Архив журнала

2020-2024


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86

№1 (65) 2012
2012 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
Педагогические науки
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Диалектика взаимосвязи реформаторских начинаний государства и инновационных процессов в образовании
Доказывается, что реформаторские начинания го- сударства и инновационные процессы в образова- нии образуют пару в диалектическом противоре- чии, разрешение которого - основа развития обра- зовательных систем на современном этапе.
Ключевые слова: инновационные процессы; взаимо- связь; интеграция; целостность
Загрузить | PDF, 300 Kb
Теоретико-методологические основания социально- педагогического проектирования региональной семейной политики
Обоснованы теоретико-методологические основы социально-педагогического проектирования регио- нальной семейной политики; раскрыта сущность проектно-регионального подхода как научно- практической стратегии, определяющей ориенти- ры региональной семейной политики.
Ключевые слова: семейная политика; региональная семейная политика; социально-педагогическое про- ектирование; концепция социально-педагогического проектирования; проектно-региональный подход
Загрузить | PDF, 296 Kb
ЦЕЛОСТНЫЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Научные взгляды профессора В.С. Ильина на практику и теорию целостного учебно- воспитательного процесса
Показаны направления профессиональной деятель- ности ученого: научное, экспериментальное, пе- дагогическое, просветительское. Раскрыто со- держание каждого направления: создание тео- рий и концепций, интеграция педагогической нау- ки и инновационной практики, подготовка научно- педагогических кадров.
Ключевые слова: гуманизация; гуманитаризация; ин- теграция; концепция; личность; целостность
Загрузить | PDF, 305 Kb
Разработка уровневой модели познавательной самостоятельности студентов бакалавриата
Определяются сущность и структура познава- тельной самостоятельности студентов бакалав- риата. Рассматривается уровневая модель процес- са познавательной самостоятельности студентов бакалавриата педагогического вуза.
Ключевые слова: познавательная самостоятель- ность; индивидуальная образовательная траекто- рия; уровневая модель
Загрузить | PDF, 298 Kb
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Профессиональное мышление педагога как мировоззренческая категория*
Рассматриваются различные подходы к трактов- ке профессионального мышления учителя как пе- дагогической категории, обосновываются его це- лостный характер и мировоззренческая природа, необходимость построения каждым учителем сво- ей личностно-индивидуализированной жизненной и педагогической концепции.
Ключевые слова: педагогическое мышление; свой- ства мышления; культуротворческое мировоззре- ние
Загрузить | PDF, 293 Kb
Формирование у будущего учителя диалогической позиции в контексте изучения педагогических дисциплин
Представлены результаты исследования науч- ных основ формирования у будущих педагогов ди- алогической позиции, рассматриваемой в контек- сте культурно-антропологического подхода и от- ражающей позитивное отношение к ребенку как «множественному Другому». В качестве содер- жательной основы преподавания педагогических дисциплин показываются православные ценности, раскрывается метод рефлексии со-бытийного дей- ствия в процессе формирования исследуемой пози- ции.
Ключевые слова: диалогическая позиция; христиан- ский образ человека; культурно-антропологический подход; формирование диалогической позиции; православные ценности; метод рефлексии со- бытийного действия
Загрузить | PDF, 319 Kb
Подготовка будущего учителя к формированию у старшеклассников глобального мировоззрения
Описаны признаки глобального мировоззрения лич- ности. Определены структурные компоненты и критерии готовности будущего учителя к фор- мированию глобального мировоззрения у старше- классников. На основе выделенных критериев го- товности будущего учителя представлены модели образовательных ситуаций по формированию дан- ного качества у учеников старших классов.
