Архив журнала


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86

№4 (58) 2011
2011 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
Серия "Педагогические науки"
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Синтез методологий как система методов, позволяющая увидеть человека без редукций и упрощений
Раскрыты специфика и логика категориального моделирования применительно к теории и практике воспитания; обосновываются возможности и границы применения системного подхода в постижении целостности человека как предмета и главной цели воспитания; рассматривается потенциал герменевтического подхода в исследовании воспитательной проблематики; раскрывается педагогический смысл категории «человек» с позиций онтологической педагогики.
Ключевые слова: человек; категориальное моделирование; системный подход; экзистенциалия; целостность; педагогическая рефлексия
Загрузить | PDF, 237 Kb
Modern approaches to discourse understanding in pedagogy
There are revealed the main approaches to discourse understanding, which are covered in modern pedagogic researches. There is noted the specific character of discourse definition in the pedagogical context in the conditions of discursive ontology.
Ключевые слова: discourse; discursive ontology; educational discourse; pedagogical discourse; learning discourse; discursive aspects of pedagogical speech activity
Загрузить | PDF, 241 Kb
Аксиологические основания исследования семьи как социокультурной ценности
На основе анализа отечественных концепций в философии, психологии и социологии отобраны аксиологические основания изучения семьи как социокультурного феномена, выделены плодотворные для педагогического исследования идеи, определены возможности и ограничения их использования в педагогике.
Ключевые слова: аксиология; семья; ценность; исследование; методология
Загрузить | PDF, 236 Kb
Полемические заметки об использовании понятия «аттрактор» в педагогике
Ставится под сомнение использование понятия «аттрактор» в педагогике вместо традиционного для этой области знания понятия «цель». При этом автор обращает внимание на то обстоятельство, что аттрактор представляет собой притягивающее предельное множество фазовой траектории динамической системы, и чтобы использовать это понятие для описания систем «любой природы», необходимо обосновать, что та или иная рассматриваемая система является именно динамической, т.е. такой, для которой однозначно определено понятие состояния как совокупность некоторых величин в данный момент времени и задан закон, позволяющий описывать изменение начального состояния с течением времени.
Ключевые слова: синергетика; синергетика в образовании; методология; аттракторы; цели образования
Загрузить | PDF, 242 Kb
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Культурно-компетентностная модель постдипломной подготовки руководителей образовательных учреждений: характеристики процесса
Представлена культурно-компетентностная модель постдипломной подготовки руководителей образовательных учреждений к реализации новых управленческих компетенций в постиндустриальной системе образования информационного общества; охарактеризован процесс подготовки в контексте акмеологического «восхождения» руководителя и модификации содержания предмета его труда.
Ключевые слова: культурно-компетентностная модель постдипломной подготовки; новые компетенции руководителя; процесс постдипломной подготовки руководителя для постиндустриальной системы образования; профессиональное становление руководителя; акмеологически значимые модусы
Загрузить | PDF, 233 Kb
Проблема комплексной интеграции в региональной системе профессионального образования
Рассматривается проблема комплексной интеграции в региональной системе профессионального образования. Раскрываются содержательные и организационные аспекты создания региональных комплексов начального и среднего профессионального образования.
Ключевые слова: комплексная интеграция; региональная система профессионального образования; региональный комплекс начального и среднего профессионального образования; ресурсный центр
Загрузить | PDF, 233 Kb
Роль элитарного университетского образования в развитии и становлении современного общества
Обосновывается тезис о том, что в развитии и становлении современного общества особая роль принадлежит элитному университетскому образованию. В рамках модернизации образования автор предлагает переход к такому содержанию образования, которое представляло бы собой своеобразную методологическую инженерию. Освоение методологии познания и открытия знания может способствовать ориентации личности в современном мире.
