Архив журнала


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86

№7 (82) 2013
2013 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
Философия и методология образования
Методология проектиролвания иновационного пространства педагогического образования в федеральном университете
Доказывается, что педагогическое образование обладает неиспользованными резервами модернизации, которые состоят в возможности усиления его безусловного влияния на прогресс всех сфер жизнедеятельности общества, региона, страны через педагогов, способных работать с процессами развития личности и социума и выращивать поколение инноваторов. В контексте этой идеи раскрыты цели, миссия, принципы и стратегические направления развития и модернизации Академии педагогического образования как инновационной подструктуры Южного федерального университета.
Ключевые слова: социальный заказ педагогическому образованию; инновационная деятельность; модернизация; педагогическое образование университетского типа; social demands to pedagogic education; innovational work; modernization; pedagogic education of the university type
Загрузить | PDF, 1422 Kb
Феномен понимания и его роль в образовательном процессе
Анализируется процесс получения образовательного знания, которое является альтернативой традиционному образованию. Доказывается, что повышение эффективности образовательного процесса требует совмещения объективного дескриптивного знания и знания оценочного.
Ключевые слова: непрерывное образование; традиционное образование; образовательное знание; понимание; объяснение; continuous education; traditional education; educational knowledge; comprehension; explanation
Загрузить | PDF, 1394 Kb
Целостный учебно-воспитательный процесс
Педагогический процесс в контексте гуманитарного подхода
С позиций гуманитарного подхода раскрывается сущность педагогического процесса, который анализируется как развивающее и развивающееся взаимодействие. Он показан как целостный и полиструктурный, циклический и закономерный. Выделяются его пространственно-временные характеристики, направленность, социокультурный и жизнесообразный характер.
Ключевые слова: педагогическая цель; содержание; педагогическое взаимодействие; педагогический процесс; pedagogic goal; contents; pedagogic interaction; pedagogical process
Загрузить | PDF, 1396 Kb
Российская идентичность как личностный результат: опыт размышления
В контексте задач современной модернизации образования рассматривается проблема формирования российской идентичности личности: идентичность как элемент самосознания, особенности формирования российской идентичности (на социокультурном и личностном уровнях), специфика педагогического сопровождения данного процесса.
Ключевые слова: идентичность; российская идентичность как социокультурная; российская идентичность как личностная; социально-педагогическое сопровождение; identity; Russian identity as a sociocultural one; Russian identity as a personal one; sociopedagogic support
Загрузить | PDF, 1387 Kb
Культурологическая компетентность в подготовке специалиста педагогического вуза
Рассматривается культурологическая компетентность – уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции.
Ключевые слова: компетентностный подход; компетенция; компетентность; культурологическая компетентность; культурологический подход в образовании; competence approach; competence; culturological competence; culturological approach in education
Загрузить | PDF, 1387 Kb
Непрерывное профессиональное образование
Базовый центр педагогического образования как экспериментальная площадка Российской академии образования(из опыта работы Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева)
Показаны теоретико-методологические, научнометодические, ценностно-целевые, процессуально-содержательные аспекты Мордовского базового центра педагогического образования (МБЦПО) как экспериментальной площадки РАО. Внимание акцентируется на основных направлениях деятельности и этапах экспериментально-исследовательского цикла становления МБЦПО, направленных на развитие культурно-продуктивной личности будущего педагога.
Ключевые слова: педагогическое образование; базовый центр педагогического образования; экспериментальная площадка; культурно-продуктивная личность; pedagogic education; Basic Centre of Pedagogic Education; experimental ground; culture productive personality
Загрузить | PDF, 1396 Kb
Роль вузовской образовательной среды в формировании креативности студентов
Анализируются особенности вузовской образовательной среды и ее возможности в формировании профессиональной креативности у будущих специалистов социально-гуманитарной сферы. Рассматриваются психолого-педагогические условия и факторы, оказывающие значительное влияние на формирование креативности у студентов гуманитарных специальностей в процессе их профессиональной подготовки.
Ключевые слова: креативность; условия; образовательная среда; информационно-коммуникационные технологии; creativity; conditions; educational environment; information and communication technologies
Загрузить | PDF, 1392 Kb
Научно-методические особенности элективного курса «Руководство научно-исследовательской работой школьников»
Раскрыта авторская научно-методическая разработка элективного курса, ориентированная на формирование профессиональных компетенций магистрантов в условиях реализации ФГОС высшего образования.
