Архив журнала

2020-2024


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86

№3 (98) 2015
2015 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Теоретические основания инновационного развития патриотического воспитания в регионе
Представлены феномен российского патриотизма и необходимость его освоения в постиндустриальных реалиях современности, региональная инновационная модель патриотического воспитания в соответствующем парадигмальном контексте, стратегические ориентиры и основные направления ее реализации в условиях XXI в.
Ключевые слова: патриотизм; патриот; патриотическое воспитание; пространство; постиндустриальное общество; регион; инновационная модель; принцип; методология; стратегия; направления развития; социальный эффект; patriotism; patriot; patriotic education; space; postindustrial society; region; innovative model; principle; methodology; strategy; directions of development; social effect
Загрузить | PDF, 1928 Kb
Воспитание национального самосознания и патриотизма в России: от истории к современности
На основе историко-педагогического анализа раскрыта взаимосвязь патриотизма и национального самосознания россиянина, представлены современные трактовки категории «патриотизм», выделены направления воспитания национального самосознания и патриотического чувства у российских школьников средствами народной педагогики.
Ключевые слова: аксиологический подход; национальное самосознание; народная педагогика; патриотизм; патриотическое воспитание; axiological approach; national self-consciousness; popular pedagogy; patriotism; patriotic education
Загрузить | PDF, 1906 Kb
Воспитание гражданской позиции
Анализируются и классифицируются различные подходы к гражданскому образованию и воспитанию, обосновывается ключевая роль субъектности воспитанника в этом процессе, представленной как гражданская позиция педагога и воспитанника. Раскрываются место позиции в целях непрерывного педагогического образования и основные направления гражданского воспитания: освоение культурной информации, усвоение умений и присвоение ценностей культуры.
Ключевые слова: гражданское воспитание; субъектность; позиция; цель непрерывного педагогического образования; выбор поступка; civil education; subjectivity; position; aim of continuous pedagogic education; act choice
Загрузить | PDF, 1917 Kb
Патриотическая позиция как вид личностного опыта: условия становления
Представлены подходы к исследованию и организации процесса формирования патриотической позиции личности в соответствии с идеями и принципами личностно-развивающего образования.
Ключевые слова: патриотическое сознание; духовный опыт; образ мира детства; ситуация переживания; генезис патриотической позиции; память о Великой Отечественной войне как феномен национальной культуры; patriotic consciousness; spiritual experience; image of childhood world; situation of emotional experience; genesis of patriotic position; memory of the Great Patriotic War as the phenomenon of the national culture
Загрузить | PDF, 1919 Kb
Взаимосвязь становления патриотизма и толерантности студентов
Выявлена взаимосвязь между становлением патриотизма и толерантности студентов как составляющих индивидуального социального опыта. Обосновано, что такое становление детерминировано индивидуальным социальным опытом (внутренний фактор) и успешным социально-педагогическим взаимодействием (внешний фактор)
Ключевые слова: патриотизм; толерантность; индивидуальный социальный опыт; становление; студент; patriotism; tolerance; individual social experience; establishment; student
Загрузить | PDF, 1975 Kb
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Анализ затруднений студентов в личностном и профессиональном становлении в педагогическом вузе позволил предложить формы психолого-педагогического и организационно-педагогического сопровождения формирования гражданской идентичности студентов в процессе профессиональной подготовки.
Ключевые слова: гражданская идентичность; психолого-педагогическое сопровождение лич-ностно-профессионального развития студента; организационно-педагогическое сопровождение социального воспитания студента; civil identity; psychological and pedagogical support of personal and professional establishment of a student; organizational and pedagogical support of student’s social education
Загрузить | PDF, 1899 Kb
Сетевое университетское взаимодействие как инновационная составляющая патриотического воспитания личности
Исследована проблема патриотического воспитания личности в условиях, когда привычные атрибуты жизни меняются в периододного поколения. Ключевую роль в этом регионе играет университет, с высоким кадро-вым, материально-техническим, научно-мето-дическим и другим обеспечением, несущий на себе культурную нагрузку нескольких уровней. Он способен стать ресурсным центром в организации процессов патриотического воспитания, самостоятельно конструируя свои взаимодействия (коммуникации)
Ключевые слова: воспитание; патриотизм; ценности; личность; сеть; инновации; культура; субъектная активность; education; patriotism; values; personality; network; innovations; culture; subjective activity
Загрузить | PDF, 1916 Kb
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ
Актуализируется роль гражданского воспитания для современного поликультурного общества. На примере России и США авторы показывают, что гражданское воспитание становится важным направлением образовательной политики демократического государства.
