Архив журнала

2020-2024


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86

№4 (89) 2014
2014 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
Философия и методология образования
ОТ ПОНИМАНИЯ УЧЕНИЯ К ПОНИМАНИЮ МИРА (в контексте идей В.А. Сухомлинского)
В рамках ФГОС нового поколения актуализируется проблема понимания учения в контексте понимания мира; анализируется опыт работы Павлышской средней школы по формированию понимания как осмысления, осознания в ходе наблюдения, изучения, обобщения, сравнения; рассматриваются методы и формы процесса понимания в дидактической системе В.А. Сухомлинского.
Ключевые слова: понимание; В.А. Сухомлинский; Павлышская средняя школа; методы и формы процесса понимания; comprehension; V.A. Sukhomlinsky; Pavlyshsky secondary school; methods and forms of comprehension process
Загрузить | PDF, 314 Kb
АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В ДИССЕРТАЦИОННОМ ТЕКСТЕ
Раскрываются ошибки, допускаемые в литературном обзоре как доминирующем компоненте диссертации. Обнаружение недостатков осуществляется посредством Положения «О порядке присуждения ученых степеней». Приводятся рекомендации по предупреждению ошибок и в использовании иллюстративного материала.
Ключевые слова: аргументация; иллюстрация; компиляция; обзор; плагиат; самоплагиат; ссылка; цитата; argumentation; illustration; compilation; review; plagiarism; self-plagiarism; reference; quotation
Загрузить | PDF, 290 Kb
Инновации в общем и профессиональном образовании
Постинтернатная адаптация: анализ региональных практик
Обоснована актальность постинтернатного сопровождения в контексте общего курса деинституционализации государственной заботы о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. На основании изучения 36 программ субъектов РФ по организации социального сопровождения выпускников интернатных учреждений, отчетных документов проанализированы региональные модели комплексного социального сопровождения выпускников, выявлены основные факторы эффективности реализации постинтернатного сопровождения. Выявлены и описаны современные региональные практики сопровождения воспитанника интернатного учреждения. Выявлены и описаны некоторые институциональные ловушки формирующейся национальной системы постинтернатного сопровождения. Разработаны рекомендации по оптимизации моделей постинтернатного сопровождения на региональном (муниципальном) уровне.
Ключевые слова: постинтернатное сопровождение; деинституциализация детей-сирот; социальная адаптация выпускников интернатных учреждений; post boarding school support; deinstitutionalization of orphan children; social adaptation of boarding school graduates
Загрузить | PDF, 308 Kb
Развитие субъектности в процессе обучения иностранному языку в условиях языковой парасреды
Рассматриваются понятия субъектности, субъекта учебной деятельности, овладевающего иностранным языком в специально организованных условиях языковой парасреды. Представлено влияние языковой парасреды на развитие субъекта учебной деятельности.
Ключевые слова: субъектность; субъект учебной деятельности; рефлексия; овладение иностранным языком; языковая парасреда; subjectivity; subject of educational activity; reflection; mastering foreign language; language paraenvironment
Загрузить | PDF, 293 Kb
Методы и организационные формы педагогической помощи в культуросообразной самореализации будущего учителя (опыт экспериментального исследования)
Раскрываются этапы, методы и организационные формы работы по стимулированию у студента педагогического вуза культуросообразной самореализации.
Ключевые слова: самореализация; национальная культура; этап; метод; self-actualization; national culture; stage; method
Загрузить | PDF, 315 Kb
Условия реализации инновационного процесса обучения специалиста инвестиционно-строительной сферы
Статья посвящена определению условий реализации инновационного процесса в обучении специалиста. Условия реализации инновационных технологий обучения в рамках вуза: специальная подготовка к инновационной педагогической деятельности преподавателей вуза: умения научно-педагогических работников вуза дидактически (технолого-методически) обеспечивать инновационные технологии
Ключевые слова: инновационный педагогический процесс; дидактическое (технолого-методическое) обеспечение инновационных технологий обучения; диалоговые технологии; содержание диалогового подхода обучения; технолого-методическое обеспечение деятельности обучаемых в рамках диалоговых технологи; project education; motives; professional orientation; technological and methodological readiness for project work
Загрузить | PDF, 314 Kb
ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ»
Проанализировано понятие «педагогическое сопровождение» и на основе историко-педагогического анализа показана его историческая востребованность, обусловленная теорией и опытом выдающихся мыслителей прошлого. Дана характеристика различных подходов к пониманию феномена «педагогическое сопровождение». Данное исследование расширяет научное представление о сущности самого термина «сопровождение» и дополняет педагогическое знание.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение; генезис; историческая обусловленность; гуманистическая педагогика; pedagogic support genesis historic conditionality humanistic pedagogy
Загрузить | PDF, 300 Kb
Дисциплина «Педагогика» в контексте требований стандарта профессиональной деятельности педагога
Представлен подход к определению содержания дисциплины «Педагогика» и технологий ее изучения в контексте требований стандарта профессиональной деятельности педагога.
