Архив журнала
2020-2024
Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)
Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)
Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86
№4 (117) 2017
2017 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
Педагогические науки
Судьба стать выдающимся реформатором образования (к 80-летию Э.Д. Днепрова)
Освещена деятельность Эдуарда Дмитриевича Днепрова, который в середине 1980-х гг. инициировал процессы преодоления кризиса в российской школе. Раскрыты этапы жизненного пути реформатора и показано его отношение к педагогике и образованию: конструктивная критика и призыв к усилению нормативности и творчеству в педагогической науке, поиск нового педагогического мышления и механизмов перестройки общего среднего образования, вера в учителя и др.
Ключевые слова: Эдуард Дмитриевич Днепров; Великий Реформатор; образование; перестройка школы; Eduard Dmitrievich Dneprov; Great Reformer; education; school reformation
Загрузить |
PDF,
2673 Kb
Иноязычный художественный кинодискурс как средство формирования коммуникативной компетенции студентов педвуза
Описаны особенности методики работы с иноязычным художественным фильмом в процессе формирования коммуникативной компетенции студентов. Рассматриваются основные характеристики коммуникативной компетенции, представлена поэтапная система работы над кинофильмом, разработана система заданий, стимулирующих формирование коммуникативной компетенции будущего учителя.
Ключевые слова: иноязычный кинотекст; художественный кинодискурс; лингвокультура; коммуникативная компетенция; foreign language film text; fiction cinema discourse; linguistic culture; communicative competence
Загрузить |
PDF,
2639 Kb
Особенности обучения студентов-переводчиков второму иностранному языку в Республике Саха (Якутия)
Расширение международных связей привело к возрастанию роли иностранного языка в профессиональной деятельности современного специалиста. В условиях интеграции России в мировое сообщество актуализируется потребность в специалистах, владеющих иностранным языком. Анализируется специфика обучения второму иностранному языку в Якутии.
Ключевые слова: обучение второму иностранному языку; языковой вуз; региональные особенности; teaching the second foreign language; linguistic higher school; reagional features
Загрузить |
PDF,
2663 Kb
Социолингвистическая компетенция бакалавров профиля «Французский язык»: принципы формирования
Рассматривается социолингвистическая компетенция (СЛК) как одна из ключевых в структуре иноязычной коммуникативной компетенции. Характеризуется понятийная составляющая методического концепта «социолингвистическая компетенция». Определяются структурные компоненты СЛК, а также содержание обучения. Выделяются общеметодические принципы формирования СЛК.
Ключевые слова: социолингвистическая компетенция; структура СЛК; содержание обучения; принципы формирования; стратификационная и ситуативная вариативность; регистры общения; sociolinguistic competence; structure of SLC; learning content; formation principles; stratification and situation variance; modes of communication
Загрузить |
PDF,
2686 Kb
Лингвистическая экология - базовая программа преподавания лингвистических дисциплин
Представлена базовая программа по лингвистической экологии как концептуальная основа для лингвоэкологического проектирования в вузовском и школьном филологическом образовании. Дан методический комментарий некоторых ключевых понятий, поскольку на их пересечении основан лингвоэкологический подход к изучению языка.
Ключевые слова: лингвистическая экология; языковая среда; языковая компетенция; языковая личность; linguistic ecology; language environment; linguistic competence; language personality
Загрузить |
PDF,
2650 Kb
Русские образные сравнения в лингвокультурографической интерпретации для иноязычного адресата
Рассмотрены лингвокультурологические способы репрезентации студентам-инофонам образных сравнений, встречающихся в художественном тексте (на материале комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»). Предлагаются варианты лингвокультурологического комментария устойчивых и индивидуально-авторских сравнений.
