Архив журнала

2020-2024


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86

№1 (105) 2016
2016 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
Педагогические науки
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Определено понятие социально-информационной культуры студента технического вуза, выявлены ее структурные компоненты и критерии сформированности, установлены социально-информационные профессионально-значимые качества специалиста.
Ключевые слова: культура; социально-информационная культура; информационная картина мира; информационно-технологическое мировоззрение; социально-информационные качества; culture; socio-informational culture; informational world picture; informational and technological world view; socio-informational qualities
Загрузить | PDF, 2209 Kb
Опережающие технологии самоорганизации студентов в учебном процессе
Рассмотрено понятие «самоорганизация», особое внимание уделено структурным компонентам самоорганизации учебной деятельности студентов. Представлено содержание технологии опережающего обучения в профессиональном образовании на основе визуализации лекций и практических занятий, направленных на самообразование студентов.
Ключевые слова: профессиональное образование; самоорганизация студентов; учебная деятельность; технология; опережающее обучение; визуализация; самообразование студентов; professional education; students’ self-organization; educational work; technology; advanced education; visualization; students’ self-education
Загрузить | PDF, 2232 Kb
Духовно онтологический подход к деформации личности учителя в контексте теории экономической идентичности работника
Представлена новая онтология в качестве методологии изучения актуальных педагогических проблем, что позволило обосновать модель бытия (экзистенции) человека, включающую духовность и субстанциональное триединство в том числе. По зарубежным источникам раскрыто содержание теории экономической идентификации, что стало основой для определения деформаций личности учителя и их преодоления в рамках духовно-онтологического подхода.
Ключевые слова: бытие; экзистенция; духовность; субстанциональное триединство; духовно-онтологический подход; экономическая идентичность; профессия; личность учителя; деформация личности; being; existence; spirituality; substantial trinity; spiritual and ontological approach; economic identity; profession; teacher’s personality; deformation of a personality
Загрузить | PDF, 2209 Kb
Педагогические условия развития познавательной активности иностранных студентов
Освещены вопросы развития познавательной активности иностранных студентов в процессе изучения русской фразеологии. Представлены результаты исследования, связанного с обоснованием педагогических условий развития познавательной активности иностранных студентов в процессе изучения ими русской фразеологии. Рассмотрена диагностика уровня сформированности познавательной активности.
Ключевые слова: познавательная активность; уровни познавательной активности; условия развития познавательной активности; cognitive activity; levels of cognitive activity; conditions of development of cognitive activity
Загрузить | PDF, 2217 Kb
ДУХОВНО-ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОЦИАЛЬНОМУ ПАРТНЁРСТВУ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ
Представлена хронотопная модель социального партнёрства в профессиональном образовании в постсоветский период. Уточнено содержание элементов и показателей социального партнёрства в рамках духовно-онтологического подхода, что помогает в условиях антироссийских санкций достаточно быстро реагировать на запросы совокупных субъектов профессионального образования.
Ключевые слова: социальное партнёрство; антироссийские санкции; показатели социального партнёрства; профессиональное образование; воспитание студентов; работодатели; духовно-онтологический подход; social partnership; anti-Russian sanctions; signs of social partnership; professional education; students training; employers; spiritual and ontological approach
Загрузить | PDF, 2200 Kb
Система воспитания школьников в православной педагогической культуре
Характеризуется система воспитания в контексте православной педагогической культуры. Традиционная система субъект-объектного воспитания соотнесена с моделью, присущей полисубъектной стратегии воспитания, что позволило представить систему воспитания для православных образовательных школ. Она разработана как совокупность идей, которые могут лежать в основе создания образа школы и в рамках которых будет создаваться система воспитания.
Ключевые слова: система воспитания; православная педагогическая культура; духовно-нравственное воспитание; system of education; Orthodox pedagogic culture; spiritual and moral education
Загрузить | PDF, 2202 Kb
Протоязык детей с ограниченными возможностями здоровья
Рассмотрены сущность протоязыка как средства общения детей раннего возраста, также жесты как важный элемент протоязыка в период дословесной коммуникации. Описана роль взглядов в системе средств общения детей
Ключевые слова: протоязык; ранний возраст; дети с ограниченными возможностями здоровья; общение; protolanguage; early age; children with disabilities; communication
Загрузить | PDF, 2192 Kb
Подготовка будущих дефектологов к формированию временной перспективы детей с ограниченными возможностями здоровья посредством театрализованной деятельности
Описывается проблема подготовки будущих дефектологов к формированию временной перспективы детей с ограниченными возможностями здоровья посредством театрализованной деятельности. Нарушения здоровья приводят к ограничению данной категории детей в контактах с окружающими, сужению микросоциума и, как следствие, несформированности временной перспективы, жизненных целей и планов. Театрализованная деятельность позволяет детям обогатить свой социальный опыт за счет освоения новых социальных ролей и совместной творческой деятельности.
