Архив журнала

2020-2024


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86

№1 (124) 2018
2018 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
К знаменательной дате
Педагогические науки
Экспертиза учебно-методического обеспечения основных профессиональных образовательных программ системы среднего профессионального образования
Рассматриваются вопросы разработки и внешней экспертизы учебно-методического обеспечения основных профессиональных образовательных программ системы среднего профессионального образования. Предлагается опыт регионального учебно-методического объединения в системе СПО Волгоградской области по разработке требования к рабочим программам учебных дисциплин и профессиональных модулей с учетом специфики ФГОС СПО по ТОП-50.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование; учебно-методическое обеспечение; модель; внешняя экспертиза; комплексная экспертиза; secondary vocational education; training and methodological support; model; external expertise; complex expertise
Загрузить | PDF, 3320 Kb
Развитие эффективной модели повышения квалификации персонала в области государственного и муниципального управления
Представлены содержательно-процессуальные аспекты модульного курса повышения квалификации «Модели и технологии государственного и муниципального управления». Сделан вывод о том, что для развития современного общества крайне актуально непрерывное образование, обусловливающее необходимость обучения «через всю жизнь».
Ключевые слова: непрерывное образование; повышение квалификации; государственное и муниципальное управление; модульный курс; профессионализм; continuous education; further training; state and municipal administration; modular course; professionalism
Загрузить | PDF, 3330 Kb
Особенности обучения людей среднего возраста в системе повышения квалификации
На основе анализа исследований отечественных и зарубежных андрагогов дается определение понятию «взрослый», раскрываются особенности и принципы обучения людей среднего возраста. Формулируются основные особенности эффективной модели образовательного процесса людей среднего возраста.
Ключевые слова: андрагогика; особенности обучения взрослых; принципы обучения взрослых; модель образовательного процесса людей среднего возраста; повышение квалификации; andragogy; characteristics of adult teaching; principles of adult learning; educational model of teaching middle-aged people; further training
Загрузить | PDF, 3366 Kb
Модель формирования коммуникативной культуры студентов вуза
Раскрывается суть и содержание авторской модели формирования коммуникативной культуры студентов в процессе обучения в вузе.
Ключевые слова: коммуникативная культура; модель; компоненты; механизмы; условия; этапы формирования коммуникативной культуры; communicative culture; model; components; mechanisms; conditions; stages of formation of communicative culture
Загрузить | PDF, 3412 Kb
Содержание и этапы формирования компетенции бакалавров прикладной информатики в области объектно ориентированного программирования
Описывается компетенция бакалавров прикладной информатики в области объектно ориентированного программирования. Раскрываются содержание, функции и характеристики мотивационно-ценностного, организационно-содержательного, когнитивно-операционного и личностно-рефлексивного компонентов указанной компетенции. Обосновывается выбор двухэтапной модели формирования компетенции, предполагающей реализацию двух взаимосвязанных дисциплин.
Ключевые слова: professional competence; competence; bachelor training; object-oriented programming; applied informatics; профессиональная компетентность; компетенция; подготовка бакалавров; объектно-ориентированное программирование; прикладная информатика
Загрузить | PDF, 3561 Kb
Профессиональная педагогическая компетентность как основа компетентностной модели современного учителя
Рассматриваются общие концептуальные подходы к модели специалиста XXI века через анализ требующихся ему для эффективной профессиональной реализации компетенций. Особое внимание уделяется профессиональной педагогической компетентности как совокупности социально-психологических, психолого-педагогических, предметных, коммуникативных компетенций. Рассматриваются критерии уровня ее сформированности.
Ключевые слова: профессиональная компетентность; модель специалиста; современный педагог; professional competence; model of a specialist; modern teacher
Загрузить | PDF, 3334 Kb
Модель развития иноязычной самообразовательной компетенции студентов неязыковых вузов
Отличительной особенностью современной системы образования, в том числе в области иностранных языков, является необходимость повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов, реализуемого посредством непрерывного самообразования. На сегодняшний день требуются активные и компетентные специалисты, готовые к постоянному саморазвитию и самообразованию. Одним из перспективных направлений повышения качества языкового образования в вузе является формирование иноязычной самообразовательной компетенции студентов.
