Архив журнала

2020-2024


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86

№5 (118) 2017
2017 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
Педагогические науки
Типология уроков иностранного языка: из опыта отечественных и зарубежных исследований
Освещаются вопросы определения типов и видов уроков иностранного языка. Описаны различные подходы к выделению предложенных российскими методистами критериев классификации типов уроков. Дается анализ предлагаемых зарубежными методистами типов и моделей урока иностранного языка. Показано, что коммуникативная направленность, которая выражается в характере и содержании упражнений и коммуникативных заданий, объединяет все типы уроков иностранного языка.
Ключевые слова: урок; типология; классификация; критерии; цель обучения; иноязычная речевая деятельность; lesson; typology; classification; criteria; education goal; foreign language activity
Загрузить | PDF, 2718 Kb
Организационно-дидактические условия развития учебной самостоятельности студентов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе
Рассматривается выбор организационно-дидактических условий развития учебной самостоятельности студентов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Исследуемая категория обучающихся представлена коренными жителями Республики Саха (Якутия).
Ключевые слова: организационно-дидактические условия; развитие учебной самостоятельности студентов; иностранный язык; неязыковой вуз; коренные жители Якутии; organizational and didactic conditions; the development of educational independence of students; foreign language; non-linguistic higher school; the indigenous inhabitants of Yakutia
Загрузить | PDF, 2748 Kb
Видеоматериалы TEDtalks как образовательный инструмент в обучении английскому языку в вузе
Представлен алгоритм работы с выступлениями TED talks применительно к обучению английскому языку. Сформулированы основные критерии отбора видеоматериалов с учетом языкового уровня студентов. Описаны задания, сопровождающие преддемонстрационный, демонстрационный и последемонстрационный этапы организации образовательного процесса посредством лекций TED talks. Доказывается, что данный ресурс способствует гармоничному развитию будущего специалиста.
Ключевые слова: TED talks; аутентичный материал; аудирование; презентация; дискуссия; коммуникация; интернет-ресурс; TED talks; authentic material; audition; presentation; discussions; communication; Internet-resource
Загрузить | PDF, 2731 Kb
Коммуникативная активность учащихся подросткового возраста на уроках немецкого языка учителей с различными стилями руководства классом
Приведены результаты эмпирического исследования характеристик коммуникативной активности подростков, проявляемых на уроках немецкого языка у педагогов с авторитарным и демократическим стилями руководства классом (коммуникабельность, коммуникативный самоконтроль, толерантность к коммуникативной неопределенности, конформность, ориентация на избегание неудач, стремление к статусному росту).
Ключевые слова: коммуникативная активность; иноязычная коммуникативная компетенция; стиль руководства классом; communicative activity; foreign language communicative competence; style of supervision
Загрузить | PDF, 2738 Kb
Об одном из направлений формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся французскому языку
Рассматриваются принципы, методы и приемы формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся иностранному (французскому) языку на трех этапах ее развития: алгоритмическом, эвристическом и творческом.
Ключевые слова: учебно-познавательная компетенция обучающихся; принцип деятельности; принцип интерактивности; активизация речемыслительной деятельности; проблемно-поисковые приемы обучения и учения; смысловое чтение; educational and cognitive competence of students; principle of activity; principle of interactivity; intensification of speech-thinking activity; research methods of teaching and learning; meaningful reading
Загрузить | PDF, 2728 Kb
Актуальность теории искусства Р. Дж. Коллингвуда в контексте предметной профессиональной подготовки педагога-музыканта в вузе
Современное состояние музыкальной культуры, связанное переведением музыкальных произведений в статус медиаинформации, вновь актуализирует вопрос о специфике искусства, оппозиции искусства и «не-искусства». Особенно остро данный вопрос стоит в процессе отбора музыкального материала, предлагаемого педагогом современным школьникам на уроках музыки и во внеурочной музыкальной деятельности, в соответствии с критериями подлинного искусства. Основания для осмысления данных критериев имеются в философско-эстетических концепциях прошлого, в частности в теории Р. Дж. Коллигвуда.
Ключевые слова: предметная профессиональная подготовка; искусство; художественный образ; выразительность; музыкальная культура; ремесло; музыкальное произведение; vocational training; art; artistic image; expressivity; music culture; craft; work of music
Загрузить | PDF, 2724 Kb
Особенности формирования музыкально-театральной культуры личности будущего учителя музыки в условиях вокальной подготовки
Раскрываются условия формирования музыкально-театральной культуры личности педагога-музыканта в процессе активной творческой исполнительской деятельности, обеспечивающие ценностное отношение к окружающему миру, гармонизацию эмоционально-коммуникативной сферы личности, развитие способности к активному эстетическому преобразованию действительности и самореализации личности.
