Архив журнала

2020-2024


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86

№10 (74) 2012
2012 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
Целостный учебно-воспитательный процесс
Целостный подход к трактовке органического единства учебного и воспитательного процессов
Раскрываются истоки целостного подхода к рассмотрению педагогического процесса, единства учебного и воспитательного процессов, представлены основные характеристики целостной педагогической системы, моделирование единого учебно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: целостность; система; процесс; единство
Загрузить | PDF, 284 Kb
Опыт разработки гуманитарной методологии исследования и модернизации целостного образовательного процесса в педагогическом вузе
Доказана необходимость использования гуманитарной методологии в исследовании целостного образовательного процесса, рассмотрены этапы становления гуманитарной педагогической методологии и ее роль в регулировании модернизационных процессов в педагогическом образовании. Обоснована актуальность разработки гуманитарной методологии в педагогике.
Ключевые слова: методология; гуманитарная методология; целостный образовательный процесс; модернизация высшего педагогического образования
Загрузить | PDF, 268 Kb
Целостные источники и средовые компоненты содержания личностно ориентированного образования
Описаны целостные источники, модели и соответствующие им средовые компоненты содержания личностно ориентированного образования.
Ключевые слова: содержание образования; образовательная среда; целостность; модели содержания образования
Загрузить | PDF, 267 Kb
Философия и методология образования
Неформальное образование: понятие и сущность
Проанализированы определения и сущность неформального образования, основные показатели его функционирования, а также факторы, обусловливающие его эффективность.
Ключевые слова: неформальное образование; конкурентоспособность; учение длиною в жизнь; непрерывное образование
Загрузить | PDF, 239 Kb
Сущность социально- педагогического проектирования: личностный подход
Раскрываются сущность социально-педагогического проектирования, его основные принципы и закономерности; обосновываются логика проектирования социально-педагогического процесса и его этапы; выявляются факторы как условия реализации социально-педагогических процессов.
Ключевые слова: социально-педагогическое проектирование; принципы социально-педагогического проектирования; проект; этапы проектирования; факторы социально-педагогического проектирования
Загрузить | PDF, 261 Kb
ДИСКУРС КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ : МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ И ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛЫ
Методологический и эвристический потенциалы дискурса как педагогического понятия обозначены на основе трех основных подходов к его пониманию, нашедших отражение в современных педагогических исследованиях.
Ключевые слова: дискурс; теория дискурса; педагогическая традиция; педагогический архетип; идеология; педагогическая парадигма
Загрузить | PDF, 262 Kb
Социальное взаимодействие государственных образовательных учреждений и Церкви как фактор развития образовательного пространства: концептуальные основы
Раскрываются значение и цель социального взаимодействия государственных образовательных учреждений и церковных организаций в образовательном пространстве, социально-философские, юридически-правовые и психолого-педагогические основы взаимодействия государства и Церкви в образовательной сфере.
Ключевые слова: образовательное пространство; социальное взаимодействие; государственные образовательные учреждения; Церковь; духовно- нравственное воспитание; личность
Загрузить | PDF, 249 Kb
непрерывное профессиональное образование
Личность преподавателя в структуре корпоративной культуры вуза
Овладение корпоративной культурой рассматривается в качестве цели профессионального воспитания студентов вуза. Преподаватель характеризуется как ключевая фигура корпоративной культуры вуза, осуществляющая комплексное воздействие на личность будущего специалиста.
Ключевые слова: корпоративная культура вуза; корпоративное поведение; личность преподавателя вуза; педагогическое общение в процессе профессионального воспитания студентов
Загрузить | PDF, 273 Kb
Содержание дополнительной профессиональной подготовки преподавателя иностранного языка
Охарактеризовано содержание дополнительной профессиональной подготовки, ориентированной на формирование метапрофессиональной компетенции преподавателя иностранного языка в неязыковом вузе.
Ключевые слова: дополнительная подготовка; метапрофессиональная компетенция; содержание; образовательные подходы; принципы разработки содержания
Загрузить | PDF, 263 Kb
Обучение и воспитание студентов в поликультурной среде вуза: гендерный подход
Анализируются проблемы обучения и воспитания студентов в поликультурной среде вуза на осно- ве гендерного подхода; рассматриваются его ми- ровоззренческие основания, условия реализации. На примере работы со студентами из Африки, Индии и Малайзии иллюстрируются гендерные различия и этнокультурные особенности студентов.