Ключевые слова: русский язык как иностранный; лингвокультурография; устойчивые сравнения; индивидуально-авторские сравнения; лингвокультурологический комментарий; Russian as a foreign language; linguistic culturography; fixed comparisons; author’s individual comparisons; linguocultural commentary
Загрузить |
PDF,
2683 Kb
Оценка сформированности методической компетентности учителей физики
Представлены результаты исследования проблемы оценки методической компетентности с целью выявления профессиональных затруднений учителей физики в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог». Оценка сформированности методической компетентности осуществляется на основе личностно-мотивационного, когнитивного и деятельностно-поведенческого критериев. Описан инструментарий диагностики показателей, охарактеризованы уровни сформированности методической компетентности - базовый, оптимальный, творческий.
Ключевые слова: методическая компетентность; критерии; показатели; уровни оценки; учитель физики; диагностирующий инструментарий; methodological competence; criteria; signs; evaluation levels; physics teacher; diagnostic tools
Загрузить |
PDF,
2649 Kb
Инновационная компетенция педагога: условия формирования в процессе внутришкольного повышения квалификации
На основе анализа авторских справочных источников, точек зрения отечественных педагогов, психологов дано авторское понимание условий формирования инновационной компетенции педагога в рамках внутришкольного повышения квалификации. Выявлен и обоснован комплекс, интегрирующий управленческие, психологические и педагогические условия, продуктивно влияющие на формирование искомой компетенции.
Ключевые слова: инновационная компетенция педагога; управленческие; психологические и педагогические условия формирования; внутришкольное повышение квалификации; innovation competence of a teacher; managerial; psychological and pedagogic conditions of formation; in-school further education
Загрузить |
PDF,
2627 Kb
Синектика как инструмент компетентностного подхода
Раскрываются практические возможности реализации компетентностного подхода через использование метода синектики в процессе обучения. Помимо формирования навыков принятия нестандартных решений в ситуациях неопределенности использование этого метода способствует лучшему усвоению информации, закреплению ее в долговременной памяти, а также развитию ассоциативного мышления, что было доказано в ходе экспериментального исследования.
Ключевые слова: синектика; компетентностный подход; нестандартное мышление; ассоциативное мышление; творческое развитие; synectics; competence-based approach; unconventional thinking; associative thinking; creative development
Загрузить |
PDF,
2657 Kb
Теоретическое обоснование профессионально значимых качеств будущего педагога
Профессионально значимые качества будущего педагога рассматриваются на основе авторских подходов к их понятиям. Показано, что гуманистическая направленность педагогической деятельности способствует формированию профессиональных качеств будущего педагога.
Ключевые слова: педагогические умения; способности; значимость профессиональных качеств педагога; педагогическая деятельность; педагогическое творчество; pedagogic skills; abilities; importance of teacher’s professional qualities; pedagogic activity; pedagogic creativity
Загрузить |
PDF,
2655 Kb
Подходы к воспитанию будущей матери в России во второй половине XIX - начале XX в
Рассматриваются основные подходы к воспитанию ценностного отношения девушки к материнству в России во второй половине XIX - начале XX в. - биологический и социальный подходы. Определены приоритеты в понимании семьи и материнства в изменяющемся обществе. Описаны компоненты, включающие в себя ценностное отношение к материнству. Выделены основные ценностные идеи о подготовке будущей матери в России. Перечислены исследователи, занимавшиеся этой проблемой.
Ключевые слова: биологический и социальный подходы; материнство; воспитание будущей матери; ценностное отношение; biological and social approaches; motherhood; education of a future mother; value attitude
Загрузить |
PDF,
2646 Kb
Ориентиры отцовского воспитания в зеркале педагогического наследия А.С. Макаренко
Освещен поиск ценностно-смысловых и практических ориентиров отцовства - проблемного сегмента современной семейной педагогики. Отражены актуальные данные о существующих фокусировках исследований феномена отцовства. Произведен объемный монографический анализ педагогического наследия А.С. Макаренко, на основе которого синтезирована оригинальная топология ориентиров отцовского воспитания.
