Архив журнала


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86

№6 (101) 2015
2015 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
Общие вопросы педагогики
Гуманизм педагогических идей И.М. Радецкого
Определены и выявлены педагогические идеи известного отечественного педагога и общественного деятеля второй половины XIX в. И.М. Радецкого: охрана жизни и здоровья детей, забота об их воспитании и образовании, улучшение материального положения учителя, увеличение числа учебных заведений, педагогических изданий, библиотек, пожертвований в пользу образования, рост численности учащихся, уровня грамотности и др. Обоснована гуманистическая направленность педагогических идей И.М. Радецкого, что вносит вклад в развитие гуманистической педагогики, педагогики ненасилия.
Ключевые слова: гуманизм; гуманистические идеи; гуманистическая тенденция; гуманистическая педагогика; педагог-гуманист; вторая половина XIХ в; humanism; humanistic ideas; humanistic tendency; humanistic pedagogy; humanist teacher; second half of the XIX century
Загрузить | PDF, 2036 Kb
ИНТЕРПРЕТАТИВНЫЙ АНАЛИЗ И ТИПОЛОГИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЙ В ЯЗЫКОВОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Дается теоретическое обоснование терминов «стратегия», «учебные, речевые, коммуникативные стратегии» в языковой педагогике. Приводятся классификации стратегий в методических и лингвистических исследованиях, разработанная типология контрольно-экзаменационных и коммуникативных стратегий и соответствующих им умений.
Ключевые слова: стратегия; учебные стратегии; контрольно-экзаменационные стратегии; коммуникативные стратегии; strategy; learning strategies; testing and examination strategies; communicative strategies
Загрузить | PDF, 2025 Kb
Педагогика школы
Педагогические условия и предпосылки воспитания ценностных ориентаций школьников средствами математики как учебного предмета
Дается теоретическое обоснование процесса воспитания ценностных ориентаций школьников в учебной деятельности. Выделены направления актуализации аксиологического потенциала математики. Обоснована связь исследуемого процесса с гуманитаризацией математического образования. Сформулированы и обоснованы педагогические условия и предпосылки воспитания ценностных ориентаций школьников средствами математики как учебного предмета.
Ключевые слова: воспитание ценностных ориентаций школьников; учебный предмет «Математика»; аксиологический потенциал содержания образования; гуманитаризация образования; teaching value guidelines to pupils; learning subject “mathematics”; axiological potential of education contents; humanitarization of education
Загрузить | PDF, 2025 Kb
Сущностные характеристики культурно-просветительской деятельности учителя начальных классов
Дано определение понятия «культурно-просветительская деятельность учителя начальных классов», выделены и обоснованы функции и компоненты культурно-просветительской деятельности учителя начальных классов.
Ключевые слова: деятельность; просвещение; культурно-просветительская деятельность; учитель начальных классов; функции культурно-просветительской деятельности учителя начальных классов; компоненты культурно-просветительской деятельности учителя начальных классов; work; education; cultural and educational work; primary school teacher; functions of cultural and educational work of a primary school teacher; components of cultural and educational work of a primary school teacher
Загрузить | PDF, 2022 Kb
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Рассмотрена модель образовательного процесса по формированию коммуникативной компетенции как планируемого результата начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция; ФГОС НОО; планируемые результаты; модель процесса формирования; communicative competence; Federal state educational standard of primary education; planned results; model of development process
Загрузить | PDF, 2001 Kb
Модель процесса формирования исследовательской культуры старшеклассников в условиях НОУ гуманитарного направления
Рассматриваются модель процесса формирования исследовательской культуры старшеклассников, подходы для ее конструирования с учетом сущностных характеристик исследовательской культуры, возрастных особенностей учащихся. Обоснованы этапы исследуемого процесса (пропедевтический, эвристический, креативный). Научное общество учащихся гуманитарного направления и исследовательские проекты рассматриваются как условия формирования исследовательской культуры старшеклассников.