Ключевые слова: гендерный подход; поликультурная среда вуза; гендерные различия; этнокультурные особенности студентов
Загрузить | PDF, 267 Kb
Уровни готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся
Выделены критерии сформированности готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся, представлены их характеристики. Описаны особенности уровней готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория; критерии готовности; уровень готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся
Загрузить | PDF, 261 Kb
Психолого-педагогический механизм формирования читательской компетентности студентов вуза
Рассматривается психолого-педагогический механизм формирования читательской компетентности студентов вуза, который заключается в расширении «полистилевого репертуара» личности студента через гармонизацию, гибкое сочетание и «параллельное подключение» имеющихся и формируемых когнитивных стилей.
Ключевые слова: читательская компетентность; когнитивный стиль; «полистилевой репертуар»; психолого-педагогический механизм; «читательский портрет»
Загрузить | PDF, 245 Kb
Создание комфортного психологического климата в студенческой группе
Описаны способы создания в студенческой группе комфортного психологического климата, в основе которого лежит идея сотрудничества, диалога, партнерства во взаимоотношениях студентов и преподавателя.
Ключевые слова: комфортный психологический климат; взаимопонимание; устойчиво положительные взаимоотношения; творческое общение; творческая атмосфера; педагогический такт
Загрузить | PDF, 273 Kb
Особенность познавательной самостоятельности музыканта-исполнителя
Рассматриваются функции познавательной самостоятельности как единый комплекс необходимых условий для формирования творческого подхода музыканта-исполнителя к раскрытию авторского замысла.
Ключевые слова: художественный образ; познавательная самостоятельность; музыкант-исполнитель
Загрузить | PDF, 258 Kb
Инновации в общем и профессиональном образовании
Полифункциональная сущность актуализации знаний учащихся
Раскрываются значимость проблемы и полифункциональная сущность включения обучаемых в актуализацию ранее приобретенных знаний, сущность понятия «актуализация знаний», отличительные характеристики актуализации знаний, опроса, контроля знаний; обозначается круг функций актуализации знаний.
Ключевые слова: актуализация знаний; включение обучаемых в актуализацию знаний; полифункциональная сущность актуализации знаний; функция; функции актуализации знаний; дидактический прием
Загрузить | PDF, 262 Kb
Педагогический потенциал народных ремесел в формировании художественно-эстетических ценностей учащихся
Рассматривается проблема формирования художественно-эстетических ценностей учащихся. Большая роль при этом отводится народным ремеслам, характерными свойствами педагогического потенциала которых являются традиционность, утилитарность, декоративность, развитие трудолюбия.
Ключевые слова: народные ремесла; педагогический потенциал; традиционность; утилитарность; декоративность; трудолюбие
Загрузить | PDF, 262 Kb
Формирование профессиональной коммуникативной компетентности в практике целевого обучения менеджеров
Представлено авторское понимание профессиональной коммуникативной компетентности; определяются сущность и содержание ее основных компонентов; обоснована необходимость ее формирования в ходе обучения менеджера как важной составляющей стратегии личностного и профес- сионального становления индивида.
Ключевые слова: профессионализация; профессиональная коммуникация; коммуникативная компетентность; методологический подход; принципы обучения
Загрузить | PDF, 252 Kb
Паспорт и программа формирования компетенции у студентов вуза
Обосновывается необходимость разработки по основным образовательным программам вуза паспорта и программы формирования компетенции у студентов; предлагается их примерная структура и раскрывается содержание.
Ключевые слова: основная образовательная про- грамма вуза; паспорт компетенции; программа формирования компетенции; результаты образо- вания
Загрузить | PDF, 251 Kb
Педагогическое сопровождение развития преподавательских кадров инновационного университета: концептуальный аспект
Применительно к контексту диверсификации образования на материале современных научных исследований проводится анализ отдельных концептуальных положений по использованию педагогического сопровождения развития преподавательских кадров инновационного университета.
Ключевые слова: теория сопровождения; педагогическое сопровождение; инновационный университет; кадровый ресурс; преподавательский кадровый потенциал
Загрузить | PDF, 267 Kb
Воспитание и дополнительное образование
Образ родного края в патриотическом сознании будущего учителя
С опорой на исследования образа как психического феномена в отечественной и зарубежной психологии описана роль образа родного края в формировании патриотических чувств школьников.
Ключевые слова: психология образа; образ родного края; краеведение; патриотическое воспитание школьников
Загрузить | PDF, 251 Kb
Учет гендерных различий в процессе обучения в отечественной и зарубежной педагогике
Рассмотрены важные для образовательного процесса гендерные различия и особенности их проявления на уровне физиологии, психологических особенностей личности, способностей, интеллекта, эмоций, поведения и достижений; представлены практические рекомендации по учету гендерных различий в процессе обучения.