Ключевые слова: самостоятельная работа; иноязычная самообразовательная компетенция; педагогический мониторинг; информационные технологии; independent work; foreign language self-educational competence; educational monitoring; information technology
Загрузить | PDF, 3377 Kb
Организация сетевого взаимодействия дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования
Рассматриваются подходы к решению вопроса об организации форм сетевого взаимодействия учреждений дошкольного и дополнительного образования. Выделяются этапы по развитию дошкольной образовательной организации за счет использования потенциала дополнительного образования. Обосновывается значение сетевого партнерства для обеспечении единства подходов в образовательной практике развития индивидуальных особенностей ребенка, обновления содержания и методов дошкольного и дополнительного образования.
Ключевые слова: дошкольное образование; дополнительное образование; сетевое взаимодействие; интеграция; preschool education; additional education; network interaction; integration
Загрузить | PDF, 3291 Kb
Формирование коммуникативных умений младших школьников посредством групповой учебной деятельности
Освещается актуальная проблема формирования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения. Раскрывается эффективность организации групповой учебной деятельности как средства формирования коммуникативных умений младших школьников. Особое внимание направлено на раскрытие алгоритма групповой работы на разных этапах урока в начальной школе.
Ключевые слова: коммуникативные умения; групповая учебная деятельность; учебное сотрудничество; малая группа; младшие школьники; communicative skills; team learning activities; educational cooperation; small group; younger students
Загрузить | PDF, 3285 Kb
Расследовательская деятельность учащихся на уроке русского языка и литературы как фактор активизации положительной мотивации
Представлены идея организации и методика проведения расследования на интегрированном уроке русского языка и литературы. Раскрыта этимологическая природа понятий «изучение», «расследование», «исследование», а также обосновано категориальное место расследовательской деятельности учащихся в системе школьного образования. Выявлены компоненты расследовательской деятельности учащихся - проблемное обучение, деловая игра, исследовательская деятельность.
Ключевые слова: изучение; расследование; учебная интрига; мотивация; проблемное обучение; деловая игра; кейс-технология; study; investigation; academic intrigue; motivation; problem-based learning; business game; case-technology
Загрузить | PDF, 3314 Kb
Метапредметный потенциал дисциплины «История русского литературного языка»
На примере одной из тем курса предпринята попытка обосновать необходимость метапредметного подхода к изучению истории русского литературного языка. Метапредметный потенциал дисциплины, обусловленный корреляцией собственно лингвистических и социокультурных аспектов становления и развития русского литературного языка, позволяет успешно формировать общекультурные компетенции обучаемых и способствует профессиональной ориентации будущих филологов в современном гетерогенном коммуникативном пространстве.
Ключевые слова: метапредметный; история русского литературного языка; русизмы; славянизмы; социокультурный; interdisciplinary; history of the Russian literary language; russisms; slavonicisms; socio-cultural
Загрузить | PDF, 3325 Kb
Особенности применения герменевтических методов в процессе преподавания русского языка как иностранного
Рассматривается актуальная проблема обучения русскому языку студентов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» (специальность «Иностранный язык (Русский язык)»). Охарактеризованы общекультурные и психологические особенности студентов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона и обоснована необходимость применения в процессе преподавания русского языка герменевтических методов, адекватных данным особенностям.
Ключевые слова: смысловая дидактика; диалог культур; герменевтическая ситуация; интерпретация; социодрама; semantic didactics; dialogue of cultures; hermeneutic situation; interpretation; sociodrama
Загрузить | PDF, 3320 Kb
Понятийные аспекты мультикультурного образования
Освещаются различные трактовки понятия мультикультурного образования, выделяются особенности в понимании данного процесса в зарубежных и отечественных исследованиях.
Ключевые слова: культура; мультикультурное образование; поликультурное образование; анализ исследований; culture; multicultural education; polycultural education; research analysis
Загрузить | PDF, 3309 Kb
Педагогика приключений в Германии: история идей и концепция
Рассматривается педагогика приключений (часто переводится как «педагогика переживаний») - относительно новое, инновационное направление современной зарубежной педагогики, претендующее на некий самостоятельный уровень научно-теоретического обобщения и практико-ориентированного изучения в дефинициях междисциплинарного характера. Охарактеризовано развитие педагогики приключений в Германии в контексте исторического опыта.
