Архив журнала


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86

№6 (60) 2011
2011 г.
Тема номера: Известия Волгоградского государственного педагогического университета
Педагогические науки
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Становление ценностного потенциала личности в условиях гуманитаризации образования
Обосновывается потребность в становлении ценностного потенциала личности в современном образовательном процессе, раскрывается значение термина «ценностный потенциал личности». На основе концепций гуманитаризации образования, представленных в научных источниках, автор доказывает, что гуманитаризация образования является важным условием становления ценностного потенциала личности.
Ключевые слова: ценностный потенциал личности; ценности; гуманитаризация образования; культура; деятельность; самореализация; становление
Загрузить | PDF, 244 Kb
Кейс-стади как метод педагогического исследования
Рассматриваются особенности кейс- стади как метода научного исследования, возможности и ограничения его использования в педагогических исследованиях. Основные этапы кейс-стади представлены как в общем, так и на примере проведенного исследования динамики национальных стереотипов студентов факультета иностранных языков в ситуации учебной поездки за рубеж.
Ключевые слова: кейс-стади; ситуационное исследование; качественные методы; национальные (этнические) стереотипы
Загрузить | PDF, 255 Kb
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Концепция организации социальной проектной деятельности студентов в вузе
Освещаются вопросы моделирования систем и процессов инновационного содержания подготовки специалистов. Разработанная автором концепция организации процесса социального проектирования в вузе соотносится с задачами подготовки специалиста, соответствующего требованиям современности. Сфера реализации представленной концепции - система высшего профессионального образования.
Ключевые слова: социальное проектирование; проектная культура студентов
Загрузить | PDF, 263 Kb
Профессиограмма как средство профессионального самовоспитания будущего педагога
Исследуется проблема профессионального самовоспитания будущего преподавателя иностранного языка; уточняются структурные компоненты профессиограммы, отражающие стороны профессии и личности учителя иностранного языка; образ учителя рассматривается в качестве «интегральной цели» профессиональной подготовки на языковом факультете вуза.
Ключевые слова: профессиографический метод изучения личности; профессиограмма; образ педагога; профессиональная рефлексия; профессиональное самовоспитание
Загрузить | PDF, 259 Kb
Формирование у будущих учителей готовности к созданию ситуаций диалогического педагогического общения
Рассматриваются сущность и ситуация диалогического педагогического общения как единицы педагогического процесса в гуманитарной модели образования. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы, связанной с формированием у будущих учителей готовности к созданию подобных ситуаций.
Ключевые слова: педагогическое общение; образовательная ситуация; ситуация диалогического педагогического общения; готовность будущих учителей к созданию ситуаций диалогического педагогического общения
Загрузить | PDF, 259 Kb
Подготовка педагогов в условиях повышения квалификации к реализации текстуально-диалогической образовательной технологии
Раскрываются текстуально-диалогическая образовательная технология как один из типов гуманитарных технологий, а также представления об их реализации в педагогической практике, особенности процесса подготовки педагогов в условиях повышения квалификации к реализации текстуально-диалогических образовательных технологий.
Ключевые слова: гуманитарные образовательные технологии; текстуально-диалогический принцип гуманитарного образования; реализация гуманитарных образовательных технологий; система повышения квалификации педагогов
Загрузить | PDF, 254 Kb
ИННОВАЦИИ В ОБЩЕМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Теоретико-методологические основы диагностики развития учебно- информационных умений школьников
Предлагаются разработанные на методологической базе педагогической герменевтики теоретические основания для создания «многомерной» диагностики развития учебно-информационных умений в общеобразовательном процессе, представляющей в единстве оценку овладения школьниками операционально-технологической составляющей данных умений и развития таких личностных качеств, как диалогическое мышление и рефлексивность.
Ключевые слова: диагностика учебно- информационных умений; педагогическая герменевтика; понимание; взаимообусловленность развития умений и личностных качеств
Загрузить | PDF, 256 Kb
Сущностные характеристики квалификации как образовательной цели работы с персоналом
Представлено авторское видение понятия «квалификация» как образовательной цели работы с персоналом, уточнена современная научная трактовка данного понятия.