Ключевые слова: глобальное мировоззрение; призна- ки глобального мировоззрения; структурные ком- поненты и критерии готовности будущего учите- ля; старшеклассник; модели образовательных си- туаций
Загрузить | PDF, 324 Kb
Модель формирования готовности будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью
Рассматривается модель формирования готовно- сти будущих педагогов к управлению физкультурно- спортивной деятельностью на основании Фе- дерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образова- ния для степени «бакалавр» по направлению под- готовки «Педагогическое образование» по профи- лю «Физкультурное образование», утвержденно- го в 2009 г.
Ключевые слова: модель; компетенция; управление физкультурно-спортивной деятельностью
Загрузить | PDF, 297 Kb
Принципы работы школы по развитию профессионального достоинства педагога
Выявляются принципы работы школы по разви- тию профессионального достоинства педагога как стратегического образа конечного результата его профессионального становления, поскольку цель методической работы в школе - повышение уров- ня профессиональной культуры и педагогического мастерства учителя для сохранения стабильно по- ложительных результатов в обучении и воспита- нии учеников.
Ключевые слова: принцип; гуманитарность; эколо- гичность; демократичность
Загрузить | PDF, 294 Kb
Современная модель подготовки социальных педагогов в педагогическом колледже (на примере Камышинского педагогического колледжа)
Освещен вопрос подготовки социальных педаго- гов в условиях педагогического колледжа. Обосно- вывается необходимость разработки модели под- готовки будущих социальных педагогов, раскрыва- ются содержание и компоненты модели подготов- ки специалистов в сфере социально-педагогической деятельности.
Ключевые слова: социальный педагог; модель подго- товки специалиста; педагогический колледж
Загрузить | PDF, 321 Kb
Характеристика профессиональных намерений будущих специалистов (на примере будущих экономистов)
Раскрываются функции ценностных ориентаций, определяющих профессиональную деятельность будущих специалистов, рассматривается аксиоло- гическая система современного специалиста, пред- ставлены и охарактеризованы компоненты моде- ли профессионального менталитета будущего спе- циалиста, обоснована методологическая сущность ментального подхода.
Ключевые слова: менталитет; профессиональная ментальность; ментальный подход; ценностные ориентации; профессиональная мотивация; про- фессиональная направленность; профессиональная позиция
Загрузить | PDF, 287 Kb
ИННОВАЦИИ В ОБЩЕМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Экспериментальное исследование факторов и условий формирования профессионально-языковой компетентности
Дано научное объяснение профессионально-язы- ковой компетентности иностранного студента, выделены уровни ее сформированности. Для каж- дого уровня определены соответствующие внут- ренние факторы и внешние условия становле- ния исследуемого феномена, выявлены инвариант- ные факторы и условия, что позволяет разрабо- тать требования к организации процесса форми- рования профессионально-языковой компетентно- сти в процессе довузовской подготовки.
Ключевые слова: компетентность; профессионально- языковая; фактор; условие
Загрузить | PDF, 299 Kb
Бокс как средство формирования нравственных качеств личности подростка
Рассматривается такая разновидность спортив- ной деятельности, как бокс в ракурсе его примене- ния для формирования нравственных качеств под- ростков.
Ключевые слова: бокс; подросток; формирование нравственных качеств
Загрузить | PDF, 310 Kb
Нравственное сознание личности подростка-боксера
Описываются феномен нравственного сознания и его структура применительно к подросткам, зани- мающимся боксом.
Ключевые слова: нравственное сознание; подросток; бокс
Загрузить | PDF, 316 Kb
Проектирование высшего образования в пенитенциарной системе на базе средового подхода
Приведены методологические разработки по про- ектированию высшего образования в исправитель- ной системе для осужденных. Разработан средо- вой поход, подобрана конгруэнтная форма обуче- ния с применением информационных телекоммуни- кационных технологий, на основе которых иниции- руются самоорганизационные процессы осужден- ных в сфере обучения, воспитания.
