активность; работоспособность; аутогенная норма; вегетативный тонус; профилактика антисоциального поведения
Загрузить | PDF, 958 Kb
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И СРАВНИТЕЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
Провиденциалистская идея воспитания в педагогическом учении Н.Ф. Федорова
Рассматривается провиденциалистская идея воспитания в педагогическом учении русского философа-космиста Н.Ф. Федорова. Особое внимание уделяется анализу влияния идеи божественного предопределения на характер воспитания, постановку цели и задач воспитания, а также на определение содержания воспитания в педагогическом учении Н.Ф. Федорова.
Ключевые слова: провиденциалистская идея воспитания; христианские педагогические тра- диции; воспитательный образец богосыновства
Загрузить | PDF, 856 Kb
Развитие военно-специальной подготовки обучающихся в военно-учебных заведениях в период Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.)
Раскрываются особенности организации военно- специальной подготовки офицерских кадров в вузах, описываются мероприятия по совершенствованию методической работы преподавательского состава и командиров учебных подразделений курсантов и слушателей в период Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.).
Ключевые слова: организации военно-специальной подготовки офицерских кадров; Великая Отечественная война (1941 - 1945 гг.)
Загрузить | PDF, 857 Kb
Развитие начального образования во второй половине XIX в.
Статья направлена на некоторое восполнение пробела в историко-педагогических исследованиях в области начального образования второй половины XIX в., претерпевшего значительные изменения: был поставлен вопрос об острой необходимости введения всеобщего начального образования, и Россия встала на путь всеобщего просвещения.
Ключевые слова: образование; начальное; школа; реформа; положение; всеобщее
Загрузить | PDF, 851 Kb
Способы осуществления интеграции образования, науки и бизнеса в университетах за рубежом
Рассматриваются подходы к осуществлению интеграции образования, исследовательской деятельности и производства в университетах за рубежом. Особое внимание уделяется таким проблемам, как интеграционные модели на базе технопарков и технополисов в зарубежных странах. Характеризуются виды моделей интеграции в различных странах и выделяются их особенности, приводятся данные об их влиянии на социально- экономическое развитие.
Ключевые слова: интеграция; университет; образование; исследовательская деятельность; венчурный бизнес; технопарк; технополис; модели интеграции
Загрузить | PDF, 855 Kb
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ. РЕЦЕНЗИИ
К 80-летию Е.В. Бондаревской
Ключевые слова:
Загрузить | PDF, 782 Kb