Ключевые слова: квалификация; система повышения квалификации; рабочие кадры; производство; компетентность; профессионализм; мастерство
Загрузить | PDF, 252 Kb
Особенности становления личности студентов в художественно- образовательной деятельности с разным уровнем развития художественного потенциала
Рассмотрены особенности развития художественного потенциала личности студента в художественно-образовательной деятельности, дана характеристика основных уровней развития.
Ключевые слова: художественный потенциал личности; художественно-образовательная деятельность; становление личности студента
Загрузить | PDF, 254 Kb
Стиль учебно- профессиональной деятельности студента: содержательные характеристики
Показана проблема изучения личности студента как субъекта профессионального образования. Уточнены понятия «доминантная деятельность студента», «стиль учебно-профессиональной деятельности студента». Описаны структура, критерии и функции стиля учебно- профессиональной деятельности студента.
Ключевые слова: стиль учебно-профессиональной деятельности студента; доминантная деятельность студента; личностно- профессиональное развитие студента
Загрузить | PDF, 253 Kb
Сущностная характеристика профессиональной ориентации в социально- педагогическом аспекте
Изложены сущностная характеристика и структурные элементы профессиональной ориентации, показано разграничение профессиональной ориентации как системы и как процесса.
Ключевые слова: профессиональная ориентация; выбор профессии; компоненты развития профессиональной ориентации
Загрузить | PDF, 257 Kb
Развитие познавательной самостоятельности в профессиональной подготовке будущих специалистов
Уточняются понятие познавательной самостоятельности, принципы ее развития (проблемность, соответствие учебной деятельности и содержания образования характеру профессиональной направленности студентов, взаимообучение, исследование, самообучение, индивидуализация обучения). Представлены результаты эмпирического исследования сформированности познавательной самостоятельности у студентов вузов.
Ключевые слова: познавательная самостоятельность; принципы обучения; субъект учебной деятельности; предметно- информационное содержание; методы работы с содержанием; индивидуализация обучения
Загрузить | PDF, 257 Kb
Личностно ориентированная технология проектного обучения иноязычному общению в сфере профессиональной коммуникации
Рассматриваются аспекты организации обучения профессионально ориентированному общению на иностранном языке в вузе: обосновывается выбор личностно ориентированного подхода, раскрываются возможности технологии проектного обучения (ТПО) для воссоздания на занятиях языковой среды в условиях неконтактного билингвизма, приводятся примеры использования ТПО на занятиях по иностранному языку.
Ключевые слова: личностно ориентированное обучение; профессионально ориентированное общение; проектная технология
Загрузить | PDF, 255 Kb
Модель формирования гуманистических отношений учащихся в социокультурной сфере начальной школы (средствами фольклора)
Представлена модель формирования гуманистических отношений учащихся в социокультурной сфере начальной школы на основе фольклора. Модель структурно- функционального типа состоит из блоков и входящих в них соподчиненных элементов, отражающих внутреннюю структуру изучаемого процесса и ресурсы его развития.
Ключевые слова: модель; метод; система; структура; научные подходы; принципы; функции; социокультурная сфера; микросреда; фольклор
Загрузить | PDF, 243 Kb
Полилогическое общение: специфика организационных форм
С позиций лингводидактики обосновываются некоторые организационные формы полилогического общения в языковой педагогике. Дана характеристика дискуссионных/ недискуссионных форм полилогического общения.
Ключевые слова: полилогическое общение; организационные формы полилогического общения; дискуссионные/недискуссионные формы полилогического общения; тематическая беседа; беседа за «круглым столом»; дискуссия
Загрузить | PDF, 254 Kb
Коммуникативная компетентность как объект тестового контроля (на материале дисциплины «Иностранный язык»)
Раскрывается проблема лингводидактического тестирования в неязыковом вузе. В центре внимания - вопросы проектирования языковых тестов на базе компетентностного подхода и концепция создания текстоцентрических тестов, позволяющая использовать автоматизированную систему диагностических измерений.
