Архив журнала
2020-2024
Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)
Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)
Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86
№4 (48) 2010
2010 г.
Тема номера: ИЗВЕСТИЯ ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Серия: Педагогические науки
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Типологический анализ научно-технологических подходов в современном образовании
Представлена оригинальная авторская интерпретация последовательности подходов в образовании как череды сменяющих друг друга научно-технологических систем. Делается заключение о необходимости разработки инновационного для современного образования гуманитарно-антропологического подхода.
Ключевые слова: научно-технологические подходы: когнитивно-ремесленный; деятельностный; компетентностный; гуманитарно- антропологический; субъект; субъективная реальность; развитие
Загрузить |
PDF,
661 Kb
Содержание и логика познания сущности личностного качества
Рассматриваются методологические регулятивы определения содержания и логики выявления сущности личностных качеств при проектировании и реализации целостного учебно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: система; целое; целостность; функция; структура; компонент; элемент; уровень; критерий
Загрузить |
PDF,
690 Kb
Поликультурное образовательное пространство в процессе экологической социализации личности
Современный социум представляет поликультурную среду, а школа - поликультурное образовательное пространство. В статье обсуждаются возможные проявления субъектной сущности поликультурного образовательного пространства в процессе экологической социализации личности.
Ключевые слова: экологическая социализация; поликультурное образовательное пространство
Загрузить |
PDF,
677 Kb
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Предпосылки становления конкурентоспособного специалиста в современном высшем профессиональном образовании
Рассматриваются предпосылки становления конкурентоспособных специалистов в высшем профессиональном образовании. Чтобы соответствовать международным стандартам в этой сфере и являться конкурентоспособной, высшая школа должна внедрять в процесс обучения инновационные образовательные технологии.
Ключевые слова: конкурентоспособность; качество высшего образования; инновации
Загрузить |
PDF,
678 Kb
Готовность к профессиональной мобильности как основа профессионального образования в вузе на современном этапе
Как основная цель профессионального образования показана подготовка квалифицированного специалиста, компетентного, ответственного, конкурентоспособного, свободно владеющего знаниями в своей профессиональной области, ориентирующегося в смежных сферах деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Ключевые слова: профессиональная мобильность; подготовка специалистов; уровень образования; профессиональное образование в вузе; профессиональный рост
Загрузить |
PDF,
680 Kb
Проектирование в системе подготовки социальных педагогов
Социально-проектная деятельность активно используется в целостном учебно-воспитательном процессе педвуза. Проектный метод обучения актуализирует знания смежных дисциплин, носит практико-ориентированную направленность, создает условия для апробации знаний на практике, стимулирует поиск недостающей социальной информации. Он ориентирован на технологическую подготовку студента, приобретающего опыт решения конкретной социально-педагогической проблемы, который может рассматриваться как типовой пример, модель, что позволяет осуществлять весь цикл социально-педагогической деятельности на практике (диагностика, целеполагание, отбор и реализация системы средств, анализ результатов специалистами, другими студентами, преподавателями).
Ключевые слова: социальный педагог; профессиональная деятельность; проектирование; компетентность; субъект; проектная деятельность; компетентностный опыт
Загрузить |
PDF,
663 Kb
Ситуация квазипрофессиональной деятельности как средство духовного воспитания будущего учителя музыки: структурно-функциональные характеристики
С позиций целостного подхода характеризуется воспитательный потенциал ситуации квазипрофессиональной деятельности, рассматриваются ее возможности в духовном воспитании будущего учителя музыки, а ее структура и функции обосновываются с позиций двойственности, противоречивости духовного мира человека и мира музыкальной культуры, множественности педагогической реальности.
Ключевые слова: духовное воспитание; ситуация квазипрофессиональной деятельности; гуманитаризация педагогической деятельности
Загрузить |
PDF,
661 Kb
Модель реализации педагогического потенциала воинского социума по развитию профессионализма у военнослужащих контрактной службы
С позиций целостного подхода описывается модель реализации педагогического потенциала воинского социума по развитию профессионализма у военнослужащих контрактной службы: дается определение педагогического потенциала воинского социума, выделяются его составляющие и принципы их реализации, описываются этапы и логика их внутренней структуры.