Ключевые слова: образование; постиндустриальное общество; теоретические знания; фундаментальные знания; класс интеллектуалов; «новые люди»; «элита знания»; гносеологическая функция; социальная роль; элитное университетское образование; модернизация образования
Загрузить | PDF, 242 Kb
Технология самореализации будущего учителя в процессе педагогической практики
Статья выполнена по результатам исследования эффективности разработанной автором технологии самореализации личности будущего учителя в процессе педагогической практики, проводившегося в Филиале Астраханского государственного университета г. Знаменска со студентами - будущими учителями информатики в 2008-2010 гг. Приведена методика технологии, основанная на повышении наличного уровня самореализации личности будущего учителя.
Ключевые слова: педагогическая технология; самореализация; педагогическая практика; педагогические условия; педагогическая технология; самореализация; педагогическая практика; педагогические условия
Загрузить | PDF, 283 Kb
Формирование профессиональной готовности будущих социальных педагогов к профилактике девиантного поведения среди подростков в педагогическом колледже
Раскрывается вопрос формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к профилактике девиантного поведения среди подростков в педагогическом колледже. Автор обосновывает необходимость такого формирования как одного из важнейших компонентов социально-педагогической работы. Показаны содержание и компонентный состав профилактической деятельности среди подростков с девиантным поведением.
Ключевые слова: социальный педагог; профессиональная готовность; профилактика девиантного поведения
Загрузить | PDF, 234 Kb
Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения студентов вузов
На основе эмпирических данных представлены проблемы профессионального самоопределения студентов с различным типом отношения к получаемой профессии, приводятся примерное содержание и формы психолого-педагогической поддержки профессионального становления на этапе вузовской подготовки.
Ключевые слова: консультационные задачи; кураторство; психолого-педагогическая поддержка; производственная практика; профессиональное самоопределение; ценностно- смысловая сфера личности
Загрузить | PDF, 235 Kb
Становление адекватной самооценки студентов как результат профессионального самоопределения в образовательном пространстве вуза
Обозначен круг проблем, связанных с процессом становления у будущих специалистов адекватной профессиональной самооценки в образовательном пространстве вуза. Предложена логика индивидуального маршрута профессионального становления. Выявлены педагогические условия формирования адекватной самооценки студента в процессе профессионального самоопределения
Ключевые слова: процесс профессионального становления; профессиональное самоопределение; профессиональное самосознание; адекватная самооценка
Загрузить | PDF, 235 Kb
Этапы и средства формирования адаптационной готовности к рынку труда у будущих специалистов по социальной работе в процессе обучения в вузе
Представлены результаты исследования по разработке этапов и средств формирования адаптационной готовности к рынку труда у будущих специалистов по социальной работе на основе модульного обучения.
Ключевые слова: адаптационная готовность; будущий специалист по социальной работе; вуз; рынок труда
Загрузить | PDF, 2749 Kb
Подготовка будущего социального педагога к профилактике насилия в школьной среде
Излагаются результаты диссертационного исследования подготовки будущих социальных педагогов к профилактике насилия в школьной среде как социально-педагогическому явлению. Описывается модель профессионального образования будущих социальных педагогов по профилактике насилия в школьной среде, апробированная на базе Волгоградского государственного педагогического университета.
Ключевые слова: насилие в школьной среде; готовность социального педагога к профилактике насилия в школьной среде; уровни готовности социального педагога к профилактике насилия в школьной среде
Загрузить | PDF, 239 Kb
Модель формирования мультикультурной компетенции будущих социальных работников в процессе практического обучения в вузе
Уточняется понятие «мультикультурная компетенция будущего социального работника», описывается авторская модель формирования мультикультурной компетенции будущих социальных работников в процессе практического обучения в вузе.
Ключевые слова: мультикультурная компетенция будущих социальных работников; модель формирования мультикультурной компетенции будущих социальных работников
Загрузить | PDF, 240 Kb
Компьютерная графика как средство подготовки будущих инженеров садово- паркового и ландшафтного строительства к реализации проектной деятельности
Рассматривается система подготовки будущего инженера садово-паркового и ландшафтного строительства в условиях глобальной информатизации общества. Описывается методика подготовки к проектной деятельности средствами компьютерной графики. Приводятся примеры реализации учебно-профессиональных ситуаций в учебном процессе.
