Архив журнала

2020-2024


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86

№2 (135) 2019
2019 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
Педагогические науки
Использование духовно-нравственного потенциала внеаудиторных форм организации образовательно-воспитательной деятельности при подготовке будущих педагогов
Акцентировано внимание на сущности образовательной среды вуза и внеаудиторной деятельности как ее компоненте. Подчеркнуто значение формирования духовно-нравственных основ профессионального поведения, во многом определяющих качество подготовки педагогических кадров. Представлен опыт работы вуза по использованию духовно-нравственного потенциала внеаудиторных форм организации образовательно-воспитательной деятельности.
Ключевые слова: будущие педагоги; профессиональное поведение; духовно-нравственные основы; образовательная среда; внеаудиторная деятельность; future teachers; professional behavior; spiritual and moral foundations; educational environment; extracurricular activities
Загрузить | PDF, 4313 Kb
Исследовательская образовательная среда как фактор совершенствования подготовки будущего учителя
Подчеркивается важность организации научно-исследовательской среды для профессиональной подготовки учителя иностранного языка, выделены основные направления ее проектирования. Представлен теоретический анализ основных направлений проектирования научно-исследовательской среды для подготовки учителя иностранного языка. Раскрываются особенности проектирования научно-исследовательской среды для активизации интеллектуального потенциала студентов.
Ключевые слова: исследовательская образовательная среда; исследовательская деятельность; исследовательская компетенция; проектно-исследовательская технология; research educational environment; research activities; research competence; design and research technology
Загрузить | PDF, 4306 Kb
Инновационная образовательная среда вуза, как педагогическое условие развития критического мышления студентов
Рассматривается актуальный вопрос создания педагогических условий развития критического мышления студентов. Инновационная образовательная среда вуза обосновывается в качестве такого педагогического условия. Уточняются понятия «критическое мышление», «инновационная образовательная среда», характеризуются сущность, структура, методологические подходы основания инновационной образовательной среды.
Ключевые слова: педагогические условия; развитие критического мышления студентов; инновационная образовательная среда; pedagogical conditions; the development of critical thinking of students; innovative educational environment
Загрузить | PDF, 4416 Kb
Образ учителя в общественно-педагогической мысли XVI-XVII вв
В XVIII в. в России уже существовало представление об идеальном учителе, но складываться оно начало еще за два столетия до этого, закрепляясь в документах государственного и школьного уровня и в общественном сознании. Рассматриваются возникновение религиозно-гуманистического характера учительской профессии, осознание обществом персональной ответственности учителя за результат, утверждение важнейших качеств учителей в XVI-XVII вв.
Ключевые слова: история педагогического образования; требования к учителю; подготовка учителей; ценности педагогического образования; history of teacher education; requirements for a teacher; teacher training; values of teacher education
Загрузить | PDF, 4339 Kb
Диалогичность - актуальная характеристика и требование современной воспитательной практики. К столетию со дня рождения В.А. Сухомлинского
Эффективная модернизация российского образования требует пересмотра подходов к воспитанию, обновления его содержания, методов и форм, основанного на переосмыслении педагогических систем ХХ в. В этой связи закономерным является обращение к наследию В.А. Сухомлинского, поскольку оно содержит в себе признаки диалогичности, на основе которых можно обосновать и представить актуальные педагогические условия ее реализации в современной воспитательной практике.
Ключевые слова: В.А.Сухомлинский; диалогичность; воспитательный диалог; со-бытие; индивидуализация воспитания; духовное общение; V. A. Sukhomlinsky; dialogical; educational dialogue; co-being; individualization of upbringing; spiritual communication
Загрузить | PDF, 4318 Kb
О подготовке воспитателей детей дошкольного возраста к использованию технологий развития речи
Освещается проблема подготовки воспитателей детей дошкольного возраста к использованию технологий развития речи. Обоснована актуальность профессиональной подготовки воспитателей к реализации технологий развития речи, раскрыта сущность понятия технологий развития речи, представлена их классификация, проанализирован опыт практической работы по подготовке воспитателей детей дошкольного возраста на основе анкетирования молодых специалистов.