Ключевые слова: исследовательская культура; научное общество учащихся; аксиологическая среда гуманитарного образования; проектная деятельность; исследовательские проекты аксиологической направленности; research culture; scientific society of pupils; axiological environment of classical education; project work; research projects of axiological area
Загрузить | PDF, 2000 Kb
Модель процесса культурного самоопределения старшеклассников в обучении социально-гуманитарным дисциплинам
С позиций теории целостного педагогического процесса и ценностного процесса в образовании изложены основы конструирования модели процесса культурного самоопределения старшеклассников. Дано авторское определение данного аспекта самоопределения, выделены его этапы. Представлена психологическая основа моделирования исследуемого процесса, а также система средств формирования рассматриваемого личностного образования.
Ключевые слова: самоопределение; культурная идентификация; ценностное отношение; коммуникация; личностный смысл; self-determination; cultural identity; value attitude; communication; personal sense
Загрузить | PDF, 2005 Kb
УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ МОТИВАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Выявлены критерии оценки сформированности мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста, представлены их характеристики. С позиций целостного подхода рассматривается уровневая модель мотивации самостоятельной работы школьников.
Ключевые слова: динамическая структура; компоненты; мотивация; самостоятельная работа; уровневая модель; dynamic structure; components; motivation; independent work; level model
Загрузить | PDF, 2000 Kb
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗНОСТИ ИСКУССТВА НАРОДНОГО ГЕОМЕТРИЗИРОВАННОГО ОРНАМЕНТА
Описана методика выявления особенностей восприятия детьми 4 и 5 лет искусства геометризированного орнамента. Дан количественный и качественный анализ результатов, полученных на первоначальном уровне организации данной работы. Показана возможность развития у детей, начиная с 4 лет, восприятия и понимания образности искусства геометризированного орнамента, связанного с космогоническими представлениями народа.
Ключевые слова: искусство народного геометризированного орнамента; геометризированный орнаментальный образ; цветовой образ; образ-символ геометризированного узора; космогонические представления народа; восприятие; дети 4 и 5 лет; the art of folk geometrized ornament; geometrized ornamental image; colour image; symbol image of a geometrized pattern; cosmogonic notions of people; perception; 4-5 year old children
Загрузить | PDF, 2040 Kb
Педагогические условия формирования образа мира у детей в период перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту
Рассматриваются особенности формирования образа мира у детей в период перехода от старшего дошкольного возраста к младшему школьному возрасту. Научно обосновываются понятия «условие», «педагогические условия» и их роль в процессе формирования образа мира ребенка. Рассматриваются особенности игры и художественной деятельности как педагогических условий формирования образа мира у детей исследуемого возрастного периода.
Ключевые слова: образ мира; условие; педагогические условия; игра; художественная деятельность; world image; condition; pedagogic conditions; play; artistic activities
Загрузить | PDF, 2056 Kb
Результаты экспериментального исследования по выявлению эффективности инновационной методики формирования навыков инструментального музицирования на трубе
В рамках диссертационного исследования, проводившегося на кафедре музыкального образования Московского государственного института культуры, была создана инновационная методика формирования навыков инструментального музицирования у учащихся ДМШ в классе трубы. Главными составляющими нового подхода обучения стали: опора на физиологические особенности строения амбушюра ученика в подборе индивидуального комплекса занятий; использование принципа «направленного дыхания» при игре на инструменте; долгосрочное планирование индивидуальных занятий. Действенность разработанной методики была проверена в рамках педагогического эксперимента, в результате которого были получены статистические данные освоения учащимися основных навыков игры на трубе, подтверждающие эффективность инновационной методики формирования навыков инструментального музицирования у учащихся ДМШ в классе трубы.
Ключевые слова: амбушюр; труба; эксперимент; методика; исполнительские навыки; методика обучения игре на трубе; embouchure; trumpet; experiment; methodology; performing skills; teaching methods of playing the trumpet
Загрузить | PDF, 2026 Kb
Педагогика профессионального образования
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обозначены проблемы формирования конкурентоспособности выпускников вуза еще до начала их трудовой деятельности. Готовность к конкурентному поведению на рынке труда рассматривается как профессионально значимое личностное качество. Представлены результаты исследования конкурентоспособности выпускников факультета романо-германской филологии Воронежского государственного университета. С позиций компетентностного подхода определено содержание подготовки будущего магистра педагогического образования в сфере языкового образования.