Ключевые слова: социализация; временная перспектива; дети с ограниченными возможностями здоровья; театрализованная деятельность; socialization; temporary prospects; children with disabilities; drama activities
Загрузить | PDF, 2201 Kb
Формирование человека культуры в системе этнокультурной коннотации содержания образования
Рассматривается процесс формирования человека культуры в системе этнокультурной коннотации содержания образования посредством развития структурных элементов центральной темы культуры - системы этнических констант через их систематическое использование в повседневной педагогической практике.
Ключевые слова: человек культуры; содержание образования; этнокультурная коннотация; a culture person; contents of education; ethnocultural connotation
Загрузить | PDF, 2201 Kb
Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе социализации
Раскрываются психолого-педагогические аспекты социализации, критерии формирования коммуникативных навыков в условиях социализации.
Ключевые слова: социализация; воспитание подрастающего поколения; формирование коммуникативных навыков; socialization; education of rising generation; development of communicative skills
Загрузить | PDF, 2191 Kb
Духовно-нравственное воспитание будущих вокалистов в Китае
Показаны подходы к пониманию духовно-нравственного воспитания в современном Китае и его характеристики: доминирование этической составляющей, ведущая роль патриотического и нравственно-идеологического воспитания. Описаны особенности и методы духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов в системе высшего музыкального образования современного Китая.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание; высшее вокальное образование; духовная культура; «духовная цивилизация»; ценности; spiritual and moral education; higher vocal education; spiritual culture; “spiritual civilization”; values
Загрузить | PDF, 2196 Kb
«Российскость» как базовая парадигма человека культуры
Анализируется содержательное наполнение понятия «человек культуры» с учетом российской культурно-педагогической традиции. В качестве примера рассматривается воспитательный потенциал педагогики казачества, в которой актуализируется кросснаучная парадигма «российскость».
Ключевые слова: «российскость»; человек культуры; педагогика казачества; культура казачества; традиция; российское образование; “Russianness”; a culture man; pedagogy of the Cossacks; culture of the Cossacks; tradition; Russian education
Загрузить | PDF, 2200 Kb
Развитие творческого потенциала педагога в инновационном пространстве учреждения дополнительного образования
Научно обоснованы понятия «инновация», «творческий потенциал». Выявлены особенности и раскрыты компоненты профессии «Педагог дополнительного образования». Обозначены условия эффективности форм организации методического сопровождения профессионального мастерства педагогов в инновационном пространстве учреждения дополнительного образования.
Ключевые слова: творческий потенциал; инновационное пространство; педагог дополнительного образования; формы методического сопровождения; creative potential; innovation space; teacher of additional education; forms of methodological support
Загрузить | PDF, 2185 Kb
Социализация детей дошкольного возраста средствами эмоционально-событийных технологий в учреждении дополнительного образования
Представлены модель социализации на основе приобретения социального опыта, доступного детям дошкольного возраста; эмоционально-событийные технологии как особый технологический конструкт, состоящий из последовательных и взаимосвязанных модулей (событий); результаты опытно-экспериментальной работы на примере реализации разноплановых социальных проектов.
Ключевые слова: социализация; дополнительное образование; дети дошкольного возраста; эмоционально-событийные технологии; технологический конструкт; событие; socialization; additional education; preschool children; emotional and eventful technologies; technological construct; event
Загрузить | PDF, 2244 Kb
Педагогический дискурс как поликодовое пространство. Методический потенциал при работе с билингвами
Рассматривается методический потенциал комплексного осмысления педагогического дискурса за рамками его текстовой составляющей. На основе наблюдений в изолированных группах детей-билингвов выясняется конкурентный потенциал кодовых систем передачи информации. Обнаружены общие, групповые и индивидуальные особенности восприятия русскоязычного текста при различных способах предъявления.
Ключевые слова: дискурс; поликодовый текст; билингвизм; когнитивные процессы; восприятие; репрезентация; discourse; polycode text; bilingualism; cognitive processes; comprehension; representation
Загрузить | PDF, 2207 Kb
Инновационное управление образовательными системами
В настоящее время не разработана система инновационного механизма управления образовательными системами, которая соответствовала бы современной экономической и образовательной ситуации в российской среде. Особенно актуальным представляется рассмотрение вопросов формирования системы многоуровневого непрерывного образования как единого образовательного пространства, что предполагает интеграцию различных образовательных подразделений и учреждений.