Ключевые слова: педагогика; содержание педагогического образования; профессиональный стандарт педагога; педагогическая технология; pedagogy, contents of pedagogic education, professional standard of a teacher, pedagogic technology.
Загрузить | PDF, 298 Kb
К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА И ВЕБ-ПРИЛОЖЕНИЯ “TEACHERHUB”
В статье рассматривается технология осуществления мониторинга самостоятельной работы студентов по иностранному языку в неязыковом вузе на базе авторского веб-приложения TeacherHub. Приводятся результаты, свидетельствующие о результативности предлагаемой технологии.
Ключевые слова: педагогический мониторинг; самостоятельная работа; информационные технологии; веб приложение TeacherHub; pedagogic monitoring; independent work; information technologies; web-application TeacherHub
Загрузить | PDF, 1247 Kb
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙВ ПРЕПОДАВАНИИКУРСА «ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ» СТУДЕНТАМТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Современное образование предъявляет разнообразные требования к профессиональным знаниям и деловым качествам специалиста. Это иинтеллектуальные способности, ответственность, работоспособность, навыки самостоятельной работы, умение профессионально мыслить, решать поставленные задачи, управлять коллективом, принимать решения и организовывать их выполнение. Использование игровых технологий в вузе позволяют создать условия дляформированияу студентов данных качеств.
Ключевые слова: игровые технологии; игра; дидактическая игра; познавательную активность; вузовское образование; technologies of playing; game; didactic game; cognitive activity; higher school education
Загрузить | PDF, 1436 Kb
Развитие учебно-интеллектуальных умений студентов в условиях автоматизированного контроля
В статье представлена модель организации автоматизированного контроля, целью которого является развитие учебно-интеллектуальных умений студентов. Данная модель включает в себя логически связанные между собой блоки и отражает существенные черты исследуемого процесса. Представленные результаты эксперимента подтверждают эффективность разработанной модели.
Ключевые слова: модель; компоненты; автоматизированный контроль; развитие; учебно-интеллектуальные умения; professiographica approach; semiotic approach; context approach; project; research; search technologies of education
Загрузить | PDF, 355 Kb
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
Актуализируется проблема выявления потенциала сетевого взаимодействия в подготовке будущего учителя. Самореализация будущего педагога рассматривается в контексте полилога с культурно-образовательной и информационной средой вуза. Определены возможности сетевого взаимодействия для обеспечения самореализации будущего педагога, заявлены ожидаемые результаты самореализации личности в информационной среде средствами сетевого взаимодействия.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие; самореализация будущего педагога; информационная среда; социальная среда; образовательная среда; network interaction; self-actualization of a future teacher; informational environment; social environment; educational environment
Загрузить | PDF, 297 Kb
ПРИНЦИП ПРЯМОЙ И ОБРАТНОЙ СВЯЗИ С ПРОИЗВОДСТВОМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНЖЕНЕРОВ
Продемонстрирован один из принципов системы оптимизации обучения студентов инженерно-технических вузов. Описание принципа выполнено с опорой на закономерности подготовки будущих инженерных специалистов. Кроме того, в статье представлено описание фрагментарного эксперимента, демонстрирующее возможность использования данного принципа в условиях реального обучения студентов.
Ключевые слова: оптимизация обучения; прямая и обратная связь с производством; профессиональное обучение; компетентность; optimization of education; direct communication and feedback from production; professional education; competence
Загрузить | PDF, 299 Kb
МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЯ СО СТУДЕНТАМИ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ
Представлен процесс моделирования занятия со студентами, ориентированного на формирование креативности обучающихся, а также механизм формирования и компонентный состав профессионально-ориентированной креативности будущих специалистов.
Ключевые слова: моделирование; креативность; профессионально-ориентированная креативность; механизм формирования креативности; modeling; creativity; professionally oriented creativity; mechanism of creativity formation
Загрузить | PDF, 297 Kb
Самостоятельная работа как путь становления образованной личности
На примере работы кружка «История физики в деталях» продемонстрировано приобретение навыков самостоятельной организации и проведения исследовательской работы, повышение успешности в освоении дисциплины.