Ключевые слова: педагогический потенциал воинского социума; модель реализации педагогического потенциала воинского социума по развитию профессионализма у военнослужащих контрактной службы
Загрузить |
PDF,
660 Kb
Условия развития организационно-управленческих умений будущих военных летчиков
Представлены условия развития организационно-управленческих умений будущих военных летчиков государственной авиации в процессе обучения в вузе как актуальная проблема, поскольку уровень их развития является одним из важных факторов реализации поведения в дальнейшей профессиональной деятельности на первоначальных должностях по предназначению.
Ключевые слова: организационно-управленческие умения; образовательное пространство; условия развития
Загрузить |
PDF,
668 Kb
формирования культуры межнационального общения у военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации
Дано понятие «культура межнационального общения у военнослужащих». Рассмотрены функции и структурные компоненты культуры межнационального общения как качества личности воина. Раскрыты критерии и показатели оценки уровня ее сформированности у военнослужащего в процессе воинской службы.
Ключевые слова: межнациональное общение; культура межнационального общения; качество личности; взаимопонимание; взаимодействие; интегративность
Загрузить |
PDF,
683 Kb
Особенности акмеологического сопровождения педагогической деятельности в системе университетского образования
Раскрывается проблема внедрения акмеологического сопровождения педагогической деятельности в образовательный процесс высшей школы, подразумевающего рост профессионализма преподавателей, высокое качество обучения и качество знаний.
Ключевые слова: акмеология; моделирование педагогической деятельности; акмеологическая служба; акмеологическая культура
Загрузить |
PDF,
668 Kb
Подготовка будущих тренеров к созданию положительного социально-психологического климата в спортивной команде
Определены структура готовности будущих тренеров к созданию положительного социально- психологического климата в спортивной команде, ее критерии и уровни сформированности. Проведено исследование особенностей межличностных взаимоотношений внутри группы студентов-футболистов. Выявлены педагогические ситуации и принципы построения занятий, способствующие формированию компонентов данной готовности, а также разработана и апробирована методика ее формирования.
Ключевые слова: социально-психологический климат; межличностные отношения; структура готовности; компетентность; рефлексия; «чувство объекта»; педагогическая ситуация
Загрузить |
PDF,
707 Kb
Педагогическая поддержка становления смысла изучения иностранного языка у студентов неязыковых факультетов
Рассматривается проблема становления личностного смысла изучения иностранного языка у будущих педагогов. Данный процесс выступает важным звеном в становлении профессиональной компетентности будущих специалистов и включает ряд этапов, реализуемых при определенных условиях.
Ключевые слова: личностный смысл; педагогическая поддержка; становление специалиста в сфере образования
Загрузить |
PDF,
673 Kb
Анализ готовности студентов-музыкантов к полихудожественной деятельности
Анализируются степень готовности студентов-музыкантов к полихудожественной деятельности и формирование их полихудожественной компетентности в процессе получения профессионального музыкально-педагогического образования.
Ключевые слова: полихудожественная компетентность; музыкально-педагогическая деятельность; синтез искусств
Загрузить |
PDF,
707 Kb
Творческая культурно-образовательная среда как условие ориентации студентов на научно-педагогическое творчество
Исследование направлено на изучение ориентации студентов на научно-педагогическое творчество и роли культурно-образовательной среды вуза в этом процессе. С позиции системно-ориентационного подхода представлены структура и признаки творческой культурно-образовательной среды.
Ключевые слова: культурно-образовательная среда; научно-педагогическое творчество
Загрузить |
PDF,
680 Kb
Профессиональное самоопределение на этапе вузовской подготовки: типы ценностно-смысловой сферы личности
Представлены результаты исследования ценностно-смысловой сферы личности студентов на этапе вузовского обучения. Приводится классификация ее различных типов в зависимости от динамики интереса у обучающихся к получаемой профессии. Обозначен круг проблем, связанных с ценностно-смысловой сферой личности юноши и девушки в период профессионализации.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение; ценностно-смысловая сфера личности; профессиональные планы; профессиональная рефлексия; личные ценности; профессиональные ценности
Загрузить |
PDF,
677 Kb
ИННОВАЦИИ В ОБЩЕМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Моделирование процесса профессионально-трудовой социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья
Показаны принципы построения динамической модели процесса профессионально-трудовой социализации на основе личностно ориентированного подхода. Данная модель характеризуется совокупностью комплексных педагогических средств, направленных на создание благоприятных условий адаптации выпускников с ограниченными возможностями здоровья как важнейшего фактора их жизненного самоопределения.