Ключевые слова: профессиональные компетенции; учебно-исследовательская деятельность; проектная деятельность; научное общество учащихся; исследовательские умения; professional competences; educational research work; project work; students’ scientific community; research skills
Загрузить | PDF, 1384 Kb
Инновации в общем и профессиональном образовании
Нужна ли сегодня адаптивная оптимальная система модернизации образования с наперед заданными свойствами?
Дан анализ проходящей модернизации образования, обсуждается необходимость научного системного подхода к пониманию этого глобального явления в образовании. Обосновывается методология возможности создания исследовательского аппарата и технологического инструментария, обеспечивающего органическое согласование цели, логики, этапов, средств научной деятельности, промежуточных и конечных результатов модернизации.
Ключевые слова: модернизация; технологии проектирования систем образования с заданными свойствами; система реализации модернизации образования; управление процессом и системой модернизации; modernization; technologies of design of educational systems with desired properties; system of realization of education modernization; management of the process and system of modernization
Загрузить | PDF, 1485 Kb
Педагогические условия использования традиций и инноваций в воспитательной деятельности вуза
Рассмотрена роль традиций и инноваций в воспитательной деятельности вуза, выявлены педагогические условия их взаимодействия, управления и эффективной реализации в рамках системы воспитания студентов.
Ключевые слова: воспитание; внеучебная деятельность; инновации; традиции; взаимодействие; субъекты воспитания; студенты; преподаватели; education; extracurricular work; innovations; traditions; interaction; subjects of education; students; teachers
Загрузить | PDF, 1380 Kb
Аргументы в пользу становления модели эффективного вуза
Изложен авторский взгляд на эффективность деятельности современного вуза, представлена трактовка понятия «эффективный вуз». Эффективность вуза рассматривается с позиций оценки педагогических, социальных и экономических эффектов; представлены данные диагностики готовности преподавателей вузов к инновационно-коммерческой деятельности.
Ключевые слова: эффективность; эффективный вуз; эффективный преподаватель; педагогические; экономические; социальные эффекты образования; effectiveness; effective higher school; effective teacher; pedagogic; economical; social effects of education
Загрузить | PDF, 1393 Kb
Подготовка инициативных, творчески мыслящих, высококвалифицированных специалистов в современных условиях как содержание гуманитарной образовательной практики
Описываются основные требования к учебному процессу, обеспечивающему подготовку инициативных, творчески мыслящих специалистов. Педагогическая помощь может осуществляться в стратегии педагогического руководства, поддержки или сопровождения.
Ключевые слова: обучение; среднее профессиональное образование; гуманитаризация образования; субъектная позиция; образовательные технологии; учебный процесс; education; secondary professional education; humanitarization of education; subjective position; educational technologies; learning process
Загрузить | PDF, 1416 Kb
Сущностные характеристики готовности старшеклассников к преодолению экстремальных ситуаций (на примере пожарно-прикладного спорта)
Рассматриваются проблемы формирования готовности старшеклассников к преодолению экстремальных ситуаций (на примере пожарно-прикладного спорта). Представлены сущностные характеристики исследуемой готовности, выделены ее функции и структурные компоненты.
Ключевые слова: готовность; экстремальная ситуация; старшеклассники; формирование; пожарно-прикладной спорт; функции; компоненты; readiness; extreme situation; senior pupils; formation; fire applied sport; functions; components
Загрузить | PDF, 1387 Kb
Особенности профессионального становления студентов с различными типами гендерной идентичности
Представлены основные результаты исследования влияния типа гендерной идентичности личности на успешность ее профессионального становления. Основное внимание уделено соотношению биологического и гендерного факторов в процессе самоактуализации личности в профессии.
Ключевые слова: гендерная идентичность; профессиональное становление; мотивация; биологический фактор; юношеский возраст; gender identity; professional establishment; motivation; biological factor; youth age
Загрузить | PDF, 1385 Kb
Воспитание и дополнительное образование
Субкультурная грамотность современного подростка как социально-педагогическая цель взаимодействия школы и семьи
Рассмотрено понятие субкультуры в контексте взаимодействия семьи и школы. Определена сущность взаимодействия семьи и школы в контексте формирования субкультурной грамотности подростка, представлены результаты опроса субъектов воспитательного процесса, на основании которых сделаны выводы о потенциале взаимодействия семьи и школы с целью формирования субкультурной грамотности подростка.
