Архив журнала


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail:izvestia_vspu@mail.ru, izvestia@vspu.ru ), тел. (8442) 60-28-86

№7 (51) 2010
2010 г.
Тема номера: ИЗВЕСТИЯ ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Серия: Педагогические науки
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
СТАНЕТЛИ ПЕДАГОГИКА НАУКОЙ? (Размышления о творческом наследии В.В. Краевского)
Рассмотрены методологические проблемы научного обоснования обучения, идеи В.В.Краевского об условиях выполнения педагогической наукой прогностической роли по отношению к практике образования.
Ключевые слова: методологическая рефлексия; научное обоснование обучения; принцип единства содержательного и процессуального
Загрузить | PDF, 737 Kb
Контексты функционирования психологического знания в педагогике (методологические проблемы)
Анализируются актуальные для современных педагогических исследований контексты функционирования психологического знания. Обосновывается продуктивность расширительной философской трактовки понятия «деятельность» и деятельностного подхода для выявления специфических особенностей этих контекстов. Демонстрируется необходимость различения объектов педагогики и психологии. Предлагается вариант методологических ориентиров для трансформации педагогических объектов на основе психологического знания.
Ключевые слова: педагогический объект; трансформация педагогических объектов; контексты функционирования психологического знания в педагогике
Загрузить | PDF, 749 Kb
ФИЛОСОФСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ , ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ РЕЛЯТИВИЗМ ИЛИ БАНАЛЬНОЕ НАУЧНОЕ НЕВЕ ЖЕСТВО?
Утверждается, что под лозунгами философского плюрализма и гносеологического релятивизма нередко предстает банальное научное невежество; приводятся конкретные примеры «ревизии» специальной теории относительности на основе искажения исторических и методологических фактов.
Ключевые слова: философский плюрализм; гносеологический релятивизм; ревизионизм; эффект Доплера
Загрузить | PDF, 797 Kb
ПРЕПОДАВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Описаны методы преподавания естественно- научных дисциплин (математики) на факультете открытого образования Финакадемии, образовательный портал, обобщен опыт работы с абитуриентами, студентами заочного и дистанционного отделений.
Ключевые слова: образовательный портал; преподавание естественнонаучных дисциплин; заочное и дистанционное отделения
Загрузить | PDF, 749 Kb
Российское образование в поисках ценностных ориентиров во второй половине XIX - начале XX в.
Анализ педагогической реальности второй половины XIX - начала XX в. сквозь призму ценностного подхода позволяет сделать следующие выводы: система гуманистических принципов является сущностной для антропологической концепции образования; человек выступает высшей ценностью в образовании; образование играет важную роль в становлении ценностного сознания личности.
Ключевые слова: ценность; ценностный подход; антропологическая концепция; образование
Загрузить | PDF, 737 Kb
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Особенности построения системы внутрифирменного обучения, направленной на развитие внутренней мотивации
Рассматриваются подходы к построению системы внутрифирменного обучения. Проводится обзор имеющихся определений и концепций к формулировке понятия «внутрифирменное обучение». Определяется роль мотивационного компонента в построении системы обучения взрослых.
Ключевые слова: система внутрифирменного обучения; мотивация обучения; обучение взрослых; функции системы обучения
Загрузить | PDF, 735 Kb
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТНО - ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Определены сущностные характеристики, функции и содержательные аспекты личностно- профессионального развития будущего учителя. Уточняется сущность понятия «личностно- профессиональное развитие будущего учителя».
Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие; мотивационно-ценностный; деятельностно-практический; структурно- содержательный; эмоционально-волевой; рефлексивно-оценочный аспекты
Загрузить | PDF, 741 Kb
Развитие профессионального мышления будущих учителей-логопедов в процессе анализа педагогических ситуаций
Педагогическое мышление рассматривается как непрерывный процесс анализа субъектом учебно- воспитательных ситуаций, что обусловливает необходимость формирования такого мышления путем включения студентов в квазипрофессиональную деятельность, обучая анализу профессионально-педагогических ситуаций. На примере спецкурса представлен анализ двухлетней опытно-экспериментальной работы по реализации данной задачи в процессе подготовки будущих учителей-логопедов.