Ключевые слова: музыка; театр; культура; творчество; личность; вокальная подготовка; music; theatre; culture; art; personality; vocal training
Загрузить | PDF, 2732 Kb
Дидактические принципы русской фортепианной школы как педагогическая основа подготовки учителя музыки в вузе
Описывается один из наиболее эффективных путей профессиональной подготовки учителя музыки в вузе, систематизации и уточнения педагогических принципов, лежащих в основе обучения будущих профессионалов, с целью развития творческого потенциала будущего учителя, а также выработки у него готовности к инструментальному исполнительству как неотъемлемой части его профессиональной деятельности.
Ключевые слова: дидактические принципы; русская фортепианная школа; учитель музыки; инструментально-исполнительская подготовка; мастера русской пианистической школы; музыкальное исполнительство; didactic principles; Russian piano school; music teacher; instrumental and performing training; masters of Russian piano school; music performance
Загрузить | PDF, 2749 Kb
Педагогический артистизм в профессиональной деятельности педагога-музыканта
Рассматриваются вопросы формирования личности будущего педагога-музыканта в аспекте выработки позитивного отношения к профессии, методологически обосновывается необходимость включения педагогического артистизма в процесс формирования интереса к профессиональной деятельности. Педагогический артистизм рассмотрен в условиях инструментально-исполнительской подготовки будущего педагога-музыканта в вузе.
Ключевые слова: педагогический артистизм; педагогическая импровизация; интерпретация; музыкальная деятельность; музыкальные эмоции; pedagogical artistry; pedagogical improvisation; interpretation; musical activity; musical emotions
Загрузить | PDF, 2723 Kb
К вопросу о формировании основ национальной идентичности младших школьников в системе общего музыкального образования
Охарактеризованы различные подходы к решению проблемы формирования национальной идентичности младших школьников в рамках общего музыкального образования. Раскрывается возможность применения этнографического подхода к изучению фольклора, русской классической светской и духовной музыки.
Ключевые слова: национальная идентичность; общее музыкальное образование; этнографический подход; младший школьный возраст; фольклор; русская классическая светская и духовная музыка; national identity; general music education; ethnographic approach; primary school age; folklore; Russian classical secular and religious music
Загрузить | PDF, 2734 Kb
Методологические ориентиры в изучении истории молодежного самодеятельного театра
Обосновывается актуальность использования методологических подходов в изучении истории молодежного самодеятельного театра. Анализируется проблема становления и развития форм и методов театральной работы с детьми и подростками с позиции развития истории и культуры. Рассматриваются феноменологический, социокультурный и антропологический подходы к исследуемой теме.
Ключевые слова: самодеятельный театр; методологические подходы; театральная педагогика; история педагогики; amateur theatre; methodological approaches; theatre pedagogy; history of pedagogy
Загрузить | PDF, 2744 Kb
Цикл управления качеством проектирования и реализации образовательных программ в вузе
Рассматривается связь между ключевыми структурными элементами управленческого цикла проектирования и реализации компетентностно-ориентированных образовательных программ в вузе. Определены этапы управленческой деятельности субъектов данного цикла. Охарактеризовано гуманитарное содержание функций управления качеством проектирования и реализации образовательных программ в вузе.
Ключевые слова: качество; образовательная программа вуза; функции; этапы; цикл управления; quality; educational program of higher school; functions; stages; management cycle
Загрузить | PDF, 2734 Kb
Педагогические условия формирования научного мировоззрения учащихся при обучении биологии
Рассматривается проблема формирования научного мировоззрения учащихся. Определены и описаны условия и средства формирования научного мировоззрения - проблемные ситуации мировоззренческого характера. Рассмотрены результаты, показывающие эффективность использования данных ситуаций.
Ключевые слова: научное мировоззрение; условия формирования научного мировоззрения; проблемные ситуации мировоззренческого характера; scientific outlook; conditions of formation of scientific outlook; problematic situation of ideological nature
Загрузить | PDF, 2732 Kb
Методические подходы к решению физических задач экологической направленности при изучении основ атомной и ядерной физики в 11-м классе средней школы
Рассматриваются методические приемы, позволяющие в рамках элективного курса использовать учебный материал по основам атомной и ядерной физики при решении задач экологической направленности, что способствует преодолению фрагментарности в процессе изучения физики атомного ядра в полной средней школе и оптимизации процесса формирования экологической культуры одиннадцатиклассников
Ключевые слова: физическая задача экологической направленности; алгоритмические предписания; межпредметная интеграция дисциплин; ecologically oriented physics task; environmental orientation; algorithmic requirements; interdisciplinary integration
Загрузить | PDF, 2736 Kb
Предметно-ориентированные кейсы по информатике
Рассматриваются различные подходы к описанию характеристик кейс-метода. Анализируются особенности и структура предметно-ориентированных кейсов. Описывается структура предметного кейса по информатике.