Ключевые слова: проектная деятельность; инженер садово-паркового и ландшафтного строительства; компьютерная графика; учебно- профессиональные ситуации
Загрузить | PDF, 249 Kb
ИННОВАЦИИ В ОБЩЕМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Формирование культуры смыслотворческой деятельности старшеклассников в условиях блочно- модульного обучения
Представлены результаты опытно- экспериментальной работы формирующего характера в целях проверки гипотезы о том, что культура смыслотворческой деятельности старшеклассников успешно формируется средствами блочно-модульной технологии.
Ключевые слова: культура смыслотворческой деятельности; компетентность; блочно- модульная технология; технологическая ситуация; эвристические задания
Загрузить | PDF, 246 Kb
Технология информационно- методического сопровождения инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования
На основе анализа современных научно- технологических подходов к определению понятия «информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов» предложена технология указанного сопровождения в муниципальной системе образования.
Ключевые слова: информационно-методическое сопровождение; инновационная деятельность; профессионально-деятельностная общность; сетевое взаимодействие; инновационный ресурс
Загрузить | PDF, 6063 Kb
Эколого-гуманистическая научная картина мира как основа экологического образования современного школьника
Рассматривается проблема формирования и развития эколого-гуманистической научной картины мира, анализируются основные составляющие проблемы.
Ключевые слова: научная картина мира; экологическое образование; экологическое мировоззрение; образ мира
Загрузить | PDF, 236 Kb
Современные культурные тексты как материал для сюжетно-ролевой игры дошкольников (на примере анимационных фильмов)
Раскрывается проблема современных культурных текстов (на примере анимационных сериалов) как источников сюжетно-ролевых игр дошкольников. Представлены данные видеонаблюдений за играми дошкольников по сюжету современного мультсериала. Сделаны выводы о том, что на материале современных анимационных фильмов возможно построение развитой формы игровой деятельности дошкольников.
Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра дошкольников; развитая (идеальная) форма игры; анимационный фильм; полифоничность текста
Загрузить | PDF, 237 Kb
Роль общеучебных умений в самоорганизации познания школьника
Представлены педагогические условия формирования общеучебных умений в целях самоорганизации познания современного школьника. Показано, как самоорганизация познания при наличии комплекса общеучебных умений помогает ученику осуществлять познание на более высоком уровне его проявления.
Ключевые слова: способ деятельности; общеучебное умение; ориентационная основа самоорганизации познания
Загрузить | PDF, 233 Kb
ВОСПИТАНИЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Модель применения ценностно-смысловой проблемной ситуации как средства духовного воспитания подростка
Обоснована теоретическая модель применения ценностно-смысловой проблемной ситуации, содержанием которой выступает экзистенциальная проблема, для решения задач духовного воспитания подростка с учетом ведущих противоречий духовного развития в подростковом возрасте. Приведены результаты экспериментальной работы по проверке ее результативности, представлена типология ситуаций, разработанная с учетом специфики задач духовного воспитания.
Ключевые слова: духовное воспитание; ценностно- смысловая проблемная ситуация; подростковый возраст; гуманитарная педагогическая парадигма; экзистенциальная проблема
Загрузить | PDF, 235 Kb
Проблема развития предпосылок толерантности У сирот старшего дошкольного возраста в закрытом социуме детского дома
Изложена проблема социально-нравственного воспитания детей-сирот дошкольного возраста. Представлены результаты экспериментального исследования, направленного на развитие предпосылок толерантности у воспитанников детского дома.
Ключевые слова: социально-нравственное воспитание; социальная ситуация нравственного развития ребенка-сироты
Загрузить | PDF, 254 Kb
Критерии и уровни формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно- спортивной направленности
Описаны критерии и уровни формирования этнокультурной грамотности, позволяющие количественно и качественно измерить данную сложную личностную характеристику в процессе подготовки волонтеров культурно-спортивной направленности к добровольческой деятельности в условиях культурно-массовых и физкультурно- спортивных мероприятий, предполагающих участие представителей множества этносов, и в случае необходимости оптимизировать данный процесс.
