Архив журнала
2020-2024
Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)
Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)
Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86
№1 (65) 2012
2012 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
Педагогические науки
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Диалектика взаимосвязи
реформаторских
начинаний государства и
инновационных процессов в
образовании
Доказывается, что реформаторские начинания го-
сударства и инновационные процессы в образова-
нии образуют пару в диалектическом противоре-
чии, разрешение которого - основа развития обра-
зовательных систем на современном этапе.
Ключевые слова: инновационные процессы; взаимо- связь; интеграция; целостность
Загрузить |
PDF,
300 Kb
Теоретико-методологические
основания социально-
педагогического
проектирования
региональной семейной
политики
Обоснованы теоретико-методологические основы
социально-педагогического проектирования регио-
нальной семейной политики; раскрыта сущность
проектно-регионального подхода как научно-
практической стратегии, определяющей ориенти-
ры региональной семейной политики.
Ключевые слова: семейная политика; региональная семейная политика; социально-педагогическое про- ектирование; концепция социально-педагогического проектирования; проектно-региональный подход
Загрузить |
PDF,
296 Kb
ЦЕЛОСТНЫЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Научные взгляды профессора
В.С. Ильина на практику и
теорию целостного учебно-
воспитательного процесса
Показаны направления профессиональной деятель-
ности ученого: научное, экспериментальное, пе-
дагогическое, просветительское. Раскрыто со-
держание каждого направления: создание тео-
рий и концепций, интеграция педагогической нау-
ки и инновационной практики, подготовка научно-
педагогических кадров.
Ключевые слова: гуманизация; гуманитаризация; ин- теграция; концепция; личность; целостность
Загрузить |
PDF,
305 Kb
Разработка уровневой
модели познавательной
самостоятельности
студентов бакалавриата
Определяются сущность и структура познава-
тельной самостоятельности студентов бакалав-
риата. Рассматривается уровневая модель процес-
са познавательной самостоятельности студентов
бакалавриата педагогического вуза.
Ключевые слова: познавательная самостоятель- ность; индивидуальная образовательная траекто- рия; уровневая модель
Загрузить |
PDF,
298 Kb
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Профессиональное
мышление педагога
как мировоззренческая
категория*
Рассматриваются различные подходы к трактов-
ке профессионального мышления учителя как пе-
дагогической категории, обосновываются его це-
лостный характер и мировоззренческая природа,
необходимость построения каждым учителем сво-
ей личностно-индивидуализированной жизненной и
педагогической концепции.
Ключевые слова: педагогическое мышление; свой- ства мышления; культуротворческое мировоззре- ние
Загрузить |
PDF,
293 Kb
Формирование у будущего
учителя диалогической
позиции в контексте
изучения педагогических
дисциплин
Представлены результаты исследования науч-
ных основ формирования у будущих педагогов ди-
алогической позиции, рассматриваемой в контек-
сте культурно-антропологического подхода и от-
ражающей позитивное отношение к ребенку как
«множественному Другому». В качестве содер-
жательной основы преподавания педагогических
дисциплин показываются православные ценности,
раскрывается метод рефлексии со-бытийного дей-
ствия в процессе формирования исследуемой пози-
ции.
Ключевые слова: диалогическая позиция; христиан- ский образ человека; культурно-антропологический подход; формирование диалогической позиции; православные ценности; метод рефлексии со- бытийного действия
Загрузить |
PDF,
319 Kb
Подготовка будущего
учителя к формированию
у старшеклассников
глобального мировоззрения
Описаны признаки глобального мировоззрения лич-
ности. Определены структурные компоненты и
критерии готовности будущего учителя к фор-
мированию глобального мировоззрения у старше-
классников. На основе выделенных критериев го-
товности будущего учителя представлены модели
образовательных ситуаций по формированию дан-
ного качества у учеников старших классов.
