Архив журнала


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86

Борытко Николай Михайлович
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
д-р пед. наук, проф. каф. педагогики Волгогр. гос. соц.-пед. наук.
E-mail borytko@mail.ru

List of publications: (22)
Мониторинг формирования личностных результатов ФГОСа как механизм управления образовательным процессом
Рассматривается управление качеством формирования личностных (воспитательных) результатов образования в аспекте мониторинга. Для этого уточняются характеристики мониторинга в образовании, специфика проявлений воспитательных результатов и роль выделенных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) личностных результатов.
Download | PDF, 2442 Kb
Метод проектов в последипломном обучении педагогов воспитательной работе
Раскрывается последовательность освоения педагогом гуманитарной стратегии воспитания в системе его последипломного образования. Для этого предлагается вначале актуализировать гуманитарную направленность педагогической деятельности, затем закрепить ее в педагогическом проектировании профессиональной деятельности.
Download | PDF, 2225 Kb
Понимание результата как исходный пункт конструирования образовательной системы
Рассматривается категория «результат» в сопоставлении к категориями «цель», «качество», «свойство». Выявляется роль понимания результата в системном проектировании педагогического процесса.
Download | PDF, 2001 Kb
Антропологическое понимание педагогической ситуации в структуре образовательного процесса
В статье рассматриваются характеристики педагогической ситуации с позиций антропологического подхода. Категория ситуации соотносится с категориями среды, процесса, фактора, условия, позиции. На этой основе делается вывод о субъектности обучаемого/воспитанника, становление которой в педагогической ситуации происходит в результате рефлексии собственного опыта, себя и социального окружения.
Download | PDF, 1880 Kb
Логика профессиональной самореализации будущего учителя в национально-культурной среде вуза
Обосновывается логика оказания помощи в профессиональной самореализации будущего учителя с учетом специфики национально-культурной среды вуза и региона. Выделяется четыре этапа работы со студентами в этом направлении: адаптивный, рефлексивный, ценностно-смысловой и проективный.
Download | PDF, 340 Kb
Современные требования к профессиональной подготовке будущего специалиста аграрного сектора как основание для применения компетентностного подхода в образовании
Рассматривается профессиональная подготовка будущего специалиста аграрного сектора с позиции компетентностного подхода в контексте модернизации содержания образования, оптимизации способов и технологий организации образовательного процесса и переосмысления цели и результата образования, ведущих к повышению его качественной составляющей.
Download | PDF, 318 Kb
Взаимодействие центра и регионов в исследованиях актуальных проблем образования
Круглый стол выездного заседания бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образовани.
Download | PDF, 297 Kb
Особенности и принципы последипломной подготовки IT-специалиста в условиях корпоративного образования
Обосновываются принципы и раскрывается специфика последипломной подготовки IT-специалиста в системе корпоративного образования.
Download | PDF, 312 Kb
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИСТУДЕНТОВ ВУЗА, ФОРМИРУЕМЫЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»
Рассмотрены профессиональные компетенции, которые задаются по федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования, и их трансформация в реальном учебном процессе. Приведен перечень (авторский вариант) профессиональных математических компетенций, трансформированных из профессиональных компетенций стандарта и формируемых при изучении учебной дисциплины «Математический анализ». Показаны задания, с помощью которых профессиональные математические компетенции могут быть сформированы и диагностированы.
Download | PDF, 442 Kb
Проектирование образовательного процесса вуза на основе ментальных характеристик современных российских студентов (Рецензия на диссертацию: Демкина Е.В. Проектирование образовательного процесса вуза на основе ментальных характеристик современных российских студентов : дис.... д-ра пед. наук : 13.00.01. Майкоп, 2013. 515 с.)
Download | PDF, 209 Kb
От самоопределившегося профессионала – к профессионалу самоопределяющемуся
Download | PDF, 1347 Kb
Педагогическая технология «тайм-менеджмент» для студента
Download | PDF, 1291 Kb
Научный поиск как инновационно-коммерческая деятельность (рецензия на диссертацию: ПАШТАЕВ Б.Д. Теоретические основы подготовки преподавателя современного вуза к инновационно-коммерческой деятельности : дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. Махачкала, 2013)
Download | PDF, 1297 Kb
Наука или коммерция? Можно ли оценивать труд ученого как рыночный продукт? Рецензия на диссертацию: Паштаев Б.Д. Теоретические основы подготовки преподавателя современного вуза к инновационно-коммерческой деятельности : дис. … д-ра пед. наук / Дагест. гос. пед. ун-т. Ставрополь, 2013.
Download | PDF, 213 Kb
Гуманитарные принципы профессионального образования педагога - воспитателя в системе непрерывного образования *
Обосновываются принципы профессионального об- разования педагога-воспитателя в системе непре- рывного образования: рефлексивность, интерак- тивность и проективность. В качестве цели под- готовки педагога-воспитателя рассматривает- ся становление его профессиональной позиции как субъекта воспитательной деятельности. В свою очередь субъектность педагога обеспечивается его готовностью к постоянному самосовершен- ствованию
Download | PDF, 1521 Kb
СИСТЕМНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ
На основе науковедческих требований и требований системного подхода обосновываются требования к определению педагогической категории.
Download | PDF, 317 Kb
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ: ЭТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Охарактеризованы категории нравственности, морали и духовности в контексте этического (нерелигиозного) воспитания, этическая позиция как цель духовно-нравственного воспитания, эмоциональные механизмы такого воспитания.
Download | PDF, 292 Kb
Духовность в структуре этической позиции студента
В качестве цели профессионального воспитания предлагается этическая позиция, в структуре ко- торой выделяются моральность, нравственность и духовность. Определяются механизмы стимули- рования этих составляющих позиции.
Download | PDF, 297 Kb
Гуманитарно-целостный подход в педагогическом исследовании*
Обосновывается необходимость гуманитаризации научно-педагогических исследований, раскрываются отличия гуманитарного подхода от традиционного механистического, выявляются способы получения целостного представления о человеке в гуманитарном исследовании.
Download | PDF, 262 Kb
Эмпирические данные в научно-педагогическом исследовании
Рассматриваются способы получения, применения и представления в диссертационном тексте эмпирических данных, их назначение в научно-педагогическом исследовании, а также альтернативные варианты получения эмпирических данных.
Download | PDF, 872 Kb
Целостный подход как система регулятивов научно-педагогического исследования
Охарактеризована логика исследования педагогических феноменов как построение системы моделей. Обоснованы требования к моделированию процесса становления исследуемого феномена, факторов и педагогических условий развития изучаемого свойства педагогической деятельности.
Download | PDF, 824 Kb
Процессуальный аспект методической системы мониторинга математической подготовки студентов вуза
Выделены функциональные образовательные задачи процесса обучения, рассмотрены основные звенья в системе педагогических измерений, определены этапы и процедуры диагностики и совершенствования качества математической подготовки студентов вуза, которые обосновывают процессуальный аспект методической системы мониторинга.
Download | PDF, 699 Kb