Ключевые слова: педагогическое мышление; ситуация; учитель; логопед; спецкурс
Загрузить | PDF, 742 Kb
Сущность адаптации будущих социальных работников к рынку труда как социально- педагогическая проблема
Представлены теоретические и методологические основы адаптации будущих социальных работников к рынку труда. Определены сущность, функции и структурная модель адаптации как социально-педагогической проблемы в контексте высшего профессионального образования.
Ключевые слова: адаптация; социальная работа; рынок труда; выпускник; вуз
Загрузить | PDF, 774 Kb
Развитие профессиональной компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе в межкурсовой период повышения квалификации
Раскрываются сущность и структура понятия
Ключевые слова: развитие; профессиональная компетентность; организационно-педагогические условия; заместитель директора школы по воспитательной работе; муниципальная система образования; внутрифирменное обучение
Загрузить | PDF, 733 Kb
ИННОВАЦИИ В ОБЩЕМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Модернизация педагогического образования в инновационном пространстве федерального университета
Анализируются особенности модернизации образования в эпоху глобализации и основные положения концепции современного образования, ориентация на которые серьезно блокирует модернизационные процессы в педагогическом образовании. Предлагаются концептуальные идеи модернизации педагогического образования в России.
Ключевые слова: глобализация; модернизация образования; педагогическое образование
Загрузить | PDF, 775 Kb
ПРОСТРАНСТВЕННЫ Й ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Поднимается проблема формирования компетентностно-ориентированных основных образовательных программ (ООП). Рассматривается возможность использования пространственного подхода в качестве теоретической основы разработки новых ООП. Предлагается использовать интегральное образовательное пространство как новую форму образовательного процесса, в которой предметные области соотносятся со сферами компетенции.
Ключевые слова: компетенции; пространственный подход; основная образовательная программа
Загрузить | PDF, 730 Kb
ВОСПИТАНИЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТИВНЫХ ТЕХНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ РЕСУРСОВ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Описана проблема этнической толерантности и ее выявления у старших подростков. Обоснованы теоретические основания исследования, изложены проективные техники, направленные на выявление отношения подростков к представителям других этнических групп, а также результаты исследования. Согласно полученным данным, педагогическая работа по повышению этнической толерантности может быть построена на идее деятельностного опосредствования.
Ключевые слова: этническая идентичность; эго- идентичность; психосоциальный мораторий; толерантность; экспликация; проективные техники
Загрузить | PDF, 816 Kb
Интегративный потенциал учреждений дополнительного образования детей (из опыта работы ОГОУ ДОД «Областной центр развития творчества детей и юношества»)
Предложен авторский подход к анализу определения понятия «дополнительное образование детей», выделены особенности учреждений дополнительного образования детей. На примере ОГОУ ДОД «Областной центр развития творчества детей и юношества» проанализированы запросы субъектов внешней среды, определены объект и цели процессов интеграции в учреждениях дополнительного образования детей, сформулирована сущность интегративного потенциала.
Ключевые слова: дополнительное образование детей; учреждение дополнительного образования детей; потенциал; интеграция; интегративный потенциал
Загрузить | PDF, 741 Kb
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Содержание подготовки магистров физико- математического образования по программе «Информатика в образовании» в педагогическом вузе
Рассмотрены особенности построения содержания подготовки магистров физико- математического образования в педагогическом вузе по магистерской программе «Информатика в образовании» на кафедре теории и методики обучения физике и информатике Волгоградского государственного педагогического университета.
Ключевые слова: физико-математическое образование; подготовка магистров; информатика в образовании; модульно- компетентностный подход
Загрузить | PDF, 744 Kb
Наукометрический анализ исследований в области теории и методики профессионального обучения устных переводчиков
Приведены результаты наукометрического исследования в области обучения устному переводу. Выявлен круг цитируемых авторов, теорий и концепций, получивших наибольшее распространение в научной среде.
Ключевые слова: устный перевод; методика обучения переводу; наукометрия
Загрузить | PDF, 750 Kb
ГИПЕРМЕДИЙНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА ОРГАНИЧЕСКО Й ХИМИИ И РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Описана гипермедийная технология интерактивного обучения студентов педагогического вуза, направленная на интенсификацию образовательного процесса и развитие самостоятельной работы студентов.
Ключевые слова: гипермедийная технология; интерактивное обучение; самостоятельная работа; самообразование
Загрузить | PDF, 737 Kb
ГРУППИРОВКА ТЕКСТОВ ДЛЯ ИЗЛО ЖЕНИ Й В ЦЕЛЯХ ОБОГАЩЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
Рассматривается подготовка к написанию изложения в 9-м классе в аспекте обогащения грамматического строя речи учащихся. Анализируются тексты изложений с точки зрения характера построения, выявляются синтаксические особенности каждого типа повествования, исследуется их комбинирование в рамках одного текста.