Ключевые слова: самостоятельная работа; физические знания; исследования; внеучебная деятельность; independent work; physical knowledge; extracurricular work
Загрузить | PDF, 296 Kb
Сущностные характеристики эстетического опыта как элемента содержания образования
Рассматриваются природа, особенности, сущностные характеристики эстетического опыта как элемента содержания образования. Выявляется значимость усвоения воспитанниками опыта эстетической деятельности как способа преобразования мира и самоорганизации индивида на основах законов гармонии, утверждения подлинно человеческого начала (эстетического образа) в окружающем мире и самом себе.
Ключевые слова: эстетический опыт; эстетическая деятельность; прекрасное; содержание образования; гуманитарность; aesthetic experience; aesthetic work; the wonderful; contents of education; humanitarian nature
Загрузить | PDF, 293 Kb
Непрерывное профессиональное образование
Методическая работа в школе как фактор развития готовности учителей начальных классов к инновационной деятельности
Показаны проблемы и трудности учителей начальной школы в процессе реализации ФГОС начального общего образования, представлен проект методической работы, цель которого развитие готовности учителей к инновационной деятельности в условиях модернизации школы. Описаны цели, содержание, формы, перспективный план методической работы, а также процесс оценивания ее эффективности.
Ключевые слова: ФГОС начального общего образования; основная образовательная программа начального общего образования; готовность к инновационной деятельности; проект; методической работа; педагогический; научно-методический; координационный советы; методическое объединение; Federal State Educational Standards of primary education; basic educational programme of primary education; readiness for innovational work; project; methodological work; pedagogic; scientific and methodological; coordination board; methodological association
Загрузить | PDF, 292 Kb
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОИНСКОГО СОЦИУМА КАК МЕХАНИЗМ ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ
Раскрывается сущность педагогического потенциала воинского социума как механизма педагогического влияния на профессионализм военнослужащего контрактной службы. Приводятся определение, содержательный и функциональный анализ структуры педагогического потенциала воинского социума.
Ключевые слова: профессионализм военнослужащего контрактной службы; воинский социум; педагогический потенциал воинского социума; professionalism of military men serving by contract; military society; pedagogic potential of military society
Загрузить | PDF, 291 Kb
Коммуникативная компетентность в системе факторов профессионального становления специалиста аграрного сектора
В контексте профессионального становления рассматриваются коммуникативная подготовка студента аграрного вуза и необходимость выявления специфики формирования коммуникативных умений в различных формах обучения и циклах дисциплин высшей школы, а также конкретизируются спектр коммуникативных умений студента аграрного вуза и последовательность овладения ими.
Ключевые слова: инженер-аграрий; коммуникативные умения; коммуникативная подготовка; структура профессионально-коммуникативной компетентности; agrarian engineer; communication skills; communicative training; structure of professional communicative competence
Загрузить | PDF, 302 Kb
Целостное представление о духовной музыке в профессиональном сознании педагога-музыканта
Показана необходимость выделения духовной музыки как объекта педагогического исследования. Раскрыты культурно-исторические и научные основы понимания духовной музыки, интеграционно-антиномичная сущность целостного представления духовной музыки в профессиональном сознании педагога-музыканта с позиции гуманитарного знания. Через взаимосвязь функций и компонентов описана модель целостного представления духовной музыки.
Ключевые слова: духовная музыка; профессиональное сознание педагога-музыканта; целостное представление духовной музыки; функции и компоненты целостного представления духовной музыки; spiritual music; professional perception of a music teacher; holistic view of spiritual music; functions and components of holistic view of spiritual music
Загрузить | PDF, 294 Kb
Гуманитаризация содержания образования средство при подготовке высококвалифицированного специалиста
Описываются основные требования внедрения новых образовательных стандартов в учебный процесс, изменения форм организации учебного процесса, поэтапного внедрения элементов инновационных форм организации учебного процесса, предпосылки гуманитаризации СПО.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование; студентоцентрированное обучение; образовательные стандарты; гуманитаризация образования; профессиональные ценности предпосылки гуманитаризации СПО; Болонский процесс; формат профессионального образования; high professional education; student centred education; educational standards; humanitarization of education; professional values; premises of humanitarization of education; the Bologna Process; format of professional education
Загрузить | PDF, 292 Kb
Полифункциональная модель педагога профессионального образования
Рассматривается процесс разработки полифункциональной модели педагога профессионального образования. Новые требования к педагогу, к субъекту профессиональной деятельности в целом ставят перед образованием сложные вопросы преодоления противоречий между реальной и необходимой системами подготовки специалистов отрасли профобразования. Авторы делают попытку преодолеть данные противоречия.