Ключевые слова: система лингводидактического тестирования; коммуникативная компетентность; текстоцентрический тест
Загрузить | PDF, 256 Kb
Компетентностная модель выпускника инженерно- технического вуза
Даны сущностные характеристики оптимизации обучения инженерных кадров. Для детального исследования элементов оптимизации, а также их влияния на студентов, преподавателей и потенциальных работодателей выделены функции, способствующие обеспечению качества образования будущих инженерных специалистов.
Ключевые слова: процессуальность; целесообразность; альтернативность; рациональность; функция координирования образовательных процессов; сравнительно- оценочная функция; функция динамических преобразований; целостная функция оптимизации
Загрузить | PDF, 254 Kb
Современная технология организации работы с домашними заданиями в обучении математике учащихся средних общеобразовательных учреждений
Раскрывается одна из наиболее актуальных для современной теории и методики обучения математике проблем
Ключевые слова: домашнее задание; технология; обучение математике
Загрузить | PDF, 251 Kb
ВОСПИТАНИЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Концептуальная основа модели педагогической поддержки развития этнокультурных знаний подростков в многонациональной школе
Раскрыта концептуальная основа модели педагогической поддержки развития этнокультурных знаний подростков в многонациональной школе, включающая подходы (аксиологический, синергетический, личностно ориентированный, деятельностный и культурологический) и принципы (априорного уважения воспитанника, взаимодействия и сотрудничества педагога и учащегося, этнопедагогической направленности обучения, субъектности и деятельностный принцип) данного учебно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: концептуальная основа; модель; подходы и принципы обучения
Загрузить | PDF, 252 Kb
Семейное воспитание детей с ограниченными возможностями как социально-педагогическая проблема
Отражены результаты практического исследования, проведенного автором в 2005 - 2008 гг. в 120 семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в Кабардино- Балкарской Республике. Актуальность темы определена, с одной стороны, изменением отношения к семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями, усилением внимания государства к данной проблеме, с другой - отсутствием исследований по проблемам семейного воспитания данной категории детей.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями; семейное воспитание; анкетирование; социально-педагогическая проблема
Загрузить | PDF, 254 Kb
Влияние семьи на формирование девиантного поведения несовершеннолетних
Рассматриваются вопросы влияния семейных отношений на зарождение и развитие девиантного поведения несовершеннолетних. Обоснована необходимость создания целостной системы совместной деятельности семьи и социльно-педагогических учреждений по его профилактике. Практические выводы могут быть использованы в организации профилактической работы с различными типами семей.
Ключевые слова: девиантное поведение; несовершеннолетние; семейные отношения
Загрузить | PDF, 254 Kb
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Переводческая семантография как проявление стиля профессионального мышления устного переводчика
Анализируется проблема стиля профессионального переводческого мышления во взаимосвязи с одной из составляющих профессиональной компетенции - переводческой семантографией. Описываются такие черты стиля, как аналитико-синтетический характер, мультилингвальность, легкость кодовых переключений, индивидуальность. Предлагаются рекомендации по организации процесса обучения устному переводу.
Ключевые слова: обучение переводчиков; переводческая семантография; стиль профессионального мышления
Загрузить | PDF, 253 Kb
Использование метода сasestudy в дистанционном обучении английскому языку по программе МВА
Рассматриваются дистанционные формы работы в обучении иностранному языку слушателей программы МВА. Как инновационный метод преподавания английского языка описываются метод case-study, особенности учебной деятельности в его рамках, приводится пример работы с кейсом.
Ключевые слова: программа МВА; дистанционные технологии; вертикальная модель обучения; метод case-study
Загрузить | PDF, 260 Kb
Тестовый контроль в процессе изучения иностранного языка
Дан анализ трансформаций системы тестирования в России, вызванных современными социальными условиями и быстрым темпом развития технологий.
Ключевые слова: тестирование; тест; компьютерное тестирование; история создания теста; интеграция; система контроля
Загрузить | PDF, 255 Kb
Модель развития профессиональной иноязычной компетенции студентов направления «Лингвистика и новые информационные технологии» на базе технологий Веб 2.0
Раскрываются специфика и компоненты профессиональной иноязычной компетенции студентов направления «Лингвистика и новые информационные технологии». Описывается трехуровневая модель развития профессиональной иноязычной компетенции, основанная на поэтапном развитии дискурсивно-лингвистического, интерактивно- социолингвистического и креативно-проектного компонентов.