Ключевые слова: средовой подход; проектирование высшего образования; образовательная среда
Загрузить | PDF, 294 Kb
Реализация системы формирования у школьников опыта продуктивной учебной деятельности в условиях современной школы
Описываются проблемы современных школ, в част- ности формирование у школьников опыта продук- тивной учебной деятельности. Для решения этой проблемы были проведены как теоретические, так и практические исследования, по результатам ко- торых предложены компоненты, условия, этапы формирования у школьников названного опыта.
Ключевые слова: саморазвитие; самообразование; формирование опыта продуктивной учебной дея- тельности
Загрузить | PDF, 293 Kb
ВОСПИТАНИЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Воспитание будущего специалиста в вузовском образовательном процессе: ценностно-мотивационный подход
Обозначены проблемы воспитания будущих спе- циалистов в вузовском образовательном процес- се. Выявлены факторы воспитательного воздей- ствия, обеспечивающие качество воспитания в вузе; представлены результаты анализа систе- мы ориентации студенческой молодежи на ценно- сти высшего образования. С позиций ценностно- мотивационного подхода определено содержание ценностного отношения студентов к будущей про- фессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная социализация; образовательные ценности студентов; ценностно- мотивационный подход; ценностное отношение студентов к будущей профессиональной деятель- ности
Загрузить | PDF, 298 Kb
Формирование у педагогов дополнительного образования культуры образовательного маркетинга в условиях внутрифирменного повышения квалификации
Рассматривается проблема образовательного мар- кетинга в контексте идей гуманитарно-антрополо- гического подхода. Уточняются понятие культуры образовательного маркетинга, его функции и струк- тура. Раскрываются содержание и технологический алгоритм формирования данной культуры у педаго- гов дополнительного образования в условиях внутри- фирменного повышения квалификации
Ключевые слова: образовательный маркетинг; куль- тура педагогического маркетинга; формирование культуры педагогического маркетинга; внутри- фирменное повышение квалификации педагогов до- полнительного образования
Загрузить | PDF, 300 Kb
Духовность в структуре этической позиции студента
В качестве цели профессионального воспитания предлагается этическая позиция, в структуре ко- торой выделяются моральность, нравственность и духовность. Определяются механизмы стимули- рования этих составляющих позиции.
Ключевые слова: отношение; позиция; духовность; нравственность; моральность
Загрузить | PDF, 297 Kb
Молодежная субкультура: категория и реальность*
Обобщены современные подходы к пониманию мо- лодежной субкультуры, определены ее особенности. Анализируются представления студенчества о моло- дежной субкультуре и ее роли в современном россий- ском обществе, выявляются отношение студенче- ства к молодежной субкультуре, влияние принадлеж- ности к той или иной субкультуре на обучение в вузе.
Ключевые слова: определение; особенности моло- дежной субкультуры; подходы к исследованию мо- лодежной субкультуры
Загрузить | PDF, 299 Kb
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Психосемантический анализ причин популярности волшебного мира Гарри Поттера среди подростков
Представлены результаты психосемантическо- го исследования причин популярности произведе- ний Дж. Роулинг «Гарри Поттер» среди подрост- ков. Выявлены наиболее значимые для подростков моменты в волшебной ситуации, среди которых важное место занимают наличие чуда в волшеб- ном мире, а также ощущения силы, могущества и свободы.
Ключевые слова: Гарри Поттер; подростки; психо- семантическое исследование; обучение
Загрузить | PDF, 864 Kb
Характеристика типов текстов в рамках функционально-смыслового типа речи «рассуждение»
Рассматривается проблема выделения подтипов функционально-смыслового типа речи «рассужде- ние» исходя из разнообразия решаемых коммуни- кативных задач, а также обосновывается пред- лагаемая последовательность типов текстов- рассуждений при обучении письменной речи.
Ключевые слова: функционально-смысловой тип речи; рассуждение; текст-доказательство; текст-опро- вержение; полемический текст; позиционный текст
Загрузить | PDF, 296 Kb
Модель подготовки будущих специалистов по связям с общественностью к профессионально- переводческой деятельности
Представлена и научно обоснована модель подго- товки будущих специалистов по связям с общест- венностью к профессионально-переводческой дея- тельности.