Ключевые слова: гражданское воспитание; гражданственность; демократия; политическая социализация; civil education; citizenship; democracy; political socialization
Загрузить | PDF, 1902 Kb
Социально-педагогическое проектирование программ взаимодействия школы и семьи в формировании гражданско-патриотического сознания обучающегося
Раскрываются современные вариативные подходы к социально-педагогическому проектированию и реализации программ формирования гражданско-патриотического сознания обучающегося в рамках социального партнерства школы и семьи; обосновывается актуальность социально-педагогического проектирования таких программ в качестве важного ресурса формирования у будущих педагогов профессиональных компетенций.
Ключевые слова: гражданско-патриотическое сознание; социально-педагогическое проектирование; взаимодействие школы и семьи; civil and patriotic consciousness; social and pedagogic projecting; cooperation of school and family
Загрузить | PDF, 1888 Kb
О молодежной политике в Казахстане и формировании ценностных приоритетов
Выносятся на обсуждение содержание молодежной политики в Республике Казахстан и основные подходы к ее реализации. Анализируются некоторые аспекты состояния системы технического и профессионального, а также высшего образования. Приводятся статистические данные за последние пятнадцать лет. Исследуется проблема формирования ценностных ориентиров у студенческой молодежи, рассматриваются механизмы её решения.
Ключевые слова: молодежь; ценностные при-оритеты; молодежная политика; youth; value priorities; youth policy
Загрузить | PDF, 2038 Kb
Формирование ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности у будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта (RETRACTED. ОТОЗВАНО)
Рассматриваются проблема формированияценностных ориентаций гражданско-патрио-тической направленности у будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта, а также формы и методы формирования ценностных ориентаций. Конкретизировано научное представление о ценностных ориентациях гражданско-патриотической направленности студентов-спортсменов и дано научное обоснование педагогических условий их формирования.
Ключевые слова: педагогические условия; сту-денты-спортсмены; формирование; ценностные ориентации; гражданско-патриотическая направленность; pedagogic conditions; students specializing in sports; formation; value guidelines; civil and patriotic orientation
Загрузить | PDF, 1944 Kb
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Рассмотрены вопросы формирования этоса будущих инженеров в процессе их подготовки в высшей школе на примере технического образования некоторых стран мира и существующих профессиональных этических кодексов
Ключевые слова: профессиональная этика инженера; профессиональные ценности инженерной деятельности; professional engineering ethics; professional values of engineering activity
Загрузить | PDF, 1922 Kb
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ОТКРЫТОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРИОРИТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Представлена совокупность приоритетных направлений деятельности федерального университета по развитию образования в открытом социокультурном пространстве Северо-Кавказского региона. Подчеркивается необходимость социального партнерства основных субъектов образовательных процессов на региональном уровне.
Ключевые слова: педагогическое образование; открытое образование; инновационная образовательная деятельность; социальное партнерство в образовании; pedagogic education; open education; innovation educational work; social partnership in education
Загрузить | PDF, 1900 Kb
Образовательно-профессиональный стандарт как инструмент инновационного развития педагогического образования в Федеральном университете
Обосновывается методология разработки обра-зовательно-профессионального стандарта Юж-ного федерального университета, новизна которого обусловлена его ориентацией на подготовку педагога новой формации, реализацию гуманитарно-деятельностной образовательной парадигмы и адекватного ей педагогического образования - опережающего педагогического образования университетского типа. Особое внимание уделено подготовке педагога к инновационной деятельности и выявлению специфики университетских требований к педагогическому образованию.
Ключевые слова: стандарт; образовательно-профессиональный стандарт; инновации; педагог новой формации; гуманитарно-деятельностная парадигма образования; тип образования; опережающее педагогическое образование университетского типа; standard; educational and professional standard; innovations; teacher of the new formation; educational paradigm of humanities and activity; type of education; anticipatory pedagogic education of the university type
Загрузить | PDF, 1951 Kb
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ: ДИСКУССИИ РУБЕЖА XIX - XX ВВ. В ЗЕРКАЛЕ РЕТРОСПЕКТИВНОГО АНАЛИЗА
Представлен ретроспективный анализ дискуссии по проблемам патриотического воспитания в конце XIX - начале ХХ в. Сделан вывод о том, что патриотическое воспитание российской молодёжи является залогом сохранения инаковости исторически сложившихся этнокультурных общностей, выступает важным условием сохранения России в качестве самостоятельного субъекта истории.