Ключевые слова: дошкольное образование; педагогические технологии; технологии развития речи; классификация технологий; подготовка воспитателей детей дошкольного возраста; preschool education; pedagogical technologies; speech development technologies; classification of technologies; training kindergarten teachers
Загрузить | PDF, 4317 Kb
Перспективы развития педагогической деятельности в контексте становления информационного общества в Российской Федерации
Развитие информационного общества в Российской Федерации требует существенных изменений в сфере образования. Необходимы модернизация средств обучения, трансформация педагогической деятельности в контексте усиления высокотехнологичности, мультиязычности, интенсификации и индивидуализации обучения.
Ключевые слова: педагогическая деятельность; развитие информационного общества; цифровая экономика; электронное обучение; проектная деятельность; онлайн-курсы; pedagogical activity; development of the information society; digital economy; e-learning; project activities; online courses
Загрузить | PDF, 4301 Kb
Формирование готовности студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности
Рассматривается проблема формирования готовности студентов педагогического вуза к социальному творчеству. Выделены когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты формирования готовности студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности. Описан опыт практической реализации каждого из выделенных компонентов посредством современных педагогических технологий.
Ключевые слова: социальное творчество; готовность к социально-преобразующей добровольческой деятельности; педагогические технологии; социально-образовательный проект; social creativity; readiness for socially transformative volunteering; pedagogical technologies; social educational project
Загрузить | PDF, 4323 Kb
Научные подходы к проблемe повышения познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Описываются особенности процесса повышения познавательной активности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, определены компоненты и критериальные показатели уровней проявления познавательной активности младших школьников данной категории в учебном процессе. Обосновывается необходимость разработки дидактических основ применения мультимедийных презентаций при организации процесса повышения уровня познавательной активности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.
Ключевые слова: познавательная активность; дети с ограниченными возможностями здоровья; нарушение интеллекта; мультимедийные презентации; учебная деятельность; ограниченные возможности здоровья; дифференцированный подход; cognitive activity; children with disabilities; impaired intelligence; multimedia presentations; educational activities; limited health; a differentiated approach
Загрузить | PDF, 4330 Kb
Управление проектной деятельностью детей в дошкольном образовании
Актуализируется применение проектного подхода в дошкольном образовании, рассматриваются основные особенности данного процесса. Показано, что применение проектного подхода в дошкольной организации требует системного управления. Представлены этапы проектной деятельности детей в дошкольном образовании с точки зрения управления данным процессом. Подчеркивается важность формирования у педагогов дошкольного образования управленческих компетенций.
Ключевые слова: управление; функции управления; дошкольное образование; проекты; проектный подход; этапы проектной деятельности детей; management; management functions; pre-school education; projects; project approach; stages of children's project activities
Загрузить | PDF, 4319 Kb
Теоретические основы и практика дополнительного экологического образования в школе
Рассматривается актуальная проблема теоретического осмысления и педагогического содействия развитию экологического сознания, формированию экологической культуры у школьников в рамках дополнительного экологического образования. Обосновывается связь формирования экологического сознания и экологической культуры школьников с процессом становления их картины мира. Отмечаются в этой связи роль, методические приемы и пути реализации этнокультурных традиций в системе дополнительного экологического образования.
Ключевые слова: экологическое сознание; экологическая культура; среднее общее образование; дополнительное экологическое образование; картина мира; этнокультурные традиции; педагогические программы; проект; ecological consciousness; ecological culture; secondary general education; additional environmental education; picture of the world; ethnocultural traditions; pedagogical programs; project
Загрузить | PDF, 4438 Kb
Проект как вариант нетрадиционного контроля в рамках лингвистических теоретических курсов в языковом вузе
В теоретико-прикладном аспекте освещаются проблемы нетрадиционной формы контроля в языковом вузе. Описывается один из вариантов проекта, который, затрагивая основные разделы изучаемой дисциплины, может быть использован в качестве нетрадиционной формы контролирующей деятельности.