Ключевые слова: конкурентоспособность; профессиональная карьера; поведение на рынке труда; конкурентоспособность преподавателя иностранного языка; competitiveness; professional career; behavior at the labour market; competitiveness of a foreign language teacher
Загрузить | PDF, 2053 Kb
Здравотворческая культура бакалавра педагогического образования: теоретические представления и опыт формирования (в контексте исследований Д.С. Новикова, И.В. Власюк)
Представлен анализ диссертационного исследования Д.С. Новикова «Формирование здравотворческой культуры бакалавра педагогического образования» (науч. рук. - И.В. Власюк), в котором обоснованы философско-педагогические истоки современного здравотворческого идеала в образовании; уточнены сущностные характеристики понятия «здравотворческая культура бакалавра педагогического образования» как результата профессиональной подготовки в вузе; обоснованы логика и педагогические средства исследуемого процесса.
Ключевые слова: здравотворческая культура; здравотворческая культура бакалавра педагогического образования; калокагатия; теория и практика здравотворческого педагогического образования; health creation culture; health creation culture of a bachelor of pedagogic education; kalokagathia; theory and practice of health creation pedagogic education
Загрузить | PDF, 2017 Kb
СПЕЦИФИКА ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Рассматривается формирование информационно-коммуникативной компетентности как способности осмысленной работы с информацией на основе использования семиотически неоднородных текстов, задействующих разные формы понимания. Гуманитарное освоение инженерной деятельности обеспечивается комплексом смыслоактуализирующих заданий, которые направляют процесс понимания текстов и их творческого развития, воссоздают предметные контексты профессиональной деятельности.
Ключевые слова: гуманитаризация; инженер; информационно-коммуникативная компетентность; смыслообразование; текстовая деятельность; научно-технический текст; humanitarization; engineer; informative and communicative competence; sense creation; text work; scientific technical text
Загрузить | PDF, 2029 Kb
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА, ПЕРЕЖИВАЮЩЕГО КРИЗИС
Показано, что педагоги, переживающие кризис, больше ориентированы на взаимопонимание, доверие, установление эмоционально близких отношений. В отношениях педагогов имеет место неблагоприятный чувственный тон, ведущую роль в котором играют астенические и удаляющие чувства. Для профилактики негативных последствий переживания кризиса необходимо развивать психологическую устойчивость личности педагога.
Ключевые слова: кризис; интегральная индивидуальность; межличностные отношения; ситуационные реакции; crisis; integral individuality; interpersonal relations; situational reactions
Загрузить | PDF, 2059 Kb
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ГУМАНИТАРНОЙ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ШКОЛЫ
Раскрываются составляющие гуманитарной стратегии управления образовательной системой школы в виде соответствующих им управленческих процессов: аналитического, определения миссии и целей, выбора стратегии управления, выполнения стратегии и контроля; обосновывается необходимость логической связи управленческих процессов для формулирования и реализации гуманитарной стратегии управления образовательной организации.
Ключевые слова: гуманитарная стратегия управления; образовательная система; управленческий процесс; функция; составляющая; сущностная характеристика; classical strategy of management; educational system; management process; function; component; essential characteristic
Загрузить | PDF, 2026 Kb
Языкознание
ВОЗНИКНОВЕНИЕ УРБАНОНИМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ В АНТИЧНОМ МИРЕ
Объектом изучения выступают этапы формирования урбанонимического пространства в античном мире. Проведён лексико-семантический и этимологический анализ урбанотерминов. Рассмотрено формирование урбанонимического пространства древнегреческих и древнеримских городов.
Ключевые слова: топонимы; урбанонимы; урбанотермины; апеллятивно-онимические комплексы; toponyms; urbanonyms; urban terms; appellative and onymic complexes
Загрузить | PDF, 2062 Kb
Развитие репрезентации русского концепта «деньги»
Анализируются репрезентанты концепта ДЕНЬГИ в русском языке и исследуется его слоистая структура. Предпринята попытка сопоставить репрезентацию древнего слоя концепта и современную его версию для выявления динамики. Репрезентация традиционного слоя проанализирована на основе анализа русских пословиц, поговорок и сказок. Репрезентация актуального слоя концепта ДЕНЬГИ проанализирована на основе русских газет.