Ключевые слова: семья; отцовство; отцовское воспитание; отцовская педагогика; ориентиры; Макаренко; family; fatherhood; paternal education; paternal pedagogy; guidelines; Makarenko
Загрузить |
PDF,
2665 Kb
Модель педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольной образовательной организации
Представлена модель педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития дошкольников, ключевой идеей которой является содействие ребенку в его индивидуально-своеобразном эмоционально-экспрессивном развитии. Обосновывается целесообразность реализации педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития дошкольников в свете внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Ключевые слова: эмоционально-экспрессивное развитие; педагогическая поддержка; модель; эмоциональное благополучие; emotional and expressive development; pedagogic support; model; emotional well-being
Загрузить |
PDF,
2911 Kb
Метод альтернативной деятельности как эффективный способ противодействия наркотизации и иных девиаций подростков и молодежи
Рассматривается проблема воспитания на современном этапе реформирования российского общества в контексте исторической концепции гуманизма. Особое внимание уделено подрастающему поколению, которое подвержено экзистенциальному кризису. Выделены основные факторы, обусловливающие аддиктивное поведение несовершеннолетних, представленные в результате анализа исследований психологов, социологов, педагогов.
Ключевые слова: наркомания; наркоситуация; наркотизация; проблема распространения наркомании; девиантное поведение; аддиктивное поведение; зависимое поведение; коррекция; предотвращение первых проб наркотиков; альтернативная деятельность; дополнительное образование; превентивная педагогическая деятельность; drug addiction; drug situation; problem of drug addiction; deviant behavior; addictive behavior; dependent behavior; correction; prevention of first use of drugs; alternative activities; additional education; preventive educational activities
Загрузить |
PDF,
2663 Kb
Филологические науки
Интеллектуальная оценка и эмоции в коммуникативной структуре высказывания
На материале корпусной лингвистики исследуется функционирование показателей отрицательной интеллектуальной оценки в позиции обособленного приложения. Устанавливается, что здесь интеллектуальная оценка осложняется рефлексами этической и дезидеративной оценок, а также разнообразными вторичными эмоциями, конкретный характер которых зависит от типа коммуникативного контекста.
Ключевые слова: интеллектуальная оценка; вторичная эмоция; обособленное приложение; коммуникативный контекст; intellectual evaluation; secondary emotion; parenthesis; communicative context
Загрузить |
PDF,
2629 Kb
Лингвистически опосредованная реконцептуализация исходного сообщения: когнитивные аспекты смыслообразования в поэтическом переводе
Явление выразительной асимметрии языков оригинала и перевода рассматривается с позиции когнитивно-дискурсивного подхода. Показано, что текст перевода представляет собой иноязычно объективированный вариант преобразованной ментальной модели исходного текста. На примере стихотворения А. Драгомощенко и его перевода разбираются случаи концептуальной эквивалентности и неэквивалентности соотносящихся отрезков смыслового содержания.
Ключевые слова: когнитивное переводоведение; поэтический перевод; образность; конструал; лингвокреативность; cognitive translation study; poetic translation; figurativeness; construal; linguistic creativity
Загрузить |
PDF,
2707 Kb
Роль неомифонимов и авторских мифоапеллятивов в создании художественного образа
Освещаются вопросы, связанные с ролью неомифонимов и авторских мифоапеллятивов в создании художественного образа в фантастических жанрах XX-XXI вв.
Ключевые слова: неомифоним; оним; апеллятив; мифоним; семантика; neomythonym; onym; appellative; mythonym; semantics
Загрузить |
PDF,
2646 Kb
Перевод как объект филологического исследования
Аналитически рассматриваются вопросы, связанные с развитием основных тенденций в современном отечественном и зарубежном переводоведении в области художественного перевода, на базе осмысления которых предлагается оригинальная авторская методика сравнительно-сопоставительного анализа оригинала и перевода, основанная на тематическом расслоении текста.