Ключевые слова: педагогика приключений; компетенции; реформаторская педагогика; междисциплинарность; история Германии; воспитание; приключение; досуг; молодежь; pedagogy of adventure; competenceы; reform pedagogy; interdisciplinarity; history of Germany; education; adventure; leisure; youth
Загрузить | PDF, 3303 Kb
Филологические науки
Антиномия «вежливость / невежливость» в проекции на языковую личность политического деятеля
Рассматривается дискурсивная категория «вежливость - невежливость» применительно к американскому политическому дискурсу. В современном политическом дискурсе наблюдается неоднозначное отношение к этическим и моральным установкам, долгое время служившим образцом речеязыкового поведения не только политиков, но и журналистов, комментаторов и др. В связи с этим традиционные представления о вежливости и политкорректности более не могут считаться эталоном.
Ключевые слова: вежливость; невежливость; языковая личность; политический дискурс; манипуляция; агрессия; дискредитация; politeness; impoliteness; linguistic personality; political discourse; manipulation; aggression; discredit
Загрузить | PDF, 3329 Kb
Российская политическая медиаречь: номинация национальных лидеров
Русская медиаречь обладает разнообразными средствами номинации современных политиков. В текстах массовой информации встречаются как общие, так и индивидуальные номинации. К числу общих относятся наименования должностей. Обозначаются также прежние или параллельные должности политиков. Что касается отражения в номинациях политиков как личностей, имеются значительные различия, отражающие несходство биографий.
Ключевые слова: медиаречь; медиатекст; медиаобраз; номинация; СМИ; апеллятивно-онимически комплексы; media speech; media text; media image; nomination; mass media; appellative onymistic complexes
Загрузить | PDF, 3355 Kb
Изменения в семантической структуре русских слов сельскохозяйственной тематики в периоды становления агрономии как науки (XVIII-XIX вв.)
Рассматривается одно из важнейших направлений развития русской сельскохозяйственной терминологии - изменения в плане содержания словесных знаков аграрной тематики, которые в периоды становления агрономии как науки (XVIII-XIX вв.) были связаны со следующими процессами: появлением семантических неологизмов у словесных единиц сферы сельского хозяйства, сужением семантической структуры исследуемых лексем, возникновением в семантике слов общенародного языка специальных сельскохозяйственных значений и др. Нередко семантические преобразования в аграрной лексике русского языка во время становления агрономии происходили под влиянием экстралингвистических факторов.
Ключевые слова: агрономия; сельскохозяйственная терминология; аграрная сфера; семантическая структура слова; agronomy; agricultural terminology; agricultural sphere; semantic structure of a word
Загрузить | PDF, 3321 Kb
Текстообразующее свойство субъекта в приметах, суевериях, поверьях Верхнего Дона (по материалам международных фольклорно-этнографических экспедиций ДонНУ на Верхний Дон)
Актуализация примет, суеверий, поверий Верхнего Дона связана с категорией субъектности как текстообразующей и текстоорганизующей. Рассматривается различное проявление субъекта в текстах (субъект действия / объект наблюдения и рассказчик). Особое внимание уделено дифференцирующему свойству категории субъектности.
Ключевые слова: субъект; примета; суеверие; поверье; Верхний Дон; subject; sign; superstition; belief; Upper Don
Загрузить | PDF, 3296 Kb
Вербальные и невербальные средства экспликации ценности / образа «мать и материнство» в мультипликационных фильмах
Всесторонне рассматривается образ матери и материнства в анимационных фильмах. Актуальность исследования заключается в описании вербальных и невербальных средств актуализации этих ценностей, подвергающихся трансформации вследствие появления новых героев и образцов поведения в детской телеиндустрии. Формирующийся образ мира ребенка включает сконструированные ценности, которые составят его личностную и впоследствии коллективную аксиосферу.
Ключевые слова: ценность; образ; образ мира; мать; материнство; аксиосфера; value; image; worldview; mother; motherhood; axiosphere
Загрузить | PDF, 3336 Kb
Исследование особенностей использования тематической прогрессии на разных уровнях в английском языке
Анализируются контексты, в которых основное внимание акцентировано на развитии тематической составляющей тема-рематической структуры текста на уровнях предложения и абзаца, и определяются языковые носители тематической прогрессии. Доказывается, что лексико-семантическими носителями тематического плана газетного текста являются повторы, перифразы, дейксисы. Параллельные конструкции, пассивные конструкции, инвертированный порядок слов выступают в роли структурно-синтаксических средств выражения тематизации текста.
