Архив журнала

2020-2024


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86

№3 (107) 2016
2016 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
Педагогические науки
Опыт методологической рефлексии деятельности научной школы
Представлена история становления и развития теоретической и практической деятельности научной школы академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Южного федерального университета Е.В. Бондаревской. Раскрыты проблематика научного поиска, инновационные подходы к решению научно-педагогических проблем и модернизации образования в школе и вузе, особенности опытно-экспериментальной работы в сотрудничестве с образовательными организациями и другими научными коллективами, описаны достижения, результаты и перспективы деятельности научной школы.
Ключевые слова: научная школа; научная проблема; культура; образовательный процесс; личностно-ориентированное образование; смысло-деятельностная парадигма; школьно-университетское сотрудничество; модернизация педагогического образования; scientific school; scientific problem; culture; educational process; student-oriented education; sense and activity paradigm; school-university collaboration; modernization of pedagogic education
Загрузить | PDF, 2251 Kb
Андрагогическая парадигма: поиск оптимальных путей развития
Рассматриваются вопросы развития андрагогической парадигмы в историческом контексте, анализируется опыт обучения взрослых, широко апробированный в СССР в процессе становления и развития территориально-производственных комплексов. Приводится классификация использовавшихся в советское время традиционных и инновационных форм обучения без отрыва от производства. Выделены значимые особенности обучения взрослых в рассматриваемый период времени.
Ключевые слова: андрагогика; интеграция образования и производства; советская педагогика; кластерный подход в профессиональном образовании; andragogy; integration of education and production; Soviet pedagogy; cluster approach in professional education
Загрузить | PDF, 2200 Kb
Проблемы и перспективы научно-исследовательской работы студентов на Дальнем Востоке: из опыта работы отдельных вузов Хабаровска
Изучены проблемы научной деятельности студентов, освещается опыт работы вузов г. Хабаровска, а также введение новых форм межвузовского и межведомственного взаимодействия.
Ключевые слова: межвузовские и межведомственные связи; гуманитарные науки; научно-исследовательская деятельность студентов; higher school and department relations; humanities; scientific research work of students
Загрузить | PDF, 2157 Kb
Содержание профессиональной подготовки туристских кадров в Турции (степень ассоциата)
Изложены результаты анализа содержания профессиональной подготовки туристских кадров, осуществляемой по программе степени ассоциата «Менеджмент туризма и гостеприимства» профессиональной высшей школы социальных наук Средиземноморского университета Турции. Сделан вывод о том, что реализация содержания образования по программе позволяет достичь заявленной цели подготовки, обеспечить достижение результатов обучения и сформировать профессиональную компетентность выпускника.
Ключевые слова: содержание образования; содержание профессиональной подготовки в области туризма; цель подготовки туристских кадров; результаты обучения по программе; составляющие профессиональной компетентности; content of education; content of professional training in the tourism sphere; educational goal of tourist staff training; educational results; components of professional competence
Загрузить | PDF, 2200 Kb
Задачный подход к формированию умения студентов применять знания на практике
Аргументируется выбор задачи как средства формирования умения применять знания на практике. Показывается, что решение задач как деятельность должно иметь наибольшее возможное количество «точек соприкосновения» с основными формами общественно-исторической практики. Раскрываются критерии системного использования задач в обучении студентов.
Ключевые слова: адекватность; компактность; моделирование; полнота; практика; простота; ситуация; экономичность; adequacy; compactness; modeling; fullness; practice; simplicity; situation; efficiency
Загрузить | PDF, 2172 Kb
Теоретические основы изучения проблемы социально-педагогической адаптации будущего учителя в вузе
Рассмотрено понятие социально-педагогической адаптации в контексте реализации профессионального стандарта педагога в современных условиях стандартизации, определена роль системы высшего педагогического образования в процессе социально-педагогической адаптации педагога.
Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога; адаптация; социально-педагогическая адаптация; обучение в вузе; professional standard of a teacher; adaptation; socio-pedagogical adaptation; teaching at a higher school
Загрузить | PDF, 2162 Kb
Педагогические условия адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к обучению в техническом вузе
Новый закон об образовании в Российской Федерации выделяет из общего числа обучающихся лиц с особыми образовательными потребностями, которые с существенным запозданием от нормативных сроков осваивают учебную программу. Систематическое взаимодействие педагогов и студентов по преодолению учебных трудностей будущих инженеров рационально проводить в рамках системы адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к обучению в техническом вузе. Представлен анализ педагогического процесса адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к обучению в техническом вузе, в том числе схемы адаптационного взаимодействия его субъектов.
Ключевые слова: закон об образовании; студенты с особыми образовательными потребностями; адаптация к обучению; педагогические технологии; инклюзивные подходы; education law; students with special educational needs; adaptation to studying; pedagogic technologies; inclusive approaches
Загрузить | PDF, 2484 Kb
Концепция и опыт подготовки компетентного специалиста для современного высокотехнологического производства
Представлен авторский вариант дуальной модели подготовки рабочих кадров, идея которой зародилась в Германии, а ныне она активно применяется в России. Показаны концепция и апробация технологий подготовки кадров в едином учебно-производственном процессе.
Ключевые слова: дуальное образование; наставничество; теоретическое и производственное обучение; профессиональная компетентность; образовательные ситуации; dual education; tutoring; theoretical and productive education; professional competence; educational situations
Загрузить | PDF, 2174 Kb
Особенности профессионально-педагогической направленности технологической подготовки студентов педвуза
Рассматриваются пути усиления профессионально-педагогической направленности учебно-воспитательного процесса в педвузе; уточняются особенности и этапы развития профессионально-педагогической позиции как критерия эффективности системы дидактических условий подготовки будущих учителей технологии.
Ключевые слова: позиция педагога; компоненты профессиональной позиции; профессионально-педагогическая позиция; критерии сформированности профессионально-педагогической позиции; уровни профессионально-педагогической позиции; профессионально-педагогическая направленность; педагогизация; система дидактических условий учебно-воспитательного процесса; teacher’s position; components of professional position; professional and pedagogic position; criteria of development of professional and pedagogic position; levels of professional and pedagogic position; professional and pedagogic purpose; pedagogization; system of didactic conditions of the educational process
Загрузить | PDF, 2161 Kb
Теоретические основы и опытно-экспериментальная работа по формированию рефлексивных умений студентов педагогического колледжа
Рассматривается формирование рефлексивных умений на опыте работы со студентами педагогического колледжа № 2 г. Новокузнецка в рамках эксперимента в учебном процессе с применением методов активного и интерактивного обучения.
Ключевые слова: рефлексия; умения; формирование; методы; проблемное обучение; самооценка; интеракция; reflection; skills; formation; methods; problematic education; self-assessment; interaction
Загрузить | PDF, 2187 Kb
Интегрированный спецкурс в процессе формирования профессиональной стиля будущего учителя в педагогическом вузе
Рассматривается проблема подготовки будущего учителя в педагогическом вузе, обладающего индивидуальным профессиональным стилем, способным в педагогической деятельности к творческой самореализации, рефлексивному анализу, нестандартному подходу в решении ситуативных задач.
Ключевые слова: образование; индивидуальность; профессиональный стиль; учитель; интегрированный спецкурс; education; individuality; professional style; teacher; integrated special course
Загрузить | PDF, 2156 Kb
Интерактивные технологии как средство социального развития дошкольников
Раскрывается проблема использования интерактивных технологий в целях формирования позитивной социализации детей дошкольного возраста; рассматриваются виды интерактивных технологий, адаптированных для образовательной деятельности АНО ДО «Планета детства “Лада”». Представлено методическое оснащение образовательного процесса: технологическая карта, разработанное содержание образовательной деятельности. В качестве важного условия реализации технологий выделяются умения воспитателей, которые обеспечат эффективность разработанных подходов.