Ключевые слова: художественный перевод; филологический перевод; синтетический метод; тематическое расслоение текста; literary translation; philological translation; synthetic method; thematic stratification of the text
Загрузить |
PDF,
2648 Kb
Когнитивно-прагматические функции фразеологических единиц в поэме С.А. Есенина «Анна Снегина»
Охарактеризован когнитивно-прагматический аспект фраземоупотребления в поэме С.А. Есенина «Анна Снегина». Объективируя спектр информации не только рационального, но и эмоционального характера, ФЕ участвуют в создании когезии образа того или иного персонажа, вербализуют фрагмент концептосферы рассказчика и других персонажей, тем самым и концептосферу автора поэмы.
Ключевые слова: фразеологическая единица; когнитивная фразеология; язык С.А. Есенина; когнитивно-прагматическая функция; phraseological unit; cognitive phraseology; language of S.A. Yesenin; cognitive and pragmatic function
Загрузить |
PDF,
2625 Kb
Стилистическая дифференциация современной окказиональной лексики русского языка: вульгаризмы, сленгизмы, жаргонизмы
Рассматриваются современные окказионализмы, которые представляют собой результат концептуальной интеграции. Представляется целесообразным стилистически дифференцировать анализируемую окказиональную лексику современного русского языка на вульгаризмы, сленгизмы и жаргонизмы, а также лингвоцинизмы. Стилистическая дифференциация современной окказиональной лексики способствует восполнению коммуникативных лакун, отражает лингвокреативную деятельность человека и тенденцию к языковой экономии.
Ключевые слова: стилистическая дифференциация лексики; концептуальная интеграция; окказионализм; окказиональный вульгаризм / сленгизм / жаргонизм; лингвоцинизм; stylistic differentiation of vocabulary; conceptual integration; occasionalism; an occasional vulgarism / slang word / jargon word; linguocynism
Загрузить |
PDF,
3107 Kb
Проблемы классификации и определения границ фразеологии (на материале немецкого языка)
Освещены некоторые ключевые вопросы фразеологии, касающиеся классификации фразеологизмов и определения границ фразеологического фонда. Классификация Х. Бургера рассматривается как наиболее полная и адекватная современному состоянию фразеологии немецкого языка. Представленные примеры свидетельствуют о необходимости изучения номинаций, считавшихся до сих пор маргинальными, в практике преподавания иностранного языка и культуры.
Ключевые слова: фразеология; классификация фразеологизмов; лексикография; лингводидактика; phraseology; classification of phraseological units; lexicography; linguodidactics
Загрузить |
PDF,
2699 Kb
Содержательная характеристика средств выражения модального значения «возможность / невозможность» в современном английском языке (на материале аналитических статей)
Рассматриваются языковые механизмы реализации модальной категории «возможность / невозможность» в современном английском языке. Цель статьи состоит в том, чтобы выявить лексико-грамматические средства выражения модальности возможности и невозможности в корпусе статей англоязычных газет. Развивается тезис о том, что данные средства языка являются важными оценочными стратегиями англоязычного газетного текста.
Ключевые слова: категория модальности; языковые средства выражения оценки; прагматический потенциал текста газетного сообщения; модальное значение возможности и невозможности; category of modality; linguistic devices of evaluation; pragmatic potential of a newspaper message; modal meaning of possibility / impossibility
Загрузить |
PDF,
2643 Kb
Особенности афроамериканской картины мира (на материале романа Э. Рэндалл «Ветер унес»)
Рассматриваются подходы к определению и классификации картин мира. Суммируются представления об африканской картине мира, разработанные Л.Дж. Мэйерс. Прослеживается связь между африканской и афроамериканской картинами мира на материале произведения афроамериканской писательницы Э. Рэндалл «Ветер унес».