Ключевые слова: проект; нетрадиционный контроль; языковой вуз; теоретический курс; project; unconventional control; language university; theoretical course
Загрузить | PDF, 4323 Kb
Значение интонации при обучении студентов-юристов языковым дисциплинам
К речи юриста выдвигаются повышенные требования. Интонация - важная характеристика владения устной речью. Перенесение рисунка интонации родного языка в иноязычную речь грозит ошибками коммуникации. При обучении студентов-юристов дисциплинам языкового цикла интонации уделяется недостаточно внимания, поэтому представляется целесообразным включить в процесс обучения систему фонетических упражнений для оптимизации лингвистической подготовки студентов.
Ключевые слова: русский язык; обучение; студент; юрист; интонация; коммуникация; устная речь; нормативность; профессионализм; компетентность; Russian language; foreign language; education; student; lawyer; intonation; communication; oral speech; standardization; professionalism; competence
Загрузить | PDF, 4308 Kb
Технология формирования стратегий автономной учебной деятельности по освоению лексики немецкого языка у студентов неязыковых специальностей
Дается описание разработанной автором технологии формирования стратегий автономной учебной деятельности студентов неязыковых специальностей по освоению лексики немецкого языка. В основе технологии лежит идея о поэтапном и осознанном формировании стратегий автономной учебной деятельности в освоении иноязычной лексики.
Ключевые слова: учебная автономия; учебные стратегии; лексика; иностранный язык; educational autonomy; educational strategies; vocabulary; foreign language
Загрузить | PDF, 4344 Kb
Особенности использования информационных технологий обучения для проведения предметной олимпиады по английскому языку в вузе
Анализируются особенности организации и проведения олимпиады по английскому языку в неязыковом вузе как одного из наиболее перспективных и эффективных направлений внеаудиторной работы. Описываются практический опыт проведения олимпиады в Ростовском государственном университете путей сообщения и процесс разработки компьютерной тестирующей системы RSTU English Olympiad, которую планируется внедрить в вузе.
Ключевые слова: предметная олимпиада; информационные технологии обучения; образовательный процесс; внеаудиторная работа; иноязычная коммуникативная компетенция; тестирование; academic olympiad; information technology training; educational process; extracurricular work; foreign language communicative competence; is testing
Загрузить | PDF, 4333 Kb
Программы профессиональной подготовки учителей английского языка как иностранного в учебных заведениях США
Уровень эффективности образования находится в прямой зависимости от квалификации учителя. Анализируются программы подготовки учителей английского языка как иностранного, выявляются схожие и отличительные черты, а также демонстрируются пути модернизации системы подготовки учителей английского языка как иностранного в США. Раскрывается сущность акронимов TEFL, TESL, TESOL, ESL, EFL и др.
Ключевые слова: учитель английского языка; поликультурное образование; TESOL; образование в США; программы подготовки учителей
Загрузить | PDF, 4322 Kb
Филологические науки
Скрытое значение, скрытый смысл и нюансы смысла в коммуникации
Рассматриваются фрагменты истории обнаружения скрытого содержания в текстах, примеры интерпретации скрытого значения в отдельных высказываниях, наборы скрытых смыслов как в максимах П. Грайса, так и в теории речевых актов на примере иллокуций при продуманной реализации говорящим своих намерений путем выбора языковых единиц, а также выявление нюансов смысла в теории скрытой прагмалингвистики при привычном выборе говорящим речевых сигналов грамматических и текстуальных форм речевых единиц.
Ключевые слова: прагмалингвистика; cкрытое значение; скрытый смысл; нюанс смысла; коммуникация; pragmalinguistics; hidden meaning; hidden semantics; nuance of meaning; communication
Загрузить | PDF, 4344 Kb
Явление многозначности или процесс терминологизации в современной лингвистике
Анализируется процесс транстерминологии - один из способов образования термина. В качестве примера исследуется терминология химической промышленности, а именно термины, используемые в производстве синтетических смол и формалина. Рассматриваются особенности структуры терминов и терминологических сочетаний данной области. Показано, что процесс транстерминологизации является причиной образования полисемии и экспрессивности у термина.