Ключевые слова: полифункциональность; поэтапное формирование деятельности; трудовые функции; моделирование; конфайнмент-моделирование; polyfunctionality; gradual formation of activity; work functions; modeling; confinement modeling
Загрузить | PDF, 2846 Kb
Преодоление компетентностного несоответствия при подготовке кадров для инвестиционно-строительной сферы
Утверждается, что компетентностный подход в сфере образования и он же в HR-менеджменте имеют множество несовпадений. Доказывается, что примирить запросы работодателя и предложения вузов призваны производственная и учебно-ознакомительная практику студентов, проводимые в формате бизнес-лагеря, программа которого построена с учетом компетентностно-ориентированного подхода.
Ключевые слова: компетенция; компетентностный подход; бизнес-лагерь; инвестиционно-строительная сфера; competence; competence approach; business camp; investment and building sphere
Загрузить | PDF, 397 Kb
Развитие публикационной активности научно-педагогических работников на базе российского индекса научного цитирования: опыт Московского государственного строительного университета
Статья посвящена рассмотрению опыта развития публикационной деятельности научно-педагогических работников в Московском государственном строительном университете на базе системы Science Index российского индекса научного цитирования.
Ключевые слова: публикационная активность; научная публикация; университет; научные исследования; self-organization; university; holographic model of self-organization process
Загрузить | PDF, 356 Kb
Роль психологической компетенции преподавателя высшей технической школы в становлении его профессиональной компетентности
There are considered the levels of a higher technical school teacher: professional and methodological (substantial), pedagogic (technological) and psychological (value and sense). There regarded the issues of teacher’s conscience transformation, its transition from the paradigm “subject - object” adopted in the traditional pedagogy to the paradigm “subject - subject” implemented in the competence approach.
Ключевые слова: paradigms of education; professional competence; higher school teacher
Загрузить | PDF, 490 Kb
Деонтологическая компетентность студента-медика как фактор успешности профессиональной деятельности врача
Анализируется деонтологическая компетентность студента-медика как фактор успешности его будущей профессиональной деятельности. Выделены компоненты, критерии и показатели сформированности данного качества у студентов. Подчеркивается важность формирования деонтологической компетентности на этапе обучения в вузе.
Ключевые слова: деонтологическая компетентность; долг; фактор успешности; профессиональная компетентность; качества личности врача; deontology competence; duty; factor of success; professional competence; qualities of doctor’s personality
Загрузить | PDF, 299 Kb
Поддерживающее обучение в технологии процесса повышения квалификации врачей-преподавателей высшей медицинской школы
There is described the experimental work carried out at the faculty of further training in Saint-Petersburg State Pediatric Medical University. The main idea of the experiment is the use of the technology of doctor’s qualification improvement - teachers of clinical departments on the basis of supporting or innovational (distant) training. There are described the results of supporting education of students specializing in medicine.
Ключевые слова: технология обучения; повышение квалификации врачей - преподавателей высшей медицинской школы; поддерживающее обучение; educational technology; doctor’s qualification improvement - teachers of a higher medical school; supporting education
Загрузить | PDF, 318 Kb
Аксиологические доминанты социализации студентов педагогического вуза
Показаны аксиологические линии социализации студентов педагогических вузов: ориентация на профессию учителя как ценность, становление образа «Я-педагог», ценностное взаимодействие преподавателя и студента, аксиология креативности, интеркультурная коммуникация, информационная компетентность. Делается вывод о преобразовании взаимодействия преподавателя и студента в сторону студенто-ориентированного образования.
Ключевые слова: ценностное взаимодействие; ценностные ориентации; аксиологические доминанты; социализация; креативность; интеркультурная коммуникация; value interaction; value orientations; axiological dominants; socialization; creativity; intercultural communication
Загрузить | PDF, 270 Kb
Воспитание и дополнительное образование
Университетская молодежная субкультура как фактор профессиональной социализации студентов
Конкретизируется научное представление о понятии «университетская молодежная субкультура», раскрываются социализационные функции молодежной субкультуры. Обосновывается сущность педагогического понятия «аксиосфера университетской молодежной субкультуры», что позволяет определить вектор направленности профессиональной социализации студентов.