Ключевые слова: субкультура; подростки; семья; взаимодействие; субкультурная грамотность; subculture; teenagers; family; interaction; subculture competence
Загрузить | PDF, 1393 Kb
Мультипликационный фильм как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Показаны возможности использования мультипликационных фильмов в целях формирования нравственного опыта детей дошкольного возраста, описана методика включения воспитателя в ситуации восприятия детьми кинопродукции.
Ключевые слова: мультфильм; нравственное воспитание; нравственно-развивающий потенциал мультфильма; нравственные чувства; ситуация; animated cartoon film; moral education; moral and developing potential of an animated cartoon; moral feelings; situation
Загрузить | PDF, 1387 Kb
Общение с природой без насилия
Освещена проблема взаимодействия человека с природой. Раскрываются основанные на методе ненасильственного общения правила взаимодействия с природой, доступные как для взрослого человека, так и для ребенка.
Ключевые слова: природа; отношение; дошкольный возраст; метод ненасильственного общения; nature; attitude; preschool age; method of nonviolent communication
Загрузить | PDF, 1387 Kb
Условия эффективности формирования российской гражданской идентичности старшеклассников в образовательном учреждении
Раскрывается объективная необходимость формирования российской гражданской идентичности в российском обществе. Выделены и обоснованы условия, влияющие на эффективность процесса становления и развития российской гражданской идентичности старшеклассников в современной образовательной практике.
Ключевые слова: антропообраз; гражданин; россиянин; гражданское общество; российская гражданская идентичность; референтность; anthropo-image; citizen; Russian; civil society; Russian civil identity; reference
Загрузить | PDF, 1692 Kb
Теория и методика обучения и воспитания
Диагностика сформированности иноязычной коммуникативной компетенции у будущих педагогов профессионального обучения
Представлены методы, критерии и результаты диагностики, позволяющие подтвердить эффективность модели формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих инженеров-педагогов в условиях информационной образовательной среды.
Ключевые слова: компоненты компетенции; мотивационный; когнитивно-деятельностный; оценочно-рефлексивный уровни компетенции; методы диагностики; components of competence; motivational; cognitive activity; evaluative and reflexive levels of competence; methods of diagnostics
Загрузить | PDF, 1406 Kb
Компетенция переключения кода как ключевой элемент билингвальной компетенции переводчика
Рассматривается специфическая компетенция переключения кода, необходимость выделения которой обусловлена важной ролью переключения кода в переводе, его спецификой и факторами, влияющими на его качество и эффективность.
Ключевые слова: переключение кода; билингвизм; перевод; компетенция переключения кода; code changeover; bilingualism; translation; competence of code changeover
Загрузить | PDF, 1392 Kb
Формирование профессиональной компетенции лингвиста-переводчика в условиях современной образовательной парадигмы
Описаны компоненты профессиональной компетенции переводчика, а также механизмы ее формирования. Выявлена и обоснована необходимость разумного сочетания инновационных и традиционных технологий в процессе обучения переводу. Предлагается комплекс упражнений на формирование профессиональной компетенции переводчика на основе сочетания инновационных и традиционных технологий.
Ключевые слова: профессиональная компетенция переводчика; инновационные и традиционные технологии обучения; базовые и специфические знания; умения и навыки; interpreter’s professional competence; innovational and traditional educational technologies; basic and specific knowledge; abilities and skills
Загрузить | PDF, 1392 Kb
Профессионально-ориентированное содержание подготовки будущих учителей иностранного языка
Показаны сущность профессионально ориентированного содержания обучения иностранному языку и его роль в интеграции теоретического и практического аспектов системы подготовки будущих учителей иностранного языка как важного условия их адаптации к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессионально ориентированное содержание; будущие учителя; адаптация; профессиональная деятельность; professionally oriented contents; future teachers; adaptation; professional work
Загрузить | PDF, 1387 Kb
Преподавание иностранного языка школьникам в профильных классах с правовым уклоном на основе гендерного подхода
Рассмотрены особенности преподавания иностранного языка в школе в профильных классах с правовым уклоном на основе гендерного подхода. Дана авторская оценка влияния раздельного обучения на развитие коммуникативных навыков, необходимых мужчинам и женщинам для их совместной деятельности в современном обществе. Показана значимость гендерного подхода в процессе обучения иностранному языку на примере экспериментальной работы, проведенной в одной из школ Волгограда.