Ключевые слова: инновации; управление; образование; образовательные системы; непрерывное образование; образовательное пространство; инновационный учебный комплекс; innovations; management; education; educational systems; continuous education; educational space; innovative educational complex
Загрузить | PDF, 2225 Kb
В поиске оснований христианской психологии. Часть первая
Рассмотрены мировоззренческие и теоретико-методологические основания христианской психологии в системе психологического знания. Предложен общенаучный - гуманитарно-антропологический - подход к изучению человеческой реальности, предполагающий гармонизацию и синтез трех антропологий: педагогической, психологической и христианской. В свете антропологического единства следует различать три типа психологического знания: психологию психики, психологию человека и православную (христианскую) психологию - психологию пути человека. Смыслообразующим центром становления «собственно человеческого в человеке» является его выход на личностный способ бытия в мире.
Ключевые слова: антропологический кризис; расчеловечивание человека; грех рационализма; антропологическое единство; духовное становление; путь личности; психология пути; anthropological crisis; dehumanization of a human; the sin of rationalism; anthropological unity; spiritual establishment; personal way; psychology of a way
Загрузить | PDF, 2284 Kb
Филологические науки
Реализация принципа экономии речевых усилий в лингвистической концепции В. А. Богородицкого
Рассматривается проблема экономии речевых усилий, разработанная В.А. Богородицким. Установлено, что учёный применял принцип экономии на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях. В исследовании продемонстрировано значение выделенных В.А. Богородицким морфологических процессов для экономии речевых средств. Наиболее эффективным из них представляется опрощение. Актуальность трудов В.А. Богородицкого для теории экономии речи подтверждается современными работами отечественных и зарубежных исследователей языка.
Ключевые слова: культура; язык; речевое усилие; экономия речи; опрощение; аналогия; безличное предложение; culture; language; speech effort; speech saving; simplification; analogy; impersonal sentence
Загрузить | PDF, 2210 Kb
Устойчивые сравнения как одна из форм репрезентации языковой картины мира
Показаны устойчивые сравнения русского языка, выступающие в качестве одной из форм репрезентации языковой картины мира, ценностным критерием которой является человек: его тело, чувства, состояния, потребности и интересы, слова-названия которых используются в качестве компонентов сравнительного оборота.
Ключевые слова: языковая картина мира; устойчивые сравнения; сравнительный оборот; язык; культурная информация; language world picture; fixed comparisons; comparison pattern; language; cultural information
Загрузить | PDF, 2220 Kb
Вставка и линейность речи
Вставка - синтаксическое явление, которое не имеет однозначной трактовки и требует многоаспектного подхода. Существенным свойством вставки является её способность нарушать линейность речи как последовательного однонаправленного развёртывания во времени и пространстве. Вставка, вклиниваясь в высказывание, разрывает синтагматические отношения между его элементами, что проявляется в специфике интонации, особенностях связи и пунктуации.
Ключевые слова: синтаксис; вставка (вставная конструкция); линейность; спонтанная и подготовленная речь; интонация; пунктуация; syntax; insertion (inserted construction); linear character; spontaneous and prepared speech; intonation; punctuation
Загрузить | PDF, 2209 Kb
ОМОКОМПЛЕКС «НИЧЕГО» И ЕГО ФУНКЦИИ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Анализируется состав омокомплекса «ничего», содержится достаточно обширная информация о каждом трансформанте, что позволяет сравнить их между собой, увидеть отличительные особенности функционирования.
Ключевые слова: полифункциональность; функциональная омонимия; омокомплекс; дискурсивные слова; polyfunctionality; functional homonymy; homocomplex; discursive words
Загрузить | PDF, 2212 Kb
О стилистическом использовании крылатых выражений
Проведён лингвистический анализ путей и способов стилистического использования крылатых выражений в современной немецкоязычной прессе, что всегда ведёт к образованию окказиональных, стилистических вариантов, которые при многократном употреблении могут войти в узус языка и пополнить собой фразеологический фонд.
Ключевые слова: крылатые выражения; стилистическое использование; достижение стилистических эффектов; стилистический вариант; пародирование; popular statements; stylistic use; stylistic effects; stylistic variety; parody
Загрузить | PDF, 2218 Kb
Питч-письмо как инструмент PR-коммуникации
Проведено дифференцирование таких инструментов PR-коммуникации, как реклама, пресс-релиз и питч-письмо, рассмотрены содержательные признаки питч-письма, его функциональные особенности.