Ключевые слова: волонтер; волонтер культурно- спортивной направленности; этнокультурная грамотность; критерии и уровни этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности
Загрузить | PDF, 233 Kb
Вариант модели трудового воспитания старшеклассников как социально-педагогической системы
Обозначены актуальные задачи трудового воспитания старшеклассников в условиях школы, уточнены сущностные характеристики и условия работы ученических учебно-производственных бригад для эффективного решения воспитательных и производственных задач.
Ключевые слова: адаптация; модель; оптимизация; предприимчивость; самоуправление; система; субъектность; учебно-производственная бригада; функция
Загрузить | PDF, 235 Kb
Система позитивных отношений как позиция счастливого человека в младшем школьном возрасте
Анализируется проблема системы позитивных отношений, раскрывается роль системы позитивных отношений как позиции счастливого человека.
Ключевые слова: позиция счастливого человека; младший школьник; система позитивных отношений
Загрузить | PDF, 237 Kb
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Методологические знания в содержании математического образования в контексте компетентностного подхода
Анализируются две модели обучения - предметно- знаниевая и личностно ориентированная, и показывается, что компетентностный подход призван их интегрировать. Рассматриваются действующие стандарты по математике и проект новых в контексте компетентностной парадигмы, и обосновывается, что их освоение возможно при условии включения методологических знаний в состав содержания математического образования.
Ключевые слова: компетентностный подход; цели математического образования; методологические знания
Загрузить | PDF, 241 Kb
Организация рефлексивной деятельности студентов педагогического вуза на учебных занятиях по алгебре
Раскрываются возможности организации рефлексивной деятельности студентов на учебных занятиях по алгебре. В качестве основных приемов, позволяющих активизировать механизм рефлексии, использованы диалог в обучении и визуализация учебного материала.
Ключевые слова: рефлексия; организация рефлексивной деятельности; приёмы рефлексии; механизм рефлексии
Загрузить | PDF, 866 Kb
Методические возможности информационных технологий в процессе обучения школьному курсу геометрии
Описывается роль интерактивных геометрических сред в процессе обучения школьному курсу геометрии. Их применение способствует реализации деятельностного и исследовательского подходов, усилению мотивации, самостоятельности и познавательной активности школьников.
Ключевые слова: информационно- коммуникационные технологии; интерактивная геометрическая среда; обучение геометрии
Загрузить | PDF, 229 Kb
Специфика работы по формированию представлений о комическом в 5-9-х классах
Раскрываются специфика и логика работы по формированию представлений о комическом в 5-9-х классах на материале рассказов А.П. Чехова. На основе литературоведческих исследований, посвященных творчеству писателя, названы основные составляющие понятия «комическое». Предлагаемая система включает в себя несколько структурных элементов и может быть использована при анализе комических произведений других авторов.
Ключевые слова: формирование представлений о комическом; методическая система; виды деятельности
Загрузить | PDF, 235 Kb
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕНСАТОРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ ДЕЛОВОЙ РЕЧИ
Рассматриваются возможности применения современных педагогических технологий при формировании компенсаторной компетенции у студентов неязыковых специальностей в официально-деловой письменной речи на занятиях по иностранному языку.
Ключевые слова: педагогические технологии; компенсаторная компетенция; официально- деловая письменная речь
Загрузить | PDF, 241 Kb
Описание понятия «стратегия» в языковой педагогике
Дается теоретическое обоснование терминов «стратегия», «речевая и коммуникативная стратегии», «тактика» в языковой педагогике. Приводятся классификации стратегий в методических и лингвистических исследованиях. Представлена типология коммуникативных стратегий полилогического общения.
Ключевые слова: стратегия; речевая стратегия; коммуникативная стратегия; тактика; классификация стратегий в методических и лингвистических исследованиях; типология стратегий полилогического общения
Загрузить | PDF, 253 Kb
Самостоятельная работа в условиях модульного обучения английскому языку студентов технического вуза
Показаны особенности организации самостоятельной работы студентов технического вуза в условиях модульного обучения английскому языку. Приводится теоретический анализ существующих классификаций видов самостоятельной работы. Предлагается концепция самостоятельной работы в процессе изучения английского языка на модульной основе.