Ключевые слова: терминология; термин; транстерминологизация; полесимия; многозначность; метафоризация; terminology; term; transterminologization; polyresimy; polysemy; metaphorization
Загрузить | PDF, 4320 Kb
Типология речевых жанров сетевой компьютерной коммуникации
Описывается классификация речевых жанров сетевой компьютерной коммуникации. С учетом особенностей канала общения выделяются институциональные и персональные речевые жанры. В качестве примера реализации институциональной составляющей сетевого дискурса представлен лингвостилистический анализ новостного пресс-релиза (на материале сайта МИД РФ). Жанры персонального сетевого дискурса делятся на эпистолярные и инсталляционные.
Ключевые слова: сетевой дискурс; интернет-жанры; интернет-дискурс; network discourse; Internet genres; Internet discourse
Загрузить | PDF, 4314 Kb
Образ автора в научном дискурсе: метафоризация как средство формирования научных абстракций
Описывается текстовая категория «образ автора». Феномен текста рассматривается как открытая система, вписанная в дискурс, в котором исходная текстовая единица не равна конечному продукту, моделируемому тексту. В соответствии с таким пониманием по-другому высвечивается и категория «образ автора»: она определяется в рамках концепции первичного и вторичного автора. Метафора в научном дискурсе активно включает читателя в диалог с исследователем, в процесс интерпретации смысла. Метафоризация становится одним из когнитивных механизмов «творящей» формы, она необходима в моделировании вторичного текста.
Ключевые слова: образ автора; дискурс; интерпретация; моделирование; смысл; метафоризация; author's image; discourse; interpretation; modeling; meaning; metaphorization
Загрузить | PDF, 4422 Kb
Особенности языковой личности в академическом дискурсе
Рассматривается академический дискурс с точки зрения репрезентации в нем одного из актантов - фигуры Другого , представленного как эксплицитно, так и имплицитно. Предложено описание типов эксплицированного Другого, а также средств его имплицитной репрезентации, причем как на уровне синтаксических конструкций, так и на уровне лексики.
Ключевые слова: академический дискурс; фигура Другого; эксплицитный; имплицитный актант; academic discourse; the Other; explicit; implicit actant
Загрузить | PDF, 4309 Kb
О приемах манипулирования в устном политическом дискурсе
Рассматриваются особенности речевого манипулирования в политическом дискурсе. Анализируются лингвистические приемы, используемые для достижения политических целей и создания манипулятивных стратегий в американском политическом дискурсе.
Ключевые слова: речевая манипуляция; языковые средства; фигуры речи; лексическая номинализация; уровни языка; манипулятивные стратегии; speech manipulation; language means; figures of speech; lexical nominalization; levels of language; manipulative strategies
Загрузить | PDF, 4315 Kb
От медицинского трактата до постановки диагноза в виртуальном пространстве: характеристика истории болезни
Изучение описания истории болезни в трактате как основополагающем жанре научного стиля медицинских трудов XVI в., а также текста современной «истории болезни» как жанра научно-делового подстиля на бумажном носителе и в виртуальном пространстве позволило проследить генезис жанра «история болезни», что подтверждает тенденции к структурной усложненности, увеличению использования различных языковых средств, значимости цифровых кодов с целью передачи информации при минимальных временных затратах.
Ключевые слова: письменный научный англоязычный текст; научный стиль; история болезни; виртуальное диагностирование; история болезни; трактат; written scientific English text; scientific style; medical history; virtual diagnosis; medical history; treatise
Загрузить | PDF, 4363 Kb
Русские фразеологизированные предложения структурного типа Ай да молодец этот парень! (основные аспекты)
В результате разноаспектного анализа русских фразеологизированных предложений структурного типа «Ай да молодец этот парень!» выявлена их формальная и смысловая организация, исследована их лингвистическая сущность и охарактеризованы типовые значения данных лингвистических единиц; определено их место в системе простого предложения в русском языке.