Ключевые слова: дошкольное образование; интерактивные технологии; социальное развитие дошкольников; педагогические технологии; технологическая карта; технологические умения воспитателей; preschool education; interactive technologies; social development of preschool children; pedagogic technologies; technological card; technological skills of teachers
Загрузить | PDF, 2182 Kb
Теоретико-методологические аспекты формирования медиакультуры человека в процессе образования в вузе
На основе анализа литературных источников рассматриваются понятия культуры и массовой культуры человека. Приведены определения медиакультуры, определена ее роль в жизни общества и значение в образовании. Разработано авторское определение медиакультуры. Обозначено, что формирование медиакультуры человека начинается с понимания культуры в общем, овладения навыками массовой культуры и средствами медиапространства.
Ключевые слова: культура человека; массовая культура; медиакультура; медиапространство; culture of a person; mass culture; mediaculture; mediaspace
Загрузить | PDF, 2177 Kb
Языковая коммуникация и ее контент в иноязычном образовательном пространстве высшей школы
Рассматривается актуальная проблема текстового контента в иноязычном образовательном пространстве. Анализу подвергаются такие понятия, как «языковая коммуникация», «речевая коммуникация», «модель речевой коммуникации», а также - «профессиональная иноязычная речевая коммуникация» в приложении к взаимосвязанным процессам кодирования и декодирования информации-знания, представляющей предметное содержание учебной дисциплины. Исследуется контент двух учебников по английскому языку с целью установления соответствия их контента аутентичному контенту соответствующих дисциплин на русском языке по пяти следующим позициям.
Ключевые слова: коммуникация; контент; акмеология; аксиология; текстоцентрический подход; прагмалингвстический стиль; аутентичный текст; communication; content; acmeology; axiology; text-centered approach; pragmalinguistic style; authentic text
Загрузить | PDF, 2173 Kb
Обучающий потенциал научно-популярного текста: к вопросу об экспрессивности научной речи
Обобщается опыт использования научно-популярных видеоматериалов в практике подготовки будущих переводчиков. Рассматривается обучающий потенциал научно-популярного текста. Подчеркивается роль экспрессивности и диалогичности в научно-популярных текстах, используемых для учебных целей.
Ключевые слова: стилистика русского языка; функциональный стиль; научный стиль; научно-популярный подстиль; экспрессивность; stylistics of the Russian language; functional style; scientific style; popular science substyle; expressiveness
Загрузить | PDF, 2158 Kb
Использование метода погружения в практике организации и проведения лабораторных занятий в техническом вузе
Приведен анализ использования традиционных методов обучения физике студентов 1-2-го курсов технического вуза, отмечены недостатки в проведении лабораторного практикума, выявлена необходимость поиска путей модернизации подходов к обучению. Предложено использование методики погружения на лабораторных занятиях в техническом вузе, а также проанализированы результаты эксперимента по применению данной методики, проведённого на базе кафедры физики Уфимского государственного авиационного технического университета.
Ключевые слова: технический университет; общая физика; лабораторный практикум; метод погружения; среднегрупповой коэффициент усвоения; коэффициент продуктивности затрат времени; technical university; general physics; laboratory work; immersion method; average learning coefficient; coefficient of time use
Загрузить | PDF, 2294 Kb
Характеристика развития методических компетенций студентов - будущих олигофренопедагогов
Раскрываются результаты исследования методической подготовки будущих специальных педагогов (олигофренопедагогов): обосновывается экспериментальная работа с опорой на положения компетентностного, системно-деятельностного подходов. Описываются процедура и критерии оценки методических компетенций, анализируются данные, характеризующие развитие содержательной и процессуальной сторон изучаемых компетенций на 4-5-м курсах обучения в вузе.