Ключевые слова: картина мира; типологии картин мира; африканская картина мира; «Ветер унес» Э. Рэндалл; афроамериканская картина мира; world view; typology of world views; African world view; “The Wind Done Gone” by A. Randall; Afro-American world view
Загрузить |
PDF,
2758 Kb
Вербализация стереотипных представлений о дожде в русском и китайском языках (на примере устойчивых выражений)
Анализируются отразившиеся в русском и китайском языках стереотипные представления о дожде. Ассоциативные векторы выявляются с помощью комплексного анализа устойчивых выражений с компонентом «дождь» и - в китайском - с иероглифом 雨 и материалов из национальных корпусов двух языков, что позволяет установить общее и различное в осмыслении этого природного явления в китайской и русской культурах.
Ключевые слова: сопоставительная лингвокультурология; стереотипное представление; вербализация; устойчивые выражения; дождь; comparative linguistic culturology; stereotype; verbalization; fixed expressions; rain
Загрузить |
PDF,
2805 Kb
Основные вербальные характеристики китайской и русской медицинской и косметической медиарекламы: лингвокультурная специфика
Выявлены основные вербальные характеристики китайской и русской медицинской и косметической медиарекламы на материале медиатекстов (печатных и видео). Доказано, что в русской и китайской лингвокультурах грамматические и лексико-стилистические средства способствуют созданию яркой, точной, убедительной медицинской и косметической медиарекламы, целью которой выступает побуждение адресата приобрести рекламируемый товар или услугу.
Ключевые слова: медицинская и косметическая медиареклама; вербальные характеристики; грамматические и лексико-стилистические средства; лингвокультурная специфика; Россия; Китай; medical and cosmetic media advertisement; verbal characteristics; grammatical and lexico-stylistic devices; linguocultural features; Russia; China
Загрузить |
PDF,
2761 Kb
Эсхатологические смыслы «Мертвых душ» Н.В. Гоголя
Анализируются эсхатологические смыслы первого тома «Мертвых душ». Показывается, что всеобщее душевное омертвение, превращающее персонажей в бездуховную плоть, оказывается необходимым рубежом духовного воскрешения не только героев поэмы, но и всего русского мира. В его основе лежит превращение отъединенных друг от друга и потому неподвижных фигур во всеобщее и вечное вихревое движение Руси - «необгонимой тройки».
Ключевые слова: эсхатология; омертвение души; ветхая оболочка; духовное воскрешение; богатырство; eschatology; soul mortification; old shell; spiritual resurrection; heroism
Загрузить |
PDF,
2655 Kb
Цикл А. Блока «Заклятие огнем и мраком» в художественном контексте В. Шаламова: параллели и контрпараллели
Рассматривается функционирование поэтических образов А. Блока в художественном мире В. Шаламова. Сравнительно-сопоставительный аспект реализован в процессе включения цикла «Заклятие огнем и мраком» в контекст рассказа «Необращенный». Делается попытка расширить современную тропологию за счет понятия эвокативности, что позволяет охарактеризовать эстетико-аксиологические ориентиры авторов в их уникальности.
Ключевые слова: виртуальность; метафора; образ; тропология; христианский канон; эквивокация; virtual nature; metaphor; image; tropology; Christian canon; equivocation
Загрузить |
PDF,
2677 Kb
Комическое в «свободной фантазии» Ф.Н. Горенштейна
Опровергается мнение, согласно которому творчество Ф.Н. Горенштейна характеризуется откровенно пессимистическим настроем. В качестве материала взят поздний роман писателя «Летит себе аэроплан» (1994). Делается вывод о том, что Ф.Н. Горенштейн часто обращается к приемам и формам, характерным для еврейской смеховой традиции, в числе коих называются ирония, самокритичность, склонность к парадоксальным суждениям, «религиозный» и черный юмор.
Ключевые слова: Ф.Н. Горенштейн; комическое; еврейский юмор; ирония; сарказм; языковая игра; алогизм; F.N. Gorenstein; the comic; Jewish humor; irony; sarcasm; language pun; alogism
Загрузить |
PDF,
2656 Kb
Исторические науки и археология
Теоретико-методологические проблемы изучения религиозного ландшафта
Выявляется содержание термина «религиозный ландшафт» в отечественной науке. Предложены новые теоретические и методологические подходы к его исследованию, опирающиеся на волновую теорию строения вещества и институциональный подход. Делается вывод, о том, что в изучении этого комплексного геокультурного и исторического феномена делаются только первые шаги.