Ключевые слова: концепт; слои концепта; репрезентанты концепта; традиционный слой концепта и актуальный слой концепта; concept; concept layers; concept representatives; traditional layer concept and actual layer concept
Загрузить | PDF, 2013 Kb
КОНЦЕПТ «ИГОРНЫЙ БИЗНЕС» В ГРУППОВОЙ КОММУНИКАЦИИ ПРЕСТУПНОГО СООБЩЕСТВА (ПРЕСТУПНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ)
Представлена разработка концепта «игорный бизнес», насущно необходимая для методического и операционального обеспечения судебной лингвистической экспертизы по делам, связанным с противодействием организованной экономической преступности. Реконструкция концепта совместной деятельности группы предлагается в контексте исследования статусно и предметно ориентированного дискурса коммуникации, зафиксированного на фонограммах звучащей речи.
Ключевые слова: судебная лингвистическая экспертиза; групповая коммуникация; преступное сообщество (преступная организация); концепт «игорный бизнес»; статусно ориентированный дискурс; топик; компонентный анализ; концептуальный анализ; aw linguistic expertise; group communication; criminal society (criminal organization); concept “gambling”; status oriented discourse; topic; component analysis; conceptual analysis
Загрузить | PDF, 2116 Kb
Номинации футболистов и тренеров в средствах массовой информации и фанатской среде
Рассмотрены номинации футболистов и тренеров в средствах массовой информации и фанатской среде, создание прозвищ при помощи лингвистических и нелингвистических оснований, представленных в таблице, учитывающей 15 основных принципов появления «имен-спутников». Уделено внимание некоторым особенностям данного явления - специфике бытования, количеству и т.д.
Ключевые слова: номинации; футбол; кричалки; фанаты; СМИ; типология прозвищ; лингвистические и нелингвистические основания; nominations; football; chants; fans; mass media; typology of nicknames; linguistic and non-linguistic foundations
Загрузить | PDF, 2034 Kb
МЕСТО РЕКРЕАТИВНЫХ ЖАНРОВ В СИСТЕМЕ МАССОВО-ИНФОРМАЦИОННОГО ДИСКУРСА
Исследована группа рекреативных жанров непринужденной развлекательной формы, направленных на привлечение внимания читателя к изданию. Описаны жанровые характеристики изучаемых текстов, определены их свойства, функции и коммуникативные задачи. Как инструмент массовой культуры, рекреативные жанры используют стереотипы массового сознания, ориентированы на все слои общества, обладают свойствами плюралистичности и интертекстуальности. Используемые методы - понятийный анализ, интерпретативный анализ, интроспекция.
Ключевые слова: массово-информационный дискурс; жанр; типологическая классификация жанров; рекреативные жанры; материал; метод; формат; прагматика; mass informational discourse; genre; typological classification of genres; recreation genres; material; method; format; pragmatics
Загрузить | PDF, 2027 Kb
Прагмалингвистические характеристики Нобелевской банкетной речи
Рассмотрены характеристики речи нобелевских лауреатов на торжественном банкете с позиций прагмалингвистического и дискурсивного подходов. Выделяются и описываются составляющие коммуникативной ситуации Нобелевского банкета (коммуниканты, коммуникативные намерения, хронотоп, коммуникативные стратегии и тактики). Сделан вывод о принадлежности исследуемого жанра к разным видам дискурса: личностному, научному, ритуальному.
Ключевые слова: коммуникативная ситуация; воодушевляющая (эпидейктическая) речь; научный дискурс; личностный дискурс; ритуальный дискурс; communicative situation; inspirational (epideictic) speech; scientific discourse; personal discourse; ritual discourse
Загрузить | PDF, 2017 Kb
Дискурсивное отражение коммуникативного типажа «скептик»: анализ сочетаемости
Освещены результаты анализа лексической сочетаемости номинации «скептик», позволившие выделить характеристики коммуникативного поведения, стереотипно связываемого с данным коммуникативным типажом, и выявить особенности отношения к нему социума.
Ключевые слова: скептик; сочетаемостный анализ; коммуникативное поведение; коммуникативный типаж; номинация; skeptic; collocation analysis; communicative behavior; communicative type; nomination
Загрузить | PDF, 2015 Kb
Взаимодействие поэзии и прозы с точки зрения теории интертекста (на материале русского художественного дискурса конца XX - начала XXI в.)