Ключевые слова: тематическое развертывание текста; тема-рематическая структура текста; языковые носители тематической прогрессии; лексико-семантические; структурно-синтаксические средства выражения тематизации текста; thematic deplovelopment of the text; theme and rhema text structure; linguistic bearers of the thematic progression; lexical and semantic; structural and syntactic means of expression of text theme
Загрузить | PDF, 3318 Kb
Сопоставительный анализ антропонимов и топонимов в эргонимиконе английской части г. Белфаста
Эргонимикон полиэтнических городов рассматривается как динамичный и яркий индикатор социальных процессов, истории и культуры этноса. Предложена авторская классификация производящих основ эргонимикона города Белфаста в сопоставлении с эргонимиконом г. Казани. Симметрия эргонимиконов городов выявлена в тенденции к сохранению наименований исторических объектов и тенденции к заимствованиям из иностранных языков.
Ключевые слова: эргонимы; топонимы; антропонимы; производящие основы; ergonyms; toponyms; anthroponyms; producing bases
Загрузить | PDF, 3338 Kb
Языковая репрезентация этностереотипов в немецких анекдотах и шутках (на примере интернет-сайтов)
Характеризуется языковая репрезентация этнических стереотипов в немецких анекдотах, размещенных на интернет-сайтах. Рассматривается понятие этностереотипа, анализируются языковые средства создания комического эффекта на примере немецких анекдотов, выявляются некоторые черты представителей разных национальностей, которые обыгрываются в анекдотах и формируют этнический стереотип в немецкой лингвокультуре.
Ключевые слова: этнический стереотип; анекдот; комическое; паронимы; омонимы; многозначность; разложение слова; ethnic stereotype; anecdote; comic; paronyms; homonyms; polysemy; decomposition of a word
Загрузить | PDF, 3336 Kb
Лексические средства выражения речевой тактики «осуждение» (на материале немецкоязычных интернет-комментариев)
Рассматриваются лексические средства выражения осуждения в немецкоязычных сочувственных интернет-комментариях. Средства выражения осуждения анализируются с точки зрения их оценочности и эмоциональной окраски.
Ключевые слова: эмоции; сочувствие; интернет-комментарий; лексические средства выражения осуждения; средства выражения сочувствия; emotions; empathy; Internet comment; lexical devices of expressing conviction; devices of expressing sympathy
Загрузить | PDF, 3318 Kb
Историко-лингвистические сведения во французской лексикографии
Анализируются историко-лингвистические пометы во французских толковых и исторических словарях. Доказывается, что лексикографическая историческая информация является неполной, вторичной, приблизительной. Обосновывается необходимость разработок и совершенствования словарей на базе новых научных достижений в скриптологии.
Ключевые слова: историко-лингвистические сведения; лексикографическое описание; датировка; текст рукописи; литературное произведение; скриптология; historical and linguistic information; lexicographic description; dating; manuscript text; literary work; scriptology
Загрузить | PDF, 3310 Kb
Пространственная семантика эвенкийских глаголов движения
Предпринята попытка выявления способов функционирования глаголов движения в сравнении с русским языком. Для анализа выделены категории глаголов движения в эвенкийском языке по семантическому признаку: 1) направление движения без указания цели (передвижение по снегу, по горам, отвлеченные понятия движения), 2) направление движения к цели, 3) характер движения, 4) передвижение по земле, по воде и др.
Ключевые слова: язык; глагол; эвенкийский язык; русский язык; лексико-семантическая группа; language; verb; the Evenki language; the Russian language; lexical and semantic group
Загрузить | PDF, 3311 Kb
Национально-культурные особенности структурно-семантического наполнения плаката Второй мировой войны
Проводится сравнительный анализ особенностей структурно-семантической организации и прагматической направленности политического текста Второй мировой войны. Исследование, проведенное на материале агитационных плакатов СССР, Германии и США, позволило выявить национально-культурное своеобразие композиционной организации и наиболее типичных для плакатов образов-стимулов.
Ключевые слова: агитационный плакат; целевая аудитория; вербальный код; визуальный код; креолизованный текст; образ-стимул; propaganda poster; target audience; verbal code; visual code; creolized text; incentive image
Загрузить | PDF, 3317 Kb
Французская рецепция поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»: первый перевод Э. Моро (1854)
Рассматриваются особенности первого французского перевода поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» и его влияние на восприятие знакового произведения русской литературы во французском культурном пространстве. Значительные пропуски переводчика Э. Моро, существенно редуцировавшие лирическую сторону поэмы, способствовали формированию искаженного представления о произведении.