Ключевые слова: патриотическое воспитание; интернационализм; патриотизм; национализм; космополитизм; patriotic education; internationalism; patriotism; nationalism; cosmopolitism
Загрузить | PDF, 1928 Kb
ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.Н. СКАТКИНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Характеризуются научные и нравственно-этические качества поколения ученых-фрон-товиков. Дается характеристика деятельности в годы войны ветерана Великой Отечественной войны, видного ученого, академика АПН СССР М.Н.Скаткина.
Ключевые слова: Великая Отечественная война; ученые - ветераны Великой Отечественной войны; М.Н.Скаткин; патриотическое воспитание; политехническое образование; the Great Patriotic War; scientists - veterans of the Great Patriotic War; M.N. Skatkin; patriotic education; polytechnic education
Загрузить | PDF, 1909 Kb
ПРОБЛЕМЫ СВОБОДЫ И НРАВСТВЕННОСТИ В РАБОТАХ Л.Н. ТОЛСТОГО И К.Н. ВЕНТЦЕЛЯ
Рассмотрены особенности трактовки идей свободного воспитания и нравственности в педагогических теориях Л.Н. Толстого и К.Н. Вен-тцеля.
Ключевые слова: свобода; свободное воспитание; нравственность; Л.Н.Толстой; К.Н. Вен-тцель; freedom; free education; morality; L.N. Tolstoy; K.N. Ventsel
Загрузить | PDF, 1956 Kb
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
К ТЕРМИНОСИСТЕМЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЙ КОНЦЕПТОЛОГИИ
Описывается терминосистема лингвокультурной концептологии как «контрастный фон», позволяющий отличить «лингвокультурный концепт» от одноименного псевдотермина, выделяются общеотраслевые и узкоотраслевые терминологические единицы.
Ключевые слова: лингвокультурный концепт; лингвокультурная концептология; термин; псевдотермин; терминосистема; linguistic-cultural concept; linguistic-cultural conceptology; term; pseudo-term; termi-nological system
Загрузить | PDF, 1917 Kb
Методика интертекстуального анализа
Уточнён понятийный аппарат и проанализирована сфера действия интертекстуального анализа, выявлены его параметры и основные этапы, а также особенности фигур интертекста, наиболее значимые для такого анализа.
Ключевые слова: методика; интертекст; прецедентный текст; фигура; methods; intertext; precedent text; figure
Загрузить | PDF, 1952 Kb
СМЫСЛОВОЙ КОНТРАСТ В ТЕКСТЕ ВЕРЛИБРА
Рассмотрено контрастирование идей в текстах современного русского верлибра. Установлено, что типичными смысловыми оппозициями в свободном стихе выступают противопоставления подлинного и кажущегося, свободного и связанного, реального и воображаемого, привычного и неожиданного, божественного и человеческого, прошлого / будущего и настоящего, эфемерного и стабильного, имеющего право на слово и несущего ответственность за сказанное.
Ключевые слова: поэтический текст; верлибр; смысловой контраст; ценности; перефокуси-ровка; poetic text; vers libre; semantic contrast; values; refocusing
Загрузить | PDF, 1915 Kb
ТИПОЛОГИЯ СОКРАЩЕННЫХ КОНСТРУКТОВ АББРЕВИАТУР
Описаны типы абброконструктов, т.е. сокращенных компонентов сложносокращенных слов. Автор утверждает, что абброконструкт может иметь статус как абброэквивалента, т.е. сокращенного дублета компонента исходного словосочетания, используемого при аббревиации, так и абброморфемы, т.е. возникшей на базе абброэквивалента морфемы с отвлеченной семантикой, используемой при квазиаббревиации.