Ключевые слова: глобальное мировоззрение; призна- ки глобального мировоззрения; структурные ком- поненты и критерии готовности будущего учите- ля; старшеклассник; модели образовательных си- туаций
Загрузить |
PDF,
324 Kb
Модель формирования
готовности будущих
педагогов к управлению
физкультурно-спортивной
деятельностью
Рассматривается модель формирования готовно-
сти будущих педагогов к управлению физкультурно-
спортивной деятельностью на основании Фе-
дерального государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образова-
ния для степени «бакалавр» по направлению под-
готовки «Педагогическое образование» по профи-
лю «Физкультурное образование», утвержденно-
го в 2009 г.
Ключевые слова: модель; компетенция; управление физкультурно-спортивной деятельностью
Загрузить |
PDF,
297 Kb
Принципы работы школы по
развитию профессионального
достоинства педагога
Выявляются принципы работы школы по разви-
тию профессионального достоинства педагога как
стратегического образа конечного результата его
профессионального становления, поскольку цель
методической работы в школе - повышение уров-
ня профессиональной культуры и педагогического
мастерства учителя для сохранения стабильно по-
ложительных результатов в обучении и воспита-
нии учеников.
Ключевые слова: принцип; гуманитарность; эколо- гичность; демократичность
Загрузить |
PDF,
294 Kb
Современная модель
подготовки социальных
педагогов в педагогическом
колледже (на примере
Камышинского педагогического
колледжа)
Освещен вопрос подготовки социальных педаго-
гов в условиях педагогического колледжа. Обосно-
вывается необходимость разработки модели под-
готовки будущих социальных педагогов, раскрыва-
ются содержание и компоненты модели подготов-
ки специалистов в сфере социально-педагогической
деятельности.
Ключевые слова: социальный педагог; модель подго- товки специалиста; педагогический колледж
Загрузить |
PDF,
321 Kb
Характеристика
профессиональных
намерений будущих
специалистов
(на примере будущих
экономистов)
Раскрываются функции ценностных ориентаций,
определяющих профессиональную деятельность
будущих специалистов, рассматривается аксиоло-
гическая система современного специалиста, пред-
ставлены и охарактеризованы компоненты моде-
ли профессионального менталитета будущего спе-
циалиста, обоснована методологическая сущность
ментального подхода.
Ключевые слова: менталитет; профессиональная ментальность; ментальный подход; ценностные ориентации; профессиональная мотивация; про- фессиональная направленность; профессиональная позиция
Загрузить |
PDF,
287 Kb
ИННОВАЦИИ В ОБЩЕМ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Экспериментальное
исследование факторов
и условий формирования
профессионально-языковой
компетентности
Дано научное объяснение профессионально-язы-
ковой компетентности иностранного студента,
выделены уровни ее сформированности. Для каж-
дого уровня определены соответствующие внут-
ренние факторы и внешние условия становле-
ния исследуемого феномена, выявлены инвариант-
ные факторы и условия, что позволяет разрабо-
тать требования к организации процесса форми-
рования профессионально-языковой компетентно-
сти в процессе довузовской подготовки.
Ключевые слова: компетентность; профессионально- языковая; фактор; условие
Загрузить |
PDF,
299 Kb
Бокс как средство
формирования нравственных
качеств личности подростка
Рассматривается такая разновидность спортив-
ной деятельности, как бокс в ракурсе его примене-
ния для формирования нравственных качеств под-
ростков.
Ключевые слова: бокс; подросток; формирование нравственных качеств
Загрузить |
PDF,
310 Kb
Нравственное сознание
личности подростка-боксера
Описываются феномен нравственного сознания и
его структура применительно к подросткам, зани-
мающимся боксом.
Ключевые слова: нравственное сознание; подросток; бокс
Загрузить |
PDF,
316 Kb
Проектирование высшего
образования
в пенитенциарной системе
на базе средового подхода
Приведены методологические разработки по про-
ектированию высшего образования в исправитель-
ной системе для осужденных. Разработан средо-
вой поход, подобрана конгруэнтная форма обуче-
ния с применением информационных телекоммуни-
кационных технологий, на основе которых иниции-
руются самоорганизационные процессы осужден-
ных в сфере обучения, воспитания.