Ключевые слова: самостоятельная работа; модульное обучение; иноязычная коммуникативно- культурная компетенция; виды самостоятельной работы
Загрузить | PDF, 239 Kb
Педагогическая модель процесса формирования ценностных ориентаций старших подростков при изучении содержания регионального компонента географического образования
Формирование ценностных ориентаций - длительный и сложный процесс. Среди факторов, влияющих на него, важная роль принадлежит образованию, в содержании которого заключена система ценностей, передаваемая подрастающему поколению. Представлена модель процесса формирования ценностных ориентаций старших подростков при изучении содержания регионального компонента географического образования, эффективность которой подтверждена экспериментом.
Ключевые слова: ценностные ориентации; педагогическая модель; целевой; мотивационный; содержательный; деятельностный; оценочно- результативный компоненты
Загрузить | PDF, 237 Kb
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО -ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И КАРЬЕРНЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ СТУДЕНТОВ
Выявленное диагностическим путем различие в содержании социально-психологических установок (на труд, власть, альтруизм и др.) и карьерных приоритетов у студентов очного и заочного обучения по специальности «Юриспруденция» побуждает преподавателя вуза выбирать различные акценты для работы на занятиях по психологии.
Ключевые слова: профессиональная карьера; профессиональная компетентность; социально- психологическая установка; проективная методика; ценностные ориентации
Загрузить | PDF, 237 Kb
Актуализация ассоциативных связей многозначных слов учащимися с нормальным и нарушенным речевым развитием
Анализируется проблема функционирования многозначного слова в индивидуальном лексиконе учащихся с общим недоразвитием речи. Рассматриваются способы идентификации значения многозначного слова детьми указанной категории; приводятся данные, отражающие особенности усвоения семантической структуры многозначных имен существительных, прилагательных и глаголов школьниками с нарушенной и нормальной речевой деятельностью.
Ключевые слова: ассоциативная реакция; идентификация; многозначное слово; прямая номинация; вторичная номинация; словообразовательная номинация; потенциально метафорический перенос
Загрузить | PDF, 249 Kb
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ
В соответствии с критериями анализа интеллектуальных эмоций (интенсивность познавательного интереса, модальность, повторяемость и осознанность) выявлены особенности их переживания младшими школьниками, обучающимися в образовательных учреждениях различного типа (лицей, гимназия и общеобразовательная школа). Предложены рекомендации школьному психологу по организации развивающих занятий, учитывающих специфику каждого из названных учреждений.
Ключевые слова: мыслительная деятельность; интеллектуальные эмоции; критерии анализа интеллектуальных эмоций: интенсивность познавательного интереса; модальность; повторяемость и осознанность
Загрузить | PDF, 252 Kb
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И СРАВНИТЕЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
Идейно-теоретическая сущность педагогической концепции Поля Мишеля Фуко
Освещаются сущностные и содержательные аспекты «дискурсивной» педагогической концепции образования-«пайдейи» выдающегося франко-американского мыслителя, педагога Поля Мишеля Фуко. Рассматриваются идейные основы и основные теоретические положения педагогических воззрений ученого.
Ключевые слова: гуманизм; история педагогики; образование; постмодернизм; П.М. Фуко
Загрузить | PDF, 236 Kb
Методы обучения в дидактической системе В.А. Сухомлинского
С позиций историко-педагогической преемственности анализируется система методов обучения в дидактической системе В.А. Сухомлинского, разработанной и реализованной в опыте работы Павлышской средней школы. Автор показывает ценность предложенных В.А. Сухомлинским дидактических находок (приемы, формы самообразования, исследовательские лаборатории) для современной дидактики.
Ключевые слова: дидактическая система В.А. Сухомлинского; Павлышская средняя школа; метод обучения; самообразование; предметные кружки
Загрузить | PDF, 700 Kb
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ. РЕЦЕНЗИИ
Профессионально-творческая деятельность профессора Н.К. Сергеева (к 60-летию ученого)
Ключевые слова:
Загрузить | PDF, 179 Kb