Ключевые слова: русский язык; фразеологизированное предложение; структурно-грамматический аспект; логико-семантический аспект; двусоставное предложение; типовое значение предложения; Russian language; phraseological sentence; structural grammatical aspect; logical semantic aspect; two-part sentence; typical meaning of a sentence
Загрузить | PDF, 4330 Kb
Идеографическое представление русских устойчивых сравнений, характеризующих предметы, в учебном словаре для иностранцев.
Представлена классификация русских устойчивых сравнений, описывающих материальный мир вокруг человека. Данные единицы в полном объеме впервые привлекаются к идеографическому анализу. Выделяются ключевые тематические группы и подгруппы таких сравнений, подробно рассматриваются наиболее обширные из них.
Ключевые слова: устойчивое сравнение; основание сравнения; эталон сравнения; идеографическая классификация; учебный словарь; инофоны; set phrases with comparisons; basis of comparison; standard of comparison; ideographic classification; educational dictionary; foreigners
Загрузить | PDF, 4322 Kb
Портретные характеристики: связь аспектуальной и лексической семантики
На примере содержательно однотипных микротекстов - мемуарно-биографических очерков М. Горького - были выделены ситуации описания внешности и аспектуальные ситуации, моделирующие портретные характеристики персонажей, выявлены тематические группы глаголов, передающих особенности внешности. Рассмотрение аспектуальных ситуаций дало возможность установить связь аспектуальной и лексической семантики.
Ключевые слова: частные видовые значения глагольных форм; аспектуальная ситуация; тематические группы глаголов; портретные характеристики персонажей; функциональная грамматика; specific class meanings of verbal forms; aspectual situation; thematic groups of verbs; portrait characteristics of characters; functional grammar
Загрузить | PDF, 4327 Kb
Вербальная репрезентация и функционирование образов искусства в англоязычной готической прозе XIX-XX вв
Анализируется мотив мистического изображения в готической прозе XIX-XX вв. Загадочное пространство картины реализует страхи героев или раскрывает им тайны прошлого, при этом рождая новый мир со своими законами.
Ключевые слова: готическая проза; готика; образы искусства; Gothic prose; Gothic; images of art
Загрузить | PDF, 4324 Kb
Признаки асимметричности в оценке лингвокультурного типажа «британская королева» в британской и русской лингвокультурах
Рассматривается особый вид концепта, исследуемый в рамках лингвокультурологии, - фиксированный лингвокультурный типаж, или концепт типизируемой личности, узнаваемой представителями разных социумов. Выявляется асимметричность ценностных характеристик типажа «британская королева» в британской и русской лингвокультурах.
Ключевые слова: лингвокультурология; лингвоконцептология; концепт; фиксированный лингвокультурный типаж; речевой портрет; речь английской аристократии; речевое поведение; модельная личность; бранная лексика; ассоциативно-образные характеристики лингвокультурного типажа; linguistic culturology; linguistic conceptology; fixed linguocultural personality type; speech portrait; speech of the English aristocracy; speech behavior; model personality; associative and imaginative characteristics of linguocultural personality type
Загрузить | PDF, 4314 Kb
Лингвокультурный типаж «плут»
Представлено исследование, выполненное в русле лингвокультурологии на основе лексикографических, дискурсивных, ассоциативных данных. Сделан вывод о том, что типаж «плут» представляет собой узнаваемый социальный тип, отличительным признаком которого является нечестное поведение по отношению к другим людям с целью личной выгоды. Выявляются понятийные, образные, ценностные характеристики типажа «плут» в русском языковом сознании.
Ключевые слова: лингвокультурный типаж; лингвокультура; понятийный признак; образно-перцептивный признак; оценочный признак; linguocultural personality type; linguoculture; conceptual characteristics; figurative and perceptive characteristics; assessment characteristics
Загрузить | PDF, 4311 Kb
Заголовок и авторская аннотация на русском и английском языке: особенности и рекомендации по переводу
Рассматриваются особенности заголовков и аннотаций русскоязычных и англоязычных научных статей. Анализируются переводы на английский язык, выполненные русскоязычными авторами. Выявляются наиболее часто встречающиеся ошибки и недостатки. Даются рекомендации, как сделать авторские аннотации соответствующими нормам английского языка и требованиям, предъявляемым англоязычными научными изданиями.