Ключевые слова: иеротопия; религиозный ландшафт; культурный ландшафт; классификация религиозного ландшафта; структура религиозного ландшафта; hierotopy; religious landscape; cultural landscape; classification of religious landscape; structure of religious landscape
Загрузить |
PDF,
2634 Kb
Формирование пенсионной системы Дагестана в 1920- х гг
На основе новых архивных источников рассматривается становление пенсионного дела, важной составляющей социальной политики государства в Республике в первое десятилетие советской власти. В данном контексте характеризуются разные формы социальной помощи - пенсии, пособия, пайки семьям красноармейцев и т.д. Анализируются как успехи, так и трудности в этом деле.
Ключевые слова: пенсионная система; Дагестан; народный комиссариат социального обеспечения; пенсионеры; пенсии; пособия; паек; социальная помощь; кресткомы; общественные работы; pension system; the Dagestan Republic; People’s Commissariat of Social Security; pensioners; pensions; allowances; rations; social support; committees; community work
Загрузить |
PDF,
2640 Kb
Борьба органов НКВД-НКГБ СССР с дезертирством и бандитизмом на территории Сталинградской области в годы Великой Отечественной войны
Раскрываются взаимосвязь бандитизма и дезертирства, их повышенная общественная опасность в условиях военного времени, проводится анализ уголовного законодательства и нормативной базы, регулировавшей деятельность органов НКВД-НКГБ СССР по борьбе с указанными преступлениями, исследуются факторы, которые способствовали совершению данных видов преступлений, рассматриваются основные мероприятия по искоренению таких правонарушений.
Ключевые слова: Великая Отечественная война; бандитизм; дезертирство; НКВД; НКГБ; оперативные мероприятия; репрессии; депортации; the Great Patriotic War; banditry; desertion; People’s Commissariat for Internal Affairs; People’s Commissariat for State Security; quick measures; repressions; deportations
Загрузить |
PDF,
2678 Kb
Реформирование системы духовного образования в новейшей истории Русской православной церкви: сравнительный анализ образовательных стандартов подготовки священнослужителей 2007 и 2011 гг
Указаны причины дальнейшего реформирования системы духовного образования Русской православной церкви, рассмотрены особенности трансформации содержания подготовки священнослужителей при разработке единого учебного плана, дается оценка содержанию богословской и гуманитарной составляющих подготовки бакалавров богословия, способных противостоять вызовам времени.
Ключевые слова: Болонское соглашение; духовная семинария; стандарт; трансформация; единый учебный план; богословские и гуманитарные дисциплины; вызовы времени; the Bologna Declaration; theological seminary; standard; transformation; unified curriculum; theological and classical disciplines; challenges of time
Загрузить |
PDF,
2650 Kb
Сотрудничество России со странами СНГ в сфере культурно-образовательной политики в 1991-2015 гг
В статье предложены результаты историографического анализа взаимодействия России со странами СНГ в культурно- образовательной сфере в 1990-2000-е гг.. Актуализированы основные направления и результаты исторических исследований данной проблемы.
Ключевые слова: культура; образование; СНГ; социально-образовательная сфера; культурно- образовательная политика; culture; education; CIS; socio-educational sphere; cultural and educational policy
Загрузить |
PDF,
2621 Kb
Рецензия на монографию «Экономическая история Германии: от эпохи камерализма до наших дней» (в 3 т. Т. 1: Экономическая история Германии в Новое время: от аграрного общества к мировой промышленной державе / сост., пер. с нем., науч. ред. С.И. Невского. М.: ИНФРА-М, 2017. 261 с.)
Ключевые слова:
Загрузить |
PDF,
2562 Kb