Ключевые слова: Веб 2.0; электронные портфолио; Махара; ИКТ; профессиональная иноязычная компетенция
Загрузить | PDF, 253 Kb
Педагогические и психолингвистические предпосылки обучения грамматике английского языка на младших курсах языкового вуза
Дан анализ возрастных, психологических и психофизиологических особенностей студентов младших курсов как основополагающих факторов организации процесса обучения грамматике иностранного языка в языковом вузе.
Ключевые слова: грамматика; студенты младших курсов; языковой вуз; возрастные; психологические и психофизиологические особенности
Загрузить | PDF, 253 Kb
Формирование художественного восприятия произведений изобразительного искусства в процессе обучения учащихся 5-6-х классов
Описана проблема формирования художественного восприятия. Выделены три ключевых блока критериев определения уровня сформированности художественного восприятия произведений искусства, представлены результаты проведенного экспериментального исследования.
Ключевые слова: формирование художестве
Загрузить | PDF, 368 Kb
Проблема понимания музыки на занятиях дирижированием в музыкальной школе
Представлен спектр воззрений на проблему понимания музыки, и раскрыта авторская точка зрения, полагающая под этим осознанно мотивированное сопереживание и сочувствие в форме художественно-познавательной деятельности по восприятию и исполнению музыкального произведения с опорой на опыт. Утверждается, что наиболее доступным для ребёнка способом достижения понимания музыки на занятиях дирижированием в ДМШ является пластическое интонирование.
Ключевые слова: понимание; музыка; исполнение; дирижирование; эмоционально окрашенное движение
Загрузить | PDF, 254 Kb
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проявление возраста в процессе социальной перцепции
Рассматривается процесс социальной перцепции возрастных характеристик. Доказывается, что проявление возраста в этом процессе имеет как содержательные, так и функциональные особенности, что проявляется в обобщенных перцептивных моделях возраста. В качестве примера анализируется эффект детской внешности. Раскрывается взаимосвязь социальной перцепции возраста с социальными суждениями и поведенческими стратегиями.
Ключевые слова: возраст; социальная перцепция; перцептивная модель возраста; эффект детской внешности
Загрузить | PDF, 255 Kb
Становление профессиональной ментальности студентов - педагогов разных специальностей
Дано авторское определение профессиональной ментальности, выделяются ее структурные компоненты, которые объединяются в психологическую систему. Описываются результаты исследования специфики становления профессиональной ментальности студентов различных педагогических специальностей.
Ключевые слова: профессиональная ментальность; психологическая система; отношения; профессиональное становление студентов
Загрузить | PDF, 254 Kb
Особенности личностного потенциала педагогов общеобразовательных школ
Раскрываются особенности личностного потенциала педагогов начального, среднего и старшего звена общеобразовательных школ. Представлены основные результаты изучения потенциальных возможностей педагогов в практике обучения; проведен сравнительный анализ взаимосвязи уровня личностного потенциала и переменных личности педагога. Определено влияние возраста педагогов на уровень личностного потенциала.
Ключевые слова: личностный потенциал; самоактуализация; креативность; стрессоустойчивость
Загрузить | PDF, 260 Kb
Психологические особенности профессионального самоопределения учащихся с нарушенным слухом
Освещаются проблемы изучения профессионального самоопределения лиц разного возраста с нарушенным слухом. Представлены особенности профессионального самоопределения глухих и слабослышащих учащихся и причины, обусловливающие необходимость психолого-педагогического сопровождения процесса выбора профессии. Анализ развития профессионального самоопределения детей с сохранным и нарушенным слухом позволил установить наличие особенностей - отставание в развитии профессиональной направленности и самосознания, трудности профессионального выбора.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение; лица с нарушенным слухом; трудности профессионального самоопределения; профориентационная работа; психолого- педагогическое сопровождение
Загрузить | PDF, 252 Kb
Специфика лидерства в управлении музыкальным коллективом: суггестивно- волевое воздействие
Рассматриваются специфические функции руководителя художественно-творческого коллектива, существенно отличающиеся от обязанностей руководителя в любой другой отрасли. В контексте педагогики искусства успешное выполнение руководящих обязанностей сопряжено с характером профессионально- личностных качеств и свойств музыканта- руководителя, что требует специального научного исследования.