Ключевые слова: профессионально-трудовая социализация; динамическая модель; воспитанники с ограниченными возможностями здоровья старше 18 лет
Загрузить |
PDF,
743 Kb
Технология социально-педагогического сопровождения гуманистической ориентации школьника
Рассматривается сущность социально-педагогического сопровождения как одного из способов стимулирования личностного роста и социального становления человека. Анализируются принципы и условия организации социально-педагогического сопровождения гуманистической ориентации школьника, а также направления деятельности субъектов педагогического сопровождения по развитию гуманистической ориентации школьника, ее формы и методы.
Ключевые слова: гуманистическая ориентация; социально-педагогическая поддержка
Загрузить |
PDF,
683 Kb
Социально-педагогическая профилактика агрессивного поведения подростков средствами музыкальной деятельности
Обоснована теоретическая модель социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков средствами музыкальной деятельности и приведены результаты ее реализации в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: агрессивное поведение; социально- педагогическая профилактика; музыкальная деятельность; коллективное музыкальное сотворчество
Загрузить |
PDF,
655 Kb
Ценностная основа компетентности
Кратко изложены взгляды отдельных авторов на проблематику понятий «компетентность» и «компетенция», особое внимание уделяется ценностному аспекту компетентности. Проведенные исследования в сфере формирования руководителями своего ближайшего окружения обозначили спектр личностных характеристик, имеющих непосредственное отношение к области ценностных оснований компетентности.
Ключевые слова: компетентность; ценности; компетенция; модусы существования «быть»; «иметь»
Загрузить |
PDF,
661 Kb
Профессиональная ориентация учащихся учреждений начального профессионального образования на основе информационных технологий
Раскрыты этапы процесса профессиональной ориентации и уровни ее сформированнности. Представлена реализация модели профессиональной ориентации учащихся учреждений начального профессионального образования с использованием информационных технологий (на примере авторского элективного курса «Компьютерная математическая среда MathCad в профессиональном выборе учащихся учреждений начального профессионального образования»).
Ключевые слова: профессиональная ориентация; учреждения начального профессионального образования; информационные технологии
Загрузить |
PDF,
753 Kb
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Процессуальный аспект методической системы мониторинга математической подготовки студентов вуза
Выделены функциональные образовательные задачи процесса обучения, рассмотрены основные звенья в системе педагогических измерений, определены этапы и процедуры диагностики и совершенствования качества математической подготовки студентов вуза, которые обосновывают процессуальный аспект методической системы мониторинга.
Ключевые слова: методическая система мониторинга; профессиональная математическая деятельность; процедуры диагностики
Загрузить |
PDF,
699 Kb
Принципы обучения временным формам татарского глагола
Рассматриваются принципы обучения временным формам татарского глагола и даются образцы упражнений.
Ключевые слова: татарский язык; временные формы татарского глагола; принципы обучения; методика преподавания
Загрузить |
PDF,
658 Kb
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Влияние характерологических особенностей студентов на их склонность к зависти
Ставится вопрос о необходимости выявления внутренних детерминантов зависти, а также приводятся данные эмпирического исследования по выявлению взаимосвязей характерологических особенностей человека с его склонностью к зависти, результатом которого является дифференциация типов характера в четыре группы в зависимости от наличия/отсутствия и характера этих взаимосвязей.
Ключевые слова: зависть; характер; акцентуация; социальная желательность; предметы зависти
Загрузить |
PDF,
670 Kb
Определение критериальных показателей профессиональной психофизической готовности студентов в период обучения в вузе
На примере студентов старших курсов определены критериальные показатели профессиональной психофизической готовности применительно к изучаемой профессии. Проведен сравнительный анализ различных компонентов психофизической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональное обучение; профессиональная физическая культура; критериальные показатели; психофизическая готовность
Загрузить |
PDF,
673 Kb
Групповой субъект в зеркале
социальной перцепции
Обсуждается актуальная проблема психологии
группового субъекта - его восприятие другими
субъектами (индивидами и группами) и
самовосприятие. Представлена авторская
методика изучения типов социального
восприятия, позволяющая определить
субъектный или объектный статус группы.
На материале студенческих групп выявлено
распределение типов социального восприятия и
социального мышления. Обозначены перспективы
дальнейшего исследования проблемы.