Ключевые слова: авторская аннотация; заголовок; экономическая тематика; перевод на английский язык; недостатки; ошибки; author's abstract; title; subject-matter of Economics; translation into English; shortcomings; mistakes
Загрузить | PDF, 4327 Kb
Лингводискурсивный потенциал социальных медиа (на примере социального движения Women’s March)
Интенсивное развитие информационно-коммуникативных, сетевых технологий и их активное использование обществом повлекло за собой создание социальных медиа, в системе которых особая роль отводится социальным сетям. Отмечается, что основными лингвистическими средствами воздействия являются оценочный компонент значения (мелиоративная и дерогативная оценка) , использование модальных глаголов, графических, лексических и синтаксических стилистических средств.
Ключевые слова: онлайн-пространство; социальное движение “Women’s March”; социальные медиа; лингводискурсивный потенциал; оценка; online space; the social movement “Women’s March”; social media; linguistic discursive potential; assessment
Загрузить | PDF, 4317 Kb
Речевой портрет политического лидера Германии А. Меркель (на материале новогодних обращений)
Рассматриваются отличия понятий «языковая личность» и «речевой портрет языковой личности». Анализируется взаимодействие разноуровневых средств в политическом дискурсе при создании речевого портрета политического лидера. Предпринимается попытка составить речевой портрет федерального канцлера Германии А. Меркель на основе ее новогодних обращений к немецкому народу.
Ключевые слова: политический дискурс; языковая личность; речевой портрет; лексикон; тезаурус; прагматикон; political discourse; linguistic personality; speech portrait; lexicon; thesaurus; pragmatic
Загрузить | PDF, 4311 Kb
Синтаксические особенности поэтики Р.М. Рильке (на материале лирического цикла «Сонеты к Орфею»)
Анализируются некоторые особенности поэтического синтаксиса лирического цикла «Сонеты к Орфею» Р.М. Рильке. Произведен анализ способов создания Рильке уникального вида сонета в том числе и средствами поэтического синтаксиса. Выявлено, что инновационный характер «Сонетов к Орфею» определяется использованием авторских стилистических приемов, таких как сонет-макропредложение, укороченная строка и некоторых других.
Ключевые слова: поэтический синтаксис; сонет; Р.М. Рильке; «Сонеты к Орфею»; poetic syntax; sonnet; R. M. Rilke; "The Sonnets to Orpheus"
Загрузить | PDF, 4394 Kb
К вопросу о противопоставлении двух форм инфинитивов в среднеанглийский период
Рассматриваются особенности одной из нефинитных форм глагола - инфинитива в среднеанглийский период. Как показало исследование, в этот период инфинитивы совпадают формально, однако происходит практически полное расхождение инфинитивов по функциям. Приводятся убедительные доказательства того, что в среднеанглийский период существует не две формы инфинитива, а два самостоятельных отдельных инфинитива - флективный и нефлективный.
Ключевые слова: среднеанглийский период; нефинитные формы глаголы; инфинитив; аналитичность; флективный инфинитив; нефлективный инфинитив; Middle English period; non-finite forms of verbs; infinitive; analyticity; inflectional infinitive; non-inflectional infinitive
Загрузить | PDF, 4333 Kb
К истории русско-французских языковых контактов: биографические заметки
Рассматривается история русско-французских языковых контактов (XV-XVII вв.). Приводятся факты из жизнеописаний некоторых авторов иностранных сведений о России (Г. де Ланнуа, Ж. Соваж, Ж. Маржерет, Р. де Лавиль, Г. Мьеж), содержащих информацию о русском языке данной эпохи.