Ключевые слова: гендер; гендерные различия; проявление различий; учет различий; практические рекомендации
Загрузить | PDF, 263 Kb
Формирование здравотворческой культуры будущих учителей как условие повышения качества человеческого потенциала современной России
Охарактеризована роль здравотворческой культуры педагога в обеспечении повышения качества человеческого потенциала. Предполагается, что здравотворческая деятельность должна протекать в соответствующей здравотворческой среде и носить системный характер, что станет одной из основных предпосылок формирования субъекта постиндустриальной модернизации российского общества.
Ключевые слова: человеческий потенциал; здравотворческая деятельность; здравотворческая культура; здравотворческая образовательная среда; черты личности; субъект постиндустриальной модернизации
Загрузить | PDF, 256 Kb
теория и методика обучения и воспитания
Методика обучения студентов нелингвистических специальностей предпереводческому анализу профессионально ориентированных текстов
Рассматриваются предпереводческий анализ текста и его компоненты. На основе анализа данного вида деятельности выделяются и описываются структурные единицы содержания обучения предпереводческому анализу текста.
Ключевые слова: предпереводческий анализ текста; умения предпереводческого анализа текста; прагматическая структура текста; коммуникативная структура теста; композиционно-смысловая структура текста
Загрузить | PDF, 254 Kb
Принципы обучения иноязычной лакунарной лексике
Описана проблема отбора частнометодических принципов, предпринята попытка выделить прин- ципы обучения лакунарной лексике и обосновать целесообразность их применения в практике обуче- ния иностранным языкам.
Ключевые слова: лакунарная лексика; принципы обучения иностранным языкам; частнометодиче- ские принципы; принцип комплексной семантизации
Загрузить | PDF, 270 Kb
Образовательная автономность изучающих иностранные языки: способность или готовность?
Рассматривается понятие образовательной автономности в сфере изучения иностранных языков в сопоставлении с понятиями «автономия», «ответственность», «способность» и «готовность». Выявляются существенные для характеристики образовательной автономности различия между способностью и готовностью.
Ключевые слова: образовательная автономность; учебная автономия; готовность; способность; ответственность
Загрузить | PDF, 368 Kb
Субстантивная количественность и референциональный статус имени в русском и китайском языках
Охарактеризована система средств выражения субстантивной количественности в китайском языке в контрастивном аспекте русского языка. Описано значительное интерферирующее влияние несовпадения на смысловом уровне принципов языкового кодирования при обучении инофонов.
Ключевые слова: лингводидактика; субстантивная количественность; русский язык; китайский язык; категория определенности
Загрузить | PDF, 343 Kb
Литература как эмоционально- нравственный феномен становления духовной личности будущего учителя
Анализируется значимость использования литературного материала в системе профессиональнопедагогической подготовки студентов педагогического вуза к будущей деятельности.
Ключевые слова: литературное образование; гуманизация педагогического образования; чтение и осмысление; эмоции и чувства
Загрузить | PDF, 247 Kb
Педагогические возможности сюжетного фрейма (на примере историко- художественных дисциплин)
Рассматриваются педагогические возможности сюжетного фрейма, т.е. фрейма нового типа, представляющего собой процессуальноориентированное описание.
Ключевые слова: фрейм; организация учебного материала; коммуникативная ситуация; модель
Загрузить | PDF, 263 Kb
Художественное познание музыки в классе фортепиано: интонационный подход
Обосновывается методологический подход к анализу музыки с позиций интонационной теории. Утверждается, что именно интонационный анализ музыки способствует развитию духовной глубины понимания и познания мира человека средствами музыкального искусства и ориентируется на интерпретацию исполнителем процесса интонирования.
Ключевые слова: интонация; интонирование; интонационный анализ
Загрузить | PDF, 269 Kb
Специфика динамического чтения как способа извлечения информации из текста
Рассматривается использование динамического чтения как способа оперативного извлечения информации из текста в условиях экономии времени в учебном процессе на старшем этапе обучения.
Ключевые слова: динамическое чтение; скорочтение; скорость; понимание; техническая сторона
Загрузить | PDF, 342 Kb
Обучение культуре речевого общения субъектов образовательного процесса инновационного высшего учебного заведения
Проводится анализ психолого-педагогических и методических особенностей культуры иноязычного речевого общения, раскрываются сущность данного феномена, его структура, особенности функционирования.