Рассмотрены основные принципы взаимодействия поэзии и прозы в русском художественном дискурсе конца XX - начала XXI в. с помощью фигур интертекста. Анализируются различия в функционировании интертекстем в поэтическом и прозаическом текстах.
Ключевые слова: интертекст; дискурс; проза; поэзия; аллюзия; intertext; discourse; prose; poetry; allusion
Загрузить | PDF, 2010 Kb
Иностранные слова в заглавиях немецкоязычных экономических статей и их коммуникативно-когнитивнАя ЗНАЧИМОСТЬ
Рассматриваются коммуникативные стратегии построения заглавий экономических статей на немецком языке, содержащих иностранные слова, анализируется когнитивная природа процесса создания заглавий.
Ключевые слова: заголовок; заголовочный комплекс; иностранное слово; коммуникативная стратегия; стилистическая функция; title; title complex; foreign word; communicative strategy; stylistic function
Загрузить | PDF, 2009 Kb
ГРАФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПРИ ОПИСАНИИ СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ)
Охарактеризованы графические средства, используемые автором художественного текста при описании конфликтной ситуации, а именно речи инициатора конфликта. Выделены наиболее часто используемые графические приемы, их функции, а также рассмотрено их место в процессе создания художественного образа инициатора конфликта.
Ключевые слова: инициатор конфликта; некооперативное общение; стилистические приемы; графические приемы; анализ текста; прагмалингвистика; conflict initiator; non-cooperative communication; stylistic devices; graphic devices; text analysis; pragmalinguistics
Загрузить | PDF, 2009 Kb
СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ДЕРИВАЦИЯ В НЕМЕЦКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ
Проводится лингвистический анализ процесса образования новых фразеологизмов на базе крылатых выражений из произведений Ф. Шиллера. Выявлены и исследованы три способа структурно-семантической деривации: обособление компонентов, расширение лексического состава и переразложение. Установлено общее количество структурно-семантических дериватов от крылатых выражений Шиллера - 160 фразеологических единиц (110 устойчивых фраз и 50 фразем).
Ключевые слова: фразеологическая деривация; структурно-семантическая деривация; крылатые выражения; обособление компонентов; расширение лексического состава; переразложение; структурно-семантический дериват; phraseological derivation; structural and semantic derivation; aphorisms; isolation of components; vocabulary expanding; decomposition; structural and semantic derivative
Загрузить | PDF, 2023 Kb
Сопоставительный анализ переосмысленных значений компонентов-генонимов фразеологизмов английского и татарского языков
Проводится сопоставительный анализ переосмысленных значений компонентов-генонимов фразеологических единиц английского и татарского языков с целью установить общее и различное в их семантике, особенностях переосмысления, характерных для каждого языка, определить лакуны во фразеологических системах языков сопоставления.
Ключевые слова: фразеологизм; компонент-геноним; переосмысление; значение; сопоставление; phraseological unit; genonym component; reconsideration; meaning; comparison
Загрузить | PDF, 2021 Kb
ЛИТЕРАТРОВЕДЕНИЕ
КАЗАЧЬЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ А.П. ЧЕХОВА: РАССКАЗ «ПЕЧЕНЕГ»
Образы и реалии Приазовья находят отражение в творчестве А.П. Чехова. В рассказе «Печенег» показано сложное отношение к казакам. Казачий мир как «чужой» воссоздается не только историческими и бытовыми реалиями, но и с помощью пространственных образов, которые рассматриваются в фольклорно-мифологическом аспекте.
Ключевые слова: Чехов; казаки; художественное пространство; степь; дом; мифопоэтика; Chekhov; the Cossacks; artistic space; steppe; house; myth poetry
Загрузить | PDF, 2017 Kb
Художественное слово Ю.В. Бондарева как ответ на вызовы современности
На материале прозы и публицистики Ю.В. Бондарева проясняется позиция автора по ключевым проблемам современности. Сделан акцент на актуальности его творческого наследия. Особо выделена мысль писателя о роли России и русской словесности в преодолении духовного кризиса на рубеже ХХ-ХХI вв.