Ключевые слова: языковые контакты; биография; русизмы; глоссарий; иностранное войско; наемный воин; посольство; language contacts; biography; Russianisms; glossary; foreign army; mercenary warrior; embassy
Загрузить | PDF, 4332 Kb
Особенности использования и перевода риторической фигуры литоты во французском языке: контекст и метаконтекст, классика и современность
Литота - одно из популярнейших стилистических средств в классическом и современном французском языке. Рассматриваются основные определения литоты в свете споров некоторых исследователей о природе литоты. Доказывается, что значение французской литоты не всегда возможно вне исторического и социального метаконтекста высказывания.
Ключевые слова: литота; классическая и современная французская литература; исторический и социальный контекст; litotes; classical and modern French literature; historical and social context
Загрузить | PDF, 4339 Kb
Аксиологическая паремийная оппозиция «добрые / злые дела»: проблемы описания в лингвокультурологических словарях (на фоне китайского языка)
Рассматривается вопрос о способах репрезентации аксиологических ценностей и описания коннотативной оценки на материале паремий русского и китайского языков с помощью выделения установок культуры. Выявляются национальные особенности ценностных систем, отразившихся в паремийном материале. Представлен алгоритм описания паремии в учебном лингвокультурологическом словаре; приводится сравнительное описание ценностных систем, репрезентированных паремиями русского и китайского языков.
Ключевые слова: аксиология; аксиологическая ценность; паремии; установки культуры; лингвокультурологический словарь; axiology; axiological value; paroemias; cultural attitudes; linguistic and culturological dictionary
Загрузить | PDF, 4377 Kb
Репрезентация символических смыслов числового кода культуры в русском и китайском языках (на материале фразеологизмов с компонентами два - 无 и пять - 五)
Рассматриваются особенности образной семантики русских и китайских фразеологизмов с компонентами два - 无 и пять - 五. Внутренняя форма данных ФЕ в двух языках обнаруживает больше различий, чем сходств, что обусловлено этнокультурными факторами, прежде всего спецификой символизации числового кода в ходе познания мира. Числительные无 и 五в китайском языке обладают бóльшим фразеообразующим потенциалом, чем их соответствия в русском языке.
Ключевые слова: нумеративные фразеологизмы; числовой код; символика; образная семантика; русский язык; китайский язык; numerical phraseological units; numerical code; symbolism; figurative semantics; Russian; Chinese
Загрузить | PDF, 4580 Kb
Блоха в паремиологическом пространстве русского языка (на фоне китайского языка)
Описываются общие и различающиеся установки культуры, отраженные в русских и китайских пословицах с компонентом «блоха». Для правильного восприятия пословиц и выявления установок культуры особое внимание уделяется исследованию ассоциативно-вербальных полей на стимул «блоха» в русском и китайском языках. Рассматриваются совпадающие и безэквивалентные лексико-тематические группы ассоциатов в русском и китайском языковом сознании.
Ключевые слова: паремиологическое пространство; пословица; установка культуры; ассоциативный эксперимент; ассоциация; блоха; paremiological space; proverb; national attitudes; associative experiment; association; flea
Загрузить | PDF, 4397 Kb
Анализ языковых репрезентаций концепта ‘отдых’ в персидском языке (на примере ключевых слов)
Рассматривается концепт ‘отдых’ в персидском языке. Проанализированы ключевые лексемы, выражающие данный концепт. Особое внимание уделено анализу внутренней формы и лексической сочетаемости исследуемых лексем, что позволило определить их смысловые нюансы и в конечном счете точнее выделить основные признаки исследуемого концепта.
Ключевые слова: концепт; отдых; персидский; concept; recreation; Persian
Загрузить | PDF, 4347 Kb
Концепт доттаг1алла «дружба» в чеченском фольклоре
Рассматривается концепт «доттаг1алла» («дружба») на материале чеченского фольклора. Анализируется семантическое поле указанного концепта в паремиях и героических песнях. Установлено, что понятие «доттаг1алла» («дружба») является ключевым концептом, отображает этнокультурную специфику чеченского народа. Определены следующие семантические признаки: верность, взаимопомощь, братские отношения, бескорыстие.