Ключевые слова: Гоголь; «Мертвые души»; рецепция; французский перевод; Моро; Gogol; “Dead Souls”; reception; French translation; Moreau
Загрузить | PDF, 3332 Kb
Символика русского пути в поэзии К.Д. Бальмонта
Описывается эволюция темы русского пути в поэзии К.Д. Бальмонта: от противостояния русской равнинной горизонтали и вертикали пути поэта, «крылатого сына» России - к постижению пути поэта как одного из ориентиров русского пути. Выявлена символика русского пути.
Ключевые слова: равнина; скитание; родной дом; шаткость; устои; простор; plain; wandering; home; unsteadiness; foundations; space
Загрузить | PDF, 3300 Kb
Жанр исследования-интерпретации в «античных» работах Д.С. Мережковского середины 90-х гг. XIX в
Рассматривается жанровое, типологическое своеобразие работ Мережковского «Вместо предисловия. К трагедии Софокла “Царь Эдип”», «Трагедия целомудрия и сладострастия», «Дафнис и Хлоя». Данные работы причисляются к литературоведческим исследованиям (жанр - исследование-интерпретация). Мережковский рассматривает их на соответствие канонам античной поэтики, выявляет идею, формы конфликтов, вписывает произведения в широкий культурологический контекст.
Ключевые слова: литературоведческое исследование; исследование-интерпретация; методология анализа; жанровое своеобразие; сопоставление; контекст; literary research; interpretation research; methodology of the analysis; genre originality; comparison; context
Загрузить | PDF, 3323 Kb
Моделирование образа М. Горького в воспоминаниях В.Ф. Ходасевича
Рассматриваются приемы, с помощью которых известный поэт, мемуарист и критик В. Ходасевич создает в своих мемуарах образ М. Горького. В центре авторских рассуждений оказывается специфика конструирования творческого «я», особый образ автора. Показывается, что сюжетообразующим элементом в создании образа является соотношение документального и художественного начал.
Ключевые слова: метатекст; маска писателя; воспоминания; художественная биография; сюжетостроение; М. Горький; В. Ходасевич; metatext; writer’s mask; memories; fiction biography; plot forming; M. Gorky; V. Khodasevich
Загрузить | PDF, 3333 Kb
Нам от нее «остались жизнь и лилия на фюзеляже»: русская литература о подвиге сталинградской летчицы
Анализируются способы создания образа легендарной сталинградской летчицы Л.В. Литвяк в художественной и документальной литературе нового тысячелетия.
Ключевые слова: Сталинградская битва; подвиг; документ; история; Победа; Battle of Stalingrad; exploit; document; history; Victory
Загрузить | PDF, 3326 Kb
Роман Дж. Оруэлла «1984»: аудиальное наполнение пространства и семантика колокольного звона
Анализируется формируемая типами пространства «1984» бинарная оппозиция. Изучена семантика песни «Под развестистым каштаном» и стихотворения о колоколах. В ходе анализа устанавливается, что звукообраз колокольного звона, представленный как в музыкальном экфрасисе (песне), так и стихотворении, задает аудиально-динамическую модель текста и отражает ключевые темы произведения.
Ключевые слова: аудиальный код; художественное пространство; семантические узлы; антиутопия; многоплановая семантика образа; audial code; fiction space; semantic nodes; anti-utopia; multidimensional semantics of the image
Загрузить | PDF, 3311 Kb
Исторические науки и археология
Семейный вакф в Дагестане в XIX в
Рассматривается история появления семейного вакфа в исламском мире и в частности в Дагестане. Приведены примеры из источников, где показан семейный вакф как один из видов собственности - книжный и земельный. Указываются причины появления семейного вакфа и его цель.
Ключевые слова: семейный вакф; ислам; мечеть; книги; земельный участок; владельческие записи; family waqf; Islam; mosque; books; land; ownership records
Загрузить | PDF, 3323 Kb
Российская военная администрация и восстановление разрушенных в период Кавказской войны населtнных пунктов в Кумыкском владении
На основе анализа и использования разнообразных источников и литературы рассматривается позиция российской военной администрации в вопросе о восстановлении населенных пунктов, покинутых жителями во время военных действий в Кумыкском владении в 1840-х - начале 1850-х гг. Как свидетельствуют приводимые данные, позиция эта варьировалась в зависимости от ситуации и претерпела значительные изменения к концу Кавказской войны. Приведен богатый фактологический материал, использованы цитаты из архивных источников, дан их анализ.