Ключевые слова: кейс-метод; кейс-технология; кейс; предметно-ориентированный кейс; casemethod; casetechnology; case; subject-oriented case study
Загрузить | PDF, 2730 Kb
Перспективы применения интеллект-карт при обучении технологии в коррекционном учреждении
Освещаются результаты проверки по разработанной автором методике целесообразности и эффективности применения метода интеллектуальных карт в коррекционных образовательных заведениях, имеющих определенные особенности и трудности в обучении воспитанников. Доказаны перспективы и эффективность его применения в учебно-воспитательном процессе. Показано, что метод интеллектуальных карт одинаково хорошо подходит для обучения различных возрастных групп детей и по различным дисциплинам.
Ключевые слова: метод; эксперимент; интеллект-карта; эффективность; диагностирование; уровень усвоения; желание учиться; невротичность; рубежный срез; тестирование; method; experiment; mind map; efficacy; diagnostics; level of learning; desire to learn; neurotic; midterm test; testing
Загрузить | PDF, 3041 Kb
Комплекс упражнений для повышения специальной физической подготовленности юных бадминтонистов 11-12 лет
Рассматривается комплекс упражнений, позволяющий повысить уровень специальной физической подготовленности бадминтонистов 11-12 лет. Раскрыта значимость предлагаемого комплекса упражнений с целью улучшения у юных бадминтонистов качества игры в бадминтон.
Ключевые слова: тренировочный процесс; бадминтон; жонглирование воланом; игра; теннисный мяч; комплекс упражнений; training process; badminton; ball juggling; game; tennis ball; set of exercises
Загрузить | PDF, 2737 Kb
Филологические науки
Знаковая языковая личность
Предпринимается попытка сформулировать (на примере творчества Р. Киплинга) отличительные характеристики знаковой языковой личности как идеального носителя культурно-речевой компетенции, «классика», «метра речи», «арбитра и нормализатора языка», которая своим творчеством способствует поступательному развитию языка на определенном историческом этапе в отдельно взятой стране и мировой лингвокультуре в целом.
Ключевые слова: языковая личность; элитарный; национальная система ценностей; политическая идентичность; речеповеденческий портрет; linguistic personality; elite; national system of values; political identity; verbal behavioural portrait
Загрузить | PDF, 2758 Kb
Фразеология в контексте создания юмористического высказывания (на материале художественной прозы о врачах)
Рассматриваются способы использования потенциала фразеологических единиц при создании юмористического высказывания посредством языковой игры. Материалом исследования является художественная проза врачей. В результате анализа выявляются такие приемы использования фразеологизмов, как буквализация, изменение синтаксической функции, замена компонента, расширение значения и др.
Ключевые слова: фразеология; фразеологизм; языковая игра; юмористическое высказывание; комическое; художественная проза; язык медицины; phraseology; phraseological unit; language pun; humorous statement; comic; language of medicine
Загрузить | PDF, 2732 Kb
Концептуализация поступка «подлость» (на материале русского языка)
Представлены результаты исследования компонентной структуры концепта «подлый поступок» в русской лексикографии и дискурсе. Определена группа лексем, репрезентирующих концепт в русском языке. Выявлены понятийные, образные и ценностные компоненты концепта «подлый поступок». Проанализирована степень актуализации основных компонентов концепта в языке и речи.
Ключевые слова: концепт; концептуализация; концепт «подлый поступок»; дискурс; ценностный компонент; оценка; concept; conceptualization; concept “mean act”; discourse; value component; evaluation
Загрузить | PDF, 2740 Kb
Молодежный лексикон Пскова: десять лет спустя (лингвокраеведческий проект студентов ПсковГУ)
Рассматривается динамика сленгового лексикона псковской молодежи. Современный сленговый материал анализируется на фоне словарных материалов 2006 г. Особое внимание уделяется неофициальной городской топонимии и антропонимам - индивидуальным и коллективным прозвищам. Показаны причины дезактуализации отдельных номинативных единиц, представлены новые объекты сленговой номинации и способы образования новых региональных сленгизмов.