Ключевые слова: «доттаг1алла» («дружба»); концепт; паремии; героико-исторические песни - илли; семантический признак; верность; бескорыстие; “datagullah” (“friendship”); concept; pararemias; heroic-historical songs; illi; semantic attribute; loyalty; unselfishness
Загрузить | PDF, 4320 Kb
Журавль в фольклорной традиции калмыков
Исследуется образ журавля - сакральной птицы, пользовавшейся особым почитанием у калмыков. В фольклорной традиции калмыков бытуют запреты, заговоры, сказки песни, танцы, связанные с этой перелетной птицей.
Ключевые слова: сказки о животных и птицах; журавль; заговор; запрет; свадебная песня; танец-пантомима; fairy tales about animals and birds; crane; incantation; prohibition; wedding song; pantomime dance
Загрузить | PDF, 4330 Kb
Субъектный синкретизм в песенной поэзии второй половины XX в
Рассматривается специфический для песенной поэзии тип субъектного синкретизма, возникающий в ходе создания кавер-версий и трибьютов, т. е. при переходе произведения от одного исполнителя к другому. Демонстрируются конкретные «механизмы» субъектных преобразований песни, делается вывод о близости современного исполнительского искусства архаическим формам сознания и мышления.
Ключевые слова: песня; песенная поэзия; субъектная структура; субъектный синкретизм; субтекстуальность; вариативность; song; song poetry; subject structure; subject syncretism; subtextuality; variability
Загрузить | PDF, 4340 Kb
Визуальный код в романе К.Э. Гадды «Пренеприятнейшее происшествие на улице Мерулана»
Анализируется визуальный код романа К.Э. Гадды «Пренеприятнейшее происшествие на улице Мерулана». Отсылки к произведениям искусства в романе помещаются в подчеркнуто иронический, сниженный контекст, однако данный прием наделяется не только пародийным, десакрализующим, но и этическим смыслом: за неприглядностью изображаемой жизни проступает иная, высшая реальность, придающая абсурдной, искаженной реальности нашего мира красоту и смысл.
Ключевые слова: К.Э. Гадда; Рафаэль; Микеланджело; Караваджо; Р. Лонги; экфрасис; K.E. Gadda; Raphael; Michelangelo; Caravaggio; R. Longhi; ecphrasis
Загрузить | PDF, 5659 Kb
Абеляр и Элоиза: скульптурная визуализация мифа о несчастных влюбленных
История любви философа и его ученицы хорошо известна по автобиографической «Истории моих бедствий» Пьера Абеляра и сохранившейся переписке с Элоизой, однако не осталось ни одного достоверного их изображения. Реальные личности превратились в мифических персонажей, отсюда возникла необходимость их визуализации, которая в ХХІ в. стала еще острее. Визуализация мифа в монументальной скульптуре отмечает переходные периоды, связанные с переосмыслением и пересмотром культурного кода, а также попытками его фиксации.
Ключевые слова: Абеляр; Элоиза; Александр Ленуар; Мишель Леви; личность; миф; скульптура; визуализация; Abelard; Eloise; Alexander Lenoir; Michel Levy; personality; myth; sculpture; visualization
Загрузить | PDF, 4310 Kb
Специфика электронной детской литературы в Хорватии и России
Рассматривается своеобразие электронной детской литературы. Особое внимание уделяется малоизученной области - детской цифровой литературе. Отдельно описывается художественное своеобразие электронной детской литературы в Хорватии и России, а также уточняются такие понятия, как «электронная книга», «цифровая книга», «электронная литература».
Ключевые слова: электронная литература; цифровая книга; интерактивные жанры; художественное своеобразие цифровой литературы; читатель-геймер; electronic literature; digital book; interactive genres; artistic originality of digital literature; reader-gamer
Загрузить | PDF, 4311 Kb
Хроника и рецензии
От эмотивной лингвистики к эмотивной лингвоэкологии: динамический аспект
Ключевые слова:
Загрузить | PDF, 4274 Kb