Ключевые слова: средовой подход; проектирование высшего образования; образовательная среда
Загрузить |
PDF,
294 Kb
Реализация системы
формирования у школьников
опыта продуктивной учебной
деятельности в условиях
современной школы
Описываются проблемы современных школ, в част-
ности формирование у школьников опыта продук-
тивной учебной деятельности. Для решения этой
проблемы были проведены как теоретические, так
и практические исследования, по результатам ко-
торых предложены компоненты, условия, этапы
формирования у школьников названного опыта.
Ключевые слова: саморазвитие; самообразование; формирование опыта продуктивной учебной дея- тельности
Загрузить |
PDF,
293 Kb
ВОСПИТАНИЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Воспитание будущего
специалиста в вузовском
образовательном процессе:
ценностно-мотивационный
подход
Обозначены проблемы воспитания будущих спе-
циалистов в вузовском образовательном процес-
се. Выявлены факторы воспитательного воздей-
ствия, обеспечивающие качество воспитания
в вузе; представлены результаты анализа систе-
мы ориентации студенческой молодежи на ценно-
сти высшего образования. С позиций ценностно-
мотивационного подхода определено содержание
ценностного отношения студентов к будущей про-
фессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная социализация; образовательные ценности студентов; ценностно- мотивационный подход; ценностное отношение студентов к будущей профессиональной деятель- ности
Загрузить |
PDF,
298 Kb
Формирование у педагогов
дополнительного
образования культуры
образовательного
маркетинга в условиях
внутрифирменного
повышения квалификации
Рассматривается проблема образовательного мар-
кетинга в контексте идей гуманитарно-антрополо-
гического подхода. Уточняются понятие культуры
образовательного маркетинга, его функции и струк-
тура. Раскрываются содержание и технологический
алгоритм формирования данной культуры у педаго-
гов дополнительного образования в условиях внутри-
фирменного повышения квалификации
Ключевые слова: образовательный маркетинг; куль- тура педагогического маркетинга; формирование культуры педагогического маркетинга; внутри- фирменное повышение квалификации педагогов до- полнительного образования
Загрузить |
PDF,
300 Kb
Духовность в структуре
этической позиции студента
В качестве цели профессионального воспитания
предлагается этическая позиция, в структуре ко-
торой выделяются моральность, нравственность
и духовность. Определяются механизмы стимули-
рования этих составляющих позиции.
Ключевые слова: отношение; позиция; духовность; нравственность; моральность
Загрузить |
PDF,
297 Kb
Молодежная субкультура:
категория и реальность*
Обобщены современные подходы к пониманию мо-
лодежной субкультуры, определены ее особенности.
Анализируются представления студенчества о моло-
дежной субкультуре и ее роли в современном россий-
ском обществе, выявляются отношение студенче-
ства к молодежной субкультуре, влияние принадлеж-
ности к той или иной субкультуре на обучение в вузе.
Ключевые слова: определение; особенности моло- дежной субкультуры; подходы к исследованию мо- лодежной субкультуры
Загрузить |
PDF,
299 Kb
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Психосемантический анализ
причин популярности
волшебного мира Гарри
Поттера среди подростков
Представлены результаты психосемантическо-
го исследования причин популярности произведе-
ний Дж. Роулинг «Гарри Поттер» среди подрост-
ков. Выявлены наиболее значимые для подростков
моменты в волшебной ситуации, среди которых
важное место занимают наличие чуда в волшеб-
ном мире, а также ощущения силы, могущества и
свободы.
Ключевые слова: Гарри Поттер; подростки; психо- семантическое исследование; обучение
Загрузить |
PDF,
864 Kb
Характеристика типов
текстов в рамках
функционально-смыслового
типа речи «рассуждение»
Рассматривается проблема выделения подтипов
функционально-смыслового типа речи «рассужде-
ние» исходя из разнообразия решаемых коммуни-
кативных задач, а также обосновывается пред-
лагаемая последовательность типов текстов-
рассуждений при обучении письменной речи.
Ключевые слова: функционально-смысловой тип речи; рассуждение; текст-доказательство; текст-опро- вержение; полемический текст; позиционный текст
Загрузить |
PDF,
296 Kb
Модель подготовки будущих
специалистов по связям
с общественностью
к профессионально-
переводческой деятельности
Представлена и научно обоснована модель подго-
товки будущих специалистов по связям с общест-
венностью к профессионально-переводческой дея-
тельности.