Ключевые слова: связи с общественностью; профессионально- переводческая деятельность; модель профессионально-переводческой деятельности; ком- поненты переводческой деятельности
Загрузить | PDF, 292 Kb
Эволюция взглядов на понятие «культура чтения»
На основе анализа профессиональной литературы в области педагогики и библиотековедения сдела- на попытка осмыслить эволюцию научных взгля- дов на культуру чтения. Актуальность обоснована необходимостью осмысления существующих тео- рий чтения и выявления закономерностей развития чтения как важного фактора личностного разви- тия.
Ключевые слова: информационная культура; куль- тура чтения; читательская компетентность; гра- мотность чтения; педагогика; библиотековедение
Загрузить | PDF, 303 Kb
Содержание комплекса упражнений, направленных на обучение синтаксической синонимии
Рассматривается лингвистический феномен - син- таксическая синонимия как мощное средство вари- абельности и экспрессивности речи. Предлагает- ся обучающий комплекс упражнений и заданий, на- правленных на обучение синтаксической синонимии в методическом контексте.
Ключевые слова: синтаксическая синонимия; син- таксис английского языка; лингводидактика; вари- абельность иноязычной речи; обучение синтаксиче- ской синонимии
Загрузить | PDF, 295 Kb
Опыт применения проблемно- ориентированных физических практикумов в техническом вузе
Приводится опыт создания и внедрения проблемно- ориентированных физических практикумов на ка- федре физики Московского государственного тех- нического университета им. Н.Э. Баумана, Москов- ского государственного университета путей сооб- щения (МИИТ), в Институте транспорта и свя- зи (TTI) (Латвия, г. Рига) и других вузах. Описыва- ются системы отбора студентов в лабораторию НИРС, видеообучающая система допуска к лабо- раторным работам и ряд дистанционных лабора- торных работ.
Ключевые слова: физические практикумы; видеообу- чающая система допуска; дистанционные лабора- торные работы
Загрузить | PDF, 1337 Kb
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Акмеологическая деятельность студента как условие формирования педагогического мышления
Освещена актуальная проблема формирования пе- дагогического мышления и профессионального со- знания будущих учителей при прохождении педа- гогической практики. Условием успешного реше- ния этой проблемы является акмеологическая дея- тельность, предполагающая осознанное и устойчи- вое стремление студента как субъекта профессио- нального развития к достижению высокого уровня профессионализма
Ключевые слова: стандарты нового поколения; про- фессиональная компетентность; педагогическое мышление; акмеологическая деятельность; личностно- профессиональное развитие
Загрузить | PDF, 294 Kb
Исследование содержания профессиональной идентичности студентов бакалавриата*
Переход к системе многоуровнего образования ак- туализировал проблему профессиональной идентич- ности. Исследуется содержание данного феномена в новом образовательном контексте. Результаты эмпирического исследования доказали наличие специ- фики содержания когнитивного, эмоционального, мотивационно-ценностного компонентов профессио- нальной идентичности у студентов бакалавриата.
Ключевые слова: профессиональная идентичность; компоненты профессиональной идентичности; от- ношение к профессии; образ профессии; профессио- нальная целенаправленность; студенты-бакалавры
Загрузить | PDF, 301 Kb
Комплексное изучение типичных причин неуспеваемости младших подростков
Представлены локальные результаты экспери- ментального исследования причин неуспеваемо- сти младших подростков в ходе специально орга- низованной совместной деятельности учителей и школьных психологов. Обоснованы направления ди- агностического исследования причин неуспеваемо- сти, выделены их типологические группы и описа- ны пути коррекции образовательного процесса в рамках повышения успешности обучения младших подростков.