Ключевые слова: профессиональная подготовка; специальный педагог; методические компетенции; professional training; specific teacher; methodological competences
Загрузить | PDF, 2202 Kb
Подготовка будущего учителя физики к формированию метапредметных образовательных результатов учащихся
Обоснована необходимость модернизации системы подготовки студента - будущего учителя физики в контексте формирования у него специальной компетенции, направленной на достижение учащимися метапредметных образовательных результатов на уроках физики. Обсуждается реализация модели данной компетенции на примере дисциплины профессионального блока в педагогическом вузе.
Ключевые слова: метапредметные результаты обучения физике; специальная компетенция; учитель физики; готовность; дисциплина профессиональной подготовки; metasubject results of teaching physics; special competence; teacher of physics; readiness; discipline of professional training
Загрузить | PDF, 2157 Kb
Методическая подготовка будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников народному декоративно-прикладному искусству
Рассматриваются вопросы методической подготовки будущих учителей начальных классов к младших школьников обучению декоративно-прикладному искусству. Раскрывается вариативность содержания предметной области «Искусство» по теме декоративно-прикладного искусства. Анализируются методы обучения в контексте усвоения знаний по теории ДПИ, в процессе освоения способов и приемов изображения, приобретения опыта художественно-творческой деятельности.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство; методическая подготовка; опыт художественно-творческой деятельности; applied arts; methodological training; experience of artistic and creative work
Загрузить | PDF, 2164 Kb
Филологические науки
Речевой акт «клятва»: эксплицитные перформативные высказывания
Описываются эксплицитные перформативные высказывания, объективирующие речевой акт «клятва». В зависимости от форм представления виндиктивной составляющей выделяются виды названных эксплицитных перформативных высказываний.
Ключевые слова: речевой акт «клятва»; виндиктивная составляющая; эксплицитный перформативный глагол; эксплицитная перформативная конструкция; эксплицитное перформативное высказывание; the speech act “oath”; the vindictive component; explicit performative verb; explicit performative construction; explicit performative utterance
Загрузить | PDF, 2194 Kb
Информативная текстовая тональность как определяющий фактор ритмической текстовой организации
Рассматриваются ритм публицистических текстов и его взаимосвязь с текстовой тональностью. Приводится ритмический анализ публицистического текста и выявляются типы ритмической текстовой тональности.
Ключевые слова: синтагма; синтагматическое членение; ритмическая модель; ритмический сбой; динамика ударности; a syntagm; syntagmatic division; rhythmic model; rhythmic interruption; stress dynamics
Загрузить | PDF, 2156 Kb
Между русским «тусовочным» и русским литературным: к вопросу о репрезентации разговорной речи и молодежного сленга в иноязычной аудитории
Описаны способы репрезентации русской разговорной речи и молодежного сленга иностранцам в учебных пособиях и словарях для различных уровней и профилей обучения. Представлена концепция минимизации сленгового материала и его включения в процесс обучения русскому языку как иностранному на подготовительных факультетах в целях оптимизации процесса адаптации иностранных студентов в молодежном социуме.
Ключевые слова: русский язык как иностранный; разговорная речь; молодежный сленг; лексический минимум; словарь сленга; социокультурная адаптация иностранцев; Russian as a foreign language; colloquial speech; youth slang; lexical minimum; dictionary of slang; sociocultural adaptation of foreigners
Загрузить | PDF, 2165 Kb
Вербальные средства порождения страха в современном «желтом» медиадискурсе
Рассматриваются феномен страха в массмедиа, вербальные средства порождения страха в современном «желтом» медиадискурсе. Выделяются и описываются лексические, грамматические, стилистические средства создания социофобий в «желтых» СМИ.
Ключевые слова: медиадискурс; «желтый» медиадискурс; «желтые» массмедиа; медиатекст; страх; социофобии; манипуляция; вербальные средства; лексические; грамматические; стилистические средства; mediadiscourse,; “yellow” mediadiscourse,; “yellow” mass media,; mediatext,; fear,; sociophobias,; manipulation,; verbal devices,; lexical,; grammar,; stylistic devices.