Ключевые слова: преподавание иностранного языка в школе; гендерный подход; правовое воспитание; раздельное обучение мальчиков и девочек; учетгендерных особенностей обучающихся; гендерное образование; foreign language teaching at school; gender approach; legal training; separate education of boys and girls; taking into account gender peculiarities of pupils; gender education
Загрузить | PDF, 1387 Kb
Культурологический подход в системе литературного образования школьников
Освещена одна из актуальных проблем преподавания литературы в школе – методика культурологического анализа. Рассматриваются использование комплекса искусств в методической науке, психолого-педагогические предпосылки возникновения интереса у школьников старшего возраста к разным видам искусств, раскрывается специфика интегрированного урока литературы.
Ключевые слова: интеграция искусств; культурологический анализ; текст; перевод; интерпретация; герменевтика; integration of arts; cultural analysis; text; translation; interpretation; hermeneutics
Загрузить | PDF, 1436 Kb
Формирование у учащихся седьмого класса понятия «гротеск» как средства оценки сатирической колористики сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина
Раскрывается логика работы по формированию понятия «гротеск» в 7-м классе на материале сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. На основе психологических и методических разработок, посвященных анализу этапов работы с теоретическим материалом у школьников, определена специфика формирования понятия «гротеск» в рамках компетентностного системно-деятельностного подхода.
Ключевые слова: формирование понятия «гротеск»; компетентностный системно-деятельностный подход; formation of the notion “grotesque”; competence systemic work approach
Загрузить | PDF, 1404 Kb
Формирование экологической ответственности у учащихся 8-го класса средствами школьной географии на основе взаимосвязи классно-урочной, внеурочной и внеклассной деятельности
Представлено одно из важнейших методических условий формирования экологической ответственности при изучении географии России – взаимосвязь классно-урочной, внеурочной и внеклассной деятельности в рамках базового курса «География России», элективного курса «Экологическая ответственность гражданина России» и детского экологического объединения «Мой ориентир – экологическая ответственность за родной край»
Ключевые слова: экологическая ответственность; курс «География России»; элективный курс; детское экологическое объединение; классно-урочная деятельность; структура экологической ответственности; экологизация географии; ecological responsibility; course “Russian Geography”; elective course; children’s ecological association; class work; structure of ecological responsibility; ecologization of geography
Загрузить | PDF, 1400 Kb
Формирование методических умений работать с понятиями у бакалавров педагогического образования по профилю «Математика» на занятиях по математической логике
Анализируются возможности курса математической логики в формировании у будущего учителя математики методических умений работать с определениями математических понятий. Выделены умения, позволяющие выполнять логико-математический анализ определений математических понятий и конструировать задачи в соответствии с целями этапов формирования понятия. Приведены примеры систем задач практикума математической логики как средства формирования указанных умений.
Ключевые слова: математическая логика; методическое умение; понятие; определение понятия; логико-математический анализ определения; процесс формирования понятия; система задач; mathematical logic; methodological skill; notion; definition of the notion; logical and mathematical analysis of the notion; process of notion formation; system of tasks
Загрузить | PDF, 1385 Kb
Историко- и сравнительно-педагогические проблемы образования
Феномен "забота о себе" через призму древнегреческой пайдейи
Раскрыта сущность феномена «забота о себе» античной педагогической мысли и обоснована логика его исторического развития в аспекте зарождения представлений о высшем образовании и самообразовании.
Ключевые слова: античная педагогическая мысль; забота о себе; пайдейя; antique pedagogic thought; care of yourself; paideia
Загрузить | PDF, 1388 Kb
Благотворительная деятельность в образовании Симбирской губернии во второй половине XIX – начале XX в.
Представлена система работы учебно-трудовых приютов (детских приютов трудолюбия) как одна из перспективных форм образования и воспитания (на примере Симбирской губернии во второй половине XIX – начале XX в.).
Ключевые слова: благотворительность; воспитание; образование; призрение; Дом трудолюбия; charity; education; upbringing; care; House of diligence
Загрузить | PDF, 1395 Kb
Высшее образование как фактор развития инновационной системы США
На примере США проводится ретроспективный анализ социально-экономической обусловленности инновационных процессов и государственного регулирования в области инновационного развития в США. Рассмотрены основные факторы, влияющие на развитие инновационной системы в США во второй половине XX в. Выявлены актуальные проблемы развития и приоритетные направления государственной политики в области высшего образования на современном этапе.