Ключевые слова: аббревиация; абброконструкт; абброморфема; абброэквивалент; квазиаббревиация; псевдоунивербализация; универбализация; abbreviation; abbreviated construct; abbreviated morpheme; abbreviated equivalent; quasiabbreviation; pseudo univerbalization; univerbalization
Загрузить | PDF, 1929 Kb
Стилистическое варьирование астионимов в современной городской лингвокультуре (по материалам словаря «Языки русских городов»)
На материале неофициальных названий городов (астионимов) и контекстов их употребления, представленных в электронном словаре «Языки русских городов», выявляются структурно-словообразовательные модели и соответствующие им территориально и социально обусловленные стилистические варианты астионимов.
Ключевые слова: астионим; неофициальная астионимия; стилистический вариант; оно-мастическая синонимия; astionym; unofficial astionymy; stylistic variation; onomastic synonymy
Загрузить | PDF, 1910 Kb
ПОЛИСЕМАНТИЧНОСТЬ АПЕЛЛЯТИВИЗИРОВАННОЙ ЕДИНИЦЫ КАК ОДИН ИЗ ПРИЗНАКОВ Ее ВХОЖДЕНИЯ В СИСТЕМУ ЯЗЫКА
Показаны апеллятивизированные единицы, которые в процессе функционирования приобрели более одного значения, т.е. стали полисемантами. Данное свойство, наряду с регулярной воспроизводимостью в речи, фиксацией в словаре, грамматическим и синтагматическим освоением, является одним из критериев того, что апеллятивизированная единица перестала быть фактом речи и стала фактом языка.
Ключевые слова: апеллятивизация; интертекстуальность; прономинация; полисемия; синонимия; appellativization; intertextuality; pronomination; polysemy; synonymy
Загрузить | PDF, 1931 Kb
СПЕЦИФИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ МЕТАФОР И СРАВНЕНИЙ В ПИСАТЕЛЬСКОМ ЭПИСТОЛЯРИИ XIX-XX вв. (на материале единиц, обозначающих литературный труд)
Анализируются особенности функционирования метафор и сравнений в писательском эпистолярии XIX-XX вв., дана их тематическая классификация. Выявлены закономерности употребления данных тропов, имеющие сходство с их использованием в разговорной речи. Показаны авторские предпочтения в выборе тропов, относящихся к той или иной тематической группе, позволяющие охарактеризовать эпистолярный идиостиль писателя.
Ключевые слова: идиостиль; разговорная речь; метафора; сравнение; эпистолярный текст; idiostyle; colloquial speech; metaphor; comparison; epistolary text
Загрузить | PDF, 1949 Kb
Семантика термина «информационная война» в публицистическом тексте
Описываются семантические особенности термина «информационная война» и рассматриваются преобразования его значения в публицистическом тексте.
Ключевые слова: метафора; семантика; термин «информационная война»; публицистический текст; metaphor; semantics; term “information warfare”; journalistic text
Загрузить | PDF, 1912 Kb
Языковая ситуация в Волгоградской области
Описывается этнический и субэтнический состав населения Волгоградской области, определяются ведущая роль русского народа, характеризуются его диалектные особенности, анализируется народная речь проживающих в регионе украинцев, татар, выявляются места компактного проживания казахов, азербайджанцев, армян и др.
Ключевые слова: диалектология; говоры; донское казачество; цоканье; полное аканье; ассимилятивно-диссимилятивное яканье; Волгоградская диалектологическая школа; dialectology; dialects; Don Cossacks; clattering; full vowel reduction; assimilation and dissimilation vowel reduction; Volgograd dialectological school
Загрузить | PDF, 1908 Kb
СИНТАКСИС ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ЗАВОЛЖСКИХ ГОВОРАХ
Рассматриваются такие специфические черты синтаксиса заволжских говоров, как наличие разных видов инверсий, нетипичное употребление и функционирование связок и связочных образований, влияние определенных морфологических трансформаций на синтагматику главных и второстепенных членов предложения.
Ключевые слова: второстепенные члены предложения; грамматическая основа; диалектология; заволжские говоры; инверсия; нормы синтагматики; secondary parts of the sentence; grammar clause; dialectology; Zavolzhsky dialects; inversion; norms of syntagmatics
Загрузить | PDF, 1910 Kb
Западный кинотекст о Сталинградской битве глазами русского зрителя: опыт нарративного анализа
Рассматриваются фильм Enemy at the Gates(2001 г.) и отзывы на него, представленные на русскоязычных интернет-сайтах, с целью выявить закономерности изображения Сталинградской битвы через призму западной культуры и их восприятие российским зрителем. Применение метода нарративного анализа позволило определить факторы, которые должны учитываться при создании кинонарратива о чужой культуре.