Ключевые слова: малая группа; групповой субъект; социальная перцепция; самовосприятие группового субъекта; межгрупповое восприятие
Загрузить |
PDF,
679 Kb
Особенности проявления устойчивости жизненного мира педагогов в условиях реальной профессиональной деятельности
Отмечается актуальность изучения проблемы устойчивости жизненного мира у представителей педагогической профессии, раскрывается понятие устойчивости жизненного мира человека, представлены ее показатели и критерии. Результаты исследования свидетельствуют о том, что у педагогов в условиях реальной профессиональной деятельности с обретением психологической системой ценностно-смысловых пространств жизненного самоосуществления увеличивается степень устойчивости психологической системы как тождественности собственной жизни, удерживающей целостность системы «человек - мир».
Ключевые слова: жизненный мир человека; устойчивость; жизненное самоосуществление
Загрузить |
PDF,
679 Kb
Особенности технической стороны чтения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
С использованием описательного текста и текста со скрытым смыслом исследуются особенности технической стороны чтения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Дана развернутая характеристика темпа, способа, правильности чтения детей с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися детьми.
Ключевые слова: чтение; темп чтения; способ чтения; правильность чтения; описательный текст; текст со скрытым смыслом
Загрузить |
PDF,
688 Kb
Самооценка студента как фактор успешности будущей профессиональной деятельности
Исследуется роль самооценки в профессиональном становлении будущего специалиста. Выявляются педагогические условия формирования адекватной профессионально-личностной самооценки студента в вузовском образовательном процессе, ее функции, структура и этапы развития.
Ключевые слова: профессионально-личностная самооценка; процесс профессионального воспитания,; влияние самооценки на успешность профессиональной деятельности
Загрузить |
PDF,
687 Kb
Психологическая готовность преподавателей и сотрудников вуза к внедрению системы менеджмента качества
В контексте психологических проблем внедрения инноваций рассмотрены факторы, способствующие и препятствующие внедрению систем менеджмента качества в вузе, обосновано содержание готовности к этому процессу. По результатам двухгодичного эмпирического исследования установлены стабильные и изменяющиеся в процессе внедрения характеристики готовности коллектива вуза и факторы, связанные с готовностью к изменениям в собственной деятельности.
Ключевые слова: психологическая готовность; инновации; высшее образование; система менеджмента качества; организационное развитие
Загрузить |
PDF,
720 Kb
Особенности речевой коммуникации детей-сирот дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Приводятся результаты изучения особенностей речевой коммуникации дошкольников-сирот, воспитывающихся в условиях семейной депривации; данные, полученные в ходе организованного наблюдения за общением воспитанников специального (коррекционного) детского дома со взрослыми и сверстниками. Основными параметрами характеристики коммуникации выступают содержательная оценка высказываний детей, а также степень реализации личностных, познавательных и деловых мотивов в общении. Предпринята попытка осмысления причин возникновения искаженных форм межличностного общения названной категории детей.
Ключевые слова: дети-сироты; интеллектуальная недостаточность; депривация; речевая коммуникация; общение; речь; развитие; коррекция
Загрузить |
PDF,
653 Kb
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И СРАВНИТЕЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
Исторические предпосылки становления и развития профессионального образования работников учреждений социального призрения в России во второй половине XIX - начале XX в.
Исследуется период развития профессиональной подготовки кадров для сферы общественного призрения. Даны основные исторические предпосылки их появления и становления (политические, религиозные, социальные и т.д.). Перечисленные положения подтверждаются ссылками на исторические исследования (О.К. Адеркас, С.К. Гогель, В.В. Тевлина и т.д.), в которых освещается тема возникновения профессиональной подготовки кадров для сферы социального призрения.
Ключевые слова: отмена крепостного права; реформы; частная благотворительность; специализированная литература; православная церковь; военные конфликты; появление частных вузов
Загрузить |
PDF,
735 Kb
Идеологические основы воспитания молодежи в СССР и Германии (1930-е - 1945 гг.)
Определены причины сравнения и отождествления идеологических основ воспитания и образования в СССР и Германии, дано определение идеологической подготовки молодежи, рассмотрены ее общие и различные черты у молодежи в СССР и Германии периода 1930-х - 1945 гг. В историко-педагогическом анализе автор опирается на труды идеологов СССР и Германии (Бубнов А.С., Калинин М.И., Крупская Н.К., Макаренко А.С., Сталин И.В, Боймлер А., Гитлер А., Лойтлофф Ф., Крик Э., Шемм Г.).
Ключевые слова: идеология; идеологическая подготовка молодежи; образование; воспитание; культурная революция
Загрузить |
PDF,
728 Kb
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ. РЕЦЕНЗИИ