Загрузить | PDF, 2177 Kb
Социокультурные антропонимические стереотипы (экспериментальное исследование)
Анализируется функционирование стереотипных имен собственных (антропонимов) в русской лингвокультуре. Антропонимические стереотипы показаны как разновидность социокультурных стереотипов. Автор доказывает, что антропонимические стереотипы раскрывают ассоциативные связи антропонимов, существующих в языковом сознании носителей русского языка.
Ключевые слова: социокультурный антропонимический стереотип; стилизация; ономастический стереотип; стереотипизация; socioculturalanthroponymic stereotype; stylization; onomastic stereotype; stereotypization
Загрузить | PDF, 2159 Kb
Характеристика коммуникативного поведения скептика-прагматика
На основании предложенной нами классификации основных коммуникативных типов скептиков (скептик-прагматик, скептик-критик, злостный скептик), выделяемых в зависимости от доминирующей мотивации и степени проявления скептического сомнения, анализируется и описывается коммуникативное поведение скептика-прагматика в соответствии с основными коммуникативными параметрами.
Ключевые слова: скептик; коммуникативное поведение; коммуникативная личность; параметр; сомнение; a sceptic; communicative behavior; communicative personality; parameter; doubt
Загрузить | PDF, 2169 Kb
Прагмалингвистические характеристики профессионального общения логопеда
Обсуждаются категории прагмалингвистики применительно к профессиональной коммуникации логопеда. Предлагается выделить следующие категории: трафаретность (высокая предсказуемость коммуникативных действий), персуазивность (доминирование директивных речевых действий) и конвенциональность (коммуникативные ходы, принятые в соответствующем типе дискурса). Доказывается, что прагмалингвистические категории имеют градуальный характер.
Ключевые слова: профессиональная коммуникация; прагмалингвистика; логопедический дискурс; трафаретность; персуазивность; конвенциональность; professional communication; pragmalinguistics; speech therapist discourse; templateness; persuasiveness; conventionality
Загрузить | PDF, 2161 Kb
Объяснение в популярно-медицинском дискурсе
Рассматривается объясняющая коммуникативная стратегия в американском популярно-медицинском дискурсе на материале интернет-источников. Выявлены тематические, адаптационные и аксиологические характеристики объяснения в рамках этой стратегии. Тематика информации сводится к вопросам устройства и функционирования организма, поддержания комфортных условий жизни, эффективных способов профилактики и лечения распространенных заболеваний. Адаптация информации проявляется в коммуникативных тактиках описания фактов, характеристики понятий и противопоставления их признаков, экземплификации, построения простых объяснительных схем. Ценностные приоритеты проявляются через объяснение целесообразности норм поведения через здравый смысл, силу воли, самоконтроль и оптимизм.
Ключевые слова: популярно-медицинский дискурс; коммуникативная стратегия; объяснение; информация; адаптация; ценности; popular medical discourse; communicative strategy; explanation; information; adaptation; values
Загрузить | PDF, 2184 Kb
Названия астероидов в русской и китайской нормативно-научных картинах мира
На материале названий астероидов, принятых современной русской и китайской астрономической наукой, проводится сопоставительный анализ семантико-мотивировочных моделей русских и китайских астронимов, определяются национально-культурные особенности принципов номинации астероидов в русской и китайской нормативно-научных картинах мира.
Ключевые слова: астроним; нормативно-научная картина мира; астероид; семантико-мотивировочная модель; трансонимизация; онимизация; astronym; scientific world picture; asteroid; semantic and motivational model; transonymization; onymization
Загрузить | PDF, 2206 Kb
Фразеологические единицы, выражающие эмоциональное состояние человека в русском, английском и татарском языках (на примере фразеологизмов, выражающих состояние гнева, ярости, раздражения)
Освещается степень изученности вопроса отображения эмоций в языке. Рассматриваются фразеологические единицы, выражающие эмоциональное состояние человека в русском, английском и татарском языках, в сопоставительном аспекте. Приводятся общие и национально-специфические образы, положенные в основу фразеологизмов. Даётся трактовка некоторых исследуемых фразеологических единиц с символической точки зрения.