Ключевые слова: питч-письмо; пресс-релиз; реклама; рассылки; PR-коммуникация; медиаканал; pitch-message; press-release; advertisement; dispatch; PR-communication; media channel
Загрузить | PDF, 2180 Kb
МУЗЫКАЛЬНЫЙ АЛЬБОМ КАК ПОЛИСЕМИОТИЧНОЕ ЕДИНСТВО (НА МАТЕРИАЛАХ АЛЬБОМОВ «БИТЛЗ»)
Рассматривается музыкальный альбом как полисемиотичный текст и как единство авторских символов. Анализируется многомерность альбома, которая заключается в разнообразии смысловых фабул (лирическая, социальная, философская, музыкальный автопортрет). Охарактеризованы языковые и речевые отличительные черты авторских стилей участников музыкального альбома. Выявлены образы, концепты и символы, объединяющие альбом в единое целое.
Ключевые слова: песенный текст; символизация; полисемиотичный текст; автоинтертекстуальность; импликация; lyrics; symbolization; polysemiotic text; self-intertextuality; implication
Загрузить | PDF, 2189 Kb
Концепт «думать» и способы его фразеологизации в русском и английском языках
Дан анализ устойчивых словосочетаний концепта «думать» в русском и английском языках с точки зрения их образного потенциала и способов фразеологизации. Рассматриваются особенности фразеологического переосмысления, основные типы метафорических и метонимических переносов.
Ключевые слова: фразеологизм; фразеологизация; переосмысление; метафора; метонимия; phraseological unit; phraseologization; comprehension; metaphor; metonymy
Загрузить | PDF, 2183 Kb
Англоязычная SMS-коммуникация: роль категорий пространства и времени
Рассмотрены категории пространства и времени как основные параметры SMS-коммуникации на материале сообщений английской части корпуса, разработанного при Национальном университете Сингапура. Целью является изучение синтаксической структуры SMS-сообщений и определение тех характеристик, которые свойственны этому виду связи. В результате проведенного анализа были установлены основные способы, которыми определяется роль категорий пространства и времени в SMS-сообщениях.
Ключевые слова: коммуникация; SMS-сообщения; категории пространства и времени; корпус; communication; short messages; categories of time and space; corps
Загрузить | PDF, 2182 Kb
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА АНТРОПОНИМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В статье рассматриваются особенности реализации аксиологического потенциала антропонимов английского языка. Особое внимание уделяется изучению аксиологического потенциала аллюзивных антропонимов, которые рассматриваются в качестве репрезентации лингвокультуры благодаря своей ярко выраженной оценочности, основывающейся на ассоциативных связях.
Ключевые слова: антропоним; оценочность; аксиологический потенциал; аллюзия; антономазия; anthroponym; evaluativity; axiological potential; allusion; antonomasia
Загрузить | PDF, 2198 Kb
Стилистика приговорённых к смертной казни
Выявляются эмотивные особенности текстов последнего слова приговорённых к смертной казни. С позиций эмотивной лингвоэкологии рассматривается экологичность стрессовой лингвистики данных текстов.
Ключевые слова: последнее слово приговорённых к смертной казни; стрессовая лингвистика; экологичность; эмотивная лингвоэкология; the final plea of the sentenced to death; stress linguistics; ecology; emotive linguistic ecology
Загрузить | PDF, 2188 Kb
Стереотипное представление о госте в русских пословицах (на фоне китайских)
Дается анализ русских пословиц, очерчивающих модель поведения гостя в чужом доме - положительно и отрицательно оцениваемого - на фоне китайских изречений, что показывает как весьма ощутимое сходство, так и различия в видении «правильного» гостя.
Ключевые слова: пословица; лингвокультурные представления; гость; русский и китайский языки; proverb; linguistic cultural notions; guest; the Russian and Chinese languages
Загрузить | PDF, 2236 Kb
Экологичность коммуникативного стиля (на материале текстов рекламы компании “SPLAT”)
Поднимается проблема экологии эмоций и ставится вопрос о возможности экологизации коммуникативного стиля homo sentiens через формирование у него экологической эмотивной компетенции и воспитание его внутреннего экологического цензора.
Ключевые слова: экология эмоций; экологичность коммуникации; экологизация; экологическая эмотивная компетенция; внутренний экологический цензор; emotions ecology; ecology of communication; ecologization; ecological emotive competence; inner ecological censor
Загрузить | PDF, 2210 Kb
Усложнение текста: структурно-семантический аспект
Определяется понятие «усложнение текста», рассматриваются преобразования формы и содержания текста при его вторичной репрезентации в меняющихся условиях коммуникации, выявляются признаки, свидетельствующие об усложнении поверхностной и содержательной структуры текста.