Ключевые слова: университетская молодежная субкультура; аксиосфера субкультуры; профессиональная социализация; university youth subculture; axiosphere of subculture; professional socialization
Загрузить | PDF, 271 Kb
ФОРМИРОВАНИЕ СУБКУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОДРОСТКА В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ
Выявлены педагогические условия и факторы формирования субкультурной грамотности подростка. Определены принципы формирования субкультурной грамотности подростка. Определена логика формирования субкультурной грамотности подростка в условиях взаимодействия школы и семьи. Представлены результаты формирующего эксперимента.
Ключевые слова: взаимодействие; субкультурная грамотность; условия; факторы; затруднения; принципы педагогической помощи; логика; subculture; teenagers; family; interaction; subculture competence; principles; logic
Загрузить | PDF, 298 Kb
Гуманитарное пространство культурного самоопределения подростка
There are shown the social and theoretical premises of research of socio-humanitarian competence of a teenager. As the condition of formation of teenager’s socio-humanitarian competence there is represented the humanitarian space of cultural self-determination of a teenager. There are substantiated the essential characteristics and the humanitarian space of cultural self-determination of a teenager.
Ключевые слова: культурное самоопределение подростка; гуманитарное пространство; социогуманитарная компетентность подростка; целостный человек; антропоцентрические и социометрические концепции личности; cultural self-determination of a teenager; humanitarian space; socio-humanitarian competence of a teenager; consistent person; anthropocentric and sociometric conceptions of a personality
Загрузить | PDF, 293 Kb
Формирование российской гражданской идентичности подростка в проектной деятельности по изучению своей родословной
Представлены сущностные характеристики российской гражданской идентичности подростка и специфика ее формирования в проектной деятельности, предусматривающей изучение подростками своей родословной во взаимосвязи с историей Отечества.
Ключевые слова: семейная; семейно-родовая; российская гражданская идентичность подростка; формирование российской гражданской идентичности подростка; генеалогические ситуации; родословные проекты; family; family and ancestral; Russian civil identity of a teenager; formation of Russian civil identity of a teenager; genealogic situation; genealogical projects
Загрузить | PDF, 292 Kb
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯРАБОТА УНИВЕРСИТЕТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Представлена программа развития экологической культуры будущих учителей в процессе педагогического сопровождения студентов при поэтапном освоении ими воспитательного пространства университета. В ходе анализируемой воспитательной работы студенты изменяют свой статус с потребителей на созидателей экологической культуры, обеспечивающей гармонизацию отношений к окружающей действительности, другим людям и самому себе.
Ключевые слова: воспитательная работа в университете; воспитательное пространство учреждения образования; экологическое воспитание; экологическая культура; educational work at the university; educational space of the educational institution; ecological education; ecological culture
Загрузить | PDF, 303 Kb
историко- и сравнительно-педагогические проблемы образования
Античный и современный антрополого-педагогический проект заботящегося о себе человека
Определено педагогическое содержание античного и современного понятия «забота о себе», связанное с отношением человека к собственному образованию в определенном историко-культурном контексте. Вскрыты истоки этимологической неоднозначности понятия «забота», следствием чего являются существенные различия в понимании «заботы о себе» как антрополого-педагогического проекта в отечественной и зарубежной педагогических традициях.
Ключевые слова: античная педагогика; антрополого-педагогический проект; педагогика «заботы о себе»; «забота о себе»; antique pedagogy; anthropological and pedagogic project; pedagogy of “care about oneself”; “care about oneself”
Загрузить | PDF, 300 Kb
Материальные средства обучения в школе для бесписьменных народов
Приводятся некоторые результаты исследования организации национально ориентированного образования для народов, не имеющих возможности для открытия своей национальной школы из-за отсутствия письменного языка. Решить эту проблему предлагается через использование материальных средств этнической культуры, традиций самобытной жизни и ментальных особенностей этнического мировосприятия.
Ключевые слова: бесписьменные народы; этническая культура; этнокультурная школа; национально ориентированное образование; национальный характер; этническая идентичность; people who have no written language; ethnic culture; ethnocultural school; nationally oriented education; national character; ethnic identity
Загрузить | PDF, 310 Kb
Архивные документы как источник патриотического воспитания молодого поколения
Рассмотрен вопрос качества использования архивных материалов, отражающих историю родного края, его традиции, героическое прошлое и являющихся одним из главных источников патриотического воспитания подрастающего поколения, формирования высокого патриотического сознания, уважения к своей родине, гордости за боевые и трудовые подвиги предков.