Ключевые слова: фразеологические единицы; эмоциональное состояние; гнев; образ; национальная специфика; phraseological units; emotional state; anger; image; national features
Загрузить | PDF, 2212 Kb
Структурно-семантические особенности простых предложений, осложненных уступительным оборотом с предлогами несмотря на, вопреки, при
Рассматриваются простые предложения, осложненные уступительным оборотом с предлогами несмотря на, вопреки, при . Выявляются особенности их употребления с конкретными и абстрактными существительными. Анализируются уступительные ситуации, представленные в осложненных предложениях со значением уступки.
Ключевые слова: уступительная семантика; осложненное предложение; предлоги несмотря на; вопреки; при; предложно-падежная конструкция; concessive semantics; compound sentence; prepositions “in spite”; “while”; prepositional and case construction
Загрузить | PDF, 2197 Kb
Современные библиографические ресурсы социально-гуманитарной лексикографии в России
Выделены основные виды отечественных библиографических лексикографических ресурсов социально-гуманитарной направленности. Дана оценка их видового разнообразия, сделан особый акцент на прикнижные и пристатейные библиографические списки. Словарное произведение рассматривается как ценный лексикографический библиографический ресурс.
Ключевые слова: лексикографический библиографический ресурс; словарное произведение; библиография лексикографии; прикнижный и пристатейный библиографические списки; lexicographic bibliography resource; lexicographic work; bibliography of lexicography; bibliography lists to books and articles
Загрузить | PDF, 2195 Kb
Образ храма в художественном мире Ю.В. Бондарева
Последовательно проводится мысль о глубокой укорененности творчества Ю.В. Бондарева в православной традиции. Подчеркивается связь образной символики его прозы с православной культурой. Рассматривается образ храма как наиболее устойчивый, репрезентативный в поэтике произведений Бондарева, анализ ключевых эпизодов которых позволяет выявить смысловую доминанту образа храма в его творчестве. Делается вывод о том, что образ храма выступает в художественном мире писателя как символ спасения и духовный оплот для находящихся в поиске Истины персонажей.
Ключевые слова: Ю.В. Бондарев; художественный образ; храм; духовный оплот; православие; Y.V. Bondarev; artistic image; a temple; spiritual support; the Orthodoxy
Загрузить | PDF, 2178 Kb
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА «ПУТЬ» В ТВОРЧЕСТВЕ В.П. АСТАФЬЕВА (НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ «ТАК ХОЧЕТСЯ ЖИТЬ»)
Исследуется концепт «путь» в творчестве В.П. Астафьева. Реализация базисного индивидуально-авторского концепта прослеживается на примере повести «Так хочется жить».
Ключевые слова: концепт; индивидуально-авторский концепт; концепт «путь»; русская лингвокультура; художественный дискурс; военная литература; В.П. Астафьев; concept; individual author’s concept; concept “way”; Ruccian linguistic culture; artistic discourse; military literature; V.P. Astafiev
Загрузить | PDF, 2179 Kb
Концептосфера новеллы «Чудеса жизни» Стефана Цвейга
На материале новеллы австрийского писателя первой половины XX в. Стефана Цвейга «Чудеса жизни» устанавливаются базисные концепты - страх, любовь и отчаяние . Определены ассоциативные и перцептивно-образные признаки этих концептов, выявлены языковые средства обозначения и выражения.