Ключевые слова: Сталинградская битва; кинотекст; нарративный анализ; межкультурная коммуникация; Stalingrad Battle; narrative film; narrative analysis; intercultural communication
Загрузить | PDF, 1953 Kb
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА КОНЦЕПТА «СМЕХ»В РУССКОЙ И ИСПАНСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРАХ
Лингвокультурный концепт «смех» рассматривается в сопоставительном аспекте на материале русского и испанского языков. Выявляются основные антиномии концепта и раскрывается его национальная специфика.
Ключевые слова: лингвокультурный концепт «смех»; испанская лингвокультура; русская лингвокультура; linguocultural concept “laugh”; Spanish linguistic culture; Russian linguistic culture
Загрузить | PDF, 1895 Kb
Болгарские сказки о самовилах как отражение фольклорной картины мира
Рассматривается мифоконцепт «самовила», характерный для болгарского сказочного фольклора. Структура мифоконцепта включает понятийный, образный и аксиологический уровни, которые могут отличаться от соответствующих уровней общекультурного концепта. Анализируются особенности, присущие исключительно названному персонажу, и его противоречивость.
Ключевые слова: мифоконцепт; лингвокультурология; понятийный; образный; аксиологический уровни концепта; myth concept; lingvoculturology; conceptual; figurative; axiological levels of a concept
Загрузить | PDF, 1912 Kb
К ВОПРОСУ О МОТИВЕ «ДОБРЫЙ ВОИН» В ПОЭЗИИ А. К. ТОЛСТОГО
Впервые в творчестве А.К. Толстого выявлен сквозной мотив «добрый воин», обладающий религиозно-философскими и эстетическими коннотациями. Магистральный мотив является определяющим для понимания религиозно-философского мировоззрения поэта, эстетической концепции и идейно-художественного свое-образия творчества в целом.
Ключевые слова: А.К. Толстой; мотив «добрый воин»; религиозно-философская поэзия; A.K. Tolstoy; motive “a good warrior”; religious and philosophical poetry
Загрузить | PDF, 1908 Kb
ТЕМА «ДЕТИ И ВОЙНА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ФАНТАСТИКИ
С позиции психологического анализа рассматриваются способы реализации темы «Дети и война» в произведениях современных писателей-фантастов.
Ключевые слова: конфликт; дети; война; фантастика; психологический анализ; conflict; children; war; fantasy; psychological analysis
Загрузить | PDF, 1890 Kb
«ДА, МЫ ЖИВЕМ, НЕ ЗАБЫВАЯ...»:ТЕМА СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ В ПРОЗЕ ПИСАТЕЛЕЙ- ФРОНТОВИКОВ 1980-2000-Х ГОДОВ
Статья посвящена отражению Сталинградской битвы в прозе писателей-фронтовиков 1980-2000-х годов. Основное внимание уделяется анализу автобиографического романа «Мой Сталинград» М. Алексеева и повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда».
Ключевые слова: modern Russian literature; the Great Patriotic War; the Battle of Stalingrad; veteran writers; современная русская литература; «лейтенантская проза»; Великая Оте-чественная война; Сталинградская битва; писатели-фронтовики
Загрузить | PDF, 1881 Kb
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА И «БЕЛЫЕ ПЯТНА» В ЕЕ ИСТОРИИ
Большой исследовательский интерес до сих пор представляют мало- или вовсе не исследованные проблемы начала, хода и окончания Великой Оте-чественной войны 1941-1945 гг. Анализируются проблемы, получившие в научной литературе название «белые пятна»; автор особо отмечает тот факт, что за 70 лет со времени Победы «белых пятен» не стало меньше. В статье они получили освещение на конкретном фактическом материале.
Ключевые слова: Великая Победа; Отечественная война; парад Победы; репрессии; Вооруженные Силы СССР; Пакт о ненападении; Вторая мировая война; Красная Армия; цена победы; сталинизм; the Great Victory; the Great Patriotic War; Victory Parade; repressions; USSR armed forces; non-aggression pact; the Second World War; Red Army; worth of victory; Stalinism
Загрузить | PDF, 1905 Kb
Война до самого конца. Германский вермахт 1945 г
Дан анализ стратегии нацистского руководства после сражения под Сталинградом. Гибель 6-й армии рассматривалась основной моделью судьбы немецкого народа в условиях военного поражения. Автор показывает преступную сущность политики под мифическим названием «гибель», означавшим выполнение долга вплоть до самой смерти, что привело к многочисленным человеческим жертвам среди военных и гражданского населения.