Ключевые слова: военная администрация; Кумыкское владение; Ермолов; Кавказская война; поселения; Эндирей; military administration; the Kumyk possession; Yermolov; the Caucasian war; settlements; Endirey
Загрузить | PDF, 3306 Kb
Вклад Оренбургского земства в дело развития образования нерусских народов в начале ХХ в
Анализируется деятельность Оренбургского земства по решению проблем начального и внешкольного образования нерусских народов. В частности, рассматривается опыт инородческого отдела, образованного в 1915 г. при отделе народного образования Оренбургской губернской земской управы. Усилиями сотрудников отдела были открыты библиотеки, организованы народные чтения, курсы лекций для взрослого населения на родном языке.
Ключевые слова: земство; начальное образование; конфессиональные школы; мусульмане; инородческие школы; Zemstvo; primary education; religious schools; Muslims; indigenous schools
Загрузить | PDF, 3309 Kb
Журнал «Детская помощь» как исторический источник по истории провинциальной благотворительности (на примере Новгородской и Псковской губерний)
Рассматривается краткая история журнала «Детская помощь», основные его рубрики, раскрывается проблема, связанная с особенностями отражения региональной благотворительности на страницах центральных журналов в последней трети XIX в. в Российской империи. Выявляется специфика отражения в журнале благотворительной деятельности в отношении несовершеннолетних в Новгородской и Псковской губерниях.
Ключевые слова: периодические издания; журнал «Детская помощь»; история России XIX в; Новгородская и Псковская губернии; благотворительная деятельность; нуждающиеся дети; periodicals; magazine “Children’s Aid”; history of Russia of the XIX century; Novgorod and Pskov provinces; charity; needy children
Загрузить | PDF, 3298 Kb
Борьба с голодом 1921-1922 гг. в округах Верхнего Дона (на примере Хоперского и Усть-Медведицкого округов Царицынской губернии)
Анализируются мероприятия партийных и советских органов власти и управления в казачьих округах, пострадавших от голода 1921-1922 гг. Выявляются причины и последствия голода, формы и методы борьбы с ним, дается оценка привлечения церкви и иностранных благотворительных организаций к ликвидации последствий голода.
Ключевые слова: голод 1921-1922 гг; Хоперский округ; Усть-Медведицкий округ; Царицынская губерния; ЦК Помгол; комитеты крестьянской общественной взаимопомощи (ККОВ); окружные отделения рабоче-крестьянской инспекции (РКИ); famine of 1921-1922; Khopersky district; Ust-Medveditsky Okrug; Tsaritsyn province; Pomgol; peasant committees of social mutual assistance; district branches of worker and peasant inspection
Загрузить | PDF, 3305 Kb
Социально-политические настроения донского казачества на оккупированных территориях Сталинградской области в период Великой Отечественной войны
В период Великой Отечественной войны ряд казачьих районов Юга России, включая районы проживания донского казачества, оказались оккупированными германской армией. Немецкие оккупационное власти рассчитывали встретить среди части казачества поддержку и проводили особую идеолого-агитационную кампанию. В тяжелых условиях оккупации гражданское население казачьих станиц и хуторов ориентировано было прежде всего на стратегию выживания. Отсутствие свидетельств массовых добровольных переходов казаков на сторону оккупантов говорит о просоветской настроенности казачьего населения.
Ключевые слова: донское казачество; оккупация; политика оккупационных властей; настроения и поведения казаков; коллаборационизм; патриотизм; Don Cossacks; occupation; policy of occupation authorities; mood and behavior of the Cossacks; collaboration; patriotism
Загрузить | PDF, 3327 Kb
Научная жизнь. Рецензии
НОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АНТРОПОНИМОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РОССИЙСКОЙ ПЕЧАТИ (рецензия на книгу: ЛИЛЯНА ЦОНЕВА. ИМЕНА И ЛЮДИ. КЛЮЧЕВЫЕ ИМЕНА В МЕДИАДИСКУРСЕ: МОНОГР. Велико-Тырново: Изд-во «ИВИС», 2017. 196 с.)
Ключевые слова:
Загрузить | PDF, 3294 Kb
Ономастика Поволжья: традиции, направления исследований и перспективы
Ключевые слова:
Загрузить | PDF, 3304 Kb