Ключевые слова: ономастика; топонимия; урбанонимы; антропонимы; молодежный сленг; словарь регионального сленга; onomastics; toponymy; urbanonyms; anthroponyms; youth slang; dictionary of regional slang
Загрузить | PDF, 2740 Kb
Проблема передачи языкового феномена «гипотетическая реальность» в современном английском языке (на материале аналитических статей)
Освещаются способы передачи гипотетической реальности в англоязычных аналитических статьях. Показано, как предположение в газетных аналитических статьях вербализуется языковыми средствами со значением гипотетичности. Доказывается, что в анализируемых фрагментах средства репрезентации гипотетичности неоднородны по своему языковому выражению и соответствуют как одному слову, так и предложению в целом или его части.
Ключевые слова: модальность текста; аналитическая статья; гипотетическая реальность; условно-гипотетическое предложение; прагматический потенциал текста; modality of the text; analytical article; hypothetic reality; hypothetical sentence; pragmatic potential of the text
Загрузить | PDF, 2725 Kb
Лексические средства объективации концепта «красота» в романе Дж. Голсуорси «Собственник»
Исследуется номинативное поле концепта «красота», моделируется его макроструктура, рассматривается иерархия исследуемых когнитивных признаков, определяются универсальные и индивидуально-авторские признаки концепта, представленные в художественном тексте.
Ключевые слова: семантико-когнитивный подход; номинативное поле концепта; макроструктура концепта; образный компонент; информационное содержание; интерпретационное поле; semantic and cognitive approach; nominative field of the concept; macrostructure of the concept; figurative component; information contents; interpretative field
Загрузить | PDF, 2746 Kb
Концепт «ОБМАН» и его актуализация в художественной картине мира (на материале произведения Дж. Фаулза “The Magus”)
Исследуется концепт «ОБМАН», в том виде как он реализован в произведении Дж. Фаулза “The Magus”. Концепт рассматривается с трех сторон: с позиции субъекта обмана, объекта обмана и нравственной составляющей обмана. Делается вывод о противоречивой природе обмана и о неизбежном присутствии лжи не только во всех сферах деятельности определенной лингвокультуры, но и во всем человеческом мире.
Ключевые слова: обман; концепт; универсальный концепт; художественная картина мира; лингвокультура; deception; concept; universal concept; artistic world picture; linguistic culture
Загрузить | PDF, 2756 Kb
Антропонимы в структуре вертикального контекста современных англоязычных североирландских романов (на материале романов A. Burns“NoBones” и L. Caldwell“WhereTheyWereMissed”)
Рассмотрены примеры употребления аллюзивных антропонимов в романах современных североирландских писателей. Подчеркивается важность вертикального контекста для понимания темы романов - североирландского конфликта (the Troubles). Приведенный анализ показал, что антропонимы соотносят художественное пространство романов с историческими фактами и мифологией Ирландии, а также раскрывают основную тему произведений - бессмысленность братоубийственного противостояния.
Ключевые слова: современный североирландский роман; аллюзивный антропоним; вертикальный контекст; североирландский конфликт; contemporary Northern Irish novel; allusive anthroponyms; vertical context; Northern Ireland conflict
Загрузить | PDF, 2725 Kb
Метафора как средство реализации эмоционально-оценочной функции заголовков экономических статей на немецком языке
Рассматривается метафора как средство реализации эмоционально-оценочной функции заголовка. В заголовках экономических текстов немецкого журнала Der Spiegel метафоры выражают оценку и вызывают у реципиента эмоциональную реакцию. Метафоры служат не только для выражения эмоций, но и для убеждения читателя в справедливости авторской оценки. В связи с этим современные СМИ широко используют яркие выразительные заголовки, оценочность и эмоциональность содержания которых достигается посредством метафор.
Ключевые слова: метафора; эмоционально-оценочная функция; эмоциональная оценка; эмоциональная реакция; заголовок; metaphor; emotional and evaluative function; emotional evaluation; emotional feedback; headline
Загрузить | PDF, 2734 Kb
Особенности существования французского языка в англоязычной конкурирующей среды
Описывается динамика развития языковой картины мира с точки зрения доминирования английского языка среди иных языков, оказавшихся на периферии коммуникативной среды, и испытывая при этом свое структурное упрощение и функциональное сворачивание .
Ключевые слова: всемирный язык; языковая глобализация; монолингвизм; геостратегия языков; регулирование языковых норм; world language; language globalization; monolingualism; geostrategy of languages; regulation of linguistic standards
Загрузить | PDF, 2724 Kb
Монгольскиепереводы «Моби Дика» Г. Мелвилла,«Улисса» Дж. Джойса и «Чевенгура»А. Платонова: к проблемелитературных генетических связей
Исследованы похожие между собою идеи, мотивы и образы, или генетические связи между романами «Моби Дик, или Белый Кит» Германа Мелвилла, «Улисс» Джеймса Джойса и «Чевенгур» Андрея Платонова с точки зрения переводчика, сделана сравнительная характеристика этих трех произведений.