Ключевые слова: усложнение текста; поверхностная структура текста; содержательная структура текста; вторичная репрезентация; вторичная категоризация; вторичная концептуализация; complication of a text; surface text structure; content text structure; secondary representation; secondary categorization; secondary conceptualization
Загрузить | PDF, 2205 Kb
Восприятие жизни в языковом сознании калмыков
Концепт «жизнь» - один из базовых концептов, лежащих в основе общего освоения человеком действительности, однако он имеет свое национально-культурное своеобразие. В статье проведен анализ калмыцких пословиц и поговорок, связанных с концептом «жизнь», при помощи которых описывается отношение калмыцкого народа к жизни.
Ключевые слова: лингвокультура; концепт; пословицы и поговорки; калмыцкий язык; linguistic culture; concept; proverbs and sayings; the Kalmyk people
Загрузить | PDF, 2209 Kb
Чеховские сюжеты и мотивы в творчестве Р.П. Кумова
Анализируются особенности рецепции чеховских сюжетов и мотивов в творчестве Р.П. Кумова.
Ключевые слова: Кумов; Чехов; сюжет; мотив; рецепция; творческий диалог; Kumov; Chekhov; plot; motive; reception; creative dialogue
Загрузить | PDF, 2258 Kb
Поэтика историко-биографических драм XX века о поэте/ писателе
Статья посвящена общим слагаемым поэтики пьес (М. Булгаков «Последние дни», А. Платонов «Ученик Лицея» и И. Друцэ «Возвращение на круги своя»), каковыми являются интертекст, прежде всего, художественный и иной текст главных героев пьесы. Мысль драматурга выражается мотивной связью, построенной на интертексте. Обязательной является опора на биографические факты, и одновременно неизбежен вымысел в той или иной форме.
Ключевые слова: поэтика; интертекст; мотив; фактическая достоверность; вымысел; драматическое действие; poetics; intertext; motive; factual truth; fiction; drama action
Загрузить | PDF, 2207 Kb
Из истории собирания и публикации нартского эпоса карачаевцев и балкарцев
За свою многовековую историю карачаевцы и балкарцы создали богатейший фольклор, в котором центральное место занимает героический нартский эпос целого ряда кавказских народов, различающихся по генезису, историческим судьбам, языку, традиционной культуре. В статье показана история собирания и публикации карачаево-балкарской версии «Нартиады», начиная с ХIХ в. по настоящее время.
Ключевые слова: карачаево-балкарский нартский эпос; «Нартиада»; история собирания эпоса; дореволюционные публикации; the Karachai and Balkar Nart saga; history of gathering of the Nart saga; prerevolutionary publications
Загрузить | PDF, 2215 Kb
Исторические науки и археология.
«Присяга» и «подданство» в политической практике казахской элиты в 30-40-е гг. XVIII в
Описана политическая ситуация в Казахской степи в 30-40-е гг. XVIII в. и анализируются проблемы, связанные с принятием российского подданства ханом Младшего жуза Абулхаиром.
Ключевые слова: подданство; присяга; Малый жуз; российско-казахские отношения; citizenship; oath; Minor Zhuz; Russian-Kazakh relations
Загрузить | PDF, 2188 Kb
Период Реставрации монархии Стюартов и его отражение в политической концепции Джона Локка
Рассмотрены идеи известного английского философа Джона Локка, анализируется связь между событиями и процессами эпохи Реставрации Стюартов и политической доктриной Д. Локка.
Ключевые слова: Англия; Джон Локк; Стюарты; Реставрация; политическая концепция; England; John Locke; the Stuarts; restoration; political conception
Загрузить | PDF, 2188 Kb
О пребывании в военной тюрьме в Бресте деятелей польской оппозиции в 1930 г
Представлены обстоятельства ареста, пребывания и освобождения из Брестской тюрьмы деятелей польской оппозиции в период предвыборной кампании в парламент в сентябре-ноябре 1930 г.
Ключевые слова: история Польши; режим санации (sanacja regime); политические партии; history of Poland; sanacjaregime; political parties
Загрузить | PDF, 2209 Kb
Научная жизнь. Рецензии.
Микротопонимия польско-украинского языкового пограничья (рецензия на книгу: Olejnik M. Mikrotoponimia powiatu włodawskiego. Lublin: Wyd-woUniwer. Marii Curie-Skłodowskiej, 2014. 200 s.)
Ключевые слова:
Загрузить | PDF, 2153 Kb
Рецензия на книгу: Олянич А.В. «Избранные статьи по лингвистике, лингвосемиотике и лингводидактике». Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2014. 364 с
Ключевые слова:
Загрузить | PDF, 2138 Kb