Ключевые слова: связи с общественностью; профессионально- переводческая деятельность; модель профессионально-переводческой деятельности; ком- поненты переводческой деятельности
Загрузить |
PDF,
292 Kb
Эволюция взглядов
на понятие «культура чтения»
На основе анализа профессиональной литературы
в области педагогики и библиотековедения сдела-
на попытка осмыслить эволюцию научных взгля-
дов на культуру чтения. Актуальность обоснована
необходимостью осмысления существующих тео-
рий чтения и выявления закономерностей развития
чтения как важного фактора личностного разви-
тия.
Ключевые слова: информационная культура; куль- тура чтения; читательская компетентность; гра- мотность чтения; педагогика; библиотековедение
Загрузить |
PDF,
303 Kb
Содержание комплекса
упражнений, направленных
на обучение синтаксической
синонимии
Рассматривается лингвистический феномен - син-
таксическая синонимия как мощное средство вари-
абельности и экспрессивности речи. Предлагает-
ся обучающий комплекс упражнений и заданий, на-
правленных на обучение синтаксической синонимии
в методическом контексте.
Ключевые слова: синтаксическая синонимия; син- таксис английского языка; лингводидактика; вари- абельность иноязычной речи; обучение синтаксиче- ской синонимии
Загрузить |
PDF,
295 Kb
Опыт применения проблемно-
ориентированных физических
практикумов в техническом
вузе
Приводится опыт создания и внедрения проблемно-
ориентированных физических практикумов на ка-
федре физики Московского государственного тех-
нического университета им. Н.Э. Баумана, Москов-
ского государственного университета путей сооб-
щения (МИИТ), в Институте транспорта и свя-
зи (TTI) (Латвия, г. Рига) и других вузах. Описыва-
ются системы отбора студентов в лабораторию
НИРС, видеообучающая система допуска к лабо-
раторным работам и ряд дистанционных лабора-
торных работ.
Ключевые слова: физические практикумы; видеообу- чающая система допуска; дистанционные лабора- торные работы
Загрузить |
PDF,
1337 Kb
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Акмеологическая
деятельность студента как
условие формирования
педагогического мышления
Освещена актуальная проблема формирования пе-
дагогического мышления и профессионального со-
знания будущих учителей при прохождении педа-
гогической практики. Условием успешного реше-
ния этой проблемы является акмеологическая дея-
тельность, предполагающая осознанное и устойчи-
вое стремление студента как субъекта профессио-
нального развития к достижению высокого уровня
профессионализма
Ключевые слова: стандарты нового поколения; про- фессиональная компетентность; педагогическое мышление; акмеологическая деятельность; личностно- профессиональное развитие
Загрузить |
PDF,
294 Kb
Исследование содержания
профессиональной
идентичности студентов
бакалавриата*
Переход к системе многоуровнего образования ак-
туализировал проблему профессиональной идентич-
ности. Исследуется содержание данного феномена
в новом образовательном контексте. Результаты
эмпирического исследования доказали наличие специ-
фики содержания когнитивного, эмоционального,
мотивационно-ценностного компонентов профессио-
нальной идентичности у студентов бакалавриата.
Ключевые слова: профессиональная идентичность; компоненты профессиональной идентичности; от- ношение к профессии; образ профессии; профессио- нальная целенаправленность; студенты-бакалавры
Загрузить |
PDF,
301 Kb
Комплексное изучение
типичных причин
неуспеваемости младших
подростков
Представлены локальные результаты экспери-
ментального исследования причин неуспеваемо-
сти младших подростков в ходе специально орга-
низованной совместной деятельности учителей и
школьных психологов. Обоснованы направления ди-
агностического исследования причин неуспеваемо-
сти, выделены их типологические группы и описа-
ны пути коррекции образовательного процесса в
рамках повышения успешности обучения младших
подростков.