Ключевые слова: инновация; инновационные процессы; высшее образование в США; финансирование; двухгодичный колледж; innovation; innovation processes higher education in the USA; financing; two-year college
Загрузить | PDF, 1392 Kb
Сравнительный анализ отечественного и зарубежного педагогического опыта работы с молодежными субкультурами
Представлен сравнительный анализ отечественных и зарубежных педагогических технологий по работе с молодежными субкультурами. Определены возможности использования зарубежного опыта в нашей стране.
Ключевые слова: субкультура; молодежная субкультура; социально-педагогическая работа; педагогический опыт; subculture; youth subculture; socio-pedagogical work; pedagogic experience
Загрузить | PDF, 1398 Kb
Развитие идей гуманистической педагогики в России
Рассматривается процесс развития и становления гуманистической идеологии в России. Исторический обзор позволяет проанализировать передовой гуманистический опыт прошлого с целью дальнейшего совершенствования методов обучения, воспитания и самосовершенствования в современной системе образования, нацеленного на развитие человека.
Ключевые слова: гуманизм; гуманистическая педагогика; аксиологические ориентиры образования; миротворческое образование; humanism; humanistic pedagogy; axiological guidelines of education; peacemaking education
Загрузить | PDF, 1387 Kb
Специфика развития украинской гуманистической педагогической мысли как составляющей советского научно- педагогического дискурса (60-е гг. ХХ в.)
На основе детального анализа историко-педагогических трудов 60-х гг. ХХ в., посвященных осмыслению развития системы образования в УССР, характеризуется генезис идей отечественной гуманистической педагогики в советский период, обусловленный реализацией ключевых партийно-государственных документов.
Ключевые слова: гуманистическая педагогика; идеи гуманистического образования; украинская система образования; советская система образования; историография; humanistic pedagogy; ideas of humanistic education; Ukrainian system of education; Soviet system of education; historiography
Загрузить | PDF, 1388 Kb
Воспитание национального самосознания россиян в церковно-приходской школе
Описаны особенности воспитания национального самосознания россиян в церковно-приходской школе, реализующей государственную и религиозно-педагогическую концепции национального образования в дореволюционной России; рассмотрен феномен церковно-приходской школы С.А. Рачинского в селе Татев как пример инновационного образовательного учреждения гуманистического типа.
Ключевые слова: национальное самосознание; национальное образование; базовые ценности национального образования; государственная концепция; религиозно-педагогическая концепция; церковно-приходская школа; national self-consciousness; national education; basic values of national education; public conception; religious and pedagogic conception; parish school
Загрузить | PDF, 1400 Kb
Психологические проблемы современного образования
Тренинг развития личности как средство профилактики наркотической зависимости у подростков
Рассматриваются проблема наркотической зависимости подростков и тренинг развития личности как средство ее профилактики. Результаты эмпирического исследования подтверждают профилактические возможности психологического тренинга в подростковой группе.
Ключевые слова: наркотическая зависимость; профилактика наркотической зависимости; виды профилактики; тренинг развития личности; drug addiction; prevention of drug addiction; types of prevention; training of personal development
Загрузить | PDF, 1387 Kb
Теоретико-экспериментальные основы модели адаптации школьников к образовательной среде в критические периоды развития
Обозначены теоретические положения, определившие логику исследования адаптационного процесса на основе анализа социальной ситуации развития школьников в критические периоды. Выявлены психологические факторы адаптации школьников к образовательной среде в критические периоды развития, обусловившие содержание, формы и методы работы психолога и педагога по профилактике факторов риска дезадаптации.
Ключевые слова: адаптация школьников; социальная ситуация развития; психологические факторы адаптации; факторы риска дезадаптации; adaptation of pupils; social situation of development; psychological factors of adaptation; risk factors of disadaptation
Загрузить | PDF, 1391 Kb
Психология предсоревновательной подготовки квалифицированных спортсменов
Представлена попытка анализа научно-методической литературы по психологической подготовке и средствам коррекции отрицательных эмоциональных состояний спортсмена.
Ключевые слова: гребной спорт; психологическая подготовка; спортивный результат; rowing; psychological training; sports result
Загрузить | PDF, 1388 Kb
Научная жизнь. Рецензии
Педагогическая технология «тайм-менеджмент» для студента
Ключевые слова:
Загрузить | PDF, 1291 Kb