Ключевые слова: патриотическое воспитание; высокое сознание; архивные фонды; использование документов; памятные события; patriotic education; high consciousness; archival funds; documents use; memorable events
Загрузить | PDF, 285 Kb
Теория и методика обучения и воспитания
Инструментальная дидактика: очередной миф или перспективная реальность
Раскрываются концептуальные положения методологического основания и дидактического инструментария проходящей модернизации образования. Дается канонизированная форма постановки дидактической задачи и четырехэтапная структура ее решения в контексте инновационной «теории дидактического результата». Раскрывается идея «рабочего поля» в виде трехмерного векторного пространства для внутримодельных исследований поведения модели проектируемого педагогического объекта. Предлагается инновационная организация и постановка «натурного» педагогического эксперимента.
Ключевые слова: инструментальная дидактика; каноническая форма дидактической задачи; модель модернизации отечественного образования; внутримодельное исследование поведения модели педагогического объекта; многопараметрическая экспертиза дидактического результата; «натурный» педагогический эксперимент; instrumental didactics; canon form of didactic task; model of domestic education modernization; inner model research of the behavior of pedagogical object model; multiparametrical expertise of didactic result; “full-size” pedagogic experiment
Загрузить | PDF, 540 Kb
Портретирование слов и выражений как альтернативный прием представления лекционного материала в курсе лексикологии
Раскрывается один из альтернативных приемов представления лекционного материала в курсе лексикологии - портретирование лексических единиц. Выделены виды портретирования в лингводидактическом и научно-популярном аспектах. Интегрированное (комплексное) портретирование слова проиллюстрировано несколькими модулями вводной лекции.
Ключевые слова: портретирование лексических единиц; интегрированное (комплексное) портретирование; презентация лекционного материала; лексикология; словарь; значение; интенция; portraying of lexical units; integrated (complex) portraying; presentation of a lecture; lexicology; dictionary; meaning; intention
Загрузить | PDF, 308 Kb
Потенциал дисциплины «Иностранный язык» в воспитании толерантности студентов педагогического вуза в условиях внедрения ФГОС ВПО
Толерантность рассматривается в качестве цели воспитания студента педагогического вуза. Актуализируется потенциал дисциплины «Иностранный язык» в воспитании толерантности студентов педагогического вуза, характеризуются методы воспитания толерантности на занятиях по иностранному языку. Метод проектов выделяется как приоритетный в системе методов воспитания толерантности в условиях внедрения ФГОС ВПО.
Ключевые слова: толерантность; воспитание толерантности; толерантная личность; толерантность студента педагогического вуза; методы воспитания толерантности; метод проектов в воспитании толерантности; tolerance; tolerance training; tolerant personality; tolerance of a pedagogical higher school student; methods of tolerance training; project method in tolerance training
Загрузить | PDF, 288 Kb
Концентрическая модель построения учебного курса, ориентированного на реализацию внутрипредметных связей
Рассматривается возможность построения учебных курсов на основе концентрической модели. Показано, что данная модель может быть базовой для целенаправленной реализации внутрипредметных связей. Указаны некоторые трудности использования модели.
Ключевые слова: внутрипредметные связи; концентрическая модель учебного курса; обучение физике; обучение математике; элективный курс; intrasubject model; concentric model of the educational course; teaching physics; teaching mathematics; elective course
Загрузить | PDF, 337 Kb
Тренажерная подготовка как объект педагогического анализа в рамках авиационной педагогики
Рассмотрены основы тренажерной подготовки курсантов-летчиков как объекта педагогического анализа в рамках военной педагогики. Определяется, что тренажерная подготовка, как этап, предваряющий летную деятельность, решает задачу формирования готовности будущего летчика к выполнению боевых полетов. Применение на этом этапе достижений авиационной педагогики и психологии позволяет повысить эффективность процесса формирования профессиональной надежности военного летчика.
Ключевые слова: тренажерная подготовка; авиационный тренажер; профессиональная подготовка курсантов-летчиков; simulator training; flight simulator; professional training of cadets-pilots
Загрузить | PDF, 295 Kb
Научная жизнь. Рецензии
РОМАН СЕРГЕЕВИЧ ЧАЛОВ - УЧЕНЫЙ, ГИДРОЛОГ И ПЕДАГОГ
К 75-летию со дня рождения одного из ведущих российских специалистов в области русловедения, профессора кафедры географии и геоэкологии ВГСПУ и кафедры гидрологии суши МГУ ИГЛУ, 2013.
Ключевые слова:
Загрузить | PDF, 845 Kb