Ключевые слова: изложение; обогащение синтаксического строя речи учащихся; тип повествования; грамматическое лицо
Загрузить | PDF, 737 Kb
Взаимодействие педагогического коллектива в процессе развития интереса к чтению у школьников
Преодоление падения интереса у учащихся к чтению видится возможным только при тесном творческом сотрудничестве всех участников образовательного процесса. Сформировать потребность в чтении поможет целенаправленная модель сотрудничества, которая предполагает определенную программу, ориентированную как на развитие читательского интереса, так и на формирование всесторонне развитой личности школьников.
Ключевые слова: внеучебная деятельность; читательский интерес; руководство чтением; модель сотрудничества; «педагогика сотрудничества»; компонент модели; механизм модели
Загрузить | PDF, 781 Kb
ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ПРАКТИКУМЫ - ОСНОВЫ организации ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Описаны опыт создания проблемно- ориентированных физических практикумов на кафедре физики МГТУ им. Н.Э. Баумана в условиях открытого образования и видеообучающая система допуска к лабораторным работам, ряд дистанционных лабораторных работ.
Ключевые слова: дистанционные физические практикумы; видеообучающая система допуска; лабораторные работы
Загрузить | PDF, 748 Kb
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО -ПСИХОЛоГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ , СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕ Й И УЧИТЕЛЕЙ О ШКОЛЕ БУДУЩЕГО
В отношении к школе отмечается наличие универсального компонента, тем не менее каждая социальная группа формирует свой специфический образ. Исследование социальных представлений проводилось с применением проективных методик исследования групповых представлений личности: рисунок и сочинение на тему «Какой я представляю себе школу будущего». Дан анализ особенностей социальных представлений о школе будущего.
Ключевые слова: социальные представления о школе будущего; учебное и профессиональное групповое сознание
Загрузить | PDF, 744 Kb
ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ VS РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Описана проблема сходств и различий между речевой и текстовой деятельностью. Особое внимание обращено на диалог, контакт и сотрудничество в процессе межкультурной коммуникации. Автор отдает предпочтение лингво(семио)социопсихологии, рассматривает ее в качестве методологической основы своего исследования и предлагает свой авторский фрейм
Ключевые слова: текстовая деятельность; речевая деятельность; речевое поведение; коммуникативно-познавательная модель овладения технологией текстовой деятельности
Загрузить | PDF, 736 Kb
Формирование критического мышления студентов технического вуза на занятиях по иностранному языку
В условиях становления демократического общества очень важно вооружить молодежь навыками адекватной интерпретации явления окружающего мира, отбора оптимальных способов поведения в конкретных жизненных ситуациях. Поэтому проблема формирования критического мышления у молодежи является актуальной и злободневной.
Ключевые слова: критическое мышление; рефлексивное мышление; развитие; личность; познавательные способности; конкурентоспособна
Загрузить | PDF, 736 Kb
Развивающее значение модельной формы опосредствованного познания в дошкольном возрасте
Освещается роль модельной формы опосредствованного познания в достижении развивающего эффекта обучения в дошкольном возрасте. Необходимым звеном процесса усвоения теоретических знаний и формирования теоретического мышления являются модели. Развивающее значение дошкольного обучения может быть существенно усилено, если в ходе его специально знакомить детей с новыми видами наглядных моделей, учить их активному моделированию в разных видах деятельности.
Ключевые слова: теоретическое мышление; модели; моделирование; наглядные представления; обучение; воображение
Загрузить | PDF, 742 Kb
ТРЕВОЖНОСТЬ У БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ , СОВЕРШИВШИХ ПРОТИВОПРАВНЫЕ ДЕЯНИЯ
Рассмотрены результаты исследования уровня тревожности у больных алкоголизмом, подвергавшихся уголовному наказанию за совершение противоправных поступков. Представлены как литературные данные, так и результаты собственных исследований.
Ключевые слова: психология антисоциального поведения; преступники; тревожность ситуативная; тревожность личностная; методика Спилбергера; больные алкоголизмом; социальное окружение; профилактика аддиктивных форм поведения
Загрузить | PDF, 808 Kb