Ключевые слова: концепт; индивидуально-авторский концепт; концептосфера; метафора; эпитет; образ; текст; пассаж; новелла; протагонист; лексема; concept; individual author’s concept; concept sphere; metaphor; epithet; image; text; passage; novel; protagonist; lexeme
Загрузить | PDF, 2202 Kb
Критерии определения неомифонимов в фантастических жанрах XX-XXI вв.
Освещаются вопросы, связанные с критериями определения неомифонимов в фантастических жанрах XX-XXI вв. по способу образования и функционированию в текстах.
Ключевые слова: неомифоним; оним; апеллятив; мифоним; семантика; neomythonym; onym; appellative; mythonym; semantics
Загрузить | PDF, 2179 Kb
Ранняя поэзия З. Гиппиус как отражение декадентских умонастроений литературной эпохи «FIN DE SIÈCLE»
Рассматривается поэзия З.Н. Гиппиус 1880-1890-х годов, воспринимаемая сквозь призму духовно-интеллектуальных и художественных исканий «декадентской мадонны». Подчеркивается способность Гиппиус осмыслить и творчески воплотить бытийную проблематику российской действительности эпохи «конца века».
Ключевые слова: декаданс; декадентство; «fin de siècle»; «новое искусство»; амбивалентность; дуализм; метафизика; Decadence; Decadent movement; “fin de siècle”; ambivalence; dualism; metaphysics
Загрузить | PDF, 2176 Kb
Исторические науки и археология
Исторические свидетельства о медицинской культуре народов Нижнего Поволжья с раннего железного века до распада Золотой Орды
Представлена широкая панорама свидетельств современников - античных, средневековых западноевропейских и восточных авторов о различных сторонах повседневной жизни и быта народов Нижнего Поволжья, имеющих отношение к медицинской культуре. Прослежено влияние кочевого образа жизни на медицинскую культуру, выявлены отдельные традиции медицинской культуры в регионе, имеющие межкультурный характер.
Ключевые слова: медицинская культура; врачевание; кочевые племена раннего железного века и средневековья; Нижнее Поволжье; medical culture; healing art; nomadic tribes of the early Iron Age and the Medieval Age; the Lower Volga region
Загрузить | PDF, 2172 Kb
Монетная коллекция с места раскопок казачьего (Старогригорьевского?) городка
Представлены материалы исследования монетной коллекции, полученной при раскопках казачьего городка, интерпретируемого автором как Старогригорьевский казачий городок. Нумизматический материал рассмотрен как датирующий материал, соотнесенный с письменной историей городка.
Ключевые слова: казачий городок; монета; полушка; чешуйка-копейка; денга; полуземлянка; погребение; Cossack town; coin; mite; scale kopeck; half dugout; burial
Загрузить | PDF, 2172 Kb
Волгоградские предприятия энергетики в условиях хозяйственной реформы А.Н. Косыгина
Анализируется реализация хозяйственной реформы 1965 г. А.Н. Косыгина на волгоградских энергетических предприятиях. Авторы характеризуют основные мероприятия по подготовке и переходу предприятий на новые условия работы, делают вывод об эффективности проводимой реформы.
Ключевые слова: хозяйственная реформа; фонды экономического стимулирования; производительность труда; рентабельность; хозяйственный расчет; энергетические предприятия; научная организация труда; economic reform; funds of economic stimulation; labour efficiency; profitability; economic estimation; power engineering enterprises; scientific organization of work
Загрузить | PDF, 2168 Kb
Особенности организации учебно-воспитательной работы в детских домах Сталинградской области в 1943-1945 гг
Рассматриваются основные формы организации учебно-воспитательной работы в детских домах Сталинградской области на заключительном этапе Великой Отечественной войны. Показаны успехи и достижения, а также некоторые трудности, возникающие в процессе восстановления системы государственных попечительских учреждений.
Ключевые слова: дети-сироты; детские дома; Великая Отечественная война; учебно-воспитательная работа; orphans; orphanages; the Great Patriotic War; educational work
Загрузить | PDF, 2161 Kb