Ключевые слова: причины неуспеваемости; педа- гогическая диагностика; психологическая диагно- стика; совместная деятельность; индивидуальные особенности
Загрузить |
PDF,
295 Kb
Нарушения личностных
границ студента-инвалида
в контексте его виктимной
деформации
Рассматриваются сущность психологической су-
веренности как интегративного свойства лично-
сти, роль психологических границ в личностном
здоровье; анализируются специфика нарушений
границ психологического пространства студента-
инвалида и виктимогенный потенциал последнего.
Ключевые слова: психологическая суверенность; де- привированность; психологическое пространство; личностные границы; виктимность
Загрузить |
PDF,
317 Kb
Исследование феноменов
маргинальности
и экстремизма в молодежной
среде
Описывается проблема экстремизма в молодеж-
ной среде. Представлены результаты исследова-
ния социально-психологических особенностей фе-
номена маргинальности, экстремистских настро-
ений и поведенческих практик в молодежной сре-
де г. Самары
Ключевые слова: экстремизм; маргинальность; суб- культура; внутриличностный конфликт; молодеж- ная среда
Загрузить |
PDF,
293 Kb
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И СРАВНИТЕЛЬНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
Школа-община конца
XIX - первой трети XX в.:
ретроспективный взгляд
Показан процесс становления и развития школ-
общин конца XIX - начала ХХ в. в России и странах
Западной Европы, раскрыты их сущностные харак-
теристики.
Ключевые слова: школа-община; школа-коммуна; трудовая школа; трудовое воспитание; самоуправ- ление; сотрудничество; свободное воспитание
Загрузить |
PDF,
272 Kb
Тенденции развития
тьюторской системы
обучения в современном
образовании Англии
Тьюторская система обучения в образовании Ан-
глии рассматривается как эффективная, постоян-
но развивающаяся и совершенствующаяся система
обучения, нашедшая отражение не только в выс-
шем образовании, но и на других ступенях обучения.
Не теряя своей актуальности, тьюторство приоб-
ретает новые, адекватные меняющимся запросам
общества формы.
Ключевые слова: тьютор; тьюторство; тьютори- ал; индивидуальное образование; дистанционное образование
Загрузить |
PDF,
295 Kb
Основные направления
исследований в современной
дидактикЕ Германии
Рассматриваются становление и развитие дидак-
тических моделей в рамках педагогических исследо-
ваний в Германии.
Ключевые слова: дидактика; теория содержания образования; дидактическая модель; процесс обу- чения; процесс приобретения знаний
Загрузить |
PDF,
293 Kb
Тенденции развития западной
молодежной субкультуры
Выявлены тенденции развития современной моло-
дежной субкультуры в западном обществе в эпо-
ху глобализации. Проанализирована субкультурная
концепция Бирмингемского центра, рассмотрено
влияние СМИ и Интернета на развитие молодеж-
ной субкультуры.
Ключевые слова: субкультура; молодежная субкуль- тура; современная молодежь; западное общество; развитие; тенденции
Загрузить |
PDF,
294 Kb
Создание учреждений для
детей дошкольного возраста
в российской провинции
(конец XIX - начало XX в.)
Анализируется процесс создания детских учрежде-
ний в провинции в России в конце XIX - начале XX в.,
раскрываются основные тенденции их содержания
и организации.
Ключевые слова: детский сад; летние ясли-приюты; Царицынская губерния; уезд; провинция
Загрузить |
PDF,
304 Kb
Э.П. Цытович - основатель
скаутского движения
в России
Рассматривается деятельность учителя физики
великих княжон Ольги Николаевны и Татьяны Ни-
колаевны Романовых Э.П. Цытовича, стоящего у
истоков российского скаутского движения.
Ключевые слова: воспитание; педагогическая дея- тельность; скаутизм; скаутское движение; идеа- лы скаутизма
Загрузить |
PDF,
294 Kb
Счастье как категория
педагогики младшего
школьного возраста
(рецензия на диссертацию:
Абраменко Е.В. Формирование
у младшего школьника системы
позитивных отношений в учебном
взаимодействии : дис. … канд. пед.
наук. Волгоград, 2011. 132 с.)
Ключевые слова:
Загрузить |
PDF,
209 Kb