Ключевые слова: Сталинград; нацистское руководство; культ гибели; вермахт; немецкий народ; Stalingrad; Nazi authorities; cult of death; wehrmacht; German nation
Загрузить | PDF, 1888 Kb
Побежденная нация. Гордость, позор и стыд в национальном самосознании немцев
Рассматривается история немецкой нации за последние сто лет на основе теории психолога В.Д. Волкан, который определяющими факторами формирования самосознания нации называет гордость, связанную с победой, а также позор и стыд, связанные с поражениями. Автор считает, что именно чувство стыда помогло германской нации преодолеть «разлом цивилизации» в годы Второй мировой войны и возвратиться в круг культурных наций.
Ключевые слова: Германия; национальное самосознание; национальное чувство; разлом цивилизации; культура памяти; история и психология; Germany; national self-consciousness; national sense; break of civilization; culture of memory; history and psychology
Загрузить | PDF, 1887 Kb
Выступления И.В. Сталина и мотивация труда в периодВеликой Отечественной войны
Рассматривается воздействие выступленийИ.В. Сталина в начальный период Великой Отечественной войны на общий настрой трудящихся, трудовую мотивацию и отношение к войне.
Ключевые слова: Великая Отечественная война; мотивация труда; И.В. Сталин; the Great Patriotic War; labour motivation; I.V. Stalin
Загрузить | PDF, 1919 Kb
НКВД и подготовка к партизанской войнев октябре - ноябре 1941 г
Исследуется вопрос о решающей роли центральных и территориальных органов НКВД в организации и становлении партизанского движения на примере ситуации, сложившейся в Ярославской области в ходе осеннего наступления германских войск на Москву в 1941 г. Реальная угроза вражеской оккупации побудила органы НКВД к созданию на территории области агентурной сети, диверсионных групп и партизанских отрядов. Показан процесс организации их материального обеспечения. На основе материалов архива УФСБ по Ярославской области приведены данные о личном составе создававшихся объединений.
Ключевые слова: Великая Отечественная война; 1941 г; наступление на Москву; партизанское движение; диверсионная деятельность; НКВД; the Great Patriotic War; 1941; attack on Moscow; guerrilla groups; diversion work; PCIA
Загрузить | PDF, 1916 Kb
ВКЛАД НИИ В УКРЕПЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СССР В 1941-1945 ГГ
Анализируются основные направления деятельности научно-исследовательских институтов в годы Великой Отечественной войны, рассматриваются факторы, обеспечившие эффективность научно-исследовательской работы, приводятся конкретные примеры научных разработок, осуществленных учеными и специалистами НИИ.
Ключевые слова: Великая Отечественная война; наука; научно-исследовательский институт; разработка; внедрение; результативность; the Great Patriotic War; science; scientific research institute; elaboration; implementation; productivity
Загрузить | PDF, 1906 Kb
Борьба за инициативу в центре Сталинграда. 19-26 сентября 1942 г
Анализируется активная борьба за инициативу в сражении за Сталинград в сентябре 1942 г.: основные события и принятые решения, благоприятные и неблагоприятные факторы, способствовавшие ходу боевых действий, причины успехов и неудач. Статья подготовлена с привлечением отечественных и зарубежных архивных данных.
Ключевые слова: Сталинград; Великая Отечественная война; артиллерия; танковые войска; В.И.Чуйков; Stalingrad; Great Patriotic War; artillery; armoured forces; V.I. Chuikov
Загрузить | PDF, 1904 Kb
Бои на южном фасе сталинградского внешнего оборонительного обвода
Дается характеристика почти не изученных в истории Великой Отечественной войны боевых действий частей советских войск летом и осенью 1942 г. в степях Калмыкии, на внешнем оборонительном обводе Сталинграда, определяется их роль в достижении победы под Сталинградом.