Ключевые слова: профессионально значимые качества дирижера; воля; суггестия; творчество
Загрузить | PDF, 257 Kb
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И СРАВНИТЕЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
Европейский образовательный дискурс: опыт типологического исследования
Образование рассматривается как глобальная дискурсивная практика, сформировавшаяся на основе идеи «обучающегося общества» и либеральных западных ценностей. Предложена типология образовательного дискурса по уровню его организации и обоснована дифференциация европейского образовательного дискурса в рамках данной типологии.
Ключевые слова: образовательный дискурс; типология; иерархическая типология; европейский образовательный дискурс
Загрузить | PDF, 245 Kb
Провайдеры дополнительного образования взрослых в Германии
Как высокоорганизованные учреждения рассматриваются провайдеры дополнительного образования взрослых в Германии, успешно функционирующие на всей территории страны и удовлетворяющие потребности населения по основным направлениям: общее, политическое и профессиональное образование.
Ключевые слова: провайдеры дополнительного образования взрослых; области и содержание дополнительного образования; представители учреждений дополнительного образования
Загрузить | PDF, 250 Kb
Зарождение науки об образовании пожилых людей в Германии
В качестве одной из актуальных тем современных научных исследований в области геронтологии, андрагогики и социального обучения взрослых анализируется необходимость сохранения активной жизни пожилых людей посредством их обучения.
Ключевые слова: образование пожилых людей; дополнительное образование; исследования; термины; геронтология; реформа; организация; мотивация; учреждения; теоретический и практический материал
Загрузить | PDF, 250 Kb
Философское осмысление проблемы личности в педагогических течениях Германии в конце XIX - начале XX в.
Представлены предпосылки становления реформаторской педагогики в конце XIX - начале XX в., показано влияние ведущей философской мысли на данную теорию. Также обсуждаются проблемы взаимодействия современной системы образования и философии.
Ключевые слова: реформаторская педагогика; теория философии жизни; педагогика личности; целостная личность
Загрузить | PDF, 261 Kb
Ретроспективный анализ системы образования в США (XVII-XIX вв.)
Проводится ретроспективный анализ системы образования в США, рассматриваются становление и развитие средней и высшей школы с XVII до XIX вв.
Ключевые слова: система образования в США; латинские грамматические школы; даровые школы; развитие высшей школы; национальная система образования
Загрузить | PDF, 247 Kb
Франция и Россия в зеркале исторических, социальных, культурных и политических перипетий
Рассмотрено влияние ведущих всемирно известных французских деятелей науки и культуры XIX в. на умы и настроения своих современников в России. Многовековая история противоречивых отношений России и Франции, взаимная притягательность и культурное взаимодействие рассмотрены в русле сближения народов и интегративных процессов современности.
Ключевые слова: культура; образование; воспитание; Франция; Россия; взаимоотношения; галломания; Возрождение; Дидро
Загрузить | PDF, 256 Kb
Организация корпоративного обучения в современной Австралии
Определены причины усиленного развития корпоративного обучения в Австралии, показаны его формы и виды. Выявлена интеграция высшей школы и бизнеса. Проведен контент-анализ обучающих программ трех крупных центров дополнительного образования взрослых в австралийских вузах. Выявлены теоретические подходы австралийских андрагогов к оценке и развитию корпоративного направления.
Ключевые слова: корпоративное обучение; причины развития; формы; виды; программы обучения; теоретические подходы
Загрузить | PDF, 258 Kb
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ. РЕЦЕНЗИИ
Коллективный взгляд на проблемы школы и педагогики за рубежом (Рецензия на коллективную монографию: Проблемы школы и педагогики за рубежом / под ред. Н.Е. Воробьева, И.С. Бессарабовой. Волгоград : Изд-во ВГПУ «Перемена», 2011. 219 с.)
Ключевые слова:
Загрузить | PDF, 168 Kb