Ключевые слова: причины неуспеваемости; педа- гогическая диагностика; психологическая диагно- стика; совместная деятельность; индивидуальные особенности
Загрузить | PDF, 295 Kb
Нарушения личностных границ студента-инвалида в контексте его виктимной деформации
Рассматриваются сущность психологической су- веренности как интегративного свойства лично- сти, роль психологических границ в личностном здоровье; анализируются специфика нарушений границ психологического пространства студента- инвалида и виктимогенный потенциал последнего.
Ключевые слова: психологическая суверенность; де- привированность; психологическое пространство; личностные границы; виктимность
Загрузить | PDF, 317 Kb
Исследование феноменов маргинальности и экстремизма в молодежной среде
Описывается проблема экстремизма в молодеж- ной среде. Представлены результаты исследова- ния социально-психологических особенностей фе- номена маргинальности, экстремистских настро- ений и поведенческих практик в молодежной сре- де г. Самары
Ключевые слова: экстремизм; маргинальность; суб- культура; внутриличностный конфликт; молодеж- ная среда
Загрузить | PDF, 293 Kb
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И СРАВНИТЕЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
Школа-община конца XIX - первой трети XX в.: ретроспективный взгляд
Показан процесс становления и развития школ- общин конца XIX - начала ХХ в. в России и странах Западной Европы, раскрыты их сущностные харак- теристики.
Ключевые слова: школа-община; школа-коммуна; трудовая школа; трудовое воспитание; самоуправ- ление; сотрудничество; свободное воспитание
Загрузить | PDF, 272 Kb
Тенденции развития тьюторской системы обучения в современном образовании Англии
Тьюторская система обучения в образовании Ан- глии рассматривается как эффективная, постоян- но развивающаяся и совершенствующаяся система обучения, нашедшая отражение не только в выс- шем образовании, но и на других ступенях обучения. Не теряя своей актуальности, тьюторство приоб- ретает новые, адекватные меняющимся запросам общества формы.
Ключевые слова: тьютор; тьюторство; тьютори- ал; индивидуальное образование; дистанционное образование
Загрузить | PDF, 295 Kb
Основные направления исследований в современной дидактикЕ Германии
Рассматриваются становление и развитие дидак- тических моделей в рамках педагогических исследо- ваний в Германии.
Ключевые слова: дидактика; теория содержания образования; дидактическая модель; процесс обу- чения; процесс приобретения знаний
Загрузить | PDF, 293 Kb
Тенденции развития западной молодежной субкультуры
Выявлены тенденции развития современной моло- дежной субкультуры в западном обществе в эпо- ху глобализации. Проанализирована субкультурная концепция Бирмингемского центра, рассмотрено влияние СМИ и Интернета на развитие молодеж- ной субкультуры.
Ключевые слова: субкультура; молодежная субкуль- тура; современная молодежь; западное общество; развитие; тенденции
Загрузить | PDF, 294 Kb
Создание учреждений для детей дошкольного возраста в российской провинции (конец XIX - начало XX в.)
Анализируется процесс создания детских учрежде- ний в провинции в России в конце XIX - начале XX в., раскрываются основные тенденции их содержания и организации.
Ключевые слова: детский сад; летние ясли-приюты; Царицынская губерния; уезд; провинция
Загрузить | PDF, 304 Kb
Э.П. Цытович - основатель скаутского движения в России
Рассматривается деятельность учителя физики великих княжон Ольги Николаевны и Татьяны Ни- колаевны Романовых Э.П. Цытовича, стоящего у истоков российского скаутского движения.
Ключевые слова: воспитание; педагогическая дея- тельность; скаутизм; скаутское движение; идеа- лы скаутизма
Загрузить | PDF, 294 Kb
Счастье как категория педагогики младшего школьного возраста (рецензия на диссертацию: Абраменко Е.В. Формирование у младшего школьника системы позитивных отношений в учебном взаимодействии : дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2011. 132 с.)
Ключевые слова:
Загрузить | PDF, 209 Kb