Ключевые слова: перевод; генетические связи; Г. Мелвилл; «Моби Дик»; Дж. Джойс; «Улисс»; «Чевенгур»; А. Платонов; модернистский роман; genetic ties; G. Melville; “Moby Dick”; J.Joyce; “Ulysses”; “Chevengur”; A. Platonov; modernist novel
Загрузить | PDF, 2759 Kb
Об исторических протяжных песнях ойратов Cиньцзяна (по материалам журнала XanTenggri («Хан Тенгер»))
Описываются исторические протяжные песни ойратов Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, опубликованные в ежеквартальном научно-популярном журнале Xan Tenggri («Хан Тенгер»). Воспетые в исторических песнях Шуна-батыр и Убаши хан - это реальные лица, жившие в определенное время. Тексты поэтического фольклора переведены с «ясного письма» на современный русский язык.
Ключевые слова: исторические протяжные песни; ойраты; Шуна-батыр; Убаши хан; «Хан Тенгер»; ясное письмо; historical drawling songs; Oirats; Shauna-Batyr; Ubashi Khan; “Khan TenGer”; clear letter
Загрузить | PDF, 2744 Kb
Художественные особенности драматической поэмы Р.Багатайского«Лунная ночь»
Представляется анализ композиции и образной системы драматической поэмы «Лунная ночь» якутского поэта Р. Багатайского. Авторы отмечают, что в поэме делается сознательная сосредоточенность на главных героях и их идее. Именно этим обусловлены особенности ее композиционной структуры: уход на второй план внешней характеристики жизни персонажей; увеличение роли монологов, снижение функции диалогов, включенность в повествование авторских ремарок.
Ключевые слова: поэма; драматическая поэма; композиция; система образов; герой; сюжет; poem; dramatic poem; composition; system of images; character; plot
Загрузить | PDF, 2768 Kb
Исторические науки и археология
Развитие письменности в Дагестане
Освещаются основные этапы формирования письменности в Дагестане, а также влияние арабо-мусульманской культуры на местную литературу и культуру.
Ключевые слова: ислам; арабо-мусульманская культура; восточная литература; арабский язык; Islam; Arab Muslim culture; oriental literature; the Arabic language
Загрузить | PDF, 2732 Kb
Боевые действия в зоне Суэцкого канала в 1914-1916 гг
Рассматривается военное столкновение, проходившее с 26 января по 4 февраля 1915 г. во время Первой мировой войны. Османская армия под руководством Германии выдвинулась из южной Палестины в направлении Синайского полуострова для того, чтобы атаковать Суэцкий канал, находившийся под защитой Великобритании. Боевые действия в зоне Суэцкого канала послужили началом Синайско-Палестинской кампании.
Ключевые слова: Османская империя; Первая мировая война; Суэцкий канал; АНЗАК; Ottoman Empire; First World War; Suez Canal; ANZAC
Загрузить | PDF, 3164 Kb
Отражение Сталинградской битвы в фотодокументах военного времени (по материалам Центра документации новейшей истории Волгоградской области)
Приводится анализ более семидесяти фотодокументов из фондов ЦДНИВО, отражающих различные аспекты Сталинградской битвы: военную героику, повседневность гражданского населения, материальные потери города за годы военных лет. Раскрываются возможности и значимость данного типа аудиовизуальных источников для сохранения исторической памяти и расширения ее социальных рамок.
Ключевые слова: the Great Patriotic War; the Battle of Stalingrad; audiovisual sources; historical memory; Великая Отечественная война; Сталинградская битва; аудиовизуальные источники; историческая память
Загрузить | PDF, 6987 Kb
Поддержка Советским Союзом борьбы стран Магриба за независимость в Организации Объединенных Наций в 1950-х гг
Описывается политика Советского Союза по отношению к французским колониям - Алжиру, Марокко и Тунису - в период борьбы этих стран за независимость в 1950-х гг. Не имея возможности установить прямые связи со странами Магриба, СССР использовал трибуну ООН для оказания поддержки национально-освободительному движению Северной Африки. В основу статьи положен анализ документов ООН, заявлений государственных деятелей СССР.
Ключевые слова: Советский Союз; Алжир; Марокко; Тунис; ООН; национально-освободительная борьба; колониализм; советско-арабские отношения; советско-французские отношения; Soviet Union; Algeria; Morocco; Tunisia; the United Nations; the national liberation struggle; colonialism; Soviet-Arab relations; Soviet-French relations
Загрузить | PDF, 2727 Kb