Ключевые слова: Сталинградская битва; внешний оборонительный обвод Сталинграда; Хулхутинское сражение; советские 28-я и 51-я армии; немецкая группа армий «B»; немецкая 16-я мотодивизия; партизанское движение; Battle of Stalingrad; external defensive fortification of Stalingrad; Khulkhuta fight; Soviet 28th amd 51st Armies; German group of “B” armies; German 16th motodivision; guerrilla movement
Загрузить | PDF, 1901 Kb
НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКАЯ ОККУПАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ В СТАЛИНГРАДЕ (ИЮЛЬ 1942-го -ФЕВРАЛЬ 1943 г.)
Представлена оккупационная политика в районах Сталинграда и области, временно занятых немецко-фашистскими войсками. Показаны материально-бытовые трудности жизни местного населения в этот период. Приведены архивные данные об ущербе, нанесенном мирным жителям, объектам промышленного и социокультурного значения. Рассказано о борьбе с оккупантами партизанских отрядов Сталинградской области.
Ключевые слова: Великая Отечественная война; Нижнее Поволжье; Сталинград; оккупация; местное население; партизаны; Победа; the Great Patriotic War; Lower Volga region; Stalingrad; occupation; local population; guerrillas; the Victory
Загрузить | PDF, 1887 Kb
Влияние Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы на состояние учреждений культуры Сталинградской области
Анализируется состояние культурной сферы Сталинграда и области по завершении Сталинградской битвы, дается оценка материальным и финансовым потерям учреждений культуры во время Великой Отечественной войны, рассматриваются проблемы при определении масштабов причиненного ущерба.
Ключевые слова: Великая Отечественная война; Сталинградская битва; учреждения культуры; социокультурная сфера; историко-культурное наследие; Great Patriotic War; Battle of Stalingrad; institutions of culture; sociocultural sphere; historic and cultural heritage
Загрузить | PDF, 1889 Kb
ТЕМА ВОЕННОГО ПЛЕНА В ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ
Данная публикация открывает серию статей по проблеме положения человека в условиях плена в период Великой Отечественной войны. Проект направлен на выявление характеристик, отражающих политико-правовые, социально-экономические, культурно-коммуникативные аспекты плена. Несмотря на достаточно богатую историографию проблемы, многие аспекты пребывания иностранных военнопленных в регионах России в годы войны и после нее не выяснены. Образ плена воссоздается на примере одного из значимых регионов России - Астраханской области.
Ключевые слова: Великая Отечественная война; вторая мировая война; плен; военнопленные; лагерь; лагерное отделение; the Great Patriotic War; the Second World War; captivity; captives; camp; camp department
Загрузить | PDF, 1891 Kb
Вклад СССР в завершение Второй мировой войны: разгром Квантунской армии
Рассматриваются последовательная политика Советского Союза, направленная на завершение Второй мировой войны; характеристика военных действий СССР против Японии 9 авгус-та - 2 сентября 1945 г., роль главнокомандующего войсками Дальневосточного стратегического направления А. М. Василевского в разгроме Квантунской армии.
Ключевые слова: Квантунская армия; атомная бомба; Маньчжурия; капитуляция; Kwantung Army; atomic bomb; Manchuria; capitulation
Загрузить | PDF, 1909 Kb
Попытка переписывания истории (на примере прославления гитлеровской поэтессы Агнес Мигель в Калининградской области)
Изучается феномен фальсификации истории Второй мировой войны на примере необоснованного и унизительного с национальной точки зрения прославления немецкой поэтессы-нацистки Агнес Мигель (1879-1964).
Ключевые слова: переписывание истории; прославление Агнес Мигель в России; реабилитация германского национал-социализма; reinterpretation of history; glorification of Agnes Miegel in Russia; rehabilitation of the German National Socialism
Загрузить | PDF, 1936 Kb
Несовершеннолетние узники концентрационных лагерей и их правовой статус в современной России
Рассмотрена проблема становления и деятельности единственной в России организации многочисленных жертв войны - Союза несовершеннолетних узников нацистских лагерей. Акцентируется правовой статус, вопрос государственного и общественного признания проблем бывших несовершеннолетних узников. Уделяется внимание вопросу памяти о войне, последними очевидцами которой являются те, кто прошел через это испытание в детстве.
Ключевые слова: несовершеннолетние узники; нацистские лагеря; память; общество; государство; juvenile prisoners; Nazi camps; memory; society; state
Загрузить | PDF, 1909 Kb