Ключевые слова: творчество Ю.В. Бондарева; актуальность; проблемы современности; русская словесность; creative works by Y.V. Bondarev; urgency; modern issues; Russian literature
Загрузить | PDF, 2016 Kb
ФОЛЬКЛОРНЫЙ ОБРАЗ КАК ПРЕДМЕТ ЛИТЕРАТУРНОЙ ИГРЫ: ДОМОВОЙ
Анализируются два стихотворения XIX в. и демонстрируется, как фольклорный образ изменяется в литературе. Доказывается, что домовой - популярный персонаж в русской литературе XIX в. Описано, какие черты фольклорного персонажа переходят в литературу и как образ домового становится поводом для литературной игры. Раскрывается мысль, что фольклорная традиция дает основания литературной.
Ключевые слова: домовой; фольклор; литература; Крылов; Веневитинов; Пушкин; brownie; folklore; literature; Krylov; Venevitinov; Pushkin
Загрузить | PDF, 2009 Kb
ОБРАЗ БУНТАРЯ В РОМАНЕ УВЕ ТИММА «ЖАРКОЕ ЛЕТО»
Проведен комплексный анализ художественно-композиционных и словесно-речевых средств и способов создания образа бунтаря в романе Уве Тимма «Жаркое лето», выявлены наиболее значимые аспекты создания данного образа в исследуемом произведении.
Ключевые слова: художественный образ; способы экспликации художественного образа; интродукция образа персонажа; портрет персонажа; речевая характеристика персонажа; описание поступков персонажа; категория авторского отношения; artistic image; ways of explication of an artistic image; introduction of a personage image; description of personage’s actions; category of author’s attitude
Загрузить | PDF, 2052 Kb
К истории Старогригорьевского казачьего городка
Рассматривается материал о времени возникновения и уничтожения Старогригорьевского казачьего городка.
Ключевые слова: свод памятников; Старогригорьевский городок; воевода М.Б. Шеин; караван; генералиссимус Алексей Семёнович Шеин; «Юрнал»; вице-адмирал К. Крюйс; Разин; vault of monuments; Starogrigorievsky town; Commander M.B. Shein; caravan; Generalissimo Aleksey Semenovich Shein; “Journal”; Vice-Admiral K. Kruis; Razin
Загрузить | PDF, 2003 Kb
Манифест от 17 октября 1905 г.: юридическая природа и содержание (из истории российского конституционализма)
Рассматривается вопрос о месте Манифеста от 17 октября 1905 г. в системе юридических актов монархической России. Определяется его правообразующая сила для конституционного законодательства России начала XX в.
Ключевые слова: конституционализм; конституция; манифест; основные государственные законы; права человека; гражданские свободы; император; Государственная дума; constitutionalism; constitution; manifesto; Basic state laws; human rights; civil liberties; the Emperor; the State Duma
Загрузить | PDF, 2013 Kb
СОДЕРЖАНИЕ И ОХРАНА ВОЕННОПЛЕННЫХ: ОПЫТ МИРОВЫХ ВОЙН (НА МАТЕРИАЛАХ АСТРАХАНСКОГО РЕГИОНА)
Продолжается тема военного плена, начатая в предыдущих публикациях. Проводится сравнительный анализ содержания и охраны военнопленных на территории нашей страны, исходя из опыта мировых войн. Исследуется проблема создания оптимального режима содержания военнопленных, создающего условия для изоляции контингента, охраны и обороны объектов и исключающего возможность побега.
Ключевые слова: Первая мировая война; Вторая мировая война; охрана; режим содержания; военнопленные; лагерь; лагерное отделение; the First World War; the Second World War; guarding; support regime; war prisoners; camp; camp department
Загрузить | PDF, 2019 Kb
Охрана женского труда на предприятиях Сталинграда в период послевоенного восстановления хозяйства (1943 - начало 1950-х гг.)
В статье анализируется нормативно-правовая база по охране труда женщин в СССР, а также ее изменения в связи с военным временем. На примере промышленных предприятий г. Сталинграда показана деятельность профсоюзных организаций в данной сфере; выявлены нарушения законодательства по охране женского труда в 1943 - начале 1950-х гг.
Ключевые слова: женский труд; охрана труда; восстановление народного хозяйства; промышленность; women’s labour; labour protection; national economy reconstruction; industry
Загрузить | PDF, 2007 Kb