Ключевые слова: культура иноязычного речевого общения; коммуникативная компетенция; функции общения; структура общения
Загрузить | PDF, 270 Kb
Дидактические условия формирования оценочной деятельности старшеклассников по созданию веб-сайтов (на примере кружковой работы по информатике)
Рассмотрены понятие оценочной деятельности старшеклассников, дидактические условия ее формирования в процессе сайтостроения во время кружковой работы по информатике.
Ключевые слова: оценочная деятельность; дидак- тические условия формирования оценочной деятельности старшеклассников
Загрузить | PDF, 261 Kb
Структурно-компонентный состав контрольно- экзаменационных стратегий в обучении иностранному языку
Представлен структурно-компонентный состав контрольно-экзаменационных стратегий на примере иностранного языка. Дана сопоставительная характеристика умений, входящих в контрольноэкзаменационные стратегии, и умений, составляющих универсальные учебные действия.
Ключевые слова: контрольно-экзаменационные стратегии; универсальные учебные действия; подростковый возраст; общеучебные действия
Загрузить | PDF, 265 Kb
Историко-педагогические и сравнительно-педагогические исследования проблемобразования
Постдипломная подготовка руководителей школ как основа их методологической компетентности (исторический анализ)
Рассматриваются вопросы подготовки руководителей общеобразовательных школ в контексте исторического анализа школоведения. Представлен краткий перечень структур различных монографий, учебных пособий по управлению школой. Дано определение цели постдипломного образования руководителей школ на современном этапе.
Ключевые слова: постдипломное образование руководителей общеобразовательных школ; история школоведения
Загрузить | PDF, 264 Kb
Особенности становления светского образования в Турции в середине XIX в.
Исследуются реформы и особенности становления светского образования в Турции в середине XIX в. Особое внимание уделяется начальному образованию.
Ключевые слова: Османская империя; начальные школы; министерство просвещения; Временный Совет по делам просвещения; университет
Загрузить | PDF, 290 Kb
Компетентностный подход к организации воспитания в системе высшего образования США
Анализируются инновационные подходы к образованию и воспитанию, приведена систематизация ключевых компетентностей, принятая в США и ЕС. Рассмотрены основные принципы компетентностного подхода к воспитанию, представлены компоненты американской модели воспитания.
Ключевые слова: компетентность; коммуникация; информационные технологии; базовые компетенции; поведенческие стандарты
Загрузить | PDF, 246 Kb
психологические проблемы современного образования
Эмоциональное выгорание у студентов-выпускников медицинского вуза как проекция их профессиональной мотивации
На выборке студентов-выпускников и интернов медицинского вуза представлены результаты исследования проблемы соотношения показателей эмоционального выгорания с благоприятными и неблагоприятными факторами профессиональной мотивации в различной их группировке. Предпринята попытка систематизации вербальных индикаторов синдрома для лиц с различной предрасположенностью к эмоциональному выгоранию.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание; профессиональные деструкции; профессиональная мотивация; антимотивационные факторы; психологические защиты; вербальные индикаторы
Загрузить | PDF, 277 Kb
Социально-психологическая модель инновационного потенциала личности в контексте ее акмеологической ориентации
Рассмотрены методолого-теоретические основания разработки проблемы инновационного потенциала в аспекте акме-ориентации личности. Сформулирована научная задача построения практически пригодной модели акме-ориентированной личности, обладающей качествами, характеризующими ее инновационный потенциал.
Ключевые слова: инновационный потенциал; акмеориентированная личность; личность профессионала; модель инновационного потенциала
Загрузить | PDF, 268 Kb
Психологическая сопротивляемость личности и ее возможные проявления в профессиональной деятельности
Описывается феномен психологической сопротивляемости личности, предлагается авторский взгляд на его структуру, включающую такие психические образования, как самооценка, мотивация, конформность и уровень профессиональной подготовки; выдвигается тезис о существовании типичных ситуаций проявления сопротивляемости в профессиональной деятельности, а также дается обзор возможных стратегий поведения субъекта в подобных ситуациях.
Ключевые слова: психологическая сопротивляе- мость; профессиональная деятельность; самооценка; мотивация; конформность; профессиональная подготовка
Загрузить | PDF, 273 Kb
Научная жизнь. Рецензии
Развитие личности в образовательных системах (итоги XXXI Международных психолого-педагогических чтений, посвященных памяти А.А. Г рекова, 20 - 21 сентября 2012 г., г. А рмавир)
Ключевые слова:
Загрузить | PDF, 209 Kb